Реферат по предмету "Политология"


Механизмы реализации политических и групповых интересов

Содержание
Введение
1. Содержательная характеристика политических интересов
1.1 Понятие «интереса»
1.2 Политический интерес
1.3 Роль политических интересов в общей системе политическихотношений в обществе
2. Механизм реализации политических интересов. Политическоеучастие и политическая деятельность
2.1 Механизм реализации политических интересов
2.2 Политическое участие
2.3 Политическая деятельность
3. Группы интересов. Лоббизм
Заключение
Список литературы
 

Введение
Все, что совершаетчеловек, проходит через его сознание. Внутренними источниками его активностивыступают потребности и интересы. Потребность – это отношение между агентом,субъектом и условиями его существования. Интерес – это отношение междусубъектами по поводу условий существования.
Потребности и интересы – важнейшиепобудительные причины человеческой деятельности. Эту функцию они выполняют и всфере политических отношений. Вне их учета невозможно понять истинный смысл,намерения и конкретные шаги в политике государств, партий, социальных групп иконкретных личностей. Эта устойчивая связь отмечается многими учеными иполитиками. «Ближайшее рассмотрение истории убеждает нас в том, – писал Г.Гегель, – что действия людей вытекают из их интересов, и лишь они играютглавную роль».
В этой связи политическиеинтересы представляют собой актуальную и достаточно сложную теоретическуюпроблему, уяснение которой позволяет понять логику деятельности различныхполитических сил, предвидеть развитие политических событий и процессов. [8]
В самом общем планеполитические интересы осознаются и направляются посредством деятельности нареализацию потребностей больших групп людей. Основой политических интересоввыступает социальный опыт. Он обрабатывается посредством сложнейшихсоциально-идентификационных механизмов, превращаясь, в частности, вполитическую идеологию.
Интересы,распространившись и превратившись в стереотипы общественной психологии,приобретают статус мощной политической силы.
Цель работы: датьхарактеристику политических интересов, механизмов их реализации и группинтересов.
Задачи:
1. Рассмотреть понятие«интереса» и «политического интереса» и роль политических интересов в системеполитических отношений в обществе
2. Рассмотреть механизмреализации политических интересов, политическое участие и политическуюдеятельность.
3. Рассмотреть вопрос огруппах интересов и лоббизме.

1. Содержательнаяхарактеристика политических интересов
1.1 Понятие «интереса»
политическийинтерес власть лоббирование
Понятие «интерес» (лат. interest – иметь значение) активноиспользуется в различных отраслях научного знания. При этом исходное пониманиетермина везде восходит к толкованию в словарях Даля, Ожегова, Ушакова – «интерес»как значение, важность дела; внимание, возбуждаемое к кому(чему)-нибудьзначительному, важному, полезному или кажущемуся таковым. Вфилософско-политологическом ключе интерес понимается как причина действийиндивидов, социальных общностей, причина, определяющая их социальное поведение[11].
Природа интересапредставителями различных отраслей знания объясняется по-разному. Так,психологи, социологи, философы, правоведы говоря об интересе указывают, прежде всего,на свой предмет исследования. Поэтому в литературе существует несколькоподходов (концепций) объяснения генезиса интереса [10].
Приверженцы «психологическойконцепции» интересов видят их первооснову в психологии человека и его сознании.Интересы, по их представлению, выступают в виде чувств, желаний, настроений иустремлений к удовлетворению потребностей.
Сторонники другогоподхода исходят из того, что интерес объективен и связан всецело не с сознаниеми волей, а с материальными условиями жизнедеятельности людей («концепцияобъективного интереса»).
Представляется, что болееправильным является подход тех, кто видит корни интереса в единствеобъективного и субъективного. Дело в том, что возникновение и содержаниеинтереса обусловлено объективными потребностями субъектов социальной жизни. То,что необходимо для функционирования и развития отдельных индивидов, социальныхгрупп, государств и общества в целом, составляет предмет их интереса. И в этомсмысле интерес – это такое отношение к действительности, которое направлено наобеспечение всякого субъекта всем необходимым для его существования и развития.
В то же время интерес –это отражение в сознании людей потребностей как объективных явлений, ихосмысление и осознание. Процесс же осознания проявляется в избирательности и целенаправленнойдеятельности субъектов интереса, что подчеркивает его субъективность.
Для уяснения содержанияинтереса важным является также понимание взаимосвязи потребностей и интересов.Как известно, потребность означает недостаток чего-либо, нужду в чем-либо длянормального существования личности, социальной группы, государства и общества вцелом.
