Реферат по предмету "Педагогика"


Календари природы: значение, виды и методика организации работы с ними в дошкольном учреждении

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯРЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
«ГРОДНЕНСКИЙГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ ЯНКИ КУПАЛЫ»
педагогический факультет
отделение «Дошкольноеобразование»
Контрольная работа
по курсу: «Методикаэкологического воспитания дошкольников»
тема: «Календари природы:значение, виды и методика организации работы с ними в дошкольном учреждении»
Студентки 3 курса. 4группы
Заочной формы обучения
Акулич-Дудко Т.Ю.
ГРОДНО 2008

Содержание
 
Введение
1    Значениекалендарей природы, их виды
2    Методикаорганизации работы с календарями природы в дошкольном учреждении
3    План-конспектведения календаря природы
Заключение
Список использованных источников

Введение
 
Всеявления в природе происходят в определенной последовательности. Ежегодно вопределенном порядке, одно за другим, идут времена года. В каждом из временгода природные явления также происходят в определенные сроки, в определенномпорядке. Весной тает снег, пробуждаются растения и животные, прилетают птицы. Влетние дни у животных и птиц появляется новое потомство, на деревьях икустарниках созревают плоды и ягоды. Осенью деревья теряют свой зеленый наряд,улетают на юг перелетные птицы, звери усиленно готовятся к зиме. Зимойрастительный мир находится в состоянии покоя, многие животные прячутся отснежных бурь и лютых морозов.
Уребенка, который только начинает понимать окружающий мир, все это вызываетогромнейший интерес. Один из самых доступных способов понять окружающуюдействительность – понаблюдать за ней. Ребенок наблюдает, анализирует, делаетвыводы.
Однакопознание дошкольниками окружающего мира, явлений природы возможно не толькопосредством наблюдений — большую помощь в этом может оказать моделирующаядеятельность. Многообразие природных явлений, составляющих непосредственноеокружение детей, создает видимость их легкого познания в процессе наблюдений.Но пугливость и скрытый образ жизни многих животных, растянутая во времениизменчивость развивающихся организмов или сезонных явлений природы, незаметныедля восприятия связи и зависимости внутри природных сообществ рождаютобъективные трудности для дошкольников, мыслительная деятельность которыхнаходится в становлении. Это и вызывает необходимость моделирования некоторыхявлений, объектов природы.

