Реферат по предмету "Психология"


Возврастная психология (шпоры)

1. ПОДХОДЫ К ПЕРИОДИЗАЦИИ В процессе онтогенеза выделяется ряд сменяющих друг друга периодов, качественно различающихся с точки зрения строения, функционирования и соотношения различных психических процессов и характеризующихся особыми личностными образованиями. Проблема периодизации состояла в том, что требовалось создание научной теории ее построения, основанной на изучении внутренней сущности онтогенеза. Д.Б. Эльконин создал научно – продуктивную концепцию периодизации на основе идей Выготского и Леонтьева.
Основана на смене ведущего типа деятельности. Деятельность содержит мотивационно – потребностную сторону и операционно – техническую. В процессе развития ребенка сначала происходит освоение мотив – потреб стороны деятельности ( иначе предметные действия не имели бы смысл), а затем происходит освоение опер – тех стороны. В ходе развития наблюдается чередование. - младенчество М-П - ранний возраст О- П - дошкольный М -П - млад школьный О –П - подросток М –П -ранняя юность О –П М –П сторона деятельности в системе «ребенок – взрослый», а О _п в системе «ребенок – предмет». Фельдштейн предложил концепцию закономерности поуровневого социального развития личности в онтогенезе. Он выделил два основных типа реально существующих позиций ребенка по отношению к обществу. Развертывание определенной позиции ребенка по отношению к людям и вещам приводит его к возможности и необходимости реализации накопленного социального опыта в такой деятельности, которая наиболее адекватно отвечает общему уровню психического и личностного развития. Выделяется 2 типа закономерно проявляющихся рубежей соц развития личности. Промежуточный – итог накопления элементов социализации. Узловой поворотный рубеж представляет качественные сдвиги в социальном развитии. 25. УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В МЛАД ШКОЛ ВОЗРАСТЕ С момента поступления ребенка в школу эта деятельность начинает опосредовать всю систему отношений ребенка. Через нее осуществляются основные отношения ребенка с обществом, в них осуществляется формирование основных качеств личности ребенка так и отдельных психических процессов. Учебная деятельность непосредственно направлена на усвоение науки и культуры, накопленных человечеством. Будучи общественной по своему смыслу, содержанию и форме, она вместе с тем осуществляется сугубо индивидуально, а ее продукты есть продукты индивидуального усвоения. Эта деятельность требует от ребенка рефлексии, оценки того чем я был и чем я стал. Поворот человека на самого себя. Ребенок учится подчинять свою работу на различных занятиях обязательным правилам. Формирование познавательной мотивации. Эльконин рассматривал структуру учебной деятельности: 1) учебные задачи, 2) учебные действия, 3) действия контроля, 4) действие оценки. Психические процессы в младшем школьном возрасте постепенно меняют свой характер: запоминание и запечатление превращаются в деятельность заучивания; восприятие – в деятельность целенаправленного и организованного наблюдения; мышление приобретает форму связанного логического рассуждения. 30. ВИТАУКТ Более 30 лет назад Фролькисом была разработана адаптационно – регуляторная теория старения, названная витаукт ( вита - жизнь, ауктум – увеличивать). В позднем возрасте наряду с разрушительными процессами, сокращением адаптивных возможностей организма существуют процессы, направленные на поддержание его высокой жизнеспособности, на увеличение продолжительности жизни. Геронтология открыла факты сопротивления тотальной инволюции в старческом возрасте и обусловила взгляд на старость как на развитие. Необходимо усиление сознательного контроля и регуляции биологических систем организма. этого можно добиться с помощью эмоциональной и психомоторной сферы человека ( регулярные тренировки улучшают функции дыхания, кровообращения, увеличивают мышечную работоспособность). Центральным механизмом сознательной регуляции является речь. Человек сохраняет до тех пор способность к активной деятельности и адаптации, пока получает соответствующие нагрузки. Причины долголетия: особенности личности, климатические особенности, содержание труда и быта, специфика взаимоотношений с окружающими, наследственность. 65. ГРАФИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ В ИССЛЕДОВАНИИ ИНТЕЛЛЕКТА ДЕТЕЙ «Проективный рисунок человека.» Неосознаваемое самовыражение не может быть раскрыто путем прямой коммуникации. Переживания при рисовании человеческой фигуры свидетельствует о тесной связи между рисуемой фигурой и личностью. « Проверка графическим способом изображать пространство и пространственные обьекты». Ребенку предлагают лист бумаги и простой карандаш. Взрослый просит нарисовать облака и траву. Тест « Цветоструктурирование» определяет уровень символического мышления. Детям предлагается опознать на картинке сложное стилизованное изображение лягушки и раскрасить ее. 60. КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ ПОДРОСТКОВ ПО ТИПИЧНЫМ ПРОБЛЕМАМ ВОЗРАСТА. В консультации главное найти уровень коммуникации. Ребенок поддается влиянию, его защиты не укреплены, результаты терапии менее устойчивы, чем у взрослых. У детей недостаточно развита способность разделения и интеграции внешнего мира с внутренними переживаниями. Терапевту приходится полагаться в большей степени на поведенческие , чем на вербальные методы. Используется игровая терапия. Первая задача - помочь ребенку обрести внутреннюю силу, для того чтобы он смог более успешно справляться с воздействием окружающей среды. Подросток проявляет нетерпеливость. Он хочет ответа прямо сейчас. Обычно возникает конфликт между долговременным удовлетворением (сейчас и потом) и получением немедленных удовольствий (здесь и сейчас). Консультант может помочь подростку понять, что его нетерпеливость является частью его конфликта, и помочь сделать трезвый выбор. Выбор профессии тоже является проблемой. Здесь подойдет профконсультация. Отношения со сверстниками. Подростку важно отношение к нему других. Но в погоне за подражанием, можно попасть в опасные группы. Надо помочь человеку осознавать и соблюдать ограничения, которые налагаются на неадекватное поведение. Секс. Помочь вербализовать страхи, чтобы понять свои природные побуждения в самоуважении. Взаимоотношения с родителями. 8. ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Биогенетическая Вначале происходили накопление фактов и их систематизация. Большое влияние оказала теория Дарвина. Биогенетический закон был сформулирован Геккелем и Мюллером в отношении эмбриона: в ходе внутриутробного развития животное или человек повторяет кратко те стадии, которые проходит данный вид в своем филогенезе. Холл сформулировал подобный же закон для послеутробного развития: онтогенез есть краткое повторение истории развития человеческого общества. В рамках биогенетического подхода создавалась теория трех ступеней детского развития Бюлера. Бюллер выделил 3 ступени развития – инстинкт, дрессура, интеллект. Он пытался привести к одному знаменателю факты биологического и социокультурного развития. Психическое развитие есть единый и притом биологический по своей природе процесс.
Теория конвергенции(к биогенетич) Или теория двух факторов Штерна. Психическое развитие является результатом конвергкнции внутренних данных с внешними условиями. Окружающая действительность доставляет материал для игры, а то, как и когда ребенок будет играть, зависит от врожденных компонентов инстинкта игры.
