Реферат по предмету "Педагогика"


Креативность в структуре педагогической деятельности

Тема:
Креативность в структуре педагогической деятельности

1.Общее понятие о креативности
Креативность ( от лат. Creation -созидание) – творческие возможности (способности) человека, которые могутпроявляться в мышлении, чувствах, общении, отдельных видах деятельности,характеризовать личность вцелом или ее отдельные стороны, продуктыдеятельности, процесс их созидания. Чаще всего Креативность рассматривают какважнейший и относительно независимый фактор одаренности, который редкоотражается в тестах интеллекта и академических достижений. НапротивКреативность определяется не столько критическим отношением к новому с точкизрения опыта, сколько восприимчивостью к новым идеям, — вот достаточнораспространенное в научной литературе определение креативности.
По мнению Э.  Фромма, креативность – это способность удивляться ипознавать, находить решения в нестандартных ситуациях, это нацеленность наоткрытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта.
Общим для всех определений является то, что креативностьопределяется как способность к творчеству.
В сегодняшнем быстро меняющемся обществе необходимы креаттивныеличности. В связи с этим возникает вопрос: можно ли научит творчеству,воспитать креативную личность, сформировать опыт творческой деятельности. Ответна него может быть, скорее всего, отрицательным. Креативность не есть некотораяособая характеристика познавательных процессов, представляет собой одну изсамых глубоких характеристик личности. Личность же нельзя сформировать, ееможно только воспитать. Воспитание, в свою очередь, не может быть ничем иным,как созданием условий для самовоспитания личности. Но если прямое обучениетворчеству невозможно,  о вполне возможно создание условий, стимулирующих илитормозящих творческую деятельность.
С. Д Смирнов выделяет две группы факторов, препятствующих развитиюкреативности: ситуативные и личностные. Ситуативные: лимит времени; состояниестресса, повышенной тревожности; желание быстро найти решение; слишком сильнаяили слишком слабая мотивация; наличие фиксированной установки на конкретныйспособ решения; неуверенность в своих силах, вызванная предыдущими неудачами;страх; повышенная цензура. Личностные: конформизм; неуверенность в себе;слишком сильная уверенность; эмоциональная подавленность и устойчивоедоминирование отрицательных эмоций; избегание рискованного поведения;доминирование мотивации избегания неудачи над мотивацией стремления к успеху;высокая тревожность, как личностная черта; сильные механизмы личностной защитыи ряд других факторов.
Данные факторы необходимо учитывать при создании условий, способствующихразвитию креативности.
Сущность педагогической креативности.
Сущность педагогического творчества часто трактуют как процессрешения бесчисленного множества задач в постоянно меняющихся обстоятельствах, аэто значит, что педагогическая деятельность является творческой по своей сути.Многие педагоги, психологи, ученые считают, что преподавание есть искусство, ане ремесло.
Вполне естественно, что человек. Осуществляющий творческуюдеятельность, должен быть личностью творческой.
Любая творческая деятельность всегда замыкается на личности, наиндивидуально-творческих способностях человека, который её выполняет. Поэтому.Для того, чтобы поднять педагогическое ремесло на уровень педагогическогоискусства, прежде всего, необходимо развить и раскрыть творческий потенциалличности педагога. Творчество, так же как и индивидуальность, не укладывается врамки стандартного, оно уникально и неповторимо, как неповторима личность  каждогочеловека. Педагогическое творчество станет подлинным искусством только в том случае,если оно разовьется из глубины внутренних потребностей и индивидуальныхспособностей личности учителя.
В связи с этим, ниже приведем задания на выявлениеиндивидуально-творческих способностей студентов и создания условий для ихактуализации и развития педагогической деятельности.
Таким образом, задания ориентированы на развитие креативности какличностоного качества и включают:
Ø  Задания, позволяющие на основе самоанализа исамооценки выявить индивидуальный потенциальный и реальный уровни сформированноститворческих способностей;
Ø  Задания на развитие интеллектуально-творческихспособностей. Таких как: зоркость в поисках проблем, целостное восприятие,критичность, гибкость, оригинальность мышления, легкость генерирования идей;
Ø  Задания, формирующие качества, присущиетворческой личности
Ø  Задания, формирующие направленность натворческую, педагогическую деятельность.
Все задания носят творческий характер и позволяют максимальнораскрыться, выявит потенциальные возможности, развит наиболее значимые дляосуществления творческой деятельности индивидуальные качества; также заданияспособствуют снятию ряда психологических барьеров.

Задания
Задачи.
1.        Актуализация понятия «креативность»
2.        Развитие ассоциативного мышления.
