Введение.
Каждый возрастной периодхарактеризуется своими специфическими особенностями. Переход от одноговозрастного периода к последующему обозначают как переломный этапиндивидуального развития, или критический период.
Педагогическаяэффективность воспитания и обучения находится в тесной взаимосвязи от того, вкакой мере учитываются анатомо-физиологические особенности детей и подростков,периоды развития, для которых характерна наибольшая восприимчивость квоздействию тех или иных факторов, а также периоды повышенной чувствительностии пониженной сопротивляемости организма.
Возрастная физиология имеетзначение для понимания возрастных особенностей психологии ребенка. Объективноеизучение функций мозга детей разного возраста позволяет выявить механизмы,определяющие специфику осуществления психических и психофизиологических функцийна разных этапах детского организма, установить этапы, наиболее чувствительныек корригирующим педагогическим воздействиям, направленным на развитие такихважных для педагогического процесса функций, как восприятие информации,внимание, познавательные потребности.
Знание возрастныхособенностей органов движения и условий, способствующих их нормальномуразвитию, необходимо для разработки эффективных средств и методов физическоговоспитания, организации режима дня.
Возрастные периоды:Новорожденный – 1 — 10 дней.
Грудной возраст – 10дней – 1 год.
Раннее детство – 1- 3 года.
Дошкольный период - 4 –7 лет.
Младший школьный - 8 –12 лет.
Подростковый — 13– 16 лет.
Юношеский - 17 –20 лет.
1. НЕРВНАЯ СИСТЕМА И ВЫСШАЯНЕРВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
Нервная система, основными функциямикоторой являются быстрая, точная передача информации и ее интеграция,обеспечивает взаимосвязь между органами и системами органов, функционированиеорганизма как единого целого, его взаимодействие с внешней средой. С помощьюнервной системы осуществляется прием и анализ разнообразных сигналов изокружающей среды и внутренних органов, формируются ответные реакции на этисигналы. С деятельностью высших отделов нервной системы связано осуществлениепсихических функций – осознание сигналов окружающего мира, их запоминание,принятие решения и организация целенаправленного поведения, абстрактноемышление и речь.
1.1. Развитие нервнойсистемы.
В течение первых двух лет жизниголовной мозг интенсивно растет, и к двум годам его вес достигает примерно 70% весамозга взрослого человека. В основном увеличение мозговой массы происходит не засчет образования новых клеток (после рождения их количество мало меняется), а врезультате роста и разветвления дендритов и аксонов. У двухлетнего ребенка вкоре больших полушарий нервные клетки расположены дальше друг от друга, чем уноворожденного. Зато много места занимают разросшиеся отростки, что требуетбольшого увеличения площади, занимаемой корой. Площадь коры увеличиваетсяпримерно в 2,5 раза, в основном путем углубления извилин. Увеличивается итолщина коркового слоя больших полушарий.
Еще более интенсивнорастет мозжечок. Если в коре больших полушарий клеточные слои, характерные длямозга взрослого человека, формируются уже к 6-му месяцу внутриутробногоразвития, то в коре мозжечка формирование слоев происходит после рождения изаканчивается к 9 – 11-му месяцу жизни. К концу второго года вес мозжечкаувеличивается почти в 5 раз. Это объясняется тем, что основная функция, аименно уточнение двигательных реакций, и в частности поддерживание нормальногоположения тела, может быть использована организмом лишь приобретения первыхнавыков стояния и ходьбы к концу 1-го года жизни.
1.2. Функциональные особенностинервных клеток.
У новорожденныхпроцессы, протекающие в нервных клетках, замедленны: медленнее возникаетвозбуждение, медленнее оно распространяется по нервным волокнам. Длительное илисильное раздражение нервной клетки легко приводит ее в состояние торможения.Скорость проведение возбуждения увеличивается по мере миелинизации волокон и к2 – 3 годам становится примерно такой же, как и у взрослых. Скоростьвозникновения возбуждения увеличивается более постепенно и достигает величины,характерной для взрослых лишь к 10-12 годам. Неспособность нервных клетокдлительное время находиться в состоянии возбуждения очень характерна и длядетей дошкольного возраста. С этим связана нестойкость доминант: любое стороннеераздражение легко разрушает доминанту, вызывая образование нового доминантногоочага, который, в свою очередь, быстро оказывается заторможенным. Отсюданеустойчивость внимания дошкольника, быстрый переход от одной деятельности кдругой.
1.3. Условные рефлексы.
Приспособительные реакции родившегосяребенка на внешние воздействия обеспечиваются ориентировочными рефлексами.
Условные рефлексы в периодноворожденности носят очень ограниченный характер и вырабатываются только нажизненно важные стимулы. Уже в первые дни жизни ребенка можно отметитьобразование натурального условного рефлекса на время кормления, выражающееся впробуждении детей и повышенной двигательной активности. С середины первогомесяца жизни возникают условные рефлексы на различные первосигнальные стимулы:свет, звук, обонятельные раздражения. На втором году жизни у ребенкаформируется большое количество условных рефлексов на отношение величины,тяжести, удаленности предметов. Начинается усиленное развитие речи, усвоениеребенком грамматического строя языка, при этом большая роль принадлежитподражательному рефлексу. На этом этапе развития овладение действиями спредметами оказывает решающее влияние и на формирование обобщения предметовсловом, т.е. формирование второй сигнальной системы. У 3 – 4-летних детейпервая сигнальная система превалирует и оказывает тормозящее влияние на вторую.
Системы условных связей,выработанные в раннем и дошкольном возрасте (до 5 лет), особенно прочны исохраняют свое значение в течении всей жизни. Воспитанные в этом возрастепривычки, навыки, возникшие на основе прочных условнорефлекторных связей, вомногом определяют поведение человека. К 6 – 7 годам улучшается реактивность насловесные стимулы. Усиливающаяся активность второй сигнальной системы оказываетподавляющее влияние на первую.
В младшем школьномвозрасте по мере прогрессивного созревания коры больших полушарийсовершенствуется сила, уравновешенность и подвижность нервных процессов.Развитие процессов коркового торможения создает условия для быстрого идифференцированного формирования условных связей. Формированию связей в высшихотделах ЦНС способствует интенсивное созревание в этом возрасте внутрикорковыхассоциативных путей, объединяющих различные нервные центры. В процессе обученияписьму и чтению продолжает интенсивно развиваться обобщающая функция слова.Возрастает значение второй сигнальной системы.
Некоторые измененияусловнорефлекторной деятельности отмечаются в подростковом возрасте.Начинающееся половое созревание характеризуется повышенной активностьюгипоталамуса. Это вызывает изменение баланса корково-подкорковоговзаимодействия, следствием чего является усиление генерализированноговозбуждения и ослабление внутреннего торможения. В сравнении с предыдущейвозрастной группой в подростковом периоде затрудняется образование временныхсвязей. Уменьшается скорость образования условных рефлексов как напервосигнальные, так и на второсигнальные раздражители.
1.4. Нейрофизиологическиемеханизмы.
1.4.1. Восприятие – сложный активный процесс, включающийанализ и синтез поступающей информации. В осуществлении процесса восприятияпринимают участие различные области коры, каждая из которых специализированно участвуетв операциях приема, анализа, переработки и оценки поступающей информации.
Постепенность инеодновременность созревания областей коры в процессе онтогенеза определяютсущественные особенности процесса восприятия в различные возрастные периоды. Определеннаястепень зрелости первичных проекционных корковых зон к моменту рождения ребенкасоздает условие для осуществления на уровне коры больших полушарий приемаинформации и элементарного анализа качественных признаков сигнала уже в периодноворожденности. К 2 – 3 месяцам резко увеличивается разрешающая способность зрительногоанализатора. Периоды бурного развития зрительной функции отличаются высокойпластичностью, повышенной чувствительностью к факторам внешней среды.
Создание образа предметасвязано с функцией ассоциативных областей. По мере их созревания они начинают включатьсяв анализ поступающей информации. В раннем детском возрасте до 3 – 4 летвключительно ассоциативные зоны дублируют функцию проекционной коры. Качественныйскачок в формировании системы восприятия отмечен после 5 лет. К 5 – 6 годамзаднеассоциативные зоны вовлекаются в процесс опознания сложных изображений. Существеннооблегчается опознание сложных, ранее незнакомых предметов, сличение их сэталоном. Это дает основание рассматривать дошкольный возраст как сенситивный(особо чувствительный) период развития зрительного восприятия.
В школьном возрастесистема зрительного восприятия продолжает усложняться и совершенствоваться засчет включения переднеассоциативных областей. Эти области, ответственные запринятие решения, оценку значимости поступающей информации и организациюадекватного реагирования, обеспечивают формирование произвольногоизбирательного восприятия. Существенные изменения избирательного реагирования сучетом значимости стимула отмечены к 10 – 11 годам. Недостаточность этогопроцесса в начальных классах обуславливает затруднение в выделении основнойзначимой информации и отвлечение несущественными деталями.
