Реферат по предмету "Педагогика"


Игровые упражнения как средство коррекции агрессивного поведения у детей младшего школьного возр

--PAGE_BREAK--1.2 Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития
Большую часть контингента детей с трудностями в обучении составляет группа, которую определяют как «дети с задержкой психического развития». Это многочисленная группа, составляющая около 50% среди неуспевающих младших школьников.

Понятие «задержка психического развития» (ЗПР) употребляется по отношению к детям с минимальными органическими повреждениями или функциональной недостаточностью центральной нервной системы, а также длительно находящихся в условиях социальной депревации. Для них характерны незрелость эмоционально-волевой сферы и недоразвитие познавательной деятельности, имеющие свои качественные особенности, компенсирующиеся под воздействием временных, лечебных и педагогических факторов.

Важным отличием их от умственно отсталых детей является то, что стимуляция деятельности этих детей, оказание им своевременной педагогической помощи позволяют выделить у них зону их ближайшего развития, которая в несколько раз превышает потенциальные возможности умственно отсталых детей этого же возраста.

В настоящее время достигнуты большие успехи в клиническом и психолого-педагогическом изучении детей с ЗПР. Исследования отечественных ученых позволили дать подробную клиническую характеристику детей этой категории.

Многочисленные исследования показали, что младшие школьники с ЗПР по сравнению с нормально развивающимися детьми характеризуются несоответствующим возрасту недостаточным развитием внимания, восприятия, памяти, недоразвитием личностно — деятельностной основы, отставанием в речевом развитии, низким уровнем речевой активности, замедленным темпом становления регулирующей функции речи.

Психологи и педагоги отмечают характерные для младших школьников с ЗПР импульсивность действий, недостаточную выраженность ориентировочного этапа, целенаправленности, низкую продуктивность деятельности. Отмечаются недостатки в мотивационно – целевой основе организации деятельности, несформированность способов самоконтроля, планирования.

Особенности проявляются в ведущей игровой деятельности, которая сформирована у них не полностью и характеризует бедность воображения и творчества, определенные монотонность и однообразие, преобладание компонента двигательной расторможенности. Само стремление к игре нередко выглядит скорее как способ ухода от затруднений в заданиях, чем первичная потребность: желание играть часто возникает именно в ситуациях необходимости целенаправленной интеллектуальной деятельности, приготовления уроков.

Шести – семи летние дети с ЗПР не проявляют интереса к играм по правилам, имеющим существенное значение в подготовке к учебной деятельности как ведущей для младшего школьного возраста. В целом такие дети предпочитают подвижные игры, свойственные более младшему возрасту.

Выявлены особенности нравственной сферы личности детей с ЗПР. Они слабо ориентируются в нравственно-этических нормах поведения, социальные эмоции формируются с трудом. В отношениях со сверстниками, как и с близкими взрослыми, эмоционально «теплых» отношений часто не бывает, эмоции поверхностны и неустойчивы.

Эмоционально-волевая незрелость представлена органическим инфантилизмом. При этом инфантилизме у детей отсутствует типичная для здорового ребенка живость и яркость эмоций. Больные дети характеризуются слабой заинтересованностью в оценке, низким уровнем притязаний. Внушаемость у них имеет более грубый оттенок и нередко отражает органический дефект критики.

Эмоциональный мир данной категории детей недостаточно богат, в палитре их чувств преобладают мрачные тона, количество реакций даже на стандартные ситуации очень ограничено. Чаще всего это защитные реакции. К тому же дети не могут посмотреть на себя со стороны и адекватно оценить свое поведение.

Такие дети часто не могут сами оценить свою агрессивность. Они не замечают, что вселяют в окружающих страх и беспокойство. Им, напротив, кажется, что весь мир хочет обидеть именно их.

Дети с ЗПР и какой-либо степенью выраженности агрессивного поведения очень часто подозрительны и насторожены, любят перекладывать вину за затеянную им ссору на других.

Этого драчливого, грубого ребенка очень трудно принять таким, какой он есть, а еще трудней понять.

Однако агрессивный ребенок, как и любой другой, нуждается в ласке и помощи взрослых, потому что его агрессия-это, прежде всего, отражение внутреннего дискомфорта, неумения адекватно реагировать на происходящие вокруг него события.

Дети с ЗПР выражено склонны к стереотипным действиям и способам решения задач.

Несколько способов разрешения конфликтных ситуаций, наблюдающихся у детей с ЗПР (Sturma, 1982):

1.          агрессия, направленная или непосредственно на объект, каким могут быть дети младшего возраста, физически более слабые дети, животные, или на вещи;

2.             бегство. Ребенок «убегает» от ситуации, с которой он не может успешно справиться, например отказывается от посещения детского сада. Наиболее специфической формой бегства является «уход в болезнь», что может проявляться в невротических соматических реакциях, например в утренней рвоте, болях в животе, головных болях и пр.;

3.             регрессия (возврат на более низкий уровень развития) также является достаточно частой реакцией ребенка с ЗПР. Он не хочет быть большим и самостоятельным, так как это приносит одни неприятности;

4.             отрицание трудностей и неадекватная оценка реальной ситуации. Ребенок вытесняет из сознания слишком травмирующую действительность, в которой он всегда терпит неудачи и которой он не может избежать.

И. А. Фурманов (1996), основываясь на проявлениях агрессии, выделяет четыре категории детей:

1. Дети, склонные к проявлению физической агрессии

Это активные, деятельные и целеустремленные ребята, отличающиеся решительностью, склонностью к риску, бесцеремонностью авантюризмом. Их экстравертированность (обшительность, раскованность, уверенность в себе) сочетается с честолюбием и стремлением к обшественному признанию. Обычно это подкрепляется хорошими лидерскими качествами, умением сплотить сверстников, правильно распределить между ними групповые роли, увлечь за собой. В то же время они любят демонстрировать свою силу и власть, доминировать над другими людьми и проявлять садистские тенденции.

Кроме того, эти дети отличаются малой рассудительностью и сдержанностью, плохим самоконтролем. Обычно это связано с недостаточной социализацией и неумением или нежеланием сдерживать или отсрочивать удовлетворение своих потребностей. Они постоянно стремятся испытывать острые ощущения, а при отсутствии таковых начинают скучать, так как нуждаются в постоянной стимуляции. Поскольку всякая задержка для них непереносима, то желания они стараются реализовать сразу же, не задумываясь о последствиях своих поступков даже в тех случаях, когда понимают, что дело добром не закончится. Агрессивные дети действуют импульсивно и непродуманно, часто не извлекают уроков из своегo опыта, поэтому и совершают одни и те же ошибки. Они не придерживаются никаких этических и конвенциональных норм, моральных ограничений, обычно просто игнорируют их. Поэтому такие дети способны на нечестность, ложь, измену.

