Реферат по предмету "Педагогика"


Календарно-тематическое планирование уроков физики в средней школе

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИБЕЛАРУСЬ
УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
«БРЕСТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙУНИВЕРСИТЕТ имени А.С.Пушкина»
Кафедра методики преподавания
физики и ОТД
РЕФЕРАТ
по методике преподавания физики
Календарно-тематическое планированиеуроков физики в средней школе
Брест, 2011

Содержание
 
Введение
Правила планирования учебного процесса
Последовательность стадий планирования учебного процесса
Заключение
Литература
Приложение (календарно-тематическое планирование)

ВВЕДЕНИЕ
Учитель в школе –основное действующее лицо, которое проводит с детьми большую часть времени. Вего общение входит: проведение учебных занятий, классных часов, праздников,экскурсий и т.п. Каждая из названных выше форм имеет свою структуру, методикупроведения, целевые установки.
Одно из центральныхтребований к уроку – органическое сочетание обучения и воспитания учащихся примаксимально высоком уровне развивающего значения каждого урока. Требования кобучающей стороне урока заключается в том, чтобы учащиеся непосредственно науроке разобрались в новом материале, выделили в нем главное и овладели основамиизучаемого.
Успешное проведение уроказависит от подготовки к уроку и его продуманного планирования. Хорошеепланирование обеспечивает целенаправленную деятельность учителя и учащихся науроке, благоприятную рабочую атмосферу и необходимую дисциплину.
В каждом уроке, которыйпроводится в школе, отражаются важнейшие требования педагогики, психологии,физиологии, социологии и преподаваемого предмета; реализуются общие инепосредственные задачи обучения, воспитания, развития; органически сочетаютсядеятельность учителя и учащихся, выступают в сложном взаимодействии цели,содержание, методы. Общие принципы учения, прилагаемые ко всем формам иситуациям, и общие принципы обучения выступают на уроке в виде конкретныхтребований и процедур для специфических учебных ситуаций, определяемыхсущностью задания, составом класса, целями и другими условиями. При подготовкек уроку учитель имеет дело со сложным взаимодействием трех факторов: общихзадач школы, требований программ, исходного уровня подготовки учащихся, счетвертым фактором– характеристиками урока.
Цель: Углубленноеизучение вопросов планирования учебного процесса по физике. Для этогонеобходимо:
1.Изучить научно-педагогическуюлитературу по вопросам планирования.
2. Выделить основныетребования и принципы планирования.
3. Проверить примерноепланирование учебного процесса по физике на соответствия этим требованиям ипринципам.
Чтобы успешноспланировать и провести       современный урок необходимо, наряду свыполнением общих требований к процессу в целом, руководствоваться иконкретными правилами организации урока: во-первых, определить цели урока(обучения, развития и воспитания); во-вторых, подготовить содержание учебногоматериала с учетом уровня обученности и возрастных особенностей учащихся, целейразвития, обучения и воспитания; в-третьих, выбрать наиболее эффективноесочетание методов и приемов обучения. Далее – определить структуру урока,отобрать и применить в комплексе приемы аттракции и приемы побуждения; наконец,спланировать и осуществить структурирование процессов преподавания и учения всоответствии со структурой учебной деятельности и мотивационным обеспечениемучебного процесса.

