/>
КУРСОВАЯ РАБОТА
ЭФФЕКТИВНЫЕ СПОСОБЫ СОЗДАНИЯ ИРАЗРЕШЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНФЛИКТА В УСЛОВИЯХ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА
по дисциплине «Педагогика»
2010
Содержание
Введение
Глава I. Теоретическиеосновы педагогического конфликта
1.1 Понятие «педагогический конфликт» и его особенности
1.2 Методики создания и разрешения педагогического конфликта
Глава II. Практическоеприменение методик создания и разрешения конфликта
Заключение
Список литературы
Введение
Педагогическое общение –сложная для изучения проблема. Но, несмотря на все трудности, с которымисталкивается исследователь, в свете гуманизации системы обучения в начальных исредних профессиональных образовательных учреждениях анализ аспектов педагогическогообщения становится все более актуальным.
Наибольшую остротуприобретает тема конфликтов между преподавателями и подростками, а такжеизучение правил поведения в конфликтных ситуациях и эффективных стратегий ихразрешения.
Несмотря на то, чтомежличностные конфликты не устранимы из общения, особенно педагогического, ксожалению, на данном этапе развития системы обучения и воспитания подростков,подготовки профессиональных педагогов в специализированных учреждениях недостаточно внимания уделяется тренингам стратегий анализа и выхода изконфликта, а также правил поведения в таких ситуациях для преподавателей.
Конфликты впедагогическом общении, которые ведут к накоплению негативного опытавзаимодействия с преподавателями, сверстниками в рамках образовательногоучреждения, препятствуют полноценному развитию личности, что противоречитосновной цели обучения и воспитания в Российской Федерации.
Научной разработкойпроблемы конфликтов занимались отечественные психологи и педагоги: Л. С.Выготский, Н. Е. Щуркова, В. М. Афонькова, В. И. Журавлев, Г. М. Андреева, А.И. Шипилов, О. С. Гребенюк, А.Я. Анцупов, А.А. Лобанов, Е.В. Буртовая, В.Ю.Питюков, М.И. Станкин, М.М. Рыбакова, А.С. Чернышев, С.В. Баныкина и т.д.
Исходя из вышесказанного,мы поставили цель нашего исследования – выявить наиболее эффективные способысоздания и разрешения педагогического конфликта в условиях педагогическогопроцесса.
Объект исследования –педагогический процесс.
Предмет исследования – педагогическийконфликт в педагогическом процессе профессиональной школы.
Гипотезой исследованияявилось предположение о том, чтоконфликт в педагогическом процессе
Для решения задачисследования и проверки гипотезы использованы методы: изучение и анализпубликаций, статей и другой научной литературы, сравнительный метод.
Задачи исследования:
1. Выявить особенности протеканияпедагогического конфликта в условиях педагогического процесса.
2. Определить способы создания иразрешения педагогического процесса.
3. Разработать методические рекомендациипо созданию и разрешению педагогического конфликта.
Глава 1. Теоретическиеосновы педагогического конфликта
1.1 Понятие «педагогический конфликт» иего особенности
Педагогическое общениепредставляет собой коллективную систему социально-психологического взаимодействия.Причем линии общения находятся в постоянном взаимодействии, пересекаются и взаимопроникаютдруг в друга.
Взаимодействие педагога сучащимися происходит в различных ситуациях. Чаще всего эти ситуации моделируети создает педагог и применяет их в педагогических целях для организацииучебнойдеятельности, для научно обоснованного структурирования взаимнойдеятельности преподавателя и учащихся. Такие ситуации называютсяпедагогическими. Нередко они могут носить конфликтный характер [10].
В научной литературеконфликт трактуется неоднозначно. Существует множество определений этоготермина. Так А.А. Лобанов термин «конфликт» трактует, как столкновениепротивоположных интересов, взглядов, стремлений, как серьезное разногласие,открытый спор, приводящий к борьбе [11, С.143].
В.Ю. Питюковконфликтудает следующее определение: конфликт — это и разрушение и созиданиеодновременно, поскольку противоречие, лежащее в его основе, должно бытьосмыслено субъектами, устранено, и взамен его должны быть созданы новые отношения[1, С.106].
Для того, чтобы говоритьоб общении в конфликтных ситуациях, необходимо понимание сущности конфликта ипроисходящих в нем процессов.
Важно отметить, чтоконфликт отражает противоречивое устройство мира, его двойственность. Всехорошо знают, что существует день и ночь, война и мир, добро и зло, молодость истарость и т.д. В системе образования тоже можно выделить ряд противоречий. Вобразовательных учреждениях учащихся ориентируют на такие качества, какдоброта, честность, порядочность, трудолюбие, а окружающая действительностьпреподносит примеры варварства, нечестности, непорядочности, тунеядства.
С оной стороны, педагогипризваны приобщить воспитанников к соблюдению сложившихся в обществе требований(«ты должен»), а с другой – заботиться о развитии свободной личности («тыимеешь право»)[11].
Педагогический контекстрассмотрения конфликта имеет особое значение для учебной практики. Конфликтмежду преподавателем и учащимися (или группой, коллективом), учащихся друг с другомтак же, как и педагога с коллегами, всегда имеет в своей основепротиворечие[1].
Однако, наличиепротиворечия – это еще не конфликт, а всего лишь возможные предпосылки к еговозникновению между людьми. Противоречие не обязательно перерастет в конфликт.
Одним из признаковконфликта является личностный смысл того или иного противоречия для конкретногосубъекта, когда данное явление оказывает существенные влияния на его чувства,поведение. До тех пор, пока не происходит столкновение личностных смысловсубъектов, конфликт между ними не возникает.