То, чем может бытьудовлетворена потребность, составляет предмет удовлетворения потребности.В этой связи существующая ориентация на создание и усвоение предметапотребности выступает как интерес.
Разумеется, наличиепотребностей еще не дает ответа на вопрос, почему человек поступил, так илииначе. Дело в том, что потребности лишь обусловливают активность, но самосодержание активности определяется интересами. Одна и та же потребность можетбыть удовлетворена с помощью разных предметов. Поэтому на ее основе могутформироваться различные интересы по содержанию, характеру и направленности.
Это говорит о том, чтоизучить интересы – значит, уяснить не только содержание потребностей, но ивозможные пути, формы и способы их оптимального удовлетворения.
Своей структурой интересыотражают:
а) социальное положениесубъекта интереса или совокупность его практических связей с обществом;
б) степень осознаниясубъектом своего положения в обществе;
в) идеальныепобудительные силы или мотивы деятельности, направленные на вполне определенныеобъекты интереса;
г) само действие субъектав социальной среде обитания.
Таким образом, интерес,это отношение (осознанное и заинтересованное) субъекта к объекту, которыйявляется средством удовлетворения той или иной потребности индивида илисоциальной общности.
При этом всегдапроисходит соотнесение:
1) потребностей,
2) объектов, служащихсредством их удовлетворения,
3) социальных условий жизнедеятельностисубъекта (социальная среда)
4) способовудовлетворения тех или иных потребностей.
В зависимости от сферыдействия и социального носителя интересы разделяются на экономические,политические, культурные, нравственные, эстетические, религиозные, военные.Особое место среди них занимают интересы политические.
1.2 Политическийинтерес
Особенностью политическойсферы является формирование политических интересов. Их основой становитсязависимость субъекта политики от его положения в указанной сфере. Самполитический интерес в таком случае предстает как стремление субъектов политикиизменить свое социальное положение с помощью политических средств.
Содержание же конкретныхполитических интересов многообразно, ибо оно зависит от самого субъекта, от конкретно-историческихусловий, от взаимосвязи с другими субъектами и т.п. Чтобы интересы превратилисьв побудительные силы человеческой деятельности, они должны быть осознанылюдьми.
Процесс осознанияинтересов можно представить в виде следующей упрощенной схемы: импульсы,порождаемые интересом, отражаются в виде чувств, настроений людей, в ихэмоциональном отношении к лидерам, государственным институтам, партиям и т.п. [4].
Политическийинтереспредставляет собой избирательноеотношение субъекта к каким-либо политическим явлениям, событиям, процессам,политической деятельности, основанное на его мировоззренческих принципах,убеждениях, установках. Это та внутренне осознанная движущая сила политическогоповедения, которая побуждает субъект к столкновению с противоборствующейстороной и конкретным действиям по достижению поставленных целей [2].
Исходя из спецификиприроды политических потребностей и политического интереса последнийпредставляет собой по своей сути субъективное выражение объективно существующихполитических отношений с точки зрения реализации субъектами политики своихсоциальных целей.
Объектомполитического интереса являются: власть и властные отношения в обществе; механизмы и способыосуществления политической власти; политическая деятельность партий,общественно-политических движений, общественных организаций и лоббистскихгрупп; политическая элита и отдельные представители на общегосударственном,региональном и местном уровнях.
Предметомполитического интереса выступает вся совокупность политических процессов, явлений и событий.Они воспринимаются и оцениваются субъектами политики с точки зрения полезностии возможности использования для достижения своих целей.
Содержаниемполитических интересов является вся совокупность тех объектов, целей и задач политическойдеятельности, которые овладевают сознанием субъекта действия (отдельных лиц,социальных групп, партий и иных политических сил).
Политические интересы, в силу своего многообразия, представляют собойсложное системное образование. Классифицировать их можно по следующим, наиболеесущественным основаниям:
а) по степени общности (личные, групповые, классовые, общественные,государственные);
б) по степени осознанности (действующие стихийно и на основеразработанной программы);
в) по своей направленности (внутриполитические, внешнеполитические);
г) по возможности их осуществления (реальные и мнимые);
д) по отношению к объективной тенденции общественного развития(прогрессивные, реакционные, консервативные) [3].
В отличие от другихсоциальных интересов политические интересы имеют ряд характерныхособенностей, которые определяют их качественную специфику.