Структурно-функциональноесозревание лобных областей продолжается в подростковом возрасте и определяетсовершенствование системной организации процесса восприятия. Заключительныйэтап развития воспринимающей системы обеспечивает оптимальные условия дляадекватного реагирования на внешние воздействия.
1.4.2. Внимание – повышает уровень активации корыбольших полушарий. Признаки непроизвольного внимания обнаруживаются уже впериод новорожденности в виде элементарной ориентировочной реакции наэкстренное применение раздражителя. Эта реакция еще лишена характерногоисследовательского компонента (он проявляется в 2 – 3 месяца), но она ужепроявляется в определенных изменениях электрической активности мозга,вегетативных реакциях. Особенности активационных процессов определяют спецификупроизвольного внимания в грудном, так же как и в младшем дошкольном возрасте, — внимание маленького ребенка привлекают в основном эмоциональные раздражители.По мере формирования системы восприятия речи формируется социальная формавнимания, опосредованная речевой инструкцией. Однако вплоть до 5-летнеговозраста эта форма внимания легко оттесняется непроизвольным вниманием,возникающим на новые привлекательные раздражители.
Существенные изменениякорковой активации, лежащей в основе внимания, отмечены в 6 – 7-летнемвозрасте. Существенно возрастает роль речевой инструкции в формированиипроизвольного внимания. Вместе с тем в этом возрасте еще велико значениеэмоционального фактора. Качественные сдвиги в формировании нейрофизиологическихмеханизмов внимания отмечены в 9 – 10 лет.
В начале подростковогопериода (12 – 13 лет) нейроэндокринные сдвиги, связанные с началом половогосозревания, приводят к изменению корково-подкоркового взаимодействия,ослаблению корковых регулирующих влияний на активационные процессы –ослабляется внимание, нарушаются механизмы произвольной регуляции функции. Кконцу подросткового периода с завершением полового созреваниянейрофизиологические механизмы внимания соответствуют таковым взрослогочеловека.
1.4.3. Память – свойство нервной системы, котороепроявляется в способности накапливать, хранить и воспроизводить поступающуюинформацию. Механизмы памяти претерпевают значительные изменения с возрастом.
Память, основанная нахранении следов возбуждения в системе условных рефлексов, формируется на раннихэтапах развития. Относительная простота системы памяти в детском возрасте определяетустойчивость, прочность условных рефлексов, выработанных в раннем детстве. Помере структурно-функционального созревания мозга происходит значительноеусложнение системы памяти. Это может привести к неравномерному и неоднозначномуизменению показателей памяти с возрастом. Так, в младшем школьном возрастеобъем памяти достоверно возрастает, а скорость запоминания уменьшается,увеличиваясь затем к подростковому возрасту. Созревание высших корковыхформаций с возрастом определяет постепенность развития и совершенствованиясловестно-логической абстрактной памяти.
1.4.4. Мотивация – активные состояния мозговыхструктур, побуждающие совершать действия (акты поведения), направленные наудовлетворение своих потребностей. С мотивациями неразрывно связаны эмоции.
В формировании мотивацийи эмоций важная роль принадлежит лимбической системе мозга, включающейструктуры разных отделов головного мозга. Роль эмоций особенно велика в детскомвозрасте, когда доминируют процессы корковой эмоциональной активации. Эмоциидетей из-за слабости контроля со стороны высших отделов ЦНС неустойчивы, ихвнешние проявления несдержанны. Созревание высших отделов ЦНС в младшемшкольном возрасте расширяет возможность формирования познавательныхпотребностей и способствует совершенствованию регуляции эмоций. В этом немалуюроль играют воспитательные воздействия, направленные на развитие внутреннеготорможения.
1.4.5. Сон и бодрствование. В процессе развития ребенкаизменяется соотношение между продолжительностью бодрствования и сна. Преждевсего уменьшается продолжительность сна. Продолжительность суточного снановорожденного – 21 час, во втором полугодии жизни ребенок спит 14 часов, ввозрасте 4 лет – 12 часов, 10 лет – 10 часов. Потребность в суточном сне вюношеском возрасте, как и у взрослых, составляет 7 – 8 часов.
2. СЕНСОРНЫЕ СИСТЕМЫ
Среди сенсорных систем организмаразличают зрительную, слуховую, вестибулярную, вкусовую, обонятельную системы,а также соматосенсорную систему, рецепторы которой расположены в коже ивоспринимают прикосновение, давление, вибрацию, тепло, холод, боль; всоматосенсорную систему также поступают импульсы от проприорецепторов,воспринимающих движения в суставах и мышцах. Импульсы от интерорецепторов,расположенных во внутренних органах, поступают в висцеральную сенсорнуюсистему, которая воспринимает различные изменения во внутренней средеорганизма.
2.1. Функциональное созреваниесенсорных систем.
Различные анализаторские системыначинают функционировать в разные сроки онтогенетического развития.Вестибулярный анализатор как филогенетически наиболее древний созревает еще вовнутриутробном периоде. Также рано созревает кожный анализатор. Первые реакциина раздражение кожи отмечены у эмбриона в 7,5 недели. Уже на 3 месяце жизниребенка параметры кожной чувствительности практически соответствуют таковымвзрослого. Адекватные реакции на раздражения вкусового анализатора наблюдаютсяс 9 – 10-го дня жизни. Тонкость дифференцировки основных пищевых веществформируются на 3 – 4 месяце жизни. До 6-летнего возраста чувствительность квкусовым раздражителям повышается и в школьном возрасте не отличается отчувствительности взрослого.
Обонятельный анализаторфункционирует с момента рождения ребенка. Дифференцировка запахов отмечается на4-м месяце жизни.
Созреваниеанализаторских систем определяется развитием всех звеньев анализатора. Периферическиезвенья в основном являются сформированными к моменту рождения. Позже другихрецепторных образований формируется периферическая часть зрительногоанализатора – сетчатка глаза, ее развитие заканчивается к первому полугодию.Наиболее поздно завершают свое развитие области проекции в коре слухового изрительного анализаторов. Созревание коркового звена анализатора в значительнойстепени определяется поступающей информацией. Отсюда очевидно значениесенсорного воспитания в раннем детском возрасте.
Помимо корковых отделованализаторов в переработку поступающей информации вовлекаются и другие корковыезоны – ассоциативные отделы, участвующие в опознании стимулов, их классификации,выработке эталонов. Эти структуры созревают в течение длительного периодаразвития, включая подростковый возраст. Постепенность их созревания определяетспецифику процессов восприятия в школьном возрасте. Реакции на сложныеструктурированные зрительные стимулы становятся идентичными таковым взрослого к 11 – 12 годам.
2.2. Зрительныйанализатор.
Сложность зрительных сигналов,поступающих из внешнего мира, необходимость активного их восприятия обусловила формированиепериферического органа зрения – глаза.
2.2.1. Строение глаза.Форма глазашаровидная. У взрослых диаметр его составляет около 24 мм, у новорожденного –около 16 мм. Рост глазного яблока продолжается после рождения. Интенсивнеевсего оно растет первые пять лет жизни, менее интенсивно – до 9 – 12 лет.Роговица у новорожденных детей более толстая и выпуклая. К 5 годам толщинароговицы уменьшается, а радиус кривизны ее с возрастом почти не меняется. Свозрастом роговица становится более плотной и ее преломляющая сила уменьшается.
Величина зрачкаизменяется, отчего в глаз может попадать большее или меньшее количество света.Зрачок у новорожденных узкий. В возрасте 6 – 8 лет зрачки широкие в следствие преобладаниятонуса симпатических нервов. В 8 -10 лет зрачок вновь становится узким и оченьживо реагирует на свет. К 12 – 13 годам быстрота и интенсивность зрачковойреакции на свет такие же, как у взрослого.
2.2.2. Возрастныеособенности световой чувствительности и цветового зрения.
Световая чувствительностьзначительно увеличивается в возрасте от 4 до 20 лет. С возрастом изменяется критическаячастота световых мельканий – наименьшее число перерывов света в 1 сек, прикоторой наступает слияние мельканий: у детей 7 – 8 лет она составляет 25, у 9–10-летних – 30, в 12–14 лет – 40-41 кол/сек.
Грудные дети различаютразные степени яркости цветов. В 3-летнем возрасте ребенок различает какабсолютную величину, так и соотношение яркости цветов. По мере созреванияцентральной нервной системы возрастает различительная цветовая чувствительность,резкое повышение которой отмечено в 10 – 12 лет. Различение цветов по цветовомутону продолжается увеличиваться до 30 лет.
