Реферат по предмету "Искусство"


Искусство арабских народов

Московский Государственный Авиационный Институт Реферат по теме: "Искусство арабских народов” Написал: студент гр. 04-501 Лебедев А.Г. Проверил: Комаров В.П. Москва 1. ИСКУССТВО АРАБСКИХ НАРОДОВ Народам Арабского Востока принадлежит важное место в истории культуры человечества. Не случайно средневековые географы называли Арабский


Восток грудью мира: здесь в течение многих столетий билось сердце мировой цивилизации. Арабская средневековая культура развивалась в Аравии, Ираке, Сирии, Па¬лестине, Египте и Северной Африке, а также на территории Южной Испании в период существования там Кордовского халифата и арабских княжеств. Средневековая арабская культура в свое время была крупным шагом вперед в прогрессивном развитии че¬ловечества.


Большая заслуга народов Арабского Восто¬ка заключалась и в том, что они сохранили (особенно в области науки) и передали последующим поколе¬ниям многие ценные достижения античности. В исторической науке верное представление об араб¬ской культуре было выработано не сразу. В прошлом веке, да и сейчас еще, среди многих буржуазных ученых распространено ошибочное мнение, согласно которому во всех странах, входивших в VII—IX веках в арабский халифат и воспринявших ислам, существовала


единая «арабская» культура. Такое понимание арабской куль¬туры, некритически следующее средневековой мусуль¬манской традиции, ведет к отрицанию самостоятель¬ности развития культуры иранцев, азербайджанцев, узбеков, таджиков и многих других народов в эпоху средневековья. На самом деле в странах с неарабским населением, входивших в халифат, развивались, опи¬раясь на древние традиции, местные культуры, которые, как и культура арабов, явились ценным вкладом в раз¬витие средневековой


цивилизации. Конечно, между народами Ближнего и Среднего Востока в условиях средневековья существовало сложное и важное для их культуры взаимодействие, порождавшее черты общности. Культура народов, населявших Аравийский полу¬остров, известна с глубокой древности. Античные геогра¬фы называли южную, земледельческую Аравию «счастливой». Здесь с середины первого тысячелетия до н.э. существовали богатые государства:


Минейское, а позд¬нее Сабейское. В первом тысячелетии до н.э. в се¬веро-западной части полуострова (так называемой «каменистой Аравии») возникло государство набатеев. Процветание этих царств определялось выгодным эко¬номическим положением на мировых путях сообщения и обширной посреднической торговлей с Египтом, Пе¬редней Азией и Индией. Архитектура и искусство древних южно-арабских государств, изученные еще далеко не достаточно,


по своему типу входят в круг культур рабовладельческих обществ Передней Азии. Сохранились остатки мощных крепостных сооружений, плотин и цистерн, а также произведения скульптуры и прикладного искусства. На каменных стелах, покрытых письменами, встре¬чаются изображения людей, животных и орна¬менты. Основную массу населения Аравии с древних времен составляли кочевники, занимавшиеся скотоводством в степях и полупустынях полуострова.


Глубокий и сложный процесс классового расслоения внутри арабского общества и политическая обстановка, связанная с борьбой между Ираном и Византией, создали условия для возникновения средневекового арабского государ¬ства. Политическое объединение арабов в начале VII века происходило под эгидой новой, ставшей вскоре мировой религии — ислама. Первоначальным местом пребывания основателя ислама и главы арабского го¬сударства — пророка


Мухаммеда и его преемников — халифов (отсюда название государства — халифат) были аравийские города Медина, а затем Мекка. В VII веке арабы завоевали Палестину, Сирию, Месопотамию, Египет и Иран. В 661 году Муавия — араб¬ский наместник в Сирии — захватил власть и положил начало династии Омейядов. Столицей Омейядов стал Дамаск. В конце VII и начале


VIIСеверную Африку на западе, Закавказье и Среднюю Азию до границ Индии — на востоке. Арабский халифат стал большим раннефеодальным государством, хотя в некоторых его областях долгое время сохранялись рабовладение и даже первобытнообщинные отношения.


Арабская знать жестоко эксплуа¬тировала крестьян и ремесленников завоеванных стран. Победоносные военные походы и успехи новой религии не могли скрыть рост классовых противоречий. Борьба широких народных масс с феодальным гнетом вылива¬лась в мощные восстания и часто шла под лозунгом освобождения от иноземного ига. Уже в IX—Х веках социальные потрясения, по существу, вызвали распад халифата на отдельные государства. Вместе с тем пробужденные освободительной и клас¬совой борьбой творческие


силы народов, входивших в арабский халифат, привели к высокому подъему средневековой культуры Ближнего и Среднего Востока; ее расцвет продолжался и тогда, когда халифата как единого целого фактически уже не существовало. В арабский халифат вошли страны, стоявшие на раз¬ном уровне общественного развития, обладавшие раз¬личными культурными и художественными традиция¬ми. Однако сходство форм развития феодализма на Ближнем и


