Реферат по предмету "Философия"


Понятие мировоззрения: миф, религия, философия

Понятиемировоззрения: миф, религия, философия

1. Понятиемировоззрения
Мировоззрение– система взглядов на объективный мир и место в нем человека, на отношениечеловека к окружающей его действительности и самому себе, а также сложившиесяна основе этих взглядов убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности,ценностные ориентации. Современное общество характеризуется глобальнымикризисами, кричащими о том, что сейчас крайне необходима смена мировоззрения.Обратим внимание на особенно глобальные кризисы:
1)Нравственный. Деградация человека, разрушение его сознания, упадок морали – всеэто нравственный кризис, который приведет к уничтожению мира.
2).Экологический. Разрушение озонового слоя Земли уже сейчас сказывается наклимате планеты. Нарушается природный экологический баланс. Мировое потеплениеприведет к тому, что сначала начнется глобальная засуха, а если солнце растопитльды Антарктики и Арктики, то вся цивилизация исчезнет под водой, котораявпоследствии под действием испепеляющего Солнца тоже исчезнет, унеся с собойпоследние формы жизни.
3).Демографический. К 2100 году население составит 10–12 млрд. Таким образомперенаселение планеты приведет к тому, что людям просто негде станет жить,начнутся глобальные мировые войны за место под солнцем.
Мы подошлик рубежу, когда от своих собственных успехов Мы можем погибнуть, какцивилизация. Прогресс ведет к гибели человечества. Современная цивилизациясоздала такое мировоззрение, которое несовместимо с существованием самойцивилизацией. Либо мы все пойдем другим, гуманным по отношению к миру путем,либо наша цивилизация навсегда исчезнет.
Человек несуществует иначе, как в определенном отношении к другим людям, семье,коллективу, нации, в определенном отношении природе, к миру вообще. Этоотношение упирается в самый существенный вопрос: «Что такое мир?». Каждаяэпоха, каждая общественная группа и, следовательно, каждый человек имеют болееили менее ясное и четкое или расплывчатое представление о решении вопросов,которые волнуют человечество. Система этих решений и ответов формируетмировоззрение эпохи в целом и отдельной личности. Отвечая на вопрос о местечеловека в мире, об отношении человека к миру, люди на основе имеющегося в ихраспоряжении мировоззрения вырабатывают и картину мира, которая дает обобщенноезнание о строении, общем устройстве, закономерностях возникновения и развитиявсего, что так или иначе окружает человека.
В центревсех философских проблем стоят вопросы о мировоззрении и общей картине мира, оботношении человека к внешнему миру, о его способности понять этот мир ицелесообразно действовать в нем.
Мировоззрение– фундамент человеческого сознания. Полученные знания, сложившиеся убеждения,мысли, чувства, настроения, соединяясь в мировоззрении, представляютопределенную систему понимания человеком мира и самого себя. В реальной жизнимировоззрение в сознании человека – это определенные воззрения, взгляды на мири свое место в нем. Мировоззрение является интегральным образованием,обобщающим пласты человеческого опыта.
Итак,мировоззрение – это совокупность общих предметов о действиях, которые отражаюти раскрывают практическое и теоретическое отношение человека к миру. В этопонятие входят: жизненные позиции человека, убеждения, идеалы (истина, добро,красота), принципы познания и действительности (оптимизм, пессимизм),ценностные ориентации. Мировоззрение бывает индивидуальное, общественное,групповое. В мировоззрении выделяют два уровня: чувственно-эмоциональный итеоретический. Чувственно-эмоциональное мировоззрение – это цельное осознаниедействительности в виде ощущений, восприятий, эмоций. Теоретический уровень – интеллектуальныйаспект мировоззрения – действительность через призму законов.
2.Мифологическое мировоззрение
Мифологическиммировоззрением – независимо от того, к далекому прошлому или сегодняшнему днюоно относится считают такое мировоззрение, которое основано не на теоретическихдоводах и рассуждениях, а либо на художественно-эмоциональном переживании мира,либо на общественных иллюзиях. Миф – священное придание, сложенное о деяниибогов, в котором повествуется о том, как устроен мир. Мифология – самая перваяформа осознания действительности. Она связана с обрядами, ритуалами. Мифвоплощает в себе коллективный надежный опыт осмысления действительностипредков.
Одна изособенностей мифа, безошибочно отличающая его от науки, заключается в том, чтомиф объясняет «все», так как для него нет непознанного и неизвестного. Онявляется наиболее ранней, а для современного сознания – архаичной, формоймировоззрения, хотя для некоторых отдельных народов или людей мифологическоесознание существует и сейчас.
