ГОСУДАРСТВЕННОЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГООБРАЗОВАНИЯ
НАБЕРЕЖНОЧЕЛНИНСКИЙГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
ФАКУЛЬТЕТ ИСТОРИИ ИМЕНЕДЖМЕНТА
Экзаменационная проектнаяработа
по дисциплине «Менеджментв образовании» на тему:
ШКОЛЬНЫЙ ИНТЕРНЕТ-САЙТ
Выполнил студент группы №582
Саитов Ильдар Гербертович
Научный руководитель,
кандидат педагогическихнаук,
доцент Костылева НадеждаЕгоровна
Набережные Челны, 2009 г.
Содержание
Введение
ЧастьI. Команда проекта
ЧастьII. Проектная деятельность
ЧастьIII. Ученический совет
Заключение
Списокиспользованной литературы
Введение
Инновационныепроцессы, идущие сегодня в системеобразования наиболее остро ставятвопрос о поисках резервов совершенствованияподготовки высокообразованной, интеллектуально развитой личности.Обучающиеся должны уметь восприниматьи обрабатывать большие объемы информации, овладевать современными средствами, методами и технологией работы с ними влюбой предметной области. В связи с этиминформационные технологии становятсяне только объектом изучения, но такжесредством и рабочей средой обучения.Интеграция информатики и информационныхтехнологий с другими общеобразовательнымипредметами являются реальнойнеобходимостью, средством расширениявозможностей школьного образования, способом методического обогащенияпедагога и повышения качества обучения.
В основеорганизационно-педагогической моделишколы лежит социальный заказ, отражающийобщественные и индивидуальные потребности, служащий основой для формированиясистемы целей образования. В этой системеиз наиболее важных компонентов являетсяготовность выпускника школы к деятельностив быстро изменяющемся мире, способностьк самостоятельному принятию и реализациирешений. Одна из проблем современнойшколы состоит в том, что в ней недостаточноразвиты интеграционные связи. Частоученик, успешно занимающийся в рамкаходной дисциплины, не может применитьимеющиеся у него знания не то что вреальной жизни, но и в других предметах.Основная причина этого заключается втом, что в общеобразовательной школеосновное внимание традиционно уделяетсянакоплению знаний, в современный жепериод необходимо подготовить выпускникаумеющего применять свои знания в реальныхжизненных ситуациях. Обучающиеся должныуметь воспринимать и обрабатыватьбольшие объемы информации, овладеватьсовременными средствами, методами итехнологией работы с ними в любойпредметной области. В связи с этиминформационные технологии становятсяне только объектом изучения, но такжесредством и рабочей средой обучения.
Интеграцияинформатики и информационных технологийс другими общеобразовательными предметамиявляется реальной необходимостью. Такаяинтеграция является средством расширениявозможностей школьного образования, способом методического обогащенияпедагога и повышения качества обучения.Сегодня наиболее очевидно, что новоекачество образования невозможнополучить, решая педагогические проблемыустаревшими методами, таким образомвышеизложенная преамбула позволяетговорить об объекте проектной работыкак организации школьного процесса всоответствии с инновационными решениямиинформативной среды.
Обновлениеобразовательного процесса реализуетсячерез развитие личностно-значимыхкомпетенций, через использование новыхинформационных технологий, черезпрактику применения метода проектовна различных этапах урока и внеурочнойдеятельности, через создание системыработы по подготовке учащихся к новымреалиям российского образования — Единому государственному экзамену.
Сущностьшкольного образования для всех педагоговзаключается в самообразовании исамовоспитании, в создании условий длясамоорганизации, самоактивизации, самореализации. В своей работеруководствуюсь общепринятыми впедагогическом сообществе Россииключевыми компетенциями, необходимымидля того, чтобы добиться успехов вобразовании, работе и жизни:
1. Психологическаякомпетенция: понимание собственнойценности и ценности других людей; осознание и чувство непрерывности, постоянства и идентичности своегофизического и психического “Я"; способность концентрировать сознаниена себе, своем мире и своем месте вовзаимоотношениях с другими; овладениерефлексией как средством самопознания.
2. Диагностическаякомпетенция: умение понимать и описыватьсобственные эмоциональные состоянияи состояния других людей, не причиняявреда другим; осознание причин ипоследствий, как своего поведения, таки поведения окружающих.
