Реферат по предмету "Финансовые науки"


Структура основного капитала предприятия. Фонды обязательного медицинского страхования

1. Основнойкапитал
Основнойкапитал характеризует ту часть капитала организации, которую она инвестирует вовнеоборотные активы. В состав внеобротных активов включаются нематериальныеактивы, основные средства, незавершенное строительство, долгосрочные финансовыевложения и прочие необоротные активы. Основной капитал – это денежнаяоценка основных фондов.
Дляподавляющего большинства организаций основной частью необоротных активовявляются основные средства. Согласно Приказу Минфина РФ от 30 марта 2001 г.№26н, основные средства считаются активами предприятия, удовлетворяющиеодновременно нескольким условиям:
– использованиев производстве продукции, при выполнении работ и оказании услуг либо дляуправленческих нужд организации;
– использованиев течение длительного времени, т.е. срока полезного использования,продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если онпревышает 12 месяцев;
– организациейне предполагается последующая перепродажа данных активов;
– способностьприносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.
К основнымсредствам относятся: здания и сооружения, машины и оборудование, транспортныесредства, производственный и хозяйственный инвентарь, рабочий и продуктивныйскот, многолетние насаждения, а также капитальные затраты в арендованныеосновные фонды и капитальные затраты на улучшение земель.
В различныхотраслях экономики структура основных фондов может значительно отличаться, таккак она отражает техническую оснащенность, особенности технологии,специализации и организации производства в этих отраслях.
Основныефонды в зависимости от целевого назначения и степени участи в производствеподразделяются на:
– производственные;
– непроизводственные.
Производственныеосновные фонды прямо и непосредственно принимают участие в процессе производства,в течение многих производственных циклов сохраняют натуральную форму ипереносят свою стоимость на затраты постепенно, по мере износа.Непроизводственные основные фонды непосредственно не участвуют в процессепроизводства, к ним относятся жилые дома, поликлиники, общежития, детские сады,школы и др.
В зависимостиот специфических особенностей участия в производственном процессепроизводственные основные фонды подразделяются на:
– активнуючасть (обслуживают решающие участки производства и характеризуютпроизводственные возможности организации, к ним относятся машины, оборудование,транспортные средства и т.п.);
– пассивнуючасть (здания, сооружения, инвентарь, обеспечивающие нормальноефункционирование активных элементов основных фондов).
В зависимостиот нормативного срока использования основных фондов в РФ выделяют 10 групп (всоответствии с 25 главой Налогового кодекса РФ): 1–2 года; 2–3 года; 3–5 лет; 5–7лет; 7–10 лет; 10–15 лет; 15–20 лет; 20–25 лет; 25–30 лет; свыше 30 лет.Предприятие имеет право самостоятельно выбирать метод расчета амортизационныхотчислений для всех групп, за исключением основных фондов восьмой, девятой идесятой групп, по которым разрешается использовать только линейный методначисления амортизации.
Основныесредства оценивают в балансе по первоначальной стоимости приобретения. Новпоследствии необходимо учитывать накопленные амортизационные отчисления завесь период пользования средствами. Стоимость недвижимости рассчитывают сучетом текущей стоимости.
Первоначальнаястоимостьосновных средств – считается сумма фактических затрат предприятия наприобретение, сооружение и изготовление, доставку объектов. Эта стоимостьвыражается в ценах, действовавших в момент приобретения данного объекта, и наосновании её величины стоимости на предприятиях происходят регистрацияэлементов основных фондов, учёт их на балансе предприятия, вследствие чего онаещё называется балансовой стоимостью основных фондов.
В связи сдлительностью производственного функционирования и под влиянием роста производительноститруда цена основных фондов, созданных в разное время, может снижаться. Дляустранения искажающего влияния ценового фактора основные фонды оценивают по их восстановительнойстоимости, то есть по стоимости их производства в условиях сегодняшнегодня. Для определения восстановительной стоимости регулярно производятся переоценкиосновных фондов с помощью двух основных методов: 1) путём индексации ихбалансовой стоимости; 2) путём прямого пересчёта балансовой стоимости применительнок ценам, складывающимся на 1 января очередного года.
Остаточнаястоимостьпредставляет собой разницу между первоначальной стоимостью и начисленнымизносом.