Историческипервой формой мировоззрения является мифология. Она возникает на самой раннейстадии общественного развития. Тогда человечество в форме мифов, то естьсказаний, преданий, пыталось дать ответ на такие глобальные вопросы какпроисхождение и устройство мироздания в целом, возникновение наиболее важныхявлений природы, животных и людей. Значительную часть мифологии составляликосмологические мифы, посвященные устройству природы. Вместе с тем, большоевнимание в мифах уделялось различным стадиям жизни людей, тайнам рождения исмерти, всевозможным испытаниям, которые подстерегают человека на его жизненномпути. Особое место занимают мифы о достижениях людей: добывании огня,изобретении ремесел, развитии земледелия, приручении диких животных.
Известныйанглийский этнограф Б. Малиновский отмечал, что миф, как он существовал впервобытной общине, то есть в его живой первозданной форме – это не история,которую рассказывают, а реальность, которой живут. Это не интеллектуальноеупражнение или художественное творчество, а практическое руководство кдействиям первобытного коллектива. Задача мифа не состоит в том, чтобы датьчеловеку какое-то знание или объяснение. Миф служит для оправдания определенныхобщественных установок, для санкционирования определенного типа верований и поведения.
Такимобразом, миф – это не первоначальная форма знания, а особый вид мировоззрения,специфическое образное синкретическое представление о явлениях природы иколлективной жизни. В мифе как наиболее ранней форме человеческой культурыобъединялись зачатки знаний, религиозных верований, нравственная, эстетическаяи эмоциональная оценка ситуации. Если применительно к мифу можно говорить опознании, то слово «познание» здесь имеет смысл не традиционного добываниязнания, а мироощущения, чувственного сопереживания. Для первобытного человекакак было невозможно зафиксировать свое знание, так и убедиться в своемнезнании. Для него знание не существовало как нечто объективное, отдельное отего внутреннего мира. В мифологии человек растворяется в природе, сливается сней как ее неотделимая частица.
Основнымпринципом решения мировоззренческих вопросов в мифологии был генетический.Объяснения по поводу первоначала мира, происхождения природных и общественныхявлений сводились к рассказу о том, кто кого породил.
Так, взнаменитой «Теогонии» Гесиода и в «Илиаде» и «Одиссее» Гомера – наиболее полномсобрании древнегреческих мифов – процесс творения мира представлялся следующимобразом. В начале существовал лишь вечный, безграничный, темный Хаос. В немзаключался источник жизни мира. Все возникло из безграничного Хаоса – весь мири бессмертные боги. Из Хаоса произошла и богиня Земля – Гея. Из Хаоса,источника жизни, поднялась и могучая, все оживляющая любовь – Эрос.
БезграничныйХаос породил Мрак – Эреба и темную Ночь – Нюкту. А от Ночи и Мрака произошливечный Свет – Эфир и радостный светлый День – Гемера. Свет разлился по миру, истали сменять друг друга ночь и день.
Могучая,благодатная Земля породила беспредельное голубое Небо – Урана, и раскинулосьНебо над Землей. Гордо поднялись к нему высокие Горы, рожденные Землей, ишироко разлилось вечно шумящее Море. Небо, Горы и Море рождены матерью Землей.Дальнейшая история порождения мира связана с браком Земли и Урана – Неба и ихпотомков. Аналогичные схемы присутствует в мифологии многих народов мира.
Миф обычносовмещает в себе два аспекта – диахронический (рассказ о прошлом) исинхронический (объяснение настоящего и будущего). Таким образом, с помощьюмифа прошлое связывалось с будущим, и это обеспечивало духовную связьпоколений. Содержание мифа представлялось первобытному человеку в высшейстепени реальным, заслуживающим абсолютного доверия.
Мифологияиграла огромную роль в жизни людей на ранних стадиях их развития. Мифы, как ужеотмечалось раньше, утверждали принятую в данном обществе систему ценностей,поддерживали и санкционировали определенные нормы поведения. И в этом смыслеони были важными стабилизаторами общественной жизни. Этим не исчерпываетсястабилизирующая роль мифологии. Главное значение мифов состоит в том, что ониустанавливали гармонию между миром и человеком, природой и обществом, обществоми индивидом и, таким образом, обеспечивали внутреннее согласие человеческойжизни.

3.Религиозное мировоззрение
На раннейстадии человеческой истории мифология не была единственной мировоззренческойформой. В этот же период существовала и религия. Религия – форма общественногосознания, основанная на вере в богов, точнее на существовании одного или несколькихбогов (монотеизм, политеизм).
