Реферат по предмету "Педагогика"


Игры со словом и рифмой

Пусть слово живое твойразум и сердце разбудит,
Введёт тебя в миркрасоты.
\ З.И. Романовская\.
Все мы прекрасно знаем, чтоигра – это основной вид деятельности детей дошкольного возраста, метод ребёнкав познании мира. Во время игры ребёнок учится общаться со сверстниками,подчиняться правилам, уступать, доказывать своё право в выборе игры. Причины,которые побуждают ребёнка играть, — это, прежде всего любопытство и потребностьактивно действовать. И одна из основных задач педагога – постоянно поддерживатьи развивать эти побуждения. Во что играть – этот вопрос имеет ещё большеезначение, чем где и с кем.
Слово – могучийинструмент, которым владеет человек. Умный педагог всегда следит за содержаниемигр, что ведут дети. Поэтому, при разработке заданий, игр и упражнений,направленных на овладение ребёнком словообразовательной системой русского языкаи на формирование правильного употребления слов, их осознанного выбора,определяемого содержанием высказывания и условием общения, педагог обязанопираться на работы учёных, занимающихся проблемами образной речи,словообразования., изучающих значение выбора языковых средств для произвольноговыстраивания связного высказывания, исследующих связь между практическимовладением родным языком и элементарным осознанием явлений языка и речи.
Формирование связноймонологической речи у детей дошкольного возраста во многом зависит от того,насколько они владеют словообразованием, грамматическим строем, нормами родногодля них языка. Умение найти наиболее адекватные языковые средства, т.е. слова исловосочетания, развивается одновременно с такими качествами, как точность,образность и правильность речи. Необходимость обучения работе со словом какэлементом языка\его звуковой, смысловой, грамматической сущностью\ рассматриваетсякак важнейшее условие формирования связной речи и развития творчества детей.
Перед обучением,направленным на формирование у детей представления о синонимах, антонимах,многозначных словах, роли суффиксов в смысловых оттенках значений родственныхслов и точности слово-употребления, необходимо знать, как дошкольникииспользуют в самостоятельном высказывании разные части речи, насколько точноориентируются в смысловых оттенках слов и т.д.
Занимаясь с детьми,материал занятий по звукопроизношению нужно увязывать с материалом занятий поформированию лексико-грамматических средств языка, и наоборот. Такая работаможет проводиться как на занятиях по развитию речи, так и вне занятий, в разныхвидах деятельности. Подобная практика даёт хорошие результаты, а это в нашейработе главное.
Большое значение в работес детьми отводится играм со словом\ ведь игра – основная форма деятельностидошкольника\.
Игры можно включать вофронтальные и подгрупповые занятия, успешно использовать в индивидуальнойработе с детьми при автоматизации звуков. В играх, помимо работы надзвукопроизношением, происходит закрепление обобщающих понятий, активноерасширение словаря, активизация уже имеющегося словаря, формирование исовершенствование навыков словообразования и словоизменения, дифференциациюсогласных звуков. В игровых заданиях закрепляется понимание, значениеоднокоренных слов\ существительных: заяц – заинька – зайчишка – зайчище;глаголов: смеяться – засмеяться – высмеять; прилагательных: умный – умненький\,слов из синонимических рядов\ бежать – мчаться, пришли – приплелись;прилагательных: большой – огромный, умный – рассудительный\, словосочетаний, вкоторых слова употребляются в переносном смысле/ лес дремлет, золотые руки\.
Задания и игры направленына выяснение того, как дошкольники ориентируются в смысловых оттенках слова всловосочетаниях и предложениях.
Цель заданий – выявить,как дети используют оценочную лексику при составлении самостоятельного связноговысказывания.
Некоторые дошкольники ибез специального обучения понимают оттенки значений слов, зависящие отсуффиксов и приставок; чувствуют, как меняется значение слова в зависимости отконтекста; знают разные значения многозначных слов и словосочетаний. Нобольшинство, не умеют выбирать адекватные языковые средства при составлениисвязных высказываний на предложенную тему, что позволяет сделать вывод:необходимо целенаправленное обучение словообразованию и точномусловоупотреблению.