2. Дети, склонные к nроявлению вербальной агрессии

Этих ребят отличают психическая неуравновешенность, постоянныетревожность, сомнения и неуверенность в себе. Они активны и работоспособны, но в эмоциональных проявлениях склонны

к сниженному фону настроения. Внешне часто производят впечатление угрюмых, недоступных и высокомерных, однако при более близком знакомствe перестают быть скованными и отгороженными и становятся очень общительными и разговорчивыми. Для них характерен постоянный внутриличностный конфликт который влечет за собой состояния напряжения и возбуждения.

Еще одной особенностью таких детей является низкая фрустрационная

Толерантность, малейшие неприятности выбивают их из колеи. Поскольку они обладают сензитивным складом, то такие слабые раздрожители легко вызывают у них вспышки раздрожения, гнева и страха. Они не умеют и не считают нужным скрывать свои чувства и отношение к окружающим и выражают их в агрессивных вербальных формах.

Спонтанность и импульсивность у них сочетаются с обидчивостью и консерватизмом, предпочтением традиционных взглядов, которые отгораживают их от переживаний и внутренних конфликтов.

3. Дети, склонные к nроявлению косвенной агрессии

Таких детей отличает чрезмерная импульсивность, слабый самоконтроль, недостаточная социализация влечений и низкая осознанность своих действий. Они редко задумываются о причинах своих поступков, не предвидят их последствий и не переносят оттяжек и колебаний. У детей с низкими духовными интересами отмечается усиление примитивных влечений. Они с удовольствием отдаются чувственным наслаждениям, стремятся к немедленному и безотлогательному удовлетворению потребностей, не считаясь с обстоятельствами, моральными нормами, этическими стандартами и желаниями окружающих. Косвенный характер агрессии является следствием двойственности их натуры с одной стороны, им свойственны смелость, решительность, склонность к риску и общественному признанию, с другой – феминные черты характера: сензитивность, мягкость, уступчивость, зависимость. Кроме того, из-за сензитивности ребята очень плохо переносят критику и замечания в свой адрес, поэтому люди, критикующие их, вызывают у них чувства раздражения, обиды и подозрительности.

4. Дети, склонные к nроявлению негативизма

Ребят этой группы отличают повышенная ранимость и впечатлительность. Основные черты характера – эгоизм, самодовольство, чрезмерное самомнение. Все, что задевает их личность, вызывает чуство протеста. Поэтому и критику, и равнодушие окружающих воспринимают как обиду и оскорбление и, поскольку имеют фрустрационную толерантность и не способны владеть эмоциями, начинают сразу же активно выражать свое негативное отношение. В то же время эти дети рассудительны, придерживаются традиционных взглядов, взвешивают каждое свое слово, и это ограждает их от ненужных конфликтов. Правда, они нередко меняют активный негативизм на пассивный – умолкают и разрывают контакт.

Е.К. Лютова и Г.Б. Монина утверждают, что почти в каждом классе встречается хотя бы один ребенок с признаками агрессивного поведения он нападает на остальных детей, обзывает и бьет их, отбирает и ломает игрушки, намеренно употребляет грубые выражения, одним словом, становится «грозой» всего детского коллектива, источником огорчения воспитателей и родителей.
1.3
Коррекция агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития посредством игровых упражнений
В психолого-педагогической литературе описаны разнообразные подходы к организации коррекционной работы с агрессивными детьми. Выбор методов коррекции во многом зависит от причин агрессивного поведения, способов выражения агрессии, индивидуальных особенностей личности младшего школьника. Следует также принимать во внимание отношения в семье.
Таблица. Причины агрессивности детей и методы их коррекции

Причина

Методы коррекции

1.Недостаток двигательной активности, физической нагрузки

— подвижные игры

— спортивные эстафеты

— «минутки радости» между занятиями

2.Дефицит родительского внимания, неудовлетворенная потребность в родительской любви и принятии

— беседа с родителями

— направление к психологу

— наблюдение за поведением ребенка

— налаживание эмоционального контакта с ребенком

3.Повышенная тревожность (комплекс несоотвецтвия)

-II-II-II-
-II-II-II-

4.Усвоение эталонов агрессивного поведения в семье

— беседа с родителями

— направление к психологу

5.Косвенно стимулируемая агрессивность (СМИ, игрушки)

— аретопсихотерапия

— давать ненавязчивые варианты и образцы миролюбивых способов общения

— обсуждать книги предусмотренные программой



6.Низкий уровень развития игровых и коммуникативных навыков

— подвижные игры

— игры на понимание эмоционального состояния

— психогимнастика, игры на мимическое и пантомимическое самовыражение

— обучение приемам саморасслабления

— разработка программ обучения коммуникативным навыкам



Говоря о коррекции агрессивного поведения, можно выделить специфические и неспецифические способы взаимодействия с ребенком.

К неспецифическим, т.е. подходящим ко всем детям, способам взаимодействия относятся известные всем «золотые правила» педагогики:

— не фиксировать внимание на нежелательном поведении ребенка и не впадать самим в агрессивное состояние. Запрет и повышение голоса – самые неэффективные способы преодоления агрессивности. Выражение удивления, недоумения, огорчения учителей по поводу неадекватного поведения детей формирует у них сдерживающие начала;

— реагировать и откликаться на любые позитивные сдвиги в поведении ребенка, какими бы незначительными они ни были. Это трудное задание. Учителя признаются, что порой приходится несколько недель потратить на поиск позитивного в ребенке, а ведь реагировать необходимо сразу, по ситуации. Ребенок хочет в каждый момент времени чувствовать, что его принимают и ценят.

К специфическим методам коррекции можно отнести:

— релаксационный тренинг, который педагог может как вводить в урок, так и использовать в специальных коррекционных занятиях. Опыт использования различных «путешествий» в воображении на уроках говорит об уменьшении гиперактивности, внутренней напряженности как предпосылок агрессивных актов;

— игровое упражнение — осуществляемое в игровой форме повторное выполнение действия с целью его усвоения. Также игровое упражнение можно определить как прием обучения, с помощью которого в процессе игровой деятельности у детей формируются умения практического использования полученных знаний.

Для коррекции агрессивного поведения младших школьников с ЗПР можно использовать различные средства, одним из них могут быть игровые упражнения. Мы считаем, что они являются мощным средством развития и психологического воздействия в работе с детьми данной категории.

