содержание
ВВЕДЕНИЕ
РАЗДЕЛ 1 ПРОЦЕСС СБЛИЖЕНИЯ И ГАРМОНИЗАЦИИ СИСТЕМОБРАЗОВАНИЯ СТРАН ЕВРОПЫ
1.1 БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС И ЕГОКРАТКАЯ ИСТОРИЯ
1.2 РЕГЛАМЕНТАЦИЯ БОЛОНСКОГО ПРОЦЕССА
1.3 СУТЬ И ЦЕЛИ БОЛОНСКОГО ПРОЦЕССА
РАЗДЕЛ 2 КРЕДИТНО-МОДУЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
2.1 КРЕДИТНО-МОДУЛЬНАЯ СИСТЕМА И ЕЁ ФУНКЦИИ
2.2 ПОНЯТИЕ МОДУЛЯ И КРЕДИТА
2.3 ПОРЯДОК ОЦЕНИВАНИЯ ЗНАНИЙСТУДЕНТОВ В РАМКАХ КРЕДИТНО-МОДУЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
2.4 КЛЮЧЕВЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ И ЗАДАЧИ ЗАЧЁТНЫХ ЕДИНИЦ СОВМЕСТИМЫХС ECTS
РАЗДЕЛ 3 ДОСТОИНСТВА И НЕДОСТАТКИ КРЕДИТНО-МОДУЛЬНОЙСИСТЕМЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
введение
Европа все в большей степени осознает себя как единое целое.
Процессы интеграции в современном обществе охватывают всё больше ибольше сфер жизнедеятельности. Образование Украины в общем и высшее образованиев частности не могут находиться в стороне от европейской интеграции.
Высшее образование является сферой, которая в значительной степенивлияет на то, как формируется общество, поэтому раздробленность образовательныхсистем препятствуют единению Европы.
Единая Европа предполагает свободное передвижение труда (рабочейсилы), товаров и капитала, отсюда необходимость в сравнимости квалификаций вобласти высшего образования, без чего свободное передвижение высококвалифицированныхкадров невозможно.
Высшее образование становится высокорентабельной сферойбизнеса. Европа лишь как целое может рассчитывать на успешную конкуренцию вэтой области.
Следовательно, дальнейшие социально-экономические иполитические изменения в обществе, а также вхождение Украины в цивилизованноемировое содружество невозможны без модернизации системы высшего образования,направленного на подготовку специалистов на уровне международных требований.
раздел 1 процесс сближения и гармонизации систем образования странЕвропы
1.1 Болонский процесс и его краткая история
Одной изпредпосылок вхождения Украины в единое европейское и мировое образовательноепространство является введение в систему высшего образования Украины основныхидей, сформулированных Болонской декларацией. Болонская декларация ввелапонятие так называемого Болонского процесса. Именно Болонский процесс сближаетсистемы образования стран Европы с целью создания единого европейскогопространства высшего образования.
На уровнегосударств Болонский процесс был основан 19 июня 1999 года в городе Болонья(Италия) подписанием 29 министрами образования от имени своих правительствдокумента, получившего название «Болонская декларация». Этим актомстраны-участницы согласовали общие требования, критерии и стандартынациональных систем высшего образования и договорились о создании единогоевропейского образовательного и научного пространства до 2010 года.
Предысторией Болонского процесса считается разработка иподписание представителями стран Европы Лиссабонской конвенции (1997 г.) про признание квалификаций для системы высшего образования европейского региона и Сорбонскойдекларации (Париж, Сорбонна, 1998 г.) о согласовании структуры системы высшегообразования в Европе.
Болонский процесс в ходе своего развития прошёл ряд этапов,на каждом из которых расширялся круг стран-участниц процесса и декларировалисьновые цели. Следующий этап Болонского процесса состоялся в Праге 19 мая 2001года, где представителями уже 33 стран Европы было подписано Пражскоекоммюнике. Одним из наиболее важных решений этого саммита стало решение осодействии повышению привлекательности и конкурентоспособности европейскогопространства высшего образования для остальных регионов мира.
Очередной этап Болонского процесса состоялся в Берлине 18–19сентября 2003 года, где также было подписано соответствующее коммюнике, но наэтот раз представителями уже 40 стран Европы. На этом саммите было отмечено,что европейское пространство высшего образования и европейское пространствоисследовательской деятельности — это две взаимосвязанные части «обществазнаний». Наконец, 19 мая 2005 года в норвежском городе Бергене состоялсяпоследний на сегодняшний день и чрезвычайно важный для Украины этап Болонскогопроцесса. На это раз коммюнике подписали 45 стран и среди них — Украина[1].