ПРАВИЛА ПЛАНИРОВАНИЯ УЧЕБНОГОПРОЦЕССА
планирование урок физикашкола
Изучение и анализ научнопедагогической литературы [1,2,3,4] привел к следующим результатам и выводам.
Для того, чтобыпрактически выполнить названные выше во введении правила, рассмотрим методикупланирования урока на конкретном материале подготовки занятия по теме«Электрический ток в газах».
1. Определение целейурока производится прежде всего на основании требований учебной программы кзнаниям и умениям и требований, предъявляемых обществом к развитию и воспитанностиучащихся. Разработка целей производится с учетом реальных условий обучения.Следовательно, при постановке целей необходимо учесть, с одной стороны,нормативные требования, уровни обученности и мотивации учащихся, уровни ихразвития и воспитания, тип и традиции школы; с другой – реальные возможностиданного урока: обучающие и развивающие возможности содержания, методов, форм исредств обучения, а также его воспитательный потенциал. Поэтому постановкацелей урока – это не одномоментный акт, а процесс, которым начинается изаканчивается планирование. Анализ учебной программы показывает, что напланируемом уроке учащиеся должны усвоить понятия несамостоятельного исамостоятельного разрядов. Это дает основание предварительно поставить такуюцель обучения: сформировать понятия несамостоятельного и самостоятельногоразрядов в газах на уровне применения знаний в знакомой ситуации. Уточнениецели обучения и формулировка целей развития и воспитания возможны только послеанализа содержания учебного материала (и, конечно, условий реального процессаобучения)[2].
2. Подготовка содержанияучебного материала проводится на основе его всестороннего анализа икорректируется впоследствии в соответствии с поставленными целями и методамиобучения. Перейдем к анализу учебного материала.
Понятийный анализнеобходим, как известно, для вычленения основных понятий и фактов с тем, чтобыправильно определить цели урока и выбрать методы обучения[2].
Понятийный анализучебного материала данного урока, изложенного в учебном пособии по физике,показывает, что весь объем материала обязателен для изучения на данном уроке,за исключением подраздела «термоэлектронная эмиссия», который можно изучить наследующем уроке. Этот материал содержит новые, впервые вводимые на урокепонятия: электрический разряд в газе, электрическая проводимость воздуха,газовый разряд, ионизация газов, проводимость газов, ионизация газов принагревании, ионная проводимость, ионизатор, рекомбинация, несамостоятельный разряд,самостоятельный разряд, ионизация электронным ударом, эмиссии электронов(курсивом выделены основные и сложные понятия).
Кроме того данныйматериал содержит повторяющиеся, ранее пройденные понятия: плоский конденсатор,диэлектрик, электрод, анод, катод, работа электрического поля, длина свободногопробега.
Для усвоения учебногоматериала необходимо новые понятия связать с ранее изученными опорнымипонятиями и фактами: условия существования электрического тока, проводники идиэлектрики, работа электрического поля, кинетическая энергия.
Выделенные опорныепонятия подлежат актуализации как на первом этапе урока, так и по его ходу(попутная актуализация). Новые понятия, которые предстоит усвоить учащимся,подлежат формированию и на втором, и на третьем этапах. Вызвано это тем, что наданном уроке необходимо формировать пять основных и восемь второстепенных новыхпонятий. Поэтому, экономя время и отводя большую его часть формированию новыхпонятий, необходимо органически слить этап формирования понятий с этапомприменения знаний[2].
Понятийный анализзавершим выделением способов раскрытия сущности новых знаний: сообщение фактов,обращение к жизненным наблюдениям, анализ экспериментальных данных, аналогия,оперирование формулами.
Таким образом, понятийныйанализ помогает ответить на вопросы: Что необходимо повторить учащимся? Что онидолжны усвоить? Какими способами учебной деятельности овладеть? И, в общемвиде, на вопрос: Как этого добиться?
Логический анализучебного материала необходим для того, чтобы наметить определеннуюпоследовательность его изучения. В нашем случае в первую очередь повторяютсяопорные знания, затем выясняется природа тока в газах, далее – сущностьразрядов в газах и, наконец, способы создания самостоятельного разряда.
Логический анализпозволяет определить противоречивые стороны информации: новый факт несоответствует ранее изученным (воздух – это проводник или диэлектрик?);материал противоречит ранее сложившимся представлениям (можно ли создатьсвободные заряды в газах?); противоречие, основанное на необходимости применитьзнания в конкретных условиях (можно ли создать в газе самостоятельных разряд?).Отсюда следует, что данный материал можно изучать на проблемном уроке.
Наконец, логическийанализ ориентирует на определение физических понятий (фактов, условий,выводов), которые должны усвоить на данном уроке учащиеся: условия, при которыхгаз может стать проводником, определение несамостоятельного и самостоятельногоразрядов, условия возникновения самостоятельного разряда, практические способыих создания.
Психологический анализучебного материала необходим для определения его доступности для учащихся. Сучетом предположительного среднего уровня обученности данный материал можноизучать на основе создания проблемных ситуаций и решения учебных проблем.Проблемные ситуации можно создать с помощью вопросов, на основедемонстрационного эксперимента и при обсуждении учебного кинофильма «Ток в газах».
Психологический анализпомогает обратить внимание учителя на мотивационную сторону обучения:обновление и углубление ранее известного (объяснение явлений природы: огнисвятого Эльма, молнии, полярные сияния), опора на жизненный опыт, (Кто виделплазму? Кто наблюдал разряд в газах?), создание проблемных ситуаций, применениедемонстрационного эксперимента, просмотры кинофильма. Все это должно помочьсоздать необходимые на уроке мотивационные состояния учащихся (проявлениевнимания, заинтересованности, ответственного и серьезного отношения к своимдействиям, стремление к познавательному общению и др.).
Проведенный анализ (хотяи незаконченный) учебного материала и его сопоставление с учебнымивозможностями учащихся и требованиями, предъявляемыми к ним проблемнымиметодами обучения, позволяют поставить следующую цель развития: продолжитьразвитие творческого мышления (умение обнаружить противоречия в фактах, видетьвзаимную обусловленность явлений, умение обратить внимание на переходколичественных изменений в качественные), совершенствовать познавательныеумения: сравнивать, высказывать предположения, выделять существенное внаблюдаемом, выделять главную мысль и делать выводы[2].
Анализ воспитательнойзначимости содержания учебного материала. В учебных пособиях по физике нераскрыт воспитательный потенциал материала. Это не значит, что само содержаниеизучаемого материала не обладает воспитывающими возможностями. В чем оникроются?
Во-первых, можнорассказать о вкладе российских ученых в развитие науки на примере открытияэлектрической дуги (Петров), электросварки (Бенардос, Славянов), газоразрядныхисточников света (Вавилов), получения высокотемпературной плазмы (Арцимович,Леонтович). Такие факты, не отнимая много времени, позволяют раскрыть научную ипрактическую значимость изучаемого материала, оказать на учащихся воспитывающеевоздействие примером самоотверженности названных ученых.
Во-вторых, содержаниематериала позволяет осуществить связь обучения с жизнью, рассказать оперспективах развития энергетики в нашей стране.
В-третьих,последовательность изучения материала дает возможность побудить учащихся кобучению следующими приемами побуждения: разъяснение целей деятельности, работас источниками знания (кинофильм), связь с жизненным опытом, опора в рассуждениина демонстрационный эксперимент.
Теперь уже можносформулировать и цель воспитания: вызвать у учащихся стремление приниматьактивное участие в поиске нового знания, возбудить потребность всамостоятельной поисковой деятельности, сформировать положительное отношение ктруду российский ученых.
Дидактический анализ.Вышеприведенный анализ учебного материала позволяет:
· Уточнить цельобучения: так как кроме указанных в программе понятий необходимо сформироватьпредставление о природе тока, способах создания разряда тока, об ионизации ирекомбинации газов и др., то правильнее будет формулировка такой цели обучения:добиться усвоения учащимися знаний, раскрывающих физическую природуэлектрических разрядов в газах на уровне их применения в знакомой ситуации;
· Уточнить объемучебного материала, состав опорных знаний и новых понятий. Для нашего урока всевыделенные выше понятия должны быть в центре деятельности учителя. Вместе с темнеобходимо обратить внимание на отработку способов действий: постановка целейопытов, выделение существенного в наблюдаемом явлении, выявление различий;
· Наметить типысамостоятельных работ на каждом из этапов урока: на первом — репродуктивные(возможно логически поисковые), на втором – поисковые фронтальные, на третьем –сочетание фронтальной и дифференцированной форм обучения;
· Предусмотретьисточники информации: сообщающая беседа с опорой на опыт учащихся, эвристическаябеседа с опорой на физический эксперимент, повторное рассмотрение и анализявлений с помощью кинофильма.
· Продумать науроке реализацию принципов обучения: проблемности, мотивации, наглядности,научности и доступности.
· Установить связьданного урока с прошлым уроком – провести сравнение электронного тока вметаллах и жидкостях, а затем – в газах;
· Подобратьнеобходимое оборудование.
Дидактическим анализомзавершается подготовка содержания учебного материала к уроку.
 
