Игрушка как средство всестороннего воспитания детей дошкольноговозраста
Введение
Игрушка – неизменный спутник ребенка с первых дней рождения. Ееспециально создает взрослый в воспитательных целях, чтоб подготовить малыша квхождению в общественные отношения. Хорошая игрушка побуждает ребенка кразмышлениям, ставит перед ним различные игровые задачи. А это способствуетразвитию познавательных процессов.
Игра как самостоятельная детская деятельность формируется в ходевоспитания и обучения ребенка, она способствует освоению им опыта человеческойдеятельности. Игрушка в данном случае выступает в качестве своеобразногоэталона тех предметов, узнать назначение которых и освоить различные действия,с которыми надлежит ребенку.
Игрушка важна для развития личности ребенка. Многочисленныеисследования психологов и педагогов показывают, что игрушка всегда быладейственным средством развития психики и широко использовалась в народнойпедагогике для социального воспитания и приобщения ребенка к жизни взрослых.
Так, исследования Коссаковской Е.А. по вопросам игры иигрушки, основанные на изучении опыта организации игровой деятельности детей вусловиях общественного воспитания и в семье, показал, что не может бытьодинакового для всех возрастов подхода к созданию и отбору игрушек, аобязательно должны учитываться возрастные закономерности развития игровойдеятельности.
Н.К. Крупская писала о важности игрушки для ознакомлениядетей с окружающей действительностью, для их сенсорного развития.
Менджерицкая Д.В., известный педагог в области изученияигрушки, считала, что игрушка помогает воспитанию у детей интереса к труду,способствует формированию пытливости, любознательности. Давая детямпредставления о людях разных профессий, разных национальностей, она в тожевремя может помочь воспитанию чувства симпатии, уважения к ним.
Как говорила известный психолог Урунтаева Г.А., что главнаязадача взрослых состоит в том, чтобы научить ребенка действовать с игрушками.Для этого педагогу надо знать, как использовать игрушку в качестве средствапсихолого-педагогической работы.
Цель курсовой работы: теоретически обосновать значение и взаимосвязь игры иигрушки, раскрыть методическое влияние игрушки на развитие ребенка.
Объект исследования: ребенок дошкольного возраста.
Предметисследования: Игрушка как средство всестороннеговоспитания детей дошкольного возраста.
Цельисследования: изучение игрушки как средствавсестороннего воспитании детей дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по даннойтеме.
2. Раскрыть сущность понятий «игра», «игрушка».
3. Изучить краткую историю возникновения игрушки.
4. Определить виды и назначение игрушек.
5. Изучить особенности подбора игрушек для разных возрастныхгрупп в детском учреждении.
1.Теоретические основы влияния игрушки на всестороннее развитие ребенкадошкольного возраста
1.1 Значение игрушки в жизни детей
Значение игрушек в жизни нашего малыша переоценить невозможно,ведь именно игра – основная деятельность вашего ребенка. К двум годам он ужепрекрасно владеет умением обращаться с предметами, знает, как ими пользоваться.Ребенок проигрывает отдельные сюжеты: кормление кошечки, одевание куклы,транспортировка кубиков в автомобильчике. В течение года игры вашего малышаусложняться и наполняться новым содержанием: ребенок на ваших глазах научитьсябрать на себя роль – мамы, папы, больного, доктора, водителя и т.д.
Игра,как самостоятельная детская деятельность формируется в ходе воспитания иобучения ребенка, она способствует освоению им опыта человеческой деятельности.Игрушка в данном случае выступает в качестве своеобразного эталона техпредметов, узнать назначение которых, и освоить различные действия, с которыминадлежит познакомиться ребенку. Игра как форма организации детской жизни, важнатем, что служит психологии ребенка и его личности.
Игра иигрушка неотделимы друг от друга. Игрушка может вызывать к жизни игру, а играиной раз требует для себя новую игрушку. И не случайно в играх детей участвуютне только игрушки, купленные в магазине, но и сделанные воспитателями,родителями или самими детьми. Игрушки могут быть самыми разнообразными, но всеони должны отвечать определенным педагогическим и художественным требованиям.
В каждомвозрасте ребенку нужны различные по своей тематике и назначению игрушки:сюжетные (куклы, фигурки животных, мебель, посуда); технические (транспортные,конструкторы, технические агрегаты); игрушки – «орудия труда» (совочек, сачок,молоток, отвертка, щетка, игрушки имитирующие простейшие средства трудавзрослых); игрушки-забавы; театральные, музыкальны, спортивные игрушки длядетей всех возрастов.
Крупногабаритные игрушки, такие как самокаты, детские автомобили,тракторы, большие легко трансформирующиеся конструкторы для строительстваспособствуют борьбе с гиподинамией, учат ребёнка движениям и ориентировке впространстве. Сидя за столом ребёнку удобнее играть маленькими игрушками,хорошо обозримыми со всех сторон. Для игр на полу нужны более крупные игрушки,соразмеримые с ростом ребёнка в положении сидя и стоя. Подвижные игры во дворетребуют игрушек крупных, мелкие не годятся. Отбор игрушек тесно связан сзадачами эстетического, а также нравственного воспитания ребёнка, с егостремлением к игре коллективной, в которой всеми игрушками он пользуетсясовместно со всеми детьми.
Отборигрушек тесно связан с задачами эстетического, нравственного воспитанияребенка, с его стремлением к игре коллективной, в которой всеми игрушками онпользуется совместно с другими детьми.
При отборе игрушек должны учитываться возрастные закономерностиразвития игровой деятельности. Не все дети имеют возможность увидеть живыхзверей и птиц. Познакомиться с ними помогают книги, игрушки, телевиденье. Оченьважно, чтобы в подборе игрушек способствовал формированию у ребёнка правильныхпредставлений об окружающем. Желательно, чтобы игрушки вносил в игру взрослый.Он заинтересовывает ребёнка сюжетом совместной игры, задаёт ему вопросы,побуждает его к «общению» с новой игрушкой. «Кукла проснулась? Угости еёкомпотом». Игрушка для ребёнка полна смысла.
Дети четырёх-пяти лет осуществляют игровые действия чаще всего спомощью игрушек, но их игровые действия могут быть уже обозначены и жестом исловом. В этом возрасте особенное значение приобретают те предметы, которые впрактической педагогике принято именовать атрибутами: всевозможные шапочки.Бусы, фартуки, халаты. В этот период необходимы игрушки, отражающие спецификутой или иной профессии. Для капитана не так важен корабль, как важно иметьподзорную трубу, бинокль, фуражку. Врачу необходимы халат, стол для приёма,палочка-градусник, шприц, и непременно нужны пациенты, терпеливо сносящиезаботу врача и медсестры. Этими пациентами могут быть большие куклы. У больных«детей» должны быть свои «мамы» и «папы».
