Реферат по предмету "Разное"


А. С. Макаренко т. 8 М. 1986, 20. 10. 1938 Если бы мне дали такую школу, как у вас, я обязательно наладил бы там производство, вы не представляете себе, как это прекрасно, когда ребята делают нужные вещи с. 182; см т

Это: http://zt1.narod.ru/doc/portaly-shkoly-hozyaistva.doc От: Зиновий Тененбойм (ZT), СПб. 2011-й год. -- Известные мне опыты исторического прошлого, которые в той или иной степени можно идентифицировать как школьные минитехнопарки и детско-взрослые образовательные производства (аграрные и промышленные). + Некоторые идеи. -- А.С. Макаренко т.8 М.1986, 20.10.1938 .. Если бы мне дали такую школу, как у вас, я обязательно наладил бы там производство, вы не представляете себе, как это прекрасно, когда ребята делают нужные вещи (с.182; см. там и с.18). А.С. Макаренко т.4 М.1984, 08.02.1939 .. Если бы у меня была школа, я бы, кажется, на части разорвался, но что-нибудь стал бы делать [производить товарную продукцию] (с.302; см. там и с.361). РГАЛИ, ф. 332, оп. 4, ед.хр. 186. А.С. Макаренко. 1 марта 1939 г. .. Стенограмма, лл.68-69 .. Дети с 14 лет должны принимать участие в производительном труде. Труд очень увлекает детей, и я уверен, что наша будущая школа будет с участием производительного труда… А.С. Макаренко : "Только организация школы как хозяйства ( ZT. хозяйства самих ребят - как ЗАБОТЛИВЫХ хозяев этого хозяйства ) сделает ее воспитывающей" (= прорабатывающей натуры). А.С. Макаренко т.1 М.1983. 24 августа 1922: .. Не труд-работа, а труд-забота. Только организация школы как хозяйства сделает ее социалистической (с.11). -- У А.С. Макаренко в отношении Колонии им. Горького термин - община. Это часто в документах тома 1 М.1983. В "Педагогической поэме" тоже. По марксизму-ленинизму социализм - это общественная (в политическом итоге МАКРОсоциальная; в политическом итоге государственная) собственность на средства производства. По синдикалистам же и по А.С. Макаренко социализм - это локальные производительные общины (много локальных производительных общин) с общинной (а не общественной - в политическом итоге государственной) собственностью на средства производства. Но это отдельная теоретическая тема, и здесь она не рассматривается. Переиначим: Только организация школы как хозяйства сделает её воспитывающей. ZT. Увы, на пути к этому стоят перестраховочные регламенты, запрещающие труд подростков... -- "Новое поколение" в СПб (о нём немного и ниже): - ребята там могут прийти, могут не прийти, их бытие охвачено учреждением не плотно. Вот, по А.С. Макаренко, ключевой момент: плотность охвата учреждением бытия подопечных. В математике есть принципиально не берущиеся интегралы. Задача оптимизации привычной общеобразовательной школы - это принципиально НЕ берущийся "интеграл", и одна лишь привеска (присобачивание) к этой самой привычной общеобразовательной школе производства, тем более чаще всего охватывающего лишь малую толику ребят, превращения рутинного "воспитания" в ВОСПИТАНИЕ ВСЕРЬЕЗ – не даст. В интернате школе-хозяйстве есть сосредоточенность, но её (сосредоточенности) нет в привычной общеобразовательной школе. А.С. Макаренко т.1 М.1983 ".. Хаотическая машина социального целого миллионами тяжей втягивала в себя наше юношество, и вместе с ним трепался на каком-нибудь конце украшенный идеями педагог, далеко отбрасываемый на поворотах .." (с.13), Поэтому, и А.С. Макаренко, и Г.М. Кубраков ( http://zt1.narod.ru/kubrak1.htm ), да и вообще макаренки всех времен и народов обычной образовательной школе предпочитали интернатную школу-хозяйство. Школы, в которых производство охватывает лишь малый процентик ребят, то есть школы, в которых маленькое производство пришпандоривается к обычной общеобразовательной школе голой учебы и не имеет в ней (в привычной общеобразовательной школе) значение основы и доминанты, то есть школы, в которых маленькое производство вводится по сути в порядке моды и/или "для галочки", чтобы, к примеру, "иметь право" поехать на Макаренковский конкурс школ-хозяйств в начале апреля … да, такие псевдо "школы-хозяйства" ниже вспоминаться не будут. Да, ниже будут вспоминаться лишь претенциозные опыты, так сказать, порталы – школы – хозяйства, как это в интернете есть не просто малые серверы или сайты, а достаточно претенциозные порталы. Значит, ниже будут рассматриваться только учреждения, основанные и энергично пропагандировавшие себя как "средство спасения мира", как средство оптимизации социальной материи, как средство нравственного оздоровления людей вообще, или как средство спасения миллионов детей изгоев общества, и, соответственно, как образцы для широкого подражания. Так это было у страстных школо-хозяйственных педагогических деятелей типа Эммануила Фелленберга, или Николая Николаевича Жеденова, или Игнатия Вячеславовича Ионина, или (главная фигура!) у Антона Семеновича Макаренко, и так далее. Школо-хозяйственная система А.