Реферат по предмету "Литература и русский язык"


Роман И. С. Тургенева "Отцы и дети"

РоманИ. С.Тургенева"Отцыидети".
Подготовительные вопросы к сочинению:
Ктоявляется основными участниками конфликта в романе?
Каковывнешние различия между Базаровым и П. П. Кирсановым?
Какиечерты характера их объединяют, и что разделяет?
Вчем трагедия Базарова и Кирсановых?
Являетсяли Базаров «героем своего времени»?
Какотносится автор к своему герою?
Ответы
И.С. Тургенев обладал замечательным даром видеть и чувствовать то, чтопроисходило в русской общественной жизни. Свое понимание назревающегосоциального конфликта между либералами-аристократами и революционнымидемократами писатель выразил в романе «Отцы и дети». Носителями этогоконфликта стали нигилист Базаров и дворянин Павел Петрович Кирсанов.
Подробноеописание внешности героев показывает, насколько они противоположны друг другу.Весь «изящный и породистый» облик Павла Петровича, его точеные,классические черты лица, белоснежные накрахмаленные воротнички, «красиваярука с длинными розовыми ногтями» обличают в нем богатого изнеженногодворянина-аристократа. В портрете Базарова автор настойчиво подчеркивает такиедетали, как «широкий лоб», «крупные выпуклости просторногочерепа», которые говорят о том, что перед нами человек умственного труда,представитель разночинной, трудовой интеллигенции. Внешность героев, их одеждаи манера поведения сразу вызывают сильную взаимную неприязнь, которая иопределяет их дальнейшие отношения. Значит, при первом знакомстве с нимибросается в глаза их противоположность, тем более, что автор настойчивопротивопоставляет «плебейские манеры» Базарова изысканномуаристократизму Павла Петровича.
Нонельзя не заметить и сходства между ними. И Базаров, и Кирсанов — две умные,сильные и волевые личности, которые не поддаются чужому влиянию, а, наоборот,умеют подчинить себе других. Павел Петрович явно подавляет своего кроткого,добродушного брата. А Аркадий находится в сильной зависимости у своего друга,воспринимая все его высказывания как непреложную истину. Павел Петрович горд исамолюбив, называя аналогичные черты своего противника «сатанинскойгордостью». Что же все-таки разделяет этих героев? Конечно, их совершенноразные взгляды, различное отношение к окружающим людям, народу, дворянству,науке, искусству, любви, семье, всему государственному укладу современнойрусской жизни. Эти разногласия отчетливо проявляются в их спорах, которыезатрагивают многие социальные, экономические, философские, культурные вопросы,которые волновали русское общество в начале 60-х годов XIX века. Но обращает насебя внимание особый характер споров Кирсанова с Базаровым, их пристрастие котвлеченным, общим предметам, таким, например, как авторитеты и принципы. ЕслиПавел Петрович утверждает незыблемость авторитетов, то Базаров не признаетэтого, считая, что всякая истина должна подвергаться проверке сомнением. Вовзглядах Павла Петровича проявляется его консерватизм, благоговение передстарыми авторитетами. Сословная барская спесь не позволяет ему восприниматьновые общественные явления, относиться к ним с пониманием. Все новое онпринимает в штыки, твердо отстаивая устоявшиеся жизненные принципы. Если быКирсанов по-отечески мудро относился к молодому поколению, прощая емумасимализм и заносчивость, то, возможно, он смог бы понять и оценить Базарова.Но и герой-разночинец отнюдь не по-сыновнему относится к старшему поколению, сгордым презрением отрицая все культурные и нравственные ценности прошлого. Онсмеется, видя Николая Петровича, играющего на виолончели, раздражается, когдаАркадий, по его мнению, «говорит красиво». Он не понимает деликатнойвежливости Николая Петровича и барского высокомерия его брата.
Втихом «дворянском гнезде» Кирсановых царит культ преклонения передкрасотой, искусством, любовью, природой. Красивые изысканные фразы лишеныконкретных значимых дел. А нигилист Базаров жаждет настоящей гигантскойдеятельности, которая бы разрушила весь ненавистный ему уклад жизни. Но никакихсозидательных целей герой перед собой не ставит, слишком далеко зайдя в своемотрицании. Вспомним его парадоксальные афоризмы: «Порядочный химик вдвадцать раз полезнее всякого поэта», «Рафаэль гроша медного нестоит» и т.д. Вообще возникает ощущение, что Базаров произносит эти фразыв полемическом задоре, чтобы шокировать своего противника. Кроме того, Евгенийслишком резко нападает на поэзию, музыку, любовь. Это заставляет нас усомнитьсяв искренности его отрицания. Создается впечатление, что Базаров пытаетсяубедить прежде всего самого себя в том, что искусство, чувства — это чепуха,«романтизм». Он как бы пытается убить в себе и способность любить, иумение чувствовать красоту и поэзию. В правильности такого предположенияубеждает нас финал романа, повествующий о безвременной случайной смерти этоймогучей, недюжинной натуры. Именно здесь мы видим настоящего Базарова, вкотором уже нет раздражающей самоуверенности и развязности, резкости икатегоричности суждений. Он прост и человечен перед лицом надвигающейся смерти.Герой не скрывает больше свой «романтизм», трогательно прощаясь слюбимой женщиной, заботясь об осиротевших стариках-родителях, думая озагадочной России, переосмысливая свое отношение к жизни. В этом последнемиспытании Базаров обретает цельность и стойкость духа, которые помогают емудостойно встретить смерть.