Однако никакое обилие игрушек, позволяющее, казалось бы,развернуть самые сюжетные игры, не заменит ребёнку товарищей по игре.Вынужденная необходимость играть одному, иногда, может привести кперевозбуждению его нервной системы. Играя один, ребёнок возбуждается от обилиявзятых на себя ролей. Естественно, после игры он будет излишне подвижным,раздражительным, «крикливым». Но такая же игра в коллективе сверстников невызывает у ребёнка подобной реакции.
Многие дети используют в игре не только игрушки, но иприспосабливают для этого другие предметы. Диван может стать пароходом, стулья– вагонами поезда, шишки – смешными ёжиками. Такое использование в игрепредметов указывает на высокий уровень интеллекта ребёнка, развитие егофантазии. К сожалению, не все взрослые понимают это. Надо обогащать игруигрушками-самоделками, в том числе из природного, бросового материала.
Игра развивает и радует ребёнка, делает его счастливым. В игреребёнок совершает первые открытия, переживает минуты вдохновения. В игреразвивается его воображение, фантазия, а, следовательно, создаётся почва дляформирования инициативной, пытливой личности. Игра для ребёнка верное средствоот безделья, приводящего к вялости, бесцельности поведения. Для хорошей,весёлой игры ребёнку нужна хорошая игрушка. Выбирайте её обдумано для своегоребёнка.
1.2Краткая история возникновения игрушки
Игрушкаво все исторически эпохи была связана с игрой – ведущей деятельностью, вкоторой формируется типичный облик ребенка: ум, физические и нравственныекачества. Однако конкретно – исторические условия каждой эпохи накладываютотпечаток на содержание игрушек и направленность игр.
Древниерабовладельческие общества Египта, Греции и Рима оставили последующимпоколениям бесценные сокровища материальной и духовной культуры. Немалоинтересного встретим мы, изучая игрушку – неотъемлемую часть древнего мира,выступающей своеобразной иллюстрацией эпохи.
Как исегодня, первой игрушкой ребенка в древности была погремушка. В Древней Грециии Риме погремушки дарили новорожденному. Постукивая этими погремушками, материи кормилицы напевали колыбельные песни. Еще эти предметы имели и иноеназначение. От первобытных времен сохранилось поверье, что трещотки своим шумомотклоняют злых духов и тем самым оберегают ребенка. Много погремушек найденопри раскопках древнеримского города Помпеи. Это были погремушки различныхвидов: трещотки, кретала, систра. Трещотка, найденная в Помпеях, состоит изнебольшого диска на рукоятке, снабженного бубенчиками. Кретала делались издеревянных или металлических пластинок, соединенных на одном конце. Устройствосистра также просто. На каждом из двух поперечных стержней находится по триметаллических пластинки, которые воспроизводят звук при движении стержней.
Самыеранние, известные нам игрушки Древнего Египта датируются серединой III тыс. донашей эры. Это деревянные фигурки коров. В Древнем Египте мы впервые встречаемигрушки с несложным механизмом движения. Это «Крокодил» и «Тигр». Древниемастера изображали их с большим знанием повадок и характера. Эти миниатюрныедеревянные игрушки с помощью несложного проволочного механизма, приводимого вдвижение рукой ребенка, открывали пасть. Интересна игрушка, изображающая раба,месящего тесто. Если фигурку потянуть за нитку, она начинает двигатьсявверх-вниз по наклонной дощечке. «Месильщик теста» – это прототип всякойнародной игрушки. Этот древнейший принцип конструкции неоднократно использовалии русские мастера народной игрушки. Вспомним болеродскую игрушку «Кузнецы». Итут и там главное передано движением, все остальное условно и скупо.
Сравнительнопозднее в игрушке возник образ коня. О существовании колесницы и лошадиегиптяне узнали от кочевых племен, завоевавших Египет в нач. I тыс. до н.э.Известны кони-каталки, сделанные в V в. до н.э. Изготовление коня было одной из самыхлюбимых игрушек детей Древней Греции. Большинство миниатюр коней и всадниковсделаны из глины. Образ коня давался обобщенно, но имел ряд реалистическихэлементов.
Крупнейшеесобытие гомеровской Греции – Троянская война – нашло отображение не только влитературе. Известна игрушка «Троянский конь», которая, возможно, копировала вминиатюре громадного коня, с помощью которого хитроумный Одиссей взял Трою.
Конечно,многие деревянные игрушки не дошли до нас, сохранились лишь из глины, кости иметалла. На миниатюрном античном сосуде, хранящемся в Эрмитаже, находимизображение детской двухколесной каталки с длинной ручкой и маленькимчетырехугольным кузовом на оси, куда мог сесть ребенок.
Вглубокой древности возник и такой известный нам вид игрушки, как кукла. Самымдревним египетским куклам около 4 тыс. лет. Вырезались они из тонких дощечек ираскрашивались геометрическим узором, символизирующим одежду. Головы куколукрашались париками из деревянных и нитяных бус. Но служили эти куклы не детям,и взрослым и были связаны с различными формами религии той эпохи. Древнейшиеегипетские куклы были погребальными дарами и призваны скрасить одиночествоумершего. Считалось, что человеческие изображения могут оживать и влиять на судьбылюдей. Поэтому куклы часто делались резцом, так как боялись, как бы кукла неубежала из гробницы. Античные Греция и Рим оставили нам довольно большоеколичество кукол. Многие из них продолжали носить культовый характер. Девушкибережно хранили эти куклы до замужества и в канун свадьбы приносили их в дарбогиням Артемиде, Венере. Но были и игровые куклы. Делались ои из глины, дереваи часто были подвижны. Руки и ноги прикреплялись к телу с помощью ниток ипалок. Более тщательно, из дорогих материалов, выполнялись куклы для детейзнати.
Особуюроль как в жизни детей, так и взрослых играли куклы-марионетки. Платон в«Законах» сравнивал человека с игрушкой, а наши страсти с нитями, которыеприводят ее в движение.
Детскаясовременного дошкольника заполнена игрушками, которые не могли существовать впервобытном обществе и игровое употребление которых недоступно для ребенкадревнего общества. Можно ли представить себе среди игрушек ребенка этогообщества автомобили, поезда, самолеты, луноходы, спутники, строительныематериалы, пистолеты, наборы деталей для конструирования. Характер игрушекребенка на протяжении человеческой истории игрушки в ее причиннойобусловленности историей развития общества, историей развития ребенка вобществе.
Кизначальным игрушкам педагог-исследователь Аркин относит:
а)звуковые игрушки – трещотки, бубенцы, погремушки и т.д.;
б)двигательные игрушки – волчок, мяч, змей, примитивные варианты бильбоке;
в)оружие – лук, стрелы, бумеранги;
г)образные игрушки – изображения животных, кукол.