Ликвидационнаястоимость –сумма денежных средств, которую организация ожидает получить за актив в срокего полезной службы за вычетом ожидаемых затрат на его выбытие.
Среднегодовая стоимость основных фондовопределяется на основе первоначальной стоимости с учётом их ввода и ликвидациипо следующей формуле:

Фс=Фп(б)+ Фвв *ЧМ/12 – Фл(12-М)/12,
где Фс– среднегодовая стоимость основных фондов;
Фп(б)– первоначальная (балансовая) стоимость основных фондов;
Фвв — стоимость введённых фондов;
ЧМ – числомесяцев функционирования введённых основных фондов;
Фл– ликвидационная стоимость;
М – количествомесяцев функционирования выбывших основных фондов.
Стоимостьосновных фондов (за исключением земельных участков) частями, по мере износа,переносится на стоимость продукции (услуг) и возмещается в процессе еереализации. Выделяют моральный и физический износ основных средств. Моральныйизнос наступает до физического износа и обусловлен появлением болеесовершенного и качественного оборудования. Физический износ основных фондовозначает потерю их первоначальных характеристик и свойств. На уровеньфизического износа влияют интенсивность эксплуатации основных фондов,квалификации обслуживающего персонала, условия содержания и др.
Износотражается предприятиями и организациями, исходя из установленных единых нормамортизационных отчислений.
Физическийизнос определяется на основании сроков службы основных фондов:
Изн. (ф)=Тф/Тн*100%,
где Тф– фактический срок службы (лет);
Тн– нормативный срок службы (лет).
Моральныйизнос первого вида определяется на основании соотношения балансовой ивосстановительной стоимостей:

Изн.(м1)=(Фб-Фв)/Фб*100%,
где Фб– балансовая стоимость (тыс. руб.);
Фв– восстановительная стоимость (тыс. руб.).
Моральныйизнос второго вида чаще всего определяется на основе сравненияпроизводительности оборудования:
Изн.(м2)=(Пр.2-Пр.1)/Пр.2*100%,
где Пр.1 – производительностьдействующих основных фондов;
Пр.2 – производительностьновых основных фондов.
Для каждогоэлемента основных средств устанавливается срок полезной службы, который можетбыть определен как:
· Периодвремени в течение которого организация использует данный актив;
· Количествоизделий, которое организация может произвести при использовании актива.
Срок полезнойслужбы определяется с учетом различных факторов – ожидаемого физическогоизноса, морального износа, юридических и иных ограничений на использованиеактива.
За срокполезной службы организация должна за счет амортизационных отчислений накопитьсумму денежных средств, достаточную для приобретения альтернативного актива.
Величинаамортизационных отчислений определяется по нормам амортизации от первоначальной(балансовой) стоимости основных фондов с учётом срока их службы.
Всоответствии с этим норма амортизации рассчитывается по формуле:
На=(Фп(б)– Фл)/ (Фп(б)* tсл)*100%,

где На – нормаамортизации основных фондов в год (%),
Фп(б)– первоначальная (балансовая) стоимость основных фондов,
Фл) — ликвидационная стоимость,
tсл – нормативный срокслужбы основных фондов.
Нормаамортизации представляет собой годовой процент погашения стоимости основныхфондов.
В условияхрыночных отношений величина амортизационных отчислений оказывает существенноевлияние на экономику предприятия. С одной стороны, слишком высокая доляотчислений увеличивает величину издержек производства, а следовательно, снижаетконкурентоспособность продукции, уменьшает объём полученной прибыли и поэтомусокращает диапазон возможностей предприятия по его экономическому уровнюразвития.
С другойстороны, заниженная доля отчислений удлиняет срок оборачиваемости средств,вложенных в приобретение основных фондов, а это ведёт к их старению и, какследствие этого, снижению конкурентоспособности, потери своих позиций на рынке.
Амортизацияосновных средств может начисляться следующими методами: линейным, уменьшаемогоостатка (ускоренная амортизация), метод списания стоимости по сумме чисел летсрока полезного использования (ускоренная амортизация), пропорционально объемувыполненных работ.
При линейномметоде происходит равномерное списание стоимости основных фондов в течениеустановленного срока его службы.
Методыускоренной амортизации в течение первой половины нормативного срока службыосновных фондов позволяют возместить до 60 – 75% их стоимости, а прииспользовании равномерного метода было бы возмещено только 50% стоимостиосновных фондов. Во вторую половину срока службы основных фондов величинаамортизации уменьшается.
