Реферат по предмету "Остальные рефераты"


Структурные проблемы организации научных исследований и условия их организации

Канашскийфилиал

КОНТРОЛЬНАЯРАБОТА № 1
по НИР
Вариант 3
Студента 2курса  экономического факультета
Асанова    Алексея    Викторовича
Шифр:  04653033     Учебная группа: 53-06
Домашнийадрес:
Работа высланав Чувашский госуниверситет
«____»____________2008 г.
Передана на кафедру«Экономики и управления»
Оценка___________«___» _____________2008г.
Преподаватель:Краснова Ольга Александровна
Возвращена вдеканат______________________

Структурные проблемы организации научных исследований иусловия их организации.
План:
Введение
1. Положения об организации научныхисследований
2. Организация Министерством образованияРоссии
научных исследований по проблемам образования
Заключение
Список использованной литературы

Введение
Научная(научно-исследовательская) деятельность (далее научная деятельность) — деятельность, направленная на получение и применение новых знаний, в том числе:фундаментальные научные исследования — экспериментальная или теоретическаядеятельность, направленная на получение новых знаний об основныхзакономерностях строения, функционирования и развития человека, общества,окружающей природной среды; прикладные научные исследования — исследования,направленные преимущественно на применение новых знаний для достиженияпрактических целей и решения конкретных задач.
Научно-техническаядеятельность — деятельность, направленная на получение, применение новых знанийдля решения технологических, инженерных, экономических, социальных,гуманитарных и иных проблем, обеспечения функционирования науки, техники ипроизводства как единой системы.
Экспериментальныеразработки — деятельность, которая основана на знаниях, приобретенных врезультате проведения научных исследований или на основе практического опыта, инаправлена на сохранение жизни и здоровья человека, создание новых материалов,продуктов, процессов, устройств, услуг, систем или методов и их дальнейшеесовершенствование.
Государственнаянаучно-техническая политика — составная часть социально-экономической политики,которая выражает отношение государства к научной и научно-техническойдеятельности, определяет цели, направления, формы деятельности органовгосударственной власти Российской Федерации в области науки, техники иреализации достижений науки и техники.
Научный и (или)научно-технический результат — продукт научной и (или) научно-техническойдеятельности, содержащий новые знания или решения и зафиксированный на любоминформационном носителе.
Научная и (или)научно-техническая продукция — научный и (или) научно-технический результат, втом числе результат интеллектуальной деятельности, предназначенный дляреализации.
Гранты — денежные и иныесредства, передаваемые безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическимилицами, в том числе иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами,а также международными организациями, получившими право на предоставлениегрантов на территории Российской Федерации в установленном ПравительствомРоссийской Федерации порядке, на проведение конкретных научных исследований наусловиях, предусмотренных грантодателями.

1. Положения об организациинаучных исследований
Приказом Министерства образованияРоссийской Федерации
от 17.07.2000 N 2219
Положение об организациинаучных исследований, проводимых подведомственными учреждениями в рамкахтематических планов по заданиям Министерства образования Российской Федерации ифинансируемых из средств федерального бюджета (далее — Положение), разработанов соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, федеральными законамиРоссийской Федерации «О науке и государственной научно-техническойполитике» и «О высшем и послевузовском профессиональномобразовании». Настоящее Положение устанавливает порядок планирования, организациии приемки результатов научно-исследовательских работ, проводимых по заданиямМинистерства образования Российской Федерации(далее — Министерства) ифинансируемых из средств федерального бюджета, и распространяется наобразовательные учреждения высшего профессионального образования и научныеорганизации Министерства (далее — вузы и организации), проводящие научныеисследования, предусмотренные их уставной деятельностью и финансируемые изсредств федерального бюджета Министерством.

Организация Министерствомобразования России научных исследований по проблемам образования
Министерство образования России рассматриваетнаучные исследования как один из важнейших факторов модернизации российскогообразования, в первую очередь профессионального. В Концепции модернизациироссийского образования на период до 2010 года, указывается, что в ближайшиегоды особое внимание будет уделено развитию в российской высшей школе научныхисследований и разработок, оказывающих решающее влияние на укрепление кадровогои технологического потенциала народного хозяйства страны.