1 Значение календарейприроды, их виды
 
В процессе ознакомления дошкольниковс природой можно создавать и использовать самые различные модели. Одни из нихявляются календари природы — графические модели, которые отражаютразнообразные, длительно происходящие явления и события в природе.
Ведение календарейприроды имеет большое значение для экологического воспитания детей с двух точекзрения: сначала происходит его создание (моделирование явлений), затем — использование в учебном или в воспитательном процессе. Для развития дошкольниковважное значение имеет и знакомство с закономерно протекающими изменениями вприроде: рост и развитие живых существ, сезонные изменения в природе.
Ведя подобную работу,расширяется кругозор и представления детей, развиваются и уточняютсяпредставления о предметах и явлениях действительности, устанавливаются определенныелогические связи и зависимости между ними, обогащается словарный запас, развиваетсянаблюдательность и устойчивый познавательный интерес.
Работа с календарямиприроды имеет для детей в плане умственного воспитания большое значение:абстрагирует и наглядно демонстрирует закономерную связь природных объектов,связь причинно-следственного характера. А это дает возможность обобщеннопознавать явления, способствует развитию не только наглядно-образного, но илогического мышления.
Красочные картины природыв разное время года при умелом руководстве педагога становятся средствомэстетического и нравственного воспитания: чувство прекрасного, у нихразвивается художественное восприятие действительности. Приучают дошкольников каккуратности и систематичности в работе. Немаловажное значение имеют и в патриотическомвоспитании. Дети учатся любить и беречь родную природу, развивает чувствогордости за свой край.
Можно выделить три типакалендарей, имеющих широкое применение в дошкольных учреждениях и отражающих теявления природы, которые находятся в поеле зрения детей и состовляют содержаниенайболее частых наблюдений.
Календари наблюдений заростом и развитием живых существ.
Проводя такую работу, можнонаблюдать рост и развитие редиса, огурца, лука. Или животных – рост и развитиехомяка в старшей группе или развитие цыплят и их взаимоотношение с курицей в подготовительнойгруппе. Ведение такого календаря можно делать следующими способами. Рассмотримих на примере наблюдений за ростом редиса (рис1.1). Первые три графызаполняются ежедневно, дни недели закрашиваются разным цветом, погода иогородные работы фиксируются значками. В последней графе один раз в конценедели дается цветное изображение овоща, мерная полоска закрашивается по высотерастения.
/>
Рис.1.1 Календари наблюдений за ростом редиса
Ещеодин способ заполнения – это календарь-ширма. Он отражает пространственновременные параметры роста и развития огородной культуры (рис.1.2). Одноразовые еженедельныенаблюдения и отметки (цветной рисунок) создают картину последовательныхизменении подземной и надземной частей растения. Одновременная запись погоды,трудовых операций дает представление (хотя и неполное) об условиях, в которыхразвивается овощная культура. Графа «время», например, показывает, скольконедель длится развитие корнеплода. Аналогичным образом можно моделироватьпроцесс роста и развития любого растения (грунтового или комнатного), выращиваемоговегетативным способом или из семян, но имеющего относительно быстрый рост инепродолжительный период развития.
/>
Рис.1.2.Страницы календаря соединены в ширму. На трех страницах изображен последовательныйрост редиса за три недели
Фиксировать изменениярастущих растений значительно проще, чем изменений молодых животных. Это объясняетсятем, что последние обладают поведением и поэтому во время роста и развитияприобретают не только новые внешние черты, но и новые моменты в поведении. Графическая модель ростаи развития животного должна отражать изменения не только внешнего облика (строение),но и двигательную активность (поведение), меняющиеся условия внешней среды. Поддвигательной активностью следует понимать, как перемещается животное впространстве (ходьба, бег, прыжки), как добывает пищу, каковы действия,направленные на установление взаимоотношений с сородичами и с другими живымисуществами. Таким образом, содержание графической модели этого типа болееобширно. Поэтому запись поведения животных представляет некоторую сложность. Этосвязано с поиском адекватных и понятных значков-символов.
Календарь наблюдений заптицами.
Этот календарь, как идругие, является моделью. Он имеет три постепенно усложняющиеся модификации:для младшего и среднего возраста, для старшей группы. (рис. 1.3,1.4)
/>
Рис.1.3 Календарьнаблюдения за птицами (младшая и средняя группа).
/>
Рис.1.4Календарь наблюдения за птицами (старшая группа)
 
Календарь для младших истарших дошкольников (верхняя часть) заполняется карточками с изображениямиптиц, прилетающих на кормушку. Наблюдения этим способом производятся каждыйдень заново, и никакие пометки («следы») не ставятся. Календарь старшей иподготовительной группы, (нижняя часть) заполняется иначе: ежедневно в полоскахсоответствующего дня проставляются цветные пометки — «галочки» (символическоеизображение птиц, которые остаются в календарях как следы наблюдений).Различаются календари не только записью наблюдений, но и своим содержанием.Объем моделируемого содержания для старших дошкольников более значителен:учитывается время (за единицу берется неделя, разделенная на дни), некоторыеособенности поведения птиц на кормушке, погода, ассортимент кормов, т. е. все,что в комплексе составляет внешние условия, на фоне которых происходятнаблюдения за птицами. Календари различаются не только способом фиксации наблюдений, но исодержанием. Объем моделируемого содержания для старших дошкольниковзначительно больше: вводится параметр времени (дни недели), фиксируются разныеособенности поведения птиц (кто ожидает корма, кто ест на кормушке, а кто подней, кто летает над участком и следит за птичьим обедом). В календареподготовительной к школе группы можно фиксировать погоду и состав корма. Ведение календаря наблюденийза птицами дает ребятам возможность познакомиться с зимующими птицами, проследитьдинамику изменений в осенне-весенние птичьи миграции.
Младшие дошкольники,работая с таким календарем, получают первые впечатления о видовом различииптиц. Например, отыскивая карточки с изображением птиц, разумеется, с помощьювоспитателя, дети имеют возможность сопоставлять картинки с образами, полученнымиво время наблюдений. Такая работа в течение двух недель уже дает отчетливыепредставления, которые легко соотносятся со словесными обозначениями (названия птиц,определение их величины, окраски). Старшие ребята не только закрепляют своипредставления (дети должны знать особенности поведения птиц — где кормятся,кого боятся).
Кроме того, работа скалендарем в старшей группе, соединяя в себе символический способ фиксациинаблюдений — это практическое средство формирования логической формы мышления.Отбирая карточки (в течение двух недель) с изображением виденных на участкептиц, расставляя их по соответствующим графам, а затем, переводя полученныеситуации в символическое изображение, дети обучаются одновременно умению последовательносоотносить образы и объекты.
Календарьнаблюдения за сезонными изменениями в природе. Такой календарь отражаетсостояние природы (неживой, растительного и животного мира) в ту неделю, когдапроисходят ежедневные наблюдения (рис.1.5). Заполнение страницы календаря, то естьфиксация наблюдений, неотъемлемая часть «недельной методики»ознакомления детей с сезонными явлениями природы.
/>
Рис.1.5.Образец заполнения календаря (на прмере наблюдений, проводимых впоследнююнеделю октября)
 