3. Управленческаякомпетентность (потребность всаморазвитии): нахождение самостоятельныхрешений; умение принимать решения; готовность к целеполаганию; умениепринимать на себя ответственность засобственную жизнь, здоровье, своёразвитие.
4. Лингвистическаяи коммуникативная компетенция: владениепсихологическими навыками общения; умение организовать общение; владениеразличными способами общения; умениевзять ответственность на себя; умениеправильно, грамотно и доступно выражатьсвои мысли.
5. Компетенциякритического и креативного мышления: постоянная осознанная готовность кизменениям, поиску новых нестандартныхрешений; критичность к себе, своейдеятельности, ее результатам.
6. Гражданскаякомпетенция: способность к самоуправлениюповедением в соответствии с социальныминормами, правилами, законами.
7. Информационнаякомпетенция: владение компьютернымитехнологиями; изучение и учёт различныхисточников информации; знание приемовработы с источниками; умение выбирать, находить информацию, необходимую дляконкретной ситуации; умение обрабатыватьинформацию, использовать и хранить.
8. Толерантность: способность изменить способ поведенияв зависимости от смены жизненных ситуацийи обстоятельств; терпимость к индивидуальнымособенностям других людей; умениепринимать на себя ответственность засобственную жизнь, своё здоровье.
Таким образомключевые образовательные компетенцииученика будут играть многофункциональнуюметапредметную роль, проявляющуюся нетолько в школе, но и в семье, в кругудрузей, в будущих производственныхотношениях и их формирование являетсяпредметом проекта.
Целью проектакак видно из названия будет создание, функционирование и дальнейшее развитиешкольного интернет-сайта, которыйразместиться на бесплатном хостингеwww.edusite.ruс открытым доступом для всех пользователейинтернет: физические и юридическиелица, родители и учащиеся.
Гипотезапроекта заключается в том, что организацияшкольного сайта, его функционированиебудет способствовать формированиюключевых компетенций учащихся черезактивизацию проектной деятельности пошкольным предметам и работу Ученическогосовета, внедрению информационныхинноваций в деятельность школы.
Для реализациипроекта необходимо качественно подойтик решению целого ряда задач:
Формированиекоманды проекта, состав, распределениефункций между участниками проекта;
Организацияпроектной деятельности учителей иучащихся, работы которых найдут отражениев информационной насыщенности сайта;
ФормированиеУченического Совета и его вклад вразвитие интернет-странички школы.
Структуразадач, последовательность их решенияполностью определяет структуру проектнойработы, в которой автор проследитформирование ключевых компетенций напримере организации школьногоинтернет-сайта.
Часть I. Команда проекта
Сегоднясовременная школа — это большой и сложныйорганизм, здоровая работа которогообеспечивается множеством служб итворческим участием в нем всех участниковобразовательного процесса. Руководитэтим процессом директор образовательногоучреждения, поэтому вполне логично, чтоон же и возглавит проектную команду, куда должны войти директор школы, учительинформатики, заместитель директора поучебной работе и заместитель директорапо воспитательной работе.
Функциидиректора школы по проекту:
определяетсостав команды, распределяет функцииее участников, сферы ответственности, дает указания письменные и устные, перераспределяет обязанности, принимаетрешение о новых участниках проекта;
утверждаетплан и график реализации проекта;
председательствуети заслушивает проектную группу о ходереализации проекта, его стадиях и этапах;
вносит коррективыи предложения по улучшению реализациипроекта;
оговариваетсистему поощрений и наказаний;
на педагогическихсоветах разъясняет учителям о целях изадачах проекта, способствуетинформационному продвижению и ролиучителей и учащихся в проекте;
осуществляетконтроль за ходом реализации проекта;
утверждаетустав Ученического совета;
определяетпомощников на различных этапах реализациипроекта.
Функции учителяинформатики по проекту:
осуществляетадминистрирование школьного интернетсайта;
разрабатываеттехнические вопросы сайта;
создаетинформативный кружок учащихся и совместнорешают вопросы о структуре, оформлению, карте сайта тем самым способствуюформированию у учащихся таких ключевыхкомпетенций как информационная, креативная, лингвистическая, коммуникативная, толерантная ипсихологическая;
осуществляетобратную связь с посетителямиинтернет-сайта;
реализуетсотрудничество с учителями и класснымируководителями по размещению печатнойинформации на сайте об их опыте имастерстве педагогической деятельности.