д)веревочку, из которой делают различные, порой замысловатые фигуры.
Аркин Е.А.считает, что совершенно очевидно, лук и стрелы могли стать игрушками толькопосле того как они появились в обществе как орудия действительной охоты. Онидавно исчезли, как орудия охоты и заменены огнестрельным оружием, но ониостались в мире детских игрушек. Однако упражнения современного ребенка с лукомне занимают в его жизни того места, которое они занимали в жизни ребенкаобщества первобытных охотников. Таким образом, так называемая изначальнаяигрушка, лишь по внешней видимости остается неизменной. В действительности она,как и все остальные игрушки, возникает и исторически изменяется; ее историяорганически связана с историей изменения места ребенка в обществе и вне этой историине может быть понята.
1.3 Взгляды педагогов на игру и игрушкикак спутника жизни ребенка
Игра – основной вид деятельности детей дошкольного возраста, аигрушка – спутник жизни ребенка, источник его радости.
Большинство детских игр связано с использованием разнообразныхигрушек. Однако значение игрушки в воспитании детей значительно шире. Будучиобязательным спутником детства, предметом развлечений, переживаний, забав,игрушка имеет общеобразовательное значение, служит цели разностороннегоразвития ребенка. Широкий круг воспитательных задач решается благодаряразнообразию игрушек по содержанию, видам, материалам, технике исполнения,возрастному назначению.
Игрушка важна для развития мимики и личности ребенка. Поэтому,изучением проблемы влияния игрушки на психику ребенка, занимались многиепедагоги и психологи.
Так, исследования Коссаковской Е.А. по вопросам игры иигрушки, основанные на изучении опыта организации игровой деятельности детей вусловиях общественного воспитания и в семье, показал, что не может бытьодинакового для всех возрастов подхода к созданию и отбору игрушек, аобязательно должны учитываться возрастные закономерности развития игровойдеятельности.
Игрушка – это специальный предмет, предназначенный для игры ииного жизненного назначения. В ней в обобщенной форме представлены типичныесвойства предметов, которые обеспечивают воспроизведение соответствующихдействий с ним.
Кукла – обобщенный образ человека, позволяет детям воспроизвестицелый ряд действий: сажать, укладывать, переодевать и т.д.
Игрушка чрезвычайно разнообразна по типам, материалам, по техникеизготовления, возрастному и воспитательному назначению. Но при всемразнообразии игрушек в них, прежде всего, изображаются реальные вещи ипредметы, с которыми действует ребенок. Условность изображения предмета неисключает, а предполагает отражение типичных черт предмета, отличающих их отдругих (например, у Деда Мороза – длинная шуба, большая шапка, палка, мешок сподарками).
Игрушка, по образному выражению А.С. Макаренко, – «материальнаяоснова» игры, она необходима для развития игровой деятельности. С её помощьюребёнок создаёт задуманный образ, выражает свои впечатления об окружающейжизни, разыгрывает ту или иную роль.
Игрушка должна помогать детям изучать окружающую конкретнуюдействительность. Для малыша нужна игрушка, развивающая умение различать цвет,величину предметов, их материалы и т.д.
Правильно подобранные игрушки способствуют умственному развитиюдетей. В народной педагогике разработана целая система игрушек, игры с которыминаправлены на совершенствование сенсорики ребенка. Многие образные идидактические игрушки побуждают детей к речевой активности, используются дляобогащения словаря. Разборные игрушки, разнообразные конструкторы, упражняютдетей в анализе, синтезе и обобщении. Различные мозаики способствуют развитиюсосредоточенности и устойчивости внимания.
К.Д. Ушинский одним из первых обратил внимание на то, чтоигрушка – это своеобразная школа воспитания чувств ребёнка. «Дитя искреннепривязывается к своим игрушкам, любит их горячо и нежно, и любит в них некрасоту, а те картины воображения, которые само же к ним привязало». Так жеУшинский подчёркивал, что именно от того, какие впечатления будут отражаться вигре ребёнка, как в ней будут применяться игрушки, будет формироваться характери направление развития человека
Игрушка забавляет и радует ребенка, вызывает положительноеотношение к окружающему. Симпатия и привязанность к игрушке переносится и напредметы, людей, изображенных в игрушке. Игры с куклой пробуждают у детейзаботливое, бережное отношение, внимательность и нежность, помогают накопитьопыт положительных нравственных переживаний.
Н.К. Крупская писала о важности игрушки для ознакомлениядетей с окружающей действительностью, для их сенсорного развития.
Менджерицкая Д.В., известный педагог в области изученияигрушки, считала, что игрушка помогает воспитанию у детей интереса к труду,способствует формированию пытливости, любознательности. Давая детямпредставления о людях разных профессий, разных национальностей, она в тожевремя может помочь воспитанию чувства симпатии, уважения к ним.
Игрушка побуждает детей к разнообразным действиям и удовлетворяетпотребности ребенка в активном движении. Игры с мячом, шарами, игры в городкиразвивают быстроту реакции, точность и координированность движений.Многочисленные игрушки, предназначенные для детей раннего возраста: погремушки,мячики резиновые, – развивают у ребенка зрительную и слуховуюсосредоточенность, способствуют развитию хватательных движений и предметныхдействий.
Игрушка – неизменный спутник ребенка с первых дней рождения. Ееспециально создает взрослый в воспитательных целях, чтоб подготовить малыша квхождению в общественные отношения. Как говорила известный психолог Урунтаева Г.А.,что главная задача взрослых состоит в том, чтобы научить ребенка действовать сигрушками.
Таким образом, воздействие игрушек разносторонне. Норазностороннее воздействие может оказать не каждая отдельная игрушка, а ихсовокупность, соответствующий их подбор.
1.4Взаимосвязь игрушки и игровой деятельности дошкольников
Игра иигрушка неотделимы друг от друга. Игрушка может вызвать к жизни игру, а игра,развиваясь, требует все новых и новых игрушек. Игрушка в познавательномотношении выступает для ребенка в качестве своеобразного обобщенного эталонаокружающей материальной действительности. Но ценность игры и игрушкизаключается не только в том, что они знакомят ребенка с жизнью, главное, чтоони являются важным фактором поэтапного движения психического развития ребенка,что обеспечивает для него возможность осуществления всех видов деятельности навсе более высоком уровне.
Хотяигра и является как бы производной от повседневного жизненного опыта ребенка,это не означает, что она лишена предвосхищающей функции по отношению квнеигровым формам его практической деятельности. Игра может использоваться вцелях планирования и прогнозирования поведения человека в определенныхситуациях его будущей деятельности. Примером могут служить различные обучающиеигры дошкольников, массовые патриотические игры подростков.