1.2 Регламентация Болонского процесса
Болонский процесс в ходе своего существования издал ряддокументов, которыми руководствуется:
1. Великая хартия университетов (Болонья,1988).
2. Конвенция о признании квалификаций,относящихся к высшему образованию в Европейском регионе (Лиссабон, 1997).
3. Сорбонская совместная декларация осогласовании системы высшего образования в Европе (Париж, Сорбонна, 1998): 4страны.
4. Совместная декларация министров высшегообразования Европы (Болонья, 1999): 29 стран.
5. Конвенция высшихучебных заведений «Формирование европейского пространства высшего образования»(Саламанка, 2001): 300 университетов.
6. Конференция министров высшегообразования Европы «На пути к европейскому пространству высшего образования»(Прага, 2001).
7. Конференция министров высшегообразования Европы «Создание европейского пространства высшего образования»(Берлин, 2003).
8. Конференция министров высшегообразования Европы «Европейское пространство высшего образования – достижениецелей» (Берген, 2005): 45 стран [1, 7].
«Великая Хартия университетов» — важная составляющая Болонскогопроцесса. Она является результатом предложения о создании содружествауниверситетов, с которым еще в 1986 году Болонский университет обратился кведущим университетам Европы. На встрече в Болонье в июле 1987 года делегатыиз 80 европейских университетов избрали Совет из руководителей рядауниверситетов и представителей Совета Европы для разработки проекта Хартии —своеобразной Конституции европейских университетов. 18 сентября 1988 года вовремя торжеств, посвящённых 900-летию Болонского университета, ректоры 430университетов подписали Хартию. В Хартии провозглашается принадлежностьевропейских университетов к академическому содружеству, преодолевающемуполитические и социальные барьеры и формирующему принципы интеграции Европы вединое общество. Предполагается, что общество это всем гражданам предоставляетнеобходимые права и свободы, а также разнообразные адекватные услуги в сферекультуры, науки и образования. Хартия подтвердила обязанности университета вкачестве ключевого института общества и выдвинула требование автономии иакадемической свободы для университета [7].
1.3 Суть и цели Болонского процесса
Суть Болонского процесса заключается в формировании единого европейскогообразовательного пространства и общеевропейской системы образования, котораябудет достигнута за счет использования основных положений этой системы.
Принципы Болонской декларации:
1. Введение общепонятных,сравнимых квалификаций в области высшего образования.
2. Переход надвухступенчатую систему высшего образования (бакалавриат — магистратура).
3. Введение оценкитрудоемкости (курсов, программ, нагрузки) в терминах зачетных единиц (кредитовECTS — European Credit Transfer System) и отражение учебной программы вприложении к диплому, образец которого разработан ЮНЕСКО.
4. Повышение мобильностистудентов, преподавателей и административно-управленческого персонала (видеале, каждый студент должен провести не менее семестра в другом ВУЗе,желательно зарубежном).
5. Обеспечение необходимогокачества высшего образования, взаимное признание квалификаций и соответствующихдокументов в области высшего образования.
6. Обеспечение автономностиВУЗов.
7. Придание «европейскогоизмерения» высшему образованию (его ориентация на общеевропейские ценности) иповышение привлекательности, конкурентоспособности европейского образования.
8. Реализация социальнойроли высшего образования, его доступность, развитие системы дополнительногообразования (так наз. «образование в течение всей жизни»).
Кроме того, в настоящее время становится все более принятымговорить об общеевропейском образовательном и исследовательском пространстве[1].
На основе основных принципов работы выдвигаются и основные целиБолонского процесса:
1. Построение Европейскогопространства высшего образования — «Европы знаний» — как условие развитиямобильности граждан с возможностью их трудоустройства.
2. Усиление международнойконкурентоспособности как национальной, так и Европейской систем высшего образования.
3. Соревнование с другимисистемами высшего образования за студентов, влияние, деньги и престиж.
4. Формирование и укреплениеинтеллектуального, культурного, социального и научно-технического потенциала.
5. Достижение большейсовместимости и сравнимости систем высшего образования.