2.3. Слуховойанализатор.
Слуховое восприятие –основа членораздельной речи.
Восприятие слуховотмечается даже у плода в последние месяцы внутриутробного развития. Новорожденныеи дети грудного возраста осуществляют элементарный анализ звуков. Они способныреагировать на изменение высоты, силы, тембра и длительности звука.Дифференцирование качественно различных звуков возможно уже на 2 – 3 месяцежизни. В период от 3 до 6 – 7 месяцев различительная чувствительность слуховогоанализатора существенно возрастает. Наибольшая острота слуха свойственнаподросткам и юношам. У детей по сравнению со взрослыми острота слуха на словапонижена больше чем на тон.
3. ЭНДОКРИННАЯСИСТЕМА. Гормоны.
Нервная системарегулирует также функции эндокринных желез и выработку ими гормонов. Другой видрегуляции функций органов и тканей – гуморальная регуляция, она выполняется спомощью биологически активных веществ — гормонов. Эндокринные железы, имеющиене очень большие размеры, богато снабжаемые кровью, располагаются в различныхотделах тела человека.
3.1. Гипофиз.
Это небольшое образование овальнойформы, расположен у основания мозга. Является важнейшей железой внутреннейсекреции, которая регулирует деятельность целого ряда других эндокринных желез.
У новорожденного средняямасса гипофиза составляет 0,12 г, к 10 годам масса гипофиза ≈ 0,24 г, к 15 годам ≈ 0,36. Максимального своего развития гипофиз достигает к 20 годам и впоследующие возрастные периоды почти не изменяется.
Гипофиз выделяетгормоны: соматотропин, или гормон роста, обуславливает росткостей в длину, ускоряет процессы обмена веществ, что приводит к усилениюроста, увеличению массы тела. Недостаток этого гормона проявляется вмалорослости, задержке полового развития. Избыток гормона роста в детскомвозрасте ведет к гигантизму. Тиреотропин – необходим для нормальнойфункции щитовидной железы. Меланофорный гормон, или меланотропин,регулирует окраску кожного покрова. В период, предшествующий половомусозреванию, значительно усиливается секреция гонадотропных гормонов. Одни изних стимулируют рост и созревание фолликулов в яичниках (фолитропин),активируют сперматогенез. Под влиянием лютропина у женщин происходитовуляция и образование желтого тела; у мужчин он стимулирует выработкутестостерона.
3.2. Щитовиднаяжелеза.
Расположена в переднейобласти шеи впереди гортани и верхних хрящей трахеи.
На первом году жизниребенка щитовидная железа весит 1 – 2,5 г. В детском возрасте железа интенсивно растет, увеличивается в размерах. Функция щитовидной железы усиливаетсяк 3 – 4 месяцам жизни, достигая максимума к началу 2-го года жизни. К периодуполового созревания ее масса достигает 10 – 14 г. С началом полового созревания рост железы особенно интенсивен, в этот же период возрастаетфункциональное напряжение. После 20 лет строение и масса щитовидной железыпрактически не изменяются, вес остается в пределах 20 – 30 г.
Гормон щитовидной железытироксин содержит до 65% йода. Тироксин – мощный стимулятор обменавеществ в организме; он ускоряет обмен белков, жиров и углеводов, активируетокислительные процессы в митохондриях, что ведет к усилению энергетическогообмена. Гормоны щитовидной железы оказывают стимулирующее воздействие нацентральную нервную систему. Недостаточное поступление гормона в кровь или егоотсутствие в первые годы жизни ребенка приводит к резко выраженной задержкепсихического развития. Содержание тиреотропина в крови интенсивнонарастает до 7 лет. Увеличение содержания тироидных гормонов отмечается к 10годам и на завершающих этапах полового созревания (15 – 16 лет). В возрасте от5-6 к 9-10 годам снижается чувствительность щитовидной железы к тиреотропнымгормонам, наибольшая чувствительность к которым отмечена в 5-6 лет.
Недостаточность функциищитовидной железы в детском возрасте приводит к кретинизму. При этомзадерживается рост и нарушаются пропорции тела, задерживается половое развитие.
3.3. Паращитовидные железы.
Округлой формы, в количестве четырехштук располагаются на задней поверхности долей щитовидной железы по две накаждой доле.
У новорожденного общаямасса паращитовидных желез составляет 6 – 9 мг. В течение первого года жизнимасса желез возрастает в 3 – 4 раза, к 5 годам еще удваивается, а к 10 годамутраивается. В возрасте старше 20 лет общая масса желез составляет 120 -140 мг.У женщин во все возрастные периоды масса данных желез несколько больше, чем умужчин.
Вырабатывает паратгормон,который регулирует уровень кальция и фосфора в крови, что необходимо для нормальнойфункции, возбудимости нервной и мышечной систем и содержания кальция в костях.
У человека припониженной функции паращитовидных желез снижается содержание кальция в крови иувеличивается количество калия, что вызывает повышенную возбудимость, появляютсясудороги. При недостатке кальция в крови он вымывается из костей, в результатечего кости становятся гибкими, происходит размягчение костей. При гиперфункциипаращитовидных желез кальций откладывается в стенках кровеносных сосудов, впочках.
3.4. Надпочечники.
Парный орган; располагаются они ввиде небольших телец над почками. Каждый надпочечник состоит из двух слоев,имеющих разное происхождение, разное строение и различные функции: наружного –коркового; внутреннего – мозгового.
У новорожденных массаодного надпочечника составляет 8 – 9 г. Сразу после рождения масса надпочечникауменьшается до 3 – 4 г (стресс во время родов) за счет истончения корковоговещества. Через 2 – 3 месяца масса и структура надпочечника постепенновосстанавливаются и к 5 годам достигают уровня, который был к моменту рождения.Завершается формирование надпочечника в период полового созревания. К 20 годаммасса надпочечника увеличивается примерно в 1,5 раза по сравнению сноворожденным. В дальнейшем масса и размеры надпочечников почти не изменяются.У женщин надпочечники имеют чуть большие размеры, чем у мужчин.
В корковом веществевыделяются гормоны, которые влияют на различные жизненные процессы в организме– на обмен белков, жиров, углеводов, водно-солевое равновесие, функциисердечно-сосудистой системы, нервную систему. Главным гормоном мозговоговещества является адреналин, он составляет примерно 80% гормонов,синтезируемых в этом отделе надпочечников. Адреналин известен как один из самыхбыстродействующих гормонов. Он ускоряет кругооборот крови, усиливает и учащаетсердечные сокращения; улучшает легочное дыхание, расширяет бронхи; увеличиваетраспад гликогена в печени, выход сахара в кровь; усиливает сокращение мышц,снижает их утомление и т.д. Адреналин способствует повышению возбудимостирецепторов нервной системы, особенно сетчатки глаза, органов слуха иравновесия. Повышенная секреция адреналина – один из важнейших механизмовперестройки в функционировании организма в экстремальных ситуациях, приэмоциональном стрессе, внезапных физических нагрузках, при охлаждении.
3.5. Эндокринная часть поджелудочной железы.
Располагается позадижелудка, рядом с двенадцатиперстной кишкой. Эндокринную функцию осуществляютклетки поджелудочной железы, расположенные в виде островков (островкиЛангерганса).
У новорожденныхвнутрисекретная ткань поджелудочной железы преобладает над внешнесекретной.Островки Лангерганса значительно увеличиваются в размерах с возрастом. Островкибольшого диаметра, свойственные взрослым, обнаруживаются после 10 лет. Вырабатываемыйэтой железой гормон был назван инсулином. Инсулин действует главным образом науглеводный обмен. Благодаря взаимодействию адреналинового и инсулиновоговлияния поддерживается определенный уровень сахара в крови, необходимый длянормального состояния организма.
3.6. Эндокринная частьполовых желез.
Половые железы (яичко ияичник) вырабатывают половые гормоны, которые всасываются в кровь.
Истинным мужским половымгормоном являются тестотерон и андростерон. Они обуславливаютразвитие полового аппарата и рост половых органов, развитие вторичных половыхпризнаков: огрубление голоса, изменение телосложения (шире становятся плечи,увеличиваются мышцы, усиливается рост волос на лице и теле).
Женские половые гормоны– эстрогены оказывают влияние на развитие половых органов, выработкуяйцеклеток, а также на развитие наружных женских половых органов, вторичныхполовых признаков, на рост и развитие опорно-двигательного аппарата,обеспечивая развитие тела по женскому типу. Истинным женским половым гормономсчитают эстрадиол.
3.7. Эпифиз мозга.
Оказывает влияние на половоесозревание, на функции половых желез, на сон и бодрствование.