С. Макаренко значительно выделяется а) командирской системой, б) вообще "лица не общим выражением", в) проработанностью всех аспектов и г) рекордсменской на весь мир мощью призыва. -- Почему и для чего нужны школы-хозяйства? - 1) Леонид Конисевич. Нас воспитал Макаренко. Записки коммунара. Челябинск 1993 .. В приложении беседа Виктора Михайловича Опалихина с П.И. Барбаровым .. - Петр Иосифович! .. Немецкий макаренковед Гетц Хиллиг в своей статье "Неизвестный Макаренко" ("Учительская газета", октябрь 1991, № 42) утверждает, что развитие мощного производства в коммуне "происходило против воли Макаренко". Ваше мнение? / […] Антон Семенович считал хорошо организованный производительный труд одним из краеугольных оснований своей воспитательной ( ZT. воспитательной ! ) системы. Но дело не только в этом. Главное в том, что мощное производство создавало прекрасную материальную базу для развертывания воспитательной работы. Коммуна благодаря производству жила очень богато, имела все необходимое для всестороннего развития коммунаров: множество хорошо оснащенных материально кружков и секций, билеты в харьковские театры и т.д. А чего стоили ежегодные летние походы всей коммуны по стране! И все это было возможно только на основе хорошо организованного собственного производства. Вот почему неверно утверждать, что развитие производства в коммуне "происходило против воли Макаренко". ZT. Все же прав и Гётц Хиллиг: мощные заводы Коммуны входили в госплановые министерские структуры, а отсюда сов- хоз- производственное типичное: горячки, сверхурочные, сокращения донельзя летних каникул и походов, экспансия производства на учебное и т.д. Да, от всего такого нахлынувшего А.С. Макаренко буквально взвыл и (!) сбежал в Киев. Да, всё в меру - говорил Джавахарлал Неру .. 2) Интернатные школы–хозяйства потому, что только они обеспечивают плотность охвата учреждением бытия подопечных, о чём сказано выше. 3) Школы-хозяйства нужны для денежно заинтересованной занятости подростков. Антон Павлович Чехов: Три сестры 1901. Дейст. 4-е. .. Если бы, знаете, к трудолюбию прибавить образование, а к образованию трудолюбие .. Из: Второе рождение (трудовая коммуна им. Ф.Э. Дзержинского) Харьков 1932.120. – Пащенко. .. Побывал в 15-ти детдомах, но ничего подобного Коммуне не встречал. Главное, в чем разница - это производство. Оно-то и закрепило меня в Коммуне .. ZT. Это – не случайное высказывание, это для определенной массы подростков - нечто весьма существенное. Причем, безусловно имеется в виду и: честно зарабатываемые подростками ДЕНЬГИ. -- "Народное образование" 2005,6 с.20 .. В последние годы существенно возросло число детей и подростков, которые готовы заниматься трудовой деятельностью, обеспечивающей им определённую материальную независимость от родителей, помогающей повысить материальное благосостояние семьи .. Многие школьники .. хотели бы найти какую-либо работу .. оплачиваемую и посильную для них .. В обществе формируются [масс]-слои несовершеннолетних, которые забросили учёбу либо не уделяют ей никакого внимания и готовы на любую [оплачиваемую] работу .. ZT. Века и десятилетия было масс-распространено такое: "Малая родина духа" у пацана, у подростка - не семья, и не класс в школе, и не школьное вообще, а, скажем, улица. А то и вообще: "малая родина духа" как структурная локальность у пацана, у подростка вообще отсутствует, и духовно он так сказать бытиет = броуновски болтается в разжиженной макросоциальной ( МАКРО-социальной ) "жидкости", и, скажем, при интернет-зове националистов, прихватив с кухни нож, рвётся на указанное место, не оглядываясь, конечно, ни на свою семью, ни на свой школьный класс, ни на свою школу вообще. То есть: в эксцессных молодёжных процессах виновато "броуновское движение"... "Народное образование" 2005,6 с.18 .. Считая запрет производительного труда учащихся правильным, работники АПН СССР, руководители народного образования полностью освободились от забот решения проблем его разумной организации: о возрасте начала труда, его характере, продолжительности, охраны, чередования с учебными занятиями, физическими упражнениями; об изменениях, которые следует сделать в производстве в связи с трудом детей и подростков. И тем более свободны от этих забот работники производства, хозяйственники .. ZT. Вот равнодушие к роковым проблемам = лень духовная = просто лень, - кого? работников производства и хозяйственников, - века и десятилетия масс-подростковое хулиганство, масс-подростковый разгул, масс-подростковую преступность и определяло... Вопрос "Что же конкретно делать?", как мне кажется, просто и внятно разобран в данном моём файле. -- "Учительская газета", 1993,12. Когда нашему Диме исполнилось 11 лет, мы вдруг с мужем поняли, что наш мальчик не приучен к труду. Сходить в магазин или вымыть за собой чашку - для него сущее наказание. Под самыми различными предлогами он отказывается выполнять даже самую простую работу по дому. В комнате у него всегда беспорядок, книги и тетради не может отыскать, и учителя жалуются: ваш мальчик ленивый. / Вот мы и решили с мужем платить Диме деньги за разные хозяйственные поручения. К нашему удивлению, многое изменилось в поведении Димы. Он ходит в магазин, прачечную, пылесосит квартиру и многое другое делает за плату. Только вот не все одобряют наш метод воспитания трудолюбия. Да и учительница Димы даже на родительском собрании сказала, что деньги окончательно испортят нашего сына. Но мы все-таки с нею не согласны. Правы ли мы? / Нижегородская обл. К. Федоренко. ZT. Да, одно из главных отличий макаренковских по структуре воспитательно-образовательных учреждений от не-макаренковских, это то, что: ребята на производственном учреждения честно зарабатывают себе ДЕНЬГИ. Одна учеба – а) слишком малая и б) денежно не заинтересованная занятость для подростков, и вот от этой-то малой занятости = от безделья подростки и разлагаются. -- С 18-го-19-веков понимающие стали требовать чеховское: к трудолюбию прибавить образование, а к образованию трудолюбие = в жизни подростков должно быть не "один в одном" (только сидение за партой), а "два в одном": а) адаптированное под подростков и дающее им заработок производство и б) сидение за партой (впрочем, сейчас и дистанционное обучение через Интернет). Я, Зиновий Тененбойм, 1940-го г.р., знаю из опыта: будто бы лучшая в мире советская школа на самом-то деле выпускала массу обывателей, не склонную к труду = выпускала массу никчемников. Исторически школы-хозяйства, то есть, школы с производственной составляющей, большей частью были а) интернатными и б) пригородными. Но бывали и иные варианты. 4) Школы-хозяйства необходимы для позитивной проработки натур подростков и юношей. - Орлов В.П., Агроном и лесовод Иосиф Николаевич Шатилов (1824-89). - 1986 (Наши славные земляки) NLR Шифр 86-4/21428. Шатилов. – Мне пришлось знакомиться со многими, окончившими курс Петровской с/х академии. Поступая туда из среды, чуждой с/х, молодые выносят много научных сведений, но ни грамма из тех нравственных условий, которые составляют азбуку удачного ведения хозяйства. Им хорошо известны, например, химические анализы питательных веществ, устройство орудий, но они, например, не привыкли рано вставать, их не возмущает брошенное на пашне орудие, или валяющийся под ногами животного корм, или непроизводительно потраченное на данную работу лишнее время .. ZT. Только проработка натур в школах-хозяйствах даст молодых людей с вкорененными в их натуру до уровня рефлекса нравственными условиями, требуемыми для реального и успешного хозяйствования. Подробней о проработке натур - в моём файле http://zt1.narod.ru/doc/prorabotka-natur.doc --------- Бецкой Иван Иванович 1704-1795. О нём много в интернете. Из http://www.bestreferat.ru/referat-209120.html В 1779 г. Бецкой, потрясенный неудачей своих замыслов в отношении воспитательных домов, признался: "Я никогда и подумать не мог, что до такой позорной крайности сие главнейшее дело… приставниками было пренебреженно". В первых воспитанниках он не нашел "ни малейшего послушания, никакой склонности к упражнениям и трудолюбию; ничего, кроме невежества, неповиновения и упрямства". Проект И.И. Бецкого а) из-за замкнутости учреждения и б) из-за неразработанности вопросов организации интернатных воспитательно-образовательных учреждений, что, напротив, есть в "Марш-30" ( http://zt1.narod.ru/doc/marsh-30.doc ), и во "Флаги на башнях" ( http://zt1.narod.ru/doc/Flagi-na-bashn.doc ), и во http://zt1.narod.ru/metodika.htm , так вот, проект И.И. Бецкого имел, - в отношении подростков и юношей, см. выше, - весьма печальные "воспитательные" итоги. Выше А.