Страницакалендаря рассчитанна на всю неделю наблюдений, имеет следующие параметры:время представлено условным «месяцем» с четырьмя полными неделями посемь дней; неживая природа представлена графой «погода» семьюокошечками на каждый день той недели (оптимально: второй или третьей), когдапроисходят наблюдения. Дни недели закрашиваются разным цветом. Погодафиксируется значками ежедневно. Состояние живой природы — это большаянеразделенная часть страницы, на которой изображаются в виде рисункарастительность (одно-два дерева, куст), покров земли и животные (главнымобразом, птицы и насекомые), которых можно увидеть в это время. Эту страницужелательно изобразить цветным рисунком.
Еще одинпример ведения календаря, это календарь-ширма (рис.1.6), где на трех страницахизображены сезонные изменения в природе, например, осенью.

/>
Рис.1.6.Календарь-ширма
Такойкалендарь имеет три графы: «Недели», «Погода», «Живая природа». Первая графаразделена на четыре вертикальные полоски, обозначающие недели месяца, Длянаблюдений можно выбрать любую, из них, но лучше вторую или третью. Такимобразом, из четырех представленных в календаре недель заполняется лишь одна.Это дает возможность показатъ дошкольникам, сколько дней в месяце велисьнаблюдения, когда они проходили и когда возобновятся снова. Заполнение календаря,т.е. собственно моделирование, производится значками и рисунком в полномсоответствии с наблюдениями. Ежедневно после прогулки, во время которой детинаблюдали за природой, они под руководством воспитателя закрашивают клетку днянедели и в соответствующем окошечке значками изображают погоду. В серединенедели после рассматривания покрова земли, дерева и куста, которые выбраны дляотображения в календаре, дошкольники рисуют их в графе «Живаяприрода». В конце недели, после специального наблюдения за птицами,насекомыми и другими сезонно появляющимися животными, дети изображают их значкамиили рисунками в графе «Живая природа», т.е. дополняют имеющийсяпейзаж. В итоге заполненная страница календаря имеет: раскрашенные клетки днейодной недели (столбики трех недель остаются белыми), заполненные значкамиокошечки «погоды», рисунок-пейзаж с изображением дерева, куста,покрова земли и каких-либо животных — все соответствует конкретному моментусостояния природы.    Работа воспитателя строится с учетом конкретного содержаниякалендаря, задач обобщения. Он должен сначала обучить детей читать календарь, т.е. определять смысловое содержание по представленному наглядно символическомуобозначению, умению правильно ориентироваться на его плоскости; направитьвнимание ребят на выявление закономерностей изменении в природе. С помощьювопросов педагог организует и направляет ход рассуждений детей, подводит их выделениюсреди множества конкретных представлении смыслового стержня. Вот почему именновопросы воспитателя при обсуждении календаря мы рассматриваем как средствостановления и активизации логического мышления детей. Разница между вопросами,по которым педагог ведет объяснение, составляющими, с одной стороны, сутьсловесно-логической схемы, а е другой — предназначенными для обсуждениякалендаря, состоит в том, что последние способствуют актуализации, систематизациии обобщению уже имеющихся представлений, в то время как первые предназначеныдля получения начальной информации о предметах.
Аналогичные календари целесообразноиспользовать при наблюдении любых длительных закономерно протекающих явлении вприроде. С педагогической точки зрения модель-календарь, отражающий. любые изразвивающихся явлений или событий природы, следует рассматривать как наглядноепособие, созданное при деятельном участии детей на основе их собственных впечатлений.
В настоящеевремя разработана целая система самых разных календарей – плоских иобъемных, цельных и состоящих из отдельных частей. Эти наглядные пособия многофункциональныи могут рассматриваться как модели живых объектов, использоваться в театрализованныхпредставлениях и, наконец, просто украшать помещения. Календари природыдополняются альбомами для фиксации природных явлений, что позволяет детямсравнивать погодные условия в течение сезона. Сюда же помещаются и рисункидетей.
Например, для младшей и средней группы календарь природы оформленв виде пирамиды, состоящей из нескольких съемных блоков. Дети подбирают картинкитаким образом, чтобы каждая из граней пирамиды отражала особенностиприродных явлений определенного сезона и одежды людей.
В старшейгруппе календари природы становятся более сложными: сезонные явления природы,состояния погоды даются в них более подробно, с помощью условныхзнаков. При этом календари используются не только для фиксациинаблюдений, но и для развития у дошкольников умения их «читать». Форма календарейтакже может быть разной. Календарь в виде круга, сделанного из плотногоматериала и разделенного на части, удобен для раскладывания на столе или наполу. Каждый месяц в таком календаре представлен отдельным сектором.Календарь в виде пирамиды-гриба дает возможность помещать различные картинкикак на самой пирамиде, так и на «ножке гриба».
Комбинированныйкалендарь в подготовительной группе включает настенный календарь-круг суказанием месяцев (даются как обычные, так и народные названия) и объемныйкалендарь со ступеньками, в нижней части которого прикрепляется лента погоды,а в верхней размещаются веселые человечки — дни недели.
Календарьможет быть сделан и виде настоящей лесенки, с объемными фигурками, отражающимиразличные природные изменения. Дни недели в этом случае символизируютразноцветные цилиндры-коробочки, на которые выставляются карточки суказанием даты. Написанное на карточке название месяца закрепляется навершине лесенки. На ступеньках выставляются фигурки-символы, характеризующие состояниеприродных объектов в данное время, и карточки погоды