Во-первых, политическийинтерес коренится в материальных отношениях общества, но при этом играетактивную роль по отношению к нему. Это связано с тем, что в экономическихотношениях в каждый исторический момент потенциально заключено несколькотенденций развития, но далеко не каждая их них может реализоваться. Реализациятой или иной тенденции есть вопрос политического выбора, в котором решающую рольиграют политические интересы тех или иных общественных сил, социальных групп ислоев.
Во-вторых, политическийинтерес есть проявление властного отношения, он теснейшим образом связан смеханизмом и со способами осуществления власти в обществе.
В-третьих, политическийинтерес обладает относительной самостоятельностью. Сложности и перипетиивзаимодействия интересов разных социальных групп с совокупным общественныминтересом – интересом социальной целостности, создают возможностьсамостоятельной формы существования политического интереса, воплощающегося вэтом случае в образе надклассового, «внеполитического» государства.
В-четвертых,противоречивая природа политического интереса порождает разнообразныесостояния, типы, в которых он предстает в общей системе политических отношений.Все многообразие типов и модификаций политических интересов имеет общийисточник – соотношение интересов классов, социальных групп и слоев с интересамиобщества в целом.
В-пятых, содержаниеполитического интереса формируется главным образом в результате взаимодействияинтересов социальных групп в зависимости от их зрелости, политическойактивности, веса в обществе. Однако совпадение политических интересовсоциальных групп и политических интересов общества, наступает лишь в определенныймомент развития и целого – общества, и его интегральной части – социальнойгруппы.
Могут существоватьситуации, когда интересы социальной группы (класса) еще не созрели до выраженияинтересов целого, и ситуации, когда по времени уже упущены возможности длясовпадения этих двух видов интересов, когда класс все менее способен строитьсвою деятельность с учетом интересов целого. Политическая деятельность такогокласса вызывает нарастающую дезорганизацию социальной системы, ведет не кразрешению, а к нагромождению все новых противоречий, нарастанию социальныхантагонизмов.
Совпадениеполитических интересов социальной группы с интересами общества дает импульс интенсивномуразвитию, поскольку их деятельность не расходится в главном, определяющем смагистральным направлением общественного развития. Такими качествами обладаютпрогрессивные классы в эпоху социальных революций (например, буржуазных).
В-шестых, политическиеинтересы отдельных классов, социальных групп и слоев могут не совпадать сполитическим государственным интересом: осуществляя совокупный политическийинтерес, государство может ущемлять частные политический интересы. Конкретнымвыражением такого положения в обществе может служить осуществление советскимгосударством политических мероприятий после революции 1917 года.
В-седьмых, вмногонациональном обществе политический интерес имеет национальную окраску,поскольку нации – субъекты политики, а национальные отношения – элементотношений политических. И в этом отношении негативные процессы: национальнаярознь, сепаратистские тенденции, элементы гражданской войны на почвенациональных противоречий и конфликтов, имеющие место сегодня, являютсявыражением политических интересов различных классов, социальных групп и слоеввнутри Российской Федерации [8].
 
1.3 Роль политическихинтересов в общей системе политических
отношений в обществе
Роль политическихинтересов в общей системе политических отношений в обществе заключается вследующем:
Во-первых, в политическихинтересах находят наиболее обобщенное выражение актуальные политическиепотребности представителей тех или иных социальных общностей, вследствие чегосами интересы всегда направлены на сохранение или изменение политическогоположения той или иной группы в обществе, служат реальными причинами их политическогоповедения.
Во-вторых, политическиеинтересы определяют направленность политической деятельности, отражаютвзаимосвязь общего (общегосударственного интереса), частного (интереса класса,социальной группы, личности).
В-третьих, политическиеинтересы выражают уровень развития политической деятельности, степень отраженияв ней важнейших социальных потребностей. Если, например, экономика – важнейшееоснование политической деятельности и политической активности, то качественныеизменения в экономике, ее структуре служат наиболее важным итогом, показателемуспешности политической деятельности.
В-четвертых, вполитических интересах отражается отношение членов общества к политическойвласти, политической системе в целом. Отсутствие согласованности между политическимиинтересами различных социальных групп, слоев и интересами представителейвластных институтов, может привести не только к формированию и обострениюполитических противоречий, но и созданию такой ситуации, при которойпротиворечия могут перерасти в политический конфликт.