Основные усилия и средстваМинистерства образования Российской Федерации в организации научныхисследований в 2003 году были направлены на сохранение и развитиенаучно-педагогических коллективов вузов, привлечение и закрепление талантливоймолодежи в сфере науки и образования, создание условий для проведения научныхисследований на высоком уровне и повышение престижности научно-педагогическойдеятельности.
Российская образовательная системаначала ХХI века включена в решение целого ряда многоуровневыхсоциальных и культурных проблем, связанных с определением стратегическихперспектив развития нашего общества. Социально-гуманитарные науки призваныосмыслить эти проблемы и ориентировать систему образования на производствокадрового потенциала будущей России. Это и определяет важное место, занимаемоесоциально-экономическими и гуманитарными науками в системе российскогообразования.
В структуру Минобразования Россиивходит 332 вуза и 135 самостоятельных научных организаций, в которых работает181250 человек профессорско-преподавательского состава и 15431 научныйсотрудник. При этом 35% вузов осуществляет подготовку по гуманитарным и социально-экономическимспециальностям. В системе Минобразования России работает 22614 докторов наук и97129 кандидатов наук, из которых представителями социально-гуманитарных дисциплинявляются 36756 человек, что составляет 30% от общего числа специалистов высшейквалификации.
Основными источниками финансированиянаучных исследований, проводимых вузами и научными организациями МинобразованияРоссии, являются средства федерального и региональных бюджетов (около 40%) ивнебюджетные средства (около 60%).
Основными формами организации научныхисследований, финансируемых  Минобразованием России из федерального бюджета являютсятематические планы вузов, научно-технические программы и гранты.
 Доля научно-исследовательских работпо общественным наукам составляет 35%, по естественным и точным наукам – 23%,по техническим и прикладным наукам – 36.7%, по общеотраслевым и комплекснымпроблемам – 5.3% от общего объема НИР, финансируемых Минобразованием России изсредств федерального бюджета.
Особое внимание Министерство уделяетфундаментальным научным исследованиям, рассматривая их и как основу дальнейшегоразвития науки, и как фактор модернизации образования. Поддержка этихисследований (в том числе исследований по проблемам гуманитарного исоциально-экономического образования) осуществляется Министерством в рамкахтематических планов вузов, грантов и отраслевой программы «УниверситетыРоссии».      Кроме того, фундаментальные исследования составляют значительнуюдолю работ, выполняемых по федеральным целевым программам, в первую очередь поФЦП «Интеграция науки и образования России на 2002-2006 годы», ФЦП «Русскийязык» на 2002-2005 годы и грантам, предоставляемым вузовским ученыммеждународными организациями. По тематическим планам НИР вузы Министерствапроводят исследования по широкому спектру научных направлений в соответствии сосложившимися научными школами, кадровым потенциалом, научными интересами иресурсными возможностями, которые охватывают практически все основные областизнаний, характерные для высшей школы России. В 2002 году 21.08% исследованийпроводились в области общественных наук, 40.17% — в области естественных иточных наук, 35.33% — в области технических и прикладных наук, 3.42% — помежотраслевым проблемам. Всего 2002 году по тематическим планам вузов было выполнено2592 НИР, а объем их финансирования составил 337.5 млн. рублей. Такоесоотношение работ является стабильным на протяжении многих лет. Можноконстатировать, что проведение НИР по тематическим планам вузов являетсянаиболее отработанной составляющей системы обеспечения научной деятельностивысшей школы.
Ниже, в таблице 1. представленораспределение объемов финансирования и количества НИР, проводимых в 2003 г. по тематическим планам вузов и организаций по гуманитарным и социально-экономическим областямзнания. Распределениеобъема финансирования и НИР, проводимых в 2003 г. по тематическим планам вузов и организаций по гуманитарным и социально-экономическим областямзнанияОбласти знания Коды ГРНТИ
Кол.