Дежурство по столовойможет определять считалка:
Чищу овощи для щей,                   Да капустный кочешок.
Сколько нужно овощей?             Потеснись-ка ты, капуста,
Три картошки, триморковки,   От тебя в кастрюле густо!
Луку полторы головки,               Раз, два, три, огонь зажжён —
Да петрушки корешок.                Кочерыжка, выйди вон!
Ложимся спать, детипросят рассказать сказку. „ Какую сказку? Да, пожалуйста! ”
Жил-был царь Ватута.
Вот и вся сказка тута.
или:
Жили-были два павлина-
Вот и сказки середина.
Жили-были два гуся-
Вот и сказка вся.
Дети возмущаются: „ Вынам не сказку рассказываете, а присказку ”. Верно. Да ведь без присказки,
Что без полозьевсалазки!
Благотворное иразвивающее влияние сказки на ребёнка ни у кого не вызывает сомнения. Именно сосказки начинается приобщение к миру большой литературы. Мир детства и мирсказки-совсем рядом, они не возможны друг без друга. Имеет смысл читать детямперед сном небольшую часть литературного произведения. Возможно, сон к ребёнкупридёт гораздо быстрее. И так:
Зачинается рассказ отИвановых проказ.
И от Сивки, и отБурки, и от вещего каурки.
Конь со златой уздысорвался, прямо к небу поднимался.
Выше леса мчитстоячего, ниже облака ходячего.
Гром по небупрокатился, месяц тучею закрылся…
Мчит по небу коньстрелой навстречу туче грозовой.
Ходит туча и сверкает,гром по небу рассыпает…
Это присказка, пожди:сказка будет впереди.
Дальше читаем главупроизведения или часть её.
Поспали, встали.Допустим, по плану в режиме дня, театрализация сказки „ Гуси-лебеди ”. И тут необойдётся без потешек, прибауток, шуток.
1. Как у наших у воротсобирается народ.
Все со скрипочками дас балалаечками.
Гармоника играет,заливается-
Наш спектакль начинается!
\ Готовый сценарий можнонайти в Д\В №5.2002г \.
2. При царе, да пригорохе
Озорные скоморохи
По дороге в балаган
Потеряли барабан.
В бубен заиграли
В ложки ударяли
Ой, жги-говори
Заиграли ложкари.
3. Гармонист гармоньберёт
И гармонь для нас поёт
Так играет и поёт
Собирает хоровод.
Разработанную учёнымисистему игр и упражнений, занимавшихся проблемами речи, можно представить ввиде шести серий разнообразных заданий.
Первая серия –образование существительных с увеличительными, уменьшительными и ласкательнымисуффиксами, например: дом – домик – домище.
Различать оттенкизначений слов, зависящих от суффиксов, учат в игре „ Подбери, слова — родственники”, например: „ Я говорю « рука», а вы – ручка, рученька, если онамаленькая, или ручища, если она большая”. Рекомендуемые слова для игры:названия предметов, явлений природы, животных, членов семьи.
Естественно, что детиделают ошибки в словообразовании, что вызывает соответствующую эмоциональнуюреакцию, а в итоге заставляет прийти, \ причём иногда самостоятельно \ квыводу: ТАК говоря, а ТАК нет. Кроме того, направляемые педагогом, дошкольникиначинают понимать, что у одних слов много „ родственников”, а у других – малоили совсем нет.
Вторая серия – различениезначений глаголов, определяемых приставкой. В игре „ Я начну, а ты закончи”,дети должны использовать глаголы с противоположным значением, например: утроммы пришли в гости, а вечером…ушли.
Эта игра побуждает детейиз многообразия приставок выбрать нужную по условиям контекста, вслушиваться взвучание однокоренных слов, почувствовать, в чём сходство, а в чём различиемежду ними.