В-пятых, политическиеинтересы являются базой для формирования политических взглядов, политическихобщественных настроений, идеологических позиций, на основе которыхосуществляется выбор политических приоритетов, учитывающих потребностисоциальных групп и слоев общества. [8]
Сложившийся политическийинтерес (мысленное предвосхищение результатов его удовлетворения) выступает какопределенная цель, достижение которой осуществляется в ходе политическойборьбы. Он служит исходным фактором обоснования политики, истоком научногоуправления социальными процессами, позволяет соотнести интересы групп и классови выяснить место каждого из них в социальном прогрессе.
Политический интерес несуществует вне субъекта политики. Однако порождается он не сознанием (хотя иявляется осознанием потребностей), а объективным положением субъекта вобществе. Политический интерес возникает на базе экономического интереса, но несводится к нему. Содержанием политического интереса выступает необходимость(потребность) завоевания политической власти. Это связано с особой рольюгосударства в обществе, призванного защищать интересы наиболее социальноактивных групп [4].

2. Механизм реализацииполитических интересов. Политическое
участие и политическаядеятельность
2.1 Механизмреализации политических интересов
Политический интерес,являясь неотъемлемым свойством всех субъектов политики, вфункционально-деятельном плане представляет их творчески преобразующееотношение к окружающей действительности. Он обнаруживает себя на всех уровняхактивности субъекта (в процессе теоретического моделирования возможныхдействий, в конкретных практических действиях и т.д.).
Политический, властно значимый интерес личности и социальной группыоформляется через систему социального представительства. Субъекты политики,реализуя свои интересы через систему социального представительства, вызываютизменения в социальных возможностях и затрагивают интересы других общностей.Государство согласовывает эти интересы. Оно выражает общий интерес всех граждан– сохранение социальной стабильности и на этой основе проведение политическогокурса, отражающего коллективную волю большинства граждан. На фазе формированияполитического взаимодействия важно не допускать завышения или занижениясубъектом политики своих социальных возможностей и ожиданий, а также возможностейи интересов своих оппонентов. В противном случае неизбежна конфликтностьполитических отношений [3].
В целом политическийинтерес имеет ряд каналов реализации:
1) деятельность властных структур(представительной, исполнительной и президентской);
2) политическое влияниепартий, организаций, союзов, церкви, средств массовой информации;
3) давление массовыхполитических сил (забастовочное движение, митинги).
Реализация политическогоинтереса невозможна без проявления политической активности его носителя.
В политической активностиотдельных личностей или социальных групп можно сконструировать следующуюпримерную шкалу интенсивности политических действий:
1) реакция (позитивнаяили негативная) на импульсы, исходящие от политической системы, от ееинститутов или их представителей, не связанная с необходимостью собственнойвысокой активности;
2) участие впериодических действиях, связанных с делегированием полномочий (электоральноеповедение);
3) деятельность вполитических и примыкающих к ним организациях;
4) выполнениеполитических функций в рамках институтов, входящих в политическую систему илидействующих против нее;
5) прямое действие;
6) активная (в том числеруководящая) деятельность во внеинституциональных политических движениях,направленных против существующей политической системы и добивающихся еекоренной перестройки и т.д.
Исходя из предложеннойшкалы интенсивности политических действий в политическом поведении классов,наций, социальных групп и слоев, отдельных личностей – можно выделить двеосновные формы реализации их политических интересов: политическое участиеи политическая деятельность [8].
2.2 Политическоеучастие
Участие людей в политикеслужит одним из средств выражения и достижения их интересов.
Политическоеучастие,характеризует способы включения широких социальных слоев в отношения сгосударством, формы преобразования интересов и требований населения вуправленческие решения, типичные приемы формирования политических элит и т.п.[7].
Не всякое участие вобщественной жизни является политическим. Если люди принимают участие в решениипроизводственных, профессиональных проблем, в технических решениях, вуправлении техникой, вещами, не влияя на распределение власти, то такое участиене является собственно политическим. Участие приобретает качествополитического, когда личность, группа, слой, класс вовлекаются вполитико-властные отношения, в процесс принятия решений и управления, носящийполитический характер.
Политическое участиевыражается в двух основных формах: прямой (непосредственной) и опосредованной(представительной). Прямое участие имеет место в рамках небольшихполитических общин, где массы на собраниях принимают решения большинствомголосов. Оно характерно для местного управления и самоуправления,осуществляемого гражданами через местные Советы депутатов, органытерриториального общественного самоуправления, местные референдумы, собрания идругие формы прямого участия в государственных и общественных делах.