Игровые упражнения – это эффективный метод коррекции эмоциональных и поведенческих расстройств у детей, в основу которого положен свойственный ребенку способ взаимодействия с окружающим миром – игра. Игровые упражненияпозволяют оптимизировать процесс поиска решения в проблемной ситуации и реализуются в процессе игры, где в центре внимания лежат способы коммуникации. Основными задачами игровых упражнений в работе с детьми с задержкой психического развития младшего школьного возраста: облегчение психологического страдания ребенка; укрепление собственного Я ребенка, развитие чувства самоценности; развитие способности эмоциональной саморегуляции; восстановление доверия к взрослым и сверстникам, оптимизация отношений в системах «ребенок – взрослые», «ребенок – другие дети»; коррекция и предупреждение деформации в формировании Я – концепция; коррекция и профилактика поведенческих отклонений.

Основная цель применения игровых упражнений— помочь детям с задержкой психического развития младшего школьного возраста выразить свои переживания наиболее приемлемым для него образом – через игру, являющейся одним из сильных развивающих средств для детей с ЗПР, так как является ведущим видом деятельности для них. Проявить творческую активность в разрешении сложных жизненных ситуаций, «отыгрываемых» или моделируемых в игровом процессе.

Специалисты, работающие с проблемными детьми (психологи, психотерапевты, педиатры, социальные работники и педагоги), уже давно заметили, что ребенку намного проще выражать свои переживания, потребности, мечты в игровом процессе.Игра может дать ключ для того чтобы войти в действительность новыми путями, может помочь ребенку с ЗПР узнать мир, может одарить его воображение и научить критически воспринимать окружающее.

Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека в течении всей жизни. Неудивительно, что проблема игры привлекала и привлекает к себе внимание исследователей, причем не только педагогов и психологов, но и философов, социологов, биологов, этнографов, искусствоведов. Представители всех научных отраслей сходятся во мнении, что игра – неотъемлемая часть человеческой культуры.

В психоаналитической практике игра рассматривается как символическая деятельность, в которой ребенок с помощью игрушек ролей и игровых действий, будучи свободным от запретов со стороны социального окружения, выражает бессознательные импульсы и влечения.

Игра является для ребенка тем же, чем речь является для взрослого. Это средство для выражения чувств, исследования отношений самореализации. Игра представляет собой попытку ребенка организовать свой опыт, свой личный мир. В процессе игры ребенок переживает чувства контроля над ситуацией, даже если реальные обстоятельства этому противоречат.

Игра свободна от влияния взрослых, принуждения, дает ребенку возможность свободного самовыражения и самоисследования чувств и переживаний; она позволяет освободиться от фрустрации, вытеснить эмоциональное напряжение.

Форма проведения игровых упражнений (индивидуальная или групповая) обуславливается характером эмоциональных проблем ребенка. Игра оказывает сильное влияние на развитие личности, способствует созданию близких отношений между участниками группы, помогает снимать напряженность, повышает самооценку, позволяет поверить в себя в различных ситуациях общения, снимая опасность социально значимых последствий.

При любой форме центром психологической работы являются каждый ребенок и его индивидуальные психологические особенности.

Основной этап коррекционной работы с эмоциональной сферой ребенка может опираться как на групповую, так и на индивидуальную форму, но в связи с тем, что заключительный этап коррекции связан с переносом приобретенных позитивных новообразований в эмоциональной сфере ребенка на реальную практику социальных отношений, данный этап опирается на групповое проведение игровых упражнений.




Глава 2. Эмпирическое исследование по проблеме коррекции агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития
2.1 Определение исходного уровня агрессивного поведения детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития
Изучив теоретический аспект выбранной темы, мы перешли к эмпирической части исследования.

Оно проводилось на базе Государственного образовательного учреждения для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей («детский дом № 5») Кировского Административного округа.

В исследовании приняло участие 8 воспитанников (из них 4 девочки и 4 мальчика). Количество обусловлено спецификой наполняемости групп с учетом дефектов детей.

С учетом особенностей детей данной категории были определены методы исследования. Само исследование проводилось в форме педагогического эксперимента и состояло из трех этапов:

— констатирующий;

— формирующий;

— контрольный.

Цель исследования: теоретически обосновать и эмпирически проверить возможность использования игровых упражнений с целью коррекции агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста с ЗПР.

Сроки проведения констатирующего этапа исследования— 18.02.2008 по 29.02.2008г.

Цель: выявить уровень агрессивного поведения у младших школьников с ЗПР.

Для получения данных по исследованию мы опирались на следующие критерии и показатели агрессивного поведения младших школьников (по Н.М. Платоновой):

1. Форма проявления агрессии

2. Частота агрессивных проявлений

3. Степень проявления агрессии

4. Адекватность проявления агрессии

Для выявления уровня агрессивности младших школьников с ЗПР были использованы методики:

1.                 Анкетирование воспитателей «Критерии агрессивности у ребенка» (авторы Лаврентьева Г.П., Титаренко Т.Н.)

2.                 Опросник «Узнай себя» (Подласый И.П.)

3.                 Наблюдение (схема наблюдения из пособия Платоновой Н.М.)

4.                 Проективная методика «Несуществующее животное»

1.              Анкетирование воспитателей «Критерии агрессивности у ребенка» (авторы Лаврентьева Г.П., Титаренко Т.Н.)

Цель: оценить степень развитости агрессивности у младших школьников. (Приложение 1).

После подсчета числа детей по каждому уровню агрессивности были получены следующие результаты:

4 ребенка имеют высокий уровень агрессивности;

2 ребенка имеют уровень агрессивности выше среднего;

2 ребенка имеют средний уровень агрессивности.

Перевод в процентное соотношение проводилось по следующей формуле: nЧ100\ к, где к — количество детей в классе, n— количество учеников с уровнем агрессивности.

Получились следующие результаты:

50 % — высокий уровень агрессивности;

25 % — уровень агрессивности выше среднего;

25 % — средний уровень агрессивности.

В результате проведения данной методики мы получили, что преобладает высокий уровень агрессивности.

2.              Опросник «Узнай себя» (Подласый И.П.)

Цель: составить представление об агрессивных наклонностях учеников. (Приложение № 2).

После подсчета числа детей по каждому уровню агрессивности были получены следующие результаты:

1 ребенок имеет средний уровень агрессивности;

4 ребенка имеют уровень агрессивности ниже среднего

3 ребенка имеют низкий уровень агрессивности;

Перевод в процентное соотношение проводилось по следующей формуле: nЧ100\ к, где к — количество детей в классе, n— количество учеников с уровнем агрессивности.

Получились следующие результаты:

12,5 % — средний уровень агрессивности;

50 % — уровень агрессивности ниже среднего;

37,5 % — низкий уровень агрессивности.

В результате проведения данной методики мы получили, что преобладает уровень агрессивности ниже среднего.

3.              Наблюдение (схема наблюдения из пособия Платоновой Н.М.)