У новорожденного массаэпифиза около 7 мг. В течение первого года жизни его масса достигает 100 мг, к10 годам удваивается и далее практически не изменяется.
4. ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНЫЙАППАРАТ.
К опорно-двигательному аппаратуотносятся скелет и мышцы, объединенные в единую костно-мышечную систему. Спомощью опорно-двигательного аппарата осуществляется одна из важнейших функцийорганизма – движение.
Движение – основноевнешнее проявление деятельности организма и вместе с тем необходимый фактор егоразвития. Двигательная активность играет важнейшую роль в обменных процессах,положительно влияет на работу всех внутренних органов, в особенности активностьдвижения рук является одним из необходимых условий нормального развития мозга,его речевой функции и мышления.
4.1. Части скелета и их развитие.
Скелет образует структурную основутела и в значительной мере определяет его форму и размер. У детей в костнойткани преобладают органические вещества; их скелет гибкий, эластичный, поэтомуон легко деформируется. С возрастом содержание минеральных веществ в костяхувеличивается, отчего кости становятся менее эластичными и более хрупкими.
4.1.1. Позвоночный столб.
Является осевой частью,стержнем скелета, верхним концом соединяющегося с черепом, нижним – с костямитаза.
Рост позвоночного столбанаиболее интенсивно происходит в первые 2 года жизни. В течение первых полуторалет жизни рост различных отделов позвоночника относительно равномерен. Начинаяс 1,5 до 3 лет замедляется рост шейных и верхнегрудных позвонков и быстрееначинает увеличиваться рост поясничного отдела, что характерно для всегопериода роста позвоночника. Усиление темпов роста позвоночника отмечается в 7 –9 лет и в период полового созревания, после завершения которого прибавка вросте позвоночника очень невелика.
Структура тканейпозвоночного столба существенно изменяется с возрастом. Окостенение,начинающееся еще во внутриутробном периоде, продолжается в течение всегодетского возраста. Процесс окостенения отдельных позвонков завершается сокончанием ростовых процессов – к 21 – 23 годам. Позднее окостенениепозвоночника обуславливает его подвижность и гибкость в детском возрасте.Кривизна позвоночника, являющаяся его характерной особенностью, формируется впроцессе индивидуального развития ребенка. В самом раннем возрасте, когдаребенок начинает держать головку, появляется шейный изгиб. К 6 месяцам когдаребенок начинает сидеть, образуется грудной изгиб. Когда ребенок начинаетстоять и ходить, образуется поясничный изгиб.
К году имеются уже всеизгибы позвоночника.
Но они еще не фиксированыи исчезают при расслаблении мускулатуры.
К 7 годам уже имеютсячетко выраженные шейный и грудной изгибы, фиксация поясничного изгибапроисходит в 12 – 14 лет. Благодаря изгибам позвоночный столб пружинит. Удары итолчки при ходьбе, беге, прыжках ослабляются и затухают, что предохраняет мозгот сотрясений.
4.1.2. Грудная клетка.
Образует костную основу груднойполости. Она защищает сердце, легкие, печень и служит местом прикреплениядыхательных мышц и мышц верхних конечностей.
Форма грудной клеткисущественно изменяется с возрастом. В грудном возрасте она как бы сжата сбоков, ее переднезадний размер больше поперечного (коническая форма).
На протяжении первогогода жизни постепенно меняется форма грудной клетки, что связано с изменениемположения тела и центра тяжести. Уменьшается угол ребер по отношению кпозвоночнику.
Соответственно изменениюгрудной клетки увеличивается объем легких.
Коническая форма груднойклетки сохраняется до 3 – 4 лет. К 6 годам устанавливаются свойственные взросломуотносительные величины верхней и нижней части грудной клетки, резкоувеличивается наклон ребер. К 12 – 13 годам грудная клетка приобретает ту жеформу, что и у взрослого.
4.1.3. Скелет конечностей.
Скелет верхнихконечностей состоит из пояса верхних конечностей, который образуют лопатки иключицы, и костей свободных конечностей, в состав которых входят плечеваякость, предплечье (лучевая, локтевая кости), кости кисти (кости запястья, костипальцев).
Ключицы относятся кстабильным костям, мало изменяющимся в онтогенезе. Процесс окостенения лопатокзавершается после 16 – 18 лет. Окостенение свободных конечностей начинается сраннего детства и заканчивается в 18 – 20 лет, а иногда и позже.
Кости запястья уноворожденного только намечаются и становятся ясно видимыми к 7 годам. С 10 –12 лет появляются половые отличия процессов окостенения. У мальчиков ониопаздывают на 1 год. Окостенение фаланг пальцев завершается к 11 годам, азапястья в 12 лет.
Скелет нижнихконечностей состоит из тазового пояса, который образуют крестец и тазовыекости, и свободных нижних конечностей. У новорожденного каждая тазовая костьсостоит из трех костей, сращение которых начинается с 5 – 6 лет и завершается к17 – 18 годам. В подростковом возрасте происходит постепенное срастаниекрестцовых позвонков в единую кость – крестец. После 9 лет отмечаются различияв форме таза у мальчиков и девочек: у мальчиков таз более высокий и узкий, чему девочек.
4.1.4. Череп.
Защищает от внешнихвоздействий головной мозг и органы чувств и дает опору начальным отделампищеварительной и дыхательной систем. Череп условно подразделяют на мозговой илицевой. Мозговой череп является вместилищем для головного мозга. С нимнеразрывно связан лицевой череп, служащий костной основой лица и начальныхотделов пищеварительного и дыхательного путей и образующий вместилища дляорганов чувств.
У новорожденных черепныекости соединены друг с другом мягкой соединительной перепонкой, так образованныроднички. Малые роднички зарастают к 2 – 3 месяцам, а наибольший – лобный –легко прощупывается и зарастает лишь у полутора годам.
У детей в раннемвозрасте мозговая часть черепа более развита, чем лицевая. Наиболее сильнокости черепа растут в течение первого года жизни. С возрастом, особенно с 13 –14 лет, лицевой отдел растет более энергично и начинает преобладать надмозговым.
У новорожденных объеммозгового отдела черепа в 6 раз больше лицевого, а у взрослого в 2 – 2,5 раза.
Рост головы наблюдаетсяна всех этапах развития ребенка, наиболее интенсивно он происходит в периодполового созревания. С возрастом существенно изменяется соотношение междувысотой головы и ростом. Это соотношение используется как один из нормативныхпоказателей, характеризующих возраст ребенка.
4.2. Мышечная система.
Скелетные мышцы являются активнойчастью опорно-двигательного аппарата. Мышцы прикрепляются к костям скелета ипри своем сокращении приводят костные рычаги в движение. Они удерживаютположение тела и его частей в пространстве, перемещают костные рычаги при ходьбе,беге и других движениях, выполняют жевательные, глотательные и дыхательныедвижения, участвуют в артикуляции речи и мимике, вырабатывают тепло
.
4.2.1. Возрастныеособенности строения.
В процессе развития ребенка отдельныемышечные группы растут неравномерно. У грудных детей прежде всего растут мышцыживота, позднее – жевательные. К концу первого года жизни в связи с ползанием иначалом ходьбы заметно растут мышцы спины и конечностей. За весь период ростаребенка масса мускулатуры увеличивается в 35 раз. В период полового созревания(12 – 16 лет) наряду с удлинением трубчатых костей удлиняются интенсивно исухожилия мышц. Мышцы в это время становятся длинными и тонкими, и подросткивыглядят длинноногими и длиннорукими. В 15 – 18 лет продолжается дальнейшийрост поперечника мышц. Развитие мышц продолжается до 25 – 30 лет.
Мышцы ребенка бледнее,нежнее и более эластичны, чем мышцы взрослого человека.
4.2.2. Мышечная масса и сила мышц вразличные возрастные периоды.
Масса мышц интенсивно нарастает,когда ребенок начинает ходить, и к 2 – 3 годам составляет примерно 23% массытела, далее повышается к 8 годам до 27%, в 15 лет она составляет 32,6% массытела. Наиболее быстро масса мышц нарастает в возрасте от 15 до 17-18 лет, вюношеском возрасте она составляет 44,2% массы тела.
После 4 – 5 летувеличивается сила отдельных мышечных групп. Дети в 7 – 11 лет обладают ещесравнительно низкими показателями мышечной силы. Наиболее интенсивно этипоказатели увеличиваются: у мальчиков в 13 – 14 лет, у девочек – с 10 – 12 лет.В 13 – 14 лет четко проявляются половые различия в мышечной силе, показателиотносительной силы мышц девочек значительно уступают соответствующим показателяммальчиков.
С 18 лет рост силызамедляется и к 25 – 26 годам заканчивается. Сила мышц, осуществляющихразгибание туловища, достигает максимума в 16 лет. Максимум силы разгибателей исгибателей верхних и нижних конечностей отмечается в 20 – 30 лет.
5. СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТАЯСИСТЕМА.
Кровь может выполнять жизненно важныефункции, только находясь в непрерывном движении. К системе кровообращенияотносятся сердце, выполняющее роль насоса, и сосуды, по которым циркулируеткровь. Кровь, выбрасываемая сердцем, по артериям, их разветвлениям и капиллярампоступает к тканям и органам, затем по мелким и крупным венам возвращается ксердцу. Сосудистая система состоит из двух замкнутых кругов кровообращения –большого и малого.
5.1. Возрастные особенностикровеносных сосудов.
Кровеносные сосуды к моменту рожденияразвиты хорошо, при этом артерии более сформированы, чем вены. После рожденияувеличиваются длина, диаметр, площадь поперечного сечения, толщина стеноксосудов. Изменяются взаимоотношения кровеносных сосудов с органами, которыетакже растут, увеличиваются в объеме.
Микроскопическое строениекровеносных сосудов наиболее интенсивно изменяется в раннем детстве (от 1 годадо 3 лет). Окончательные размеры и форма кровеносных сосудов складываются к 14– 18 годам.
5.1.1. Возрастныеособенности развития артерий.
У новорожденного стенкиартерий очень тонки, почти не содержат мышечных волокон, но богаты эластичнымиволокнами. Диаметр артерий, особенно крупных, относительно велик и малоотличается от диаметра соответствующих вен. Мелкие сосуды и капиллярыотносительно широки и расположены очень густо. Эти особенности облегчаютдвижение крови по сосудам, поэтому сердце новорожденного работает с меньшимнапряжением.
Длина артерий возрастаетпропорционально росту тела и конечностей. В первые месяцы жизни особенно широкисосуды верхней половины тела, которая, следовательно, получает больше крови. Кначалу второго года жизни, в связи с усиленным ростом нижних конечностей иначалом ходьбы, диаметр сосудов нижней половины тела увеличивается. Артериикровоснабжающие мозг, наиболее интенсивно развиваются до 3 – 4 лет, по темпамроста превосходя другие сосуды. Появлением значительной подвижности, требующейдоставки большего количества крови, объясняется увеличение ширины просветасосудов и толщины их стенок у детей 2 – 3 лет. В частности, увеличивается количествогладких мышечных волокон в стенке артерий.
Сосуды не только растутв длину и в толщину – появляются и новые мелкие кровеносные сосуды. Наряду сэтим просветы некоторых сосудов зарастают, стенки их перерождаются. Такимобразом происходит перераспределение сосудистой сети. Особенно легкоразрушаются и заменяются новыми капилляры и мельчайшие артерии.
5.2. Возрастныеособенности сосудов большого и малого кругов кровообращения.
У новорожденногоокружность легочного ствола больше, чем окружность аорты. Правая и леваялегочные артерии и их разветвления в легких после рождения благодаря повышеннойфункциональной нагрузке, особенно в течение первого года жизни ребенка, растутбыстро.
Скорость кругооборотакрови с возрастом замедляется, что связано с увеличением длины сосудов, а вболее поздние периоды со значительным снижением их эластичности. Более частыесердечные сокращения у детей также способствуют большей скорости крови. Уноворожденного кровь совершает полный кругооборот, т.е. проходит большой ималый круги кровообращения, за 12 с, у 3-летних – за 15 с, в 14 лет – за 18,5с, у взрослых – 22 с.
5.3. Возрастныеособенности развития сердца.
Сердце представляетсобой полый мышечный орган, расположенный слева в грудной клетке. К моментурождения ребенка его сердце уже имеет четырехкамерную структуру, однако междудвумя предсердиями еще имеется отверстие, характерное для кровообращения плода,которое зарастает в первые месяцы жизни.
Сердце у детейотносительно больше, чем у взрослых. Его масса составляет примерно 0,63 –0,80% массы тела (20 – 24 г), а у взрослого человека – 0,48 – 0,52%. Массасердца удваивается к концу первого года жизни, утраивается – к 2 – 3 годам, к 6годам возрастает в 5 раз, а к 15 годам увеличивается в 10 раз по сравнению спериодом новорожденности.
Масса сердца у мальчиковв первые годы жизни больше, больше чем у девочек. В 12 – 13 лет наступаетпериод усиленного роста сердца у девочек и его масса становится больше, чем умальчиков. К 16 годам сердце девочек вновь начинает отставать в массе от сердцамальчиков. Растет сердце наиболее быстро в течение первых двух лет жизни, затемв 5 – 9 лет и в период полового созревания. К двум годам линейные размерысердца увеличиваются в 1,5 раза, к 7 годам – в 2 раза, а к 15 – 16 годам – в 3раза. Рост сердца в длину идет быстрее, чем в ширину (длина удваивается к 5 – 6годам, а ширина – к 8 – 10 годам). Утолщаются волокна сердечной мышцы. Запервые 1,5 года жизни в среднем диаметр их поперечника увеличивается с 6 до 9микрон. В этот же период изменяется внутренняя структура волокон; становитсяхорошо заметна их поперечная исчерченность.
Объем сердца от периодановорожденности до 16 лет увеличивается в 3 — 3,5 раза.
В период роста сердцеменее устойчиво по отношению к различным вредным воздействиям. Так, например, вусловиях голодания у взрослых людей вес сердца если уменьшается, то в оченьмалой степени. Детское сердце в тех же условиях значительно теряет в весе.
5.4. Возрастные изменения частоты исилы сердечных сокращений.
Количество крови, перекачиваемойсердцем, зависит как от частоты сердечных сокращений, так и от систолическогообъема, т.е. объем крови, выбрасываемый в аорту при каждом сокращении левогожелудочка.
По мере роста сердцасистолический объем крови увеличивается. Сердце новорожденного при каждомсокращении выталкивает в аорту всего лишь 2,5 мл крови, а к концу первого годажизни систолический объем увеличивается до 10 мл. Это объясняется увеличениемпритока крови к сердцу и растяжением желудочков при поступлении в них крови изсокращающихся предсердий. К концу 2-го года жизни систолический объемвозрастает примерно на 4 мл, а в каждый последующий год – на 2 мл.
У детей до одного годасердце сокращается 100 – 140 раз в минуту, у детей 2 – 4 лет — 90 – 120, в 5 –6 лет — 80 – 110, в 10 лет – 90 раз, от 20 лет и старше – 60 – 80 раз.Характерная особенность детского сердца – неравномерность сердечных сокращений,т.е. отсутствие правильной ритмичности. Неравномерность частоты и силы сердечныхсокращений особенно велика у детей первых двух лет жизни. В дошкольном возрастеона несколько снижается, а к 7 – 8 годам у некоторых детей сердечные сокращениястановятся равномерными. У большинства же недостаточная равномерностьсокращений остается до 14 – 15 лет.
6. СИСИТЕМА КРОВИ.
Кровь осуществляет транспортнуюфункцию – перенос питательных веществ из органов пищеварения в клетки иткани организма и вынос продуктов распада. В процессе обмена веществ в клеткахпостоянно образуются вещества, которые уже не могут быть использованы для нуждорганизма, а часто оказываются и вредными для него. Из клеток эти веществапоступают в тканевую жидкость, а затем в кровь. Кровью эти продуктыдоставляются к почкам, потовым железам, легким и выводятся из организма.
Кровь выполняет защитнуюфункцию. В организм могут поступать ядовитые вещества или микробы. Ониподвергаются разрушению и уничтожению некоторыми клетками крови или склеиваютсяи обезвреживаются особыми защитными веществами.
Кровь участвует в гуморальнойрегуляции деятельности организма, выполняет терморегуляторную функцию,охлаждая энергоемкие органы и согревая органы, теряющие тепло.
6.1. Количество и состав крови.
Количество крови ворганизме меняется с возрастом.Количество крови Возраст новорожденные 1 год 6 – 11 лет 12 – 16 лет В %-ом соотношении к массе тела 14, 7 % 10,9 % 7 % 7 %
На один килограмм
массы тела 150 мл 110 мл 70 мл 70 мл
Кровь – непрозрачная,красного цвета жидкость, в которой находятся множество мельчайших кровяныхтелец. Форменные элементы, определяющие возможность осуществления одной изфункций крови – дыхательной – эритроциты (красные кровяные клетки).Осуществление эритроцитами дыхательной функции связанно с наличием в нихособого вещества – гемоглобина. Лейкоциты – белые кровяныеклетки, важнейшей функцией которых является защита от попадающих в кровьмикроорганизмов и токсинов (фагоцитоз). По форме, строению и функциям различаютосновные типы лейкоцитов: лимфоциты, моноциты, нейтрофилы. Лимфоцитыобразуются в основном в лимфатических узлах. Они не способны к фагоцитозу, но,вырабатывая антитела, играют большую роль в обеспечении иммунитета. Нейтрофилывырабатываются в красном костном мозге: они являются самими многочисленнымилейкоцитами и выполняют основную роль в фагоцитозе. Моноциты – клетки,образующиеся в селезенке и печени. Тромбоциты – самые мелкие изформенных элементов крови. Основная функция тромбоцитов связанна с их участиемв свертывании крови.