Далее развил теорию Гезел. Приспособление ребенка к окружающей социальной среде, то есть адаптация. Концепция Фрейда - это взаимодействие двух факторов наследственности и среды. В основе лежит конфликт между инстинктивной сферой душевной жизни человека и требованиями общества. Социогенетические. Исходят из представления о том, что психика человека на момент рождения представляет собой чистую доску и все можно сформировать в результате научения. Связан с общими установками бихевиористов. Концепция социального научения показывает, как ребенок приспосабливается в современном мире, как он усваивает привычки и нормы современного общества. Авторы Миллер и Доллард. Все дети при рождении одинаковы, а через 2 -3 года разные, значит это результат социального научения. Бандура расширил теорию. Люди способны предполагать какое поведение является правильным в определенных условиях, и предвидеть, что может случиться в результате определенных действий. 90. ПРОФОРИЕТАЦИОННАЯ РАБОТА СО СТАРШЕКЛАСНИКАМИ, Проф деят занимает огромную часть жизни человека и является одним из факторов, определяющих личностный рост и ощущение полноценности бытия у человека или вызывающих фрустрацию и личностное снижение. Надо помочь подростку узнать о его ценных качествах и возможностях во всех вероятных сферах для того, чтобы он сделал разумный выбор и использовал свой уникальный талант, если он стремится к этому. Консультирование поможет преодолеть препятствия на пути эффективного обучения и достижений посредством коррективного и реабилитационного планирования и действия. Большинство методов предназначены для оценки личностных характеристик. - тесты психических способностей, расшифровка школьного периода. - личностные опросники, проективные методики. - изучение ценностей по Олпорту – Вернону. 59. ПЕРЕНОС Этот термин имеет несколько значений. В широком смысле он обозначает любые чувства по отношению к терапевту, выражаемые или испытываемые клиентом. С психоаналитической точки зрения перенос представляет собой процесс, заключающийся в том, что прежние установки клиента в отношении значимых для него людей бессознательно переносятся, проецируются им на консультанта. В ходе психотерапии человек переносит свои интрапсихические конфликты на отношения между собой и терапевтом таким образом, что в них воспроизводятся иные невротические взаимоотношения в прошлом или настоящем. В этом случае терапевт использует перенос как средство для терапии. В результате у клиента формируются определенные ожидания относительно психотерапевта и его роли. Перенос способствует клиенту выражать искаженные чувства, не встречая контрзащитную реакцию. Перенос может упрочить уверенность клиента в консультанте посредством разумного управления трансферентными чувствами. Перенос облегчает путь клиента к инсайту, благодаря интерпретации подобных чувств относительно их происхождения и значения в его нынешней жизни. КОНТРПЕРЕНОС. Контрперенос сводится к эмоциональным реакциям и проекциям консультанта в его отношениях с клиентом. Терапевт должен отслеживать в себе проявления незрелости, предвзятости, отвращения, тревожности, стремления наказать или обвинить. проанализировав самого себя с целью выяснить, почему эти чувства возникли, он может принять решение, что ему не следует работать с данным клиентом, и использовать контрпереносные чувства в качестве основы для повышения уровня своего личностного развития во внеконсультационной обстановке. 2. ПОНЯТИЕ ВЕДУЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Выготский предположил, что из общей массы деятельностей человека следует выделять деятельность ведущую – не столько по отношению к другим деятельностям, сколько по отношению к психическому, личностному развитию, к формированию тех или иных психологических новообразований. Деятельность, в ходе которой происходит ее интериоризация. Теория деятельности Леонтьева. Всякая деятельность выступает как сознательное действие, затем как операция и по мере формирования становится функцией. Движение осуществляется здесь сверху вниз – от деятельности к функции. Признаки ведущей деятельности. 1) это такая деятельность, в форме которой возникают и внутри которой дифференцируются другие, новые виды деятельности. 2)формируются или перестраиваются частные психические процессы. 3) от этой деятельности ближайшим образом зависят наблюдаемые в данный период развития основные психологические изменения личности ребенка. Леонтьев дал определение этого понятия, показал, что содержание и форма вед деят зависят от конкретно – исторических условий, в которых протекает развитие ребенка. Описал механизмы смены деятельности. Эльконин показал, что в основе познавательного развития ребенка, в основе развития его личности лежит непосредственная практическая деятельность. Процесс развития рассматривался как самодвижение субъекта благодаря его деятельности с предметами, а факторы среды и наследственности выступают как условия. 3. ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИИ РАЗВИТИЯ И МЕТОДЫ. - это раскрытие общих закономерностей психического развития в онтогенезе, установление возрастных периодов, становление и развитие деятельности, сознания и личности и причин перехода от одного периода к другому, сто невозможно без учета влияния на индивидуальное развитие человека культурно – исторических, этнических и социально – экономических условий. Методы. Эльконин отмечал, что наблюдалась борьба двух основных тенденций: 1. феноменологического описания процессов психического развития, их симптомов. 2. исследование внутренних закономерностей, которые лежат за этими симптомами. Вначале были наблюдения психологов за собственными детьми, оформляемые в виде записей. Затем создавались научные учреждения, где этот метод был основным. После стали появляться специальные пробы (стратегия срезов). Определенный психический процесс замерялся в различных его состояниях у большого количества испытуемых. Это позволило использовать в детской психологии экспериментальные приемы. Далее стратегия срезов была соединена со способами лонгитюдных исследований. Эльконин отмечал стратегию наблюдения и эксперимента. Выготскому принадлежит экспериментально – генетическая стратегия. В лабораторных условиях необходимо воссоздать некоторую модель развития ребенка, которой он ранее не обладал. Стратегия формирования психических процессов – одно из достижений советской детской психологии. 4. ФОРМИРОАНИЕ ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ ПО ВЫГОТСКОМУ, Культурно – историческая концепция помогла Выготскому сформулировать рад законов психического развития ребенка. Высшие психические функции возникают первоначально как форма коллективистского поведения, как форма сотрудничества с другими людьми, и лишь впоследствии они становятся внутренними индивидуальными ( формами) функциями самого ребенка.
Отличительные признаки высших псих функций: опосредованность, осознанность, произвольность, системность. Они формируются прижизненно, они образуются в результате овладения специальными орудиями, средствами, выработанными в ходе исторического развития общества. Развитие внешних псих функций связано с обучением в широком смысле этого слова, оно не может проходить иначе, как в форме усвоения заданных образцов, поэтому это развитие проходит ряд стадий.
18. ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ СИТУАЦИИ РАЗВИТИЯ. По мнению Выготского это главный компонент структуры возраста, который характеризует своеобразное, специфическое для данного возраста, исключительное, единственное и неповторимое отношение между ребенком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной. Соц ситуация развития представляет собой исходный момент для всех динамических изменений, происходящих в развитии в течение данного периода. Она определяет целиком и полностью те формы и тот путь, следуя по которому, ребенок приобретает новые и новые свойства личности, черпая их из соц действительности как из основного источника развития, тот путь, по которому социальное становится индивидуальным. Она определяет то, как ребенок ориентируется в системе общественных отношений, в какие области общественной жизни он входит. 10. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ В младшем школьном возрасте. Это возраст накопления знаний, их впитывание. Успешному выполнению этой функции благоприятствует характерные особенности детей этого возраста: доверчивое подчинение авторитету, повышенная восприимчивость, внимательность, исполнительность, подражательность. В этом возрасте наблюдается развитие самосознания: происходит переход от конкретно – ситуативной самооценки к более обобщенной, возрастает критичность, требовательность к себе. В процессе обучения изменяются чувства ребенка, происходит их дальнейшее развитие в плане все большей осознанности, сдержанности, устойчивости. Потребность в игровой деят остается, но содержание игр изменяется. Познавательная деят приобретает произвольный характер, и это открывает широкие возможности для расширения границ познания. В дошкольном. Возникает соподчинение мотивов. Мотивы опосредуются прежде всего образцами поведения и деятельности взрослых, их взаимоотношениями, социальными нормами, фиксированными в соответствующих нравственных инстанциях. Возникает устойчивая иерархическая структура мотивов. Развитие активности и направленности личности. Произвольность поведения есть подчинение своих поступков ориентирующему их образцу. Формируются первичные этические инстанции и моральные чувства. Формирования самосознания – место его самого в системе отношений с другими людьми и собственные возможности. Самосознание проявляется в самооценке и осмыслении своих переживаний. Содержанием самооценки является состояние умений, связанное с выполнением практической деятельности. Правильная самооценка себя предваряет умением правильно оценивать других. Развитие эмоциональной сферы. Под влиянием воспитания чувства ребенка приобретают большую глубину и устойчивость, развивается эмоциональный контроль, адекватное эмоциональное реагирование. Возникает воля как способность к управлению поведением. Ребенок овладевает умением подчинять свои действия мотивам, которые значительно удалены от цели действий. Выполнение волевых действий зависит от речевого планирования и регуляции. 19. ПОНЯТИЕ НОРМАТИВНОГО КРИЗИСА. Это переломные точки на кривой развития, отделяющие один возраст от другого. Фрейд и Гезелл рассматривали эти моменты как и болезни развития, и негативный результат столкновения развивающейся личности с социальной действительностью, а также как результата нарушения детско - родительских отношений. Исследования Эриксона показывают, что происходящие в кризисе процессы перестройки смысловых структур сознания и переориентация на новые жизненные задачи, ведущие к смене характера деятельности и взаимоотношений, оказывают глубокое влияние на дальнейший ход развития личности. Выготский разработал концепцию, в которой эволюционные этапы постепенных изменений чередуются с эпохами революционного развития – возрастными кризисами. Психическое развитие осуществляется посредством смены стабильных и критических периодов. В рамках стабильного возраста вызревают психические новообразования, которые актуализируются в критическом возрасте. На кризисных этапах развития происходит коренная смена всей « соц ситуации развития « ребенка, смена одного вида деятельности другим. Выготский подчеркивал, что в результате возрастного развития возникающие к концу данного возраста новообразования приводят к перестройке всей структуры сознания ребенка и тем самым изменяют всю систему его отношений к внешней действительности и к самому себе. 20. ПЕРИОДИЗАЦИЯ В ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ, Фрейд рассматривал развитие ребенка через половое созревание: оральная, анальная, фаллическая, латентная, генитальная стадии. Эриксон рассматривает периоды детства отдельно друг от друга. Каждая стадия возникает независимо от новообразований предыдущих стадий. Каждой стадии отвечают свои, присущие данному обществу ожидания, которые индивид может оправдать или неоправдать, и тогда он включается в общество, либо отвергается им. 1 стадия: 0-1 год младенчество (орально – сенсорная) 2: 2-3 ранний возраст (мышечно –анальная ) 3: 4 – 5 возраст игры ( лакомоторно – генитальная) 4: 6 – 11 школьный (латентаная) 5: 12 – 18 отрочество и юность 6: ранняя взослость (молодость) 7: взрослость 8: зрелость (поздняя зрелость) Пиаже . период сенсомоторного интеллекта 0 - 2: Период подготовки и организации конкретных операций 2 – 11 лет. Делятся на дооперациональные представления 2 – 7 и конкретные операции 7 -11 лет. Период формальных операций 11 – 15 лет. 43. МОДЕЛЬ ПРОФ ДЕЯТ ПСИХОЛОГА. ЭТИЧЕСКИЙ КОДЕКС, Существенные характеристики профессии: 1. оказание общественно полезных услуг, которые индивидуумы не смогли предоставить себе сами; 2. специфические приемы и процедуры; 3. определенный порядок и стандарты профессиональной подготовки; 4. проф общества и журналы, посвященные достижениям в проф деят и ее фундаментальным научным основам; 5. программа планируемых исследований; 6. сертификация и лицензирование; 7. этический кодекс; 8. рабочие взаимоотношения с другими профессиями; 9. вопросы профессиональной свободы. Психологические услуги помогают в решении личностных проблем. Усилия консультантов могут направляться на сохранение ресурса человеческих талантов и ограждение их носителей от эмоциональных расстройств. Долг психолога обеспечит жизнеспособность нации. Искать одаренную молодежь, помогать реализовать весь свой потенциал. Свод этических принципов. 1. высочайшие профессиональные стандарты. 2. уважение к личностной целостности и защита благополучия клиента. 3. при недостаточности компетентности направлять клиента к другому специалисту.
4. конфиденциальность тестов и другой диагностической информации 5.запись консультаций на пленку только с согласия клиента. 6. конфиденциальность личных сведений. Спонтанность, принятие, снисходительность, понимание, теплота, честность и искренность, гибкость 34. ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ПСИХОЛО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ.
Можно проследить две исторические основы теории. 1- бихевиоральный подход, где основное внимание уделяется переобучиванию и выработке более адаптивных реакций как способов решения жизненных проблем при существенном использовании поощрения, наказания и информации. 2 – динамический подход. Приверженцы сосредотачиваются на попытках выявить относящиеся к проблемам чувства и понять подсознательную основу поведения. Динамическое направление. Психоаналитические подходы. Внимание сосредотачивается на истории жизни клиента ( секс развитие), влияние генетически обусловленных импульсов ( инстинктов), жизненной энергии. Важным является представления об уровнях осознаваемого и неосозноваемого. Влияние на консультирование оказала теория Фрейда о защитных механизмах. Одна из задач – помочь клиенту найти способы совладания с подсознательными стремлениями и тревогой, а затем подыскать для него другие пути разрядки напряжения, более приемлимые в соц плане. Теория Салливана межличностных отношений. Учитывается взаимосвязь между развитием личности и социальной культурой индивидуум предстает совершенно разным – как для самого себя, так и для окружающих – в зависимости от того , с кем он в данный момент взаимодействует. 2 базисные цели человеческого поведения – удовлетворение физических потребностей и стремление к безопасности. Консультанту необходимо выяснить особенности межличностных отношений клиента, имеющих ключевое значение для понимания самим клиентом своих внутренних установок. Карен Хорни. Видела причины неадекватного поведения в искажении человеческих взаимоотношений. Совокупность ранних детских переживаний и конфликтов определяет неповторимую структуру личности, которая может привести к невротическим проблемам. У индивидуума могут сформироваться защитные механизмы, тревожащие его самого или окружающих. Фромм. Интересовался влиянием соц факторов на поведение. Стал употреблять термин самореализация, рассматривая развитие личности как процесс развертывания психологических сил человека серьезные проблемы группируются вокруг этических конфликтов и вокруг его привязанностей, основанных на потребности любить и быть любимым. Положительную роль может сыграть социальное одобрение бескорыстия в противовес конкурентности и своекорыстию. Подходы в теории Я. Недирективная терапия. Клиент – центрированная терапия Роджерса. Подчеркивается творческий элемент в той ответственности, которую несет клиент за пересмотр, переосмысливания своих проблем и за совершенствование своего Я. Какую долю ответственности можно возложить на клиента за поиски решения его проблем. Когда индивидуум ведет себя не в соответствии со своей Я – концепцией, можно сказать, что он плохо адаптирован, то есть осознание угрозы, тревожность и вызванный ими уровень защитных реакций высоки. Бихевиоральный подход. Теория научения. Значительная часть человеческого поведения – результат научения. Ключевым является подкрепление реакции. Тревожные состояния рассматриваются как разновидность беспредметного страха, когда индивид не осознает ни источника, ни объекта страха. Концепция гештальт – психологии. Внимание уделялось проблемам осознания, существования цельной личности в творческом контакте с ее окружением, перестройки сенсорных способностей. В консультировании применяют принципы перцепционной организации и феномен инсайтного научения. 17. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СТАРОСТИ. В типологии Гизе выделяется три типа: -старик негативист, отрицающий у себя какие – либо признаки старости. - старик экстравертированный, признающий наступление старости через внешние влияния. - старик интровертированный, для которого характерно острое переживание прпоцесса старения, погружение в воспоминания, стремление к покою. Кон выделяет социально – психологические типы активной старости: - активность направлена на других (участие в общественной жизни) - активность направлена на себя ( самообразование, отдых) - активность на членов семьи - активность на собственное здоровье Отрицательные типы старения ( Кон): - агрессивные старые ворчуны. - разочарованные в себе и собственной жизни, одинокие и грустные неудачники, постоянно обвиняющие себя за упущенные возможности. Классификация Бромлей: - конструктивное отношение к старости (уравновешенность, удовлетворенность эмоциональными контактами, критическое отношение к себе, терпимость к другим) - отношение зависимости( зависимость от супруга или детей, отсутствие слишком высоких жизненных претензий, ощущение безопасности в семейной среде) - отношение враждебности к окружающим (агрессивность, взрывчатость, подозрительность, стремление переложить вину за неудачи на других ) - отношение враждебности к самому себе (пассивность, бунт против собственной старости, чувство одиночества и ненужности). - оборонительное отношение (преувеличенная эмоциональная сдержанность, прямолинейность, неохотное принятие помощи от других людей, активность через силу). Ананьев предложил типы старости на основе представления о том, что постоянное умственное напряжение, сопровождающееся функциональной динамикой головного мозга, способствует поддержанию тонуса коры и повышает работоспособность мозга. - конвергентный тип характеризуется снижением жизнеспособности человек и ограничением его психической деятельности. - дивергентный тип сопровождается активизацией психического потенциала на фоне умеренного изменения жизнеспособности. 41. ЗНАЧЕНИЕ ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ ПСИХОТЕРАПИИ. Сюда относят клиент – центрированную терапию, гештальт – терапию, психодраму. Роджерс. Человеку свойственна потребность в развитии для самоактуализации. Организм стремится не только к самосохранению, но также к самосовершенствованию в направлении личностной целостности, интегрированности, завершенности и автономности. Предполагается, что у клиента есть способность и мотивация самому решать свои проблемы. Задача консультанта – создавать в беседе соответствующую атмосферу и применять методы, способствующие проявлению этих естественных сил развития. Ценность принципов гештальт – психологии. Важным вкладом теории поля стали представления о влиянии восприятия на поведение. Были разработаны проективные методики (Роршах, Муррэй, Клопфер). Другой вклад – концепция инсайтного научения. Процесс поиска решения ведет к реструктуризации поля и перетасовке взаимосвязей, что вызывает неожиданное озарение. Предшествующий опыт рассматривается под другим углом зрения, и событии оказываются в иных соотношениях друг с другом. Задача консультанта – помочь раскрепостить ригидное мышление клиента, чтобы могла произойти перцепционная перестройка, заканчивающаяся инсайтом.
21. ОБЩЕНАУЧНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ВОЗРАСТНОЙ И РАЗДЕЛЫ. По мере усложнения человеческой деят и накопления научных данных в структуре психологии и других науках, идет непрерывный процесс изменений, обусловленный различными, прежде всего социальными факторами. Эти изменения выражаются с одной стороны, в дифференциации отдельных отраслей психологии, а с другой в интеграции различных отраслей и направлений исследований как внутри психологии, так и на стыке ее с другими смежными науками.
Внутри возрастной психологии обозначились подразделы: - психология младенца -психология дошкольника - психология младшего школьника - психология подростка - психология старшего школьника - психология взрослого человека - психология преклонного возраста. Возрастная психология, будучи самостоятельной фундаментальной наукой, имеет тесные взаимосвязи с другими дисциплинами. С одной стороны они опираются на философию, культурологию и дает эмпирический материал для них, а с другой – является научным фундаментом для педагогической психологии, педагогической и практической психологии. 44.ОСНОВНЫЕ КОНСУЛЬТАТ ПРОБЛЕМЫ В РАБОТЕ С СЕМЬЯМИ ДОШКОЛ. Нарушения в поведении детей часто является следствием бессознательного научения или результатом наблюдения за поведением родителей, проецирующих на ребенке свои собственные вытесненные чувства и желания. Один из путей изменения детского окружения – это изменение способов реагирования родителя или родителей. По причине существования древних сексуальных табу, родитель с трудом принимает, что здоровые дети от рождения наделены эротическими импульсами, которые являются нормой и важны для психической зрелости. Для того чтобы управлять развитием ребенка, родителям необходимо принять выражение первичных чувств без смущения, осуждения или преувеличения. Недержание мочи является общей проблемой, в основе которой иногда могут прослеживаться неосознанные чувства ревности или обиды по отношению к родителям или братья и сестрам. Заверение в любви со стороны родителей помогает ребенку восстановить этот контроль. Большинство родителей детей младшего возраста обеспокоены проблемой управления агрессией. Вседозволенность без руководства может быть вредна,, также как вредны пренебрежение или чрезмерные запреты. Консультант может поощрять родителей разговаривать с ребенком и помогать ему озвучивать свои чувства вместе с ними, включая его чувство злости. Когда родители поймут, что возражать и дерзить – это нормально, они могут начать воспринимать полный спектр чувств ребенка ( от любви до ненависти), не угрожая ему при этом. Вербализация вместе с ребенком помогает ему понять его чувства и предотвратить накопление чувства обиды. Родитель обращается к ценности понимания ребенка. Когда родители могут принять негативные чувства, остается укрепить требуемое поведение, которое позволит ребенку с наименьшими усилиями усвоить социально приемлимые способы самовыражения. Если ребенок чувствует искренность родительского интереса, он будет устойчив ко многим фрустрациям. 47. КОНСУЛЬТ СЕМЕЙ, ПЕРЕЖИВАЮЩИХ ТРУДНЫЕ СИТУАЦИИ. История развития семейного консультирования говорит о необходимости междисциплинарного подхода к вопросам брака. Сейчас признается, что развод стал серьезной социальной проблемой. Консультант не имеет права решать, является ли развод наилучшим решением для тех, кто обратился к нему за помощью. Семейное консульт призвано помочь пережить кризисную ситуацию всем участникам этого процесса, независимо от того, состоится развод или нет. Он может помочь родителям поддержать своих детей в этот трудный период. Сложность проблем, возникающих в браке, предполагает, что часто невозможно найти оптимальное решение для всех вовлеченных в конфликт сторон. Алкоголизм - это страх перед неразрешимыми жизненными проблемами. Закрыться от всего пугающего. Если в семье есть больной алкоголизмом, то желание спасти ближнего может стать навязчивой идеей, которая неосуществима без поддержки и одобрения самого страдающего пьянством. Помощь может заключаться в признании пьющего человека самому себе, что ему стыдно из-за своей несостоятельности, нерешительности и страха. Поняв это, человек увидит, что ему было выгодно быть больным (пьяным). А это вещь мнимая и ненадежная. 53. ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ В ИГРОВОЙ ПСИХОТЕРАПИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ. Развитие игровой терапии связано с неспособностью ребенка к адекватному самовыражению на вербальном уровне. Игра нужна для того, чтобы помочь ребенку развить более эффективные техники контроля окружения и дать ему возможность взаимодействия со взрослыми, которые занимают различные позиции по отношению к нему как личности. Анна Фрейд применяла игру, чтобы добиться расположения ребенка, а Кляйн развил « игровой анализ», который был верен психоаналитической традиции. Экслайн применила клиент – центрированнную философию Роджерса к детской игре. Она ссылается на примеры где незрелые и зависимые дети обладают мощными внутренними ресурсами для саморегуляции и развития. Куклы являются простым инструментом, подходящим для выявления проблемных зон. Необходим полный набор кукол – семьи. Они помогут проработать сексуальную тревогу и принять половые различия. Рисование пальцем по мольберту применяется у некоторых терапевтов. Цвет дает много нитей к природе и уровню эмоциональной жизни ребенка. Пачкающие материалы (глина, краска, песок) популярны среди детей с трудно прорабатываемыми ранними конфликтами воспитания. Существуют различные мнения относительно того, должна ли быть игра контролируемой или свободной. Хотя и то и другое достойны использования в процессе помощи ребенку. На начальных этапах очень важно, чтобы ребенок чувствовал в игровой комнате большую свободу самовыражения, чем за ее пределами. Однако столь же необходимо, чтобы ребенок заметил определенные ограничения на последующих стадиях терапии. Эти границы должны быть четко определены и детализированы, но не нужно упоминать о них до тех пор, пока не возникнет ситуация, в которой ребенок может их нарушить. 57. КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ ПО ПОВОДУ СУПРУЖЕСКОЙ НЕВЕРНОСТИ. Супружеские конфликты в большинстве вызваны недостатком здравой самооценки у одного или обоих партнеров. Неверность часто является симптомом отсутствия у одного или обоих супругов понимания ценности собственной личности. Как правило, супруг, не ощущающий позитивной оценки или любви со стороны своего мужа или жены, ищет во внебрачной связи доказательства своей способности вызывать любовь. Но исключение третьей стороны из любовного треугольника не способствуют решению проблемы. Требуется терапия, которая может помочь индивиду определить причины, приведшие к недостатку любви к себе, и развить чувство собственной ценности и самодостаточности. В случае успеха пациент будет в состоянии увидеть невротические потребности, удовлетворения которых он искал во внебрачной связи, и высказать свою враждебность к супругу, вызванную тем, что он его не любят. В ответ на это другой супруг, как правило, осознает свою зависимость от изменившегося партнера. После проработки невыраженных и неосознанных зависимостей, отношения супругов начинают улучшаться.