Функциизаместителя директора по учебной работев проекте:
организуетпроектную деятельность учителей иучащихся, тем самым способствуяформированию таких ключевых компетенцийкак диагностическая, критическая, гражданская и управленческая;
совместно сучителями-предметниками определяют иутверждает тематику проектов графикподготовки и защиты проектов, лучшиеиз которых примут участие в школьнойконференция и будут опубликованы насайте;
совместно сучителями на заседаниях методическихобъединений вырабатываются общиестандарты проектной деятельности икритерии оценки;
обеспечиваетинформационную поддержку метода проектовв целом;
нацеливаетпедагогов на достижение IV уровняпроблемного обучения — творческойактивности учащихся через проектнуюдеятельность.
Функциизаместителя директора по воспитательнойработе в проекте:
курируетУченический совет, то есть органученического самоуправления, которыйпринимает активное участие в информационномобеспечении школьного интернет-сайтаи вносит свои предложения по егоорганизации информативному кружку;
назначает датупрезидентской компании учащихся ивыборы президента ученического совета, функционирование Ученического совета- такая деятельность безусловноспособствует оформлению таких ключевыхкомпетенций, как психологическая, диагностическая, управленческая, лингвистическая, коммуникативная, критическая, креативная, гражданская, информационная, безусловно, и конечноже толерантная. То есть, как мы видим — всех основных ключевых компетенций;
помогаетУченическому совету в решенииматериально-технических вопросов;
совместноразрабатывает устав ученическойорганизации где отражены компетенция, роль и функция совета.
Здесь перечисленыосновные функции участников проектнойкоманды, которые в процессе деятельностии этапов реализации проекта будутрасширяться, ссужаться, перераспределяться, приглашаться новые участники проектаи освобождение от обязанностейдействующих. Все решения носятсовещательный характер при сохраненииглавенства директора школы какруководителя проекта.
Часть II. Проектнаядеятельность
Успех всовременном мире во многом определяетсяспособностью человека организоватьсвою жизнь как проект: определить дальнююи ближайшую перспективу, найти и привлечьнеобходимые ресурсы, наметить пландействий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей.Многочисленные исследования, проведенныекак в нашей стране, так и за рубежом, показали, что большинство современныхлидеров в политике, бизнесе, искусстве, спорте — люди, обладающие проектнымтипом мышления. Сегодня в школе естьвсе возможности для развития проектногомышления с помощью особого видадеятельности учащихся — проектнойдеятельности.--PAGE_BREAK--
Вовлечениеучащихся в проектную деятельностьпроисходит постепенно. Подросткиобладают достаточными знаниями, опытомисследовательской работы, владеютнавыками использования компьютера дляпоиска информации и оформления письменнойчасти проекта. Школьный сайт будетсодержать лучшие эталонные исследовательскиепроекты который послужат основой новымработам. Кроме того, проектная деятельностьпозволяет удовлетворить важныепотребности подростков, учесть ихпсихологические особенности иминимизировать отрицательные проявленияподросткового кризиса:
Если школа непредложит подростку способов реализацииего чувства взрослости, оно можетпроявиться рискованным поведением, уверенностью в несправедливости инеобъективности взрослых; таким образом, проектная деятельность удовлетворяетжелание подростка почувствовать себявзрослым, потребность в равноправии, уважении и самостоятельности, доверительномотношении со стороны взрослых;
Если в ходеучебы оценивается только результатработы и не находится места для оценкиоригинальности замысла и для творческогоподхода, то процесс учения теряет вглазах подростка свою привлекательность; таким образом, проектная деятельностьудовлетворяет склонность подростка кфантазированию, когда результат действиястановится второстепенным по сравнениюс собственным авторским замыслом;
Если подростокне получает приемлемых форм для реализациипотребности экспериментировать, онареализуется в экспериментах со своейвнешностью, а в худших случаях — и спсихоактивными веществами, и здесьпроектная деятельность удовлетворяетстремление к эксперименту, котороепроявляется в попытках определитьграницы своих возможностей, физическихи интеллектуальных.