Цель: оценить степень развитости агрессивности у младших школьников. (Приложение 3).

После подсчета числа детей по каждому уровню агрессивности были получены следующие результаты:

3 ребенка имеют уровень агрессивности выше среднего;

3 ребенка имеют средний уровень агрессивности;

2 ребенка имеют уровень агрессивности ниже среднего.

Перевод в процентное соотношение проводилось по следующей формуле: nЧ100\ к, где к — количество детей в классе, n— количество учеников с уровнем агрессивности.

Получились следующие результаты:

37,5 % — уровень агрессивности выше среднего;

37,5 % — средний уровень агрессивности;

25 % — уровень агрессивности ниже среднего.

В результате проведения данной методики мы получили, что преобладают уровени агрессивности выше среднего и средний.

4. Проективная методика «Несуществующее животное» (автор Е.И. Рогов).

Цель: оценить степень развитости агрессивности у младших школьников. (Приложение 4).

После подсчета числа детей по каждому уровню агрессивности были получены следующие результаты:

3 ребенка имеют уровень агрессивности выше среднего;

2 ребенка имеют средний уровень агрессивности;

3 ребенка имеют низкий уровень агрессивности.

Перевод в процентное соотношение проводилось по следующей формуле: nЧ100\ к, где к — количество детей в классе, n— количество учеников с уровнем агрессивности.

Получились следующие результаты:

37,5 % — уровень агрессивности выше среднего;

25 % — средний уровень агрессивности;

37,5 % — низкий уровень агрессивности.

В результате проведения данной методики мы получили, что преобладают уровени агрессивности выше среднего инизкий.

Уровень агрессивного поведения мы оценивали по следующим критериям (по Н.М. Платоновой):

1. Форма проявления агрессии

2. Частота агрессивных проявлений

3. Степень проявления агрессии

4. Адекватность проявления агрессии

В соответствии с критериями мы рассматривали следующие уровни агрессивного поведения:

Низкий уровень – субнормальная агрессия – полное отсутствие агрессивных действий, даже в случае необходимости самозащиты;

Ниже среднего – нормальная агрессия – отсутствие агрессии в привычных и безопасных ситуациях; адекватное использование агрессии в ситуациях реальной угрозы для самозащиты; сублимирование агрессии в деятельности и в стремлении к успеху; отсутствие деструктивности;

Средний – умеренно-защитная агрессия – умеренное проявление агрессии в привычных ситуациях вследствие воображаемой угрозы со стороны окружающих людей (без реальной опасности); неадекватное использование агрессии в критических ситуациях; небольшая степень деструктивности, в том числе в форме аутодеструкции;

Выше среднего – гипертрофированная агрессия – высокая частота и сила агрессивных реакций даже по небольшому поводу; выраженная степень деструкции – опасности для окружающих;

Высокий – брутальная агрессия – чрезмерно частые или сверхсильные агрессивные реакции, сопровождающиеся разрушением предметов или насилием по отношению к окружающим; данное поведение не адекватно ситуации; оно представляет высокую угрозу для жизни окружающих или самого человека.

После обработки данных мы получили следующие результаты: низкого и высокого уровня не было обнаружено, уровень ниже среднего составил 25 %, средний уровень – 37,5 %, уровень выше среднего – 37,5 %.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что уровень агрессивного поведения у детей исследуемой группы в основном характеризуется как средний и выше среднего. (Приложение 6)




2.2 Коррекция агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития посредством игровых упражнений
На основе результатов констатирующего эксперимента был проведен формирующий этап исследования. Сроки проведения исследования: март-апрель 2008 года.

Цель: подобрать и провести игровые упражнения с целью коррекции агрессивного поведения младших школьников с ЗПР.

Для проведения формирующего этапа исследования мы подобрали игровые упражнения, предлагаемые следующими авторами … Е.К. Лютова, Г.Б. Монина, Н.Л. Кряжева, К. Фопель, И.В. Шевцова, Е.В. Карпова…

Работу мы организовывали во вторую половину дня, во время, отведенное для игр детей, упражнения проводились фронтально, периодичность три раза в неделю, через день.

Для того, чтобы использовать упражнения в комплексе, мы опирались на структуру агрессивного поведения, в которой выделяют несколько взаимосвязанных уровней:

— поведенческий (агрессивные жесты, высказывания, мимика, действия);

— аффективный (негативные эмоциональные состояния и чувства, например, гнев, злость, ярость);

— когнитивный (неадекватные представления, предубеждения, расовые и национальные установки, негативные ожидания);

— мотивационный (сознательные цели или бессознательные агрессивные стремления).

Поэтому, чтобы учитывать все компоненты структуры агрессивного поведения, мы использовали разные типы игровых упражнений.

1. Игровые упражнения, с помощью которых ребенок мог бы выплеснуть свой гнев («Обзывалки», «Два барана», «Толкалки», «Жужа», «Рубка дров», «Да и нет», «Тух-тиби-дух», «Ворвись в круг»)

2. Игровые упражнения, направленные на поиск способа выхода из сложной ситуации («Головомяч», «Камушек в ботинке», «Давайте поздороваемся», «Король»,»Ласковые лапки» и другие)

3. Игровые упражнения для снятия излишнего мышечного напряжения («Прогулка на теплоходе», «Прогулка в горах», «Летнее поле», «Горы», «Летний дождь», «Подъем на гору», «Подводное путешествие»)

Из данных типов игровых упражнений мы составили комплексы, в которые входили 1 упражнение первого типа, 2 упражнения второго типа, 1 упражнение третьего типа, упражнения давались в указанной последовательности.

Для младших школьников с ЗПР характерны: импульсивность действий, недостаточная выраженность ориентировочного этапа, целенаправленности, низкая продуктивность деятельности. Отмечаются недостатки в мотивационно – целевой основе организации деятельности, несформированность способов самоконтроля, планирования.

Особенности проявляются в ведущей игровой деятельности, которая сформирована у них не полностью и характеризует бедность воображения и творчества, определенные монотонность и однообразие, преобладание компонента двигательной расторможенности. Само стремление к игре нередко выглядит скорее как способ ухода от затруднений в заданиях, чем первичная потребность: желание играть часто возникает именно в ситуациях необходимости целенаправленной интеллектуальной деятельности, приготовления уроков.

Шести – семи летние дети с ЗПР не проявляют интереса к играм по правилам, имеющим существенное значение в подготовке к учебной деятельности как ведущей для младшего школьного возраста. В целом такие дети предпочитают подвижные игры, свойственные более младшему возрасту.

Эмоциональный мир данной категории детей недостаточно богат, в палитре их чувств преобладают мрачные тона, количество реакций даже на стандартные ситуации очень ограничено. Чаще всего это защитные реакции. К тому же дети не могут посмотреть на себя со стороны и адекватно оценить свое поведение.