При опосредованномучастии массы выбирают своих представителей для осуществленияполитической власти. Чем крупнее общество, тем меньше возможностей длясамоуправления. Опосредованное участие дает больше возможностей для искаженияволи масс, поскольку избранные представители, депутаты могут преследоватьсобственные интересы, не совпадающие с интересами тех, кого они представляют.Массы могут терять контроль над своими представителями, и степень их политическогоучастия снижается. Тем не менее, представительное участие является единственновозможным в крупных политических системах. Одна из наиболее разработанных схемполитического участия включает следующие элементы:
— реакция (позитивная илинегативная) на импульсы, исходящие от политической системы, не связанная с необходимостьюучаствовать в каких-либо действиях;
— участие в делегированииполномочий (выборах). Это электоральное поведение;
— участие в деятельностиполитических и иных организаций;
— выполнение политическихфункций в рамках государственных и иных политических институтов, в том числе воппозиционных партиях и т.д. Это профессиональные политики, должностные лица,депутаты, лидеры и функционеры партий;
— прямые действия(участие в митингах, демонстрациях и т.д.) [9].
 
2.3 Политическаядеятельность
Одной из форм реализацииполитического интереса является политическая деятельность, как особая,специфическая сфера общественной деятельности. Политическая деятельностьпредставляет собой совокупность действий общественных групп по реализации своихполитических интересов по поводу завоевания, использования и удержания власти.
Согласно широкораспространенной точке зрения, политическая деятельность людей выступает вкачестве производной по отношению к экономической, но в то же время обладаетзначительной самостоятельностью. Практически политическая деятельность,представленная крупными политическими решениями программного характера, акциямиместного масштаба, узкоспециализированными действиями в различных областяхобщественной жизни или по отношению к различным социальным группам, может, содной стороны, оказывать прогрессивное воздействие на экономические отношения,а с другой – сдерживать их развитие, дестабилизировать, толкать к конфронтации,межнациональной розни.
Политическая деятельностьпредполагает определенные виды, она дифференцируется на теоретическую(познавательную, прогностическую и ценностно-ориентировочную) и практическую(сфера внешней политики, сфера выработки и реализации внутренней политики,участие в общественно-политических движениях, военно-политическая сфера).
Политическуюдеятельностьможно определить и как сознательное изменение или совершенствованиесуществующих в обществе политических отношений в интересах больших масс людей(классов, наций, социальных групп, слоев).
В отличие от политическогоучастия, представляющего собой единовременный (при референдуме) илипериодически повторяющиеся (на выборах) акт политического волеизъявленияличности, политическая деятельность предполагает профессиональное участие– выполнение политических функций – в рамках тех или иных институтовполитической организации общества или действующих против нее.
Политическая деятельностьтесно связана с совокупными политическими интересами тех или иных социальныхобразований. Основной организационной формой их выражения являютсяполитические партии и общественные формальные и неформальные организации,движения и объединения. Они рассматриваются как наиболее эффективныйинструмент для организации переноса групповых политических интересов в сферуреальной политики [8].

3. Группы интересов.Лоббизм
Группы интересов можно определить как по преимуществудобровольные объединения, приспособленные или специально созданные людьми длявыражения и отстаивания своих властно значимых интересов в отношениях сгосударством, а также другими политическими институтами.
Группы интересов(заинтересованные группы) возникают на основе объективно существующегомногообразия интересов и запросов людей. Эти политические ассоциации, будучипосредниками в отношениях государства с населением, представляют интересысоциальных, национальных, региональных и прочих человеческих общностей и служатформой коллективных действий их членов.
Группы интересов являютсяодним из основных каналов политической активности граждан. Чем ширепредставительство социальных потребностей группами интересов, темразностороннее связь между обществом и государством, тем гибче властныеинституты реагируют на социальные запросы населения, а люди обладают большимвлиянием на политические решения.
В научной литературеприводится различная типология групп интересов по разным критериям. Длясформировавшихся в российском обществе групп интересов наиболее очевиднойпредставляется их классификация по общественным сферам их деятельности:
— организованные группы вэкономической сфере и в сфере трудовых отношений (предпринимательскиеассоциации, союзы потребителей, профсоюзы);
— организованные группы всоциальной сфере (объединения ветеранов, общества инвалидов, благотворительныесоюзы);
— организованные группы всфере досуга и отдыха (спортивные союзы, союзы филателистов и т.д.);
— организованные группы всфере религии, науки и культуры (церкви, секты, научные ассоциации, союзыхудожников, писателей, артистов и т.д.);
— организованные группы вполитической сфере (экологические движения, движения за мир, за права женщин,молодежи, национальных меньшинств и т.д.) [1].