Среднем Востоке породило черты общности в идеологии и в других надстроечных явлениях. Эти глубокие социально-экономические причины, а не рас¬пространение религии — ислама — лежат в основе един¬ства, которое имеет место и в средневековой культуре арабских стран. Важную роль в развитии арабской культуры играло ее взаимодействие с высокой средневековой культурой Ирана, Средней Азии и Закавказья. Арабский язык был не только языком священной книги мусульман —


Корана, но им, как латынью в Западной Европе, пользовались многие ученые, писатели и поэты во всех частях многоязычного халифата. Яркие примеры творческого взаимодействия сохранила история лите¬ратуры народов Востока. Художественное творчество многих народов воплотилось и в знамени¬той поэме «Лейла и Маджнун». Романтический образ умирающего от любви Маджнуна и его возлюбленной Лейлы—Ромео и Джульетты Востока, — родившись еще на заре феодализма в арабской среде, воодушевил на


создание замечательных произведений лучших поэ¬тов средневекового Азербайджана, Ирана и Средней Азии. Важны, однако, не только взаимодействие и извест¬ная общность, но и высокий для того времени уровень культуры народов Ближнего и Среднего Востока. В IX—XIII веках арабские, а также иранские, азер¬байджанские и среднеазиатские города были крупней¬шими центрами учености, славились своими библиоте¬ками, школами, университетами


и другими просвети¬тельными учреждениями. Характерны популярные изречения того времени: «Величайшее украшение че¬ловека — знание» или «Чернила ученого столь же достойны уважения, как кровь мученика». Не удиви¬тельно поэтому, что сирийский писатель XII века Усама ибн Мункыз, автор «Книги назидания», оценивал нравы современных франков, с которыми ему пришлось стал¬киваться не только на военном поприще, но и в мир¬ной жизни, с позиций человека неизмеримо большей


культуры. Определенное влияние на развитие средневекового искусства арабов, как и других народов, исповедовав¬ших ислам, оказала религия. Распространение ислама знаменовало отказ от старых, дофеодальных религий, утверждение монотеизма — веры в единого бога. Му¬сульманское представление о мире как о созданном бо¬гом едином целом имело важное значение для форми¬рования характерной в средневековую эпоху эстети¬ческой идеи о некоей, хотя и отвлеченной гармонии вселенной. Вместе с тем ислам, как и все средневековые религии,


идеологически оправдывал и закреплял феодальную эксплуатацию. Догмы Корана затемняли сознание человека, препятствовали его развитию. Од¬нако взгляды на мир людей средневекового Востока, в том числе их художественные взгляды, нельзя сводить к религиозным представлениям. В мировоззрении человека средневековья противоречиво сочета¬лись идеалистические и материалистические тенден¬ции, схоластика и стремление к познанию реальной действительности.


Один из величайших ученых и фи¬лософов средневекового Востока, Абу Али ибн Сина (Авиценна), признавал божественное происхождение вселенной и вместе с тем утверждал, что научно-фи¬лософское знание существует независимо от религиоз¬ной веры. Ибн Сина, Ибн Рушд (Аверроэс), Фирдоуси, Навои и многие другие выдающиеся мыслители сред¬невекового Востока, в чьих трудах и поэтических произведениях особенно ярко проявились прогрессив¬ные черты эпохи,


утверждали силу человеческой воли и разума, ценность и богатство реального мира, хотя, как правило, не выступали открыто с атеистических позиций. Когда речь идет о влиянии ислама на изобразитель¬ное искусство, обычно указывают на запрещение изоб¬ражать живые существа под страхом религиозной кары. Несомненно, что с самого возникновения учение исла¬ма содержало иконоборческую тенденцию, связанную с преодолением многобожия. В Коране кумиры (скорее всего, скульптурные изображения древних племенных


богов) названы «наваждением сатаны». Религиозная традиция решительно отвергала возможность изобра¬жения божества. В мечетях и других культовых зданиях не разрешалось помещать также изображения людей. Коран и другие богословские книги украша¬лись только орнаментом. Однако первоначально в исламе не было запрещения изображать живые суще¬ства, сформулированного в качестве религиозного за¬кона. Только позднее, вероятно в IX—Х веках, иконоборческая тенденция ислама была использована


для запрещения определенной категории изображений под страхом наказания в загробном мире. «Несчастье тому,— читаем мы в комментариях к Корану,— кто будет изображать живое существо! В день последнего суда лица, которых художник представил, сойдут с картины и придут к нему с требованием дать им душу. Тогда этот человек, не могущий дать своим созданиям души, будет сожжен в вечном пламени»; «Берегитесь изображать господа пли человека, а пишите только деревья, цветы и неодушевленные предметы».