То жеможно сказать и в отношении игрушек. Является ли игрушка реалистической,условной по образному решению или предметом, ее заменяющим, она всегдапредставляет собой обобщенное явление – знак по отношению к своему прототипу(реальному человеку, телефону, ложке, космическому кораблю или компьютеру).
Игрушкимогут быть самыми разнообразными по теме и художественному решению, но все онидолжны отвечать определенным педагогическим требованиям. Главнейшие из этихтребований относятся к возрастной адресованности и соответствию игрушек разнымвидам игр.
Исследованияпо вопросам игры и игрушки, основанные на изучении организации игровойдеятельности детей в условиях общественного воспитания и в семье, показали, чтоне может быть одинакового для всех возрастов подхода к созданию и отборуигрушек, обязательно должны учитываться возрастные закономерности игровойдеятельности. Чтобы ответить на этот вопрос, в каком возрасте какая игрушканужна ребенку, воспитатель должен отчетливо представлять себе особенности игрыдетей в различные возрастные периоды, поскольку в каждой из них играпретерпевает качественные изменения. Эти изменения хорошо проявляются присравнении игр детей в раннем и дошкольном возрасте.
Содержаниеигровой деятельности детей раннего возраста составляют различные действия спредметами, игрушками и их заменителями. В дошкольном детстве игровые действия– это действия общения. Именно в раннем детстве подготавливается деятельностнаяоснова для перехода к игре нового качества – сюжетно-ролевой и ролевой.Предметно-игровая деятельность в раннем детстве не является однородной.Накапливая опыт действий с различными предметами, ребенок в результате общенияс окружающими взрослыми людьми знакомится и с явлениями окружающей жизни, и этосущественно меняет предметно-смысловое содержание и его игровых действий.
1.5 Классификация игрушек
I. Виды игрушек подразделяются по принципу соотносимости с разнымивидами игр: сюжетными, дидактическими, спортивными, играми-развлечениями.
1. Сюжетно-образные игрушки, прообразом которых являютсяодушевленные и неодушевленные объекты окружающего мира, используютсяпреимущественно в сюжетных играх:
а) куклы;
б) фигурки людей;
в) фигурки животных;
г) предметы игрового обихода;
д) театральные;
е) празднично-карнавальные;
ж) технические.
2. Дидактические игрушки предназначены для дидактических игр, всодержании или конструкции которых заложены обучающие (развивающие) задачи:
а) собственно дидактические – основаны на принципе самоконтроля;
б) дидактические игры (наборы) с правилами – предназначеныпреимущественно для игр на столе (полиграфические и др.);
в) конструкторы и строительные наборы;
г) игры-головоломки;
д) музыкальные игрушки.
3. Спортивные игрушки.
4. Игрушки-забавы.
II. Игрушки по степени готовности:
1. Готовые.
2. Сборно-разборные, состоящие из трансформирующихся частей идеталей.
3. Заготовки и полуфабрикаты для игрушек-самоделок.
4. Набор различных материалов для создания игрушек-самоделок.
III. Игрушки по виду применяемого сырья:
1. Деревянные.
2. Пластмассовые.
3. Металлические.
4. Из тканей, в том числе набивные игрушки.
5. Резиновые.
6. Из бумаги и картона.
7. Из керамики, фарфора и фаянса.
8. Из древесных материалов, папье-маше.
9. Из новых синтетических материалов.
IV. Игрушки по величине:
1. Мелкие (размером от 3 до 10 см).
2. Средние (размером от 10 до 50 см).
3. Крупногабаритные (соразмерные росту детей в разные возрастныепериоды).
V. По функциональным свойствам:
1. Простые, без подвижных деталей.
2. С подвижными деталями, механические (в том числе с заводными иинерционными механизмами).
3. Гидравлические.
4. Пневматические.
5. Магнитные.
6. Электрифицированные (в том числе электротехнические, электромеханические,радиофицированные, на электронной элементной основе).
7. Электронные (на компьютерной основе).
8. Наборы игрушек (или деталей) – совокупность деталей одной или несколькихигрушек, связанных между собой по назначению или функциональному признаку.
10. Игровые комплекты, объединенные единой темой (задачей).
VI. Игрушки по художественно-образному решению:
1. Реалистические.
2. Условные.
3. Конструктивные.
2.Методическое влияние игрушки на развитие ребенка
/>2.1Влияние игрушки на развитие ребенка
Ведущими же атрибутами детских игрявляются игрушки различного вида, которые оказывают на него разноплановое, какпозитивное, так и негативное, влияние.
Игра как самостоятельная детская деятельность формируется в ходевоспитания и обучения ребенка, она способствует освоению им опыта человеческойдеятельности. Игрушка в данном случае выступает в качестве своеобразногоэталона тех предметов, узнать назначение которых и освоить различные действия,с которыми надлежит ребенку.
Игрушка важна для развития мимики и личности ребенка. Поэтому,изучением проблемы влияния игрушки на психику ребенка, занимались многиепедагоги и психологи. Так, исследования Коссаковской Е.А. по вопросам игрыи игрушки, основанные на изучении опыта организации игровой деятельности детейв условиях общественного воспитания и в семье, показал, что не может бытьодинакового для всех возрастов подхода к созданию и отбору игрушек, аобязательно должны учитываться возрастные закономерности развития игровойдеятельности.
Н.К. Крупская писала о важности игрушки для ознакомлениядетей с окружающей действительностью, для их сенсорного развития[1]
Менджерицкая Д.В., известный педагог в области изученияигрушки, считала, что игрушка помогает воспитанию у детей интереса к труду,способствует формированию пытливости, любознательности. Давая детямпредставления о людях разных профессий, разных национальностей, она в тожевремя может помочь воспитанию чувства симпатии, уважения к ним.
Игрушка – неизменный спутник ребенка с первых дней рождения. Ееспециально создает взрослый в воспитательных целях, чтоб подготовить малыша квхождению в общественные отношения. Как говорила известный психолог Урунтаева Г.А.,что главная задача взрослых состоит в том, чтобы научить ребенка действовать сигрушками.
Игрушка во все исторически эпохи была связана с игрой – ведущейдеятельностью, в которой формируется типичный облик ребенка: ум, физические инравственные качества. Однако конкретно – исторические условия каждой эпохинакладывают отпечаток на содержание игрушек и направленность игр.