Средигрупп интересов важно выделять политические и неполитическиегруппы интересов. Критерием для такого разграничения являетсяпонимание политики как деятельности, связанной с приобретением и использованиемвласти, а также влиянием на власть.
К неполитическимгруппам интересовнеобходимо причислить такие, возникновение ифункционирование которых не связано с приобретением и использованием власти. Ихзадачей не является влияние на власть. Природа подобных групп обусловленаинтересами, которые в основе своей могут быть реализованы помимо власти, напринципах самоорганизации и соблюдения действующего законодательства(любительские интересы: спортивные объединения, общества филателистов,автолюбителей, любителей рыбной ловли, поэзии, музыки, бардовской песни и т.п.).
Однакоэти неполитические группы интересов привлекают политологию в трехизмерениях.
Во-первых,массовые общественные объединения, как правило, вовлекаются политическими партиямии лидерами в политический процесс с целью привлечения голосов в ходеизбирательных кампаний.
Во-вторых,неполитические группы интересов зачастую сами вынуждены в периоды кризисов вобществе вторгаться в политику, чтобы защитить условия реализации своихинтересов (к примеру, российские эстрадные знаменитости несколько лет назадчерез СМИ организовали акцию недовольства системой налогообложения).
В-третьих,массовое распространение и эффективное функционирование групп интересовсвидетельствует о высоком уровне развития гражданского общества, о способностилюдей решать многие свои проблемы помимо власти, на принципах самоорганизации исамоуправления.
Далее, среди группинтересов, в научной литературе принято выделять такие, основной задачейкоторых является влияние на власть (политические группы интересов).Отстаивание интересов группы в ее отношениях с властью придает группе интересовфункции давления на власть. Акцентируя внимание на эту функцию групп, аналитикичасто используют понятие «группа давления».
Имеются в виду такиегруппы, которые не стремятся к овладению властью, но оказывают на неевоздействие с целью реализации определенных групповых интересов. Группадавления это иной, дополнительный вариант групп интересов, который можноопределить как группу интересов, оказывающую давление на властные структуры.
Понятие «группаинтересов» шире, чем понятие «группа давления». Значительная часть интересовбольшинства групп реализуется в рамках гражданского общества помимо властныхструктур. Лишь тогда, когда осуществление коллективного интереса группы требуетпринятия властных решений, она превращается в группу давления. Для одних групп(в сферах религии, культуры, спорта, досуга и отдыха) эта трансформация можетносить лишь эпизодический характер, для других же (организованные группы вполитической, экономической, социальной сферах) – постоянный.
Всовременных демократиях существует огромное количество групп интересов,стремящихся оказывать влияние на власть. В чем причины их роста?
Во-первых,в усиливающемся многообразии интересов в современных обществах.
Во-вторых,многие интересы приходят в столкновение между собой и требуют государственноговмешательства.
В-третьих,в сложности представительства интересов.
Далеконе все многообразие интересов может быть представлено в институтах власти. Вовласти (в парламентах), как правило, посредством партий представлены лишьнаиболее обобщенные интересы. Все это побуждает различные интересыинтегрироваться, поскольку власть, как правило, не реагирует на индивидуальные инеорганизованные интересы.
Вцелом группы интересов порождают особую форму демократического взаимодействиягражданского общества и власти, они представляют важный канал обратной связимежду властью и обществом.
Группы интересоввыполняют важные общественные функции. Главными среди них являются функцииартикуляции и агрегирования интересов.
— артикуляция (лат. articulatio – ясно, членораздельно произносить) называютпроцесс выявления, четного формулирования интересов людей, входящих в группу,выдвижение конкретных требований и лозунгов.
— агрегирование(согласование). В процессе агрегирования интересов множество частных интересов,ожиданий, потребностей сводятся в единые требования и программы, отражающиеобщегрупповые цели.
— мобилизация – вовлечение, активизация граждан и их различных объединений впроцесс защиты групповых интересов посредством взаимодействия с властью;
— социализация – усвоение гражданами через участие в работе групп интересов опытаи навыков взаимодействия с институтами власти;
— формирование и выдвижение политической элиты из среды активных и влиятельныхгрупп интересов;
— представительство и продвижение групповых интересов в структурах власти [5].