Для того чтобы произошлостолкновение личностных смыслов, необходимы определенные обстоятельства,называемые конфликтной ситуацией[Приложение 1].
Конфликтная ситуация –это сочетание обстоятельств, при которых создаются условия для обнаружениясущественных различий во взглядах, интересах и намерениях субъектов, имеющихдля них личностный смысл [11, С.145].
Конфликтная ситуация-это конфликт в потенции, так какнаметившееся противоречие еще завуалировано, скрыто от субъектов или, по крайнеймере, от одного из них [1, С.107].
Отметим, что конфликтнаяситуация может и не перерасти в конфликт, если не произойдет прямогостолкновения интересов противоборствующих сторон. Но, если же оно произошло, токонфликтная ситуация будет принимать вид инцидента. Здесь стороны не будутбезмолвствовать, а открыто станут обнажать свои интересы, высказывая их воткрытом разговоре либо путем передачи письменных сообщений.
Если назреваниеконфликтной ситуации можно и не заметить, не обратив внимания на чье-тонедовольство, на то, что нарушаются чьи-то интересы, то инцидент не заметитьнельзя. Инцидент является своеобразным внешним выражением и недовольства, инакопившихся претензий, и желания изменить сложившееся положение вещей в своюпользу, проявляющийся не только в виде высказанных требований или условий, нотакже в виде раздражения, обиды или угрозы в голосе, в форме резких движений ижесткой лексики. Инцидент – это такое внешнее проявление накопившихсявнутренних противоречий между субъектами общения, которое может заявлять о себесловами, криками, угрозами, ругательствами, мимикой, а порой и ненормативнойлексикой и рукоприкладством. Поэтому часто момент возникновения инцидентасчитают началом конфликта [11].
Теперь остается сделатьпоследний шаг — снять противоречие, разрешить конфликт. Это позволит субъектамподняться на новый уровень взаимоотношений, по-новому выстроить свое поведение.
Описанная динамикаотносится к содержательным конфликтам, но наряду с ними достаточно частовстречаются конфликты пустые, имеющие иную природу. В их основе лежитнеустойчивое психическое самочувствие человека, его особое состояние в какой-томомент. Игнорирование окружающими этого состояния и приводит к пустомуконфликту, разрешение которого не требует сложной технологическойинструментовки, поскольку устраняется демонстрацией уважения к человеку,предоставлением ему возможности проявить свою индивидуальность или простопобыть наедине с самим собой [1].
Конфликты впедагогической ситуации очень специфичны и отличаются от обычных не столькотем, что происходит «столкновение статусов», но сколько тем, что конфликтнаяситуация для подростка должна стать воспитательной. В их разрешении педагогдолжен учитывать и возрастные особенности, мотивы и стремления конфликтующихсторон, а также многое другое.
Конфликты могут бытьследствием различных причин. Причины межличностных конфликтов в педагогическомколлективе в основном связаны с нарушением взаимосвязей, установленных впроцессе совместной педагогической деятельности. Это могут быть связи деловогохарактера, возникающие между преподавателями, руководителями по поводу самойпедагогической деятельности. Уровень этих взаимосвязей определяется целями изадачами деятельности, уровнем профессиональной подготовки и компетенции,интересами, склонностями педагогов. Взаимосвязи «ролевого» характеравозникают при необходимости соблюдения правил, норм, соответствующихпрофессиональной этике. Взаимосвязи личного характера устанавливаются междупедагогами в процессе совместной деятельности и определяются их индивидуальнымиособенностями.
В зависимости отназванных взаимосвязей отечественные педагоги В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н.Шияноввыделяют три основные группы конфликтов в педагогическом коллективе.Первая группа включает профессиональные конфликты, которые возникают какреакция на препятствия к достижению целей профессионально-педагогическойдеятельности, когда нарушаются деловые связи.
Такие конфликты являютсяследствием некомпетентности педагога, непонимания целей деятельности, безынициативностив работе и др. Ко второй группеотносятся конфликты ожиданий, возникающие в техслучаях, когда поведение педагога не соответствует нормам взаимоотношений,принятым в педагогическом коллективе, когда поведение и деятельность несоответствуют их ожиданиям по отношению друг к другу. Это бестактность поотношению к коллегам и учащимся, нарушение норм профессиональной этики,невыполнение требований коллектива и др. Такие конфликты возникают принарушении взаимосвязей «ролевого» характера. Третья группа затрагиваетконфликты личностной несовместимости, возникающие в результате личностныхособенностей участников педагогического процесса, особенностей характера итемперамента. Проявление несдержанности, завышенная самооценка и самомнение,эмоциональная неустойчивость, чрезмерная обидчивость лежат в основе конфликтовданной группы[12].
1.2 Методики созданияи разрешения педагогического конфликта
Разрешение конфликтаявляется творческим актом, и здесь не может быть уникального рецепта.Индивидуальный поиск решения и его реализация конкретным человекомосуществляется с учетом множества факторов складывающейся ситуации. Освоениетехнологии разрешения конфликта помогает представить структуру этого процесса,выделив в нем ключевые звенья, способствует расширению арсенала способов выходаиз конфликта, делает возможным распознавание конфликта на самых начальныхстадиях.
Первым этапом на путиразрешения конфликта является его обнаружение. От умения видеть конфликт наначальных стадиях развития зависит многое: его продолжительность и острота,возможность или невозможность корректирования взаимоотношений, а также способразрешения противоречия.Педагог обнаруживает конфликт, фиксируя измененияотношения подростков (по вербальному или невербальному проявлению).