История показала, что эти ограничения, наложив¬шие отпечаток на развитие отдельных видов искус¬ства, имели значение не во всех мусульманских стра¬нах и строго выполнялись лишь в периоды особенного усиления идеологической реакции. Однако объяснение основных особенностей средне¬векового искусства арабских народов надо искать не в религии, которая влияла, но не определяла его развитие. Содержание художественного творчества наро¬дов Арабского


Востока, его пути и особенности были определены темп новыми идейно-эстетическими зада¬чами, которые выдвинул поступательный ход раз¬вития общества, вступившего в эпоху феодализ¬ма. Специфика средневекового искусства стран Арабско¬го, как и всего Ближнего и Среднего Востока очень сложна. Оно отражало живое содержание действи¬тельности, но, как и вся культура средневековья, глубоко проникнутая религиозно-мистическим мировоз¬зрением, делало это в


условной, часто символической форме, выработав для художественных произведений свой особый образный язык. Новаторство арабской средневековой литературы и вместе с тем ее жизненную основу характеризует об¬ращение к духовному миру человека, создание нрав¬ственных идеалов, имевших общечеловеческое значе¬ние. Большой образной силой проникнуто и изобразитель¬ное искусство Арабского Востока. Однако как литература пользовалась по преимуществу условной формой для воплощения


своих образов, так и в изобразительном искусстве жизненное содержание выражалось особым языком декоративного искусства. Условность «языка» средневекового изобразительно¬го искусства у большинства народов была связана с принципом декоративности, свойственным не только внешним формам, но и самой структуре, образному строю художественного произведения. Богатство деко¬ративной фантазии и мастерское ее претворение в прикладном искусстве, миниатюре и архитектуре со¬ставляют неотъемлемое и ценное качество замечатель¬ных произведений


художников той эпохи. В искусстве Арабского Востока декоративность при¬обретала особенно яркие и своеобразные черты, став основой образного строя живописи и породив богатей¬шее искусство узора, обладающего сложным орнамен¬тальным ритмом и часто повышенной колористической звучностью. В тесных рамках средневекового миро¬воззрения художники Арабского Востока нашли свой путь воплощения богатства окружавшей их жизни.


Ритмом узора, его «ковровостью», тонкой пластич¬ностью орнаментальных форм, неповторимой гармо¬нией ярких и чистых красок они выражали большое эстетическое содержание. Образ человека не был исключен из поля внимания художников, хотя обращение к нему было ограничено, особенно в период усиления религиозных запретов. Изображения людей заполняют иллюстрации в руко¬писях и часто встречаются в узорах на предметах при¬кладного искусства; известны также памятники мо¬нументальной


живописи с многофигурными сценами и скульптурные изобразительные рельефы. Однако и в таких произведениях человеческий образ подчинен общему декоративному решению. Даже наделяя мно¬гими жизненными чертами фигуры людей, художники Арабского Востока трактовали их плоскостно, услов¬но. В прикладном искусстве фигурки людей чаще всего включены в орнамент, они теряют значение самостоя¬тельного


изображения, становясь неотъемлемой частью узора. Орнамент — «музыка для глаз» — играет очень важную роль в средневековом искусстве народов Арабского Востока. Он в известной мере компенси¬рует изобразительную ограниченность некоторых ви¬дов искусства и является одним из важных средств выражения художественного содержания. Восходящая в своей основе к классическим античным мотивам арабеска, получившая распространение в странах


средневекового Востока, явилась новым типом орна¬ментальной композиции, позволившей художнику за¬полнять сложным, плетеным, подобно кружеву, узором плоскости любого очертания. Первоначально в ара¬беске преобладали растительные мотивы. Позднее по¬лучил распространение гирих — линейно-геометриче¬ский орнамент, построенный на сложном сочетании многоугольников и многолучевых звезд. В разработке арабески, применявшейся для украшения как больших


архитектурных плоскостей, так и различных бытовых предметов, мастера Арабского Востока достигли изу¬мительной виртуозности, создав бесчисленное множе¬ство композиций, в которых всегда сочетаются два начала: логически-строгое математическое построение узора и большая одухотворяющая сила художествен¬ной фантазии. К особенностям арабского средневекового искусства относится также широкое распространение эпиграфи¬ческого орнамента — текста надписей, органично вклю¬ченных в декоративный узор.


Отметим попутно, что религия 113 всех искусств особенно поощряла каллиграфию: переписать текст из Корана считалось для мусульманина праведным делом. Своеобразный декоративно-орнаментальный строй художественного творчества по-разному выражался в отдельных видах искусства. Общие для многих народов Ближнего и Среднего Востока особенности архитек¬туры были связаны с природно-климатическими усло¬виями стран и


возможностями строительной техники. В архитектуре жилищ издавна были выработаны прие¬мы планировки домов с внутренними дворами и с защищенными от зноя террасами. Строительная техника породила особые конструкции из глины, кирпича и камня. Зодчие того времени создали разнообразные формы арок — подковообразных и особенно стрель¬чатых, изобрели свои системы сводчатых перекрытий. Исключительного мастерства и художественной выра¬зительности достигли


они в кладке больших куполов, опирающихся на тромпы (конструктивную систему, возникшую еще в дофеодальный период). Средневековые архитекторы Арабского Востока со¬здали новые типы монументальных культовых и свет¬ских строений: вмещавшие тысячи молящихся мечети; минареты — башни, с которых призывали верующих на молитву; медресе — здания мусульманских духов¬ных училищ; караван-сараи и крытые рынки, отвечав¬шие размаху торговой деятельности городов; дворцы правителей, укрепленные цитадели, крепостные стены с воротами


