Реферат по предмету "Педагогика"


Методики социально-педагогической работы с семьей

ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ В МЕДИЦИНЕ И
СОЦИАЛЬНОЙСФЕРЕ
Контрольная работа № 1
Вариант № 8
Наименование дисциплины: Содержание и методика педагогической деятельностив системе социальной работы.
Специальность:Социальная работа
Фамилия:Зуй Имя: Елена Отчество: Владимировна
Датапоступления работы
Оценка
Рецензент: Зобенко О. Е.
«_ »________________________ 2010 г. Подпись
Годпоступления: 2007г. _______ Срок обучения 4 года.

Тема: Методикисоциально-педагогической работы с семьёй
Содержание:
Введение
1 Определение понятий «семья» и «семейный социальный педагог»
2 Основные социально-педагогическиенаправления в работе с семьёй
2.1 Методика работы социальногопедагога с различными категориями семей
2.2 Методика социально-педагогического семейного консультирования
2.3 Методика социального патронажа и надзора
Заключение
Список использованных источников

Введение
Семья,как всякое объединение людей, не является застывшим образованием и претерпеваетсущественные изменения в процессе общественного развития. В ходесоциально-экономических изменений в нашей стране осложнилось положение семьи,не обеспечивается решение их проблем. Семья — сложный целостный организм,который может существовать только в определенной системе отношений. Некоторыеродители не желают вмешательства со стороны, полагаясь на собственныевозможности, выказывают недоверие образовательному учреждению из-за негативноговлияния процесса обучения на здоровье ребенка и неудовлетворительного качестваобразования. В то же время многие родители не в состоянии преодолеть возникающиетрудности собственными силами. Когда семья не справляется сама со своимифункциями, ей необходима помощь. Профессиональная социально-педагогическаяработа — один из главных способов помощи в таких ситуациях.
Целью контрольной работыявляется анализ методики социально-педагогической работы с семьёй. Объектомисследования является семья, предметом исследования – характерные методикисоциально-педагогической работы с ней. Достижение поставленной целипредусматривает постановку и решение следующих задач:
— датьопределение термину «семья» и «семейный социальный педагог»;
— охарактеризовать методику работы социального педагога с различными категориямисемей;
— выявить суть методики социально-педагогического семейного консультирования, определитьв каких случаях она может применятся;
— рассмотреть и охарактеризовать методику социального патронажа и надзора.

1Определение понятий «семья» и «семейный социальный педагог»
Семья –важнейший из феноменов, сопровождающий человека в течение всей его жизни.Значимость её влияния на личность, её сложность, многогранность ипроблематичность обуславливают большое количество подходов к изучению семьи, атакже многообразие определений, встречающихся в научной литературе.
Семьёй всоциологии называют социальные объединения, члены которого связаны общностьюбыта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. По существу семья —это основанная на браке и/или кровном родстве малая группа, члены которойобъединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональнойсвязью, взаимными обязанностями по отношению друг к другу.
Семьейтакже называется социальный институт, т.е. устойчивая форма взаимоотношениймежду людьми, в рамках которого осуществляется основная часть повседневнойжизни людей: сексуальные отношения, деторождение и первичная социализациядетей, значительная часть бытового ухода, образовательного и медицинскогообслуживания, особенно по отношению к детям и лицам пожилого возраста [1, с. 67].
Семья —базисная основа первичной социализации личности. Именно с семьи начинаетсяпроцесс усвоения ребенком общественных норм и культурных ценностей.Социологическими исследованиями выявлено, что влияние семьи на ребенка сильнее,чем влияние школы, улицы, средств массовой информации. Следовательно, отсоциального климата в современной семье, духовного и физического становления вней детей в наибольшей степени зависит успешность процессов развития исоциализации ребенка [2, с. 53].
Работа ссемьей сложная и многогранная. Здесь одновременно и в разных объемах идетобщение с различными людьми, которых связывает определенная системавзаимоотношений и взаимодействий. Работа с семьёй связана с рядом этическихособенностей деятельности социального педагога, отражающихся в профессиональныхи личностных качествах, а также, с принципами и со специфическими средствамиделикатной работы, поэтому можно сказать, что социально-педагогической работенельзя научить, социального педагога надо взрастить.
Семейныйсоциальный педагог— новый тип воспитателя, выполняющий роль посредника вовзаимодействии личности, семьи, общества, призванный способствовать созданиюпедагогически целесообразного уклада жизни и повышению психолого-педагогическойкультуры семьи, при этом минимизируя свое вмешательство и обеспечиваясоциально-педагогическую защиту семьи и ребенка.
Здесьречь идет о таком специалисте, который сочетает в себе две функции: социальногоработника и социального педагога. Его деятельность способствует повышениюпедагогического потенциала микросоциума, оказывает содействие саморазвитиюличности, направлена на оказание социально-педагогической помощи и поддержкисемье и ребенку [3, с. 74 – 75 ].