Зафиксировав изменениепозиции, педагогу необходимо проанализировать состояние учащегося в этотмомент, чтобы определить, пустой это конфликт или содержательный, и взависимости от этого планировать свои дальнейшие действия.
В отдельных случаяхнестандартное, неожиданное поведение подростка может быть спровоцированообстоятельствами, столь же нестандартными и непредвиденными, поэтому они тожедолжны быть учтены при анализе сложившейся ситуации и выборе формыпедагогического воздействия.
Реально эти операции(обнаружение изменения отношения, анализ состояния субъектов, анализобстоятельств) сливаются в один жизненный акт, дающий общее впечатление отпроисходящего, что в итоге позволяет судить о ситуации, классифицируя ее какконфликтную или бесконфликтную.
Несогласованность мненийв группе или между двумя субъектами приводит к разногласиям, при этом отдельныереплики или целые фразы принимаются буквально в штыки или игнорируютсясобеседником. В момент разногласий субъекты высказывают свои индивидуальныемнения, но не придают большого значения доводам. Главное здесь — показать своеотличие, заявить о себе, привлечь внимание. Если оппонент проявляетнастойчивость, то разногласия трансформируются в противодействия,препятствующие реализации друг друга.
Не желая уступать другдругу, субъекты конфликта временно применяют выжидательную оборонительнуютактику, наблюдая за тем, как отреагирует соперник на осуществленноепротиводействие. Стоя на своем, они показывают непоколебимость прежнихиндивидуальных позиций, что приводит к обострению ситуации и противоречия: этоможет быть названо этапом противостояния.
Дальнейшее развитиеконфликта характеризуется конфронтацией взаимоотношений, приобретающей формупротивоборства. Накал эмоций таков, что ни педагог, ни учащийся не стесняются вспособах выражения неприязни; это нередко ведет к утрате собственногодостоинства и подмене конфликта скандалом. Чтобы избежать такого положения,внимание педагога должно быть сконцентрировано на противоречии, а не наэмоциональной стороне конфликта.
Результатомпротивоборства, как поступательного движения в рамках обострениявзаимоотношений, становится одна из двух форм: разрыв отношений (если соперникиравны по силе и позиции) или принуждение (когда одна из сторон обладаетбольшими возможностями).
Схематично перечисленныеформы развития конфликта можно представить в виде своеобразной«лесенки», каждая ступенька которой при движении снизу вверхобостряет отношения между субъектами, накаляет психологический климат, усложняятем самым разрешение противоречия [Приложение 3].
Названные формы неисчерпывают всего многообразия проявлений конфликта, но позволяют проследитьдинамику их стремительного перехода и иллюстрируют необходимость раннейдиагностики конфликта для его разрешения.
Вторым этапом разрешенияконфликта становится анализ ситуации. Анализ начинается с четкого обрисовываниясобытия. Здесь учитывается все: обстоятельства, реплики, психологическийнастрой как отдельных учащихся и педагога, так и всейгруппы, история развитиявзаимоотношений, возраст, уровень индивидуального развития и многое другое.Четкомуобрисовыванию события способствует профессионально-педагогическая памятьпедагога, его умение распределять внимание, выделять главное и второстепенное,способность видеть, улавливать мелочи.
После того как картинасобытия воссоздана, педагогу следует проанализировать сложившуюся коллизию, тоесть определить взгляды, стремления и интересы каждой из сторон.
Позиционное различиевзглядов на характер взаимоотношений становится сутью противоречия: педагогориентирован на норму, обеспечивающую ему удобство в работе; ребенокориентирован на отношение к себе как участнику разворачивающегося общения. Ихстремления отстоять свои взгляды определяют действия, направленные друг противдруга, а личный интерес привносит элемент азарта в эту борьбу.
Тщательный анализвзглядов, стремлений и интересов действительно помогает педагогу выявитьпротиворечие, но не для того, чтобы знать о нем, а для того, чтобы произвестиследующий этап анализа — оценить случившееся с точки зрения перспективыразвития личности. Иначе говоря, спросить себя и ответить на свой вопрос:«Что даст разрешение данного конфликта для личностного ростаребенка?» — и в зависимости от этого определить, какие акценты следуетрасставить.
Третьим этапом становитсянепосредственно разрешение конфликта. Первым шагом в этом направлении будетснятие психического напряжения. До тех пор, пока оно сохраняется в отношенияхмежду людьми, конфликт не разрешить. Снятие напряжения осуществляетсяразнообразными способами: просьбой о прощении, демонстрацией симпатии, шуткой,отвлечением, переключением на другие объекты и деятельность, предоставлениемправа на несогласие; соответственно изменяются интонации, избираетсяоптимальная дистанция общения (физическая и социальная) и многое другое. Послеего реализации противоречие исчерпывается, и последнее, что остается сделать —инструментовать обоюдную удовлетворенность от разрешения конфликта, то естьпоблагодарить всех за помощь в решении проблемы [1].
Педагоги ( Щуркова Е.Н.[3] и Питюков В.Ю. [1]) выделилинесколько способов разрешения конфликта, индивидуальнаяинтерпретация которых делает их применение творческим и разнообразным [Приложение2].
Наиболее простым способомразрешения конфликта является проявление нежности по отношению к партнеру.Неясностью легко удается разрядить обстановку, снять напряжение, погаситьагрессию и другие неблагоприятные проявления психики. Например, послеочередного замечания в адрес учащегося с его стороны звучит раздраженнаяреплика, что к нему все придираются и ему это изрядно надоело. Проявлениемнежности педагогу удается снять это состояние ребенка: «Не знаю, какдругие, а у меня всегда так получается — кого сильнее всех люблю, тому большевсего от меня достается. Ты уж прости меня, пожалуйста...»