Задание 1 «Свободнаядискуссия на тему «Что такое креативность?»
Студентам предлагается в свободной форме высказать свое мнение осущности термина «креативность». Беседу можно стимулировать следующимивопросами.
1.        Что такое, на ваш взгляд креативность?Творчество?
2.        Что общего и различного в их понимании?
3.        Любая ли деятельность может быть творческой?
4.        Вспомните эпизод, где Том Сойер красил забор.Можно ли творчески копать яму, красить забор?
5.        Какие профессии, род деятельности, на ваш взглядможно отнести к творческим? Почему? Есть ли профессии нетворческие? Почему?
6.        Как люди определяют сущность творчества? Можно ливыделить показатели, критерии творческой деятельности?
7.        Почему и поэзия А.С. Пушкина и стихипервоклассника являются творчеством? Можно их сравнивать между собой?
8.        Кого мы можем назвать креативной личностью?
9.        Можно ли научиться творчеству?
10.     Что для этого, на ваш взгляд,  нужно?
11.     Креативный ли вы человек?
12.     Можете ли вы привести примеры собственнойкреативности?
После обсуждения подводят итоги, делают выводы?
Задание 2  «Игра – разминка».
Студентам предлагается задание: сидя в кругу, и бросая друг другумяч, называть прилагательные, характеризующие, с их точки зрения, креативнуюличность. Необходимо быть внимательным и не повторяться. Игра продолжается дотех пор, пока у студентов не появятся затруднения с поиском новых определений.
После этого студентам предлагается, бросая мяч, называть глаголы,характеризующие творческую деятельность. Эта игра позволяет взглянуть натворчество с точки зрения качеств, которыми должен обладать творческий человек.Она помогает актуализировать понятия творческой деятельности. Дает возможностьв определенной степени продиагностировать собственные творческие способности.
Задание 3 «Креативность» (по Н.Ю. Хрящевой)
Студентам предлагается нарисовать слово «креативность», создатьобраз в любой символической форме.
После того как все заканчивают рисовать, каждый создает словесныйпортрет креативности, рассказывает однокурсникам о своем образе.
Упражнение позволяет сформулировать многие сущнотные характеристикикреативности как свойства личности и творческого процесса.
В ходе обсуждения студенты могут задавать друг другу вопросы,уточнять содержание рисунков и высказываний. После того, как все выскажутся,необходимо подвести итог, перечисляя основные идеи, касающиеся проявленийкреативности, условий ее формирования и развития. Это способствует созданиюориентировочных основ, в рамках которых будут проводиться последующие занятия.
Задание 4 «аббревиатуры» (по А.П. Ершовой).
Студентам предлагается ряд аббревиатур, например: СССР, СНГ, ЖКО,НИИ, КГБ, НТР.…Каждый студент, выбрав для себя 3-4 аббревиатуры, должен датьрасшифровку сокращенным названиям, ориентируя ее на понятие креативности.
Данное упражнение позволяет выявить сущностные характеристикикреативности.
Задание 5 «Ассоциация».
Студенты занимают место в круге. Первый участник игры бросаеткому-то из играющих мяч и называет любое слово. Тот, кто получил мяч, долженназвать 5-6 слов-ассоциаций, возникающих у него в связи с прозвучавшим словом.Затем он бросает мяч другому и называет свое слово.
Задание 6 «Изобретатели» (По Е.Ф. Шангиной).
Студенты разбиваются на группы по 5-6 человек. В каждой «научно-исследовательской лаборатории» необходимо изобрести, то, чего сегодня несуществует (новое слово, новый предмет, новое средство передвижения). Нужнообосновать необходимость этого изобретения, привести примеры, описать, каквыглядит, как будет использоваться и. т. Д.)
Когда все группы готовы, проводится презентация новой продукции.Остальные должны сомневаться в ее нужности, задавать вопросы, уточнять.«Изобретатели» отстаивают, доказывают важность своего изобретения. Еслиизобретение принимается общей комиссией, группе дается задание придумать ипродемонстрировать рекламный ролик своей продукции для телевидения или радио.
Задание развивает способность видеть в привычном, необычное, умениеотстаивать свою точку зрения, доказывать, аргументировать, а также умениеотказываться от идеи, если она оказалась несостоятельной.
Задание 7 «Японские трехстишия».
Студенты находятся в круге, каждому из них предлагается карточка,на которой написано трехстишие японского поэта Басе. Использование данногоматериала оправдано тем, что в коротком тексте скрыт глубокий философскийсмысл, стимулирующий возникновение различных образов, ощущений, отношений.