С. Макаренко и я упрекали обычные общеобразовательные школы за то, что ими бытие подопечных охватывается не плотно. Но обратный макси-вариант, кстати, и в тюрьмах, имеет более кошмарные последствия. - Из http://zt1.narod.ru/doc/mirandov.doc , Мирандов Александр Федорович в 1929 г. .. Постоянные побеги из детучреждений замкнутых, оторванных от окружающей жизни, говорят о том, что ребята тяготятся условиями жизни в таких детдомах. Беспризорный подросток с его повышенной активностью, с его жизненным, реальным опытом - в замкнутом детдоме не находит себе места: он оттуда рвется, не получая того, что ему дает более реальная, более жизненная улица .. ZT. там и дальше + http://zt1.narod.ru/stud.htm Из: http://zt1.narod.ru/stud.htm Журнал "Педагогич. сборник" (военного ведомства) РНБ П28/560 1868,2 (?) .. Гораздо больше примеров совершенной загрубелости от долгого постоянного пребывания в заведении, чем от дурного влияния среды, окружающей воспитанника дома. Разница между постоянно бывающими в отпуску и не выходящими из заведения - видна почти с первого взгляда (с.111). Журнал "Народное образование" П29/163 1963,2 (Г.С. Макаренко-Салько) .. А.С. Макаренко не одобрял ЗАКРЫТЫЕ учреждения ("Нельзя так обеднять социальный опыт детей!"). Из: http://zt1.narod.ru/stud.htm Совместить положительную (положительную!) "сектантскость" [ (сектантскость положительную!) ] интернатного - детдомовского учреждения с нужной степенью так сказать проветривания и всех душ в учреждении и учреждения в целом. То есть, как почти во всём: не или-или, а и-и. ------------------------------------------------- Из аграрных опытов. - Philipp Emanuel von Fellenberg / Фелленберг Филипп Эммануил 1771-1844. Достаточное представление о нём и его учреждении в Гофвиле, близ Берна даст мой (ZT) обширный файл http://zt1.narod.ru/doc/Fellenberg.doc (там и библиография). Оттуда. - Письмо Александра 1-го. – Господину Фелленбергу. Полезные роду человеческому труды, коими вы столь давно и с таким успехом занимаетесь, важные оных последствия, и те, коих человечество впредь еще ожидать может, должны были обратить на себя Мое внимание, и дали вам право на Мое уважение. Я с удовольствием увидел, что ваша система хлебопашества и воспитания соединяет в себе двойную пользу, приводя в то же время к совершенству земледелие и земледельца. Желая изъявить вам участие, Мною приемлемое в успехах и распространении трудов столь отличных, жалую вас Кавалером ордена Св. Равноапостольного Князя Владимира четвертой степени, коего знаки при сем препровождаются. Мне приятно уверить вас в Моем к вам уважении. На подлинном подписано: Александр. Вена, 14 (16) Ноября 1814 ZT. Учреждение Эм. Фелленберга можно с определенной уверенностью идентифицировать как аграрный технопарк. ... По смерти Ф. школа перешла в руки его сына, Вильгельма, но просуществовала недолго; зато она послужила образцом для подобных ей учреждений, открытых в разных местах Германии и Швейцарии. ZT. Это тоже является признаком образцового аграрного технопарка. "Учитель" РНБ 2/1638 т. 1 1861. Нынче во всех странах, где школы находятся на относительно высокой степени развития, господствует мнение, что только семинарии - интернаты (закрытые учреждения) могут образовать дельных народных учителей, ибо опыт показал, что экстернаты (открытые учреждения) в этом успеха не имели. Тем не менее вот в Швейцарии придерживаются того мнения, что семинарии - интернаты только в таком случае хороши, если в них есть ручная и садовая работа. Так в Швейцарии и сложилось. Поэтому швейцарские семинарии хотя и интернаты, но нимало не напоминают казармы. Швейцарские семинарии доказывают, что средствами собственного ведения учащимися собственного хозяйства все вредные "казарменные" последствия интерната могут быть вполне устранены. Одна из главных причин хорошего духа, который преобладает в швейцарских семинариях, есть невероятное усердие и трудолюбие + простые и задушевные отношения младших и взрослых с. 248 и дале. Семинария в Веттинге .. Хозяйственные занятия семинаристов. Приучаются к строгому порядку, опрятности: уборка помещений, рубка, колка, топка печей, ведение хозяйственных книг. Для практикования в чисто учительском при всех таких семинариях - школы .. Стр. 470 и дале: .. Отсюда (из опыта Европы) - проект семинарии в Финляндии в параграфах и пунктах .. Сад с хмельником, поле льна, небольшая пашня, луг и лес. Коровы, овцы, домашняя птица, кони, быки .. За всем этим ухаживают и семинаристы, и ученики школы при семинарии (таблица) .. --------- Johann Heinrich Wichern 1809-1881 и его "Rauhes Haus" [ "ВОСПИТАНИЕ" 1863, т.13, РНБ 2/148. П. Шестаков, Гамбург 8/21 авг. 1862 г. .. Название этого заведения (Суровый дом) не имеет ни малейшего отношения к цели учреждения. Это имя носил еще старый дом, вероятно по причине суровой, дикой, необработанной местности, которая его тогда окружала: одинокий стоял он в полуразвалившемся виде на этих высотах, которые в НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ ПОКРЫТЫ ЦВЕТИСТЫМИ САДАМИ И РОСКОШНЫМИ, СМЕЮЩИМИСЯ ВИЛЛАМИ .. ]. Из файла http://zt1.narod.ru/vihern.htm Брокгауз – Ефрон, энц. словарь, т.12 СПб 1892 с.563. Вихерн (Иог.