В нашейстране применяется метод по удвоенной норме, когда утверждённая в установленномпорядке норма амортизации на соответствующий инвентарный объект увеличивается,но не более чем в 2 раза.
При имеющемсятехническом уровне и структуре основных производственных фондов увеличениевыпуска продукции, снижение себестоимости и рост накоплений предприятий зависятот степени их использования.
Все показателииспользования основных производственных фондов могут быть объединены в тригруппы:
- показателиэкстенсивного использования основных производственных фондов, отражающиеуровень использования их по времени;
- Показателиинтенсивного использования основных фондов, отражающие уровеньиспользования по мощности (производительности);
- показателиинтегрального использования основных производственных фондов,учитывающие совокупное влияние всех факторов – как экстенсивных, так иинтенсивных.
Коэффициентэкстенсивного использования оборудования (Кэкст) определяется отношениемфактического количества часов работы оборудования к количеству часов его работыпо плану:
Кэкст=tобор.ф./tобор.пл.,
где tобор.ф– фактическое время работы оборудования, ч;
tобор.пл – время работыоборудования по норме (устанавливается в соответствии с режимом работыпредприятия и с учётом минимально необходимого времени для проведенияпланово-предупредительного ремонта), ч.
Кэкстпоказываетна сколько был использован плановый фонд времени оборудования.
Коэффициентсменности работы оборудования определяется как отношение общего количестваотработанных оборудованием данного вида в течение дня станко-смен к общемуколичеству станков, закреплённых за предприятием.
Кс=tс./N,
где – tсфактически отработанное число станко-смен за сутки;
N– общее количество станковв парке.
Коэффициентзагрузки оборудования также характеризует использование оборудования во времени. Рассчитываетсякак отношение трудоёмкости изготовления всех изделий на данном видеоборудования к фонду времени его работы. Коэффициент загрузки оборудования вотличие от коэффициента сменности учитывает данные о трудоёмкости изделий. Напрактике коэффициент загрузки обычно принимают равным величине коэффициентасменности, уменьшенной в два раза (при двухсменном режиме работы) или в трираза (при трёхсменном режиме).
Помимовнутрисменных и целодневных простоев важно знать, насколько эффективноиспользуется оборудование в часы его фактической загрузки. Эта задача решаетсяс помощью вычисления показателей интенсивного использования основных фондов,отражающих уровень их использования по мощности (производительности). Важнейшимиз них является коэффициент интенсивного использования оборудования.
Коэффициентинтенсивного использования оборудования определяется отношением фактическойпроизводительности основного технологического оборудования к его нормативнойпроизводительности.

Кинт.=Вф/Вн,
где Вф– фактическая выработка оборудованием продукции в единицу времени;
Вн– технически обоснованная выработка оборудованием продукции в единицу времени(определяется на основе паспортных данных оборудования).
К третьейгруппе показателей использования основных фондов относятся коэффициентинтегрального использования оборудования, коэффициент использованияпроизводственной мощности, показатели фондоотдачи и фондоёмкости продукции.
Обобщающийпоказатель – это показатель выпуска продукции, приходящейся на 1 рубльстоимости основных фондов, – фондоотдача. Для расчёта величиныфондоотдачи используется формула:
Фотд=Т/Ф,
где Т – объёмтоварной или валовой, или реализованной продукции, руб.;
Ф – среднегодоваястоимость основных производственных фондов предприятия, руб.
Фондоёмкостьпродукции– величина, обратная фондоотдаче. Она показывает долю стоимости основныхфондов, приходящуюся на каждый рубль выпускаемой продукции. Если фондоотдачадолжна иметь тенденцию к увеличению, то фондоёмкость – к снижению.
В процессеиспользования основные фонды совершают оборот:
1)производительное использование фондов;
2) отчислениеамортизационных средств;
3) возмещениеизношенных фондов новыми средствами.
Основныефонды являются важнейшей составляющей процесса производства.
2. Фондыобязательного медицинского страхования
Фондыобязательного медицинского страхования – денежные фонды, предназначенные дляфинансирования гарантированной государством медицинского помощи населению. Всоответствии со ст. 1 Закона Российской Федерации от 28.06.1991 №1499–1 «Омедицинском страховании граждан в Российской Федерации» обязательноемедицинское страхование – это составная часть государственного социальногострахования, которая обеспечивает всем гражданам Российской Федерации равныевозможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой засчет средств обязательного медицинского страхования в объеме и на условиях,соответствующих программ обязательного медицинского страхования.