Близким кмифологическому, хотя и отличным от него, стало религиозное мировоззрение,развившееся из недр еще не расчлененного, не дифференцированного общественногосознания. Как и мифология, религия апеллирует к фантазии и чувствам. Однако вотличие от мифа, религия не «смешивает» земное и сакральное, а глубочайшим инеобратимым образом разводит их на два противоположных полюса. Творческаявсемогущая сила – Бог – стоит над природой и вне природы. Бытие Богапереживается человеком как откровение. Как откровение, человеку дано знать, чтодуша его бессмертна, за гробом его ждет вечная жизнь и встреча с Богом.
Религия,религиозное сознание, религиозное отношение к миру не оставались застывшими. Напротяжении истории человечества они, как и другие образования культуры,развивались, приобретали многообразные формы на Востоке и Западе, в разныеисторические эпохи. Но всех их объединяло то, что в центре любого религиозногомировоззрения стоит поиск высших ценностей, истинного пути жизни, и то, что иэти ценности, и ведущий к ним жизненный путь переносится в трансцендентную,потустороннюю область, не в земную, а в «вечную» жизнь. Все дела и поступкичеловека и даже его помыслы оцениваются, одобряются или порицаются по этомувысшему, абсолютному критерию.
Преждевсего, следует отметить, что воплощенные в мифах представления теснопереплетались с обрядами, служили предметом веры. В первобытном обществемифология находилась в тесном взаимодействии с религией. Однако было бынеправильным однозначно утверждать, что они были нераздельны. Мифологиясуществует отдельно от религии как самостоятельная, относительно независимаяформа общественного сознания. Но на самых ранних стадиях развития обществамифология и религия составляли единое целое. С содержательной стороны, т.е. сточки зрения мировоззренческих конструкций, мифология и религия неразделимы.Нельзя сказать, что одни мифы являются «религиозными», а другие«мифологическими». Однако религия имеет свою специфику. И эта спецификазаключается не в особого типа мировоззренческих конструкциях (например, таких,в которых преобладает разделение мира на естественный и сверхъестественный) ине в особом отношении к этим мировоззренческим конструкциям (отношение веры).Разделение мира на два уровня присуще мифологии на довольно высокой стадииразвития, а отношение веры также неотъемлемая часть мифологического сознания.Специфика религии обусловливается тем, что основным элементом религии являетсякультовая система, т.е. система обрядовых действий, направленных наустановление определенных отношений со сверхъестественным. И поэтому всякий мифстановится религиозным в той мере, в какой он включается в культовую систему,выступает в качестве ее содержательной стороны. Основное отличие от мифасостоит в том, что у религии существуют свои книги и организационный орган.
Мировоззренческиеконструкции, включаясь в культовую систему, приобретают характер вероучения. Иэто придает мировоззрению особый духовно-практический характер.Мировоззренческие конструкции становятся основой формальной регуляции ирегламентации, упорядочения и сохранения нравов, обычаев, традиций. С помощьюобрядности религия культивирует человеческие чувства любви, доброты,терпимости, сострадания, милосердия, долга, справедливости и т.д., придавая имособую ценность, связывая их присутствие со священным, сверхъестественным.
Основнаяфункция религии состоит в том, чтобы помочь человеку преодолевать историческиизменчивые, преходящие, относительные аспекты его бытия и возвысить человека дочего-то абсолютного, вечного. Выражаясь философским языком, религия призвана«укоренить» человека в трансцендентальное. В духовно-нравственной сфере этопроявляется в придании нормам, ценностям и идеалам характера абсолютного,неизменного, не зависящего от конъюнктуры пространственно-временных координатчеловеческого бытия, социальных институтов и т.д. Таким образом, религияпридает смысл и знание, а значит, и устойчивость человеческому бытию, помогаетему преодолевать житейские трудности.
4.Философское мировоззрение
Философия(с греческого «любовь к мудрости») – это учение о высших принципахдействительности, о первых началах бытия, учение о глубинной основе мира.Основные философские проблемы: 1. онтология (теория познания); 2. гносеология(учение о бытие); 3. методология (учение о развитии); 4. социология (социальныепроблемы); 5. этика (учение о морали); 6. эстетика (учение о прекрасном); 7.антропология (учение о человеке); 8. аксиология (учение о ценностях); 9.диалектика (учение о действительности); 10. метафизика (учение о смысле жизни).