6. Увеличение определяющейроли университетов в развитии национальных и Европейских культурных ценностей[2].
Учитывая основные принципы и цели Болонского процесса быларазработана модель кредитно-модульной организации учебного процесса.Кредитно-модульная система обеспечит наиболее оптимальный и безболезненныйпереход от существующей в Украине системы образования к европейской, котораябудет учитывать основные положения Болонского процесса.
раздел 2 кредитно-модульная организация учебного процесса
2.1 Кредитно-модульная система и её функции
Кредитно-модульная система организации учебного процесса —это модель организации учебного процесса, которая основывается на объединениимодульных технологий обучения и зачетных кредитов или зачетных образовательныхединиц.
Организация и совершение учебного процесса — это многограннаяи сложная система действия и взаимодействия.
Внимание в кредитно-модульной системе сосредоточено на двухеё характеристиках:
- насамостоятельной работе студентов;
- наведении кредитно-модульной системы организации учебного процесса и рейтинговойсистемы оценивания учебных достижений студентов [5].
Много кто считает, что система образования Украины быласформирована в условиях информационного дефицита и ограниченных возможностяхдоступа к информации. Поэтому деятельность педагога в ВУЗах сводилась, преждевсего, к информационным, или лучше сказать информирующим, функциям.Преподаватель играл роль самого важного источника информации.
Так как студент является объектом учебного процесса иодновременно объектом восприятия и усвоения информации, то планированиеучебного процесса совершалось таким образом, что основная доля работы ложиласьна аудиторное обучение.
Современное положение развития информационного обеспеченияоткрывает широкие возможности доступа к источникам информации и поэтомучастично смешивает акценты в планировании учебного процесса в сторону самостоятельнойработы [5].
Кредитно-модульной системе, как неотъемлемому атрибутуБолонской декларации, предоставляются две основные функции:
1. Содействиемобильности студентов и преподавателей и упрощения переходов из одногоуниверситета в другой.
2. Четкоеопределение объемов проведенной студентом работы с учетом всех видов учебной инаучной деятельности. Сумма кредитов определяет, на что способен студент,который учится по той или другой программе [2].
В Украине кредитно-модульная система начала вводиться в ВУЗыс 2005/2006 годов.
Внедрение кредитно-модульной системы является важным факторомдля стимулирования эффективной работы преподавателя и студента.
2.2 Понятие модуля и кредита
Модули конструируются как системы учебных элементов,объединенных признаком соответствия определенному объекту профессиональнойдеятельности. Последний рассматривается как некоторый объем учебной информации,который имеет самостоятельную логическую структуру и содержание, что позволяетоперировать этой информацией в процессе умственной деятельности студента.
Модульная организация содержания учебной дисциплины менее завсе является механическим перенесением разделов программы к учебным модулям,поскольку требует глубокой аналитико-логической работы над смысловымнаполнением дисциплины, структуризации ее как системы, а не произвольномуконгломерату научной информации.
При кредитно-модульной системе организации учебного процессасодержание дисциплины распределяется на содержательные модули (по 2-4 модуля насеместр), то есть учебная дисциплина формируется как система содержательныхмодулей [2, 6].
Вторым условием реализации модульного принципа организациисодержания учебной дисциплины является возможность выделить генеральныесквозные идеи профессиональной деятельности, на раскрытие и усвоение которых направленкаждый модуль.
Для студента — будущего специалиста — важно не толькоосмыслить и усвоить информацию, но и овладеть способами ее практическогоприменения и принятия решений.
При таких условиях уменьшается частица прямого, снаружинанесенного информирования и расширяется применение интерактивных форм иметодов работы студентов под руководством преподавателя (тьютора) и полноценнойсамостоятельной работы в лабораториях, читальных залах, на объектах будущейпрофессиональной деятельности, что особенно важно для системы дистанционнойобразования.
Создание системы кредитов должно облегчить сравнениезаконченных курсов и способствовать максимальному расширению мобильностистудентов.
Кредит (credit) — условная единица измерения учебной нагрузкистудента при изучении какой-то составной учебной программы или отдельнойдисциплины (курса), выполненной студентом во время образования. Кредит —минимальная единица, которая точно документируется, часто означает обучение напротяжении недели (сумму аудиторной и самостоятельной работы студента).
