Реферат по предмету "Право"


Социальные права

СОДЕРЖАНИЕ стр. Введение … … 1. Основные экономические и социальные права человека и гражданина в Российской Федерации. 1. Право на экономическую деятельность … 2. Право частной собственности … 3. Трудовые права и свободы … 4. Право на защиту материнства, детства и семьи … 5. Право на социальное обеспечение … 6. Право на жилище … 27 1.7.

Право на охрану здоровья и медицинскую помощь … 8. Право на благоприятную окружающую среду.… 2. Основные культурные права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации. 1. Право на образование … 2. Свобода творчества … 3. Право на участие в культурной жизни … 45 Заключение …… 47 Список использованных источников ………… 49

ВВЕДЕНИЕ Россия переживает переходный период от тоталитарной к демократической общественно-политической системе, формируются гражданское общество, основанное на свободе народа, и новая роль государства, признающая приоритет прав человека. Едва ли не самым динамичным в этих процессах является развитие конституционного права как важного условия для проведе¬ния глубоких реформ в экономике и политической системе и в то же время одной из гарантий против возврата страны к прошлому.

Современное конституционное право - это отрасль права, которая закрепляет основные принципы демократии и организации власти. Именно это порождает острую борьбу различных политических сил вокруг Конституции, законов, судебных решений и других правовых актов, составляющих источники конституционного права. Разобраться в этой борьбе - значит понять, кто ведет страну по пути прогресса, а кто тянет назад. Глубокое изучение конституционного права, таким образом, позволит "войти в политику" и почувствовать

дыхание истории. Едва ли не самым трудным в наше время является слежение за быстро меняющимся зако¬нодательством в области конституционного права. Такие изменения можно проследить и в тех статьях Конституции, где закреплены основные права и свободы человека в области соци¬ально-экономических и культурных взаимоотношений между гражданами, а также гражданами и государством Экономические, социальные и культурные права и свободы имеют важнейшее значение для жизни человека.

Конституция РФ дает новые трактовки многих прав и свобод, входящих в эту группу, отражая проводимые в стране реформы, прежде всего экономические. В своей со¬вокупности эта группа прав обеспечивает свободу человека в экономической, социальной и культурной сферах и дает ему возможность защитить свои жизненные потребности. В вопро¬сах жизнеобеспечения большинство людей не могут положиться только на свои силы. Сохра¬няя свободу, они в то же время зависят от других людей, интересы которых часто совсем иные.

Поэтому в интересах общества возникает необходимость защиты жизненных прав человека от экономического произвола и социальной несправедливости, а также - дать ему силы для ду¬ховного развития и проявления своих способностей. По своему юридическому содержанию данные права не одинаковы. Некоторые (например, право частной собственности), по существу, являются бесспорными правами пря¬мого действия, другие (право на отдых или на социальное обеспечение) представляют собой субъективные права,

конкретное содержание которых вытекает из действующего отраслевого законодательства, третьи (право на труд, право на жилище и др.) порождают для государства только общую обязанность проводить политику содействия в их реализации. Различия в юри¬дическом содержании порождают различную степень массовости пользования этими правами - те из них, которые лучше обеспечены, проявляют свое жизненное значение, а другие остаются на бумаге. Важная особенность этой группы прав состоит в том, что они закрепляются

за каж¬дым человеком, т.е. не зависят от гражданства их субъектов. 1. Основные социальные и экономические права человека и гражданина в Российской Федерации. 1. Право на экономическую деятельность. Данное право предусматривает свободное использование человеком своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической дея¬тельности ( ст.

34 Конституции РФ ). В сочетании с правом частной собственности такая сво¬бода предпринимательства выступает как правовая база рыночной экономики, исключающая монополию государства на организацию хозяйственной жизни. Эта свобода рассматривается как одна из основ конституционного строя ( ст. 8 Конституции ). Под предпринимательской деятельностью понимаются "самостоятельная, осуществляе¬мая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от поль¬зования имуществом,

продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зареги¬стрированными в этом качестве в установленном законом порядке" (ст. 2 ГК РФ). Право на экономическую деятельность включает ряд конкретных прав, обеспечивающих возможность начинать и вести предпринимательскую деятельность. Для этого субъект права на экономическую деятельность может создавать предприятия под свой риск и ответственность, свободно вступать в договоры с другими предпринимателями,