НИР % от общ. числа НИР Объем финансирования, руб. % от общ. объема финанс. Средний объем одной НИР, руб. Общественные науки, в том числе: 00-26 477 17,97 78251106 17,3 164048 Философия 02 21 0,79 2640791 0,58 125752 История 03 38 1,43 6418303 1,41 168903 Социология 04 15 0,56 1739049 0,38 115937 Экономика 06 144 5,42 22826894 5,00 158520 Юридические науки 10 10 0,38 1505609 0,33 150561 Политические науки 11 7 0,26 841582 0,18 120226 Науковедение 12 35 1,32 5066024 1,11 144744 Культура 13 12 0,45 2427555 0,53 202296 Педагогика 14 104 3,92 19633241 4,30 188781 Психология 15 16 0,60 2051135 0,45 128196 Языкознание 16 35 1,32 4633218 1,01 132378 Литература, 17 3 0,11 423250 0,09 141083 Информатика 20 28 1,05 6292912 1,38 224747
Практика конкурсной поддержкифундаментальных научных исследований, проводимых отдельными учеными или малыминаучными группами, существует уже больше 10 лет, как система грантовМинобразования России. В настоящее время отработана технология организации ипроведения конкурсов по гуманитарным, естественным и техническим областямзнания а также конкурсов для молодых ученых, проводящих исследования совместнос зарубежными партнерами. По всем конкурсам НИР выполняемых в 2003 году пообщественным наукам финансирование составило 24.6 млн. рублей или 15.1% отобщего объема финансирования. Так, например, по конкурсу на соискание грантов«Фундаментальные исследования в области гуманитарных наук» в 2003 годуфинансирование составило 14.652 млн. рублей на 291 грант.
Распределение объема финансированияпо конкурсу на соискание грантов «Фундаментальные исследования в областигуманитарных наук» в 2003 годуОбласть знания Кол-во НИР В % от общего числа НИР по конкурсу Объем финансирования % от общ. объема финанс. Средний объем одной НИР, руб.
Гуманитарные науки,
в том числе: 102 35 14652000 35,8 50350 Философия 20 6,9 1010988 6,9 50549 История 20 6,9 1010988 6,9 50549 Юридические науки 9 3 439560 3 48840 Психология 11 3,8 556776 3,8 50616 Языкознание 19 6,5 952380 6,5 50125 Литературоведение 12 4,1 615384 4,2 51282 Культурология и искусствоведение 11 3,8 556776 3,8 48840 Социально-экономические науки, в том числе: 89 31 4468860 30,5 50212 Социология 13 4,5 644688 4,4 49591 Политология 6 2 293040 2 48840 Экономические науки 70 24 3516480 24 50235
Программа «Университеты России»создана с целью возрождения ведущей роли университетов в развитиифундаментальных исследований, поддержки ранее сформировавшихся научных школ,подготовки высококвалифицированных специалистов, способных быстроадаптироваться к условиям рыночной экономики, а также с целью интегрированияуниверситетов в международную систему образования и науки. Общая суммафинансирования Программы в 2002 году составила 45 млн. рублей, количество НИР –697, в 2003 году – 55 млн. рублей. В рамках Программы реализуется 13 научныхнаправлений, в том числе направление – гуманитарные науки.
В гуманитарных исоциально-экономических областях знания объем  финансирования по программе «УниверситетыРоссии» в 2003 году составил 5.225 млн. рублей, что составляет 10.2% от общегообъема финансирования. Количество выполняемых проектов – 71, средняя стоимостьпроекта – 74.6 тыс. рублей.
Распределение объема финансированияНИР, проводимых по программе «Университеты России» по гуманитарным исоциально-экономическим областям знания в 2003 годуОбласти знания
Кол-во
НИР
% от общего
 числа НИР Объем НИР, руб.
% финансир. от общего объема
НИР
Средний
объем одной НИР, руб.
Гуманитарные
науки 6 8,45 447600 8,57 74600 История 13 18,31 969800 18,56 74600 Власть и общество 1 1,41 74600 1,43 74600 Лингвистика 1 1,41 74600 1,43 74600 Филология 9 12,68 671400 12,85 74600 Востоковедение 4 5,63 298400 5,71 74600 Философия 6 8,45 411800 7,88 68633 Культурология 7 9,86 486400 9,31 69486 Политология 2 2,82 149200 2,86 74600 Социология 3 4,23 223800 4,28 74600 Психология 6 8,45 447600 8,57 74600 Проблемы и перспективы фундаменталь-ного образования в России 11 15,49 820600 15,71 74600 Экономика и право 2 2,82 149200 2,86 74600
Управление программой осуществляютЭкспертные Советы, в состав которых входят ведущие ученые страны, представителивузов и научных школ России, по соответствующим направлениям исследований.Именно Экспертные Советы составляют основу Программы, осуществляют еенепосредственную связь с научной общественностью.