Громадныесилы этой могучей, неординарной натуры остались без применения. Узость иограниченность базаровского нигилизма не дали ему возможности совершить что-тозначительное, оставившее след в истории. Кирсановы тоже живут в своем замкнутоммире любви, поэзии, музыки, красоты, отгородившись от окружающейдействительности с ее социальными проблемами. Их жизнь нельзя назватьсостоявшейся. Таким образом, мы видим в романе Тургенева трагический разладмежду поколениями, которые отказываются понять друг друга, и их деятельность оказываетсяпарализованной.
Действительностьначала 60-х годов давала Тургеневу обильный материал для создания «героясвоего времени», образа «нового человека», разночинца,демократа, нигилиста. С людьми такого типа сотрудничал Тургенев в редакциижурнала «Современник». Он был знаком с атеистами и материалистами,которые отличались прямотой и резкостью суждений, увлекались естественныминауками, отрицали культурное наследие прошлого. В плане романа «Отцы идети» Тургенев называет трех прототипов своего будущего героя — Добролюбова, Павлова и Преображенского, представителей новой разночиннойинтеллигенции.
Дворянин-аристократТургенев не разделял взглядов нигилистов, но пытался понять их. Своепредставление о революционных демократах писатель воплотил в образе главногогероя Евгения Базарова. Отношение автора к герою было сложным. Он, безусловно,ценил многие его качества: независимый ум, честность, трудолюбие, демократизм,силу воли. Недаром он писал о своем герое, что тот «подавляет всеостальные лица романа». Действительно, когда читаешь тургеневский роман,то воспринимаешь Базарова как победителя, который торжествует над«отцами». Но внимательно вчитавшись в споры Базарова с ПавломПетровичем Кирсановым, обнаруживаешь в его высказываниях много противоречий,общих мест и откровенно нелепых утверждений, типа «Рафаэль гроша медногоне стоит». По выражению Писарева, «Базаров завирается», то естьотрицает вещи, которые не знает или не понимает, — поэзию, музыку, искусство,любовь. Наделив своего героя острым критическим умом, Тургенев лишает егошироты кругозора. Его развитие грешит односторонностью. Базаров признает толькоестественные науки, которые, по его мнению, достаточно ясно и четко объясняютвсе жизненные явления, например, любовь герой сводит к естественнойфизиологической потребности. (Желая показать несостоятельность взглядов героя,Тургенев переносит его в новые условия, заставляя пережить испытание любовью.Возникает ситуация, в которой Базаров вынужден действовать в полномпротиворечии со своими взглядами. Он одержим страстью к красивой, умной,холодной женщине, совершенно чуждой ему и по общественному положению, и помировоззрению. Сильное впечатление, произведенное Анной Сергеевной Одинцовой,Евгений пытается уничтожить циничными замечаниями о ней. Но любовь оказываетсясильнее его рационализма и нигилизма и остается с ним до самой его смерти.)Искусство он отрицает потому, что оно бесполезно. Таким образом, Базаров допредела сужает все многообразие, красоту и прелесть жизни, в которой нет местаэмоциям, наслаждению красотой природы, поэзии, музыки. То есть он обедняетжизнь своим практическим рационализмом. Именно в этом автор не согласен сосвоим героем. Он считает неприемлемыми такие стороны в мировоззрении Базарова,как рассудочность, непонимание огромной роли чувств в человеческой жизни,отрицательное отношение к искусству.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.kostyor.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Психологические черты, свойства и качества личности, необходимые для профессиональной деятельности социальному работнику
Реферат ГР Державин Обзор творчества поэта
Реферат Сметная стоимость обьектов недвижимости
Реферат 1. Матриці та основні операції з матрицями. Визначники матриць. Системи рівнянь першої степені: правило Крамера. Метод повного виключення. Обернена матриця. Розвязок матричних рівнянь
Реферат Методика расследования краж 2
Реферат Воспроизводство населения и демографический переход
Реферат Владимир Федосеев
Реферат Web-доступ к базам данных
Реферат Happiness In Sister Carrie Essay Research Paper
Реферат Внутриполитический курс Трумена в США
Реферат Распутин В.Г.
Реферат How Is Romeo Juliet Modern Essay
Реферат "Cultural imperialism" and "cultural diplomacy"
Реферат А. Соотношение второго тома «Систематической теологии» с первым томом и с системой в целом
Реферат Патологическая анатомия (ВОСПАЛЕНИЕ 2)