2 Методика организацииработы с календарями природы в дошкольном учреждении
Как показывает практикадошкольного воспитания — познание закономерностей сезонных изменений сопряженос рядом трудностей. Это относится прежде всего не к усвоению характерныхпризнаков сезонов, а к пониманию процесса постепенного нарастания этихпризнаков и качественных изменений при переходе от одного сезона к другому.Отсутствие резкой видимой границы между временами года создает у детей обманчивоепредставление о постоянстве окружающей среды. В конце осени, например, ребятазабывают, что в ее начале было тепло, было много цветов и зелени. Дети безпомощи взрослого не улавливают логику закономерных изменений.
Другая трудность связанасо скачкообразностью и резкими изменениями погоды (например, оттепели зимой).Все это затрудняет последовательное накапливание представлений о плавномтечении времен года.
Знакомство с явлениямиприроды начинается в младшем дошкольном возрасте. Основная форма работы — систематические наблюдения в повседневной ной жизни и целевые наблюдения. Важно,чтобы с явлениями каждого периода дети знакомились неоднократно. С этой цельювоспитатель проводит ряд наблюдений в начале и конце сезона и планирует однунеделю ежедневных наблюдений в разгар сезона.
Методика работы с детьмисоответвует возрастным особенностям. С малышами педагог наблюдает каждоеявление отдельно (например, только дождливую погоду или только листопад). Сдетьми средней группы уже можно одновременно наблюдать два-три явления(ветреную и дождливую погоду или расцвечивание листьев на кустах и деревьях и ихопадание при порыве ветра).
Восприятие природы должновызывать яркие эмоциональные впечатления. Детям интересно смотреть и слушать, какшуршат и развеваются бумажные ленты на ветру, как летит подхваченная им пушинкаили крутится разноцветная вертушка. Чтобы восприятие явления было образным,желательно читать детям выдержки из литературных произведений. Например,наблюдая за первым снегом можно прочитать стихотворение Е. Тургенева «Первыйснег» или И. Сурикова «Зима».
Слова воспитателя должныспособствовать формированию представлений не только о явлении, как о таковом,но и о его сезонном характере. Например, при повторных наблюдениях снегопадапедагог говорит: «Опять идет снег. Посмотрите, как большие снежинки тихокружатся и падают на землю. Снег всегда идет зимой». Или рассматривая смалышами березку в осеннем уборевоспитатель сообщает: «Посмотрите на березку,листики на ней все желтые, она как будто надела желтое платьице. Так всегда бываетосенью».
Для уточнения изакрепления складывающихся представлений в уголке природы необходимо иметь календарь-картинку«Какая сегодня погода». Для этого следует заготовить набор цветных    картинок,однотипных по оформлению. Поэтому   их лучше нарисовать, чем подбирать изжурналов. Содержание их отражает основное состояния растительного мира длякаждого сезона отдельно. Например, для осени может быть набор из следующих картинок:тихая солнечная погода, желтеющие деревья; пасмурная погода в начале осени;дождь, на траве лежат опавшие листья; порыв ветра, листопад; пасмурная погода,почти голые деревья. Набор картинок в таком объеме подходит для второй младшейгруппы. Для средней группы их количество можно увеличить – добавить изображенияновых состояний погоды в разные периоды сезона. Целесообразно также иметь наборкартинок, изображающих мальчика и девочку, одетых по сезону. Это поможет показать,тепло или холодно на улице,
Работа с календаремпроводится всякий раз после наблюдения. Возвращаясь с прогулки, дети вместе с воспитателемотыскивают картинку с изображением соответствующей погоды и выставляют ее наподставку. В средней группе при переменной погоде можно выставить две картинки(например, пасмурная и дождливая погода). Кроме того, в этой группе следуетвыставлять картинку с изображением мальчика и девочки, одетых так же, как былиодеты дети на прогулке. В те дни, когда наблюдения не проводятся, Наглядныепособия должно быть убрано.
Формирование представленийо закономерности сезонных изменений в старшем дошкольном возрасте строится набазе конкретных знании, полученных в предыдущие годы. Дети шестого и седьмогогода жизни должны понимать, что осень — это не только прохладная дождливаяпогода, желтеющие и опадающие листья, но и такое время года, когда постепенновсе меняется: растения, образ жизни животных, укорачиваются дни и т. д.Формирование представлений о временах года у старших дошкольников возможно спомощью календаря-ширмы.
Для формирования умениязаполнять календарь, т. е. фиксировать результаты своих наблюдений, а такжеумения его читать (рассказывать о наблюдениях по календарю), важно, чтобыусловные обозначения были просты и понятны детям. Наиболее подходящими могутбыть следующие обозначения: дни недели — разным цветом (например, понедельник — фиолетовым, вторник — синим, среда — голубым, четверг — зеленым, пятница — желтым, суббота — оранжевым, воскресенье — красным); погоду — значкаминатуралистического характера (например, ветер — дерево, наклонившееся всторону, снег графическое изображение снежинок и т. д,). Особо следуетостановиться на обозначении степени тепла и холода: это схематическая фигураребенка, по-разному одетого, в трусах, в платье, в пальто (куртку), в шубе.Дошкольникам такие значки понятны, так как они соответствуют их одежде во времяпрогулки.