Именно работанад проектом позволяет задумать ипоставить оригинальный опыт или провестиопрос среди одноклассников, проявитьсобственное творческое видение процессаи результата работы, создать проектныйпродукт, которым смогут воспользоватьсядругие (новое учебное пособие, «шпаргалку»по трудной теме, фильм, литературноеили художественное произведение, творческий вечер, спектакль и т.п.) черезшкольный сайт. Таким образом проектнаядеятельность важна сама по себе, таккак способствует в ходе ее реализацииформированию ключевых компетенций — лингвистическая, коммуникативная, креативная, критическая, а с применениеминформационных технологий добавляетсяеще и информационная.
Применяемыйметод проектов на уроках позволяетговорить о проблемном типе обучения, который обеспечивает не только достижениерезультата (усвоение системы знаний), но и овладение учениками процессомполучения этого результата (усвоениеспособов деятельности по овладениюзнаниями).
Выделяют четыреуровня проблемного обучения:
I уровень — несамостоятельная (обычная) активность.Для него характерно, что учитель саморганизует проблемную ситуацию, вычленяетучебную проблему и излагает факты, приводящие к ее решению. Учащиесявоспринимают объяснение учителя, усваивают образец умозаключения вусловиях проблемной ситуации, выполняютсамостоятельные работы, упражнениявоспроизводящего характера, осуществляютустное воспроизведение изученногоматериала.
II уровень — полусамостоятельная активность.Характеризуется применением прежнихзнаний в новой учебной ситуации. Учительсам организует проблемную ситуацию, адалее уже совместно с учащимисяформулирует проблему, вместе онивыдвигают гипотезы, останавливаютсяна единственно верной, намечают путирешения, обсуждают факты.
III уровень — самостоятельная активность. Характеризуетсятем, что проблемную ситуацию создаетучитель, а решают проблему учащиеся.Данному уровню присуще выполнение работрепродуктивно-поискового типа, когдаученик сам работает по тексту учебника, применяет прежние знания в новойситуации, конструирует, решает задачисреднего уровня сложности, доказываетгипотезы с незначительной помощьюучителя.
IV уровень — творческая активность. Ему присущевыполнение самостоятельных работ, требующих творчества, воображения, логического анализа и догадки, открытиянового способа решения учебной проблемы, самостоятельного доказательства. Этотуровень предполагает, что на основематериалов, рекомендованных педагогом, учащиеся сами определяют проблемы, намечают пути их решения с последующейсамостоятельной реализацией, делаютвыводы, необходимые обобщения.
Согласнопроекту учителя активно включаются всобственную проектную деятельность испособствуют учащимся в овладении имитехнологии проектов. Выполняют рольнаставников, направляют и подсказываютучащимся в каком направлении стоитдвигаться, помогает с выбором литературыи источниковой базы, заранее устанавливаюткритерии оценки. С критериями оцениванияучащиеся знакомятся заранее, в самомначале работы над проектом. Более того, они могут сами предложить какие-либодополнительные критерии. Критерииоценивания являются своего родаинструкцией при работе над проектом.Кроме того, зная заранее, как именно егоработа будет оцениваться, автор проектаможет, улучшая отдельные характеристикисвоего проекта, повысить свой результатили, не имея такой возможности, бытьготовым к более низкой оценке. В любомслучае структура полученного баллабудет понятна учащемуся. Составляютиндивидуальный план работы над проектом(подготовка, планирование, исследование, формулирование результатов и выводов, защита проекта, оценка результатов ипроцесса проектной деятельности) ипредлагают лучшие работы печатать настраницах интернет-сайта, готовятучеников к школьной конференции.
Часть III. Ученическийсовет
За последниегоды в стране произошли серьезныеизменения. Россия стала страной, открытоймиру, демократическим обществом, строящимрыночную экономику и правовое государство, в котором на первое место должен бытьпоставлен человек, обладающий значительнобольшей, чем ранее, мерой свободы иответственности. Важными целямиобразования должны стать: развитие уучащихся самостоятельности и способностик самоорганизации; умение отстаиватьсвои права, формирование высокого уровняправовой культуры (знание основополагающихправовых норм и умение использоватьвозможности правовой системы государства); готовность к сотрудничеству, развитиеспособности к созидательной деятельности; толерантность к чужому мнению; умениевести диалог, искать и находитьсодержательные компромиссы.