Третья серия –образование прилагательных с помощью суффиксов и приставок. Обучение пониманиюсмысловых оттенков значений прилагательных, образованных с помощью суффиксов:-еньк-, -оньк-, оват-, -еват-, -ющ-, -енн-, ейш-, рекомендуется проводить вигре „ Как сказать лучше”, например: волк злой, а волчище…\ злющий \. Игра „Как сказать по другому ” побуждает детей выражать большую меру признака путёмповторения исходной формы прилага- тельного или прибавления приставки пре-,например: этот человек очень добрый…\ добрый – добрый, добрый – предобрый \ ит.д.
Надо заметить, что всловообразовании прилагательных, которые появляются в лексике детей позже, чемсуществительные и глаголы, встречается много ошибок \ «больноватый зуб»,«стрелятельный пистолет»\, поэтому включение в активный словарь прилагательныхс различными суффиксами имеет особенно важное значение. Кроме того, именно спомощью прилагательных ребёнок выделяет в окружающем его мире те качества,которые для него наиболее значимы, а уменьшительно – ласкательные суффиксыпомогают ему выразить своё отношение к взрослым и сверстникам.
Экспериментируя сословом, дети начинают ориентироваться в нормах словообразования, что постепенноприводит к исчезновению соответствующих ошибок и неточностей.
Четвёртая серия заданий –подбор антонимов. Их цель – выявить, насколько точно понимается значение слова,о чём свидетельствует правильно выбранный антоним. Детям предлагают закончитьпредложение, начатое педагогом, например:\ один теряет, а другой…находит\ ит.д.
Пятая серия заданий –подбор синонимов к отдельным словам и словам в словосочетаниях. Сначала детямпредлагают найти синонимы к глаголам:\ реветь – плакать, мчаться – нестись\ ит.д. Более сложное задание закончить предложение выбрав близкое по значениюприлагательное: мальчик молчаливый, а девочка...\ неразговорчи- вая \. Ещёсложнее задание – подобрать синонимы к прилагательным в словосочетаниях:отважный солдат \храбрый, смелый\. Наиболее типичная ошибка детей –употребление прилагательных „ хороший ” или „ плохой ” вместо поиска синонимов.
Шестая серия заданий –подбор антонимов и синонимов к многозначным словам \ прилагательным и глаголам\ и словам с переносным значением. Детям предлагается продолжить предложения,при этом в них интонационно выделяются слова, к которым следует подобратьантонимы. Этими словами являются многозначные прилагательные, значение которыхопределяется контекстом: Ручей мелкий, а речка …\глубокая\.Кашу варят густую, асуп \жидкий\. Лес может быть густой, а может быть и –редкий\.
Дошкольники допускаютмного ошибок при подборе антонимов к многозначным прилагательным \ так, ониговорят: „ Пластилин мягкий, а камень жёсткий, прочный, крепкий ” \вместо „твёрдый ” \; при подборе антонимов, испытывая затруднения, просто прибавляют „не ” к прилагательному, \ например: немягкая, немелкая, негустой и т.д.\.
Речевые упражненияцелесообразно сочетать с заданиями по подбору к многозначным глаголам иприлагательным
Соответствующихсуществительных, например: кто или что бежит, ползёт, летит, растёт, плывёт ит.д. Надо отметить, что эти задания вызывают особый интерес, а правильныйподбор слов свидетельствует о том, что в результате целенаправленной работы надмногозначными словами, тема усваивается детьми значительно успешней. Организуяречевые игры и упражнения, желательно, чтобы они были непродолжительными,вызывали интерес ,\ для этого используются, элементы соревнования, призы дляособо отличившихся\, чтобы развивали реакцию на речевую ситуацию и формировалинавыки контроля за своей и чужой речью.
Речевые игры развиваютактивный словарь дошкольников, и подготавливает почву для формированиямонологи- ческой речи. Можно также констатировать, что работа со словомпомогает сформировать у детей интерес к словесному творчеству, в том числе ксочинению рассказов и сказок, к использованию разнообразных средств дляпридания повествованию выразительности, к поиску наиболее соответствующихситуации слов, а словесное творчество в свою очередь способствует овладениюсмысловыми оттенками значений однокоренных слов, совершенствованиюграмматического строя, пониманию и употреблению синонимов, антонимов,многозначных слов, точности употребления.