Столь же легким способомразрешения конфликта, но более изящным, а потому требующим чутья, мастерства ивиртуозности, является использование юмора. Юмор – это беззлобно-насмешливоеотношение к чему-либо или к кому-либо [11, с. 154]. Благодаря юмору участникиконфликта имеют возможность подняться над ситуацией и увидеть в ней смешныеэлементы. При этом важно, чтобы шутка была доступна для понимания каждого изсубъектов, чтобы она не содержала сарказма или иронии, не была оскорбительнадля них.
Компромисс одна изнаиболее эффективных и наиболее распространенных форм разрешения конфликта. Подкомпромиссом понимается взаимная обоюдная уступка субъектов друг другу наоснове соглашения между ними. Используя эту форму, педагог не только разрешаетконфликт, но и повышает самооценку детей, поскольку апеллирует к ихдостоинствам, приглашая к совместному поиску выхода из сложившейся ситуации.
В отдельных случаях дляразрешения конфликта используется форма третейского суда. Суть его заключаетсяв том, что конфликтующие стороны обращаются за советом к третьему, независимомулицу. В несколько извращенном виде данная форма довольно широко используетсяпедагогами: по какой-то неизвестной причине этим независимым лицом вбольшинстве случаев считаются либо директор, либо завуч. При возникновенииконфликта провинившегося подростка без разговоров ведут к представителюадминистрации, снимая с себя ответственность за судьбу этого ребенка. Конфликтже в этих случаях обычно не разрешается, административное воздействие не снимаетпротиворечия, возникшего между педагогом и подростком.
Разрешение сложившейсяколлизии иногда совершается путем обоюдного анализа. Реализуя эту форму,педагог должен позаботиться о создании благоприятной, доброжелательнойатмосферы, иначе анализ превратится в разборку поведения учащегося. Для такогоразговора могут быть разработаны специальные правила, типа «Не давить наавторитеты», «Выслушивать до конца, не перебивая», «Необвинять, а анализировать» и т.п.
В особых случаях, когдаконфликт зашел слишком далеко, педагог вынужден прибегать к психологическиболее сложным способам, таким, как ультиматум, временное расставание ипринуждение. При этом следует иметь в виду, что форма временного расставаниябудет эффективной только в коллективе, а в диффузной группе она дискредитируетсебя и подрывает авторитет воспитателя. Использование же ультиматума ипринуждения оправдано только в экстраординарных условиях, когда требуетсярезкое изменение поведения ребенка, ибо дальнейшее развитие событий можетнанести вред здоровью и жизни [1,3].
Основным звеном приразрешении возникшей конфликтной ситуации, по мнению М.М. Рыбаковой [5], можносчитать проведение психологического анализа. Именно он позволяет в дальнейшемизбегать повторения возникших инцидентов или помогать их успешно разрешатьколлегам.
Совместно с практическимиработниками учебных заведений М.М. Рыбаковой [5] разработаны варианты опорныхсхем для проведения анализа ситуаций. Наиболее интересны из них следующие:
1. Описаниевозникшей ситуации, конфликта, поступка (участники, место возникновения,деятельность участников и т. д.);
2. Чтопредшествовало возникновению ситуации;
3. Какие возрастныеи индивидуальные особенности участников выявились в их поведении, ситуации,поступке;
4. Ситуация глазамиподростка и преподавателя, мотивы действующих лиц; личностная позиция преподавателяв возникшей ситуации (отношение его к подростку), реальные цели педагога вовзаимодействии с учащимся (чего он хочет: избавиться от учащегося, помочь емуили же он безразличен к нему); что, нового узнал преподаватель об учащихся изситуации, поступка (познавательная ценность ситуации для преподавателя);основные причины возникшей ситуации или конфликта и его содержание (конфликтдеятельности, поведения или отношений);
5. Варианты погашения,предупреждения и разрешения ситуации, корректировка поведения учащегося;
6. Выбор средств иприемов педагогического воздействия и определение конкретных участниковреализации поставленных целей в настоящее время и на перспективу.
После полноценногоанализа возникшей конфликтной ситуации необходимо выбрать способы еёразрешения. В зависимости от стиля преподавания, опыта работы в образовательнойсистеме каждый педагог выбирает разные способы выхода из конфликта, которые невсегда являются эффективными.
Первый способ состоит в перечислении проступков учащихся,а также педагогических приемов и действий преподавателя, которые должнывосстановить порядок. Такой анализ ситуации чаще используется педагогами,которые торопятся «принять меры» к нарушителям порядка и мало интересуютсяличностью самого ребенка, мотивами его поступка.
Второй способ анализа ситуации характеренфрагментарным привлечением психологических знаний без достаточно глубокой ихпереработки. Психологические знания используются лишь для обоснованияпедагогических приемов воспитательного воздействия. Подобным способом анализаовладевает большинство педагогов. Здесь заметно появление интереса к психологическимособенностям подростка, но провести более детальный анализ мешает недостаточноглубокое знание возрастных и индивидуальных особенностей и их проявлений впоступке подростка.
Третий способ анализа ситуации: перенос вниманияпри анализе ситуации с поступка на личность учащегося, когда центром вниманиястановится сама ситуация или поступок, а учащийся, его личность. С этого иначинается поиск причин конфликта, поступка, ситуации.