Представляя определенныеинтересы, выдвигая требования и программы, группы интересов выполняют важнуюфункцию информирования власти о наличии той или иной общественно значимойпроблемы и желательных способах ее решения. Группы интересов могут предоставитьорганам власти экспертные разработки по интересующим их проблемам, а такжеделегировать своих экспертов для работы в различного рода консультативныхсоветах и комиссиях, влиять на отбор кадров соответствующих властных структур.
Многообразные группыинтересов обладают широким набором ресурсов для воздействия на власть, длядоведения нужд и запросов населения до лиц и органов, принимающих политическиерешения. В качестве таких ресурсов могут выступать их экономические ифинансовые возможности, информация или опыт политического участия их членов,организационные структуры и т.д.
Существуют четыре этапаполитического процесса, на которых активно действуют группы интересов: этосъезд политической партии, общенациональные выборы, вступление в силу законов(именно здесь группы давления прилагают наибольшие усилия) и влияние наадминистрацию.
Вместе с тем «группойдавления» называют и относительно узкую группу лиц, которая в интересах болееширокой заинтересованной группы оказывает непосредственное воздействие наорганы законодательной и исполнительной власти при принятии тех или иныхрешений. В американской политической практике такая деятельность получиланазвание «лоббизма» и стала предметом правового регулирования. Американские лоббистские организации не являютсясамостоятельными группами интересов. Это профессиональные организации,выполняющие заказы различных групп интересов. В более широком смыслелоббированием принято называть отстаивание интересов тех или иныхзаинтересованных групп депутатами парламента, парламентскими фракциями прираспределении бюджетных средств, определении налоговой и таможенной политики ит.д. [1].
Лоббизм (от англ. «lobby» – кулуары, коридор) – является политическиминститутом и способом, инструментом влияния групп интересов на власть. Лоббизмвыступает своего рода критерием выделения среди многообразия групп интересовспецифических групп – групп давления. Группы давления самым широкимобразом используют лоббирование как способ воздействия на власть. В XX векелоббизм превратился в распространенную форму политической деятельности и одиниз важных политических институтов западных демократий. Крупнейшие корпорации,ассоциации, профсоюзы и предпринимательские союзы имеют в своих структурахспециальные подразделения, занимающиеся лоббированием, или используют услугилоббистских фирм. В коридорах власти лоббисты добиваются решения вопросов впользу своих клиентов.
Влияниелобби на власть осуществляется по следующим основным направлениям:
— посредством создания с помощью СМИ общественного мнения в поддержкувопроса, который продвигает соответствующая группа интересов. Группы интересовчасто стремятся привлечь максимальное внимание общественности и властныхструктур к различного рода общезначимым проблемам. Огромная роль общественногомнения в западных демократиях вынуждает парламенты и правительства этих страносуществлять популярные в обществе требования, хотя популярность этихтребований может оказаться результатом манипулятивной активности лоббистов, аих значимость для общества – фикцией;
— посредством влияния на государственные институты (парламенты, правительства),представителей власти и политических чиновников;
— посредством финансовой и иной поддержки политических партий в ходеизбирательный кампаний в обмен на соответствующие законодательные услуги [5].
Всовременной российской политике в качестве групп интересов, широко использующихлоббирование, выступают крупные корпорации. К примеру, как отмечаютисследователи, АО «Лукойл» концентрирует свои усилия в сфере законодательствана участии в подготовке и обсуждении законопроектов по проблемам налоговойполитики, лицензирования и особенно порядка предоставления лицензий на добычу иэкспорт нефти, ценообразования, а также вывозных и ввозных пошлин. Эти жевопросы, но уже в более конкретном плане обсуждаются в Правительстве.
Своюроль в политике кампания реализует не только через отношения с государством, нои через СМИ и воздействие на общественное мнение. Помимо крупных корпораций всевозрастающее влияние во взаимодействии с государством и властью приобретаютразличные предпринимательские ассоциации, которые выражают и отстаивают интересыболее широких слоев российского бизнеса. Так, Торгово-промышленная палатаРоссии (ТПП) представляет интересы не только крупных, но и средних, мелкихкомпаний и фирм.
Кромеорганов государственной власти объектами давления могут быть политические партии,а также общественное мнение. Основными средствами воздействия групп давленияявляются информирование и консультирование органов власти и официальных лиц,организация кампаний в средствах массовой информации с целью формированияобщественного мнения в пользу требуемых группе решений, угроза отказа вподдержке на выборах, различные акции протеста и т.п. Возможны и скрытые формывоздействия с использованием личных связей членов группы в руководящих кругах.Иногда такое воздействие может принять форму коррупции. Следовательно, можноразличать законные и незаконные способы деятельности групп давления.