Приобретённые в результатеигрового обучения навыки умения точного употребления слов и словосочетаний впрямом и переносном смысле позволяют дошкольникам свободно оперировать лексикойи грамматическими формами в самостоятельном высказывании на любую тему, чтоявляется неотъемлемым свойством речевой культуры в целом. Не маловажную роль вразвитии полноценной речи детей играют упражнения и игры с рифмой и звуком. Ктоиз взрослых не замечал, как любит играть со звуком ребёнок? Стихотворение –самый доступный для детей текст. Малыш, ещё не умеющий говорить, охотно киваетв такт ритмичным словам, которые произносит взрослый. А когда слышит одно и тоже стихотворение несколько раз, то вместе с взрослым тянет, гласные звуки илипроизносит доступные ему слоги.
Многие из нас, закончив школу,забывают когда — то любимые стихи, но, став взрослыми, легко извлекают изглубин памяти бесхитростные строки Агнии Барто: „ Мишка косолапый…”. И,укладывая ребёнка спать, напевают ему гениально простое: „ Баю – баюшки – баю”.
Поэзия души – это значит,что сама природа вдохнула в нас красоту стиха. Надо только помочь ребёнкууслышать поэзию своей души. Чувство ритма, мелодичность, напевность – основныекачества стихов детей. Дети растут, и вот они уже способны понять стихи.Конечно, при условии, если он привык к стихотворной речи. А она, эта речь,внутри каждого. Надо только напомнить об этом, показать, как ею пользоваться.Заучивание стихотворений тренирует память детей, расширяет кругозор, развиваетречь, способствует более лёгкому усвоению знаний. Недаром многие детские поэтыв стихотворной форме преподносят юным читателям азбуку, счёт, знания обокружающем мире. Ритмичность и слаженность стихотворных строк способствует ихбыстрому запоминанию, так как дети могут сопровождать текст движением \ постукиваниеноском ноги, покачивание ноги или руки, пластичные движения, изображающие то, очём говорится в тексте \. Движение, слово, картина – всё это вместеактивизирует нервные окончания в коре головного мозга, что помогает детямвоспроизвести нужный стихотворный текст, а значит, и знания, которые он несёт всебе.
Порой мы не помним авторастихотворных строк, но сами они долго живут в нашей памяти, например:
Красный свет зажёгся –стой!
Путь закрыт передтобой.
Жёлтый свет зажёгся –жди!
На зелёный свет – иди!
Стихотворные тексты легкозапоминать и взрослым, и детям. Они помогают привлечь внимание, организовы-ватьдисциплинировать детей. Не надо постоянно напоминать: вытирайте ноги при входев помещение. Подходите к коврику, произнося первую строку: Видишь коврик упорога?
и дети дружно продолжат:
Он постелен неспроста:
Вытирай почище ноги —
Будет в доме чистота!
И пойдут по коврикуритмично, с удовольствием вытирая ноги. Получается, что дети сами, безпринуждения вспоминают текст и машинально сопровождают его нужными движениями.А когда ребёнок действует не по принуждению, самостоятельно, то результатполучается лучше.
Кто же из детей не любитбаловаться! Можно соединить баловство с серьёзным делом, например с умыванием
Кран, откройся! Нос,умойся!
Мойтесь сразу, обаглаза!
Мойтесь, уши, мойся,шейка…
Шейка, мойсяхорошенько!
Мойся, мойся,умывайся!
Грязь, смывайся!Грязь, смывайся!
Попробуем прожить одиндень в детском саду со стихами, потешками, приговорками, считалками – день врифму.
Утро. Ситуация: мальчик плачет, не хочетрасставаться с мамой. Воспитатель подходит и ласково говорит:
Митенька, Дмитрий,слёзыньки вытри.
Расти большой, не будьлапшой!
\Э.Котляр\.
И вот он уже улыбнулсясквозь слёзы и идёт в группу.