В данном типе анализапроявляется личность самого анализирующего: для одних характеренинтеллектуально – рассуждающий анализ, поиск объективных причин возникшей ситуации,другие склонны к эмоционально – рефлексирующему анализу, стремлению увидетьситуацию глазами учащегося, понять его переживания. Во всех случаях ценноотсутствие стереотипности при анализе ситуации, умение увидеть подростка в нейсо всеми его проблемами, найти возможность понять его и помочь.
Четвертый способ анализа ситуации включаетпредложение вариантов предупреждения конфликта путем нестандартного егоразрешения (возможно в нескольких вариантах) [5].
Другойисследователь конфликтов в педагогическом процессеСтанкин М.И. считает, чтоосновной путь воздействия на конфликтующих — убеждение.Долг арбитраубедить противоборствующие стороны, что конфликт вредит всем его участникам иколлективу в целом. После чего раскрыть подлинный объект конфликта и указатьпуть его разрешения на принципиальной основе. Одновременно ведетсяиндивидуальная работа с обоими противоборствующими лицами или группировками.Только в крайнем случае создается ситуация всеобщего возмущения поведениемодной или обеих конфликтующих сторон.
Всложных случаях перед началом работы по примирению сторон полезнопредварительно проанализировать ситуацию. Для этого необходимо установитьучастников и инициаторов конфликта, выявить, какие цели они преследуют, чьиинтересы и каким образом затронуты, каково отношение других членов коллектива ксложившейся ситуации? Недостаточная предварительная подготовка, непродуманноерешение могут усугубить случившееся, резко осложнить выход из конфликта.
В техслучаях, когда убеждение не помогает, используются прямые и косвенные способывыхода из конфликтной ситуации.
Прямойпуть реализуется следующим образом: поочередно пригласив к себе обеконфликтующие стороны, педагог с целью выявления подлинного объекта конфликтапредлагает каждому изложить суть и причины столкновения. При этом он проситприводить только сухие факты, без их эмоциональной окраски. Уточнив факты,выявив объект конфликта и сделав выводы, преподаватель вызывает противостоящиестороны и предлагает им свое решение. Если это не даст результата, взаимныепретензии могут быть высказаны участниками конфликта друг другу на собрании. Вэтом случае решение принимается после выступления участников собрания, ипредседательствующий, подводя итог, высказывает требования всего коллектива.
Косвенныепути ликвидации последствий конфликта:
· Объективизацияконфликта.Следуетрассмотреть причины столкновения, разложив их по полочкам. Обе стороныпоочередно участвуют в обсуждении каждого пункта. При этом конфликт утрачиваетэмоциональное напряжение, его легче урегулировать.
· Погашение эмоциональноговозбуждения.Поочередноприглашаяк себе всехучастников конфликта, руководитель дает им возможность полностью выговориться.Здесь необходимо проявить терпение, не торопить и не перебивать говорящего.Желательно поддержать его и эмоционально. Причем эмоциональная поддержка совсемне говорит о согласии с поведением человека. Сочувствие и согласие — совсем неодно и то же. Выговорившись полностью, обиженный чаще всего самостоятельновспоминает, что у его «противника» есть и хорошие стороны характера и что, хотяон и чувствует себя пострадавшим, мог бы и сам вести себя умнее, мягче.Умиротворенный разрядкой участник конфликта легче принимает доводы старшего.
· Авансированиепохвалой. Сочувственновыслушав одного из конфликтующих, следует отметить какие-либо его положительныечерты характера, заслуги. Обязательно надо указать только то, что есть на самомделе. И на этом положительном фоне высказать удивление по поводу совершенногопоступка, который привел к конфликту. Нередко этого бывает достаточно, чтобывызвать желание пойти на мировую.
· Раскрытие«секрета» рефери (судьей). Когда ссора зашла слишкомдалеко и оппоненты предельно взвинчены, не доверяют друг другу, желательно,чтобы авторитетный для обеих сторон нейтральный человек в разговоре сначала содним, а затем с другим конфликтующим сказал об их общей точке зрения покакому-нибудь вопросу, а еще лучше сообщил одному из спорящих, как «соперник»за что-либо его похвалил. Причем объект обращения не должен почувствовать, чтоего «ведут» к примирению.Для этого большая часть беседы посвящается какой-либоинтересной и далекой от проблемы конфликта теме и только вскользь реферикасается цели своей беседы. Обиженный студент, узнав о хорошем отзыве о немконфликтующего с ним товарища, невольно задумываетсяо компромиссе.
· Воспроизведениесказанного соперником. Старшийпросит одного изучастников конфликта повторить две-три последние фразы оппонента. Невольновникая в смысл слов «противника», спорщик задумывается о справедливости,правильности своей точки зрения. А кроме того, этот прием уменьшает накалстрастей. Целесообразно также поменять спорящих местами. Один использует вспоре аргументы другого, встав на его позицию, и наоборот. Сделать это непросто. Но если авторитетному руководителю такой прием удается, то взгляд нассору глазами соперника быстро утихомиривает конфликтующих.
Опора надуховность и интеллект конфликтующих. Используя технические средства (киноаппарат, магнитофон, видеомагнитофон),фиксируют выражение лиц и содержание аргументации конфликтующих. Затем вприсутствии обеих сторон старшийжестко, без снисхождения показывает гримасы налицах и ошибки в аргументации спорящих, а иногда и их недобросовестность, еслиона имела место. Беспощадно разоблачаются грубость, бестактность, подменатезисов оппонентами. После этого ставятся благородные цели, доступные и близкиеобоим конфликтующим [2].