приобретать и распоряжаться собственностью. Никакой государственный орган не имеет права диктовать предпринимателю, какую продукцию он обязан производить и каковы должны быть на нее цены ( если пределы не регулируются законодательством ). Предприниматель сам нанимает и увольняет работников с соблюдением трудового законодательства, сам распоряжается своей прибылью. В свободу предпринимательства также входит право осуществлять внешнеэкономическую деятельность, создавать

союзы и объединения с другими предпринимателями, открывать счета в банках. Признание права на экономическую деятельность порождает для государства определен¬ные обязанности, выступающие как гарантии этого права. Государственные органы, например, не могут отказывать предприятию в регистрации, ссылаясь на нецелесообразность. Они должны бороться с рэкетом и вымогательством, защищать имущество частного предпринима¬теля наравне с государственной собственностью.

Всей своей экономической политикой прави¬тельство правового государства содействует и помогает частному бизнесу, поощряет его раз¬витие и защищает от незаконных посягательств. Любой ущерб, нанесенный предприятию по вине должностных лиц государственных органов, подлежит возмещению. В то же время это право подлежит определенным ограничениям. Государство запрещает определенные виды экономической деятельности ( производство оружия, изготовление

орде¬нов и др. ) или обусловливает такую деятельность специальными разрешениями (лицензиями). Государство регулирует экспорт и импорт, что накладывает на многие предприятия определен¬ные ограничения. Наконец, государственные органы вправе требовать от предпринимателя финансовой отчетности, не затрагивая при этом коммерческую тайну. Эти и ряд других огра¬ничений необходимы в интересах всей национальной экономики, но должны опираться на за¬конодательную базу.

Конкретные вопросы, связанные с реализацией права на экономическую деятельность, регулируются большим числом законодательных актов, и прежде всего Гражданским кодексом Российской Федерации, первая часть которого вступила в силу 1 января 1995 г. С этого вре¬мени утратили силу Закон о собственности в РСФСР 1990 г Закон о предприятиях и предпри¬нимательской деятельности 1990 г. ( кроме ст.34 и 35, устанавливающих

порядок государст¬венной регистрации ) и ряд других актов. Гражданское законодательство регулирует отноше¬ния между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием. Правила этого законодательства применяются к отношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федераль¬ным законом. Гражданский кодекс, этот своеобразный основной закон рыночной экономики, вводит экономическую

деятельность в общие рамки отношений любых физических и юриди¬ческих лиц с другими лицами, закрепляет свободу договора, недопустимость произвольного вмешательства кого-либо в частные дела. Закон опирается на необходимость беспрепятствен¬ного осуществления гражданских прав и обеспечения восстановления нарушенных прав, их су¬дебной защиты. Субъектом права на экономическую деятельность ( она не означает обязательно создание предприятий ) являются любые лица, не ограниченные законом в своей правоспособности.

Правоспособность гражданина возникает в момент его рождения и прекращается с его смер¬тью. Согласно ст.18 ГК РФ в содержание правоспособности входит право заниматься предпри¬нимательской и любой иной не запрещенной законом деятельностью, создавать юридические лица самостоятельно или совместно с другими гражданами и юридическими лицами, совер¬шать любые не противоречащие закону сделки и участвовать в обязательствах и др. Естест¬венно, что малолетние граждане могу осуществлять свои права только через

законных пред¬ставителей ( родителей, опекунов ). В полном объеме способность гражданина своими дейст¬виями приобретать обязанности и исполнять их ( гражданская дееспособность ) возникает с наступлением совершеннолетия, т.е. с 18 лет. Экономическая деятельность включает в себя и внешнеторговую деятельность. Президент РФ подписал 14 октября 1995 г. Федеральный закон "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности".