Ситуация: девочка идёт вгруппу и прячется за маму. Опять выручает Эмиль Котляр:
Наша – то Наташа – то,совсем не то, что ваша – то.
Ваша – то – крикунья,наша – то – певунья.
Наша рукодельница, а увас бездельница.
Наташа от удивленьяшироко раскрыв глаза, не ожидая такого подвоха, про слёзы забыла. Ну вот, вродевсе собрались, пора завтракать, но сначала надо умыться. Заходим в умывальню ихором просим:
Водичка, водичка! Умойнаше личико,
Чтобы глазки блестели,чтобы щёчки горели,
Чтоб смеялся роток,чтоб кусался зубок!
Завтрак. Многие дети унылым взглядомокидывают кашу. Надо их подтолкнуть к действиям. „ Дети, вы знаете, кто намсегодня кашу варил? \ Повар \. А вот и нет! Это сорока! ” Удивлённые глаза,смеющиеся глаза, не понимающие глаза… „А ну-ка приготовили ладошку и пальчик”.И большинство сразу с воспитателем начинают потешку, а остальные потомприсоединяются:
Сорока, сорока! Гдебыла? Далёко.
Кашу варила, детоккормила,
На пороге скакала,всех угощала:
Ванечке дала, Танечкедала… \ перечисление детей \.
Не обижайте сорочьеготруда
Кашу до донышкасъедайте всегда!
Ну, кто же обидиттруженицу – сороку?!
Занятия. Тут стихотворные загадки, стихи,песенки, потешки – всё идёт в ход. Например: рисование можно начать с такогостихотворения:
Речка красная, речкасиняя, и зелёная, и красивая…
Может, радугаопустилась, разноцветной рекой
притворилась?
Но всмотрелисьребятишки, рассмеялись
девчонки, мальчишки:
Это краски рекойпобежали, для того чтобы все
рисовали!
\ Т.Хитрова \.
Занятие поконструированию. Надо построить дом. Пожалуйста!
Мыстроим дом, мы строим дом.
Смотрите:стены, окна, крыша…
Мыстроим дом, мы строим дом.
Пусть все вокруг обэтом слышат.
Мыстроим дом, он будет нужным.
Смотрите, вот крыльцои двери…
Мыстроим дом, он будет дружным!
Мы в это очень – оченьверим.
\ Т.Хитрова \.
 
Прогулка. Идём в раздевалку.
Что оденем мы сначала?Ножки.        А последней, а последней,
Надеваем штанишки исапожки.         Знаем мы как дважды два,
Что оденем мы потом?Руки.              Одевается, конечно
А на них наденем кофтыи куртки.     На прогулку голова!
\ Т.Хитрова \.
На улице дождик.… Ну чтож! Идём под навес. И храбро кричим дождику:
Лейся, лейся, дождик,дождик!
Я хочу расти, расти!
Я не сахар! Я некоржик!
Не боюсь я сырости!
\ В.Левин \.
Но вот дождик прошёл, ина участок пришёл кот, лёг у забора.
Для чего коту усы?                    Для чего глаза коту?
Ну конечно, для красы!            Видеть днём и в темноту.
Для чего котишке уши?              Головакоту для чего?
Шевелить ими ислушать.           Думать обо всём и про всё!
Для чего котёнку нос?                Вот так голова у кота:
Нюхать, где же пёсБарбос.        Поважнее ног и хвоста!
\ Т.Хитрова \.
Давайте поиграем вподвижную игру „У медведя во бору”. Нужно посчитаться:
Раз, два, три, четыре,пять.
Будем мы словасчитать.
Зайка, зонтик, змей,корзина,
Ваза, воздух и резина,
Зубы, козлик и тазы,
Зоопарк, завод, возы.
Посчитай-ка, неленись,
Да смотри, не ошибись.
Собираемся в группу.Укого-то руки в песке, у кого-то одежда.… Ну-ка приготовились:
Ручками похлопаем,
Ножками потопаем.
Постучим немножко
Ножкой об ножку.
Посмотрели,отряхнулись
И друг другуулыбнулись!
\ Т.Хитрова \.