Студентам необходимо в течение 5 мин, работая со своей карточкой,определить смысл строк, попытаться ощутить  те чувства, которые вызваны этимтрехстишием, создать зрительные образы, перечислить слова-ассоциации, затемопределить наиболее точное передающее смысл, выбрав его в качестве названиятрехстишия. Также студенты должны запомнить текст наизусть.
Когда время истекает, предлагается убрать карточки и начать общуюработу-обсуждение. Каждый студент по очереди, по мере готовности, рассказываетнаизусть свое трехстишие, описывает свое видение, свои ощущения, излагает своепонимание, мотивирует выбор заглавия.
В это время все остальные должны внимательно слушать друг друга.Каждый высказывает свое мнение по поводу услышанного, предлагает свое видение,добавляя образ своими деталями. Важно обратить внимание студентов на то, чтоздесь не может быть правильного или неправильного понимания. У каждого свойобраз, свое отношение. В этом заключается привлекательность работы схудожественным текстом.
После того как каждый выскажется, студентам предлагается, вспомнитьнаизусть хотя бы одно из услышанных трехстиший. Если это вызывает затруднения,нужно вспомнить, о чем вел речь каждый, как излагал свои мысли, как озаглавилтекст и почему, о каких образах говорил и.т.д. После этого осуществляетсяпопытка восстановить текст.
Задание 8 «Сочини рассказ» (по Н.Ю. Хрящевой).
Студенты находятся в круге, им предлагается сочинить рассказ ошколе, в которой собрались и работают самые нетворческиеучителя-учителя-скептики.
Кто-то из студентов начинает- говорит одну-две фразы, с которойначинается рассказ. Далее, двигаясь по часовой стрелке, каждый по очередипродолжает повествование, произносит свои фразы.
Необходимо напомнит студентам правило построения любого рассказа, вкотором есть завязка, развитие действия, кульминация и развязка.
Задание 9 «За и против»    (по Н.Ю. Хрящевой).
Студенты находятся в круге. Бросая мяч друг другу, необходимоназывать аргументы «за» и «против» творческой деятельности педагога. Доводыдолжны чередоваться. В игре могут использоваться формулировки: «Творчествонеобходимо педагогу потому, что…» и «Творчество педагогу мешает потому, что…»
Эти упражнения позволяют студентам через описаниепротивоположностей осознать, что такое педаг7огическое творчество и  в чем онопроявляется.
Задание 9 «Каким я хочу быть педагогом?»
Становление креативности педагога во многом определяетсянаправленностью на творческую профессиональную деятельность. Студентампредлагается анкета-опросник, отвечая на вопросы которой необходимо бытьискренним. Ответы предназначены для самоанализа и оглашаться не будут. Анкетаносит открытый характер и предусматривает свободную форму ответа.
Вопросы.
1.        Есть ли возможности для творческой деятельности вшколе? Почему?
2.        Вы хотели бы вносить в свою профессиональнуюдеятельность что-то новое?
3.        Читаете ли вы новинки психолого-педагогическойлитературы?
4.        Если вы будете работать в школе, то какуюинновационную программу вы хотели бы освоить?
5.        Хотите ли вы вносить в свои уроки изменения, например,разрабатывать новые программы, работать по новым учебникам?
6.        Хотели бы вы, чтобы у вас в классе было как можнобольше творческих учеников?
7.        Представьте ситуацию. Вы разработали и провелиинтересное, на ваш взгляд, внеклассное мероприятие, на котором присутствовалзавуч. Вы остались довольны собой, детям понравилось. При анализе вашей работызавуч сказал, что ей ваше мероприятие не понравилось, что дети много шумели,выполняя задания, ходили по классу и.т.д. Как вы поступите, если вам придетсяснова дать открытое творческое дело?
8.        Представьте следующую ситуацию: администрацияшколы предложила вам выступить на педсовете и поделиться своими находками сколлегами. После педсовета к вам подошли старшие коллеги и сказали: «Не рано ливам делиться опытом?» Согласитесь ли вы выступить в следующий раз? Как выпоступите?
9.        Представьте себе следующую ситуацию: выразработали новый урок, но после его проведения поняли, что многое неполучилось, что некоторые ваши задумки оказались неэффективными. Будете ли выэкспериментировать в следующий раз?
10.     Если вам предстоит провести открытый урок, накотором будут присутствовать завуч, коллеги, вы будете стремиться  разработатьновый урок или воспользоваться готовыми методическими разработками?
11.     Вспомните, пожалуйста, известных вамучителей-новаторов?
