Личностно-ориентированное воспитание –основа гуманистической педагогики
Необходимость воспитывать свободную, активную,уважающую себя личность – основная идея гуманистической педагогики.
Главное – в отношении к детям:
«Воспитатель, который не сковывает, а освобождает, неподавляет, а возносит, не комкает, а формирует, не диктует, а учит, не требует,а спрашивает, переживает вместе с ребёнком много вдохновенных минут, не разследя увлажнённым взором за борьбой ангела с сатаною, где светлый ангел побеждает».
Я. Корчак
Для воспитаниясвободной личности, способной самостоятельно принимать решения и отвечать за ихпоследствия, требуется иной подход. Необходимо воспитывать умение думатьраньше, чем действовать, действовать всегда правильно, без внешнего принуждения,уважать выбор и решение личности, считаться с её позицией, взглядами, оценкамии принятыми решениями. Этим требованиям отвечает гуманистическое личностно ориентированное воспитание.Оно создаёт новые механизмы моральной саморегуляции, постепенно вытесняясложившиеся стереотипы принудительной педагогики. Воспитание, ориентированноена личность, её жизнь, деятельность, является перспективным только тогда, когдамежду воспитателями и воспитанниками взаимодействуют такие формы, которыеактивизируют процесс воспитательнойинициативы у детей. От состояния «Я должен» к состоянию «Я хочу» ребёнкаприводит его личное отношение к тому, что он делает. Чтобы это произошло, нужноотказаться от многих устоявшихся педагогических привычек.
Личностноориентированное воспитание – это такая воспитательная система, где ребёнокявляется высшей ценностью и ставится в центр воспитательного процесса. Вокругличности воспитанника концентрируются все остальные приоритеты. Личностноориентированное воспитание основывается на известных принципах гуманистическойпедагогики: самоценность личности, уважение к ней, природосообразностьвоспитания, добро и ласка как основное средство. Иными словами, личностноориентированное воспитание – это организация воспитательного процесса на основеглубокого уважения личности ребёнка, учёта особенностей его индивидуальногоразвития, отношения к нему как сознательному полноправному и ответственномуучастнику воспитательного процесса. Это формирование целостной, свободной,раскрепощённой личности, осознающеё своё достоинство и уважающей достоинство исвободу других людей.
Таким образом,личностно ориентированное воспитание – конкретная технология гуманистическойпедагогики.
В центре внимания – личность
Надёжная диагностика воспитания
Сотрудничество, сотворчество
Ситуации выбора и ответственность
Физическое и эмоциональное благополучие
Приспособление к возможностям ребёнка
Стимулирование развития
Воспитанник SHAPE * MERGEFORMAT
Воспитатель
Понимание
Свободный
Активный
Уважающий себя
Уважающий других
Открытый
Дружелюбный
Инициативный
Независимый
Признание
Принятие
Заповедивоспитателя
Заповедь первая. Никогда непредпринимайте воспитательных воздействий в плохом настроении.
Заповедь вторая. Ясноопределите, чего вы хотите от ребёнка (и объясните это ему), а также узнайте,что он думает по этому поводу.
Заповедь третья. Предоставьтеребёнку самостоятельность, воспитывайте, но не контролируйте каждый его шаг.
Заповедь четвёртая. Не подсказывайтеготового решения, а показывайте возможные пути к нему и разбирайте с ребёнкомего правильные и ложные шаги к цели.
Заповедь пятая. Непропустите момент, когда будет достигнут первый успех.
Заповедь шестая. Укажитеребёнку на его ошибку. Сразу дайте оценку поступку и сделайте паузу, чтобыребёнок осознал услышанное.
Заповедь седьмая. Оценивайтепоступок, а не личность (не «Ты плохой», а «Ты поступил плохо»). Сущностьчеловека и его поступки не одно и тоже.
Заповедь восьмая. Дайтеребёнку ощутить (улыбнитесь, прикоснитесь), что сочувствуете ему, верите внего, хорошего мнения о нём, несмотря на его оплошность. Дайте понять, (но необязательно это говорите), что когда этот неприятный разговор будет окончен, тоинцидент окажется исчерпанным.
Заповедь девятая. Воспитание –это последовательность целей.
Заповедь десятая. Воспитательдолжен быть твёрдым, но добрым.