Продолжается реализацияфедерально-целевой программы «Интеграция науки и высшего образования России на2002-2006 годы». В результате выполнения программных мероприятий должна бытьсформирована система фундаментальной и прикладной подготовки специалистов,получения новых научных результатов, сохранение и развитие ведущих научныхшкол, широкое участие российской науки и высшего образования в международнойнаучной и образовательной кооперации.
В 2002 году по программе «Интеграциянауки и высшего образования России на 2002-2006 годы» выполнялось 1179государственных контрактов на общую сумму 172.2 млн. рублей. Данные пофинансированию НИР по гуманитарным и социально-экономическим областям знания в2003 году представлены в таблице 3. Доля финансирования НИР по гуманитарным исоциально-экономическим областям знания составляет 13% от общего объемафинансирования по Программе.Распределениеобъема финансирования НИР, проводимыхв 2003 г. по ФЦП «Интеграция науки и высшего образования России на 2002-2006годы» погуманитарным и социально-экономическим областям знанияОбласти знания Объем финансирования в руб. Общественные науки, в том числе: 22384000 Философия 235000 История 4282000 Социология 1049000 Экономические науки 2255000 Педагогические науки 11990000 Филология 2008000 Психология 415000 Искусствоведение и архитектура 150000
Основные силы и средствапрограммы в 2003 году были направлены на осуществление совместныхфундаментальных и прикладных научных исследований академических научныхорганизаций и вузов на основе комплексного использования ихматериально-технического и кадрового потенциала. Поддержаны мероприятия сучастием молодых исследователей, аспирантов, и студентов вузов, а именно –стажировки научной молодежи в ведущих научных центрах России и зарубежныхстран, проведение научных конференций, подготовка монографий.
Федеральная целеваяпрограмма «Русский язык» на 2002-2005 гг. была принята с целью развития ираспространения русского языка не только как государственного языка РоссийскойФедерации, но и языка межнационального и международного общения, сохранениячистоты русского языка, повышения речевой культуры общества. Программа включаеткак научные исследования в области русского языка и литературы, так иконкретные мероприятия, направленные на выполнение задач федерального уровня.
В 2002 году по Программебыло выполнено 62 государственных контракта на сумму 12290 тыс. рублей, в 2003году осуществляется 72 проекта с объемом финансирования 31568 тыс. рублей.
В результате выполненияпрограммных мероприятий в части НИР проведен ряд исследований, позволяющихпроследить динамику языковой ситуации в отдельных субъектах РоссийскойФедерации и в государствах-участниках СНГ и странах Балтии, начать работу поформированию банка данных по русской литературе и культуре речи. Созданынаучные труды, посвященные различным хронологическим периодам развития русскогоязыка, экспериментальные учебные материалы по современному русскому языку и культуреречи для высших учебных заведений, разрабатываются курсы дистанционногообучения русскому языку.
В рамках Программыосуществляется ряд мероприятий, имеющих большое международное и всероссийскоезначение, таких как проведение Х конгресса Международной ассоциациипреподавателей русского языка и литературы международных совещаний, семинаровпреподавателей русского языка и литературы, работающих за рубежом, конференцийпо проблемам русского языка и литературы, ежегодных всероссийских имеждународных олимпиад и конкурсов школьников и студентов, мероприятий,приуроченных к Пушкинским дням. Издаются учебно-методические комплексы порусскому языку и литературе для школ русской диаспоры, словари русского языка,ведется подготовка теле- и радиопередач по проблемам русского языка илитературы.
В соответствии с основамиполитики Российской Федерации в области развития науки на период до 2010 года идальнейшую перспективу, Концепцией модернизации российского образования напериод до 2010 года, а также Болонской декларацией важнейшей задачей в областимеждународного сотрудничества является создание благоприятных условий имеханизмов для развития взаимовыгодного партнерства в образовательной и научнойсферах.