Е.А. Аркин заключает свое сравнение: устойчивость детскойигрушки, ее универсальность, неизменность ее основных форм и выполняемых еюфункций – очевидный факт, и, может быть, именно очевидность этого факта былапричиной того, что исследователи не считали нужным останавливаться на нем илиподчеркивать его. Странным должно казаться, что ребенок, рожденный и растущий вусловиях культуры ХХ в., пользуется сплошь и рядом как источником радостей иорудием для своего развития и самовоспитания той же игрушкой, которая являетсядостоянием ребенка, рожденного от людей, которые по своему умственному развитиюблизки к обитателям пещер, растущего в условиях самого первобытного существования.И эти дети столь отдаленных друг от друга эпох человечества проявляют своюглубокую внутреннюю близость тем, что они не только получают или сами создаютспорные игрушки, но что еще более поразительно, тем, что делают из ниходинаковое применение.[2]
Изучение игрового поведения детей связанного с выбором игрушек,показало, что наибольшим успехом у малышей пользуются игрушки – животные. Вэксперименте игрушки, изображающие животных, избрали 74% детей. (Г.Г. Локуциевская,Е.М. Гаспарова, Е.Б. Волосова и др.) (1,5 – 2,5 года) выбираютигрушки мягкие, гнущиеся, из резины, поролона, ткани. Малыши очень любятизображения домашних животных, знакомых персонажей сказок, героев веселыхпотешек: собачку, кошечку, петушка и курочку, коровку и лошадку, свинку иовечку, уточку).
Ребята более старшего возраста (2,5 – 3 г.) любят играть с плоскостными моделями, изображающими животных. Значительно расширяетсяноменклатура для избирательности. Теперь малыш отдает предпочтение дикимживотным – «зверюшкам» (волк, лиса, медведь, кабан, заяц, тигр и т.д.).Привлекают и экзотические животные: слон, крокодил, бегемот «кашелотик –кашелот» и пр. У малышей первые простейшие знания о животных начинаютскладываться в результате неоднократного наблюдения за ними. Дети замечают, чтоу всех животных имеются глаза, уши, рот, лапы; они перемещаются в пространстве,едят и пьют; они живые.
Ребята более старшего возраста (2,5 – 3 г.) любят играть с плоскостными моделями, изображающими животных. Значительно расширяетсяномеклатура для избирательности. Теперь малыш отдает предпочтение дикимживотным – «зверюшкам» (волк, лиса, медведь, кабан, заяц, тигр и т.д.).Привлекают и экзотические животные: слон, крокодил, бегемот «кашелотик –кашелот» и пр. У малышей первые простейшие знания о животных начинаютскладываться в результате неоднократного наблюдения за ними. Дети замечают, чтоу всех животных имеются глаза, уши, рот, лапы; они перемещаются в пространстве,едят и пьют; они живые.
Игрушка является важным фактором в психическом развитии ребенка.Игрушки должны быть свободными от всех свойств, которые каким-нибудь образоммогут нанести вред здоровью. Они должны удовлетворять и развивать эстетическийвкус, зачатки которого так рано проявляются у ребенка. И потому, они должнывозбуждать и поощрять стремление ребенка к коллективным усилиям.
Самые разнообразные задатки ребенка ищут своего проявления иупражнения и находят их в играх, если в распоряжение ребенка дан материал,который может служить в одно время и стимулом, возбуждающим ту или инуюдеятельность, и орудием, при помощи которого эта деятельность осуществляется исовершенствуется.
Несомненно все игрушки должны удовлетворять требованиям гигиены.Особое внимание должно быть обращено на качество окраски игрушек. Потому чторебенок в ранние годы склонен все брать в рот. Краски не должны никоим образомлинять и пачкать рук. Следует, во всяком случае, избегать зеленых красок, в составкоторых часто входят ядовитые вещества.
Игрушки требуют, как на этом настаивал Локк, известной дозировки,как в качественном, так и в количественном отношении. До года следуетодновременно давать ребенку не более одной игрушки, от года до 2 лет ребенок можетрасполагать одновременно 2 игрушками, затем, по мере того как увеличиваетсяобъем его внимания, способность к сосредоточению и определяются индивидуальныевлечения, число игрушек может быть увеличено. Однако и в 4 года не следуетпомещать в поле зрения ребенка более 4–5 игрушек.
Характер игрушек должен меняться не только в зависимости отвозраста, он должен меняться и в течение дня в зависимости от состояния ребенкаи предшествовавшего времяпрепровождения.
В процессе изучения педагогической литературы по данному вопросубыло установлено, что ни педагог ни родители не должны педантическирегламентировать занятия детей с игрушками, не должны навязывать ему своихинтересов и постоянно указывать, как следует обращаться с каждым предметом икакого его назначение.
Л.Г. Оршанский, отдавший так много любви и энергии изучениюигрушки, вполне справедливо протестует против деспотичного стремления взрослыхвнести в фабрикацию игрушки, как и в игры, свои интересы, искусственнуюпоучительность, оправдывающую их узко утилитарный взгляд на роль игрушки иигры. Можно сделать вывод, что и по отношению к игрушкам, как и по отношению киграм, ребенку должен быть предоставлен максимум свободы при постоянном, повозможности для него неощущаемости контроля.
Игрушки, как и игры, служат не только средствами воспитания исамовоспитания, усвоения новых форм поведения, но и своего рода проявителямидетской индивидуальности.
Таким образом, совершенно очевидным представляется, что никакое,даже самое подробное исследование ребенка при помощи «точных» методов и самыхудачных тестов на может дать нам верного представления о ребенке, о еголичности в целом и об отдельных чертах, если исследователь не наблюдал ребенкав его естественной стихии – в игре и среди игрушек. Игрушка – предмет, служащийдля забавы и развлечения, но одновременно являющийся средством психическогоразвития ребенка. Игрушка является регулятором психического и физиологическогоразвития ребенка. Чтобы развитие ребенка было своевременным и всесторонним,игрушки следует тщательно отбирать. Человечество веками отрабатывало игрушки,которые наилучшим образом соответствовали бы возможностям ребенка определенноговозраста и связанного с ним физического и психического развития.
Развитие эмоционально-нравственной сферы личности ребенка, помнению В.С. Мухиной, в большой степени связано с мягкими игрушками(изображениями мишки, зайца, собаки и т.п.)[3].
Из всех видов игрушек, мягкая игрушка – самая поздняя. Мягкиеигрушки прототипы различных животных, которые заботливые мамы шили своим чадамиз лоскутков ткани, набивали ватой, украшали, используя различные навыкирукоделия, вязание и вышивку, появились в XIX веке. В конце XIX века широкоеразвитие получило кустарное производство мягкой игрушки в промышленныхмасштабах. Сначала ХХ века начался бум в производстве мягких игрушек и возникфеномен плюшевого мишки, потому что повсеместно во всем мире, самой любимойигрушкой детей, и даже взрослых, стал плюшевый медвежонок. Мягкая игрушкапопулярна и сегодня в XXI веке, несмотря на технический прогресс. Сегодня детииграют в компьютерные игры, обожают покемонов и Ферби, но самым верным другомостается потрепанный плюшевый, такой любимый Мишка[4].