-Генр. Wichern) – известный своими трудами по делам внутренней миссии (см. это сл.), род. в1809 г., изучал богословие в Берлине, затем принял на себя заведование воскресной школой для бедных детей, где в скором времени собрал вокруг себя 400—500 учеников и около 40 добровольных учителей и учительниц. Особенную известность он снискал основанием (близ Гамбурга) приюта для покинутых и испорченных детей, носящего название "Rauhes Haus" [Суровый дом]. В скором времени такие же приюты были учреждены в Германии, Франции и других странах. Во время поездок по Германии В. словом и делом способствовал основанию разного рода учреждений для воспитания детей, призрения больных, нищих и заключенных. Благотворно также было влияние В. на аристократические кружки, в которых, с воцарением Фридриха-Вильгельма IV, вошел в моду интерес к нравственным задачам церкви. В 1858 г. В. занял место в прусском министерстве внутренних дел, по тюремному отделению. Под конец жизни он снова принял на себя заведование своим излюбленным детищем "Rauhes Haus" и ум. в 1881 г. С 1844 г. он издавал "Fliegende Blatter aus dem Raunen Haus". Кроме того написал: "Die innere Mission der deutschen evangelischen Kirche" (Гамб. 1849; 3 изд. 1889), в которой изложены его основные воззрения на христианскую благотворительность и ее отношение к церковным и социальным вопросам современности; "Die Behandlung der Verbrecher und entlassenen Straflinge" (1853); "Der Dienst der Frauen in der Kirche" (1848). Cp. Oldenberg, "Johann Heinrich W." (Гамбург, 1882 — 86); Krummacher. "J. H. Wichern" (Гота, 1882). Библиографию по Johann Heinrich Wichern лучше, скорее всего, искать по немецкоязычным библиотечным сайтам и по немецкоязычным энциклопедиям. Фелленберг Эмануэль 1771-1844 + Вихерн (Johann Heinrich Wichern 1809-1881) ("Суровый дом" в местечке Хорн в часу пути на восток от Гамбурга; с 1833 г. и десятки лет // "Воспитание", 1863, т.13 и "Педагогический сборник" 1869,6. В http://zt1.narod.ru/vihern.htm мною, ZT, даны выдержки из русскоязычных публикаций о "Суровом доме" Вихерна. Публикации касаются очень многих тем. См. также http://zt1.narod.ru/doc/Wichern.doc Важно. - Вихерн старался подобрать для так сказать той или иной семейной группы (ребята жили по коттеджам семейного типа) патронатную семью из соседних состоятельных и положительных фермеров. Не, - как правило, - для отдельных ребяток, а для той или иной коттеджной семейной группы. Это играло очень положительную роль. --------- Жеденов Николай Николаевич в педагогике. Файлы от меня, ZT, по Н.Н. Жеденову по рекомендуемому порядку чтения. -http://zt1.narod.ru/jedenov1.htmhttp://zt1.narod.ru/2-jedenv.htmhttp://zt1.narod.ru/jedn1-8.htmhttp://zt1.narod.ru/2-ux-ty.htmhttp://zt1.narod.ru/doc/Jedenov-1.dochttp://zt1.narod.ru/vystrel9.htm Лакин Г.И., В гостях у крестьянских сирот. . С предисл. о дет. колонии "Затишье" - ценз. 1896 NLR Шифр 20.97.4.19. ZT. Применение опыта Жеденова. Для этого даже существовал, кажется, термин: "Жеденовские деревни"... --------- Клерикальный фанатик Неплюев Николай Николаевич 1851-1908 основал в Черниговской губ. в 1881 "Трудовое братство", христианскую общину из "мужицких детей", просуществовавшую десятки лет. Критическая брошюра воспитанника Ивана Спиридоновича Абрамова (1874-1960) об этом учреждении-хозяйстве. -http://zt1.narod.ru/doc/neplyuev.doc Мозги ребятам религиозным пудрились в учреждении Н.Н. Неплюева весьма сильно, но многие из ребят это обрядное выносили лишь как вынужденную докуку, которую приходится нудить, раз вот надо или хочется в учреждении, как целом, остаться жить. --------- В прошлом и поныне в учреждениях с религиозной надстройкой всегда был и есть труд-хозяйство, и реально-то воспитывала и поныне воспитывает ребят не религиозная нудь, а это самое а) труд-хозяйство, + б) школьные занятия + в) прочие привлекательные светские составляющие структуры жизни ребят в школах-хозяйствах: в школах-хозяйствах хоть С религиозной надстройкой, что безусловно, хуже, хоть БЕЗ религиозной надстройки, что, безусловно, лучше. Педагогика А.С. Макаренко – это, - для подопечных, - три в одном. – 1) Педагогика обеспечения разносторонне насыщенной, не лёгкой, но мажорной, жизни. 2) Педагогика нужной проработки натур. 3) Педагогика как можно более всестороннего оснащения. 4 абзаца. Примерно 25 слов. Всё. Больше никакой пред-философии не надо. У А.