Под системой кредитов понимается системное определение всехосновных аспектов организации учебного процесса на основе использования зачетнойединицы (кредита) в качестве меры трудоемкости учебной работы, выражающейсовокупность всех составляющих, связанных с организацией учебного процесса [2,6].
Впервые кредиты были введены в университетах США на рубежеXVIII и ХIХ вв. в рамках начавшегося в этот период процесса либерализацииуниверситетского образования. Установление через кредитные единицыколичественных эквивалентов содержания обучения и степени освоения образовательныхпрограмм позволило предоставить студентам возможность самостоятельнопланировать учебный процесс, внести принципиальные изменения в системы контроляи оценки качества образовательного процесса, создало условия длясовершенствования образовательных технологий.
Наиболее приемлемой из существовавших в Европе на моментподписания Болонской декларации систем кредитов была признана система ECTS(European Credit Transfer System – Европейская система взаимозачёта кредитов)[3].
В процессе педагогического эксперимента, который проводиливедущие высшие учебные заведения, в Украине был установлен объем кредита ECTS —36 академических часов и была установлена годовая учебная нагрузка студента —60 кредитов ECTS. Это исходит из того, что учебный год в среднем продолжаетсяпримерно 40 недель.
Количество кредитов ECTS на учебную дисциплину определяетсяделением общего объема часов, запланированных на изучение дисциплины на цену кредита(с округлением до 0,5 кредита). Например, если для изучения дисциплинывыделяется 108 часов, то это соответствует трем кредитам. В этом случаедисциплина формируется из трех модулей [6].
Наиболее удобно определять удельный вес каждой дисциплины в общейнагрузке по количеству аудиторных часов и пропорционально распределить 30кредитов, зарабатываемых за семестр, между дисциплинами, изучаемыми в данномсеместре.
Рекомендуется пересчитывать учебную нагрузку в кредиты путёмматематического деления общей (аудиторной и самостоятельной) учебной нагрузки всеместре на коэффициент 36 (36 часов общей нагрузки) [3, 6].
Бакалавр в течение своего обучения должен набрать не менее180 кредитов (три года в соответствии с нормой в 60 кредитов) или не менее 240кредитов (4 года); магистр суммарно должен заработать не менее 300 кредитов.Отсюда вытекает зависимость срока обучения на магистра от продолжительностиобучения на бакалавра [3].
2.3 Порядок оценивания знаний студентов в рамкахкредитно-модульной системы
По канонам Болонского процесса считается нормой начислятьстудентам кредиты за стажировки и практики, за подготовку к экзаменам.Действительно, это реальная учебная работа, имеющая определённую трудоёмкость;важно как можно более объективно определить её величину. Без сомнения, кредитыдолжны начисляться за написание рефератов и курсовых работ, которыепредполагают изучение студентами значительного количества источников,соответственно, и академическая трудоёмкость этих видов работ весьма высока.
Кредиты начисляются студенту только по результатам успешнойсдачи им определённой учебным планом формы итогового контроля по даннойдисциплине (экзамен, зачёт, тест или итоговая контрольная работа и т.п.) [3].
Модульно-рейтинговая система оценки знаний предусматривает100 бальную шкалу, то есть 100 баллов — это максимальное количество баллов,которые студент может получить за академические успехи в процессе изучениясодержательного модуля. Оценка знаний студента за содержательный модульучитывает оценки, полученные за все виды проведенных занятий, за текущее иитоговое тестирование (например, за выполнение практических, лабораторныхзанятий, и т.д.) с учетом весовых коэффициентов.
Суммарное оценивание усвоения учебного материала дисциплиныопределяется без проведения семестрового экзамена как интегрированная оценкаусвоения всех содержательных модулей с учетом весовых коэффициентов.
Оценка знаний студентов по дисциплинам, по которым поучебному плану предусмотрен экзамен, осуществляется на основе результатовтекущего модульного контроля и итогового модульного контроля (экзамена).
Текущий модульный контроль состоит из содержательных модулейи осуществляется преподавателем, который проводит практические, лабораторныезанятия или семинары. Текущий (модульный) контроль включает в себя:
- элементытеоретических знаний и практических действий в ходе усвоения учебногоматериала;
- контрольныесрезы (тесты, устный опрос, письменная контрольная работа).
В начале семестра преподаватель обязан довести до сведениястудентов виды заданий, перечень вопросов, охватывающих содержание программыдисциплины, а также критерии оценки знаний текущего и итогового модульногоконтроля.