Мягкие игрушки играют особую роль для дошкольника; они оказываютвлияние на его эмоциональное и нравственное развитие. Ребенку сначала во всемпомогает взрослый, у которого он учится наделять куклу определеннымиположительными качествами. Позже ребенок сам наполняет душевный мир игрушки посвоему усмотрению, и она «ведет себя» исключительно так, как это нужно в данныймомент ее хозяину: она умна и послушна, ласкова и весела, строптива и упряма,она лгунья и неисправимая неряха. Ребенок переживает со своей куклой всесобытия собственной и чужой жизни во всех эмоциональных и нравственныхпроявлениях, доступных его пониманию. Мягкая игрушка выступают в качествезаместителя идеального друга, который все понимает и не помнит зла. Поэтомупотребность в такой, игрушке возникает у каждого дошкольника – не только удевочек, но и у мальчиков. Мишка, обезьянка, собачка и др., – объект дляобщения во всех проявлениях ребенка, партнер по общению в игре. У каждогонормально развивающегося ребенка устанавливаются особые отношения со своейкуклой или зверюшкой. За годы детства каждый ребенок по-своему привязывается ксвоей игрушке, переживая благодаря ей множество разнообразных чувств.
Исследованиями было установлено, что фактура материала, изкоторого сделана кукла или зверюшка, играет значительную роль. Детиизбирательно относятся к игрушкам, изображающим одно и то же животное, но сразной фактурой. Мягкие, пушистые материалы вызывают положительные эмоции,стимулируют ребенка на игру. Шершавые, холодящие материалы не всякий ребенокготов принять. С помощью правильно подобранной фактуры игрушки у ребенка легчевызвать к игрушечной зверюшке положительные эмоции: доброжелательность,сочувствие и сорадость.
Важное значение имеет также соотношение размеров головы и телаигрушки. Установлено, что определенная пропорция фигуры вызываетпокровительственное отношение. Укороченный овал лица куклы или мордочкизверушки, пухлые щеки, маленький нос и большие глаза – такие признаки обликаигрушки рождают у ребенка прилив нежных чувств.
2.2Требования к игрушке
Какойдолжна быть игрушка, чтобы помочь ребенку в развитии, активно проявлять себя вигре, жить радостной жизни?
Основноетребование к игрушкам определила Н.К. Крупская в статье «Об игрушках длядошколят»: игрушка должна способствовать развитию ребенка на каждой возрастнойступени дошкольного детства. В подборе игрушек следует исходить из особенностейвозраста, поэтому единой педагогически ценной игрушки для детей дошкольноговозраста нет и быть не может. Малышу нужны свои игрушки, которые помогуториентироваться в окружающем мире, будут стимулировать его самостоятельнуюдеятельность, направлять ее в определенное русло. А для старших дошкольниковнеобходимы игрушки, которые помогают изучить окружающую действительность,стимулируют коллективные игры.
Особоетребование предъявляется к тематике, содержанию игрушки «что она отображает,игрушка должна расширять кругозор ребенка, увлекать образами современнойдействительности» (Е.А. Флерина). Содействовать развитию ребенка можетигрушка, наполненная добрым смыслом, побуждающая ребенка к положительнымдействиям. Игрушки, отображающие орудия насилия, жестокости, оружие, стимулирующиеагрессивное, разрушительное поведение, травмируют психику ребенка. Ониформируют у детей искаженные представления об окружающем мире, онравственности, подрывают гуманные качала формирующейся личности. Такого родаигрушки недопустимы.
Игрушкадолжна быть динамичной, побуждать ребенка к разнообразным действиям в игре. Этоважное требование, учитывающее такие психофизиологические особенностидошкольника, как потребность в активных действиях. Следует помнить слова Е.А. Флориной«Чем больше возможностей представляет для различных действии, тем онаинтереснее для ребенка, тем больше ее воспитательные возможности».
Предъявляютсяопределенные требования и к оформлению игрушки. Игрушка нуждается впривлекательном, красочном оформлении, чтобы вызывать у ребенка эмоциональноеотношение, воспитывать художественный вкус. Художественная выразительностьобеспечивается гармоничным сочетанием конструкции, формы, цвета. Небезразличени материал, из которого изготовлена игрушка: мягкие пушистые материалы вызываютположительные эмоции, стимулируют ребенка к игре, а с шершавой и холоднойповерхностью не становятся любимыми. Оформление игрушки должны быть безопаснымидля жизни и здоровья ребенка и отвечать ряду гигиенических требовании.Экспертизы, которые проводятся в разных странах, показывают, что примитивная,дешевая «штамповка» из пластика, которая заполонила игрушечный рынок, зачастуюугрожает здоровью и жизни детей. В связи с этим многие страны требуют отпроизводителей надежных гарантий качества, ее не токсичности, не горючести.Также необходим частый контроль за состоянием игрового материала.
Созданиеигрушки, полноценно отвечающей современным требованиям, возможно приобъединении специалистов разного профиля: педагогов, психологов, медиков,художников, скульпторов, дизайнеров, технологов и др.
2.3 Размещение и хранение игрушек
Предметно-игровая среда часто определяет тематическое содержание ихарактер детских игр. Одним из условий, способствующих полноценному развитиюдетской игры, является не только педагогически целесообразный подбор игровогоматериала, но и возможность для ребенка свободно пользоваться им.
В детском саду игрушки, как правило, располагают в доступных длядетей местах – на полках, стеллажах, столах.
Удобно, когда игрушки находятся в разных местах групповой комнаты,чтобы, играя, дети не мешали друг другу. Крупные игрушки размещают на полу, нанижних полках, мелкие – на полках повыше, но так, чтобы каждую игрушку ребенокмог взять сам. При этом важен масштаб игрушек, их соответствие росту ребенка,соразмерность предметных игрушек с образными (например, размер мебели долженсочетаться с величиной кукол и т.д.).
Для успешного протекания первых самостоятельных игр детейнеобходимо наличие игрушек, имеющих между собой прямую смысловую связь (кукла ипосуда, машина-грузовик и строительный материал и т.п.).
Игрушки для сюжетно-ролевых игр в младших группах воспитательрасставляет в соответствии с сюжетом игры, – т.е. создает своеобразную игровуюобстановку. Следовательно, на первом этапе руководства игрой детей взрослыйпредварительно организует предметно-игровую среду, своевременно ее изменяет иобновляет.
В средней группе воспитатель частично создает игровую обстановку,дети, как правило, сами подбирают недостающие игрушки и предметы для реализациизадуманного сюжета. Таким образом, на втором этапе руководство игрой детейосуществляется посредством внесения сюжетных, предметных, образных игрушек итак называемой ролевой атрибутики (халаты, пелеринки, фартучки, шапочки и т.д.),которая помогает детям в выборе роли в совместной игре.