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ СТАДИЙ ПЛАНИРОВАНИЯУЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Первая стадия–определение общих целей урока. Это необходимо для обеспечения целостности урокаи уверенности в том, что на уроке внимание будет фокусироваться на важных,значимых результатах, а не на достижении малозначимых целей. Сразу же послеэтого общие цели урока подразделяются на частичные, т.е. на цели отдельныхучебных ситуаций, и определяются способы оценки общих и частичных результатовурока;
Вторая стадия –определение дидактического аппарата (общего содержании, методов и средствобучения). Выбрать и организовать содержание урока, а также определить методы исредства обучения, которые обеспечат достижение целей,– вторая важная задача;
Третья стадия–определение структуры урока и разработка учебных ситуаций. Разработка учебныхситуаций и определение путей их органического соединения в единое целое– третьязадача.
На второй и третьихстадиях продумываются способы включения учащихся в учебную деятельность, атакже пути руководства их деятельностью на уроке.
Указанная последовательностьне является произвольной – она обусловливается отношениями подчиненности средикомпонентов урока, которые разрабатываются в процессе планирования. Вот какмогут быть представлены эти отношения:
1. Цели урока
2. Содержание урока
3. Методы (и средства)обучения
4. Структура урока
Цели урока занимаютвысшее положение, а структура – низшее.
Некоторые измерения,характеризующие данные отношения:
1. сверху внизкомпоненты урока получают все более специфическое определение, конкретизуются.Цели выражают только желательное конечное состояние учащихся, обеспечиваемоесистемой действий на уроке. Цели по своей природе являются настолькогенерализованными, что указывают лишь на общее содержание, которое следуетиспользовать, и общие требования, которые надо выполнить, не специфицируядействий учителя и учащихся. Переход от целей урока к содержанию ограничиваетсферу приложения целей, как таковых. На уровне методов (и средств) обучения ещеболее детализируются характеристики деятельности;
2. при движениисверху вниз происходит приближение к компонентам, которые прогрессивно меньшевлияют на характеристики других компонентов урока. Так, изменение целейприводит к пересмотру всех последующих компонентов. В то же время можно вопределенных пределах изменять методы, не изменяя при этом содержания и целейурока.
Общая формула: измененияв высших компонентах урока обязательно требуют изменений в низших компонентах,но не обязательно более высоких. Это – утверждение теоретических отношениймежду компонентами урока. Оно относится к вопросу о том, какие изменения вдругих компонентах являются обязательными и какие – не обязательными примодификациях того или иного компонента урока. На этой основе можно сформулироватьважное дидактическое положение: изменения в целях урока обязательно требуютизменений в организации содержания, методах и структуре урока; изменения ворганизации содержания требуют (обязательно) изменений в методах и структуреурока, но не обязательно – изменения целей и т.д.
Хотя все компонентыурока, как указывалось выше, систематически относятся друг к другу, знанияэтого недостаточно для детального анализа проблем планирования урока. Каждый изкомпонентов урока имеет определенную внутреннюю организацию. Вследствие этогообщие требования к тому или иному компоненту должны быть переведены втребования, соответствующие конкретным условиям процесса обучения на уроке. Приподготовке к уроку сначала последовательно анализируется и разрабатываетсякаждый из компонентов, а затем все они связываются в сложное взаимодействующеецелое.
СХЕМА УРОЧНОГО ПЛАНАДата Группа № занятия
1. Тема урока
Организационный момент
· взаимноеприветствие преподавателя и студентов;
· проверкаотсутствующих;
· проверка внешнеговида студентов, рабочих мест;
· проверка внешнегосостояния аудитории;
· организациявнимания.
Постановка целей урока:обучающей, развивающей, воспитывающей. Планируемые результаты обучения:студенты должны знать, уметь.
Основные понятия (впервыевводимые на уроке).
Тип урока.
Основные методы,применяемые на уроке.
Оборудование урока.
Межпредметные связи.
II. Ход урока и режимвремени
1. Проверка знаний
· устный опрос;
· программированныйконтроль;
· письменный опрос;
· комментированиеответов;
· оценка знаний;
· обобщение поопросу.
2. Изучение новогоматериала (дается план)
· организациявнимания;
· объяснение;
· экскурсия;
· связь спредыдущим материалом;
· использованиетехнических средств обучения;
· межпредметныесвязи;
· воспитательнаязначимость объяснения;
· развитиеумственных способностей студентов в процессе объяснения;
· обобщение.
3. Закрепление материалов(имеет цель добиться, чтобы студенты запомнили материал, научились использоватьполученные знания — активное мышление) Формы закрепления:
· демонстрацияучебного фильма;
· решение задач,требующих практического использования полученных знаний и умений;
· групповая работа;
· выполнениедомашнего задания.
4. Домашнее задание
· работа надтекстом учебника;
· выполнениеупражнений и решение задач;
· выполнениеписьменных и графических работ;
· индивидуальноезадание;
· задание повыбору.
5. Итоги урока
Краткий вывод опроделанной работе, перечень полученных на уроке оценок с краткимикомментариями; краткая перспектива на следующий урок. [4].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
 