Со стороны терапевта неразумно делать попытки спасти брак любой ценой. Это может помешать супругам дойти до переломного момента, достижение которого считается необходимым условием успешной семейной терапии. 49. СТРУКТУРА ЖАЛОБЫ КЛИЕНТА В КОНСУЛЬТИРОВАНИИ. Зачастую клиенты приходят с неопределенными жалобами, со смутными ощущением неудовлетворенности, от которого хотели бы избавиться. Возможные примеры: ухудшение взаимоотношений в семье, отсутствие цели в профессиональной сфере, ощущение своей неадекватности, и жалобы на какие – то жизненные обстоятельства, над которыми они не властны. И нередко эти жалобы являются лишь симптомами реальных и глубоких проблем. Консультант должен поначалу принять от клиента его первое высказывание о том, что тот считает проблемой. Затем, по мере развертывания материала, консультант помогает клиенту увидеть, что проблема имеет множество граней и достаточно глубокие корни.
Когда речь идет о консультировании, тогда консультант должен вполне откровенно обсуждать с клиентом проблему в том ее понимании, которое сложилось у них обоих из высказываний и проявлении чувств клиента. Люди с неорганизованным мышлением зачастую говорят вокруг да около и в результате все больше запутываются. Обсуждение проблемы в форме вопросов обуславливается той тенденцией к углублению, которая заставляет начать клиента работать над своими скрытыми и явными проблемами. 77. ПОДХОДЫ К РАЗВИТИЮ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАД ШКОЛ. Образно – логическое мышление проявляется в умениях выделять логические отношения с помощью образов. В основе этих умений лежат способности отражения временных отношений последовательности (раньше, сейчас, потом), так и любая логика основана на установлении последствий каких – либо изменений объектов: пространственно – временных, качественных, силовых, функциональных и других. Строгий порядок этих изменений образует закономерность( логику), которую можно отразить и в образной, и в словесной форме. Образно – логическое мышление у детей формируется раньше, чем словесно – логическое, в основе которого лежат мыслительные операции со словами – символами. Тест «Поиск закономерностей» (Прогрессивные матрицы Равенна). Для детей 5 – 11 лет. Поиск закономерностей пространственного изменения фигур. Тест «сложная логика». Для детей 6 -7 лет. Проверка возможностей использовать в решении задач одновременно два логических правила: порядок изменения фигур по форме и величине. 67. КЛИНИЧЕСКОЕ И СТАНДАРТИЗИРОВАННОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ТЕСТОВ. Главное назначение любого тестирования – получить примеры поведения клиента в стандартизированной ситуации, свободной от субъективных оценок. Далее консультант, осмысливая материалы тестов, историю клиента и свои наблюдения, выдвигает ряд диагностических гипотез. Предложив клиенту небольшой набор тестов в подходящий момент на ранних стадиях процесса, консультант может лучше уяснит себе общий план работы. Серьезная патология зачастую проявляет себя в последующих беседах. Применяя проективную технику или структурированный тест (MMPI), консультант нередко способен прийти к более ясному пониманию наблюдаемой в настоящее время патологии, а иногда оказывается в состоянии раньше распознать скрытые патологические тенденции. Применение тестов для предсказания успеха консультации. Могут дать информацию и силе эго – системе. Тесты для детализации сведений. Консультанты по выбору профессии широко используют тесты, но особое внимание уделяют прогнозам. Тесты для постановки диагноза. Определение патологических типов было важнейшей точкой приложения усилий клинического психолога. Проективные техники: тест Роршаха, « Тематическая аппрецепция», Векслеровская шкала интеллекта для взрослых. Они дают общую картину восприятия, понятийных и аффективных способностей клиента. Клинические процедуры часто требуют тщательного разбора неврозов, психозов и расстройств структуры характера. Диагностика, как метод классификации симптомов, имеет ту ценность, что это экономичный способ описания проблем клиента. Однако в качестве процедуры для определения их причин диагностический процесс не слишком пригоден. 75. ДИАГНОСТИКА ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕБЕНКА. Креативное мышление основано на творческом воображении, которое по – новому, оригинально раскрывает существенные отношения между объектами и в пространственно – временной структуре воображаемых образов. Дети, способные к творчеству, пытливы, любознательны, с головой уходят в интересующие их занятия, проявляют высокую продуктивность в деятельности и интерес к самым разным вещам. Обладают сильной энергетикой и мотивацией к познанию. Для них характерны независимость и изобретательность во всех жизненных проявлениях, чувствительность к тонким различиям между объектами. Их мысли, действия, образы, фантазии при этом нестандартны, оригинальны, а мыслительная деятельность высоко динамична и всегда стремится к завершенности и точности результата. Но высокий интеллект не всегда сопровождает творческую одаренность. Тест « Составь рисунки» (задание из теста Р.Мейли) для детей от 6 лет. Выявление уровня развития зрительного воображения в деятельности наглядно – конструктивного мышления. Тест Торренса « Дорисуй контур» для детей от 5 лет. Оценка способностей творческого зрительного воображения. Используются различные модификации, которые состоят в том, чтобы создать целостное изображение, используя в качестве его первоначальной основы какой – либо фигуры неправильной формы, кругов, незаконченного контура или двух параллельных линий. Задача испытуемого – дорисовать, создать различные изображения, исходя из предложенного графического элемента. Тест образной креативности для детей от 9 лет. Оценка словесно – образной креативности. Тест - головоломка «Переставь спичку» для детей от 6 лет. Проверка способностей к нестандартным образным решениям наглядно – конструктивных задач. Оценка мотивационного компонента, интереса к творческой мыслительной деятельности. 74. ДИАГНОСТИКА РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ И ПАМЯТИ РЕБЕНКА. Для оценки развития памяти является качественный анализ его способов запоминания и припоминания. Эти процессы не сразу оформляются как самостоятельные и целенаправленные формы деятельности памяти. С начала развивается припоминание, внутри которого складываются различные действия воспоминания. Если ребенок применяет какие – либо приемы, стараясь лучше запомнить увиденное и услышанное, то это говорит о хорошем интеллектуальном потенциале развития его памяти и благоприятно сказывается на результатах запоминания. Развивая мышление ребенка и его способности пользоваться различными приемами запоминания, можно значительно улучшить продуктивную память. Тест «Узнавание фигур « (тест Берштейна). Ребенку предъявляют для запоминания таблицу, где нарисованы 9 геометрических фигур – эталонов. Тест «Непроизвольное запоминание. 25 картинок» ( Методика З.М.Истоминой). ребенку поочередно показывают 25 картинок с изображением знакомых предметов, животных растений. Время предъявления каждой картинки 3 сек. Сразу после показа всех картинок ребенка просят вспомнить, что он видел.
Тест «Палочковый тест» Гольдщтейна – Ширера (5 – 6 лет). Выявление объема зрительного запоминания, конструктивных умений. Тест «20 слов» (методика М.Г.Бархатовой). оценка развития приемов запоминания. Для запоминания предлагается ряд из 20 слов ( 10 конкретных и 10 абстрактных, имеющих одинаковое число слогов.