Целями Закона являются "защита экономического суверени¬тета, обеспечение экономической безопасности Российской Федерации, стимулирование раз¬вития национальной экономики при осуществлении внешнеторговой деятельности и обеспече¬ние условий эффективной интеграции экономики России в мировую экономику ". В соответст¬вии с законом правом осуществления внешнеторговой деятельности обладают все российские лица, "за исключением случаев предусмотренных законодательством

РФ". Иностранные лица осуществляют аналогичную деятельность с соблюдением законодательства России. Закон уста¬навливает порядок ввоза и вывоза товаров, ограничения экспорта и импорта, выдачи лицензий и пр. Конституция РФ специально выделяет еще одну форму экономической деятельности, подлежащую запрету ту, которая направлена на монополизацию и недобросовестную конку¬ренцию. Под недобросовестной конкуренцией понимается ведение конкурентной борьбы (которая сама по себе в рыночных

условиях правомерна ) нечестными и незаконными методами. Кон¬ституционный уровень запрета монополизации и недобросовестной конкуренции объясняется тем, что ограничения злоупотребления свободой предпринимательства тесно граничит с самой этой свободой, а также стремлением законодателя подчеркнуть особую опасность этих злупотреблений для национальной экономики. Злоупотребления, связанные с доминирующим положением на рынке и нарушение этических правил конкуренции,

губительны для граждан и всего общества. Отсутствие конкуренции задерживает экономический и технологический про¬гресс, подавляет активность мелкого и среднего бизнеса, снижает качество товаров, ведет к поддержанию высоких цен, ущемляет право многих людей на свободную экономическую дея¬тельность. По интересам граждан и экономики бьет недобросовестная конкуренция, которая проявляется в заключении соглашений о ценах ( для поддержания высоких цен ), разделе рын¬ков, устранении с рынка других предпринимателей.

Интересы потребителей ущемляются и то¬гда, когда их вводят в заблуждение относительно изготовителя, назначения, способа и места изготовления, качества и иных свойств товара другого предпринимателя, путем некорректного сравнения товаров в рекламной и иной информации, копирования внешнего оформления или использования товарного знака чужого товара и иными способами. Подобного рода методы запрещены Законом РСФСР о конкуренции и ограничении мо¬нополистической деятельности на товарных рынках от 22 марта 1991

г Запрещены также распространение предпринимателем ложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить убытки другому предпринимателю, изъятие товаров из обращения с целью создания или поддержания дефицита на рынке либо повышения цен, навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора, и ряд других дейст¬вий. Закон устанавливает, что признание положения доминирующим ( т.е. монополии ) воз¬можно, если доля товаров

на рынке превышает 35% и существует возможность ограничивать конкуренцию. Ограничивать конкуренцию запрещено не только отдельным предпринимателям, но и органам исполнительной власти. Средствами борьбы с монополизацией и недобросовест¬ной конкуренцией может быть обращение в антимонопольные органы, которые вправе давать предписания о прекращении недозволенных действий, а при невыполнении предписаний - на¬лагать штраф. В случае причинения убытков от таких действий можно обращаться в суд ( как общей

юрисдикции, так и арбитражный ). Для реализации положений Закона создан Государственный комитет Российской Федера¬ции по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур, имеющий территориальные управления. Деятельность этих органов носит квазисудебный характер, по¬скольку они принимают решения о мерах воздействия в процессуальных формах, т.е. с предос¬тавлением определенных гарантий сторонам, соблюдением их прав

и законных интересов. Од¬нако любые решения этих органов могут быть обжалованы в суд. Антимонопольное законодательство не затрагивает сферу действий так называемых есте¬ственных монополий, т.е. монополий, производящих товары, удовлетворение спроса на кото¬рые на рынке данного товара эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства и товары которых имеют устойчивый спрос в силу невозможности полной замены их другими товарами.

Это транспортировка нефти и газа по трубопроводам, железнодорожные перевозки, услуги транспортных терминалов и портов, услуги электриче¬ской и почтовой связи. Федеральным законом от 17 августа 1995 г. предусмотрено регулирова¬ние деятельности этих естественных монополий через специальные федеральные органы ис¬полнительной власти. Государство оказывает поддержку и так называемому малому предпринимательству ( с числом занятых на предприятии до 100 человек ), о чем принят Федеральный закон от 14 июня 1995 г.