В случае невыполнения основных заданий текущего модульногоконтроля по объективным причинам студент имеет право по разрешению деканапересдать их. Время и порядок сдачи определяет преподаватель.
По решению преподавателя студентам, которые выполняли творческиезадания, брали участие в научно-исследовательской деятельности, в работеконференций, в научных семинарах, могут присуждаться дополнительные баллы порезультатам итогового модульного контроля (экзамена).
В итоговый модульный контроль входят:
- научнаяработа студента по дисциплинам;
- выполнениеиндивидуального творческого задания;
- илиэкзамен.
Общая итоговая оценка по дисциплине включает:
- баллы,полученные по результатам текущего модульного контроля;
- баллы,полученные за выполнение заданий (индивидуальное творческое задание,научно-исследовательская деятельность, участие в работе конференций, научныхсеминарах, подготовка научных публикаций), которые выносятся на итоговыймодульный контроль (экзамен);
- баллы,полученные непосредственно на экзамене по дисциплине [4, 6].
Студент, который набрал на протяжении семестра необходимоеколичество баллов, имеет возможность:
- несдавать экзамен или зачет и получить набранное количество баллов как итоговуюоценку;
- сдаватьэкзамен с целью повышения своего рейтинга по дисциплине.
Студент, который набрал в течение семестра меньшенеобходимого количества баллов, обязан сдавать экзамен [6].
По учебным дисциплинам, где итог оценивания уровня знанийстудентов, осуществляется по результатам текущего модульного контроля (т.е.зачет), задания текущего модульного контроля оцениваются в диапазоне от 0 до 100баллов.
Итоговый балл по результатам текущего модульного контроляявляется основой для выставления зачета по этому предмету.
Преподаватель имеет право выставить зачет при условии, чтостудент набрал не менее 50 баллов по 100-балльной шкале за текущий модульныйконтроль. Студент, не набравший по итогам текущего модульного контроля 50 баллов,обязан сдавать зачет [4].
Академические успехи студента определяются при помощи системыоценивания знаний, которая используется в ВУЗе, но с обязательным приведением оценокк национальной шкале и шкале ECTS.
Модульно-рейтинговая система оценивания представлена втаблице 2.1.
Таблица 2.1
Модульно-рейтинговая система оценивания
Оценка по шкале ECTS
Оценка по бальной шкале
Оценка по национальной шкале A 90-100 5 (отлично) B 80-89 4 (хорошо) C 70-79 4 (хорошо) D 60-69 3 (удовлетворительно) E 50-59 3 (удовлетворительно) FX 30-49 2 (неудовлетворительно) с возможностью повторной сдачи дисциплины F 0-29 2 (неудовлетворительно) с обязательным повторным изучением дисциплины
Основные критерии оценивания:
«Отлично» — выставляется студентам, которые показалиразносторонние системные знания программного материала, умение безупречновыполнять задания определенные программой обучения, продемонстрировали творческиеспособности.
«Хорошо» — заслуживают студенты, которые показали полныезнания программного материала, успешно выполнили задания, предусмотренныеучебной программой, усвоили содержание основной литературы.
«Удовлетворительно» — выставляется студентам, которыепоказали знания основного учебного материала в объеме, необходимом длядальнейшего обучения и будущей работы по выбранной профессии, выполнилизадания, предусмотренные учебной программой, ознакомились с литературой.
«Неудовлетворительно» — получают студенты, которые показалипробелы в знаниях основного учебно-программного материала, сделали принципиальныеошибки в ходе выполнения заданий [4].
2.4 Ключевые элементыи задачи зачётных единиц совместимых с ECTS
С точки зрения функциональных аспектов система зачетныхединиц является основой:
- индивидуально-ориентированнойорганизации учебного процесса, предоставляющей студентам возможностьсоставления индивидуальных учебных планов, свободного определенияпоследовательности освоения дисциплин, самостоятельного составления личныхсеместровых расписаний учебных занятий;
- стимулирующейбалльно-рейтинговой системы оценки результатов учебной деятельности студентов;
- формированияи постоянного развития учебных планов, программ и стандартов содержания образования;
- предоставляемыхпреподавателям академических свобод, в том числе, права свободного выбораметодики обучения;
- экономическихрасчетов размера платы за обучение и заработной платы преподавателей;
- формированиябюджетов доходов и расходов структурных образовательных подразделенийуниверситета.