и башнями. Арабские зодчие, авторы многих шедевров средне¬векового искусства, большое внимание уделяли деко¬ративным возможностям архитектуры. Поэтому одной из характерных черт синтеза искусств в монументальном зодчестве является важная роль декоративных форм и особое значение орнамента, который то моно¬хромным кружевом, то красочным ковром покрывает стены и своды зданий. Широкое применение в архитектуре Арабского Вос¬тока получили сталактиты (мукарны) — декоративное заполнение


сводов, ниш и карнизов в виде призма¬тических фигурок с нитеобразным вырезом, рас¬положенных выступающими один над другим рядами. Возникли сталактиты из конструктивного приема — особой кладки кирпича для создания в углах помещений перехода от квадрата стен к кругу ку¬пола. Исключительно важная роль в художественной куль¬туре стран Арабского Востока принадлежала приклад¬ному искусству.


Экономической базой для этого слу¬жило интенсивное развитие ремесла. В художественных ремеслах нашли яркое выражение местные древние традиции искусства, тесно связанного с народным бытом. Арабам — мастерам прикладного искусства — было свойственно высокое эстетическое «чувство вещи», позволявшее, не нарушая практических функций пред¬мета, придавать ему красивую форму и умело распо¬лагать на его поверхности узор. В прикладном деко¬ративном искусстве


Арабского Востока особенно ярко проявилось значение культуры орнамента, раскрылись его огромные художественные возможности. Орнамент привносит эстетическое содержание в совершенные по исполнению восточные ткани, ковры, расписную ке¬рамику, изделия из бронзы и стекла. Произведениям прикладного искусства Арабского Востока присуще еще одно важное качество: они обычно составляют очень целостный и выразительный декоративный ансамбль с архитектурным интерьером.


Основным видом живописи, получившим развитие на Ближнем и Среднем Востоке в эпоху средневековья, было иллюстрирование светских по содержанию рукописей. Арабские мастера широко пользовались этой возмож¬ностью, создав наряду с богатыми орнаментальными украшениями рукописей превосходные серии красоч¬ных миниатюр, дающих поэтически-образный рассказ о судьбах героев литературного произведения. В XVI веке большинство стран


Арабского Востока было захвачено Османской Турцией, господство которой позднее сменилось гнетом западноевропейских колонизаторов, тормозивших развитие национальной культуры и искусства. Однако и в пору упадка, когда иноземные захватчики насаждали в архитектуре и изобразительном искусстве формы, чуждые народам Арабского Востока, не умирало подлинно националь¬ное художественное творчество. Оно жило в произве¬дениях арабских крестьян и ремесленников, которые, несмотря на бедность и тяжелые


условия жизни, стре¬мились в узорах на одеждах и предметах народной утвари воплотить свои представления о прекрасном. Рассмотрим более подробно культуру арабских стран на примере искусства средневекового Египта. 2. ИСКУССТВО СРЕДНЕВЕКОВОГО ЕГИПТА История средневекового искусства Египта начинает¬ся коптским периодом. Искусство коптов — египтян, исповедующих христианство,— развивалось в IV—VII веках н.э в период, когда Египет входил в состав


Византийской империи. От этого времени сохрани¬лись базилики в Белом и Красном монастырях на краю Ливийской пустыни и многочисленные купольные гроб¬ницы. С развитием архитектуры был связан расцвет скульптурного узора и настенных росписей, испол¬ненных на религиозные сюжеты. Большим своеобра¬зием отличались произведения прикладного искусства: резьба по кости и дереву и особенно ткани. В искусстве коптов нашло выражение общее для всех областей


Византии стремление подчинить поздне-античные художественные традиции требованиям но¬вой средневековой религиозной идеологии. С другой стороны, в нем оказались сильны и чисто местные черты, уходившие своими корнями в древнеегипетскую культуру. Борьба этих тенденций определила свое¬образие коптского искусства, выработавшего свой спе¬цифический художественный язык и подготовившего почву для высокого подъема и расцвета искусства Египта в эпоху зрелого средневековья.


В середине VII века Египет вошел в состав араб¬ского халифата, но уже в IX веке он фактически был самостоятельным феодальным государством. С середины Х века, став центром могущественного государства Фатимидов, Египет начал играть осо¬бенно крупную роль в средневековой истории Ближ¬него Востока. В XI—XII веках он вел обширную торговлю с


Византией и Западной Европой; в руках египтян оказалась также транзитная торговля Среди¬земноморья со странами Индийского океана. Позднее, в XIII веке, после разрушения Багдада монголами, главный город Египта — Каир — претендовал на роль общемусульманской столицы. Однако еще важнее было то, что Каир стал средоточием культуры, одним из крупнейших центров развития


науки и искусства араб¬ского мира. Наряду с точными науками в Каире про¬цветало изучение истории; в XIV веке из Туниса в Египет переехал Ибн Халдун, которого называют пер¬вым в мире социологом; в Каире писал свои труды и крупный историк средневековья Ахмед Макризи. Сред¬невековый Египет дал миру превосходные литератур¬ные произведения: цикл арабских