12.     Назовите известные вам развивающие программыобучения?
13.     Познакомьтесь, пожалуйста, со следующейситуацией: на практике в школе учитель, в классе которого вы работаете, чтобыоблегчить вам, и себе подготовку к занятиям, дал вам методические разработки, вкоторых подробно расписаны все темы. Как вам кажется, вы постоянно будетепользоваться этими рекомендациями, или разработаете свою систему уроков?
14.      Представьте такую ситуацию: у вас в классеученик, который постоянно задает вопросы (и по теме урока, и нет), частодополняет ваш рассказ. Выразите, пожалуйста, ваше отношение к этому ученику.Предположите, как вы будете с ним общаться.
Далее студентам предлагается самостоятельно проанализировать своиответы.
Сравните ответы на вопросы (1, 2, 3) с ответами на вопросы (7, 8,9, 10). Посмотрите, нет ли противоречия в ответах?
Сравните ответы на вопросы (3, 4) с ответами на вопросы (9, 10).Смогли ли вы назвать достаточное количество имен педагогов-новаторов,инновационных программ.
Сравните ответ на шестой вопрос с ответом на поставленную ситуацию(15). Представляете ли вы себе достаточно полно проблемы работы с одареннымидетьми? Готовы ли вы к этому?
После самоанализа желающие могут поделиться своими выводами ивпечатлениями.
Задание 10 «Скульптура».
Студенты делятся на две группы. Работа проводится без подготовки.Первой группе предлагается создать скульптурную композицию, символизирующуютворчество педагога; второй — творчество ученика.
Вначале выходит первая группа: выходит студент и замирает вкакой-то позе, которая с его точки зрения, отвечает теме задания. Второйстудент должен замереть в другой позе, при этом «пристроившись»  к первому,и.т.д. В результате должна получится целостная композиция. Когда все участникипервой группы займут свои места, вторая группа анализируют, что получилось.Затем каждый участник композиции поясняет, что он хотел выразить и почему.
После этого скульптурную композицию создает вторая группа, а перваягруппа выступает в роли аналитиков.
Данное задание направлено на личностную актуализацию понятий«креативность», «творческий учитель», «творческий ученик», а также формируетспособность соотносить индивидуальное представление о сущностных характеристикахтворчества с представлениями других.
Задание 11 «Рисунки».
Студенты находятся в круге. Каждый по очереди  представляет свойрисунок, который иллюстрирует его восприятие японского трехстишия. По рисункувсе остальные пытаются вспомнить текст или то, о чем говорилось в трехстишии.После этого студент рассказывает,  почему он именно так изобразил своетрехстишие.
Задание 12 «Музейные экспонаты».
Студенты делятся на группы по 5-6 человек. В течение 5-10 минведется обсуждение, в экспонаты какого музея они превратятся. Члены другихгрупп не должны об этом знать.
Каждый придумывает, каким музейным экспонатом он станет (креслоимператора, античная ваза, восточный меч…). Когда все продумано, найденовнешнее воплощение своего предмета, студенты одной из групп замирают, изображаямузейную экспозицию. Предварительно они должны выбрать из другой группы экскурсовода, который не знает, в какой музей его «пригласили». Как толькоэкспозиция готова, экскурсовод должен провести для остальных экскурсию дляостальных, пытаясь угадать, кто или что перед ним находится, давая краткуюхарактеристику, обозначая историческую ценность, возраст экспоната.
После этого участники группы, представлявшие  музей, подтверждаютили опровергают правильность угаданного экскурсоводом.
Также проводится работа с каждой группой.
Данное задание направлено на развитие фантазии и воображения,оригинальности мышления, навыка действия в непредвиденных ситуациях,соотношения своих действий с действиями других в связи с возникшей ситуацией.
Методики на выявление креативности.
1.        ТЕСТ «КРЕАТИВНОСТЬ»(Автор Вишнякова Н.)
Тест «Креативность» позволяет выявить уровень творческихсклонностей личности и построить психологический креативный профиль,рефлексируя креативный компонент образа «Я — реальный» и представление обобразе «Я-идеальный». Сравнение двух образов креативности «Я-реальный» и«Я-идеальный» позволяет определять креативный резерв и творческий потенциал личности.