В связи с этим важнейшейзадачей Минобразования России является поддержка и поощрение активности вузов вмеждународном научно-образовательном сотрудничестве. В настоящее время всистему образования привлекаются дополнительные финансовые ресурсы большогочисла международных организаций, фондов и Программ. По данным вузов общий объемпривлеченного финансирования со стороны международных фондов и организаций,ведущих мировых научных центров и университетов, частных корпораций исовместных предприятий составил только в 2002 году более 60 млн. долларов США.При этом доля зарубежного финансирования в 2002 году по гуманитарным исоциально-экономическим дисциплинам составила 39 %, по естественно научным 28%и по техническим – 33%.
Для развитиямеждународного сотрудничества в науке Минобразованием России осуществляется:
государственная поддержкамеждународного сотрудничества и международной кооперации в приоритетныхобластях науки, расширение фундаментальных исследований;
стимулирование созданиямеждународных научных лабораторий, научно-образовательных центров;
использованиемеждународного сотрудничества в подготовке кадров для образования и науки;
развитие научных связей сгосударствами-участниками СНГ, создание единого научного и информационногопространства в рамках Союза Беларуси и России;
Основными функциямиМинобразования России в международном научном сотрудничестве являются:
реализация системногоподхода, обеспечивающего решение основных задач российского образования,включение в международные программы и проекты задач, нацеленных на модернизациюсистемы образования;
-        бюджетноесофинансирование проектов, направленных на достижение приоритетных дляМинобразования России целей, таких как развитие фундаментальных исследований игрантовая поддержка молодых ученых и преподавателей;
-        управлениемеждународным сотрудничеством, в частности выполнение межгосударственныхсоглашений, заключенных на уровне Правительств, определение долгосрочныхстратегических ориентиров в отношении направлений и проблематики научной иобразовательной деятельности, устранение возможного дублирования работ,устранение препятствий в процессе международного сотрудничества;
-        системная работас международными организациями и фондами, на уровне создания институциональныхструктур в российских вузах, обеспечивающих устойчивость проводимыхпреобразований;
-        участие в работесовместных руководящих органов программ и проектов;
-        осуществлениеконтроля над проведением конкурсов и участие в экспертизе проектов, утверждениепобедителей конкурсов и их бюджетное финансирование;
-        организация ипроведение рекламных мероприятий, публикаций в прессе;
-        осуществлениеконтроля над целевым использованием спонсорских и бюджетных денег.
За время деятельностизарубежных организаций, фондов и программ, поддерживающих образование и науку,преподавателями и сотрудниками вузов было подано более 90 тысяч заявок насоискание грантов, что в 1,6 раз превышает количество заявок поданных вроссийские программы и фонды.
Следует отметить, что вдеятельности донорских фондов и организаций за последнее время произошлизначительные изменения, что нашло свое проявление в следующем:
-        происходитэволюция типов программ и форм поддержки: от программ индивидуальной поддержкиученых и преподавателей в виде гуманитарной помощи (например, помощь ФондаСороса) к программам по созданию межрегиональных институтов общественных наук,а также к реализации целевых программных проектов, таких как, «Административноеуправление вузами», «Университетская библиотека» и т.п.;
меняются формывзаимодействия и сотрудничества фондов с государством: в частности, сМинобразованием России фонды пытаются найти варианты интеграции своих программв программы, реализуемые государством, что очевидно связано с переходом насистемный принцип организации науки и образования;
изменяется политикасофинансирования программ: доноры рассматривают участие Минобразования России вмеждународном сотрудничестве как гарантию устойчивости программ ирезультативности проектов, поэтому для них важнейшим аргументом при принятиирешения об инвестициях является намерение Минобразования России проводитьсофинансирование программ;
создаются донорскиекоалиции, что позволяет привлечь к реализации программ значительные спонсорскиесредства.
-        расширяетсягеография международных образовательных и научных программ: практически всерегионы стали участниками международных программ; появляется российская частнаяблаготворительность: это принципиально новое для нас явление, которое должнопоощряться и получить дальнейшее развитие, однако по-прежнему налоговые условиядля иностранных фондов существенно лучше, а примеров российской частнойблаготворительности очень мало.