рыцарских романов и окончательную редакцию народных сказок «Тысяча и одна ночь». 2.1. АРХИТЕКТУРА Лучшие памятники средневековой архитектуры Егип¬та сохранились в Каире. Город прожил большую исто¬рию. В 641 году арабский полководец Амр ибн ал-Ас ос¬новал Фустат, развалины которого находятся на юж¬ной окраине современного


Каира. Согласно легенде, пер¬вой на месте Фустата была воздвигнута мечеть. Не¬большая постройка уже в 673 году была расширена увеличением колоннады и двора. Несмотря на позд¬нейшие переделки и ремонты, мечеть Амра заслу¬женно считается одной из самых старых арабских колонных мечетей, сохранивших величие и простоту, свойственные раннеарабской монументальной архитек¬туре.


В большом зале мечети более ста мраморных колонн, увенчанных резными коринфскими капителями, которые поддерживают высокие полу¬круглые арки. Красивая перспектива уходящих вдаль колонн и арок заставляет почувствовать грандиозность пространства зала. Чрезвычайно ярко воплощено величие раннего арабского зодчества в архитектуре прекрасно сохранившей свой первоначальный облик большой мечети Ибн Тулуна, построенной в 876-879 годах в резиденции этого первого независимого от


Багдадского халифата правителя средневекового Египта. Ог¬ромный квадратный двор площадью почти в гектар (92х92м), окружен стрельчатой аркатурой, имеющей в отличие от мечети Амра, в качестве опор не круглые колонны, а прямоугольные столбы—пилоны с трех¬четвертными колонками на углах. Широкие проходы между столбами объединяют зал перед михрабом и об¬ходы с трех других сторон двора в единое простран¬ственное целое. В мечети легко размещаются тысячи молящихся мусульман.


В ритме столбов и арок, охва¬тывающих двор по периметру, выражена строгая тек¬тоника архитектуры мечети, которой подчинены и де¬коративные мотивы. Архивольты больших и малых арок, капители колонок и карнизы украшены резным по стуку стилизован¬ным растительным узором. Софиты больших арок имеют более сложные орнаментальные композиции Декоративные детали, украшая и гармонично выделяя основные плоскости и линии постройки, своим распо¬ложением


подчеркивают тектонику целого. Таким об¬разом, узор и архитектурные элементы, из которых слагается облик постройки, проникнуты единым орна¬ментальным ритмом. Интересно отметить, что стрельчатый профиль больших и малых арок мечети как бы повторяется в заостренных изгибах стебля, образую¬щего основу непрерывного орнамента, идущего по аб¬рису арок и по пилонам. Снаружи мечеть Ибн Тулупа имеет характерные для раннесредневековых монументальных сооружений


Ближ¬него Востока черты суровой крепостной архитектуры. Традиции крепостного зодчества, а может быть, и реальная потребность в случае нападения на город превращать мечеть в оплот защиты вызвали своеобразный прием окру¬жения культового зда¬ния внешней стеной, создававшей вокруг ме¬чети свободный, ничем не застроенный широ¬кий обход. Все же мону¬ментальная гладь на¬ружных стен мечети


Ибн Тулуна не лишена декоративной обработ¬ки: верхнюю часть стен расчленяет своеобраз¬ный фриз из стрельча¬тых окон и арочек, контрастно выделенных светотенью; кроме того, ажурный парапет увен¬чивает стены. Близкое по характеру оформле¬ние окнами и арками было сделано в IX веке и на фасадах мечети Амра. Таким образом, как и в Самарре, в ранних каирских постройках видна художественная пере¬работка древнейших приемов монументального


крепо¬стного зодчества. В архитектурном облике мечети важную роль играет минарет, возвышающийся рядом со зданием, между двойными стенами. Исследователи считают, что перво¬начально он имел вид ступенчатой круглой башни, снаружи которой спиралью шла лестница. Своим расположением и формой минарет сильно напоминает Мальвию большой мечети в Самарре. Как и там, устремленное вверх тело


Минарета было противопоставлено горизонтально растянутой аркатуре двора. О том, что наряду с местными художественными традициями при сооружении мечети играли известную роль и месопотамские строительные приемы, свидетельствует также применение кирпичной кладки, не свойственной зодчеству Египта. В 1926 году в центре двора мечети был воздвигнут купольный павильон над бассейном для омовения и, по-видимому, одновременно нижнюю часть минарета заключили в кубической формы башню.