Отечественныепедагоги Л.А. Байкова, Л.К. Гребенкина, О.В. Еремкина и др. [6] при разрешенииконфликта с обучающимисярекомендуют использовать следующий алгоритм анализапедагогической ситуации и решения педагогической задачи.
1. При вступлении в конфликт:
· определитепроблемы, относящиеся к ценностной сфере (стоит ли настаивать на своем, значимоли это?);
· определите вашиценностные альтернативы;
· проанализируйтепоследствия разрешения конфликта (в близкой и дальней перспективе);
· определитепричины возникновения конфликта (те противоречия, которые привели к еговозникновению, цели и мотивы участников конфликта);
· проанализируйтевзаимоотношение участников до возникновения конфликта;
· выявите, есть лилица, заинтересованные в конфликте или его позитивномразрешении;
· определите своизадачи (каков должен быть позитивный результат, удовлетворяющий интересы обеихсторон и улучшающий дело);
· выберите способывзаимодействия с оппонентом, не унижающие ни однуиз сторон. Мысленно проиграйтекак можно больше позитивных вариантов решения конфликта.
2.Возьмите на себя управление разрешением конфликта:
· проявитеинициативу в поиске консенсуса: кто делает первый шаг, тот и выигрывает. (Есливы чувствуете, что не правы, признайте это сразу);
· в началепереговоров используйте «Я-сообщение», «Активное слушание»;
· дайтепочувствовать своему оппоненту его значимость; не выдвигайте сразу своитребования и условия, подчеркните точки соприкосновения, взаимные интересы;
· обосновывайте,аргументируйте свои доводы, ищите альтернативу, демонстрируйте своюзаинтересованность человеком и его проблемами.
Ю.Б.Гиппенрейтер [6, С 153] предлагает способ «беспроигрышного разрешенияконфликтов» с воспитанниками. Его технология:
1. Активное слушание.
2. «Я-сообщение».
3. Сбор возможных решений: «Как же намбыть?».
4. Оценка предложенных решений и выборнаилучшего.
5. Детализация принятого решения.
6. Выполнение принятого решения,контроль.
7. Анализ осуществленного дела.
Лучше,если деятельность будет анализировать сам подросток, например, после вопроса:«Как у нас идут дела?».
«Активноеслушание» и«Я-сообщение»предупреждают возникновение конфронтациимежду педагогом и подростком.
«Активноеслушание»(констатациячувств собеседника). Во всех случаях, когда подросток расстроен, обижен,потерпел неудачу, когда ему больно, стыдно, страшно, когда с ним обошлись грубоили несправедливо, даже когда он голоден или устал, мы говорим, что у негоэмоциональная проблема.Первое, что нужно сделать, — дать ему знать, что вычувствуете его переживание. «Озвучивание» чувств подростка помогает снятьконфликт или напряжение.
«Я-сообщение»(констатация своих чувств). Есличто-нибудь не нравится в действиях подростка — не упрекать. На упреки типа«Опять ты!» подросток обычно отвечает отрицанием, обидой, защитой. «Я — сообщение» имеет ряд преимуществ: оно позволяет в необидной форме выразитьнегативные чувства; позволяет подростку узнать ощущения и чувствапедагога; высказывая свои чувства без приказа, осуждения или выговора, мыоставляем за подростком возможностьсамому принять решения и учесть нашипереживания[6].
Причиной многихконфликтов руководители учебных заведений считают низкий уровеньпедагогического общения преподавателей, которые не могут вовремя остановиться,избежать резких слов, не упрекать за неблагополучие в семье, не подчеркиватьотрицательных качеств, не высмеивать перед сверстниками. Это общеизвестныеположения, но их часто нарушают некоторые педагоги [5].
Владея технологиейразрешения конфликта и используя его позитивную роль в развитии личности,педагог получает большие возможности использования этого феномена ввоспитательном процессе, специально создавая конфликты в работе с детьми.
В момент созданияконфликта педагогу необходимо реализовать три функции: обозначить позициисторон, раскрыть их социальное и личностное значение, усилить социально-ценностнуюпозицию в количественном и качественном отношениях.
Создание конфликта вгруппе имеет дополнительные возможности для реализации перечисленных функций засчет мнений и высказываний учащихся, встающих на сторону преподавателя.Педагог, в этом случае, исполняет роль своеобразного дирижера, мысленноотсчитывающего технологические этапы, как музыкальные такты [1].
Подводя итоги, необходимоотметить, что не существует универсальных правил поведения в конфликтныхситуациях и эффективных стратегий их разрешения. Все они ориентированы, преждевсего, на понимание человека как уникальной и неповторимой личности. И, если мыоткажемся таковую признавать даже в подростках, конфликты, особенно впедагогических ситуациях можно считать неизбежными [5].
Глава II. Практическое применение методикразрешения конфликта
Разберем на примере педагогическогоконфликта одну из методик по его решению и представим несколько рекомендаций иправил поведения педагога в конфликтных ситуациях.
Подводилисьитоги успеваемости в студенческой группе. На первое место претендоваластудентка Катя Н. Неожиданно для нее куратор объявил, что первой по итогамсеместра стала другая девушка, а Катю оценки«тройка» и «четверка» отодвинули навторое место. Сообщение преподавателя вызвало негодование девушки. «Как нестыдно преподавателю? — со слезами на глазах заявила она. — Полтора года япомогала ему оформлять кафедральную газету, а в октябре отказалась. У меня небыло времени заниматься не своим делом. Меня ведь выбрали старостой группы. Апреподаватель дважды снизил мне оценки за безупречные лабораторные работы [2].