В старших группах дети самостоятельно разворачивают сюжет игры иподбирают для этого не только игрушки, но и предметы из окружающей обстановки:стулья, банкетки и т.д., т.е. предметно-игровая ситуация конструируется самимидетьми и подчинена игровому замыслу.
Игры старших дошкольников чрезвычайно разнообразны, поэтому однисюжетно-образные игрушки не могут полностью удовлетворить стремления детей. Всвязи с этим воспитатель должен широко использовать всевозможныепредметы-заместители, а также специальные предметы, позволяющие быстроконструировать, обозначать игровое пространство, изменять его по меренеобходимости в ходе развертывания сюжета.
При организации игры детей 5–7 лет педагог может использовать испециальные постройки, сделанные с помощью родителей или шефов (самолет, лодка,космический корабль, сказочный домик, машина, пульт управления и т.п.). Такойигровой материал особенно необходим при некотором однообразии в содержаниидетских игр, а также в случае объединения большой группы детей в какой-либосовместной игре. Кроме того, это позволяет вносить в детскую игру педагогическиценную тематику, отражающую современную жизнь.
Игровой материал (как на участке, так и в групповой комнате)должен быть легким, мобильным (свободно переноситься из одной группы в другую),с тем, чтобы стимулировать детскую игру.
По возможности игровая обстановка, задуманная детьми, должнасохраняться, чтобы дети могли продолжить начатую игру.
Игровые строительные наборы вносят в группу полным комплектом, ихне делят на несколько групп, иначе дети не смогут реализовать игровые замыслы всооружении задуманной конструкции.
Крупные строительные материалы в детских садах обычно раскладываютпо геометрическим формам на открытых стеллажах или полках, это помогает детямбыстро подобрать нужные формы для постройки. Детские конструкции обычносохраняют несколько дней, тогда ребята имеют возможность вносить в них своиизменения, дополнения. Практика показала, что дидактические игрушки инастольно-печатные игры удобнее хранить в шкафу, разложив их по видам (лото,домино и т.д.) на одной или нескольких полках. Играть с ними дети могут залюбым свободным столом. В младших группах воспитатели заранее подбирают ивыставляют игрушки и игры для детей (соответственно плану воспитательно-образовательнойработы).
В старших группах дети договариваются, где и во что играть, посвоему усмотрению объединяются для игры, осуществляют нужные действия всоответствии с содержанием и правилами.
Игрушки-забавы для самостоятельных игр располагают на полках на доступнойдетям высоте, а те, которые используются для развлечений, – в шкафу спедагогическими пособиями.
Музыкальные игрушки лучше помещать в стеклянные шкафчики, чтобысохранить хорошее качество их звучания.
Весь запас игрушек дают детям не сразу, а вносят постепенно, помере ознакомления их с новыми игрушками и играми, а также с целью развитияновых сюжетов. При переходе детей от одного сюжета к другому часть игрушекубирают на полки и стеллажи, так как они могут понадобиться детям приобъединении нескольких сюжетов. Игрушки, которыми дети перестают пользоваться,на время убирают, но они могут быть внесены вновь, и дети обычно с радостью ихвстречают.
После игры детей в их игрушечном царстве должен быть наведенполный порядок. Учить дошкольников оставлять игрушки в порядке – это значитвоспитывать с ранних лет разумную бережливость, организованность, аккуратностьи уважение к труду окружающих.
2.4 Подбор игрушек для разных возрастных групп
В младших группах должны быть игрушки, обеспечивающие развитиедвижений и их совершенствование: крупные мячи для катания, перекатывания,бросания; разнообразные цветные грузовики, каталки, тележки.
Сюжетно-образные игрушки (куклы, животные, предметы обихода) посодержанию и оформлению отражают окружающий мир, близкий детям. Игровыедействия с ними доступны, просты.
Подбор дидактических игрушек определяется задачами сенсорноговоспитания и развития речи. Игрушки должны способствовать развитию восприятияпредметов, их цвета, формы, величины и т.д., понимания и употребления слов,обозначающих различные свойства и качества.
С игрушками-забавами малыши ещё не умеют действовать сами, онилишь смотрят и радуются движению смешных заводных игрушек.
У детей средней группы роли в игре выделяются более отчётливо, и,кроме игрушек, им необходимы дополнительные предметы: матросские шапки, флаги,барабан, бинокль, трубка врача и т.д. Из строительного материала дети 4 летсоздают более сложные постройки, чем малыши, поэтому он должен быть в разныхнаборах. Игрушки-забавы воспитанники средней группы сами приводят в действие.
Дети 4–5 лет умеют играть коллективно и использовать комплектныеигрушки. Например, комплект игрушек «Домашние животные» вызывает желаниесовместно строить конюшню, стеречь стадо и т.д.
Дошкольники старшей и подготовительной групп шире соприкасаются сжизнью, их представления, опыт общения, организации игры позволяют использоватьигрушки, которые дают возможность развития сложных сюжетов: игры в«путешествия», «театр», «школу», «зоологический сад» и др. Широко должны бытьпредставлены технические игрушки с ясно выраженными признаками и способамидвижения (наборы комплектов «Строитель», «Маленькая портниха», «Маленькийхудожник» и др.).
Дети 6–7 лет проявляют большой интерес к играм спортивного характера.Движения у них более координированы, поэтому необходимы не только крупные, но инебольшие мячи для игр, для попадания в цель и другие спортивные игрушки,развивающие мелкую мускулатуру, совершенствующие координацию, точностьдвижений. Детей интересуют игры, требующие ловкости, усилия, тренировки. Дляэтого нужны такие игрушки, как детский крокет, бильбоке, кегли, городки. Влетнее время детям дают спортроллер, а зимнее – лыжи и коньки.
Большое значение приобретают театральные игрушки, составляющие необходимыйреквизит для оформления игр-представлений, игр-драматизаций: костюмы иотдельные детали их, маски, игрушки, изображающие бинокли, трубы, орудия трудаи др.
В программе воспитания в детском саду даны указания о подбореигрушек по возрастным группам (например, см. Приложение 1).
2.5 Методика ознакомления детей с новой игрушкой
Появление в группе новой игрушки всегда радостное событие.Методика ознакомления детей с нею определяется, прежде всего, теми задачами,которые хочет решить педагог. Если он ставит задачу привлечь внимание детей ктому или иному предмету, изображённому в игрушке, он показывает её иподчёркивает присущие ей свойства, качества.
Предлагая образную игрушку (изображающую взрослого, ребёнка,зверюшку), воспитатель проявляет своё положительное отношение к ней, возбуждаятакое же отношение у детей.