Возникновениефилософии как мировоззрения относится к периоду развития и становлениярабовладельческого общества в странах Древнего Востока, а классическая формафилософского мировоззрения сложилась в Древней Греции. Первоначально возникматериализм как разновидность философского мировоззрения, как научная реакцияна религиозную форму мировоззрения. Фалес первым в Древней Греции поднялся допонимания материального единства мира и высказал прогрессивную мысль опревращении единой по своей сущности материи из одного ее состояния в другое. УФалеса были сподвижники, ученики и продолжатели его воззрений. В отличие отФалеса, считавшего материальным основанием всего сущего – воду, они находилииные материальные основания: Анаксимен – воздух, Гераклит – огонь.
Разрабатываяосновы научного мировоззрения, Фалес внес существенный вклад в основаниематематики, физики, астрономии. Главное же в учении Фалеса как ученого,утверждающего новую, именно философскую эпоху в развитии мировоззрения, былоучение о человеке как главном объекте любой науки.
У истоковформирования научного мировоззрения в философии древних стоял Пифагор.Пифагоризм был первым древнегреческим философским идеализмом какмировоззренческой реакцией на первый древнегреческий материализм. Фалес иПифагор были основоположниками первоначальных философских мировоззрений, таккак «вода» Фалеса и «число» Пифагора были основой их философскихмировоззренческих позиций. Дальнейшее развитие этих мировоззренческихнаправлений связано с именами Демокрита и Платона. В учениях Демокрита иПлатона мировоззренческие позиции строятся уже на принципиально опосредованнойоснове. Так, у Демокрита основой всех основ мыслятся «атомы» как мельчайшие и впринципе уже не делимые частицы материального мира. У Платона тоже были свои«атомы», только не материальные, а духовные, именно «идеи». Они тожепринципиально неделимы.
Такимобразом, мир «атомов» Демокрита и мир «идей» Платона – это уже не «вода» Фалесаи не «число» Пифагора. Это нечто бескачественное, из которого вполнезакономерно образуются именно качества, причем самые разнообразные. Что-топодобное предлагал в школе Фалеса один из его учеников Анаксимандр, высказавмысль, что в основе всего лежит некий «апейрон», неопределенное по отношению клюбым из возможных своих состояний и модификаций материальное основание. А этобыла уже серьезная «заявка» на то, что видимый мир не сводится к своейсущности, а содержит в глубине этой «видимости» некую сущность. Отсюданапрашивается вполне определенный вывод: нельзя принимать кажущееся задействительное.
Демокритпризнавал материальное и духовное, разработал так называемую «теориюистечений», своего рода «зародышевого» прообраза теории отражения. Материальныймир, по Демокриту, – это движущиеся в пустоте атомы. Отсюда Демокрит полагалдва вида объективной реальности – атомы и пустоту. Платон же, какмировоззренческий антипод Демокрита, исходил из первичности мира идей ивторичности мира материального. Что же касается процессов познания, то они поПлатону, осуществляются как «воспоминания» бессмертной души, вселившейся в телочеловека в момент его рождения.
Великийгреческий философ Аристотель понимал, что противопоставление мировоззренийопределяется противопоставлением политических целей и интересов. Отсюда всепомыслы Аристотеля как ученого были направлены на построение всеобъемлющейфилософии, объединяющей различные мировоззренческие подходы.
Напротяжении всей истории существования человечества философия складывается какустойчивая форма общественного сознания, рассматривающая мировоззренческиевопросы. Философия составляет теоретическую основу мировоззрения, или еготеоретическое ядро, вокруг которого образовалось своего рода духовное облакообобщенных обыденных взглядов житейской мудрости, что составляет жизненноважный уровень мировоззрения.
Философия –это такая форма общественного и индивидуального сознания, которая постояннотеоретически обосновывается, обладает большей степенью научности, чем простомировоззрение, скажем, на житейском уровне здравого смысла, наличествующего учеловека, порой даже не умеющего ни писать ни читать.
Философскаямысли – есть мысль о вечном. Как и всякое теоретическое знание, философскоезнание развивается, обогащается все новым и новым содержанием, новымиоткрытиями. При этом сохраняется преемственность познанного. Однако философскийдух, философское сознание – это не только теория, тем более теория отвлеченная,бесстрастно-умозрительная. Научно теоретическое знание составляет лишь однусторону идейного содержания философии. Другую, безусловно доминирующую, ведущуюего сторону, образует совсем иной компонент сознания – духовно-практический.Именно он выражает ценностно-ориентирующий, то есть мировоззренческий, типфилософского сознания в целом. Было время, когда никакой науки никогда еще несуществовало, но философия находилась на высочайшем уровне своего творческогоразвития.
Сокровеннаяцель философии – вывести человека из сферы обыденности, увлечь его высшимиидеалами, придать его жизни истинный смысл, открыть путь к самым совершеннымценностям.
