Реферат по предмету "Педагогика"


Как помочь ребёнку в обучении

Как помочьребёнку в обучении
школа адаптация психологический ошибка

 
Поступление в школу – поистине переломный момент вжизни ребёнка. Резко изменяется весь образ его жизни, в условиях, в которых он действует; он обретает новоеположение в обществе; у него складываются совершенно иные взаимоотношений с взрослыми исверстниками. Ведущей деятельностью, становится учебная деятельность.
Что ж привлекает детей в школе? Внекоторых случаях внешняя сторона школьной жизни. Новая форма, новый ранец,новый пенал. Внешние аксессуары школьной жизни, желание сменить обстановку, действительнокажутся заманчивым старшемудошкольнику. Но это не самые важные мотивы.
Школадолжна привлекать детей главным образом своей основной деятельностью – учением.«Хочу учиться, чтобы быть как папа», «Люблю писать», «Научусь читать», «У менябратик есть маленький, ему тоже буду читать», «В школе буду задачи решать». Этостремление естественно, оно связано с новыми моментами в развитии ребёнка. Емууже недостаточно косвенным образом, в игре приобщаться к жизни взрослых. А вотшкольником быть совсем другое дело.
Если ребёнок не готов к социальнойпозиции школьника, то даже при наличии необходимого запаса умений и навыков,высокого уровня интеллектуального развития ему будет трудно в школе.
Такие первоклассники ведут себя вшколе, как говорится по – детски, учатся очень неровно. Их успехи налицо, еслизанятия вызывают у них непосредственный интерес. Но дети, выполняющие учебноезадание только из чувства долга и ответственности, делают его небрежно, наспех,им трудно достичь нужного результата.
Ещё хуже, если дети не хотят идти вшколу. И хотя число таких детей невелико, они вызывают особую тревогу. «Нет. нехочу в школу, там двойки ставят, дома ругать будут». «Хочу, но боюсь», «Не хочув школу, там программа трудная и играть будет некогда». Причина подобногоотношения к школе, как правило. – ошибки в воспитании детей. Нередко к немуприводит запугивание детей школой, это очень опасно, вредно, особенно к робким,неуверенным в себе детям.
«Ты же двух слов связать не можешь,как ты в школу пойдёшь?», «Снова ты ничего не знаешь. Как же ты в школе будешьучиться?», «Ты, что только двойки будешь получать в школе?», «Вот пойдешь вшколу, там тебе покажут». Можно понять боязнь и тревогу этих детей, связанную спредстоящим обучением и воспитанием в школе.
Исследования показывают, чтовозникновение осознанного отношения ребёнка к школе определяется способомподачи информации о ней. Важно, чтобы сообщаемые сведения о школе были нетолько понятны, но и прочувствованы, пережиты ими. Подобный эмоциональный опытобеспечивается, прежде всего, через включение детей в деятельность,активизирующую как мышление, так и чувства. Для этого используются экскурсии пошколе, беседы, рассказы взрослых о своих любимых учителях, чтениехудожественной литературы, ознакомление с пословицами и поговорками, в которыхславится ум, подчёркивается значение книги, учения.
Достаточно сложным для первоклассникаявляется период адаптации к школе. Обычно он составляет от 4 до 7 недель. Вадаптационный период некоторые дети очень шумны, кричат, без удержу носятся покоридору, на уроках часто отвлекаются, с учителем ведут себя довольно развязно;другие, напротив, зажаты, скованны, излишни робки, при малейшей неудаче илизамечании плачут; у некоторых детей нарушается сон, аппетит, они становятсяочень капризны, вдруг возрастает интерес к играм, игрушкам, книжкам для совсеммаленьких детей, увеличивается количество заболеваний. Все эти нарушениявызваны той нагрузкой, которую испытывает психика ребёнка, его организм в связис резким изменением образа жизни, значительным увеличением и качественнымусложнением тех требований, которым ребёнок должен отвечать. Конечно, не у всехдетей адаптационный период сопровождается подобными явлениями, но естьпервоклассники, у которых наблюдаются множественные функциональные отклонения.Такие дети нуждаются в особом внимании учителя и родителей.