6.2. Возрастные особенности состава крови.
Характерное дляноворожденных очень большое количество эритроцитов делает кровь более густой(вязкой). В крови новорожденных количество эритроцитов может превышать 7 млн. в1 мм³, кровь новорожденных характеризуется высоким содержаниемгемоглобина. К 5 – 6-му дню жизни эти показатели снижаются. Затем к 3 – 4 годамколичество гемоглобина и эритроцитов несколько увеличивается, в 6 – 7 летотмечается замедление в нарастании числа эритроцитов и содержании гемоглобина, с8-летнего возраста вновь нарастает число эритроцитов и количество гемоглобина.
Количество лейкоцитов уноворожденного может быть очень различно, но, как правило, оно возрастает втечение первых суток жизни до 15 – 30 тыс. в 1 мм³, а затем начинаетснижаться. К 7 – 12-му дню достигает 10 – 12 тыс. Такое количество лейкоцитовсохраняется у детей первого года жизни, после чего оно снижается и к 13 – 15годам достигает величин взрослого человека. Чем меньше возраст ребенка, тем егокровь содержит больше незрелых форм лейкоцитов.
В первые годы жизниребенка процентное соотношение лейкоцитов характеризуется повышеннымсодержанием лимфоцитов и пониженным числом нейтрофилов. К 5 – 6 годамколичество этих форменных элементов выравнивается, после этого процентнейтрофилов неуклонно растет, а процент лимфоцитов понижается. Малымсодержанием нейтрофилов, а также недостаточной их зрелостью отчасти объясняетсябольшая восприимчивость детей младших возрастов к инфекционным болезням.
Свертывание крови удетей в первые дни после рождения замедленно, особенно это заметно на 2-ой деньжизни ребенка. С 3-го по 7-ой день свертывание крови ускоряется и приближаетсяк норме взрослых. У детей дошкольного и школьного возраста время свертываниякрови имеет широкие индивидуальные колебания. В среднем начало свертывания вкапле крови наступает через 1 – 2 мин., конец свертывания – через 3 – 4 мин.
7. ДЫХАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА.
Дыхание – необходимый для жизнипроцесс постоянного обмена газами между организмом и окружающей средой. Дыханиеобеспечивает постоянное поступление в организм кислорода, необходимого дляосуществления окислительных процессов, являющихся основным
источником энергии.
К органам дыханияотносятся полость носа, глотка, гортань, трахея, бронхи и легкие. Все органыдыхания (кроме легких) являются воздухоносными путями, они проводят воздухизвне в легкие и из легких наружу. Легкие образуют дыхательную часть, посколькув легких происходит газообмен между воздухом и кровью.
7.1. Полость носа.
Полость носа выполняет двоякуюфункцию – она является началом дыхательных путей и органом обоняния. Вдыхаемыйвоздух, проходя через полость носа, очищается, согревается, увлажняется.
У новорожденного полостьноса низкая (высота ее 17,5 мм) и узкая. Носовые раковины относительно толстые,носовые ходы развиты слабо. К моменту рождения у ребенка носовая полостьнедоразвита, она отличается узкими носовыми отверстиями и практическимотсутствием придаточных пазух (имеется только верхнечелюстная пазуха, онаразвита слабо), окончательное формирование которых происходит в подростковомвозрасте. Лобная пазуха появляется на втором году жизни, клиновидная – к 3годам, ячейки решетчатой кости - к 3 – 6 годам. Объем носовой полости свозрастом увеличивается примерно в 2,5 раза. Структурные особенности носовойполости детей раннего возрасте затрудняют носовое дыхание, дети часто дышат соткрытым ртом. Одним из факторов, затрудняющих дыхание через нос, являютсяаденоиды. «Заложенный» нос влияет на речь, вызывая закрытую гнусавость,косноязычие. При «заложенном» носе воздух недостаточно очищается от вредныхпримесей, пыли, недостаточно увлажняется, отчего возникают частые воспалениягортани.
7.2. Гортань.
Гортань новорожденного имеетсравнительно большие размеры; она короткая, широкая, воронкообразная,располагается выше, чем у взрослого человека. Благодаря особенностям строениягортани в период новорожденности ребенок может дышать и глотать (пить)одновременно, что имеет важное значение при акте сосания.
Вход в гортань уноворожденного относительно шире, чем у взрослого. Пространство междуголосовыми связками называют голосовой щелью, поэтому гортань тоже участвует вразвитии речевой функции. Голосовая щель заметно увеличивается в первые тригода жизни ребенка, а затем в период полового созревания. Гортань быстро растетв течение первых четырех лет, а в период с 10 – 12 лет вновь начинаетсяактивный рост, который продолжается до 25 лет у мужчин и до 22 – 23 лет у женщин.Положение, характерное для взрослого человека, гортань занимает после 17 – 20лет.
Половые отличия гортанив раннем возрасте не наблюдаются. В дальнейшем рост гортани у мальчиков идетнесколько быстрее, чем у девочек. После 6 – 7 лет гортань у мальчиков крупнее,чем у девочек того же возраста. В 10 – 12 лет у мальчиков становится заметнымвыступ гортани (кадык), удлиняются голосовые связки, гортань становится шире и длиннее,происходит ломка голоса.
7.3. Трахея.
От нижнего края гортаниотходит трахея. Слизистая оболочка стенки трахеи у новорожденного тонкая,нежная; железы развиты слабо. Длина трахеи увеличивается в соответствии сростом туловища, максимальное ускорение роста трахеи отмечено в возрасте 14 –16 лет. Окружность трахеи увеличивается соответственно увеличению объемагрудной клетки. Трахея разветвляется на два бронха, правый из которых болеекороткий и широкий. Наибольший рост происходит в первый год жизни и в периодполового созревания.
7.4. Легкие.
В течение первого года жизни размерлегких, как и грудной клетки, сильно увеличивается. Уже через 2 – 3 недели послерождения легкие занимают ⅔ объема грудной полости. К концу 1-го года веслегких доходит до 150 г, а их объем до 250 – 280 мл. К этому же времени окружностьгрудной клетки увеличивается почти в полтора раза: с 30-34 до 45-48 см.
Легкие новорожденногомало эластичны. Растяжение во время вдоха увеличивает их объем только на 10 –15 мл. Чтобы удовлетворить весьма большую потребность организма в кислороде,дыхательные движения новорожденного должны быть очень частыми. При покое ихчастота достигает 50 – 60 в минуту, а минутный объем дыхания 600 мл. Приповышении потребности в кислороде во время крика или двигательной активностиобъем дыхательных движений если изменяется, то крайне незначительно, а потомуувеличение минутного объема происходит за счет учащения до 100 – 150 в минуту.Нерегулярный ритм дыхательных движений характерен для детей в течение всегогрудного возраста.
На долю легких к 7 годамприходится почти ¾ объема грудной клетки, при чем их вес достигаетпримерно 350 г, а объем приблизительно 500 мл. К этому же возрасту легочнаяткань становится почти столь же эластичной, как и у взрослого человека, чтооблегчает дыхательные движения, объем которых к 7 годам достигает 140 – 170 мл.
7.5. Типы дыхания.
В связи с возрастнымиособенностями строения грудной клетки и мышц у новорожденных преобладает диафрагмальноедыхание с незначительным участием межреберных мышц. Диафрагмальный типдыхания сохраняется до второй половины первого года жизни. По мере развитиямежреберных мышц и роста ребенка грудная клетка опускается вниз и ребрапринимают косое положение. Постепенно дыхание грудных детей становится грудобрюшным,с преобладанием диафрагмального.
В возрасте от 3 до 7 летв связи с развитием плечевого пояса все более начинает преобладать груднойтип дыхания, и к 7 годам он становится выраженным.
В 7 – 8 лет выявляютсяполовые отличия в типе дыхания: у мальчиков становится преобладающим брюшнойтип дыхания, у девочек – грудной. Заканчивается половая дифференцировка дыханияк 14 – 17 годам.
8. СИСТЕМАПИЩЕВАРЕНИЯ. Питание.
Пищеварительная системавыполняет функции механической и химической обработки пищи, всасыванияпродуктов переваривания в кровь и в лимфу и выделения из организма непереваренныхвеществ. Физическая обработка заключается в измельчении пищи, ее протирании,растворении. Химические изменения представляют собой сложные реакции,происходящие в различных отделах пищеварительной системы, где под влияниемферментов происходит расщепление сложных нерастворимых органических соединений,содержащихся в пище, превращение их в растворимые и легко усваемые организмомвещества.