Тест «Пиктограммы» (методика Л.В.Занкова). проверка ассоциативного зрительно – словесного запоминания. Внимание, как и память, и воображение, являются сквозным психическим процессом, который участвует в деятельности любого психического процесса и влияет на его продуктивность. Развитые способности внимания у детей – необходимая основа их хорошей обучаемости в школе. Эта особенность складывается из умения длительно и сосредоточенно, не отвлекаясь работать над заданием, удерживать его на нужном уровне, держать в поле своего зрения всю необходимую рабочую информацию, уметь контролировать соблюдение всех условий выполнения какого – либо учебного задания. Тест переплетенных линий (модификация теста Рея). Цифровая таблица Шульте. Школьникам предлагаются по очереди 4 таблицы. На них расположены в случайном порядке числа от 1 до 25. ребенку необходимо отыскивать на таблице числа в порядке возрастания от 1 до 25 и указывать на них карандашом. Тест «Корректурная проба». Проверка способностей распределения внимания. 58.ЗНАЧЕНИЕ ПЕРВЫХ СТАДИЙ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА СЕМЬИ. Молодых людей, создавших семью, ждет не только начало семейной жизни, но и критический период. Здесь решается несколько планов.: физиологический, социальный и психологический. Физиологический план решения жизненной задачи создания семьи предполагает освоение пространства своего тела и тела другого человека. Социальный план – это освоение новых ролей. Воспроизведение в своей семье стереотипов поведения родительских семей – один из наиболее распространенных ошибочных путей решения своей личной задачи. Фантомы социальных ожиданий, идеалов и норм будут вмешиваться в отношения, лишая их непосредственности. Психологический план решения задач семейной жизни проявляется как творчество друг друга и творчество совместной общности – общего дома для двух разных, но единых душ. Познание другого и себя, проявление в другом и себе лучшего – это постоянное экзистенциональное содержание семейной жизни. Создание жизни в новой семье предъявляет повышенные требования к постановке и осуществлению целей, то есть к организации деятельности. Освоение родительской роли важная задача. Надо выяснить для себя и партнера по браку содержание родит роли для себя самого и для него. 27. СЕМЬЯ КАК СИСТЕМА, ЕЕ ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ. Семья как сложное образование становится объектом внимания различных разделов психологии: социальной, возрастной, клинической и т.д. Семья – это исторически конкретная система взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, как малой группы, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью и социальная необходимость в которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения. Семья – это основанная на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества – родительства –родства, и тем самым осуществляющую воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержание существования членов семьи. Дописать 32. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ВНУТРИСЕМЕЙНЫХ КОНФЛИКТОВ. В семье существуют силы сплочения, оказывающие сопротивление изменению структуры, и силы распада, толкающие к изменениям. Конфликт возникает между супругами из-за неудовлетворенности определенных потребностей у одного из них или у обоих. Сысенко выделяет причины: 1. на основе неудовлетворенной потребности в ценности и значимости своего «Я», нарушения чувства достоинства со стороны другого партнера, его пренебрежительного, неуважительного отношения 2. неудовлетворенность сексуальных потребностей. 3. психическое напряжение, депрессии, конфликты, ссоры, имеющие своим источником неудовлетворенность потребности одного или обоих супругов в положительных эмоциях. 4. пристрастие к спиртным напиткам, азартным играм, наркотикам. 5. финансовые разногласия, возникающие на основе преувеличенных потребностей одного из супругов. Вопросы взаимного бюджета, содержания семьи, вклада каждого из партнеров в материальное обеспечение семьи. 6. неудовлетворение потребности супругов в питании, одежде. 7. потребности во взаимопомощи, взаимоподдержке, в кооперации и сотрудничестве., а также связанные с разделением труда в семье, ведением домашнего хозяйства, уходом за детьми. 8. разные потребности и интересы в проведении отдыха и досуга. Теория конфликтности , имеющая в своей основе неудовлетворение потребностей, дополняется системой взглядов на то, что большая группа конфликтов возникает на почве разделения труда, рассогласования в системе взаимных прав и обязанностей в семье. В основе лежит теория ролей. Серьезные конфликты или развод свидетельствуют о том, что в развитии брака наступила особая фаза, что между супругами образовалась дисгармония при удовлетворении каких – то потребностей. Более того, один из супругов блокирует или делает невозможным удовлетворение совместных потребностей. Американский психолог Харли выделил 5 основных потребностей для мужчин и женщин, неудовлетворение которых ведет к конфликтам. Мужчины: половое удовлетворение, спутник по отдыху, привлекательная жена, ведение домашнего хозяйства, восхищение. Женщины: нежность, возможность поговорить, честность и открытость, финансовая поддержка, посвященность семье. Так как потребности различаются ясно, что людям трудно приспособиться. Семейные ссоры порождаются обидами и неспособностью супругов прощать друг друга. 35. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРИЧИН РАЗВОДОВ. Психологически развод – это дестабилизация всего жизненного уклада. Причины роста разводов: изменение функций семьи, успехи в борьбе за равноправие полов, отсутствие негативных стереотипов у разведенных, освобождение от классовых, религиозных и национальных предрассудков, изменение темпа и стиля жизни, дифференцированность жизненного цикла, рост продолжительности жизни, усиление миграционных процессов. Наиболее распространенные факторы, входящие в группу риска разводов: конфликтные отношении родителей одного из супругов совместное проживание с родителями одного из супругов на их жилплощади поздний или ранний возраст вступления в брак деидеализация партнера высокая личностная конфликтность одного или обоих супругов неравный уровень образования и социального статуса супругов профессиональная занятость женщины, в том числе бикарьерная семья вынужденное раздельное проживание супругов измены, сексуальная неудовлетворенность в браке. отсутствие доверия в семейных отношениях бесплодие одного из супругов добрачная беременность
К негативным факторам, которые могут разрушить брак, относят: 1. перегрузки и физическое истощение. 2. злоупотребление кредитом и ссоры по поводу денежных трат 3. эгоистичность 4. вмешательство родителей.