Взрослые, в первуюочередь родители, должны включать ребят в осмысленную деятельность, в процессекоторой они бы сами смогли обнаружить всё новые и новые свойства предметов, замечатьсвойства, их сходство и различие. При этом нельзя отмахиваться от детскихвопросов, пичкать сразуготовыми знаниями. Надо дать возможность приобрести их самостоятельно. Еслиэтим пренебрегать, то случается то, о чём писал СЛ. Маршак:
Он взрослыхизводил вопросом «почему?»
Его прозвали«маленький философ».
Но только онподрос, как начали ему
Преподноситьответы без вопросов.
И с этих пор онбольше никому
Не досаждалвопросом «почему?»
Старайтесь, чтобывопросы были направлены больше на мышление ребёнка, и меньше – на его память.Когда вопросы задают дети, не спешите давать поспешные ответы, предложите имвысказать свои предложения («А вы как думаете?»). Научите детей задаватьвопросы самим себе и пытаться самостоятельно отвечать на них. Стройте диалогтаким образом, чтобы он больше стимулировал ребёнка задавать вопросы вам, а нетолько отвечать на вопросы, исходящие от вас. Благоприятным условием развитияребёнка является наличие подлинного диалога, когда взрослый общается с ребёнкомна равных.
Ребёнок, пришедшийв 1-й класс, требует особого внимания не только от учителя, но и от родителей,независимо от того насколько подготовлен он был к школе.
Учебнаядеятельность для ребёнка является совершенно новой, отличительной от всего, чемон раньше занимался. Поэтому, пока не сформировались основные навыки работы,родителям следует настраиваться на помощь ему. Тем более, что учение имеет дляпервоклассника внешнюю цель – он старается учиться для того, чтобы порадоватьучителя, родителей, похвалиться новым статусом перед другими детьми, выглядетьвзрослым, значимым, ребёнок не может ещё учиться для себя, ради знаний и когдаего достижения больше никого не интересуют, он очень быстро теряет интерес кшколе вообще.
Но помощь родителейученику – первокласснику должна быть психологически целесообразной, а не по – материнскислепой.
В первые месяцыучёбы родителям нужно посидеть со своим ребёнком за уроками. Постепенно времясовместной деятельности с ребёнком должно сокращаться. Например, присесть наминутку, пока ребёнок готовится и настраивается на работу, а через времяподойти, чтобы проверить. Это не говорит о том. что на 2 – 3 -м году учёбыродители должны только знакомиться с оценками в дневнике. Ориентация на оценку,а не на знания резко снижает познавательный интерес.
Оченьраспространенной психологической ошибкой родителей является принуждение ребёнкаработать ради того, чтобы избежать какого – то наказания, например: «Несделаешь как положено, не пойдёшь гулять...», «… не получишь шоколад… будубить...» и т.д.
Поймите: когда уребёнка не ладится в учении – никакое наказание не заставит его сделать то,чего он не может, не понимает, не знает. Поэтому наказывать за неудачи в учёбене следует. Больше того, наказания или угрозы только навредят ему. потому чтонегативно отразятся на формировании мотивации учения, разрушает егопривлекательность.
Ещё несколько советов родителям:
1. Не подгоняйтеутром ребёнка. Рассчитать время – это обязанность родителей. Если родители этупроблему не решили, вины ребёнка в этом нет.
2. Родители должнызабыть фразу: «Что ты сегодня получил?» Встречать ребёнка нужно спокойно, несыпать на него вопросы, дать ему время расслабиться.
3. После школыребёнок не должен сразу садиться за уроки, домашнее задание, необходимо 2 – 3часа отдохнуть. />Самое продуктивное время для выполнениядомашнего задания от 15 до 17 часов.
4. Нельзявыполнять задания без перерыва. Через каждые 15-20 минут труда необходимоотдохнуть 10-15 минут.
5. Во время выполненияребёнком домашнего задания не нужно стоять над ним, а дать ему возможностьсамостоятельно работать. И только когда ему уже нужна помощь, спокойно, спохвалой и поддержкой, употребляя слова: «не волнуйся», «ты всё умеешь», «давайподумаем вместе», «вспомни, как объяснял учитель» помочь ему.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.