Привлекательностьсотрудничества с зарубежными донорскими организациями (фондами) дляМинобразования России помимо привлечения дополнительных средств определяетсяеще и тем, что для финансирования программ и проектов зарубежные фондыиспользуют негосударственные средства, что позволяет гибко и более эффективнопо сравнению с российским бюджетным финансированием осуществлять поддержкупрограмм. Однако, наряду с развитием всех вышеназванных тенденций, длясовершенствования этого направления деятельности необходимо создание системыоценок эффективности международных программ сотрудничества, что важно как длядоноров, так и для Минобразования России.
На сегодняшний деньсложились устойчивые принципы партнерства в рамках совместных международныхпрограмм:
-        руководствопрограммами осуществляется двухсторонними Руководящими Советами;
-        экспертизапроектов происходит по решению экспертных конкурсных комитетов, в составкоторых входят как представители российской стороны, так и зарубежныхпартнеров;
-        отборфинансируемых проектов проводится на конкурсной основе;
-        софинансированиероссийской стороной международных проектов часто осуществляется с привлечениемденег регионов;
-        финансированиевыделяется на длительный период;
-        использованиесредств находится под жестким контролем;
-        развитиемеждународных связей ученых становится неотъемлемой частью программ и проектов;соблюдение региональных интересов является одним из основных критериев встратегии реализации проектов и программ
поддержка молодых ученыхоценивается как важнейший приоритет для российской высшей школы;
-        жизнеспособностьсозданных в процессе реализации программ новых научных структур послезавершения зарубежной поддержки понимается как показатель результативностипрограмм и проектов.
В последние годыустановлены и успешно развиваются партнерские отношения Минобразования России стакими ведущими американскими фондами как Фонд Джона Д. и Кэтрин Т. МакАртуров,Корпорация Карнеги в Нью-Йорке с Советом по международным исследованиям инаучным обменам (IREX).
Программы, в которых принимаютучастие консорциумы ведущих зарубежных фондов и организаций выполняются ведущимигосударственными университетами из разных регионов России. Примером такойпрограммы в области социально-гуманитарных наук является Программа«Межрегиональные исследования в общественных науках».
Программа«Межрегиональные исследования в общественных науках» (МИОН) является одной иззначительных совместных инициатив Министерства образования Российской Федерациии таких американских благотворительных фондов и научных организаций в областиобщественных наук как Корпорация Карнеги в Нью-Йорке, Фонд Джона Д. и Кетрин Т.МакАртуров, Институт «Открытое общество» (Фонд Сороса) – Россия и Институтперспективных исследований имени Кеннана.
Она направлена на решениецелого ряда значимых для российской социально-гуманитарной науки проблем:
сохранение и развитиеинтеллектуального потенциала России в сфере гуманитарных и общественных наукпутем создания Межрегиональных институтов общественных наук (МИОНов) вроссийских классических университетах, их ориентация на востребованныеобществом прикладные исследования;
 развитие горизонтальныхи вертикальных связей между российскими образовательными, научными ианалитическими центрами, а также между индивидуальными исследователями;
 содействие диалогу ивзаимодействию между академическим сообществом с одной стороны, и российскимбизнесом и политической элитой – с другой;
 ускорение интеграциироссийских ученых в международное научное сообщество путем распространениянаучных достижений Межрегиональных институтов общественных наук на Западе;
 содействие объединениюакадемических исследований, преподавания и прикладных аналитических проектов иподдержка усилий Межрегиональных институтов общественных наук по использованиюрезультатов научных проектов в учебном процессе.
 Реализация Программы,начиная с 2001 года, позволила на конкурсной основе создать Межрегиональныеинституты общественных наук в девяти российских региональных университетах — вКалининграде, Саратове, Воронеже, Ростове, Екатеринбурге, Великом Новгороде,Томске, Иркутске и Владивостоке.