Федеральныйфонд обязательного медицинского страхования
Федеральныйфонд обязательного медицинского страхования является самостоятельнымгосударственным некоммерческим финансово-кредитным учреждением. Федеральныйфонд является юридическим лицом, осуществляющим свою деятельность всоответствии с законодательством Российской Федерации.
ДеятельностьФедерального фонда обязательного медицинского страхования как учрежденияосуществляется в соответствии с:
– Федеральныйзакон от 28 июня 1991 г. №1499–1 «О медицинском страховании граждан в РФ» −определяет правовые, экономические и организационные основы медицинскогострахования населения в Российской Федерации и гарантирует обеспечениеконституционного права граждан Российской Федерации на медицинскую помощь. Онзакрепляет создание системы фондов обязательного медицинского страхования каксовокупности федерального и территориальных фондов;
– положенияо федеральном и территориальном фондах обязательного медицинского страхования,утвержденные постановлением Верховного Совета РФ от 24 февраля 1993 г. №4543–1,определившие основы организации деятельности каждого из фондов, входящих всистему обязательного медицинского страхования;
– УставФедерального фонда обязательного медицинского страхования, утвержденныйпостановлением Правительства РФ от 29 июля 1998 г. №857 и определяющийзадачи, функции источники формирования, органы управления, контроль задеятельностью, порядок ликвидации и реорганизации.
К правовымактам, регулирующим формирование и использование фондов обязательногомедицинского страхования, относятся Налоговый кодекс РФ, Бюджетный кодекс РФ,законодательство и подзаконные акты в области здравоохранения и медицинскогострахования, законы о бюджетах соответствующих фондов и их исполнении.
Федеральныйфонд обязательного медицинского страхования является самостоятельным государственнымнекоммерческим финансово-кредитным учреждением. Федеральный фонд являетсяюридическим лицом, осуществляющим свою деятельность в соответствии сзаконодательством Российской Федерации.
Основнымизадачами федерального фонда являются:
1) обеспечениереализации Закона Российской Федерации «О медицинском страховании граждан вРоссийской Федерации»;
2) обеспечениепредусмотренных законодательством Российской Федерации прав граждан в системеобязательного медицинского страхования;
3) достижениесоциальной справедливости и равенства всех граждан в системе обязательногомедицинского страхования;
4) участиев разработке и осуществлении государственной финансовой политики в областиобязательного медицинского страхования;
5) разработкаи осуществление комплекса мероприятий по обеспечению финансовой устойчивостисистемы обязательного медицинского страхования и созданию условий длявыравнивания объема и качества медицинской помощи, предоставляемой гражданам навсей территории Российской Федерации.
Источникиформирования финансовых средств фонда:
1) частьстраховых взносов предприятий, организаций, учреждений и иных хозяйствующихсубъектов независимо от форм собственности на обязательное медицинскоестрахование в размерах, устанавливаемых федеральным законом;
2) ассигнованияиз федерального бюджета на выполнение республиканских программ обязательногомедицинского страхования;
3) добровольныевзносы физических и юридических лиц;
4) доходыот использования временно свободных финансовых средств Федерального фонда.
Поступлениеединого социального взноса в размере 1,1% является основным видом доходовФедерального фонда обязательного медицинского страхования. Относительнонебольшую часть в доходах Федерального фонда обязательного страхования занимаютдоходы от размещения временно свободных денежных средств.
РасходыФедерального фонда обязательного медицинского страхования:
1) расходына выравнивание финансовых условий для деятельности территориальных фондовобязательного медицинского страхования;
2) финансированиецелевых программ;
3) расходына управление Фондом;
4) расходына содержание аппарата Федерального фонда обязательного медицинскогострахования;
Наибольшуючасть в расходах Федерального фонда обязательного медицинского страхованиязанимают расходы на выравнивание финансовых условий для деятельноститерриториальных фондов обязательного медицинского страхования в рамках базовойпрограммы обязательного медицинского страхования. Решение о предоставлениисредств в соответствии с данными расходами принимает Комиссия Фонда повыравниванию условий деятельности территориальных фондов обязательногомедицинского страхования на основе полученных от территориальных фондов заявок.