Заходим в группу. Кто-тоупал, кого-то толкнули — вот и ссора. Вспоминаем стихи:
Петушки распетушились,но подраться не решились.
Если очень петушиться,можно пёрышек лишиться.
Если пёрышек лишиться,нечем будет петушиться.
\ В. Берестов \.
В ожидании родителейможно поиграть в словесные игры. Например, скороговорки. \Медленно, быстро,очень быстро \.
1. ОкоЛО КоЛа бьют вКоЛоКоЛа.
2.ВоЖЖи Из коЖИ в Хомут ВхоЖИ.
Дразнилки:
1. Антошка-картошка,соломенная ножка, сам с ноготок, голова с локоток.
2.Лёшка-лепёшка, голова с лукошко, шапка с колышком, ноги брёвнышком.
Загадки:
1. Я в красной шапочкерасту
Среди корней осиновых,
Меня узнаешь заверсту,
Зовусь я …\ подосиновик \.
2. В реке большаядрака-поссорились два… \ рака \.
Игры со звуком:
1. СА-СА-СА…на носусидит оса.
Сы-сы-сы…не боимся мыосы.
Су-су-су… прогоняем мыосу.
2. Ши-ши-ши… что-тошепчут камыши.
Ше-ше-ше… это утка вкамыше.
Ша-ша-ша… выходи изкамыша.
Поиграли, теперь можно ипотрудиться:
„ Дети, смотрите!Заболела эта книжка: изорвал её мальчишка.
Я больную пожалею: явозьму её и склею! ”
\ Б.Заходер \.
Собираемся на вечернююпрогулку, пересказываю стихотворение Д.Хармса, прошу детей подобрать слова содинаковыми окончаниями.
„ Очень страшная история”.
Доедая с маслом булку,братья шли по…переулку,
Вдруг на нихиз…переулка, пёс большой залаял…гулко.
Сказал младший:„ Вотнапасть, хочет он на нас…напасть.
Чтоб в беду нам не…попасть, псу мы бросим булку в …пасть.
Всё окончилосьпрекрасно. Братьям сразу стало…ясно,
Что на каждуюпрогулку, надо брать с собою…Что? \ Булку\.
Вышли. Весна! Наблюдениеза первыми почками на деревьях. Как довести до сознания детей, что нельзяломать ветки с этими милыми пушистиками? Беру листок, подзываю детей.Послушайте!
На ветке появиласьпочка, пушистый маленький комочек.
Быть может, это веткидочка, а может, дерева сыночек.
Укрылся шубкою лохматойот тёмных и холодных ночек.
Сыночек дерева ильдочка-зелёный бархатный листочек.
Не надо ветки гнуть сдеревьев! Не надо рвать пушистых почек!
Ведь он такой же сыниль дочка, как ты, хотя он и листочек.
Дети слушают тихо-тихо,обдумывают услышанное. Не всегда легко найти стихотворение или фольклорныестроки, подходящие к нужному моменту, поэтому, планируя свой рабочий день,желательно подобрать хотя бы 3-4 высказывания, стишка, которые придут к вам напомощь, и пополнят речевой запас детей.
Быть может, хотя бы одинребёнок, применит в быту полученные знания. А удивлённые родители потомрассказывают: „ Вы знаете! Мой сын, прежде чем войти в квартиру, долго вытиралноги и шептал какие-то стихи
Очень нервничал, чтоплохо помнит их. Вы не знаете, что это за стихи? ” Неужели вас это не порадует?Значит всё- таки есть возможность через стихи, привить детям необходимыезнания, умения и навыки.
Понаблюдали, а теперьпоиграем:
Мяч волшебный, помоги!Звук нам в слово позови!
Скажем ласково, и вотзвук к нам в слово и придёт.
Здесь был НОС, а сталвдруг НОСИК!
Был здесь СТОЛ, а этоСТОЛИК.
Взрослый-СОМ,малышка-СОМИК,      
Папа-ГНОМ,сынишка-ГНОМИК.
Каждый должен мячпоймать,
Слово ласково сказать.