 Каждый МИОН имеет свойсобственный междисциплинарный тематический модуль, обусловленный наличиемнаучных кадров и академическими традициями базового университета:
 МИОН Воронежскогогосударственного университета: «Диалог и преемственность культур в современномобществе»;
 МИОН Томскогогосударственного университета: «Евроазиатский фронтир: межкультурное сообществои система коммуникаций»;
 МИОН Уральскогогосударственного университета им. А.М. Горького: «Толерантность в современнойцивилизации»;
 МИОН Дальневосточногогосударственного университета: «Россия и АТР: всеобъемлющая безопасность,конфликты и сотрудничество в XXIвеке»;
 МИОН Калининградскогогосударственного университета: «Россия и Европа: прошлое, настоящее, будущее»;
 МИОН Иркутскогогосударственного университета: «Сибирь в России и мире: вызовы стратегиямразвития»;
 МИОН Новгородскогогосударственного университета им Ярослава Мудрого: «Государство, общество,личность в контексте российской культуры: ценностное измерение»;
 МИОН Саратовскогогосударственного университета им. Н.Г. Чернышевского: «Феноменология власти: государство,общество и индивидуальная судьба (опыт России и мира)»;
 МИОН Ростовскогогосударственного университета: «Проблемымодернизации России».
 Перед МИОНами стояточень важные задачи, они призваны стать центрами формирования современногосоциально-гуманитарного научного сообщества в масштабах всей страны. Этиинституты должны стать не просто исследовательскими центрами, способными игратьвсе возрастающую роль в развитии приоритетных научно-исследовательскихнаправлений в своих регионах, а согласно концепции, лежащей в основе программы,должны связывать различные регионы, выступая в качестве грантодателей дляспециалистов из любых других регионов России. Основой для такой межрегиональнойкооперации и интеграции должен стать научный интерес грантополучателей всоответствующей проблемной области и исследовательские приоритеты. В результатев России должна возникнуть сеть научных центров, объединяющих и привлекающих дляработы ученых – гуманитариев, желающих реализовывать свои проекты в одном изМИОНов.
 Для реализациипоставленных Программой задач МИОНы должны осуществлять целый спектр научной,научно-организационной и научно-методической деятельности:
— реализовыватьмеждисциплинарные исследования в рамках тематических модулей;
— оказывать содействие инаучное консультирование индивидуальных исследовательских проектов в контекстеосновной проблемно-тематической области исследований МИОНа;
— создавать и пополнятьтематические научные библиотеки и базы данных открытого доступа;
— формировать научнуюинформационную среду;
— развивать иподдерживать местные и региональные инициативы;
— осуществлять поддержкунаучных исследований молодых ученых;
— издавать в ведущихнаучных российских и зарубежных издательствах результаты исследований;
— организовывать ипроводить конференции, семинары, круглые столы и другие научные мероприятияразличного статуса;
— содействовать внедрениюновых научных результатов в образование.
         Стратегическоеуправление Программой осуществляет Совет программы, в который входятпредставители Министерства образования Российской Федерации, ректоры ведущихуниверситетов, представители донорских организаций. Оперативное управлениеПрограммой осуществляет АНО «ИНО-Центр (Информация. Наука. Образование.)» воглаве с Дирекцией, в состав которой входят ведущие российские ученые в областисоциально-гуманитарных наук и представители Минобразования России. Припрограмме создан независимый Экспертный совет, который осуществляет экспертизуи конкурсный отбор проектов, реализуемых в рамках программы. Деятельностькаждого МИОНа сопровождается, координируется и поддерживаетсяНаучно-координационными советами МИОНов, состоящими из представителей российскогонаучного сообщества по соответствующим направлениям социально-гуманитарногообразования, а также Попечительскими советами, в состав которых входятпредставители научно-образовательной общественности, региональныхадминистративных и бизнес структур.
 Для мониторингапрограммы в Санкт-Петербургском государственном университете создан«Научно-методический центр изучения и анализа международныхнаучно-образовательных программ в области общественных и гуманитарных наук».
Общий объемфинансирования Программы МИОН составляет $US 2,000,000 в год в том числе консорциум американских фондовво главе с Корпорацией Карнеги предоставляет 75% финансирования (из них доляФонда Макартуров составляет 25%), и Минобразование России – 25%.
По условиям программыоколо 50% средств, выделяемых МИОНам, тратятся на проведение семинаров,конференций и издательскую деятельность, 20% — на собственно научныеисследования и зарплату штатного персонала, 20% — на грантовую поддержкуиндивидуальных исследователей – стажеров, 10% — на создание библиотек приМИОНах.
 Реализация программыпоказала, что деятельность МИОНов вносит значительный вклад в развитие проблемсоциально-гуманитарного образования, а также содействует становлению изакреплению профессионально-коммуникативных связей российскогонаучно-образовательного сообщества как внутри страны, так и за рубежом.