Графа «Живая природа»заполняется рисунком с изображением растений (дерево, куст, трава, цветы), животных(птицы, насекомые и пр.), встречающихся на участке и в ближайшем окружении. Еслидетям трудно изображать птиц так, чтобы они различались по видам, рисунок можнозаменить «галочкой» того или иного цвета, например, воробей — коричневая«галочка», голубь — синяя, синица — желтая, снегирькрасная и т. д.
3 План-конспект ведениякалендаря природы с детьми старшей группы в течение третьей недели сентября
Внесение календаря. Вконце второй недели сентября (в пятницу) воспитатель вносит в группу двестраницы календаря: «Условные обозначения» и «Сентябрь». Показывает их детям иобъясняет, что с понедельника следующей недели они начнут наблюдения заприродой. Рассматривает с детьми эти страницы, объясняет условные обозначения.Затем вывешивает их в уголке природы.
Наблюдение первое(понедельник). Наблюдение погоды. На прогулке воспитатель предлагает детям околоминуты наблюдать за погодой и затем ответить на следующие вопросы: холодно илитепло на улице? Как одеты дети? Ветрено или спокойно? Как узнать, что ветрено(или спокойно)? Солнечно или пасмурно? Идет ли дождь или нет? Был ли дождь илинет (как об этом узнали)? Будет ли еще дождь (как об этом можно узнать)?
В группе после прогулкипедагог подводит детей к календарю, показывает, каким цветом и в какой графенадо закрасить прямоугольник «понедельник», как и какими значками отмечать теявления, которые они наблюдали.
Наблюдение второе (вторник). Наблюдение погоды(проводится так же). Рассматривание деревьев: воспитатель предлагает посмотретьна деревья, вспомнить, какие они были летом, сказать, что изменилось и почему.
Одно дерево, котороебудет зарисовано в календаре, рассматривается подробно: какого цвета листья?Каких листьев больше (зеленых, желтых, красных)? Как листья разного цвета расположенына дереве? Много ли листьев на дереве? Видно ли небо сквозь листья? Много лиопало листьев? Какого цвета трава? Какого цвета опавшие листья?
Так же рассматриваютсякусты и цветы, предназначенные для занесения в календарь. В группе детисамостоятельно (но под контролем педагога) закрашивают прямоугольник «вторник»,отмечают значками погоду.
Вечером или на следующийдень, если планируется занятие по рисованию на тему «Золотая осень», ребятарисуют дерево, куст, цветы, которые они рассматривали. Лучший рисунок помещаетсяв календаре.
Наблюдение третье(среда).Haблюдение погоды (проводится так же). Cpaвнение рисунка, выбранного длякалендаря, с природными объектами, изобра, женными на нем. Дети оценивают рисунок(насколько точно переданы в нем дерево, куст, цветы, покров земли). Воспитательпредлагает обратить внимание на насекомых, которых ребята увидят во время прогулки,и запомнить их.
В группе дети отмечают в календаредень недели и погоду. Вспоминают, каких насекомых видели на прогулке. Дополняютрисунок и помещают его в графу «Живая природа».
Наблююдение четвертое(четверг).Дети на прогулке наблюдают погоду, обращают внимание на насекомых и птиц.
В группе онисамостоятельно фиксируют день недели, погоду в календаре. Воспитательпоказывает, как надо дополнить рисунок изображением птиц, насекомых, которыхвидели на прогулке.
Наблюдение пятое (пятница). Дети наблюдают запогодой, за встречающимися насекомыми и птицами. Рассматривая paстительностьучастка, любуются нарядным, пестрым убором золотой осени.
В группе ребятасамостоятельно фиксируют день недели, погоду и дополняют рисунок новыми видами насекомыхи птиц.
Воспитатель дает заданиепонаблюдать и запомнить, какая погода будет в субботу и воскресенье. В началеследующей недели (в понедельник) в свободное время дети отмечают в календаресубботнюю и воскресную погоду.
Воспитатель обсуждает с нимирезультаты недельных наблюдений за природой. Проводит бесседу примерно по следующимвопросам:
— Какими значками мыотмечали погоду, дни недели?
— Какая погода была на прошедшейнедели в понедельник, во вторник? Как это видно из календаря?
— Какими стали растенияна участке(деревья, кусты, трава)?
— А к это видно изкалендаря? Почему меняются растения?
— Какие животные(насекомые, птицы) были на участке? Птицы, которых вы видели: зимующие илиперелетные ?
Убирая календарь, педагогсообщает, что следующие наблюдения за природой будут проведены в третью неделю октября.Очень важно, чтобы при всех последующих наблюдениях в календаре нашли отражениете же природные объекты, что и первый раз. Техника исполнения рисунка должна бытьвсегда одинаковой (карандашом, краской или фломастером).