Так родиласьидея об Ученическом совете который поформе устройства напоминает правовыеинституты российского государства.Например ежегодно избираемый президент, формируемый из представителей классовпалаты: большая — из старшеклассникови малая — из учащихся средних классов.Организация действует согласнообщеразработанному уставу, утвержденномудиректором школы, в которым определеныцели и задачи организации, порядок ееобразования, функции и обязанностиструктур. Участие школьников в работеУченического совета безусловно будетспособствовать их организации иформированию ключевых компетенций — психологическая, диагностическая, управленческая, лингвистическая, коммуникативная, критическая, креативная, гражданская, информационная и конечноже толерантная. Таким образом именно вэтой структуре сконцентрированынаибольшее количество ключевыхкомпетенций ведь любое государстводаже такое маленькое — это сложныйсоциальный организм. В соответствии свнедрением проекта «Школьныйинтернет-сайт» устав организациидополниться новыми правомочиями:
Осуществлятьобработку и поду информации для сайта, которыми могут быть школьные новости, фотографии, различные публикации истатьи, расписание занятий, доска почетаи прочая информация;
Вносить своипредложения по поводу структуры, оформления и содержания сайта;
Доступ кинтернету по перенятию опыта другихшкол и учреждений, обмен опытом и идеями;
Информированиеучащихся по образовательным программам,
Различнаяпомощь учащимся по любым вопросам.
Этот списокможно продолжать и дальше, но нас преждевсего интересует работа Ученическогосовета, его ресурсность, вклад в развитиепроекта «Школьный интернет-сайт».
Всеобщий охватпроектом, энтузиазм и энергия котороговысвобождается при реализации, заинтересованность дела, даст импульсновым проектам на базе существующих.Это может быть стихотворное творчество, возможностью своего самовыражениячерез странички сайта, открытиетематических блогов, знакомство учащихсядруг с другом по интересам, фоторепортажишкольных событий и многое другое к чемубудет способствовать творческое мышлениеучащихся и учителей в процесс реализацийпроекта, жизнь будет веселой имногообразной, школа станет местом гдеесть место радости, а не только монотонномуобучению и зубрежке. Коллектив станетдружнее и обстановка в целом доверительнойи благоприятной школьному образовательномупроцессу, личный интерес станет залогомформирования ключевых компетенций.
Заключение
Качественныеструктурные и социально-экономическиеизменения последних десятилетий называютпереходом к постиндустриальномуобществу. Они ведут к смене традиционнойпарадигмы общего образования. Жизньтребует от выпускников школ интеллектуальногои нравственного развития, формированиякритического и творческого мышления, умения работать с информацией, ответственности, инициативности, коммуникативности, самостоятельностимышления.
Опыт сотрудничествас педагогическим сообществом нагляднодоказывает, что интеграция с информационнымитехнологиями открывает следующиевозможности для образовательногопроцесса: эффективный свободный доступк самой разнообразной информации; возможности использовать различныеисточники информации; возможностиповышения квалификации через Internet; использование компьютера как средствадля подготовки, печати, и поискаинформации; возможность моделированиядля проведения эксперимента; отработкаопределенных навыков и умений; контрользнаний; организация исследовательскойдеятельности обучающихся; повышениемотивации обучения; увлекательноеобъяснение нового материала; визуализация.
Анализ научныхработ и педагогической литературыпоказал усиление личностной направленностиобразования: необходимость обеспечиватьактивность школьника в образовательномпроцессе, увеличив возможности выборау ученика вариативной образовательнойсистемы и формирование обобщенныхспособностей. А это сопряжено с проблемамиконтроля и оценки ключевых компетенций, так как подавляющее их большинство неподдаются точному диагностированию, измерению, оцениванию. О формированиеключевых компетенций и общем уровнеразвития учащихся, свидетельством ихуспешности в образовании мы можем судитьпо победам учеников на конкурсах, конференциях, олимпиадах разных уровней, результатом считается составлениеметодических пособий и сборников, результат — уровень обученности икачество образования, результат — отношение школьников к предмету иучителю. Результат — это сопоставлениежелаемого в начале пути с конечнымитогом. А итог всего этого — дети вдостаточной степени обладают навыкамимыслительной деятельности, у них развитологическое мышление, они успешны и любяттворить.