Органическоесоединение в философии двух начал – научно-теоретического ипрактически-духовного – определяет специфику ее как совершенно уникальной формысознания, что особенно заметно проявляет себя в ее истории – в реальномпроцессе исследования, развития идейного содержания философских учений, которыеисторически, во времени связаны между собой не случайным, а необходимымобразом. Все они – лишь грани, моменты единого целого. Так же, как и в науке, ив других сферах рациональности, в философии новое знание не отвергает, адиалектический «снимает», преодолевает свой прежний уровень, то есть включаетего в себя как свой частный случай. В истории мысли, подчеркивал Гегель, мынаблюдаем прогресс: постоянное восхождение от абстрактного знания к знанию всеболее и более конкретному. Последовательность философских учений – в основном иглавном – такова же, как и последовательности в логических определениях самойцели, то есть история познания соответствует объективной логике познаваемогопредмета.
Философияявляется одной из основных форм общественного сознания, системой наиболее общихпонятий о мире и о месте человека в нем.
Изчеловеческих противоречий исторически возник научный источник познания. Человекчувствовал неудовлетворение от той идеи, которую ему навязывала религия. Онстремился сам познать мир. Он хотел сам объяснить те процессы и явления,которые происходили вокруг него. И это вполне естественно. Человек всегдастремится к познанию. Ему требуется самому соприкоснуться с миром. Узнать, какон устроен.
Наука – сферачеловеческой деятельности, направленной на выявление прежде всего закономерногов существовании и развитии объектов, явлений, процессов (или каких-то ихсторон). Современная наука – это сложноорганизованная система. Смена научныхкартин мира возникает при обнаружении явлений, которые не удается объяснить врамках существующих научных взглядов (или тогда, когда не обнаруживаетсяявление, предсказываемое теорией). Тогда и появляется необходимость в коренномпересмотре.
Знаниезакона (т.е. того, против чего природа не возражает), – это предпосылкацеленаправленной деятельности человека, важнейший элемент научного предвидениятеории, в радикальном изменении не только содержания знания, но и стилянаучного мышления. Осознать несостоятельность фундаментальной теории, еще недавноказавшейся вполне надежной, нелегко. Но еще сложнее другое. Ведь если прежняятеория функционировала как теория, то она, значит, что-то действительнообъясняла, т.е. содержала элементы объективной истины. И эти элементы должныбыть выявлены, иначе дальнейшее развитие теории будет невозможным. Сменанаучной картины мира имеет две стороны: разрушение прежней научной картинымира, связанных с нею стереотипов мышления (путем обнаружения ошибочных идей) ина этой основе – формирование нового знания, точнее отражающего объективнуюреальность. Здесь-то и возникают идейные драматические коллизии. Ведьрасставаться с привычными взглядами очень непросто… А когда необходимость этогостановится достаточно очевидной, то велик соблазн просто отбросить прежнююконцепцию как неудачную.
Поэтомусмена научных картин мира, связанная с коренной ломкой прежних и формированиемновых представлений о тех или иных областях действительности – закономерныйэтап в развитии научного познания. В итоге происходит смена научной картины мира,представляющей собой результат обобщения и синтеза знания в различных областяхнауки. Эта картина мира (базирующаяся на философской картине мира как егоцелостной и наиболее общей модели) складывается под преимущественным влияниемнаиболее развитой (ведущей) науки – «лидера».
Длительноевремя таковым была физика (сегодня разделяющая эту роль с рядом других наук), сдостижениями которой связаны:
– механическая (Ньютон (две позиции:1 — деизм – религиозно-философская доктрина, которая признает бога как мировойразум, сконструировавший целесообразную «машину» природы и давший ей законы идвижение, но отвергает дальнейшее вмешательство бога в самодвижение природы ине допускает иных путей к познаванию бога, кроме разума; 2 – теизм — религиозноемировоззрение, исходящее из понимания бога как абсолютной личности, пребывающейвне мира, свободно создавшей его и действующей в нем;
– тепловая (полное отрицаниебога);
– квантово-релятивистская(позволила понять многие свойства твердых тел, объяснить явления сверхпроводимости,ферромагнетизма, сверхтекучести, лежит в основе ядерной энергетики, познатьзаконы механического движения тел при скоростях, сравнимых со скоростью света(основана на теории относительности)) картины мира;
– синергетическая картина мира(synergetikos-совместный, согласованно действующий), включающая в себя областьнаучных исследований, цель которых выявление общих закономерностей процессовсамоорганизации в открытых системах, приводящих иногда к возникновению в нихновых структур. Последние могут возникать в системах, находящихся в существеннонеравновесных условиях (излучение лазера, возникновение спиральных галактик).


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.