К середине IX века относится самый ранний из дошедших до нашего времени памятников гражданской архитектуры средневекового Египта — Нилометр, построенный на острове Рода близ Фустата. Сооружение представляет глубокий колодец с высокой колонной посередине, по которой измерялся уровень воды в Ниле. Стены колодца выложены камнем, украшены декоративными нишами и фризами с куфическими надписями. 2.2. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО


Исследования, проведенные за последние несколько десятилетий, свидетельствуют о развитии в средне¬вековом Египте монументальной живописи, а также миниатюры, особенно в XI—XII столетиях. В каир¬ском Музее исламского искусства хранится найденная при раскопках 1932 года замечательная стенная рос¬пись с изображением человеческих фигур в крупных стрельчатых обрамленьях. В одной из таких ниш по¬мещена фигура сидящего мужчины в пестром халате, с тюрбаном на голове и кубком


в правой руке. Его округлое лицо не лишено живой выразительности. Живопись исполнена в плоскостной манере, в светлых тонах; контуры фигуры обозначены широкой свободной линией. Значительное число миниатюр, относящихся к фати-мидской эпохе, собрано в Музее исламского искусства и в частных собраниях Каира. Эти миниатюры имеют ярко выраженное своеобразие, что позволяет говорить о существовании в


Египте в этот период вполне само¬стоятельной школы миниатюры—одной из наиболее ранних в истории средневекового искусства Ближнего Востока. Прикладное искусство Египта издавна отличалось высоким художественным совершенством и разно¬образием видов. Особенно выделялись богато орна¬ментированные льняные и шелковые ткани, изделия из горного хрусталя, стекла и металла. Художественное ткачество имеет в Египте древние традиции. Главные центры средневекового текстиль¬ного производства —


Александрия, Дамиетта, Тиннис — были знамениты своими изделиями еще в рим¬ское и византийское время. Художественные традиции коптских тканей III—IV веков продолжают жить с некоторыми изменениями в египетском текстиле вплоть до конца фатимидского времени. Это и не уди¬вительно: роскошные ткани в мастерских халифов по-прежнему вырабатывались в значительной части руками мастеров-коптов. Для тканей конца VIII—IX веков характерен про¬стой, строгий узор, состоящий обычно из нешироких полос,


заполненных куфическими надписями, содержа¬щими благопожелания и нередко имя правящего хали¬фа, или несложным геометрическим орнаментом. При этом большая часть фона ткани оставалась свободной. В тканях фатимидского времени (X—XII века) воз¬рождается все богатство технических и художествен¬ных приемов коптского ткачества, преломленных, однако, в духе требований новой эпохи: исчезают столь распространенные в коптском текстиле живописно ис¬полненные композиции и отдельные фигуры на мифоло¬гические сюжеты.


Изображения различных птиц и животных приобретают стилизованно-орнаментальный характер. Большую роль в художественном строе де¬кора играет полихромия. Уже в раннефатимидских тканях рубежа Х—Х1 ве¬ков с полной ясностью выявляются характерные для этого периода приемы композиции декора и орнамен¬тации. Так, на одной из шелковых тканей узкие полосы с куфическими надписями (черно-белые буквы на кар¬минно-красном фоне) выделяют широкую полосу, ук¬рашенную овальными


медальонами со стилизованными изображениями орла в середине и четырех уток по сторонам. Расцветка деталей меняется в каждом медальоне: поле одного из них красное с тон¬кой зеленой каймой, фигуры птиц синие или светло-голубые на желтом фоне; внутри фигуры орла — обве¬денный черным контуром красный щит с белым рисун¬ком. В другом медальоне фон зеленый с красной каймой, утки красные на белом фоне, орел желтый на красном фоне со светло-голубым внутренним рисунком на черном щите.


Такое чередование цветов при мелко¬масштабном узоре усиливает впечатление разнообразия орнамента и создает богатую и тонкую игру цветовых пятен. Для тканей этого времени характерны также полосы с куфическими надписями по краям и изобра¬жениями зверей и птиц (зайцев, собак, уток) в сред¬ней полосе. В художественном текстиле более позднего времени (XII век) наблюдаются известные перемены: надписи вместо угловатого куфи исполняются округлым по¬черком насх, рисунок делается более схематичным, излюбленным


становится золотой фон. В это время очень распространены широкие декоративные полосы, где между узких кайм со стилизованным буквенным орнаментом расположены овальные или ромбовидные медальоны, в которых чередуются изображения жи¬вотных и птиц. В расцветке этих тканей доминирует мягкий желто-золотой цвет узора на карминно-красном фоне. Полосы с надписями нередко разделены тонкими светло-синими линиями. Орнаментальные полосы, зна¬чительно более широкие, чем в изделиях предшест¬вующего периода, располагаются


близко друг к другу, оставляя мало свободного фона. Наряду с узорными льняными и шелковыми тканями в египетском текстиле были очень распространены различные виды вышивок. Выделывались также драго¬ценные, затканные тяжелыми золотыми и серебряными нитями ткани с очень тонкой основой, на которой рельефно выступали пышные узоры. С XIII—XIV ве¬ков в египетском художественном текстиле преобладают ткани, сплошь покрытые узкими разноцветными


полосами с мелким геометрическим узором, образо¬ванным сочетаниями различных звезд, треугольников и других фигур. В узоре резьбы по дереву наряду с развитием новых декоративных тенденций достаточно прочно держались старые местные традиции и технические приемы. Об этом свидетельствует, в частности, распространение фигурных изображений на многих резных панелях и досках. Одним из выдающихся образцов раннефатимидского резного дерева является иконостас церкви