Ключевыми элементами системы зачетных единиц являютсяиндивидуально-ориентированная организация учебного процесса и стимулирующаябалльно-рейтинговая система оценки учебной деятельности в сочетании с прогрессивнымипринципами педагогического менеджмента.
В качестве основных принципов педагогического менеджментаможно выделить:
- четкопоставленные идеалы и цели образования;
- педагогическоепроектирование учебно-воспитательного процесса;
- компетентнаяконсультация;
- нормирование;
- оперативный,надежный (объективный), полный, точный и постоянный учет;
- объективноеотношение к студентам;
- взаимнаядисциплинированность преподавателей и студентов;
- оценка(в баллах и/или с использованием моральных средств, стимулирующих мотивацию кучению) качественного и своевременного выполнения заданий;
- взаимнаядисциплинированность преподавателей и студентов;
- наличиеу преподавателей и студентов четко отработанных стандартных инструкций истрогое их соблюдение, что способствует повышению качества обучения студентов,объективности взаимного контроля преподавателей и студентов, предсказуемостиполучаемых студентом оценок [3].
Введение системы зачетных единиц обусловлено потребностямимодернизации украинского высшего профессионального образования, развитиемтелекоммуникационных технологий, а также расширяющимся участием в международныхинтеграционных процессах.
Можно выдвинуть следующие задачи по введению зачетных единиц,совместимых с ECTS, в образовательный процесс высших учебных заведений:
- формированиеобщего подхода к решению вопросов академической мобильности и признаниярезультатов предшествующего обучения, совместимые с системой ECTS, иобеспечивающих единство образовательного пространства в высшем образовании проведениеэксперимента по организации образовательного процесса в ВУЗах на основезачетных единиц, ориентированных на индивидуализацию образовательного маршрута;
- разработкаи апробация в ходе экспериментов необходимых нормативных и методическихдокументов;
- обеспечениевведения в государственные образовательные стандарты высшего профессиональногообразования зачетных единиц;
- обоснованиеновых подходов к формированию учебной нагрузки преподавателей при организацииучебного процесса на основе зачетных единиц;
- выявлениеособенностей формирования накопительной системы зачетных единиц припроектировании образовательных программ высшего профессионального образованияна базе среднего профессионального образования [3].
раздел 3 достоинства и недостатки кредитно-модульной системы
Современнаястратегия Украины ориентирована на дальнейшее развитие национальной системыобразования, ее адаптация к условиям социально-ориентированной экономики,трансформация и интеграция вевропейское и мировое образовательное сотрудничество.
Основныеположения, положительные и отрицательные стороны традиционной и новой системрассмотрены в таблице 3.1.
Начиная с саммита в Бергене 2005 года, когда Украинаприсоединилась к Болонскому процессу, высшее образование реализует основные егоположения.
Болонскийпроцесс — это процесс распознавания одной образовательной системы другой наЕвропейском пространстве.
Основная цельпроцесса — создание Европейского пространства высшего образования (ЕПВО) к 2010году.
На период с2005 года в Украине в сфере высшего образования было проделано следующее:
1. Подготовлен Пландействий, который должен быть реализован к 2010 году.
2. В 2006 году созданаНациональная группа промоутэров Болонского процесса.
3. При Министерстве образованияи науки Украины была создана Межведомственная комиссия по вопросам внедренияосновных положений Болонского процесса.
4. Созданный приМинистерстве образования и науки Украины, Всеукраинский студенческий совет сталкандидатом в члены Национальных студенческих союзов Европы (ESIB).
5. В 2006/2007 во всехвысших учебных заведениях внедрена Европейская кредитно-трансферной система(ECTS). Подготовлен соответствующий пакет инновационных нормативных документовECTS, разработаны рекомендации и выполняются организационные мероприятия повнедрению Приложения к диплому.
6. Проведены два семинара поинициативы Совета Magna Charta Universitatum по проблемам конвергенции высшегообразования на пути создания ЕПВО.
Таблица 3.1
Сравнительная характеристика традиционной
и Болонской систем
Традиционная система
Болонская система
Основные аспекты
- Разработка стабильного и долговременного маршрута обучения.
- Расчленение всего процесса обучения на этапы, закрепления за каждым этапом определенных работников, отвечающих за этот этап.
- Студент рассматривается как пассивный элемент системы обучения (беспрекословно выполняет указания руководства).