Такие дети часто не могут сами оценить свою агрессивность. Они не замечают, что вселяют в окружающих страх и беспокойство. Им, напротив, кажется, что весь мир хочет обидеть именно их.

Дети с ЗПР и какой-либо степенью выраженности агрессивного поведения очень часто подозрительны и насторожены, любят перекладывать вину за затеянную им ссору на других.
2.3 Определение эффективности формирующего этапа исследования
Контрольный этап эксперимента проходил в период с 08.04. по15.04.2008 года.

Цель: определить эффективность подобранных и проведенных игровых упражнений в коррекции агрессивного поведения детей младшего школьного возраста с ЗПР.

На контрольном этапе эксперимента были проведены те же диагностические методики, что и на констатирующем этапе эксперимента, но вместо проективной методики «Несуществующее животное» использовали проективную методику «Кактус».

1.              Анкетирование воспитателей «Критерии агрессивности у ребенка» (авторы Лаврентьева Г.П., Титаренко Т.Н.)

Цель: определить уровень агрессивности младших школьников. (Приложение 1).

После подсчета числа детей по каждому уровню агрессивности были получены следующие результаты:

1 ребенок имеют высокий уровень агрессивности;

3 ребенка имеют уровень агрессивности выше среднего;

2 ребенка имеют уровень агрессивности ниже среднего;

2 ребенка имеют низкий уровень агрессивности.

Перевод в процентное соотношение проводилось по следующей формуле: nЧ100\ к, где к — количество детей в классе, n— количество учеников с уровнем агрессивности.

Получились следующие результаты:

12,5 % — высокий уровень агрессивности;

37,5 % — уровень агрессивности выше среднего;

25 % — уровень агрессивности ниже среднего;

25 % — низкий уровень агрессивности.

В результате проведения данной методики мы получили, что преобладает уровень агрессивности выше среднего.

2.              Опросник «Узнай себя» (Подласый И.П.)

Цель: составить представление об агрессивных наклонностях учеников. (Приложение 2).

После подсчета числа детей по каждому уровню агрессивности были получены следующие результаты:

1 ребенок имеет средний уровень агрессивности;

4 ребенка имеют уровень агрессивности ниже среднего

3 ребенка имеют низкий уровень агрессивности;

Перевод в процентное соотношение проводилось по следующей формуле: nЧ100\ к, где к — количество детей в классе, n— количество учеников с уровнем агрессивности.

Получились следующие результаты:

12,5 % — средний уровень агрессивности;

50 % — уровень агрессивности ниже среднего;

37,5 % — низкий уровень агрессивности.

В результате проведения данной методики мы получили, что преобладает уровень агрессивности ниже среднего.

3.              Наблюдение (схема наблюдения из пособия Платоновой Н.М.)

Цель: оценить степень развитости агрессивности у младших школьников. (Приложение 3).

После подсчета числа детей по каждому уровню агрессивности были получены следующие результаты:

2 ребенка имеют уровень агрессивности выше среднего;

3 ребенка имеют средний уровень агрессивности;

3 ребенка имеют уровень агрессивности ниже среднего.

Перевод в процентное соотношение проводилось по следующей формуле: nЧ100\ к, где к — количество детей в классе, n— количество учеников с уровнем агрессивности.

Получились следующие результаты:

25 % — уровень агрессивности выше среднего;

37,5 % — средний уровень агрессивности;

37,5 % — уровень агрессивности ниже среднего.

В результате проведения данной методики мы получили, что преобладают уровни агрессивности средний и ниже среднего.

4.              Проективная методика «Кактус»

Цель: определение состояния эмоциональной сферы ребенка, наличие и направление агрессии, ее интенсивность и т.п. (Приложение 5).

После подсчета числа детей по каждому уровню агрессивности были получены следующие результаты:

2 ребенка имеют средний уровень агрессивности;

5 детей имеют уровень агрессивности ниже среднего;

1 ребенок имеют низкий уровень агрессивности.

Перевод в процентное соотношение проводилось по следующей формуле: nЧ100\ к, где к — количество детей в классе, n— количество учеников с уровнем агрессивности.

Получились следующие результаты:

25 % — средний уровень агрессивности;

62,5 % — уровень агрессивности ниже среднего;

12,5 % — низкий уровень агрессивности.

В результате проведения данной методики мы получили, что преобладает уровень агрессивнрсти ниже среднего. (Приложение 7)

Вывод по эмпирической главе исследования

Цель исследования заключалась в диагностике уровня агрессивности, разработке комплекса специальных упражнений для коррекции агрессивности и проверки уровня эффективности комплекса упражнений. В результате проведения всех методик на констатирующем этапе исследования мы получили такие результаты по каждому ученику.

3 ребенка имеют уровень агрессивности выше среднего;

3 ребенка имеет средний уровень агрессивности;

2 ребенка имеют уровень агрессивности ниже среднего.

Таким образом, было выявлено, что преобладали такие уровени агрессивного поведения как: средний и выше среднего.

При проведении игровых упражнений на формирующем этапе исследования мы убедились, что в играх дети не только расходуют накопившуюся энергию и совершенствуют основные двигательные навыки, но и учатся, с одной стороны, самостоятельности, настойчивости, а с другой – умению владеть собой и считаться с партнерами, согласовывать свои действия с действиями других игроков.

После проведения всех методик на контрольном этапе исследования мы получили такие результаты:

2 ребенка имеют уровень агрессивности выше среднего;

3 ребенка имеют средний уровень агрессивности;

3 ребенка имеют уровень агрессивности ниже среднего.

Таким образом, было выявлено, что преобладали такие уровени агрессивностикак: средний и ниже среднего.

    продолжение
--PAGE_BREAK--Заключение


Агрессивное поведение – одна из частных проблем детского коллектива, те или иные формы ее характерны для большинства школьников. Агрессивный ребенок приносит массу проблем не только окружающим, но и самому себе. Вот почему понятен научный интерес к этой проблеме.

Слово «агрессия» произошло от латинского «agressio», что означает «нападение», «приступ».Агрессия — это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический и моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояния напряженности, страха, подавленности и т. п.).

Агрессивность – свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии, а также в склонности воспринимать и интерпретировать поведение другого как враждебное. (Психологический словарь)

Однако агрессивный ребенок, как и любой другой, нуждается в ласке и помощи взрослых, потому что его агрессия-это, прежде всего, отражение внутреннего дискомфорта, неумения адекватно реагировать на происходящие вокруг него события.

Проанализировав психолого-педагогическую литературу, мы пришли к выводу, что проведение игровых упражнений с детьми с ЗПР весьма эффективный способ коррекции отклонений в развитии агрессивного поведения.