Система органовпищеварения состоит из ротовой полости, глотки, пищевода, желудка, тонкой кишкии толстой кишки.
8.1. Ротовая полость.
Специфической функцией ротовойполости является механическое измельчение пищи при ее пережевывании.Измельчение пищи осуществляется зубами.
На 6 – 8 месяце жизни уребенка начинают прорезываться временные, или молочные зубы. К концу первогогода жизни прорезывается обычно 8 зубов. Появляются жевательные движения, причем сила сжимания челюстей увеличивается в несколько раз. В течение второго, аиногда и начала третьего года жизни заканчивается прорезывание всех 20 молочныхзубов. В 6 – 7 лет у детей начинают выпадать молочные зубы, и на сменупостепенно растут постоянные зубы. Прорезывание постоянных зубов заканчиваетсяк 14 годам.
Для предотвращенияразрушения зубов необходимо сбалансированное питание, в рацион которогодостаточное количество кальция, фосфора и фтора, а также витамины (особенногруппы В и D).
Наряду с измельчениемпищи в ротовой полости происходит смачивание ее слюной и начальный гидролизнекоторых пищевых веществ. В ротовую полость открываются протоки трех парслюнных желез: околоушные, поднижнечелюстные и подъязычные. Слюнные железыфункционируют с момента рождения ребенка, но в первые месяцы слюны отделяетсямало. С возрастом количество выделяющейся слюны увеличивается: наиболеезаметные сдвиги в слюноотделении отмечаются у детей от 9 до 12 месяцев и от 9до 11 лет. Всего в сутки у детей выделяется до 800 см³ слюны.
В слюне содержитсяслизистое органическое вещество муцин. Он способствует тому, что обработанный вротовой полости комок становится скользким и легко проходит по пищеводу –мышечной трубке, выстланной внутри слизистой оболочкой. Длина пищевода уноворожденных составляет 10 см, у 5-летних детей – 16 см, у 15-летних – 19 см, у взрослых – 25 см.
8.2. Желудок, кишечник.
Желудок новорожденного расположенгоризонтально в левом подреберье. Его емкость очень невелика ≈ 30 см³.Под влиянием поступающей пищи желудок всегда несколько растягивается. Повторноерастяжение желудка при каждом кормлении, а также его двигательная активностьспособствует усиленному росту желудочной стенки. Так уже на 4 – 6-ой деньемкость желудка 40–50 см³, а на 15-й – 90 см³, к концу первого года –300–350 см³, к 2 годам – 600-700 см³, а к 6 – 7 годам – 1000-1100см³.
С возрастом какстроение, так и функция желудка изменяются. Мышечный слой желудка,способствующий перемешиванию пищи с желудочным соком и ее перемещению пожелудку, у детей раннего возраста развит слабо, в особенности в области днажелудка. Недоразвитие мышечного слоя дна желудка, относительно широкий вход внего у детей грудного возраста часто являются причиной срыгивания и рвоты.
Выходная часть желудкаопускается, и он принимает положение, близкое к вертикальному. Соответственноувеличению общей поверхности слизистой оболочки желудка возрастает количествожелудочных веществ. Отделение желудочного сока становится более значительным,увеличивается его кислотность. Функция синтеза соляной кислоты развивается впериод от 2,5 до 4 лет. К концу дошкольного возраста кислотность желудочногосока лишь немного меньше, чем у взрослых. Усиливается деятельность и другихпищеварительных желез – поджелудочной и кишечных.
Длина кишечника быстроувеличивается в течение первых двух лет жизни. К 2 годам длина тонких кишокпревышает 4,5 метра, а толстых – достигает 80 см. Особенно интенсивно кишечник растет в длину от 1 до 3 лет в связи с переходом от молочной пищи к смешанной и от10 до 15 лет. Двигательная функция пищеварительного тракта уже к 3 – 4 годамстановится почти такой же, как и у взрослых.
Количество желудочногосока, его кислотность и переваривающая сила зависит от рода пищи. При питаниигрудным молоком выделяется желудочный сок с низкой кислотностью ипереваривающей силой. С возрастом, по мере становления желудочной секреции,наиболее кислый сок отделяется на мясо, затем на хлеб и наименьшей кислотностьюотличается желудочный сок на молоко.
От характера пищизависит время переваривания ее в желудке. Так, у детей грудного возраста приправильном грудном вскармливании желудок освобождается от пищи 2,5 – 3 часа,при питании коровьем молоком – через 3 – 4 часа. Пища, содержащая значительныеколичества белков и жиров, задерживается в желудке 4,5 – 6,5 часов.
8.3. Питание.
Источником механической и тепловойэнергии служит химическая энергия, выделяющаяся при непрерывном окисленииорганических веществ в организме. Источником этих органических веществ служатпитательные вещества.
К питательным веществамотносят белки, жиры, углеводы, минеральные соли, витамины и воду. Эти веществаорганизм получает в виде пищевых продуктов.
8.3.1. Белки.
В организме ребенкаинтенсивно идут процессы роста и формирования новых клеток и тканей. Этотребует поступления в детский организм относительно большого количества белка,чем у взрослого человека. Чем интенсивнее идут процессы роста, тем большепотребность в белке.
В зависимости отвозраста и массы тела дети от 1 до 4 лет должны получать в сутки 30–50 г белка,от 4 до 7 лет – около 70 г, с 7 лет – 75-80 г.
8.3.2. Жиры.
С жирами в организм поступаютрастворимые в них витамины, имеющие для человека жизненно важное значение. Ворганизме ребенка первого полугодия жизни за счет жиров покрывается примерно на50% потребность в энергии. Без жиров невозможна выработка общего испецифического иммунитета.
Всасывание жиров у детейидет интенсивно. При грудном вскармливании усваивается до 90% жиров молока, приискусственном – 85-90%; у старших детей жиры усваиваются на 95-97%.
8.3.3. Углеводы.
В детском организме, в периодего роста и развития, углеводы выполняют не только роль основных источниковэнергии, но и важную пластическую роль при формировании клеточных оболочек,вещества соединительной ткани.
От 1 до 3 лет в суткиребенку надо употреблять с пищей в среднем 193 г углеводов, от 4 до 7 лет – 287 г, от 9 до 13 лет – 370 г, от 14 до 17 лет – 470 г.
8.3.4. Вода.
Вода растворяет пищевыевещества, поступившие в организм вместе с минеральными веществами, онапринимает участие в построении клеток и во многих реакциях обмена. Вода иминеральные соли являются основной составной частью плазмы крови, лимфы итканевой жидкости, создают в основном внутреннюю среду организма.
Суточная потребность вводе у годовалого ребенка 800 мл, в 4 года – 950-1000 мл, в 5 – 6 лет – 1200мл, в 7 – 10 лет – 1350 мл, в 11 – 14 лет – 1500 мл.
9. ВЫДЕЛЕНИЯ.
Органы выделения играютважную роль в сохранении постоянства внутренней среды, они удаляют из организмапродукты обмена, которые не могут быть использованы, избыток воды и солей. Восуществлении процессов выделения участвуют легкие, кишечник, кожа и почки.Легкие выделяют из организма углекислый газ, пары воды, летучие вещества. Изкишечника удаляются с калом соли тяжелых металлов, избыток невсосашившихсяпищевых веществ. Потовые железы кожи выделяют воду, соли, органическиевещества, их усиленная деятельность наблюдается при напряженной мышечной работеи повышении температуры окружающей среды.
Основная роль ввыделительных процессах принадлежит почкам, которые выводят из организма воду,соли, аммиак, мочевину, мочевую кислоту. Через почки удаляются некоторыеядовитые вещества, образующиеся в организме или принятые в виде лекарств.
Почки поддерживаютопределенную постоянную реакцию крови. При накоплении в крови кислых илищелочных продуктов обмена через почки увеличивается выделение излишковсоответствующих солей.
9.1. Почки, мочевой пузырь.
Почки новорожденного имеют дольчатуюповерхность, которая характерна для внутриутробного периода. Исчезаетдольчатость только на 2-м году. Размеры почек относительно велики: их вес поотношению к весу тела вдвое больше, чем у взрослых. Внутренняя структура почекв основном такая же, как у взрослых. Основные различия сводятся к тому, что уноворожденного слабо развиты извитые канальца, меньше кровеносных сосудов,слабо выражено обратное всасывание воды и других веществ и почти совсемотсутствует способность клеток канальцев обезвреживать ядовитые вещества.