Без компетентнойпомощи учащихся не было бы проекта.Школа без реализации нашего проекта несмогла бы вознести ключевые компетенциина более высокий взрослый уровень. Вначале проекта мы поставили гипотезу, которая звучала следующим образом — организация школьного сайта, егофункционирование будет способствоватьформированию ключевых компетенцийучащихся через активизацию проектнойдеятельности по школьным предметам иработу Ученического совета, внедрениюинформационных инноваций в деятельностьшколы.
Безусловно, на протяжении всего проекта мы виделикакие ключевые компетенции формируютсяу учащихся. Действительно при организациишкольного интернет сайта ресурсамиадминистрации, учителей, самих учащихся, возможности бесплатного хостинга сайтаwww.edusite.ru, на серверах которого и будет располагатьсяинтернет-страничка школы у учащихсяшло формирование ключевых компетенций:
1. Психологическаякомпетенция: понимание собственнойценности и ценности других людей; способность концентрировать сознаниена себе, своем мире и своем месте вовзаимоотношениях с другими; овладениерефлексией как средством самопознания.
2. Диагностическаякомпетенция: умение понимать и описыватьсобственные эмоциональные состоянияи состояния других людей, не причиняявреда другим; осознание причин ипоследствий, как своего поведения, таки поведения окружающих.
3. Управленческаякомпетентность (потребность всаморазвитии): нахождение самостоятельныхрешений; умение принимать решения; готовность к целеполаганию; умениепринимать на себя ответственность засобственную жизнь, здоровье, своёразвитие.
4. Лингвистическаяи коммуникативная компетенция: владениепсихологическими навыками общения; умение организовать общение; владениеразличными способами общения; умениевзять ответственность на себя; умениеправильно, грамотно и доступно выражатьсвои мысли.
5. Компетенциякритического и креативного мышления: постоянная осознанная готовность кизменениям, поиску новых нестандартныхрешений; критичность к себе, своейдеятельности, ее результатам.
6. Гражданскаякомпетенция: способность к самоуправлениюповедением в соответствии с социальныминормами, правилами, законами.
7. Информационнаякомпетенция: владение компьютернымитехнологиями; изучение и учёт различныхисточников информации; знание приемовработы с источниками; умение выбирать, находить информацию, необходимую дляконкретной ситуации; умение обрабатыватьинформацию, использовать и хранить.
8. Толерантность: способность изменить способ поведенияв зависимости от смены жизненных ситуацийи обстоятельств; терпимость к индивидуальнымособенностям других людей; умениепринимать на себя ответственность засобственную жизнь, своё здоровье.
Список использованнойлитературы
Алексеев Н.Г. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся / Н.Г. Алексеев, А.В. Леонтович, А.С. Обухов, Л.Ф. Филиппова. — www.researcher.ru/teor/teot 0001. esp
Алексеев Н.Г. Критерии эффективности обучения учащихся исследовательской деятельности /Н.Г. Алексеев, А.В. Леонтович. — www.researcher.ru/teor/teor_0004. esp
Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. История для завтрашнего дня. — М. 1999.
Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательные технологии. — М., Народное образование, 2001. — С.24-34.
Дахин А. Компетенция и компетентность: сколько их у российского школьника? // Народное образование №4, 2004г. — с.136-137.
Журавлева О.Н. Формирование навыков компьютерного пользователя в системе повышения квалификации учителей истории. // Преподавание истории и обществознания в школе №5, 2003г. — с.66-69.
Ксензова Т.Ю. Перспективные школьные технологии. М.: Педагогическое общество России, 2000г. — 224с.
Кузьмина Н.В. Способности, одаренность, талант учителя. Л.: 1987.
Новик М. Современные технологии в образовании // Новые знания, 1999, №3, с.17-21.
Новикова Т.Г. Проектирование эксперимента в образовательных системах. — М., 2002.
Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Под. ред. Полат Е.С. М.: “Академия”, 2002г. — 272с.
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование, 1998г. — 256с.
Сергев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. М.: АРКТИ, 2003г. — 80с.
Тюляева Т.И. Настольная книга учителя история. М.: “Издательство Астрель”, 2003г. — 523 с.
Хуторской А. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования. // Народное образование №2, 2003г. — с.58-65.
Ялышева Л.В. Исследовательская деятельность — условие развития творческой личности. — www.researcher.ru/practice/a 15107m. esp
Ссылки (links):
www.researcher.ru/teor/teot%200001.espwww.researcher.ru/teor/teor_0004.espwww.researcher.ru/practice/a%2015107m.esp