Расходы науправление Фондом включают расходы на компьютеризацию системы обязательногомедицинского страхования, мероприятия по подготовке и переподготовке кадров,научные исследования, проведение региональных совещаний и конференций,международное сотрудничество, информационно-публицистическую деятельность.
ИмуществоФедерального фонда обязательного медицинского страхования является федеральнойсобственность и закрепляется за ним на праве оперативного ведения. Фонд вправеосуществлять приносящую доход деятельность. Доходы от такой деятельности, атакже доходы от использования имущества фонда поступают в распоряжение фонда ииспользуются для реализации возложенных на фонд задач.
В частности,временно свободные финансовые средства фонда в целях их защиты от инфляциииспользуются для размещения банковских депозитов и приобретения высоколиквидныхгосударственных ценных бумаг.
Доходы отиспользования временно свободных финансовых средств фонда могут бытьиспользованы на финансирование только тех мероприятий, которые осуществляются всоответствии с задачами фонда.
Руководстводеятельностью фонда осуществляется правлением и его постоянно действующимисполнительным органом – исполнительной дирекцией, возглавляемой исполнительнымдиректором. Исполнительный директор фонда назначается на должностьПравительством РФ.
Контроль задеятельностью фонда осуществляет ревизионная комиссия.
Правлениефонда по мере необходимости, но не реже одного раза в год, назначаетаудиторскую проверку деятельности фонда, осуществляемую специальнойорганизацией, имеющей соответствующую лицензию. Отчет о результатах проверкипредоставляется на рассмотрение Правительства РФ.
Федеральныйфонд ведет учет и отчетность в установленном порядке.
Ликвидация иреорганизация фонда осуществляется в случае принятия соответствующегофедерального закона и проводится в соответствии с гражданским законодательствомРФ.
Территориальныефонды обязательного медицинского страхования
Территориальныефонды обязательного медицинского страхования, как и федеральный, созданы дляреализации государственной политики в области обязательного медицинскогострахования; являются юридическими лицами; осуществляют свою деятельность всоответствии с законодательством РФ. Территориальные фонды подотчетнысоответствующим органам представительной и исполнительной власти.
Основнымизадачами территориального фонда (согласно соответствующему положению) являются:
1) обеспечениереализации Закона Российской Федерации «О медицинском страховании граждан вРоссийской Федерации»;
2) обеспечениепредусмотренных законодательством Российской Федерации прав граждан в системеобязательного медицинского страхования;
3) обеспечениевсеобщности обязательного медицинского страхования граждан;
4) достижениесоциальной справедливости и равенства всех граждан в системе обязательногомедицинского страхования;
5) обеспечениефинансовой устойчивости системы обязательного медицинского страхования.
Финансовыесредства территориального фонда находятся в государственной собственностиРоссийской Федерации, не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию неподлежат.
Источникиобразования финансовых средств территориального фонда обязательногомедицинского страхования:
1) частьстраховых взносов предприятий, организаций, учреждений и иных хозяйствующихсубъектов независимо от форм собственности на обязательное медицинскоестрахование (2% единого социального взноса), а также средства,предусматриваемые органами исполнительной власти в соответствующих бюджетах наобязательное медицинское страхование неработающего населения;
2) доходы,получаемые от использования временно свободных финансовых средств инормированного страхового запаса финансовых средств территориального фонда;
3) финансовыесредства, взыскиваемые со страхователей, медицинских учреждений и другихюридических и физических лиц в результате предъявления им регрессныхтребований;
4) отчисленияот единого налога по специальным режимам налогообложения;
5) поступленияиз Пенсионного фонда РФ на обязательное медицинское страхование неработающихпенсионеров;
6) поступлениясредств из Федерального фонда обязательного медицинского страхования навыравнивание финансовых условий деятельности территориальных фондов.
Структурадоходов территориальных фондов дифференцируется по различным субъектамРоссийской Федерации, в том числе в зависимости от того, получает литерриториальный фонд средства из Федерального фонда или нет. В доходахтерриториальных фондов преобладают поступления единого социального взноса,уплачиваемого работодателями за работающих граждан, над поступлением взносов наобязательное медицинское страхование неработающего населения.