Закон предусматривает создание льготных условий в финансовой области и налогооб¬ложении, поддержку внешнеэкономической деятельности малых предприятий и др. Государ¬ство призвано осуществлять специальные программы, создавать фонды поддержки малого предпринимательства. Для защиты населения от недобросовестной конкуренции в области рекламы принят Фе¬деральный закон о рекламе от 18 июля 1995 г. Закон предусматривает предотвращение и пре¬сечение ненадлежащей

рекламы, способной ввести потребителей в заблуждение или нанести вред здоровью граждан, имуществу, а также чести, достоинству и деловой репутации граждан и юридических лиц, окружающей среде, а также рекламы, посягающей на общественные инт嬬ресы, принципы гуманности и морали. Законом не допускается недобросовестная, недостоверная, неэтичная, заведомо ложная, скрытая реклама. Регламентируются особенности рекламы в радио- и телепрограммах, в пе¬риодических печатных изданиях,

в кино- и видеообслуживании, рекламы, помещаемой на¬ружно и на транспортных средствах, а также рекламы отдельных видов товаров и услуг (алкоголь, табак, оружие и др. ). В случае установления факта нарушения законодательства нарушитель обязан осущест¬вить контррекламу в срок, установленный федеральным антимонопольным органом, а также несет ответственность в других формах. С одинаковым основанием можно рассматривать как категорию и экономических прав, и личных прав право

частной собственности. 1.2. Право частной собственности. Оно принадлежит каждому человеку и является одним из краеугольных камней свободы личности, а также - одной из основ конституционного строя, как это установлено ст.8 и 9 Кон¬ституции РФ. Стремление обладать собственностью и иметь защищенное право на нее - естественное стремление большинства людей. Собственность есть основа подлинной независимости чело¬века и его уверенности в завтрашнем

дне. Великие философы прошлого ( Гегель, Кант и др. ) обосновали решающий вклад частной собственности в формирование свободного граждан¬¬ского общества. Были, разумеется, и другие взгляды: "Собственность - это кража" говорил теоретик французского анархизма Прудон, "Грабь награбленное!" вторил ему В.И. Ленин. Но либеральные и социал-демократические учения все же пришли к пониманию конструктив¬ной

роли частной собственности в развитии экономики, нравственности и социальной спра¬ведли¬вости. Право частной собственности отвергалось нашим прежним тоталитарным государством, поскольку официальная идеология, марксизм-ленинизм, рассматривала его как источник всех несправедливостей и главный тормоз развития производительных сил. Но на деле, в результате 70-летнего соревнования и борьбы двух систем, стало очевидным, что все обстоит как раз на¬оборот.

Право частной собственности и свобода предпринимательства обеспечили западному обществу экономический и социальный прогресс, а социалистическая система, отрицавшая их, пришла к краху. В своем понимании природы, роли и пределов частной собственности западное общество значительно эволюционировало. Великая французская революция провозгласила это право как "священное и неприкосновенное", но теперь о его священном характере уже не говорят, хотя неотъемлемость и неприкосновенность не отрицаются.

Со временем западное общество осоз¬нало необходимость усиления частной собственности, что потребовало ввести определенные основания для ограничения этого права. Такие ограничения были обусловлены потребностями государственного регулирования экономики, развитием трудового и социального законода¬тельства. Обществу стало очевидным, что неограниченное право частной собственности ведет к хозяйственному произволу на предприятиях, к социальному недовольству и конфликтам,

к несправедливому распределению материальных благ. Поэтому оно способствовало утвержде¬нию сдерживающих этических ограничителей произвола и подталкивало государство на при¬нятие таких мер, которые сделали бы собственниками большинство, а не узкий слой людей. Повсеместно была признана возможность отчуждения собственности для общественных нужд ( "социализация" ), но разумеется, с соответствующим возмещением. Таким образом, признание права частной собственности

нельзя считать чем-то незыбле¬мым, это право требует детальной регламентации, его содержание постоянно развивается. Причина этого в его теснейшей связи с экономическими и социальными процессами развития общества. Однако при всем этом право частной собственности сохраняет свое системообра¬зующее значение и охраняется государством. Закрепление права частной собственности в Конституции РФ крайне важно не только для утверждения новой концепции прав и свобод человека, но и как

правовая база перехода к ры¬ночной экономике, к свободному гражданскому обществу. Конституция 1993 г. не содержит специального раздела об экономической основе государства и общества, не устанавливает ка¬кую-либо форму собственности в качестве основной или ведущей, равно как и не предусматри¬вает и ограничений для других, в частности для личной собственности граждан, что провоз¬глашалось предшествующими конституциями и основанным на них законодательством.