Варвары в Каире; хотя это, несомненно, работа копт¬ского мастера, она обнаруживает все характерные для этого времени черты и мотивы. Панели иконостаса украшены арабесковыми завитками, в которые вкомпонованы изображения птиц, животных и превосход¬но исполненные охотничьи и жанровые сцены. Все эти сюжетные изображения трактованы чисто декора¬тивно, а фигуры животных и птиц часто помещены в симметричной, геральдической композиции. Другим интересным примером являются несколько панелей, находящихся


в Музее Виктории и Альберта в Лондоне. Композиция украшающего их узора, в общем одинаковая, состоит из округлых переплетений цветущих стеблей, трактованных в духе арабески; меняются лишь центральные изображения: в ряде случаев это стоящие друг перед другом в геральдической позе фигуры птиц и животных, на одной панели изображен сидящий музыкант. Благодаря зна¬чительному углублению фона (примерно на 1,5 см) создается очень богатая и контрастная игра светотени, четко выявляющая рисунок.


Подобными же чертами отличаются и панели с изображениями конских голов (Музей исламского искусства, Каир; Музей Метро¬политен, Нью-Йорк), где глубоко выбранный фон еще сильнее подчеркивает контуры узора. На некоторых панелях встречается резьба в несколько планов. Выдающиеся образцы художественной резьбы по дереву, украшавшей некогда Малый, пли Западный, дворец, фатимидских халифов (был закончен между 1058 и 1065 годами), обнаружены


в комплексе мари-стана султана Калауна, где эти резные доски были вторично использованы в XIII веке. Первоначально они составляли фриз, украшенный многочисленными изображениями охотников, музыкантов, танцовщиц, торговцев с верблюдами, зверей и птиц. Все эти изображения размещены на фоне раститель¬ных побегов, данных более низким рельефом, чем фигуры. Рисунок здесь свободнее и живее, чем в ран¬них памятниках, но значительно менее детализи¬рован.


В резном дереве XII века фигурные изображения приобретают все более обобщенную, силуэтную трак¬товку, сравнительно редко встречавшуюся в произве¬дениях Х—XI веков; само исполнение их становится менее тщательным. Зато совершенствуется и обога¬щается орнаментальная резьба. Выдающимся памят¬ником этого времени является михраб мечети


Сайиды Нафисы, исполненный между 1138 и 1145 годами (Му¬зей исламского искусства, Каир). Его узор состоит из прекрасно выполненных арабесок и плетений вино¬градных лоз в сочетании с геометрическими полосами, образующими многоугольники. Другим примером слу¬жит деревянное резное надгробие ал-Хусайни сере¬дины XII века, вся поверхность которого покрыта арабеской, состоящей из геометрических


полигональ¬ных узоров и растительных мотивов. Среди египетских художественных изделий из брон¬зы Х—XII веков выделяются декоративные фигуры и сосуды в виде различных животных и птиц. Характерным примером является водолей в виде павлина (X—XI века, Лувр); его ручка заканчивает¬ся стилизованной голо¬вой сокола или кречета, вцепившегося клювом в шею павлина. Над ок¬руглым туловищем пти¬цы с объемно передан¬ными крыльями подни¬мается длинная, изящно


изогнутая шея, несущая небольшую голову с полуоткрытым клювом. Оперение передано тон¬ким чеканным орнамен¬том. В более позднем памятнике этого рода — большом крылатом гри¬фоне (XI—XII века, музей в Пизе) орнамен¬тальное начало домини¬рует над пластической формой — почти вся по¬верхность фигуры покрыта орнаментом, имитирующим детали оперения, полосами куфических надписей, клеймами с изобра¬жениями сиринов и различных фантастических живот¬ных.


В XIII веке, когда установились тесные связи Египта с Сирией и Ираком, в Египте появилось значительное количество художественных изделий прославленных иракских, особенно мосульских мастеров. Надписи, выгравированные на некоторых предметах, сохранили нам имена мосульских мастеров, работавших в Каире и оказавших влияние на творчество египетских ремес¬ленников. Интересным примером художественных брон¬зовых изделий этого времени является датированная 1271 годом


сферическая прорезная курильница с име¬нем эмира Бейсари (Британский музей. Лондон). На поверхности курильницы между поясами надписей расположены круглые медальоны с ажурными изо¬бражениями двуглавых орлов; поле вокруг медальонов заполнено растительной арабес¬кой. Прекрасный образец художе¬ственной работы 113 металла — шестигранный инкрустированный столик султана Калауна, сделан¬ный мастером Мухаммедом нон Сункуром 113


Багдада в 1327 году (Музей исламского искусства в Каире). Его ажурные боковые стенки и дверцы, а также верхняя плоскость украшены кал¬лиграфическими надписями (вкомпонованными в медальоны или пояса), розетками и инкрустиро¬ванными изображениями стайки летящих птиц. Прорезные столики, курильницы, шкатулки из металла и т. п. становятся очень распро¬страненными изделиями в Египте, Сирии и Ираке в XIV — XV ве¬ках.