2Основные социально-педагогические направления в работе с семьёй
2.1 Методикаработы социального педагога с различными категориями семей
Всовременной науке существует множество типологий семьи. Объектом социальнойподдержки может стать семья любого типа. К примеру, типология семьи по еефункциональной состоятельности, или учитывающая специфику десоциализирующего влияния,оказываемого семьей на своих членов, или типология семьи по типу воспитательныхошибок, а также типология, в основе которой способность семьи решитьвозникающие перед ней нормативные и ненормативные кризисы.
Традиционнымикатегориями семей, с которыми работает социальный педагог, являютсямалообеспеченные семьи, семьи безработных, многодетные семьи.
Малообеспеченныесемьи. Семья,среднедушевой доход которой ниже величины прожиточного минимума, установленногов соответствующем субъекте Российской Федерации, считается малоимущей и имеетправо на получение государственной социальной помощи.
Косновным направлениям работы социального педагога с малоимущими семьями можноотнести:
-  выявление такого рода семей,наблюдение за ними, изучение их состояния, потребностей, специфики воспитаниядетей и внутрисемейных отношений (этот пункт можно отнести ко всем трёмкатегориям семей);
-  оказание юридической помощи:отстаивание интересов малоимущих и членов их семей, помощь в предоставлении различныхконсультационных услуг, защита прав малоимущих и т.п.;
-  направление в случае необходимости вслужбу психологической помощи;
-  организацию досуга и отдыха детей изданной категории семей совместно с профсоюзными организациями и администрациейпредприятий и организаций, находящихся на данной территории;
-  оказание помощи в трудоустройстве;содействие в создании клубов, кружков, центров и т.п. для профессиональногообучения или переобучения;
-  трудоустройство несовершеннолетних;
-  помощь в создании ассоциаций,объединений, групп самопомощи; оказание содействия в организации общения с ужесуществующими группами, отдельными лицами и т.п.;
-  помощь в организации различных курсов,кружков и школ;
Семьибезработных граждан. Безработнымипризнаются граждане, которые: трудоспособны; не имеют работы и заработка(дохода); зарегистрированы в целях поиска подходящей работы; ищут работу иготовы приступить к ней; не трудоустроены в течение 10 дней со дня ихрегистрации в целях поиска подходящей работы. Основные направлениясоциально-педагогической работы с семьями безработных:
- выявлениеосновных проблем, проектирование направлений помощи, которая может быть предложенав каждом конкретном случае;
- оказаниепосильной организационно-юридической помощи
- обеспечениепсихологической помощи нуждающимся безработным и членам их семей;
- организациядосуга и отдыха детей;
- содействие самомубезработному, членам его семьи, в том числе несовершеннолетним, в трудоустройстве;
- стимулированиесоздания групп самопомощи;
- помощь в созданииразличных курсов, кружков и т.п., в том числе частных, целью которых будетобучение и переобучение как занятых работников, так и безработных; привлечениек занятию в подобных объединениях людей, которые недавно были безработными, нов настоящее время имеют работу, для оказания поддержки безработным;
- помощь вполучении материальной помощи различного вида;
- информационные иорганизационно-посреднические услуги;
- социальныйпатронаж детей «группы риска» из семей безработных граждан, обследование данныхсемей на предмет присвоения статуса малообеспеченной семьи для получениядополнительной социальной помощи и льгот и т.д.
Многодетныесемьи. Под многодетнойсемьей принято понимать семью, имеющую трех и более детей. К основным направлениямработы социального педагога с многодетными семьями относятся следующие:
-  определение с помощью различныхисточников основных проблем и потребностей семьи;
-  установление основных нормативов воказании помощи при строго дифференцированном подходе в зависимости от нужд ипотребностей семьи в целом и каждого ее члена;
-  помощь в получении различных пособий,льгот, предоставление информации о пособиях и социальных льготах, действующихдля многодетных семей;
-  помощь в обеспечении и повышениидоходов;
-  решение проблем женщины, в том числеэмоционально-психологических;
-  консультирование, педагогическаяпомощь;
-  социальный патронаж детей, контрольуспеваемости и межличностных отношений;
-  контроль использования выделенныхдетям денег в случае необходимости;
-  наблюдение за состоянием здоровьячленов многодетной семьи, помощь семье в устройстве детей-инвалидов вспециализированные учреждения, направление детей и родителей из конфликтныхсемей на консультацию к различным специалистам для урегулирования семейныхотношений, предупреждения новых конфликтов и т.п.;
-  организация благотворительных акций впользу многодетных семей;
-  периодическая проверка предоставленияразличных установленных видов помощи;
-  стимулирование деятельноститерриториальных ассоциаций многодетных семей и т. п. [4, с. 168 – 175]
2.2 Методикасоциально-педагогического семейного консультирования
Семейноеконсультирование представляет собой оказание социально-педагогическойконсультативной помощи при социальных проблемах, конфликтах между взрослыми идетьми в семье. В данном случае супружеские проблемы и психология семейныхвзаимоотношений не являются предметом анализа.
Предметомсоциально-педагогического консультирования являются:
— всфере жизнеобеспечения: трудоустройство,оформление льгот, субсидий, инвалидностей, материальная помощь в кризиснойситуации и т.п.;