5. нереальные ожидания 6. пьянство и наркотики 51. ХАРАКТЕРИСТИКА СЕМЬИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ. Важнейшими характеристиками семьи являются ее функции, структура ( вопрос №31) и динамика. Функция семьи. Жизнедеятельность семьи, непосредственно связанная с удовлетворением определенных потребностей ее членов, называется функцией семьи. Функций семьи столько, сколько видов потребностей в устойчивой, повторяющейся форме она удовлетворяет. Воспитательная. Удовлетворяются индивидуальные потребности в отцовстве и материнстве; в контактах с детьми и их воспитании. В ходе выполнения воспитательной функции семья обеспечивает социализацию подрастающего поколения. Хозяйственно -бытовая. Удовлетворение материальных потребностей. Эмоциональная. Потребность в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психологической защите. Данная функция обеспечивает эмоциональную стабилизацию членов общества. Функция духовного общения. Совместное проведение досуга, взаимное духовное обогащение. Функция первичного социального контроля. Обеспечение выполнения социальных норм членами семьи. Сексуальная функция. Удовлетворение секс потребностей. Динамика семьи. Функции и структура семьи могут изменяться в зависимости от этапов ее жизнедеятельности. Существуют различные системы выделения основных этапов жизненного цикла. Зарождение семьи, рождение и воспитание детей(заканчивается с началом трудовой деят хотя бы одного ребенка), окончание выполнения воспитательной функции, супруги живут одни или с детьми, имеющие собственные семьи. 36. ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ СЕМЬИ В отечественной психологии известна периодизация Васильевой: 1. зарождение семьи; 2. рождение и воспитание детей; 3. окончание выполнения семьей воспитательных функций; 4. дети живут с родителями, и хотя бы один не имеет собственной семьи; 5. супруги живут одни или с детьми, имеющими собственные семьи. Возможно выделение определенных этапов развития семьи по соответствующим им задачам. добрачное общение. На данном этапе необходимо достигнуть частичной психологической и материальной независимости от генетической семьи, приобрести опыт общения с другим полом, выбрать брачного партнера. брак – принятие супружеских социальных ролей. этап медового месяца. Следует отметить принятие решение в изменении чувств, установление психологической и пространственной дистанции с генетическими семьями, приобретение опыта взаимодействия в решении вопросов организации каждодневного быта семьи, создание интимности, первичное согласование семейных ролей. этап молодой семьи. Решение о продолжении рода – возвращение жены к проф деятельности или начало посещения ребенком дошкольного учреждения. Для данного этапа свойственно разделение ролей, связанных с отцовством и материнством, и их согласование, материальное обеспечение новых условий жизни семьи, приспособление к большим физическим и психологическим нагрузкам, к ограничению активности супругов за пределами семьи. зрелая семья, успешно выполняющая свои функции. Задачи данного этапа определяются созданием новой структуры отношений. Этап заканчивается, когда дети достигают частичной независимости от родительской семьи. семья людей старшего возраста. На данном этапе возобновляются супружеские отношения, придается новое содержание семейным функциям. Периодизация Эриксона: -период ухаживания -брак и его следствие -рождение ребенка -зрелая стадия брака -отлучение детей от родителей Пенсия и старость. 52. ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ СЕМЬИ. Из книги Антонова « Социология семьи». Выделяют следующие направления: эволюционизм, функционализм, биологизм, эмпиризм, сциентизм. Эволюционный подход. Баховен разработал концепцию гетеризма, через который прошли все народы в направлении к индивидуальному браку и семье, основанной на материнском праве и высоком положении женщины в обществе. Исследователи пришли к мысли, что первой формой рода был материнский род, основанный на коллективном хозяйстве и экзогамно – эндогамных брачных отношений. Этот подход исходит из теории изначального промискуитета, сменяющегося экзогамным материнским родом. Отношения развиваются в прогрессивном направлении. Брак может рассматриваться как выражение архетипического начала. Функциональный подход. Семейные отношения являются производными от образа жизни семьи и семейного уклада, обусловлены социокультурными функциями семьи и строятся на системе социокультурных ролей, связанных с браком, родством и родительством. Представители занимались поиском механизмов сплочения семьи, роли каждого члена, на взаимосвязи разводов и самоубийств. Функционализм признает брачные отношения лишь при появлении беременности и рождении ребенка. Смена исторических форм семьи, возникновение экзогамии выводится из табу инцеста. Табу рассматривалось как средство функциональной интеграции семейных отношений. Большое внимание уделяется анализу исторического перехода семейных функций к другим социальным институтам. Ключевым моментом выступает ответственность. Мера ответственности способна задавать динамику семейных отношений. Этологический подход. Представители этого подхода оперируют главным образом методами сравнительной этологии, разбираясь в скрытых, часто рудиментарных инстинктивных основах поведения человека. Исторический подход застал человечество с 4 системами брачных отношений: групповым браком, полигенией и моногамией, полиандрия. Обнаружена кардинальная разница в биологических мотивах брачного поведения полов, открыты явления инверсии доминирования в период брачных отношений, избыточная гиперсексуальность. Эмпирический подход. Семья рассматривается как малая социальная группа, имеющая свою историю возникновения, функционирования и распада. Семейные отношения строятся на эмоциональной близости членов семьи, на их потребностях и влечениях. Сциентический подход. Семейные отношения рассматриваются в нем во взаимосвязи личности и общества. К создателям и сторонникам относят Джемса, Кули, Томаса, Пиаже, Фрейда. Межличностные отношения, Я и Другой, значимый характер близких отношений, семья как «единство взаимодействующих личностей» - вот ключевые моменты теорий сциентистской социально – психологической направленности. 38. ВНУТРИСЕМЕЙНАЯ КОММУНИКАЦИЯ КАК ПРОБЛЕМА ПСИХОТЕРАПИИ. Нарушение межличностной коммуникации в семье могут выступать в качестве существенного источника психической травматизации личности прежде всего потому, что приводят к развитию конфликтного взаимоотношения в семье основные направление коррекции процесса коммуникации в семье – это психотерапевтические мероприятия, направленные на осознание места коммуникации в семье и ликвидацию нарушений эмпатии.
Основные виды нарушений коммуникации. Концепция отклоненной коммуникации в семье. Исследования выявили многочисленные случаи искаженной коммуникации( вместо диалога – монологи). Отсутствие зрительного контакта. Неожиданные выходы из контакта, когда общающийся член семьи просто забывает о процессе общения.
Парадоксальная коммуникация: двойной зажим. Если одновременно по коммуникационному каналу следуют два взаимоисключающих сообщения и каждое из них должно быть воспринято как истинное. Занимая большое место в общении с детьми, она может оказывать патогенное влияние. Замаскированная коммуникация. В целом сводится к маскировке, затушевыванию того, что происходит в семье: один член семьи подтверждает содержанием того, что говорит и что действительно ощущает другой, но в то же время отвергает интерпретацию, которую тот предлагает. Основная функция – сохранить статус- кво, а способ – неверное сообщение о причине того, что произошло. Для анализа связи психической травматизации личности с особенностями процесса межличностной коммуникации необходимо выяснить: 1. Коммуникационную проблему. Речь идет о разнообразных потребностях, удовлетворение которых зависит от другого супруга(потребность в любви, симпатии, в помощи, в уважении). 2. Коммуникационный барьер. Особенности члена семьи, имеющего потребность, и других ее членов( от действия которых зависит ее удовлетворение) или особенности их взаимоотношений, в силу которых передача информации оказывается затрудненной. 3. Дефицитная информация – информация, прохождение которой по коммуникационному каналу предупредило бы возникновение психотравмирующего семейного нарушения. Причины возникновения нарушений: перегрузка коммуникации побочными функциями. нарушение представления об адресате коммуникации как коммуникационный барьер. Искаженное представление о другом члене семьи может стать серьезным препятствием для взаимопонимания при общении. Психотерапевтическая коррекция. Не первом этапе проводится обследование с помощью тестов, беседы, наблюдения, проективных методик. На втором этапе сформировать у члена семьи умение распознавать ситуации, в которых проявляется пробел эмпатии. На третьем – выполнение специальных упражнений по усилению эмпатии к качествам, по распознаванию которых имелся пробел. 