Расходытерриториальных фондов обязательного медицинского страхования связаны сфинансированием территориальной программы обязательного медицинскогострахования, включая расходы на ведение дела страховых медицинских организаций,выполнение управленческих функций территориальными фондами (филиалами), наформирование нормированного страхового запаса; а также на финансированиеотдельных мероприятий в области здравоохранения.
Основнымнаправлением расходов территориальных фондов обязательного медицинскогострахования являются расходы на финансирование территориальных программобязательного медицинского страхования (до 92% общей суммы расходов).Территориальная программа обязательного медицинского страхованияразрабатывается в соответствии с базовой программой, утвержденнойПравительством Российской Федерации в составе Программы государственныхгарантий обеспечения граждан бесплатной медицинской помощью. Предоставлениесредств из территориальных фондов обязательного медицинского страхованиястраховым медицинским организациям осуществляется на основе дифференцированныхподушевых нормативов.
Управленческиерасходы отдельных территориальных фондов обязательного медицинского страхованияи их филиалов могут быть выше, чем в других субъектах РФ, если дирекции фондовнепосредственно выполняют функции страховщиков.
Руководстводеятельностью территориального фонда осуществляется правлением и его постояннодействующим исполнительным органом – исполнительной дирекцией, возглавляемойисполнительным директором территориального фонда.
Функцииправления территориального фонда обязательного медицинского страхования:
1) определениеперспективных задач фонда;
2) утверждениеположения о ресурсах территориального фонда;
3) участиев согласовании с соответствующим органом исполнительной власти кандидатуры надолжность исполнительного директора;
4) согласованиес органами исполнительной власти, профессиональными медицинскими ассоциациямитерриториальной программы обязательного медицинского страхования граждан;
5) установлениепорядка отчислений финансовых средств в территориальный фонд его филиалами;
6) утверждениегодовых отчетов о результатах деятельности территориального фонда, определениенаправления использования прибыли территориального фонда, нормированногострахового запаса его финансовых средств и порядка покрытия убытков;
7) формированиеревизионной комиссии.
Кандидатураисполнительного директора территориального фонда, а также положение обисполнительной дирекции, правила обязательного медицинского страхования граждансоответствующей территории и порядок определения дифференцированных подушевыхнормативов на обязательное медицинское страхование отдельных групп населенияутверждаются соответствующим органом исполнительной власти.
Контроль задеятельностью территориального фонда осуществляет ревизионная комиссия.
Правлениетерриториального фонда назначает аудиторскую проверку деятельноститерриториального фонда, осуществляемую специализированной организацией. Отчет орезультатах этой проверки представляется органам представительной иисполнительной власти.
Отчет одоходах и использовании средств территориального фонда, а также о результатахего деятельности ежегодно заслушивается соответствующими органамипредставительной и исполнительной власти и публикуется в средствах массовойинформации.
Движениесредств в системе обязательного медицинского страхования осуществляетсяследующим образом: суммы единого социального взноса или заменяющих егоналоговых платежей при специальных режимах налогообложения зачисляются на счет,открытый управлению Федерального казначейства, для последующего распределениясредств между федеральным бюджетом и государственными внебюджетными фондами.Управление федерального казначейства платежными поручениями часть средств,поступивших от единого социального взноса, перечисляет на счет Федерального итерриториальных фондов обязательного медицинского страхования. Средстватерриториальных бюджетов и Пенсионного фонда РФ, а также субвенций изФедерального фонда обязательного медицинского страхования. В дальнейшемсредства обязательного медицинского страхования поступают из территориальныхфондов в страховые медицинские организации для оплаты фактически оказанноймедицинской помощи застрахованным.
Федеральныйфонд обязательного медицинского страхования по объемам аккумулируемых в немсредств значительно уступает Пенсионному фонду и Фонду социального страхования.

Списокиспользуемых литературных источников
1.  Под редакцией А.И. Архипова,И.А. Погосова «Финансы» ПРОСПЕКТ Москва 2007;
2.  Под редакцией А.Г. Грязновой,Е.В. Маркиной «Финансы» «Финансы и статистика» Москва 2007;
3.  Под редакцией М.В. Романовского,О.В. Врублевской, Б.М. Сабанти «Финансы» 2-е издание ЮРАЙТСанкт-Петербург;
4.  Л.В. Перекрестова, Н.М. Романенко,С.П. Сазонов «Финансы и кредит» 2-е издание «Академия» 2005.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.