Для углубленного изучениявопросов планирования учебного процесса по физике мной была изученанаучно-педагогическая литература по вопросам планирования, были выделеныосновные требования и принципы планирования, а также было проверено примерноепланирование учебного процесса по физике на соответствия этим требованиям ипринципам.
Поурочное планированиеявляется первоначальным и самым главным этапом в практической работе любогопреподавателя физики. Как показывает опыт, многие преподаватели разрабатываютпоурочные планы накануне проведения занятия. При таком подходе к поурочномупланированию очень трудно выдержать в течение всего учебного года стройнуюсистему педагогически обоснованных мер по формированию у учащихсядиалектико-материалистического мировоззрения, так как само планирование носитэпизодический характер и не позволяет весь учебно-воспитательный комплексосуществить систематически.
В заключение хочетсяотметить, что тщательно научное обоснованное планирование учебного процессаявляется необходимым условием успешного преподавания/>.

ЛИТЕРАТУРА
 
1. Кривошапова, Р.Ф. Контроль знаний учащихся по физике /Р.Ф.Кривошапова. – Минск: Просвещение, 1982. -206 с.
2. http://www.didaktica.ru/urok-osnovnaya-forma-organizacii-processa/56-3-podgotovka-k-uroku.html
3. adu.by/
4. nevizhin.narod.ru/Pamjatka2.html
5. Примерное календарно-тематическое планирование поучебному предмету «Физика» на 2010/2011 учебный год


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.