При внесении сюжетно-моторных игрушек необходимо раскрыть ихназначение, способы действия с ними. Ожидание детьми чего-то нового возбуждаетих интерес, настраивает на радостное восприятие игрушки.
Если игрушка хрупкая и механизм её требует осторожного обращения,нужно предупредить об этом детей, показать способы обращения с нею.
Любую игрушку нельзя отделять от игры, превращать в наглядноепособие. Дети осваивают игрушку в игре, в игровых действиях, принимают её всвой мир.
Процесс обыгрывания игрушки, усвоения детьми способов обращения снею неодинаков по отношению к разным игрушкам. Одни быстро входят всамостоятельные игры детей, другие требуют постепенного внедрения,неоднократного обыгрывания.
Например, при ознакомлении с куклой, в образе которой отражёнпривлекательный, но малознакомый человек, дети проникаются чувством симпатии кней, но, как играть, не знают. Игры сводятся к тому, что они производят лишьтипичные игровые действия: кормят куклу, укладывают спать, одевают и т.д. Чтобырасширить представления детей, педагог неоднократно показывает её одежду,предметы быта, труда. Знакомя дошкольников с новой игрушкой, воспитатель ужеиспользует элементы игры: от имени куклы рассказывает, откуда она приехала, каки где жила, какие знает сказки, песни, игры и т.д. Вызвав интерес к игрушке,сообщив о ней всё необходимое, на что следует обратить внимание детей, педагогорганизует игру с новой игрушкой.
Заключение
Игра имеет важное значение для ребенка. Бесспорно, игра обучает ивоспитывает детей. Она является жизненной потребностью его и средствомвсестороннего развития.
Игрушка является не отменной частью игры. Хорошая игрушкапобуждает ребенка к размышлениям, ставит перед ним различные игровые задачи. Аэто способствует развитию познавательных процессов.
Значение игрушки в воспитании детей велико. Игрушка – непременныйспутник детства и важнейший инструмент игры. Существует классификация игрушек,где разделение происходит на основе их использования в разных видах игр. Таккак сейчас в магазинах огромное разнообразие игрушек, многие ученые, психологии педагоги задаются вопросами о влиянии игрушки на психическое развитиеребенка, правильно ли подбираются сейчас игрушки для дошкольников.
Игрушка для ребенка должна быть представлена во всем ееразнообразии. Необходимо отбирать их целенаправленно, в соответствии свозрастными особенностями детей. Игрушки должны способствовать развитию разныхвидов игр, удовлетворять индивидуальные потребности и интересы детей и вместе стем побуждать их к коллективным играм. Подбор игрушек должен содействоватьфизическому, умственному, нравственному и эстетическому воспитанию детей. Всевиды игрушек должны отвечать всем требованиям, а также возрастным особенностям детей.
В своей работе я установила, что игрушка пережила много веков.Ведь еще в древности человек заметил, что игрушка способствует успешномуразвитию ребенка.
Библиография
1. Аркин Е.А. Ребенокв дошкольные годы / под ред. Запорожца А.В. и Давыдова В.В.М.,Просвещение, 1967. – 221–235 с.
2. Аркин Е.А. Изистории игрушки // Дошкольное воспитание, 1995, №3. – 8–15 с.
3. Батурина Е. Игрушки всемье // Дошкольное воспитание, 1974, №9. – 82 –85 с.
4. Бениаминова М.В. Воспитаниедетей. – М.: Медицина, 1981, 90 – 107 с.
5. Воспитание детей вигре / под ред. Менджерицкой Д.В. – М.: Просвещение, 1979. – 27–36 с.
6. Горностаева Л. Игрушкив детском саду // Дошкольное воспитание, 1973, №2. – 20–24 с.
7. Дошкольная педагогика/ под ред. Логиновой В.И., Саморуковой П.Г. – М.: Просвещение, 1983.– 146 – 157 с.
8. Зворыгина Е.В. Первыесюжетные игры малышей: Пособие для воспитателей детского сада. – М.:Просвещение, 1988. – 50–69 с.
9. «Игра дошкольника» (под редакцией С.Л. Новосёловой)Москва
«Просвещение» 1989.
10. Игра дошкольника. Абрамян Л.А. Антонова Т.В. Артемова Л.В.М.:Просвещение, 1989. – 286 с.: ил.
11. Игрушки и пособия длядетского сада / под ред. Изгаршевой В.М. – М.: Просвещение, 1987. – 6–13 с.
12. Игрушка в жизниребенка / под ред. Коссаковской Е.А. – М.: Просвещение, 1980. – 64 с.
13. Крупская Н.К. Обигрушках для дошколят. – Пед. соч., т. 6.
14. Линькова Н.П. Игры,игрушки и воспитание способностей. – М.: Просвещение, 1969. – 7–34 с.
15. Локуциевская Г.Техническая игрушка // Дошкольное воспитание, 1972. №5. – 18–23 с.
16. Материалы иоборудование для детского сада: Пособие для воспитателей и заведующих / Подред. Т.Н. Дороновой и Н.А. Коротковой. М., ЗАО «Элти-Кудиц», 2003. – 160 с.
17. Мебель-игрушка – оборудованиедля детского сада. С.Л. Новоселова, А.А. Овчинников, Н.Т. Гринявичене
18. Менджерицкая Д.В. Воспитателюо детской игре: Пособие для воспитателя детского сада / под ред. Марковой Т.А.– М.: Просвещение, 1982. – 18–25 – с.
19. Менджерицкая Д.В. «Воспитателю о детской игре» /Подред. Т.А. Марковой Москва «Просвещение» 1982.
20. Менджерицкая Д.В. Флёринаоб игре и игрушке // Дошкольное воспитание, 1969, №3. – 15–24.
21. Мухина В.С. Игрушкакак средство психического развития ребенка // Вопросы психологии, 1988, №2.– 123–128 с.
22. Новоселова С., Локуциевская Г.,Кожухова Н. Для самых маленьких // Дошкольное воспитание, 1978, №6. – 90–99 с.
23. Павлова Л. Какиеигрушки предпочитают малыши // Дошкольное воспитание, 1997, №12. – 86–89 с.
24. Педагогическиетребования к игрушкам. С.Л. Новоселова, Г.Г. Локуциевская, Е.В. Зворыгина.
25. Урунтаева Г.А. Рольигрушки в психическом развитии ребенка. Дошкольная психология: Учебное пособиедля учащихся средних педагогических учебных заведений. – 2-е изд. М.: Академия,1997. – 81–85 с.
26. Усова А.П. «Роль игры в воспитании детей» Подредакцией А.В. Запорожца. Москва «Просвещение» 1976.
27. Флерина Е.А. Игра и игрушка. М.,1973.