Все это привело нас к проведению педагогического эксперимента. Нами была выбрана база исследования, определены задачи и методы исследования, а также этапы эксперимента (констатирующий, формирующий и контрольный).

Цель эксперимента заключалась в диагностике уровня агрессивного поведения у младших школьников с ЗПР, разработке комплексов игровых упражнений по коррекции агрессивного поведения, проверке уровня эффективности комплексов игровых упражнений.

В результате проведенного нами исследования мы пришли к тому, что после проведения специально разработанных игровых упражнений уровень агрессивного поведения младшего школьника с ЗПР понизился.

Эффективность проведенного эксперимента мы подтвердили результатами исследования.

1 ученик, что составляет 12,5 %, опустился с уровня агрессивности выше среднего на средний уровень, а второй ребенок перешел со среднего уровня на уровень ниже среднего.

Таким образом, гипотеза, которую мы ставили в начале исследования, подтвердилась, но частично, из-за кратковременности проведения исследования, а также из-за особенностей детей.


Список литературы
1.                                 Агрессия у детей и подростков: Учебное пособие / Под ред. Н.М. Платоновой.-СПб.: Речь, 2006.-336 с.

2.                                 Ануфриев А.Ф. Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями в развитии — М.: Ось-89.- 2000.

3.                                 Безруких М.М. Проблемные дети.- М.: УРАЛ.- 2000.

4.                                 Бенилова С.Ю. Коррекция эмоционально – поведенческих расстройств у детей с нарушениями развития // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития.-2007.-№ 1.-с.68-72

5.                                 Бреслав Г.Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности: Учебное пособие для специалистов и дилетантов.-СПб.: Речь, 2004. – 144 с.

6.                 Ватова Д. Как снять агрессивность детей // Дошкольное воспитание.-2003 г.- №8. – с.55-58.

7.                 Ветрова В.В. Уроки психологического здоровья. — М.: Пед. об-во России.- 2000.

8.                                 Гамезо М.В. и др. Старший дошкольник и младший школьник-психодиагностика и коррекция развития. — М.: Институт практической психологии Воронеж МОДЭК.- 1998.

9.                                 Гонеев А.Д. Лифинцева Н.И. Основы коррекционной педагогики. — М.: Учеб.пособ.для студ.пед. вузов. — 1999.

10.                             Змановская Е.В. Девиантология / психология отклоняющегося поведения, с.82

11.                             Изотова Е.И., Никифорова Е.В. Эмоциональная сфера ребенка: Теория и практика: Учебное пособие для студ. высш. учеб. Заведений.-М.: Издательский центр «Академия».-2004.-288 с.

12.                             Карабанова О.А. Игра в коррекции психического развития ребенка. — М.: Рос.пед. агентство.- 1997.

13.                             Колосова С.Л. Детская агрессия. — СПб.: ПИТЕР.-2004.-120с.

14.                             Коррекционная педагогика в начальном образовании / Под ред.Кумарина Г.Ф. — М.: Изд. Центр «Академия».- 2001.

15.                             Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии: Учеб.пособие для студ. Сред. Пед. учеб. Заведений / Б.П.Пузанов.-М.: Издательский центр «Академия».-1999.-144 с.

16.                             Корсаков Н. Неуспевающие дети. — М.: Пед.об-во России.- 2001.

17.                             Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей.- Екатеринбург: У- Фактория, 2004.-192 с.

18.            Кудрявцева Л. Типология агрессия у детей и подростков // Народное образование.- 2005 г. — №9.-с.193-195.

19.            Кузнецова Л.Н. Психолого-педагогическая коррекция детской агрессивности. // Начальная школа. – 1999 г.- №3.-с.24-26.

20.                             Кухранова И. Коррекционно-психологические упражнения и игры для детей с агрессивным поведением. // Воспитание школьников.- 2002.- №10.-с.31-32.

21.                             Лебедева Л.Д. Арт-терапия детской агрессивности. // Начальная школа.- 2001 г.- №2.-с.26-30.

22.                             Лоренц К. Агрессия. — М.:- 1994.

23.            Лютова Е.К., Монина Г.Б. Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. – СПб.- 2004.

24.                             Матвеева О.А. Развивающая и коррекционная работа с детьми. — М.: Пед.Общество России.- 2000.

25.                             Немов Р.С. Психология IIIтом. — М.: Владос.- 1999.

26.                             Никишина В.Б. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития: Пособие для психологов и педагогов.-М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2003.-128 с.-(Специальная психология)

27.                             Обучение детей с нарушением интеллектуального развития: (Олигофренопедагогика): Учеб. Пособие для студ. высш. и сред. Пед. учеб. заведений // Б.П.Пузанов,-М.: Издательский центр «Академия».-2000.-272 с.

28.                             Осипова А.А. Общая психокоррекция. — М.: ТЦ Сфера.- 2000.

29.                             Подласый И.П. Курс лекций по коррекционной педагогике. – М.: Владос.- 2002.

30.                             Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. — М.: Владос 1996.

31.                             Рычкрва Н.А. Дезадаптивное поведение детей — М.: Изд-во Гном и Д.- 2000.

32.                             Слободянник Н.П. Формирование эмоционально – волевой регуляции у учащихся начальных школ: 60 конспектов занятий: Практическое пособие.-М.: 2004.-176 с.

33.                             Смирнова В. Как помочь ребенку осознать свое поведение // Дошкольное воспитание.-1999.-№ 5.-с.75-80

34.            Смирнова Е. Агрессивные дети. // Дошкольное воспитание.- 2003 г.- №4.-с.62-67.

35.            Станкин Н.И. Психологические игры // Специалист.-№ 9.-1994.-с.25-26

36.            Степанова О.А. и др. Методика игры с коррекционно – развивающими технологиями: Учеб.пособие для студ. Сред. Пед. Учеб.заведений / О.А. Степанова, М.Э. Вайнер, Н.Я. Чутко; под ред. Г.Ф. Кумариной.-М.: Издательский центр «Академия».-2003.-272 с.

37.            Строгонова Л. Агрессивный ребенок. Как с ним быть? // Воспитание школьников.-2007.-№ 5.-с.58-60

38.                             Ульенкова У.В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии. — М.: Академия.- 2002.

39.                             Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. — М.- 1994.

40.                             Хозиев В.Б. Практикум по психологии формирования деятельности дошкольников и младших школьников.- М.: Академия.- 2002

41.                             Хухлаева О.В. Коррекция нарушений психологического здоровья дошкольников и младших школьников. — М.: Академия.- 2003.

42.            Хухранова И. Коррекционно-психологические упражнения и игры для детей с агрессивным поведением. // Воспитание школьников.- 2002 г.- №10.-с.31-32.