— всфере организации быта: обеспечениенеобходимыми предметами мебели и бытовой техники, ремонт квартиры, дезинфекция,привитие навыков гигиены, организация уголка ребенка в квартире, организациясвободного времени, надзора за ребенком и т.п.;
— всфере семейного здоровья: диагностика и лечение хронических болезней, острых заболеваний детей ивзрослых, навыки здорового образа жизни, профилактика болезней, наркологическаяпомощь детям и т.п.;
— всфере духовного и морального здоровья: избавление от алкогольной зависимости, традиции и устоисемьи, расхождение в ценностных ориентациях членов семьи и т.п.;
— всфере воспитания детей: решениепроблем школьной дезадаптации, диагностика и коррекция отклоняющегосяповедения, организация психологической, логопедической, психотерапевтической,юридической помощи, педагогическая неинформированность, неполноценность,несостоятельность и т.п.;
— всфере внутренних и внешних коммуникаций семьи: восстановление старых или построение новых позитивныхсоциальных связей, содействие в разрешении конфликтов, гармонизациидетско-родительских и супружеских отношений [5, с. 28 – 39].
Вотличие от индивидуального консультирования, при семейном консультированиисоциальный педагог работает либо с семьей в целом, либо выстраиваетконсультационный процесс поэтапно: от индивидуального консультированияотдельных членов семьи до проведения совместной встречи.
2.3 Методикасоциального патронажа и надзора
Социальныйпатронаж — форма наиболее плотноговзаимодействия с семьей, когда социальный педагог находится в ее распоряжении24 часа в сутки, проводит с членами семьи много времени, часто несколько часовв день, входит в курс всего происходящего в семье, оказывая влияние на суть событий.Срок социального патронажа всегда ограничен. В зависимости от конкретныхусловий он может продолжаться 4 — 9 месяцев. Социальный педагог одновременнопатронирует не более двух семей. Одновременно под его наблюдением могут бытьсемьи, патронируемые им прежде. Социальный педагог поддерживаетдоброжелательный контакт с ними и подключается к решению отдельных проблем этихсемей. Работа социального педагога с семьями начинается с выявлениядисфункциональных семей.
Можновыделить следующие этапы работы социального педагога с семьей в рамкахпатронажа.
1-йэтап. Знакомство. Договор с семьей. Работа с семьей начинается с заключениядвухстороннего договора между семьей и образовательным учреждением в лицесоциального педагога.
2-йэтап. Вхождение в семью. Создание и поддержание мотивации к выходу из кризиса.
3-йэтап. Сбор информации о семье. На основе информации он формирует отношения ссемьей и планы совместной работы по выходу семьи из кризиса.
4-йэтап. Анализ информации о семье. Анализ информации о семье социальный педагогосуществляет с целью найти оптимальные подходы к решению проблем семьи инаиболее эффективные способы взаимодействия с ней.
5-йэтап. Выведение семьи из социальной изоляции. Одновременно социальный педагог исемья совместно вырабатывают план ближайшего этапа, который содержит конкретныешаги для решения проблем семьи и сроки их осуществления..
6-йэтап. Выход из семьи [4, с 175 – 179].
Поокончании интенсивного периода работы социальный педагог представляет Картуизменений семьи. Рассматривается вопрос о снятии семьи с социального патронажаи установлении за семьей наблюдения на определенный срок (до года). Онпродолжает сообщать семье необходимую информацию, приглашает наоздоровительные, культурные, развивающие мероприятия.
Описанныеэтапы присутствуют в работе с каждой семьей. Границы выделяемых этапов условны.Так, например, первый этап может начинаться с поступления информации о семье изавершаться подписанием договора с семьей. Второй — берет начало в недрахпервого, а усилия по поддержанию мотивации семьи к изменению ситуации могутбыть востребованы на разных сроках работы с ней. Третий этап — сбор информациио семье — начинается с поступления первых сведений о семье, наиболее актуален вначале интенсивной работы с ней, а завершается только с выходом из семьи.
Вдеятельности социального педагога используется также надзор, такие его формы,как официальный (формальный) и неофициальный (неформальный). Официальный надзор— это надзор, осуществляемый социальным педагогом по поручению официальныхорганов, в обязанности которых непосредственно входит контроль за теми илииными социальными процессами и явлениями, за деятельностью соответствующихсоциальных объектов и лиц. Неофициальный социальный контроль представляет собойне что иное, как взаимный контроль участников какого-либо процесса засоблюдением каждым из них формально установленных или добровольно взятых насебя обязанностей, правил поведения. В отличие от патронажа надзор не предполагаетактивных коррекционно-реабилитационных действий со стороны специалиста.
Объектомсоциального надзора является выполнение нормативных актов, предписаний,официальных рекомендаций. Социальный надзор направлен также на ход выполненияконкретных социальных программ и проектов, соблюдение установленных правил иусловий содержания и жизнедеятельности лиц в учреждениях социальногообслуживания, попечительства и перевоспитания. Это — дома-интернаты, детскиедома, специальные школы-интернаты, воспитательно-трудовые и исправительно-трудовыеколонии [6].
Особуюзначимость имеет осуществление надзора за состоянием и жизнедеятельностью семейи лиц «группы риска» и девиантного поведения.
В данномслучае возникает крайняя необходимость объединения усилий официального инеофициального надзора, чтобы, используя все доступные и приемлемые формыработы с ними, помочь им избавиться от свойственных им пороков. При этомобъектом повышенного внимания остается соблюдение членами семьи общепринятыхморально-нравственных норм, обычаев и традиций.