Кто-то из детей достаётиз кармана сладости, остальные тут как тут. Ребёнок расстерялся-на всех нехватит, приходит на выручку дразнилка: Ходит, ходит попрошайка. Просит, просит:„ Дай-ка, дай-ка,
Дай кусочек пирожка, дайглоточек молока,
Полкотлетки, полсосиски,полконфеты, полредиски…\ можно предложить детям придумать слова, начинающиеся спол.., пол…, пол….Возможно, кого-нибудь из детей и пристыдит дразнилка.
Качаемся на качелях:
Ой-да, ой-да, ой-да,ух! Я лечу, лечу, как пух!
А на встречу мнелесок, и неба тёплого кусок,
И в речке синяя вода!Ой-да, ой-да, ой-да, да!
Речки светлая струяизогнулась как змея.
Вьётся так, и вьётсясяк, и вползает в березняк.
Ой-да, ой-да, ой-да,ух! Аж захватывает дух!
Вот сбежалась детвора:- Ты качался, нам пора!
Верх, вниз! Верх,вниз! Прямо к облаку несись!
Город сдвинулся вдали,оторвался от земли…
Ой-да, ой-да, ой-да,да! Стой!
 
Дети уходят домой. Вот иокончился день в рифму.
Работа со словом, звуком,рифмой помогает сформировать у детей интерес к словесному творчеству. Успешновыполнить эту задачу удаётся далеко не всем детям. Многие по тем или инымпричинам отстают в своём развитии, приводит к недостаточно сформировавшейсяустной речи, что существенно осложняет весь процесс их обучения.
Частой причиной задержкиречевого развития детей является их так называемая семейно-педагогическаязапущенность. Родители в этих случаях полагают, что нет никакой необходимостикак-то специально заботиться о развитии речи ребёнка, да к тому же, и не умеютэтого делать. Ребёнок в таких семьях оказывается полностью предоставленнымсамому себе: что сумеет самостоятельно усвоить из речи окружающих его людей, тои останется при нём. К сожалению, чаще всего он усваивает далеко не то, что емунадлежало усвоить, и не в том объёме. Поэтому, целесообразно предложитьвниманию родителей разнообразные формы работы над речью, убедить их в том, чтоо полноценном речевом развитии каждого ребёнка необходимо проявлять специальнуюи, главное, своевременную заботу.
Именно своевременный „толчок ” способен стимулировать речевое развитие ребёнка и направить эторазвитие в нужное русло, открывая тем самым путь к дальнейшему самостоятельномуобогащению и усовершенствованию речи. Предоставленный родителям речевойматериал поможет решить задачи в ненавязчивой и доступной для родителей форме.Материал должен быть ярко оформлен, тем самым, привлекая внимание родителей,грамматически правилен, эстетичен. Материал должен быть снабжён необходимымипояснениями, распределён по соответствующим разделам, каждый из которыхпреследует вполне конкретные задачи.
Допустим, это папка-передвижка.Можно предложить вниманию родителей речевой материал, связанный с организациейпри собирании ребёнка в детский сад.
„ Как мы собираемся утромв детский сад ”
Тили-бом, тили-бом!     Почему эта в доме суета?
В доме пыль столбом,   Потому что мы-это мы с тобой:
В доме пыль столбом     Собираемсякуда-то,
В доме всё вверх дном!  Хоть кричи „ Разбой ”.
Утренние процедуры:
Жил бобёр в норе уречки, умываться он любил.
Утром, делая зарядку,на прогулку выходил.
Умывался он раненько,зубы чистил, уши тёр.
Самым чистым иопрятным был в лесу лесной бобёр!
Вечер. Можно поиграть сребёнком в словесные игры.
„ Кислые стихи ”.
Встало солнце…,смотрит…небо…, в…небе…, облако повисло…
И спешатнесчастные…кислые прохожие и едят ужасно…мороженое.
Даже сахар.., скисловсё варенье! Потому что…было настроенье!
Можно на место пропусковпоставить слова: сладкое, горькое, солёное и др.