Госу¬дарство приняло на себя обязанность защищать частную собственность, обеспечить ей непри¬косновенность. В соответствии с Конституцией РФ каждый вправе иметь имущество в собст¬венности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с дру¬гими лицами (ст.35 ). Это право находится под охраной федерального закона, и никакие другие нормативные акты, включая законы субъектов Федерации, не могут менять его статус. Содержание права частной собственности весьма широкое

( рассмотрим только основные моменты данной категории ). Собственник вправе совершать в отношении своего имущества любые действия, включая создание частных предприятий, фермерских хозяйств и другую эко¬номическую деятельность. Собственник делает это свободно, без разрешения государственных органов ( что не исключает последующей регистрации предприятия или хозяйства ), если его действия не противоречат закону и другим правовым

актам и не нарушают прав и законных интересов других лиц. Охрана права частной собственности осуществляется уголовным, гражданским, админи¬стративным и иным законодательством. Уголовный кодекс, например, предусматривает ответ¬ственность за такие преступления против собственности, как кража, мошенничество, присвое¬ние, грабеж, разбой, вымогательство и др. Гражданский кодекс РФ закрепляет основания пр謬обретения и прекращения права собственности, устанавливает,

что в собственности граждан и юридических лиц может находиться любое имущество, за исключением отдельных видов, ко¬торое в соответствии с законом не может им принадлежать (ч.1 ст.213 ). С введением в дейст¬вие нового Гражданского кодекса утратил силу Закон РСФСР о собственности от 24 декабря 1990 г ранее определявший комплекс вопросов, связанных также с частной собственностью. Право частной собственности, таким образом, является комплексным институтом,

регу¬лируемым многими отраслями российского права. Конституция РФ устанавливает две важные юридические гарантии права частной собст¬венности. Во-первых, никто не может быть лишен своего имущества иначе, как по решению суда. Это , в частности, означает, что государственные органы не в праве, ссылаясь на любую нецелесообразность и даже закон, лишать человека имущества против его воли.

Собственник всегда вправе обратиться в суд, доказывая неконституционность применяемых против него за¬кона или действий. Только решение суда или приговор, предусматривающий конфискацию имущества, могут быть основанием для принудительного прекращения права частной собственности. При чрез¬вычайных условиях ( стихийные бедствия, эпидемии и др. ) может осуществляться изъятие собственности ( реквизиция ) по решению государственных органов ( ст.242

ГК РФ ), воз¬можна конфискация в административном порядке ( ст.243 ГК РФ ), но в любом случае преду¬смотрено право гражданина на обращение в суд для восстановления своего права собственно¬сти. Кроме того, любые такие действия могут быть обжалованы в суд в соответствии со ст.46 Конституции РФ. Во-вторых, принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

Тем са¬мым запрещается насильственная национализация и реприватизация без компенсации, которая принята в тоталитарном государстве. Частная собственность может перейти в разряд государ¬ственной, а государственная - в разряд частной (приватизация ), но только а соответствии с за¬коном и с возмещением, определяемым по договору или рыночным ценам. Гарантией права частной собственности является также право наследования. Граждан¬ский кодекс регулирует все тонкости перехода имущества собственника после его смерти к на¬следникам

по закону или по завещанию. Наследственное право призвано гарантировать вы¬полнение воли собственника в отношении его имущества и в то же время обеспечивать спра¬ведливость, особенно, когда речь идет об охране интересов нетрудоспособных или малолетних родственников. Гарантированное ст.9 Конституции юридическое равенство форм собственности, равное их признание и защита означают одинаковое признание и одинаковую защиту всеми допускае¬мыми средствами и способами любых не

противоречащих законодательству форм хозяйство¬вания и признаваемых законом имущественных прав, а также недопустимость установления законодательством каких-либо привилегий или ограничений для тех или иных форм или субъ¬ектов хозяйственной деятельности. В отличие от ранее действовавших преимуществ в защите права социалистической собственности, в особенности государственной, собственности со¬гласно ч.2 ст.8 Конституции права собственности всех субъектов ( носителей ) этого права за¬щищаются абсолютно одинаково,