Заключение
Целью контрольной работы являлся анализ методикисоциально-педагогической работы с семьёй. Анализ результатов позволяет сделатьследующие выводы:
1)Изучение показало, что семьёй можно назвать основанную на браке и/или кровномродстве малую группу, члены которой объединены совместным проживанием иведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью, взаимными обязанностями поотношению друг к другу. А про определение «семейный социальный педагог» следуетсказать, что это— тип воспитателя, исполняющего роль посредникаво взаимодействии личности, семьи, общества, его обязанность — обеспечиватьсоциально-педагогическую защиту семьи и ребенка.
2) Входе работы удалось установить, что существуют три традиционные категориисемей, с которыми работает социальный педагог, это малообеспеченные семьи,семьи безработных, многодетные семьи. К каждой категории требуется свойиндивидуальный подход, хотя некоторые из пунктов применяются одинаково для всехкатегорий, например такие как: выявление такого рода семей, наблюдение за ними,изучение их состояния, потребностей, специфики воспитания детей ивнутрисемейных отношений.
3)Установлено, что семейное консультирование представляет собой оказаниесоциально-педагогической консультативной помощи при социальных проблемах,конфликтах между взрослыми и детьми в семье. Оно может проводится по различнымнаправлениям, таким как: организации быта, семейное здоровье, духовное иморальное здоровье, воспитание детей и т.д. также выявлено, что социальныйпатронаж — это форма плотного взаимодействия с семьей, когда социальный педагогнаходится в ее распоряжении круглые сутки, входит в курс происходящего в семье,оказывая влияние на суть событий.
Теоретическая значимостьисследования состоит в том, что его результаты, основные выводы и обобщенияспособствуют более глубокому пониманию методики социально-педагогической работы с семьёй.