Готовимся ужинать. Просимребёнка о помощи. Воспитание интереса к труду, через игры со словом, можнопредставить в виде сказки.
„ Королевство столовыхприборов ”.
…Было это или не было, аесли было, то очень давно. В королевстве столовых приборов среди всякой посудыжили, не тужили ложки, вилки, ножи. А королевством тем правили корольБеспорядок и королева Ленивица. В таком королевстве, где правит беспорядок, какправило, нет никакого порядка. Поэтому вилки, ножи, ложки располагались настоле как хотели. Но однажды, они так перемешались, что не нашли себе места ипереругались. Стали спорить и кричать, где кому из них лежать. Долго спорилиони и решили идти за советом к тарелке. Подошли и низко поклонились: „ Ты,тарелка, умна. Рассуди нас, кому какое место занимать на столе? ” И, конечноже, умная тарелка дала им совет: „ Для вас центром буду я.
Место справа дам ножу,
Рядом ложку положу,
Вилку положу я слева,
Чтоб зубцами вверхсмотрела.
Вилки, ложки и ножипоблагодарили умную тарелку и разошлись. И с тех пор из королевства исчезликороль Беспорядок и королева Ленивица. Там воцарились порядок и уют. Ложки иножи всегда лежат справа от тарелки, а вилка зубцами вверх слева. \ Н.Литвинова\.
Ребёнок с интересомслушает и с удовольствием выполняет трудовые действия.
Вечерние процедуры. Длятого чтобы процесс обучения ребёнка чистке зубов превратился в увлекательнуюигру и был в радость ребёнку, можно разучить чистоговорки.
Все хорошие ребята,чистят зубы аккуратно.
Чистить зубы нам нелень — чистим их два раза в день.
Чистим зубки дважды всутки, чистим долго-три минутки.
Щёткой чистой, нелохматой, пастой вкусной, ароматной,
Чистим щёткой вверх ивниз-ну, микробы, берегись!
Готовимся ко сну:
День растает, ночьнастанет, и придёт в наш дом
 
Еле слышно шагамиДрёма-добрый гном.
Он вокруг раскинетполог звёздно-голубой
И рассыплет пёстрыйворох сказок над тобой.
Сказку, слушаяукрадкой, замурлычет кот,
И до света от кроваткидрёма не уйдёт.
Психолагами давнодоказано, что ребёнок способен ощущать, чувствовать, мыслить, выстраивать своюпродуктивную, учебную деятельность самостоятельно. Дошкольник принимаетпрограмму обучения в той мере, в какой она становится его собственной. Детскийпсихолог К.Роджерс отмечал: когда взрослый пытается учить ребёнка только своимиметодами, зачастую нудными и скучными, результаты оказываются не такимиуспешными, какими могли бы быть, так как подобное обучение часто даёт ребёнкуформальные знания, делает его пассивным.
Детские словесные игрыпредставляют особый интерес. В них отражаются характерные черты своей эпохи.Воспитателю необходимо наблюдать за детской словесной игрой, видеть её характерныеособенности, давать им право и возможности самим экспериментировать со словом,развивать грамматически правильную речь.
Уважаемые воспитатели,хочу предложить вашему вниманию игру. Проанализируйте диалог двух знакомых,случайно встретившихся на улице, найдите ошибки и исправьте их.

 
 ― Привет!Слушай, была счас в магазине « Радуга», там портфели продают. Ты искала,кажись.
 ― Я была в этоммагазине, мне там не понравилось. В «Юности» красивше. И продавцы лучше: мне непонравился один, она мне другой предложила. Правда, одна в очереди как началаторопить, чтобы быстрее выбирала.
 ― А на рынок незаходила?
 ― Была. Купиланесколько килограмм помидоров, яблоков, груш, баклажан.
 ― Ой, зайдёмсюда, выпьем соку. Ты, какой будешь?
 ― Сливовый.
 ― А я, пожалуй,чёрное попрошу.
\Сейчас, портфели,магазине, кажется, красивее, предложила, начала, в рынок, килограммов,помидоров, яблок, баклажанов, сливовый, чёрный кофе\.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.