на основании одних и тех же норм материального права. Отдельно закреплено а Конституции РФ право частной собственности на землю (ст.35 ). Оно принадлежит только лицам, имеющим гражданство Российской Федерации, а также их объединениям. Конституция фиксирует право государственной собственности на землю. Это особенно важно при применении законодательства о федеральных землях и землях, являющихся

собст¬венностью субъектов Федерации. Их правовое положение уже частично урегулировано такими правовыми актами, как Указ Президента о федеральных фондах природных ресурсов , который должен быть затем принят в виде закона. В особую категорию выделяются природные ресурсы, являющиеся собственностью му¬ниципальных органов, которые вправе сами распоряжаться ими, использовать их, передавать в собственность , пользование и аренду другим субъектам. При этом субъекты права собственно¬сти на природные ресурсы могут выступать

как сам орган управления, так и от его имени гра¬ждане и юридические лица, в чье владение, пользование или аренду передан природный ре¬сурс. В истории экономических и правовых учений право частной собственности на землю не раз вызывало серьезные дискуссии. Многие философы, писатели ( Ж Ж. Руссо, Л.Н. Толстой и др. ) полагали, что земля должна принадлежать всем или только тем, кто ее обрабатывает. Но экономические законы властно требовали введение земли в гражданский оборот и в конце

концов утвердили в развитых странах такие принципы регулирования частной собственности на землю, которые обеспечивают равновесие интересов отдельного человека и всего общества. В отличие от прежней Конституции, где упоминание о природных ресурсах не связыва¬лось с иными формами собственности, кроме государственной, действующая Конституция до¬пускает возможность частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности на землю и другие природные ресурсы.

В противовес этому коммунистические режимы стремились доказывать преимущество организации сельского хозяйства без частной собственности на землю. Но это привело сель¬ское хозяйство к отставанию и сделало землепользование крайне нерациональным. Крестьяне перестали чувствовать себя хозяевами земли, колхозы и совхозы приходили в упадок, громад¬ные участки земли не осваивались. Признание этого права - непременное условие демократической рыночной экономики, именно поэтому оно

встречало и поныне встречает сопротивление политических сил, стремя¬щихся сохранить свою опору в старой системе землепользования и сельского хозяйства. С этим связано возникновение в России уникальной ситуации, которая состоит в том, что , не¬смотря на прямое указание Конституции, в ряде субъектов Федерации право частной собствен¬ности на землю отвергается. Однако такого рода нормативные акты должны быть признаны недействительными.

Конституция РФ устанавливает, что владение, пользование и распоряжение землей и дру¬гими природными ресурсами осуществляется их собственниками свободно, если это не нано¬сит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Есть, сле¬довательно, только два конституционных ограничения права частной собственности на землю, при соблюдении которых собственник остается свободным в своих действиях. Но эта свобода весьма относительна, ибо в этой же статье

Конституции говориться, что условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона ( ч.3 ст.35 ). Однако реформа земельного законодательства еще не завершена, принятие нового Зе¬мельного кодекса затягивается. Поэтому как владение, так и распоряжение землей регулиру¬ются многими актами временного значения. Так, Указ Президента Российской Федерации об усилении государственного контроля за использованием и охраной земель при проведении зе¬мельной

реформы от 16 декабря 1993 г. требует, чтобы владения земельным участком под уг¬розой штрафа сопровождалось его рациональным использованием. Другой акт аналогичной юридической силы - Указ Президента РФ о регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России от 27 октября 1993 г. представляет гражданам право продавать, передавать по наследству, дарить, сдавать в залог, аренду, обменивать, а также передавать зе¬мельный участок в качестве взносов в уставные

фонды ( капиталы ) акционерных обществ, то¬вариществ, кооперативов. В то же время при продаже земельных участков, используемых в сельском хозяйстве, необходимо получить разрешение органа исполнительной власти субъекта Федерации. Наряду с указанными, действует много других нормативных актов, регламентирующих право частной собственности на землю - как отдельных граждан, так и их объединений, в от¬ношении земли как в сельской местности,