Списокиспользованных источников:
1 Справочное пособие по социальнойработе / Л.С. Алексеева, ТЗЗ П.В. Бобкова, Г.Ю. Бурлака и др.; Под ред. A.M. Панова, Е.И. Холостовой. — М.: Юристъ, 1997. — 168 с.
2 Гаранина Е.Ю. Семьеведение: учеб.пособие / Е.Ю. Гаранина, Н.А. Коноплева, С.Ф. Карабанова. — М.: Флинта: МПСИ,2009. — 384 с.
3 Лодкина Т. В. Социальная педагогика. Защита семьии детства: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Т. В. Лодкина. — 3-еизд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2008. — 208 с.
4 Шакурова М.В. Методика и технологияработы социального педагога: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб.заведений. — 2-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. —272 с.
5 Железнова А.К. Реабилитациянеблагополучной семьи методом социального патронажа // Вестник психосоциальнойи коррекционно-реабилитационной работы. — 1998. — № 4.
6 Социальный надзор. URL: //http: admblag.ru/press/publishing/violence_in_family_as_social_problem...


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Использование приема антитезы у Л. Н. Толстого ("Война и мир") и Ф. М. Достоевского ("Преступление и наказание")
Реферат King Lear The Role Of The Fool
Реферат Технологія виробництва освітлиного соку
Реферат Амалицкий Владимир Прохорович
Реферат Я Колас заснавальнік юнацкай аповесці У Палескай глушы На прасторах жыцця Дрыгва
Реферат Коммерческий договор 2
Реферат Perseus The God Helped Essay Research Paper
Реферат Louis Armstrong His Childhood And Early Years
Реферат Пропавшая калоша Доббльса
Реферат Выяснение смысла простых суждений. Анализ категорического силлогизма
Реферат Атестація робочих місць в птахівництві
Реферат Профилактика и лечение телязиоза крупного рогатого скота в АОЗТ “Бердское” Искитимского района Новосибирской области
Реферат Инвестиционная политика предприятия
Реферат Освободительный характер войны 1812г. Мужество и героизм русского народа
Реферат Советско-Финская война 1939-1940 гг.