Опираясьна методику, разработанную Станкиным М.И., на начальном этапе разрешенияданного конфликта необходимо убедить его участников в том, что он ни к чемухорошему не приведет, а его результатом будут испорченные отношения междустуденткой и преподавателем.
Следующимэтапом будет определение причины данного конфликта. В этом случае можновыделить несколько объектов конфликта:
- первенство вгруппе по успеваемости, на которое претендует Катя;
- отказ Кати отоформления стенгазеты в связи с перегрузкой общественной работой;
- отказ Катиотоформления стенгазеты из-за нежелания заниматься не своим делом;
- сомнение в правепреподавателя снижать оценки студентке.
Однако проанализировавподробно всю ситуацию, можно сделать вывод, что все это ложные объекты. Изучениеих уводит в сторону от пониманияистинной сущности данного конфликта. Настоящий объектконфликта — качество лабораторных работ, которые, по мнению девушки, былибезупречными. Только проверив качество ее работ и справедливость выставленныхпреподавателем оценок, можно определить правую сторону и ликвидироватьконфликт.
Но дляэтого после установления справедливости выставленных оценок, необходимо усадитьза круглый стол участников конфронтации. Желательно также, чтобы нить разговорадержал в руках арбитр, не заинтересованное в победе кого-либо из спорящих лицо.Он должен учитывать интересы обеих конфликтующих сторон и принять объективноерешение, понятное той и другой стороне и по возможности их удовлетворяющее.Хотя обе стороны или одна из них обязательно будут неправы [2].
Корректное решениеконфликтных ситуаций — необходимый элемент профессиональной педагогическойподготовки преподавателя. Чтобы выиграть психологическое противоборство встолкновении двух полярных систем норм и ценностей, преподавателю целесообразнозапомнить эти подсказки:
· Подсказка первая.«Два возбужденных человека не в состоянии прийти к согласию» (ДейлКарнеги).Постарайтесь приложить максимум усилий, чтобы в острой ситуациисдержать себя, ни в коем случае не бранитесь и не раздражайтесь. Подростковаяаудитория высоко ценит самообладание, выдержку и юмор педагогов.
· Подсказка вторая.«Задержите реакцию!»Не следует сразу же вступать в полемику соппонентом, особенно если его действия не представляют угрозу для окружающих.Надо сделать вид, что вы как будто не замечаете нарушителя, хотя в то же времядаете понять, что хорошо видите его действия. Суть приема в том, что онподчеркивает второстепенность вызывающего поведения нарушителя и поэтомупедагогу некогда и незачем отвлекаться от ведения урока. «Фактнезамечания» явного нарушения позволяет внести некоторую растерянность вдействия дезорганизатора и снижает его активность. Отсроченная реакция частодает психологический перевес преподавателю.
· Подсказка третья.«Переведи реакцию!»Этот прием также служит для развенчаниязначительности поступка и личности нарушителя. Реализуется этот приемтехнически через выполнение преподавателем повседневных действий на уроке(обращение к группе с приветствием, работа с журналом, взгляд в окно и т.д.)несмотря на чрезвычайную обстановку, казалось бы, не терпящую отлагательства. Витоге «герой» конфликта остается наедине с собой. Этим снижается«замысел» борьбы.
· Подсказкачетвертая. «Будь рационализатором!»Известно, что все то, что сталосмешным и неуклюжим в глазах окружающих, теряет силу воздействия и перестаетбыть опасным.Очень важно из конфликтной ситуации выйти с достоинством. Такимобразом, будут защищены те социально ценные нормы, которые отстаивает преподаватель.
· Подсказка пятая.«Будь парадоксальным!»Постарайтесь при случае обратить коварныйзамысел нарушителя дисциплины на пользу себе и делу. Желательно так«разложить» суть ситуации для ребят, чтобы еще и поблагодаритьнарушителя за помощь (с иронией, естественно). Педагог предстает сильной иоригинальной личностью. Дети не любят серости.
Для того чтобы на делепродемонстрировать образец применения подсказок, рассмотрим ситуацию, котораяможет произойти на занятии.
Полгода назад я принял группу,в которой был студент Николай С. От него доставалось не только молодым преподавателям,но и более опытным. Группа попала под влияние Николая. На одном из первых занятийстудент решил «прощупать» меня. Записывая тему на доске, я услышал сзадней парты, где сидел Николай, звук, напоминающий рычание собаки. Я оторопел,но несколько секунд, не оглядываясь, продолжал писать на доске (использованаподсказка «задержи реакцию»). Затем я спокойно оглянулся на группу: подросткизамерли в ожидании (теперь реализована подсказка 1), спокойно глянул на часы(«перевод реакции») и сказал: «Сейчас 11.45, завтра в это жевремя остерегайтесь: кто лает, тот может укусить!» (отличнаярационализация ситуации).
Взрыв смеха, гулодобрения. Виновник покраснел. Занятие продолжалось. Больше подобных«проб» на моих занятиях не было [7].
Нередко конфликты, возникающиемежду студентами и преподавателями, случаются по причине неадекватности оценкизнаний студентов. В таких ситуациях субъективной стороной могут выступатьнеобъективные претензии студента на более высокую оценку и субъективностьпреподавателя, занижающего оценку студенту. Есть преподаватели, которые почтиникогда не ставят оценку «отлично», они убеждены в том, что в совершенствезнают предмет только они сами. Такой преподаватель постоянно находится вконфликтной ситуации со студентами.
Влияние на оценку могутоказывать личностные качества студента, его поведение на лекциях и практическихзанятиях (реплики, пререкания, вступления в споры).