П. Чехова еще короче: "Если бы, знаете, к трудолюбию прибавить образование, а к образованию трудолюбие..." Но другие исписывают пред-философскими мудрёностями тонны и тонны страниц. "Напрасные слова / виньетки приторной мути" (Лариса Рубальская, Антон Чехов, Антон Макаренко) В театре и кино есть такое положение: "Режиссером может быть-стать всякий, кто относительно себя своей практикой не доказал обратного". Так и в практической педагогике. Читать же тонны выше только что указанных виньеток вздорной мути - вредно для здоровья. Так считал А.С. Макаренко. Так считаю и я, ZT. Практически дело обстоит так. – Напряженным трудом персонала и всех предыдущих воспитанников создается учреждение, где есть хорошо поставленное учебное, но главное: ребята на производственном учреждения зарабатывают себе деньги. В общем, образуется интернатное учреждение, где ребятам до страстности интересно жить. Всё учреждение пронизано писанным и неписанным уставом. Но входящий в учреждение подросток уже имеет в своей натуре свой, - прописанный в его привычках, - устав."Принимать таким как есть"? (Особенно на этом настаивает наш неразумный Морозов Владимир Васильевич)."Принимать таким как есть"? – С какой стати! Не приходят в чужой монастырь со своим уставом. Здорово у нас жить? Хочешь у нас жить? – Меняй прописанный в твоей натуре устав на наш. И такая переделка для 90% ребят была не трудна (эффект "взрыва" у А.С. Макаренко); для 8% - трудна, но они всё-таки менялись, чтобы остаться жить, работать и учиться в учреждении; и для 2% переделка оказывалась невозможной, и они уходили из учреждения или их из него исключали. В указанном и состоит воспитательная технологическая суть интернатных школ-хозяйств. --------- Ионин Игнатий Вячеславович (1893-1939), его школа-хозяйство "Красные зори", с осени 1919-го и десятки лет. И.В. Ионин: "ШКОЛЬНАЯ КОММУНА, СТРОЯЩАЯ СВОЮ РАБОТУ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ НА ОСНОВЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ТРУДА, Т.Е. РАСПОЛАГАЮЩАЯ ВЕСЬ УЧЕБHЫЙ МАТЕРИАЛ НЕ ТОЛЬКО ПОСЕЗОННО И ПРИМЕНЯЯСЬ К МЕСТHЫМ УСЛОВИЯМ, НО ГЛАВHЫМ ОБРАЗОМ В ПРИМЕНЕНИИ К СЕЛЬСКОМУ ХОЗЯЙСТВУ, КОТОРОЕ ОРГАНИЗУЕТСЯ ШКОЛОЮ ВО ВСЕХ ОТРАСЛЯХ" ("Просвещение", Ленинград, 1927,10 с.108). И.В. Ионин. Школа-колония "Красные Зори". Л.1933.118 РНБ 33-2/988. Главная и самая замечательная книга Ионина. Текст перемежается интересными фото. На с. 32 и 101: "НЕ ДОЛЖНО БЫТЬ НИ В ДЕРЕВНЕ, НИ В ГОРОДЕ ШКОЛЫ, КОТОРАЯ БЫ НЕ СТРЕМИЛАСЬ СТАТЬ ОБРАЗЦОВЫМ ХОЗЯЙСТВОМ, - ГОРОДСКИМ ИЛИ СЕЛЬСКИМ".Телефильм о школе-колонии Игнатия Вячеславовича Ионина (школе-хозяйстве, 1919-1941 гг.) "Красные зори". Авторы Игорь Абрамович Шадхан и Светлана Викторовна Волошина, производство "Лентелефильма" 1985 г., цветное, 50 мин. Ссылка на скачивание http://narod.ru/disk/35909338001/Krasnye-Zori-Ionina.avi.html 2.42 гб.Мои (ZT) файлы про "Красные зори" Ионина. –http://zt1.narod.ru/ioninfil.htmhttp://zt1.narod.ru/filmzori.htm "Пока плывем житейским морем / Пока стучат у нас сердца / Своим родимым "Красным Зорям" / Верны мы будем до конца". --http://zt1.narod.ru/ionin.zip ZT-книга о "Красных зорях" Игнатия Вячеславовича Ионина. (Очень содержательна!). Там и книги и статьи И.В. Ионина + ленинградские газеты о суде над Иониным. --http://zt1.narod.ru/zori.zip (в DOS-TXT-кодировке). Г.Г. Бубликова и П.В. Голышев (выпускники "Красных Зорь"). "Повесть о "Красных Зорях". СПб 1996.141. РНБ 97-3/293. Книга опубликована ещё и в интернете, может быть и по моему источнику, не проверял. --http://zt1.narod.ru/ionin-ft.zip ФОТОряд по Игн. Вяч. Ионину и его "Красным Зорям". -- Из найденного по И.В. Ионину в интернете : http://zt1.narod.ru/ionin-ignat.doc . -- Вообще о "Красных зорях" Ионина есть материалы в интернете. --------- Опорный детский поселок МОНО "Юная республика". Н. [ Николай Оскарович ? ] Корст Корст Н. в журнале "Детский дом" РНБ П28/104 : 1929,7 с.34-40 Работа опорных учреждений Московской губ. / Наши пути и достижения, детский поселок МОНО 1928,1 с.59-66 / Опорный детский поселок Моно "Юная республика" 1929,4 с.55-8 / Планирование работы 1929,7 с.7-16 / 1930,1 с.43-4 Из опыта соревнований детучреждений (ZT. В частности "Юная республика" соревнуется с "Красными зорями" И.В. Ионина) Из "Юной республики" : Соколов Б. И. Вопросы быта детдома. Организация материальной среды и досуга в детдоме. М., 1931. 47 стр. РНБ 31-10/1657 http://zt1.narod.ru/doc/byt-d-d.doc Корст Н. (из "Юной республики"). Формы и методы вовлечен детей в сельскохозяйственный труд // На путях к новой школе 1927,7-8 с.51-9. ZT. По этому поводу в частности вспомним неудачную попытку А.