Заключение
Опыт внедрения календарейв практику детских садов, показал: использование данного типа моделированияоказывает интенсивное воздействие на развитие наглядно-образного мышления.Работа с календарем на всех этапах (заполнение, подведение итогов, повторныерассматривания, сопоставление аналогичных явлений) обогащает конкретныепредставления детей, формирует особый тип представлений, отражающий процессизменения объектов природы в единстве с временным параметром. Однако формированиетакого типа представлений возможно только при регулярной, упорядоченной вовремени фиксацией наблюдений. Модель, таким образом, служит средством развитияединых пространственно-временных представлений. Кроме того, обсуждая результатынаблюдений, дети вынуждены сопоставлять зафиксированные на страницах календаря явления,прослеживать характер изменений, взаимосвязь отдельных компонентов; тем самымони учатся обнаруживать временные и причинные связи, устанавливают простейшиезакономерности.
Таким образом,развивается логическое мышление, а с ним вместе неразрывно и речь. Здесьимеется в виду особая, так называемая коллективная форма речи — беседавоспитателя с группой, когда взаимно дополняются высказывания, когда создаетсяединое по смысловой линии и завершенное по форме содержание разговора. Нужно отметить,что календарь — это предмет логично построенного обсуждения, которыйспособствует развитию умений рассуждать, анализировать, сопоставлять события, азатем отражает их в речи (выводы, обобщения), т. е служит наглядным средствомобучения логическим операциям.

Список использованныхисточников
 
1. Лучич
2. Николаева С.Н. «Методика экологического образованиядошкольников»,2-е изд. М.-Академия, 2005
3. «Дошкольное воспитание», № 4, 1982, с.35
4. «Дошкольное воспитание», №6, 1983, с.54
5. «Обруч» №1, 2002, с.48


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.