Почки быстро растут втечение 1-го года жизни, а затем их рост замедляется. Извитые канальцы растуточень интенсивно также на 1-ом году жизни. К 3 – 4 годам ширина их просвета, атакже структура и функции клеток, образующих их стенку, становятся такими же,как и у взрослых.
У новорожденных емкостьмочевого пузыря при его максимальном растяжении не превышает 50 мл, к 3 месяцамона достигает 100 мл, к 1 году – 200 мл, к 3 годам – 250 мл, к 6 годам – 600мл.
9.2. Функции почек.
С возрастом меняютсяколичество состав мочи. Мочи у детей отделяется сравнительно больше, чем увзрослых, а мочеиспускание происходит чаще за счет интенсивного водного обменаи относительно большого количества воды и углеводов в рационе питания ребенка.
Только в первые 3 – 4дня количество отделяемой мочи у детей невелико. У месячного ребенка мочиотделяется в сутки 350 – 380 мл, к концу первого года жизни – 750 мл, в4 – 5 лет – около 1 л, в 10 лет – 1,5 литров, а в период полового созревания –до 2 литров.
У новорожденных реакциямочи резкокислая, с возрастом она становится слабокислой. Реакция мочи можетменяться в зависимости от характера получаемой ребенком пищи. При питаниипреимущественно мясной пищей в организме образуется много кислых продуктов
обмена, соответственно имоча становится более кислой. При у потреблении растительной пищи реакция мочисдвигается в щелочную сторону.
9.3. Потоотделение.
Выделительная функция кожиосуществляется потовыми железами. Количество потовых желез колеблется от 2 до3,5 млн. Оно индивидуально и определяет большую или меньшую потливостьорганизма. Потовые железы на теле распределены неравномерно, больше всего их а подмышечныхвпадинах, на ладонях рук и подошвах ног, меньше на спине, голенях и бедрах. Спотом выделяется из организма значительное количество воды и солей, а такжемочевина.
В течение жизни общееколичество потовых желез не меняется, увеличиваются их размеры и секреторнаяфункция. Неизменность числа потовых желез с возрастом определяет их большуюплотность в детском возрасте. Количество потовых желез на единицу поверхноститела у детей в 10 раз больше, чем у взрослых. Морфологическое развитие потовых железв основном завершается к 7 годам.
Потоотделение начинаетсяна 4-й неделе жизни. Особенно заметное увеличение числа функционирующих потовыхжелез отмечено в первые два года. Интенсивность потоотделения на ладоняхдостигает максимума в 5 – 7 лет, затем постепенно снижается.
9.4. Кишечник.
Образование калапроисходит в толстой кишке. Так называемый первородный кал, или меконий,образуется еще до рождения за счет слущивающегося эпителия кишечника ипищеварительных соков. Он темного цвета, не имеет запаха и выделяется уже впервые часы жизни. В течение 2 – 3 дней кал меняется: меконий постепенноисчезает, а вместо него появляются характерные для грудного ребенкаиспражнения, образовавшиеся в основном из непереваренных остатков пищи. В этиже дни начинают появляться в кале и микробы, которые заносятся впищеварительный тракт.
В первые два месяцажизни дефекация происходит 2 – 4, а иногда и 8 раз в сутки. Кал имеет виджелтой кашицы с кисловатым запахом. Иногда кал бывает сильно водянистым или сзеленоватыми комочками и нитями слизи. Это признаки временной неустойчивостипищеварительного тракта. Если грудное молоко полностью переваривается иусваивается, каловые массы так медленно накапливаются, что дефекация можетпроисходить даже один раз в 2 – 3 дня.
При переходе насмешанное питание каловые массы становятся темнее, гуще и приобретаютспецифический запах. На 2-м году жизни дефекация обычно происходит несколькореже – 1-2 раза в сутки.
ТЕРМОРЕГУЛЯЦИЯ.
В процессе обмена веществ непрерывнообразуется тепло. Так же непрерывно организм отдает избыток тепла в окружающуюсреду. В результате температура тела остается без заметных изменений.Постоянная температура поддерживается регуляцией либо образования тепла, т.е.интенсивности химических процессов (химическая терморегуляция), либоотдачи тепла в окружающую среду (физическая регуляция).
В организметеплообразование повышается при усилении мышечной активности, например,повышение мышечного тонуса и непроизвольные сокращения скелетных мышц (мышечнаядрожь). Отдача тепла в основном (на 80%) происходит через кожу. Когда ее сосудысуживаются и она становится холодной, теплоотдача снижается. При расширениисосудов, когда через них проходит большое количество крови, а также приусилении потоотделения теплоотдача увеличивается. Регулируется отдача тепланервной системой.
10.1. Кожа.
Поверхность кожи у детей и подростковотносительно больше, чем у взрослых. Чем моложе ребенок, тем большаяповерхность кожи приходится у него на 1 кг массы тела. Абсолютная же поверхность кожи у детей меньше, чем у взрослых, и увеличивается с возрастом. На 1 кг массы тела приходится следующая площадь поверхности кожи: у новорожденного – 704 см², уребенка 1 года – 528, в 6 лет – 456, в 10 лет – 423, в 15 лет – 378.
Эта особенностьобуславливает значительно большую теплоотдачу организма детей по сравнению совзрослыми. При этом чем младше дети, тем в большей мере эта особенностьвыражена. Высокая теплоотдача вызывает высокое теплообразование, которое удетей и подростков на единицу массы тела также выше, чем у взрослых. В течениидлительного периода развития изменяются терморегуляционные процессы. Регуляциятемпературы кожи по взрослому типу устанавливается к 9 годам.
Очень медленноразвиваются у детей потоотделительные и сосудистые реакции кожи на изменениятемпературы воздуха. В грудном возрасте реакции на тепло и холод почтиодинаковы; возникают они не сразу после раздражения и крайне неустойчивы. Лишь к 3 – 5 годам развивается характерная для взрослых специфичность реакцийна тепло и холод.
Обмен веществ.
Регуляция процессов обмена еще долгиегоды отличается от той, какая наблюдается у взрослого человека. Вфункциональном отношении нервная система ребенка характеризуется отсутствиемустойчивости. Резкие изменения возбудимости нервных клеток обуславливаютзначительные колебания интенсивности обмена веществ и его большую зависимостьот воздействия различных факторов внешней среды. Неустойчивость процессовобмена выражена тем сильнее, чем моложе ребенок; в слабой степени ее можнообнаружить даже в подростковом возрасте. Неустойчивость проявляется в меньшемпостоянстве состава и свойств крови.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Процессы роста и развития являютсяобщебиологическими свойствами живой материи. Рост и развитие человека,начинающиеся с оплодотворения яйцеклетки, представляют собой непрерывныйпоступательный процесс, протекающий в течение всей его жизни. Процесс развитияпроисходит скачкообразно, и разница между отдельными этапами, или периодамижизни, сводится не только к количественным, но и к качественным изменениям.
Наличие возрастныхособенностей в строении или деятельности тех или иных физиологических систем нив коей мере не может являться свидетельством неполноценности организма ребенкана отдельных возрастных этапах. Именно комплексом подобных особенностейхарактеризуется тот или иной возраст.
Под развитием в широкомсмысле слова следует понимать процесс количественных и качественных изменений,приводящих к повышению уровней сложности организации и взаимодействия всех егосистем. Развитие включает в себя три основных фактора: рост, дифференцировкуорганов и тканей, формообразование (приобретение организмом характерных,присущих ему форм). Они находятся между собой в тесной взаимосвязи ивзаимозависимости.
Одной из основныхфизиологических особенностей процесса развития, отличающей организм ребенка оторганизма взрослого, является рост, т.е. количественный процесс,характеризующийся непрерывным увеличением массы организма и сопровождающийсяизменением числа его клеток или их размеров.
В процессе ростаувеличиваются число клеток, телесная масса и антропометрические показатели. Водних органах и тканях, таких, как кости, легкие, рост осуществляетсяпреимущественно за счет увеличения числа клеток, в других (мышцы, нервнаяткань) преобладают процессы увеличения размеров самих клеток.
Используемая литература:
1. Сапин М.Р., Сивоглазов В.И. Анатомияи физиология человека (с возрастными особенностями детского организма): Учебноепособие для студентов пед. вузов. – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательскийцентр «Академия», 1999. – 448 стр.
2. Хрипкова А.Г., Антропова М.В., ФарберА.А. Возрастная физиология и школьная гигиена: Пособие для студентов пед.вузов. / А.Г.Хрипкова, М.В.Антропова, А.А.Фарбер. – М.: Просвещение, 1990. –319 стр.
3. Кабанов А.Н., Чабовская А.П. Анатомия,физиология и гигиена детей дошкольного возраста: Учебник для студентов пед.вузов. – М.: Просвещение, 1989. – 288 стр.