С. Макаренко по вовлечению Крюковских (городских) школьников в сельскохозяйственный труд. - Из http://zt1.narod.ru/vitaliy.htm Виталий Семенович Макаренко (1895-1983) о брате Антоне (А) .. Последним предприятием, которое А. осуществил в Крюкове, была организация 1-й Трудовой дружины. Это было весной 1919 г. и было полным неуспехом. Я даже и сейчас не знаю, какую цель преследовал А. Сняли большой сад Архангельского (отца Е. Ф.). В принципе приняли организацию бойскаутов (даже девиз бойскаутов "будь готов" был принят), разбили учащихся на отряды (огородники, садовники, пчеловоды, охрана и пр.), но пчел не было, потому что не было денег, а пчелы стоили дорого, фруктовые деревья были дикие. В конце концов все стали огородниками. Но работа для ребят была тяжелая, поэтому на деле была только небольшая группа, остальные манкировали (кроме того, на линии не могли участвовать живущие в Кременчуге, т. к. летом ученический поезд не курсировал). Манкировали и учителя, которым неинтересно было окапывать картошку во время летнего отдыха. Кроме того, ученики не знали, для кого предназначаются будущие овощи. Родители тоже были недовольны - почти у каждого был свой сад и огород и им было совсем неинтересно посылать детей на работу в дружину. К августу осталось только небольшая группа, человек 25-30 верных мне учеников, мы и ночевали в саду. Последние дни даже А. не показывался на огороде. В конце концов в августе, когда овощи созрели, их раздали приглашенным родителям и учителям. --------- А.С. Макаренко. Восьмитомник, т.4 с.25. Из "Чудо, созданное советской жизнью". - [...] Я ВИДЕЛ МНОГО ЧУДЕС В ДЕТСКИХ КОЛОНИЯХ, ПЕРЕД КОТОРЫМИ ПОБЛЕКНЕТ ОПЫТ ГОРЬКОВСКОЙ КОММУНЫ .. То, что не получилось в 1919-м у А.С. Макаренко в Крюкове, почему-то получалось в 189-й школе Ленинграда. Подробный рассказ об этой блистательной школе-хозяйстве найдете в: http://zt1.narod.ru/doc/shkoly-s-uklonami.doc . 189-я школа заслуживает серьёзного библиотечного и архивного исследования. Центральный государственный архив Санкт-Петербурга (ЦГА СПб ул. Варфоломеевская 15.) Отделение (образовательные и просветительские учреждения) на: ул. Шпалерная 34. Вт. 10.00 - 16.00, обед 11.30-12.30 (812) 273-4143, летом отпуск. Фонд Р-2552 Образовательные учреждения. Надо с ноутбуком тщательно просмотреть все описи, по названиям выискивая что-то возможное по 189-й школе. У меня внутри архива http://zt1.narod.ru/winrar/0rnb.zip есть некий сумбурный файла по образовательным учреждениям : Ленинград и Ленобл.doc --------- ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ СЕЛЬСКО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ КОЛОНИИ. (Дом юношества им. Тимирязева МОНО). Б. ТУЛИНОВ. "Детский дом" БАН 1.242, РНБ П28/104 1928,2.http://zt1.narod.ru/doc/Dom-yunoshestva.doc --------- Из: http://www.komi.com/AgroSchool/info.htm Агрошкола интернат в г. Сыктывкаре по адресу ул. К. Маркса, 120. Образована в 1956 году. Первое её название - школа-интернат для детей-сирот. С 1973 г. по 1996 г. работал директором агрошколы-интерната Александр Александрович Католиков (1941-1996). С 1996 г. - директор Долмацын Л.С. [ Основной контингент составляют социальные сироты, родители которых лишены родительских прав, осуждены, признаны недееспособными или местонахождение которых неизвестно ] Агрошкола-интернат имеет учебно-опытное хозяйство "Межадорское". Общая площадь земли 220 га: из них - постройки - 35 га Поголовье скота: а) крупный рогатый скот - 56 голов, б) свиней - 130 голов, в) овец - 55 голов, г) лошадей - 3 головы, д) кролики - 55 голов, е) куры, гуси, утки, индюки -150 голов. Морозов Владимир Васильевич. Антология реабилитационно-педагогического опыта. М. 2005. — 288 с. , cтр. 196 и дале [ по: Мыльникова С.Л. Детский дом: уроки прошлого. М., 1990 ] А. А. Католиков (1941-1996) .. Сегодня в детских домах и школах-интернатах воспитывается свыше миллиона ребятишек, у которых нет родителей. В тоске по семье дети бегут из интерната к мамам и папам. Иногда слышишь: "Глупые дети! Из такого хорошего интерната бегут!" А я отвечаю: "Нет, не глупые они. Семью, даже неблагополучную, самый распрекрасный интернат не заменит". / Мы бережем это трепетное отношение детей к родителям. Внимательно слушаем их невинные небылицы о том, какие у них замечательные мамы и папы, хотя прекрасно знаем их истинную цену, знаем, что, выйдя из мест заключения, они иной раз годами не вспоминают о сыне или дочке. Когда же те становятся взрослыми, нам порой приходится во имя блага самих же детей разбивать их иллюзии, связанные с надеждами на обретение собственных родителей. Это очень трудный момент. / Мы сознательно