43.            Школы для умственно отсталых детей за рубежом / Под ред.Ж.И.Шиф.-М.:.-1966.

44.            Ясперс К. Общая психопатология. — М.: 1997.




Приложения
Приложение 1
Анкета воспитателя «Критерии агрессивности у ребенка» (авторы Лаврентьева Г.П., Титаренко Т.М.)

Цель: Определить уровень агрессивности ребенка

Положительный ответ на каждое предложенное утверждение оценивается в 1 балл:

1.Временами кажется, что в него вселился злой дух;

2.Он не может промолчать, когда чем-то недоволен;

3.Когда кто-то причиняет ему зло, он обязательно старается отплатить тем же;

4.Иногда ему без всякой причины хочется выругаться;

5.Бывает, что он с удовольствием ломает игрушки, что-то разбивает, потрошит;

6.Иногда он так настаивает на чем-то, что окружающие теряют терпение;

7.Он не прочь подразнить животных;

8.Переспорить его трудно;

9.Очень сердится, когда ему кажется, что кто-то над ним подшучивает;

10.Иногда у него вспыхивает желание сделать что-то плохое, шокирующее окружающих;

11.В ответ на обычные распоряжения стремится сделать все наоборот;

12.Часто не по возрасту ворчлив;

13.Воспринимает себя как самостоятельного и решительного;

14.Любит быть первым, командовать, подчинять себе других;

15.Неудачи вызывают у него сильное раздражение, желание найти

Виноватых;

16.Легко ссорится, вступает в драку;

17.Старается общаться с младшими и физически более слабыми;

18.У него нередки приступы мрачной раздражительности;

19.Не считается со сверстниками, не уступает, не делится;

20.Уверен, что любое задание выполнит лучше всех.

Путем подсчета суммы полученных баллов по каждому ребенку их результаты соотносятся с уровнями агрессивности:

16-20 баллов – высокий уровень агрессивности

12-15 баллов — уровень агрессивности выше среднего

8-11 баллов – средний уровень агрессивности

4-7 баллов — уровень агрессивности ниже среднего

0-3 баллов – низкий уровень агрессивности




Приложение 2
Опросник «Узнай себя» (автор И.П. Подласый)

Цель: составить представление об агрессивных наклонностях детей.

Детям предлагается тест, состоящий из 10 вопросов; за ответ «да» присваивается 1 балл, за отрицательный ответ – 0 баллов.

Говорят, что ты:

1.          Нарушаешь школьные правила;

2.          Любишь смеяться над другими;

3.          Можешь ударить товарища;

4.          Любишь драться;

5.          Ругаешься плохими словами;

6.          Не имеешь друзей;

7.          Можешь сломать дерево;

8.          Обзываешь детей;

9.          Бъешь свою кошку, собаку;

10.     Говоришь одно, а делаешь другое.

Путем подсчета суммы полученных баллов по каждому ребенку их результаты соотносятся с уровнями агрессивности:

0-2 балла – низкий уровень агрессивности;

3-4 балла – уровень агрессивности ниже среднего;

5-6 баллов — средний уровень агрессивности;

7-8 баллов – уровень агрессивности выше среднего;

9-10 баллов – высокий уровень агрессивности.




Приложение 3
Наблюдение «Ребенок глазами взрослого»

(схема наблюдения из пособия Платоновой Н.М.)
Ф.И.О. ребенка__________________________________________________

Дата заполнения_________________________________________________

Заполнил: ______________________________________________________

Подчеркните, насколько выражены ситуационно-личностные реакции агрессивности у ребенка: 0-нет проявлений агрессивности, 1-проявления агрессивности наблюдаются иногда, 2-часто, 3-почти всегда, 4-непрерывно.



Признаки проявления агрессивности у ребенка

Как проявляется агрессивность

Как часто наблюдается

Вегетативные признаки

Краснеет (бледнеет) в состоянии раздражения

0 1 2 3 4

Облизывает губы в состоянии раздражения

0 1 2 3 4

Внешние проявления

Кусает губы в состоянии раздражения

0 1 2 3 4

Сжимает кулаки в состоянии раздражения

0 1 2 3 4

Сжимает губы, кулаки, когда обижают

0 1 2 3 4

Тревожное напряжение разрешается гневом

0 1 2 3 4

Длительность агрессии

После агрессивной реакции не успокаивается в течение 15 мин.

0 1 2 3 4

После агрессивной реакции не успокаивается в течение 30 мин.

0 1 2 3 4

Чувствительность к помощи взрослого

Помощь взрослого не помогает ребенку овладеть собственной агрессией

0 1 2 3 4

Помощь взрослого не помогает ребенку успокоиться

0 1 2 3 4

Замечания в словесной форме не тормозят проявления вербальной агрессии

0 1 2 3 4

Замечания в словесной форме не тормозят проявления физической агрессии

0 1 2 3 4

Чувство неприязни к другим не корректируется извне

0 1 2 3 4

Особенности отношения к собственной агрессии

Ребенок говорит, что поступил «плохо», но все равно продолжает вести себя агрессивно

0 1 2 3 4

Ребенок не воспринимает собственные агрессивные действия как таковые

0 1 2 3 4

Особенности проявления гуманных чувств

Стремится делать назло

0 1 2 3 4

Безразличие к страданиям других

0 1 2 3 4

Стремление причинить другому страдание

0 1 2 3 4

У ребенка не возникает чувства вины после агрессивных действий

0 1 2 3 4

Реакция на новизну

Новизна (непривычность обстановки) не тормозит проявления агрессивности

0 1 2 3 4

В новой, незнакомой обстановке проявляет агрессивные реакции

0 1 2 3 4

Реакция на ограничение

При попытке удержать яростно сопротивляется

0 1 2 3 4

Реактивность (чувствительность к агрессии других)

Проявляет агрессивные реакции первым

0 1 2 3 4

Первым отнимает игровые предметы, игрушку у другого ребенка

0 1 2 3 4

Проявляет агрессивные реакции на действия других

0 1 2 3 4

Толкается когда обижают

0 1 2 3 4

Бьет других, если ребенка случайно толкнули

0 1 2 3 4

Чувствительность к присутствию других

Щиплется на глазах у всех

0 1 2 3 4

Толкает сверстника на глазах у всех

0 1 2 3 4

Ситуация совместной деятельности провоцирует агрессивное поведение ребенка

0 1 2 3 4

Физическая агрессия, направленная на предмет

Может сломать постройку на глазах у всех

0 1 2 3 4

Ребенок стремится разорвать игровую предметную карточку, книжку…

0 1 2 3 4

Ребенок может бросить предмет об стенку

0 1 2 3 4

Ребенок стремится бросить мяч в другого человека, чем это требуется по правилам игры

0 1 2 3 4

Отрывает руки, ноги кукле

0 1 2 3 4

Агрессия, направленная на сверстников

Толкает других детей в состоянии раздражения

0 1 2 3 4

Походя ударяет встречных

0 1 2 3 4

Бьет других детей в состоянии раздражения

0 1 2 3 4

Ударяет детей и внезапно успокаивается

0 1 2 3 4

Стремится ткнуть в глаза (пальцем, предметом)

0 1 2 3 4

Кусает других детей в состоянии раздражения

0 1 2 3 4

Агрессия невыраженной направленности

Агрессия (физическая, словесная, скрытная, в виде угроз), направленная на все окружающее (предметы, близких людей и пр.)