Очевидно, что различныегруппы интересов обладают неодинаковыми ресурсами давления на власть. Этиресурсы зависят от экономических и финансовых возможностей группы, еечисленности, сплоченности, информированности, наличие или отсутствие личныхсвязей в органах власти [5].

Заключение
Коренной политическийинтерес общества состоит в постоянном развитии демократии, в упрочении ирасширении подлинного народовластия, самоуправления народа. В механизмедействия демократии особое значение имеет учет, улавливание, выражениеобъективно обусловленных интересов социальных групп. Здесь многое зависит отметодов выявления, координации и субординации этих интересов. Кроме того,необходимо систематическое выяснение, в какой мере общеполитические интересывоспринимаются гражданами как свои собственные, в какой степени они становятсяисточником поведения конкретных лиц и коллективов. Усложнение интересов,возрастание их многогранности в современных условиях, предполагает постоянноесовершенствование и тех надстроечных структур, с помощью которых осуществляетсяучет и реализация политических интересов.
Политическое участие иполитическую деятельность как формы реализации политических интересов можно, сполным основанием рассматривать в качестве критериев развития политическойорганизации общества. Позитивное значение политического участия заключается втом, что оно оценивается как одна из основных характеристик демократии, каксредство политической социализации и политического воспитания, разрешенияконфликтов, борьбы с бюрократией и политическим отчуждением граждан. Анегативное значение политического участия заключается в следующем. Несовпадениеполитических интересов, потребностей и жизненных ориентиров граждан, социальныхгрупп и государства, неудовлетворенность бездействием властных структур и ихпустые обещания вызывают усиливающееся недоверие к органам государственнойвласти на всех уровнях, общественным и государственным структурам и институтам,которое может перерасти в протестные формы политического участия. Основнаяопасность протеста состоит в том, что он способен к нарастанию интенсивности ипереходу к неконвенциональным, неконституционным (особенно революционным)формам, связанным с прямым применением силы населением (или его отдельнымигруппами). Крайней формой неконвенционального политическогопротеста является политический терроризм, цель которого – физическоеуничтожение политических деятелей, проведение силовых символических акций возмездиярежиму, постоянное провоцирование взрывной ситуации в стране.
Гражданина вдемократической политической системе отличает проявление интереса к политике,вовлеченность в политические дискуссии, участие в выборах, наличие определенныхпознаний в политике, компетентность, все, что необходимо для воздействия направительственную деятельность. В целом эти качества можно суммировать какактивность, вовлеченность, рациональность.
Одна из форм участия –это система представительной демократии, в которой представители народаосуществляют власть по его поручению. Еще одна форма участия граждан в системевласти – посредством референдумов, гражданских инициатив или отзыва депутатов.

Список литературы
1. Группы интересов. Режим доступа:www.tspu.tula.ru
2. Зеленков М.Ю.Политология (базовый курс). – М.: Юридический институт МИИТа, 2009. – 302 с.
3. Климова С.В. Политология.Учебно-практическое пособие. Ч. 1. – М.: Московский государственный университетуправления и технологии, 2007. – 105 с.
4. Мунтян М. Политика какобщественный феномен. Режим доступа: dom.viperson.ru
5. Политология. Учебник./ Под ред. д.п.н., проф. Буренко В.И., д.ф.н. Журавлева В.В. − М.: Изд-воМГУ, 2004. – 274 с.
6. Политология. Курслекций. / Под ред. М.Н. Марченко – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ,2003. – 683 с.
7. Пугачев В.П., Соловьев А.И.Введение в политологию: Учебник для студентов вузов. / В.П. Пугачев, А.И.Соловьев. − 4-е изд., перераб. и доп. − М.: Аспект Пресс, 2004. – 479с.
8. Общая и прикладная политология:Учебное пособие. / Под общ. ред. В.И. Жукова, Б.И. Краснова. − М.:МГСУ; Союз, 1997. – 992 с.
9. Решетников С.В.Политология:курс лекций. / Решетников С.В., Подкопаев В.В. – 2-е изд. – Мн.: Акад.упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2005. – 328 с.
10. Ханипов А.Т. Интересы как формаобщественных отношений. – Новосибирск, 1987.
11. Философский словарь. – М.:Политиздат, 1991.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.