Встречаются и другиесубъективные моменты при оценке знаний студента преподавателем. Бывают сомненияв оценке — поставить «хорошо» или «удовлетворительно» студенту. В такойситуации преподаватель ориентируется на оценки, проставленные в «зачетке». Припреобладании «удовлетворительных» оценок вопрос решается в пользу оценки«удовлетворительно», «отлично» такой преподаватель не поставит студенту ни закакой ответ.
Иногда студенты, вслучаях неадекватной оценки их знаний, конфликтуют в открытой форме, но чашестудент уносит с собой скрытые формы протеста в виде отрицательных чувств:недоверия, ненависти, презрения, враждебности, ревности, жажды мести и т.д.,которыми делится со всем своим окружением.
В межличностных конфликтахна уровне преподаватель — студент, основную роль в предупреждении и разрешенииконфликта выполняет преподаватель, который может использовать для этогонекоторые неизбежные в этих случаях методики и требования:
• при отчете студента необходимопсихологически расположитьего к максимально возможному плодотворному ответу,исключить возникновение стрессовой ситуации;
• в случае неудовлетворительногоответавзаимодействие студент- преподаватель должно заканчиваться осознанием студентомтого, что его ответ не удовлетворяет не преподавателя, а не отвечаеттребованиям программы;
• ни в какой форме и ни по какомуповоду не допускаются оскорбления студента;
• владение собой и своими эмоциями влюбой ситуации;
• все неудачи во взаимодействии состудентами, в создании конфликтных ситуаций считать своим собственным просчетом[12].
Преподаватель,который способен разобраться в конфликте и разрешить его, который отучаетвоспитанников от ссор и склок и облегчает им, таким образом, повседневнуюжизнь, как правило, пользуется высоким авторитетом. О таком преподавателе сблагодарностью помнят долгие годы, а в коллективе, которым он руководит, всегдадобрые отношения [2].
педагогическийконфликт спор разрешение
Заключение
Изучение и анализпсихолого-педагогической литературы3В данной работе мы попыталисьпроанализировать наиболее общие правила поведения в конфликтных ситуациях.Именно они должны помочь педагогам в их повседневном труде для повышенияэффективности взаимодействия состудентами, что в свою очередь приведет к болеекачественному усвоению получаемых подростками знаний, снятию психологическихбарьеров общения и появлению гармонично развивающейся личности.
Педагогическое мастерствоприобретается только с годами упорного труда над собой. Оно является следствиемличностного роста, который не возможен без конфликтов, вернее, эффективного ихразрешения самим человеком.
Решаясь на создание конфликта,необходимо учесть ряд условий.
1. Противоречие в его начальной стадиидолжно уже реально присутствовать в отношениях между субъектами, и педагогдолжен его видеть.
2. Отсутствие сторонниковсоциально-ценностной позиции педагога может оказаться препятствием в реализацииконфликта, так как осознание противоречия будет находиться далеко за пределамиреального уровня развития детей. Идя на конфликт, преподаватель долженнаверняка знать, что у него есть сторонники.
3. В процессе создания конфликта противоположныевзгляды должны быть высказаны, а это предполагает наличие выразителей мненийсторон.
4. Педагог не имеет права пойти насоздание конфликта, если он не владеет технологией разрешения конфликта.
5. Конфликт создается в тот момент илидоводится до такого уровня, когда возникает обоюдная потребность в егоразрешении.
Предварительный анализситуации, производимый преподавателем, позволяет оценить ее с точки зренияналичия этих пяти условий. В случае отсутствия хотя бы одного из них следуетповременить с конфликтом, но при наличии всей системы можно смело создаватьконфликт, который явится важным инструментом в развитии личности и коллектива.
Хотелось бы сказать, что,как бы ни был сложен труд преподавателя, нет более интересной, захватывающей иважной профессии, чем помощник и наставник формирующейся личности.
Список литературы
1. Питюков В.Ю. Основыпедагогической технологии: Учебно-методическое пособие. 3-е изд., испр. и доп.– М.: Издательство «Гном и Д», 2001.-192с.
2. Станкин М.И.Профессиональные способности педагога: Акмеология воспитания и обучения. – М.:Московский психолого-социальный институт; Флинта, 1998. – 368с.
3. Щуркова Н.Е.,доктор педагогических наук. Практикум по педагогической технологии. – М.:Педагогическое общество России, 1998. – 250с.
4. Краткийпсихологический словарь // под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского – Ростов– на – Дону, 1999
5. Рыбакова М.М.Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе – М., 1991
6. Справочникзаместителя директора школы по воспитательной работе./М.: Центр «Педагогическийпоиск», 1999 – 160 с.
7. Чернышев А. С. Практикум по решению конфликтныхпедагогических ситуаций. М., 1999.
8. Баныкина С. В.Педагогическая конфликтология: состояние, проблемы исследования и перспективыразвития // Современная конфликтология в контексте культуры мира. Москва, 2001.СС. 373-394
9. Анцупов А.Я.,Шипилов А.И. Конфликтология: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ, 2000 г., с.234
10. Гребенюк О.С.Общая педагогика: Курс лекций/ Калинингр. ун-т. — Калининград, 1996.-160c
11. Лобанов А.А. Основыпрофессионально-педагогического общения: Учеб. пособие для студ. высш. пед.учеб. заведений. — 2-е изд.,-М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 192 с.
12. Педагогика: Учебное пособие длястудентов педагогических учебных заведений / В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев,А.И.Мищенко, Е.Н.Шиянов. — М.: Школа-Пресс, 1997. — 512 с.
13. Буртовая Е.В. Конфликтология. Учебноепособие. – М.: ЮНИТИ, 2002.