так и в городах. 1.3. Трудовые права и свободы. Трудовые права и свободы, в различных комбинациях закреплены в большинстве консти¬туции мира, важны для лиц наемного труда, которые составляют основную часть работающего населения. Эти права распространяются на значительное число находящихся в России имми¬грантов, т.е. лиц, не имеющих российского гражданства. Трудовые права и свободы защищают человека от произвола работодателей, дают возможность отстаивать

свое достоинство и инте¬ресы. Рыночная экономика существенно меняет правовое положение работников. При админи¬стративно-командной экономике они были на словах полноправными, но отсутствие реального собственника создавало безразличное отношение к излишествам рабочей силы на предпри¬ятиях, низкой производительности труда и трудовой дисциплины. Как результат - низкая оп¬лата труда, уравниловка, незаинтересованность работников в результатах труда при "полной занятости" и "неуклонном росте благосостояния

трудящихся". Но жизненный уровень, органи¬зация труда все более и более отставали от общемировых стандартов, широковещательные права и свободы часто отстаивались на бумаге. Частный собственник организует работу своего предприятия по другому. Он стремиться сократить ненужный персонал, заставить работников трудиться интенсивно, но и оплачивать труд по достоинству. Однако его хозяйская власть, вытекающая из права частной собствен¬ности, объективно

способна творить произвол и приносить интересы людей в жертву пр謬были. Экономически общество в этом заинтересовано, но еще более оно заинтересовано в том, чтобы учитывался человеческий фактор, забвение которого способно привести к крупным со¬циальным потрясениям ( революции, трудовым конфликтам, массовому недовольству ). За¬щите интересов человека на производстве служат трудовое и социальное законодательство, а также признаваемые государством договорные формы регулирования трудовых

отношений ( коллективные договоры и соглашения, индивидуальные трудовые договоры и контракты ). Свобода труда провозглашена в ч.1 ст.37 в соответствии со ст.23 Всеобщей декларации прав человека. Принцип свободы труда в определенной мере уже нашел отражение в дейст¬вующем законодательстве. Конституция РФ закрепляет свободу труда, раскрывая ее как право каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

Чело¬век вправе как работать, так и не работать, не может быть и речи о привлечении к администра¬тивной ответственности за так называемое "тунеядство", бродяжничество ( бомжи ) и т.д. Кон¬¬ституционной обязанности трудиться, как в прошлые годы, теперь нет. Человек свободен как в поступлении на постоянную работу, так и в уходе с нее, в переходе на другую, более интерес¬ную или выгодную для него. Свобода труда реализует через индивидуальную трудовую дея¬тельность,

в занятии предпринимательской деятельностью и т.д. Свобода труда связана с запретом принудительного труда. Запрет принудительного труда, предусмотренный ст.8 Международного пакта о гражданских и политических правах. Таким трудом считается не только откровенно рабский труд, что в наше время встречается крайне редко,

но и любые формы принуждения человека работать на недобровольно принятых усло¬виях или под угрозой какого-либо наказания. Вместе с тем не считается принудительным трудом выполнение обязанностей, вытекаю¬щих из военной службы, в условиях чрезвычайного положения или по приговору суда. Прину¬дительный труд запрещен Конвенцией Международной организации труда №29 (1930 г.),а также Кодексом законов о труде РФ ( ст.2 ). 25 сентября 1992 г. в

КЗоТ была включена норма о запрете принудительного труда (ст.2), а из числа мер дисциплинарного взыскания исключено такое наказание, как перевод на ниже¬оплачиваемую работу или смещение на низшую должность. Право на труд не означает чьей-то обязанности предоставлять работу всем желающим. В рыночной экономике государство не в состоянии предписывать такую обязанность частному предпринимательству или брать ее на себя, поскольку оно уже не управляет всеми предпри¬ятиями.

Поступление человека на работу в основном определяется договором с работодателем. Но наемный работник вправе требовать соблюдения определенных Конституцией условий, а именно: чтобы условия труда отвечали требованиям безопасности и гигиены, а вознаграждение за труд выплачивалось без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного ф嬬деральным законом минимального размера оплаты труда. Следовательно, если без



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.