- Ориентация на потребителя — студента, которому дается возможность влиять на процесс своего обучения.
- Упор на профилактику качества обучения — за объектом оказания услуги — дентом постоянно ведется мониторинг в виде простановки баллов его успеваемости.
- Требует большой самостоятельности, индивидуальности в работе преподавателя и студента.
Достоинства
- Стабильность системы, ее единообразие для всех, она была хорошо отработана.
- Фундаментальность системы.
- Процесс производился без сбоев, понятность системы и ее предсказуемость на многие годы вперед.
- Отделение процесса обучения от процесса оценки результатов обучения. Преподаватель проводит занятия, проставляет текущие баллы успеваемости, но окончательную оценку результатов его деятельности выполняет центр по тестированию.
- Дает большие права студенту, как основному элементу процесса.
- Способность студента к самостоятельному мышлению.
Недостатки
- Контроль по конечному продукту (студент живет от сессии до сессии, про учебники вспоминает за три дня до экзамена ).
- Воздействие на студентов в основном с помощью репрессивных методов, пассивная роль студента в процессе обучения.
- Понижает фундаментальность получаемых знаний.
- Частой смены условий работы, что требует больших материальных затрат.
Проблемой для высшей школы Украины в контексте Болонскогопроцесса является:
- во-первых,определение расходов учебного времени студента определенного актуального уровняразвития на адекватное изучение учебного материала в объеме модуля;
- во-вторых,разработка методики расчета педагогической нагрузки преподавателей высшей школыв условиях кредитно-модульной системы организации учебного процесса и учебнойнагрузки студента, а также взаимосвязь между ними.
Кредитно-модульная система должна развиваться в Украине врамках реализации, в частности, дистанционного образования [2].
заключение
Болонская система в Украине не является полностью внедрённой,не все элементы ее созданы и функционируют, да и отношение к ней неоднозначно,но для Украины, правительство которой постоянно провозглашает стремление кевроинтеграции, пока что альтернативы Болонскому процессу нет.
Вместе с тем участие системы высшего образования Украины вБолонских преобразованиях может быть направлено лишь на ее развитие и обретениеновых качественных признаков, а не на потерю лучших традиций, снижениянациональных стандартов его качества. Ориентация на Болонский процесс не можетприводить к чрезмерной перестройке отечественной системы образования. Наоборот,ее состояние надо глубоко осмыслить, сравнив с европейскими критериями истандартами и определить возможности ее усовершенствования на новом этапе.
список использованных источников
1. Болонський процес такредитно-модульна система організації навчального процессу [Електронний ресурс] / ЧНУ ім. Ю. Федьковича. — Режим доступу: www.chnu.edu.ua/index.php
?page=ua/infpack/00intro/01bolon, вільний. —.Заголовок з екрану.
2. Внедрениекредитно-модульной системы организации учебного процесса в высших учебныхзаведениях Украины [Электронныйресурс]. — Режим доступа: www.globalteka.ru/news/1-latest-news/149-2009-02-03-15-36-55.html,свободный. — Название с экрана.
3. Кредитно-модульнаясистема [Электронныйресурс] / Центр по адаптациисистемы образования к условиям Болонского соглашения. — Режим доступа: www.giop.ru/REOS/giep/blgn_trial.nsf/
html/KREDITNO-MODULNAYASISTEMA, свободный. — Название с экрана.
4. Кредитно-модульная системана факультете [Электронныйресурс] / ДНУУчётно-финансовый факультет. — Режим доступа: www.donnu.edu.ua/ufin/ru/edu/KMS/KMC.stm, свободный. — Название с экрана.
5. Особливостізапровадження кредитно-модульної системи організації навчального процесу (наприкладі КНЛУ) [Електроннийресурс] / ЧНУ ім. Ю. Федьковича. — Режимдоступу: ua.textreferat.com/referat-13215-1.html, вільний. —.Заголовок з екрану.
6. Ткаченко, В. Состояниеразвития традиционного высшего образования в Украине [Электронный ресурс] / В. Ткаченко. — Режим доступа: tva.jino.ru/Edu_1.htm, свободный. — Название с экрана.
7. Янковый, В.Болонский процесс: путем европейской интеграции [Электронный ресурс] / В. Янковый. — Режим доступа: iic.dgtu.donetsk.ua/russian/ovs/sgurov.html, свободный. —Название с экрана.