(А. Толстых)
При общениис детьми надо помнить
· Дети учатся жить у жизни
· Если ребёнка постоянно критикуют, он учится ненавидеть
· Если ребёнок живёт во вражде, он учится агрессивности
· Если ребёнка высмеивают, он становится замкнутым
· Если ребёнок растёт в упрёках, он учится жить счувством вины
· Если ребёнок растёт в терпимости, он учится приниматьдругих
· Если ребёнка подбадривают, он учится верить в себя
· Если ребёнка хвалят, он учится быть благодарным
· Если ребёнок растёт в честности, он учится бытьсправедливым
· Если ребёнок растёт в безопасности, он учится верить влюдей
· Если ребёнка поддерживают, он учится ценить себя
· Если ребёнок живёт в понимании и дружелюбии, он учитсянаходить любовь в этом мире
Примернаясхема анализа урока
1. Общиесведения об уроке: дата, класс, предмет. Оборудование и ТСО.
2. Начало урока.Подготовленность класса к уроку. Умение учителя мобилизовать внимание учащихсяна учебную работу, создание рабочей обстановки в классе.
3. Тема иосновные цели урока. Образовательная, развивающая и воспитательная целиурока. Место данного урока в системе уроков по теме, связь с предыдущимматериалом.
4. Организацияурока:
— тип урока;
— структура урока, его отдельные элементы, их последовательность и дозировка вовремени, соответствие построения урока его содержанию и поставленной цели;
— виды учебной деятельности;
— сочетание фронтальной, групповой и индивидуальной работы на уроке;
— плотность урока, рациональное использование времени
5. Содержаниеурока:
— научная правильность освещения материала на уроке, его соответствиевозрастным возможностям учащихся;
— воспитательная направленность урока;
— правильность подбора учителем материала для уроков: для опроса, закрепления,объяснения, тренировки, для самостоятельной работы, практических и лабораторныхработ, для повторения, разъяснения домашней работы и т.п.
— соответствие содержания урока требованиям программы;
— связь теории с практикой: раскрытие учителем практической значимости знаний,обучение учащихся применению своих знаний на практике, использование местногоматериала и его доступность;
— связь изучаемого материала с ранее пройденным, приёмы повторения пройденного;
— межпредметные связи;
— использование жизненного опыта учеников с целью развития у них познавательнойактивности и самостоятельности;
– качество знаний учащихся, их умений и навыков
6. Методикапроведения урока:
а) оборудование урока, использование наглядных пособий, дидактическогоматериала на всех этапах урока;
б) соответствие методов и приёмов образовательным, воспитательным и развивающимзадачам урока, их оптимальное сочетание;
в) соответствие методов содержанию урока, возрасту и уровню подготовкиучащихся, эффективность применяемых методов и приёмов;
г)постановка учителем перед учащимися цели урока и подведение итогов;
д) работа с отстающими и слабоуспевающими на уроке;
е) правильность оценки учителем знаний и деятельности учащихся, педагогическоезначение выставляемых оценок, их эффективность и объективность;
ж) соблюдение на уроке единых требований к учащимся
7. Организацияпознавательной деятельности учащихся:
— роль, место и характер самостоятельной работы учащихся на уроке;
— место учебника и наглядных средств;
— место, форма, последовательность вопросов и заданий, приёмы активизацииучащихся;
— характер познавательных заданий, формулировка проблемных вопросов
8. Психологическиеосновы урока:
— развитие и поддержание внимания;
— развитие памяти, мышления, воображения;
— ритмичность урока: чередование материала разной степени трудности,разнообразие видов учебной деятельности;
— наличие психологических пауз и разрядки;
— эмоциональная атмосфера урока
9. Индивидуальныйи дифференцированный подход к учащимся на уроке
10.Наличие,объём, характер домашних заданий и целесообразность поставленных в нихдидактических задач
11.Работа иповедение учащихся на уроке:
— активность класса, качество ответов учащихся;
— заинтересованность детей материалом урока, отношение к уроку;
— дисциплинированность и организованность учащихся;
— речь учащихся, характер задаваемых вопросов
12.Поведениеучителя на уроке:
— выдержка, собранность, доброжелательность в обращении с учащимися;
— умение распределять внимание на уроке, прислушиваться к ответам учащихся;
— требовательность к учащимся, использование разнообразных приёмов воздействияна учащихся;
— эмоциональность;
— речь учителя;
— внешний вид
13. Выводы ипредложения.