0 1 2 3 4

Агрессия, направленная на взрослого (в раннем и дошкольном детстве)

Бьет родителей по руке за то, что они не дают кидать игрушки

0 1 2 3 4

Бьет чужого взрослого по руке за то, что он не дает разбрасывать игрушки и т.п.

0 1 2 3 4

Тянет взрослого за волосы только при нарастании утомления или пресыщения

0 1 2 3 4

В состоянии пониженного настроения бьет чужого взрослого кулаком

0 1 2 3 4

В состоянии пониженного настроения бьет родителя кулаком

0 1 2 3 4

Царапает взрослого

0 1 2 3 4

Беспричинное недоброжелательное отношение к члену семьи

0 1 2 3 4

Бьет больно ногой бабушку

0 1 2 3 4

Вербальная агрессия

Говорит обидные слова детям

0 1 2 3 4

Говорит обидные слова взрослым

0 1 2 3 4

Говорит нецензурные слова детям

0 1 2 3 4

Говорит нецензурные слова взрослым

0 1 2 3 4

Агрессивность в виде угрозы

Замахивается, но не ударяет другого

0 1 2 3 4

Пугает другого

0 1 2 3 4

Агрессия, направленная на себя

Просит себя стукнуть еще раз

0 1 2 3 4

Берет на себя вину за других

0 1 2 3 4

Рвет на себе волосы

0 1 2 3 4

Щиплет себя в состоянии раздражения

0 1 2 3 4

Кусает себя в состоянии раздражения

0 1 2 3 4

Агрессия, направленная на животных

Щиплет кошку

0 1 2 3 4

Выкручивает хвост кошке

0 1 2 3 4

Специально наступает на лапы собаке

0 1 2 3 4

Неупорядоченные проявления и дополнения

Плюется в состоянии раздражения

0 1 2 3 4



По результатам данной анкеты, следует сложить полученные баллы.

Количество баллов: _________________
От 0 до 65 баллов – вероятнее всего, у ребенка нет опасности закрепления ситуационно-личностных реакций агрессии как патохарактерологических; ребенок самостоятельно овладевает собственной агрессивностью;

От 65 до130 баллов – есть опасность закрепления агрессивных реакций как патохарактерологических; ребенку требуется помощь в овладении собственным поведением;

От 130 до 195 баллов – ребенку требуется значительная психолого-педагогическая и медикаментозная помощь в овладении агрессивностью как расстройством поведения и эмоций;

От 195 до 260 баллов — психолого-педагогическая помощь взрослого почти не оказывает влияния на агрессивное поведение, требуется медикаментозная помощь ребенку.




Приложение 4
Проективная методика «Несуществующее животное» (автор Е.И. Рогов).

Цель: оценить степень развитости агрессивности у младших школьников.

Ребенку предлагается нарисовать на альбомном листе несуществующее животное и дать ему название, при этом не используя фломастеры и ручки.

Затем рисунки детей собираются и обрабатываются, за каждый показатель рисунку присваивается 1 балл:

1. Детали на голове (рога).

2. Рот с зубами, зубы четко нарисованы.

3. Острые углы.

4. Выпученные глаза.

5. Ноздри.

6. Сильные лапы.

7. Штриховка от себя.

8. Лапа, как боксерская перчатка.

9. Зубчатые неровные линии.

10. Ногти, иглы, щетина.

11. Оружие.

12. Линии с нажимом.

13. Длинные, большие пальцы без ладони.

14. Тематически угрожающее животное.

15. Угрожающее название рисунка.

После этого по каждому ребенку выявляется его уровень агрессивности:

0-3 балла – низкий уровень агрессивности;

4-6 балла — уровень агрессивности ниже среднего;

7-9 баллов – средний уровень агрессивности;

10-12 балла – уровень агрессивности выше среднего;

13-15 баллов – высокий уровень агрессивности.




Приложение 5
Проективная методика «Кактус» (автор М. Панфилова)

Форма проведения: индивидуальная, групповая

Время проведения теста: 10-15 минут

Цель методики – определение состояния эмоциональной сферы ребенка, наличие и направление агрессии, ее интенсивность и т.п.

Стимульный материал: лист белой бумаги размера А4, цветные карандаши.

Инструкция: «На листе бумаги нарисуй кактус – такой, какой себе представляешь» вопросы и дополнительные объяснения не допускаются.

Затем рисунки детей собираются и обрабатываются, за каждый показатель рисунку присваивается 1 балл:

1.                 Агрессия – наличие иголок. Сильно торчащие, длинные, близко расположенные друг от друга иголки показывают высокую степень агрессивности;

2.                 Импульсивность – отрывистость линий, сильный нажим;

3.                 Эгоцентризм – крупный рисунок;

4.                 Неуверенность в себе – маленький рисунок;

5.                 зависимость – расположенный внизу листа;

6.                 Стремление к лидерству – центр листа;

7.                 Демонстративность – наличие выступающих отростков в кактусе, вычурность форм;

8.                 Cкpытнocть, осторожность – расположение зигзагов по контуру или внутри кактуса;

9.                 Оптимизм – использование ярких цветов, «радостные» кактусы;

10.            Тревога – использование темных цветов, преобладание внутренней штриховки прерывистыми линиями;

11.            Экстравертированность – наличие на рисунке других кактусов или цветов;

12.            Интравертированность – на рисунке изображен один кактус;

13.            Наличие чувства одиночества – дикорастущее, «пустынные кактусы»;

14.            Стремление к домашней защите, наличие чувства семейной общности – наличие цветочного горшка на рисунке, изображение комнатного растения;

15.            Женственность – наличие украшений, мягких линий и форм.

После этого по каждому ребенку выявляется его уровень агрессивности:

0-3 балла – низкий уровень агрессивности;

4-6 балла — уровень агрессивности ниже среднего;

7-9 баллов – средний уровень агрессивности;

10-12 балла – уровень агрессивности выше среднего;

13-15 баллов – высокий уровень агрессивности.




Приложение 6





Приложение 7





Приложение 8
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.