Художественная обработка металла использовалась также в отделке монументальных зданий. Выдающимся примером этого рода являются бронзовые инкрусти¬рованные двери мечети султана Хасана в Каире, украшенные виртуозно исполненным многоплановым геометрическим орнаментом, ажурной резьбой и поя¬сами декоративных надписей. Искусство обработки горного хрусталя было особенно развито в Х—XI веках. Из больших кристаллов ис¬кусно вырезались кувшины, бокалы, кубки, флаконы, различные шахматные


и иные фигуры, их поверхность часто гранилась или покрывалась гравиров¬кой. Историк Макризи сообщает, что в сокро¬вищнице фатимидских халифов хранилось око¬ло двух тысяч драго¬ценных хрустальных со¬судов. Изделия еги¬петских гранильщиков очень высоко ценились в средневековой Европе. Среди прекрасных про¬изведений этого рода особенно выделяются два больших кувшина, находящихся в Музее Виктории и Альберта в Лондоне. На одном из них рельефной грави¬ровкой среди крупных вьющихся


стеблей и по¬лупальметт изображены большие хищные птицы, клюющие поверженную лань. Рисунок несколько схематичен и обобщен, но очень уве¬рен и смел и прекрасно вкомпонован в отведен¬ное ему пространство. Другой кувшин лишен какого бы то ни было орнаментального деко¬ра; его главное досто¬инство состоит в пора¬зительной четкости и пропорциональности формы и безукоризнен¬ном качестве грани, при¬дававшей ему в лучах света сияние алмаза. Художественное стек¬ло, имевшее в


Египте давние традиции, до¬стигло своего наибольшего расцвета в XIII—XIV веках, когда к известным ранее приемам украшения — гранению, гравировке, рельефу, цветному и витому стеклу — присоединилась роспись золотом и цветными эмалями. Основными цен¬трами производства художественного стекла были Фустат, Александрия, Фаюм. По своим формам и общему характеру декора художественное стекло


Египта близко к сирийскому, но для него типичны крупные надпи¬си с благопожеланиями, нередко покрывающие широкими поясами почти всю поверхность сосуда. Египетские художественные керамические изделия — расписанные люстром и различными красками фаян¬совые и глиняные вазы, чаши и блюда — часто наряду с различными растительными и геометрическими моти¬вами украшены изображениями животных, рыб, птиц и человеческих фигур. Особенно красивы большие зеленовато-желтые люстровые блюда


XI века с крупными фигурны¬ми изображениями, исполненными в сво¬бодной живописной манере. Среди изобра¬жений встречаются фигуры музыканта, человека, наливаю¬щего в кубок вино, всадника, двух- и трехфигурные жан¬ровые и батальные сцены, а также реаль¬ные и фантастиче¬ские животные, моти¬вы борьбы зверей. По стилю роспись на ке¬рамике XI века очень близка упомянутой выше фатимидской стенной живописи. В ХIII-ХV столе¬тиях искусство кера¬мики в Египте вновь пережило подъем: исполнялись сосуды с тонкой


многоцветной росписью, изображавшей животных и птиц среди растительных мотивов. Традиции расписной керамики, как и других видов прикладного искусства, продолжали жить в Египте на протяжении всей эпохи средневековья и сейчас составляют основу народных художественных ремесел. Развивавшееся на протяжении многих столетий ис¬кусство средневекового Египта представляет большую, самобытную школу в истории искусства арабских стран, игравшую крупную роль


в процессе взаимодей¬ствия художественных культур Ближнего Востока и Западной Европы. 3. ПОСЛЕСЛОВИЕ Вклад арабских народов в историю мирового искус¬ства и архитектуры трудно переоценить. Они внесли большой вклад в сокровищницу мировой художественной культуры, создали произведения искусства, одухотворенные свое¬образным и тонким пониманием прекрасного. Однако при наличии общих черт искусство каждой области арабского мира крепко связано с местными художест¬венными


традициями, прошло свой путь развития, обладает ярко выраженными особенностями. Черты неповторимого своеобразия отличают памятники сред¬невекового искусства Сирии от памятников Ирака, Египта, Северной Африки и мавританской Испании. Творчество средневековых арабских художников ока¬зало плодотворнее воздействие на искусство многих стран, в том числе и на искусство Европы. Арабское или, как его чаще называли в


Европе, «мавританское» художественное влияние прослеживается, особенно в тканях, керамике, украшении оружия и других отрас¬лях прикладного искусства, не только в пору расцвета средневековых арабских государств, но и много сто¬летий спустя после их падения. 4. ЛИТЕРАТУРА 1. “Искусство арабских народов” Б.Веймарн, Т.Каптерева, А.Подольский; 2. “Красная книга культуры” под ред. В.Рабиновича. СОДЕРЖАНИЕ 1. ИСКУССТВО АРАБСКИХ НАРОДОВ 1 2.


ИСКУССТВО СРЕДНЕВЕКОВОГО ЕГИПТА 9 2.1. АРХИТЕКТУРА 10 2.2. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО 12 3. ПОСЛЕСЛОВИЕ 18 4. ЛИТЕРАТУРА 20



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.