Результаты программы МИОНможно проиллюстрировать следующими цифрами: проведено более 150 научныхмероприятий, в том числе конференции международного и всероссийского уровня, научныесеминары, круглые столы, мастер классы и т.п.; опубликовано107 научныхмонографий, сборников статей и других научно-методических изданий, подписаны иактивно реализуются более 30 международных проектов со станами Европы, Азии,США и Канадой.
 Проведены два конкурсана получение индивидуальных грантов Программы, в результаты которых приМежрегиональных институтах общественных наук прошли стажировку более 250исследователей из всех регионов и научно-образовательных центров страны. Особоследует отметить, что по результатам конкурса около 80% из получивших грантовуюподдержку Программы – это ученые в возрасте до 45 лет. В 2002 году на базеСанкт-Петербургского государственного университета прошла Первая Всероссийскаянаучно-практическая конференция грантополучателей программы МИОН, целью которойбыла интеграция усилий исследователей в разработке приоритетных научно-исследовательскихнаправлений и укрепление профессиональных научно-образовательных связей.
 Таким образом,реализация Программы позволила создать условия не только для закреплениянаучных кадров в системе высшего образования, но активно способствует мотивациии привлечению молодых ученых к научно-педагогической работе, получили поддержкукак социально-экономические и гуманитарные научные школы классическихуниверситетов, так и перспективные фундаментальные научные направления, врамках которых начало формироваться профессиональное сообщество, способноеуспешно интегрироваться в международное научно-образовательное пространство.
Все это позволяет сделатьвывод о том, что Программой созданы необходимые условия для того, чтобыМежрегиональные институты общественных наук стали одним из основных ресурсов развитиясоциально-гуманитарных областей знания и образования в российской высшей школе.

Заключение
Сегодня научноеисследование направлено на получение нового знания в процессецеленаправленного, системного последовательного, изучения объектов, в которомиспользуются методы и средства науки.
Это предопределяет, чтоцелеполагание, прогнозирование в научном исследовании и сама организация еговозможна при условии объективного, полного и адекватного информационногоанализа состояния изучаемого объекта (проблемы) с активным применениеминформационных технологий.
Но, учитываямногочисленные проблемы сегодня в области организации научных исследований,возникает потребность в их решении. Поэтому проблема организации научныхисследований на сегодняшний день крайне актуальна.

Список использованной литературы:
1. Гражданский кодекс РоссийскойФедерации. Федеральный закон от 23.08.1996 N 127-ФЗ «О науке игосударственной научно-технической политике»
      2. Федеральный закон от 10января 2003 г. N 11-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в закон РоссийскойФедерации «Об образовании» и Федеральный закон «О высшем и послевузовскомпрофессиональном образовании».
      3. www.edst.msu.ru/ «Организация Министерством образования России научных исследований попроблемам образования»
      4. www.businesspravo.ru/ Положение об организации научных исследований Министерство образованияРоссийской Федерации
приказ N 2219  от 17.07.2000  
      5. Брызгалова С.И.Введение внаучно-педагогическое исследование: Учебное пособие. 3-е изд., испр. и доп. –Калининград: Изд-во КГУ, 2003. – с.151.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Rejection In A Society Essay Research Paper
Реферат School Vouchers Essay Research Paper Education School
Реферат Essay About Cereal Essay Research Paper If
Реферат Ключи для оксфордской рабочей тетради (Upper-Intermediate)
Реферат Guatemala Essay Research Paper GuatemalaThe first fishing
Реферат История сестринского дела
Реферат Misleading Nutrient Lables Essay Research Paper In
Реферат Бандитизм (ст. 257 Кримінального кодексу України)
Реферат 1. Театрализованное представление
Реферат Исследование поэтики имени в поздних рассказах АП Чехова Невеста Дом с мезонином Дама
Реферат Средневзвешенные индексы, их применение в статистике
Реферат Реализация гражданской правосубъектности в сфере образовательной деятельности
Реферат «ідеї академіка вернадського та науково-практичні проблеми сталого розвитку регіонів»
Реферат П. А. Столыпин. Другие реформы
Реферат Воспитание как развитие, сохранение и преобразование человеческого качества в педагогическом взаимодействии