40. СИСТЕМНАЯ СЕМЕЙНАЯ ПСИХОТЕРАПРИЯ. Это широко представленное направление. Представители – Сельвини –Палоццоли, Минухин, Маданес. На развитие этого направления оказали положения общей теории систем. Семья рассматривается как целостная система, которая стремится как к сохранению сложившихся связей между элементами, так и их эволюции. Семья как живая система обменивается информацией и энергией с внешней средой. В такой системе колебания помогают обрести новый уровень сложности и дифференцированности, обычно сопровождаясь реакцией, возвращающей систему в ее устойчивое состояние. Когда колебания усиливаются, может наступить кризисное состояние, трансформация которого приведет систему на новый уровень функционирования. На протяжении своего существования семья проходит кризисы развития. Именно на этих участках семьи неспособны разрешать новые проблемы прежними способами и поэтому встают перед необходимостью усложнять свои приспособительные реакции. Семьи выполняют свои функции с помощью определенных механизмов: структуры семейных ролей, семейных подсистем и границ между ними. Структура семейных ролей предписывает членам семьи – что, как, когда, и в какой последовательности они должны делать, вступая в отношения друг с другом. В нормальных семьях структура семейных ролей целостная, динамичная и носит альтернативный характер. Если потребности членов семьи в рамках сложившейся структуры не могут быть удовлетворены, то предпринимаются усилия для поиска альтернативных вариантов выполнения семейных ролей. Семейные подсистемы – это более дифф совокупность семейных ролей, которая позволяет избирательно исполнять определенные семейные функции, обеспечивать жизнедеятельность семьи. Один из членов семьи может быть участником нескольких подсистем - родительской, супружеской, детской, мужской, женской. Границы между подсистемами – это правила, которые определяют, кто и каким образом выполняет семейные функции. В нормальных семьях они ясно очерчены и проницаемы. Основные шаги семейной системной психотерапии: 1. объединение психотерапевта с семьей, присоединение его к предъявляемой семьей структуре ролей. 2. формулирование психотерапевтического запроса. 3. реконструкция семейных отношений. 4. завершение психотерапии и отсоединение. 31. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СЕМЕЙНОЙ СТРУКТУРЫ. Структура семьи – это состав семьи и число ее членов, а также совокупность из взаимоотношений. Анализ структуры семьи дает возможность ответит на вопрос, каким образом реализуется функция семьи: кто осуществляет в семье руководство и кто является исполнителем, как распределены между членами семьи права и обязанности. С точки зрения структуры, можно выделить семьи, где руководство сосредоточено в руках одного члена семьи, и семьи, где явно выражено равное участие всех членов в управлении. В первом случае говорят об авторитарной системе отношений, во втором – о демократическом. Различной структура может быть в зависимости от того, как в ней распределены основные обязанности. Наиболее распространенная структура семьи в нашем обществе – это семья, включающая взрослых и детей. В большинстве случаев семьи ориентированы на равномерное распределение обязанностей, а также равномерное участие в решении всех семейных проблем. Нарушение структуры семьи – это особенности, которые затрудняют или препятствуют выполнению семьей ее функций. Вопрос, что является нормой, а что нарушением – один из трудных вопросов. 61. ПСИХОДИНАМИЧЕСКИЙ И ПОВЕДЕНЧЕСКИЙ ПОДХОДЫ . Специалисты – психоаналитики перенесли внимание с инстинктов на объектные отношения, младенческую зависимость и неполное развитие Эго. Глубинной причиной возникновения психического заболевания стал считаться страх объектных отношений, который может появиться в раннем детстве. Цели психотерапии – изменить личности участников психотерапии таким образом, чтобы они были в состоянии взаимодействовать как целостные здоровые личности на базе нынешней реальности, а не на базе неосознаваемых образов прошлого, то есть научиться различать паттерны эмоционально – поведенческого реагирования, обслуживающие потребности члена семьи в ситуации здесь и теперь от паттернов, возникших в глубоком детстве. Техники: в классическом психоанализе используется для терапевтических изменений конфронтация, кларификация, интерпретация и переработка опыта. Возможно подключение других техник. Интерпретация содержит контекстуальное восстановление разрозненных высказываний пациента с целью соприкосновения его с сущностью переживаний. Основной принцип поведенческой терапии заключается в том, что поведение подкрепляется его последствием. Поведенческий паттерн будет сопротивляться изменениям во всех случаях, кроме тех, когда возникнут более благоприятные последствия. Терапевты не интересуются историей семьи, их больше волнует анализ последовательности поступков. При таком подходе «хорошие семейные отношения» - -это такие, при которых происходит обмен приятным поведением. Причины, обусловливающие супружескую дисгармонию: супруги получают в браке мало подкреплений, мало удовлетворяются потребности, подкрепление в браке не приносит удовлетворения, внебрачные источники удовольствия конкурируют с брачными, информация о потенциальных источниках удовольствия неадекватна.
Наиболее распространенной техникой является поведенческий тренинг родителей. Психотерапевт переформулирует представления клиента л сущности проблемы и возможных путях ее решения. Этот тренинг преследует цель повышения компетентности в вопросах воспитания детей, распознавания и модификации паттернов эмоционально – поведенческого реагирования. Все техники поведенческой психотерапии разделены на 3 группы: техники, основанные на использовании оперантного обусловливания
шейпинг(формирование), жетонная система( вознаграждение), контрактная система, обмен изменениями за вознаграждение, тайм – аут. техники, основанные на респондентном обусловливании систематическая десенсибилизация, тренинг самоутверждения, аверсивная психотерапия, сексуальная психотерапия. когнитивно – аффективные техники «остановка мыслей», рационально – эмоциональная терапия, моделирование, реатрибуция( перераспределение). В качестве подкрепляющих факторов выступают вещественные стимулы и социальные. 39.МЕТОДИКА СЕМЕЙНОЙ СОЦИОГРАММЫ ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ СЕМЕЙНОЙ СТРУКТУРЫ. Эта методика может использоваться в семейной психотерапии для экстарнализации неосознаваемого контекста между членами семьи. Тест позволяет выявить положение субъекта в системе межличностных отношений и, кроме того, определить характер коммуникаций в семье – прямой или опосредованный. Испытуемым дают бланк с нарисованным кругом диаметром 110 мм. Инструкция: «перед вами на листе изображен круг. Нарисуйте самого себя и членов семьи в форме кружков и подпишите имена». Критерии оценки результатов: число членов семьи, величина кружков, расположение кружков относительно друг друга, дистанция между ними. Идет сопоставление членов семьи изображенных испытуемым с реальным. Кто – то не попадет в круг или будет забыт, или вместо члена семьи будет домашнее животное. Величина кружков других членов говорит об их значимости в глазах испытуемого. Расположение испытуемым своего кружка в центре круга может говорит о его эгоцентричности, а помещение себя внизу остальных может указать на переживание отверженности. Удаленность одного кружка от других может свидетельствовать о конфликтных отношениях в семье, эмоциональном отвержении. Слипание говорит о недифференцированности «Я» у членов семьи. 72. МЕТОДИКА СЕМЕЙНОЙ ГЕНОГРАММЫ. Позволяет в виде графической схемы изобразить родственные связи в семье. Психотерапевт предлагает каждому члену семьи изобразит графически свое представление о семье с помощью определенных символов. Генограмма включает имена и возраст всех членов семьи. В ней даются даты рождения, смертей, браков, разводов и разрывов отношений. В свою очередь, психотерапевт на основании расспросов и наблюдений составляет генограмму семьи. Для графической конкретизации психологический коммуникаций в семье используется ряд условных обозначений. Степень тесноты связи (привязанность, психологическая зависимость), проявляемая одними членами семьи по отношению к другим представлена линиями: двойная – очень тесная связь, сплошная одинарная – тесная, пунктирная – слабая, слабопунктирная – очень слабая. Степень выраженности конфликта между членами семьи представлена вертикальными линиями: 1, 2, 3. Направление связи – кто по отношению к кому проявляет обозначенные чувства – указывается стрелкой. Это графический метод представляет большую диагностическую информацию.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Банк как субъект привлечения иностранных инвестиций в регион (на примере КБ "Центр-Инвест")
Реферат Рынок труда в сельском хозяйстве
Реферат Организация боевых действий подразделений войск ПВО СВ (Методические указания к самостоятельной работе студентов под руководством преподавателя по тактико-специальной подготовке)
Реферат Монтаньяры
Реферат Отраслевая структура промышленности Белоруссии и направления ее совершенствования
Реферат Анализ и совершенствование хозяйственной деятельности ООО "Спектр"
Реферат Свидетели Иеговы Их организация и деятельность
Реферат Аржан, Жан-Батист
Реферат Представления о строении и развитии личности в гуманистической психологии
Реферат Анализ противотуберкулезных мероприятий проводимых медицинской сестрой в санаторной школе-интернате
Реферат Розвиток філософських понять часу і простору у контексті міждисциплінарних досліджень у кінці
Реферат Фундаментальные принципы морали
Реферат Проведение специальной обработки территорий, зданий, сооружений и людей в ходе ликвидации радиоактивного, химического и бактериологического заражения
Реферат Государственный бюджет как инструмент государственного регулирования 2 Государственный бюджет
Реферат Absurd Hero Essay Research Paper Albert Camus