идем на расторжение родственных отношений, с теми родителями, которые утратили моральное право называться таковыми... Совершаем эту порой бескровную операцию во имя будущего нашего воспитанника, семья которого не должна быть похожей на его нынешнюю. Только в нравственно чистой семье можно воспитать хорошего семьянина... [...] Католиков продолжает. – Когда я принял интернат — ни одной двери, в окнах — ни одного стекла, лампочки перебиты. Канализации, водопровода нет. В интернате свирепствовали инфекции .. / .. Макаренко как-то писал, что он испытывает педагогическое счастье лишь в преодолении трудностей вместе с детьми. Разделяю его позицию... --------- ВАНЦАЕВ Муса Синаевич, директор агрошколы-интерната Фардзинова Татьяна Юрьевна - заместитель директора по учебно – воспитательной работе. Адрес учреждения: 152430, Ярославская область, Первомайский район, п. Пречистое, д. Багряники, ул. Школьная д.5 Подробней - в моём файле: http://zt1.narod.ru/doc/Vancaev-Musa.doc ------------------------------------------------- Не аграрное. У меня внутри архива http://zt1.narod.ru/winrar/0rnb.zip есть библиографический файл: gorodskoe/городское.doc. Огромный простор для исследования. --------- ZT. Из индустриально-промышленных опытов. – Тут на первом месте стоит "Коммуна им. Ф.Э. Дзержинского" А.С. Макаренко. ZT. Из Большого форума. Цитата: Монархист от 14 Ноября 2011, 23:44:10 .. Про дет.коммунны, Макаренко и его борьбу с беспризорностью – .. не могу считать это достижением педагогики... В чём достижение ? Разве что, только в массовости охвата. Ответ от ZT. -http://zt1.narod.ru/maro.htm Маро ( Левитина Мария Исааковна 1881- ). Работа c беспризорными, практика новой работы в СССР. Харьков 1924 г. РНБ 34.86.4.194 .. (о колонии им. Горького Макаренко) По социальному своему составу, большинство - дети рабочих, одна треть - крестьян. По характеру правонарушений почти все - против собственности, 10% - политических, 5% - квалифицированные "урки", 2 - налетчики, 1 - убийца. Все прошли комиссии о несовершеннолетних и многие - дома принудительных работ. В виду того, что педагогическая работа колонии считается глубокой, туда и направляют "тяжелых" правонарушителей. Да и сам педколлектив (в данное время можно уже сказать просто коллектив, ибо и дети влились в него) заинтересован в присылке именно таких воспитанников и в их оздоровлении (с.63). Реплика с места на лекции А.С. Макаренко (Т.4 М.1984 с.229) .. Я была у него в колонии, когда была еще студенткой, и на всю жизнь вынесла яркое впечатление. Я видела, что ребята отлично знают, что они могут делать, чего не могут. Такой образцовый порядок, дающий возможность воспитывать ребят .. "Народное образование" 1987,11 с.92. И. Кривонос. Упоминает: Пять лет работы с детьми - правонарушителями. Полтава 1925. При анализе недостатков в работе одного учреждения: "Более счастлива была колония им. Горького .. Благодаря талантливому и энергичному руководителю А.С. Макаренко, сразу взявшему курс на коллектив и труд и неуклонно проводившему в жизнь эти принципы, работа идет там без перебоев и с блестящими результатами" (с.75). Из http://zt1.narod.ru/herrio33.htm / Леонид Конисевич. Нас воспитал Макаренко. Записки коммунара. Челябинск 1993 .. В приложении беседа Виктора Михайловича Опалихина с П.И. Барбаровым. / .. - Петр Иосифович! Какое впечатление производил на вас А.С. Макаренко как педагог? / - Я в то время мало смыслил в педагогике. Меня поражала просто сама жизнь коммуны. Эта жизнь была удивительно богата, интересна и четко организована. С раннего утра и до вечера все были заняты разнообразными полезными делами, всем это было интересно. Все делалось, как правило, неформально, всерьез, но в то же время весело и непринужденно. / Много и часто шутили, смеялись. Конечно, и строгость в отношениях была. Но никакой грубости, унижений во взаимоотношениях взрослых и ребят, да и между ребятами я не замечал. Это было для меня неожиданно и удивительно. Ведь в окружающей жизни наблюдалось другое. А тут был как бы свой особый микроклимат, созданный за годы упорной работы коллектива. Жизнь в коммуне, казалось, текла сама собой. Макаренко, конечно, был в центре событий. Но говорил он мало и коротко, нравоучений долгих не любил. Себя в качестве начальника не выпячивал. За каждое конкретное дело, за все стороны жизни коммуны отвечали определенные и всем известные в коллективе лица. Они-то и были на виду у всех в качестве руководителей. А Макаренко как-то незаметно держал нити управления в своих руках и умело объединял общие усилия. А результат - четк


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.