Вам предлагается самостоятельно оценить свои личностные качества,отвечая на вопросы теста. Внимательно прочитайте вопросы. При положительномответе па вопрос поставьте знак «+», при отрицательном поставьте знак «-»  вграфу «Я-реальный» и «Я-идеальный». Долго над ответом не задумывайтесь, потомучто первый ответ импульсивный и обычно правильный. Будьте искренни!№ п/п Ин-декс Содержание вопроса Образ «Я-реальный» Образ «Я-идеальный» 1. М Задумываетесь ли вы, какие причины заставляют вас создавать что-либо новое? 2. Л Бывают ли у вас неприятности из-за собственного любопытства? 3. О Возникает ли у вас желание оригинально усовершенствовать  хорошую вещь? 4. В Мечтаете ли вы приобрести  известность, создав что-либо социально новое? 5. И В ситуациях риска вы доверяете интуиции? 6. Э Вы считаете, что в конфликтных ситуациях возможно избежать эмоциональных переживаний? 7. Ю Отвечаете ли вы шуткой, если вас разыгрывают? 8. П Если представится случай, вы поменяете работу на более оплачиваемую, но менее творческую? 9. М Вы продумываете последствия принимаемого вами решения? 10. Л Познание нового перестает быть любопытным для вас, если оно связано с риском? 11. О Приходилось ли вам удачно использовать вещи не по назначению? 12. В Бывает ли так, что  когда вы рассказываете о каком- нибудь подлинном случае, то прибегаете к вымышленным подробностям? 13. И В экстремальных ситуациях вы чаще прислушиваетесь к голосу разума, чем к интуиции? 14. Э Доставляет ли вам эмоциональное удовлетворение процесс творческой деятельности? 15. Ю Любите ли вы шутить и смеяться  над собой? 16. П Изобретали ли вы что-то новое в интересующей вас сфере деятельности? 17. М Утомляет ли вас работа, требующая  творческого мышления в нестандартных ситуациях? 18. Л Отмечают ли окружающие, что вы во все вникаете? 19. О Является ли редким ваше увлечение? 20. В Бывает ли, что у вас возникают необычные образы, связанные с реальными событиями? 21. И Вы иногда предчувствуете, кто звонит вам по телефону, еще не сняв трубку? 22. Э Равнодушны ли вы к отрицательным проявлениям эмоций чужих детей? 23. Ю Смеетесь ли вы над своими неудачами 24. П Посещали бы вы ради новых знаний специальные занятия, даже если это связано с неудобствами? 25. М Достаточно ли для вас мелкой детали, намека на проблему, чтобы увлечься ее разработкой? 26. Л На философские детские вопросы вы нашли ответы в зрелом возрасте? 27. О Испытываете ли вы потерю интереса к оригинальным, рискованным предложениям ваших партнеров по работе? 28. В Фантазируете ли вы сейчас, как бы вы жили в другом городе или в другом веке? 29. И Вам трудно предвидеть последствия предстоящего события? 30. Э Вы чувствуете эмоциональный подъем и вдохновение в начале нового дела? 31. Ю Бывает ли так, что вы заранее готовили шутку или шутливые истории с целью развеселить компанию? 32. П Утомляют ли вас неожиданности в профессиональной деятельности, требующие новых выходов из создавшейся ситуации? 33. М Вы продумываете варианты решения трудных проблем, прежде чем сделаете выбор наиболее продуктивного? 34. Л Когда вы долго не познаете новое, вас мучает чувство неудовлетворенности? 35. О Вы любите работу, требующую смекалки, даже если она связана с трудностями реализации? 36. В Сталкиваясь с необычными проблемами, вы  предвидите перспективы их решения? 37. И Снился ли вам когда-нибудь сон, который предсказал происшедшие потом события? 38. Э Сочувствуете ли вы людям, которые не достигли желаемого результата в творчестве? 39. Ю Используете ли вы юмор для выхода из затруднительных ситуаций? 40. П Вы выбирали профессию с учетом своих творческих возможностей? 41. М Вам трудно продумать многие отрицательные последствия конфликтной проблемы? 42. Л Сможете ли вы рискнуть карьерой ради познания нового? 43. О Будете ли вы заниматься созданием  чего-то необычного, если это связано с какими-то трудностями? 44. В Вам трудно представить незнакомое место, в которое вы стремитесь попасть? 45. И Случалось ли так, что вы вспомнили о человеке, с которым давно не встречались, а потом вдруг неожиданно он позвонил  или написал вам письмо? 46. Э Сочувствуете ли вы обманутому человеку? 47. Ю Бывает ли так, что вы сами придумываете  анекдоты и смешные истории? 48. П Если вы лишитесь возможности работать, то жизнь для вас потеряет интерес? 49. М Основательно ли вы продумываете все этапы своей творческой деятельности? 50. Л Хочется ли вам порой разобрать вещь, для того чтобы узнать, как она работает? 51. О Вы импровизируете в процессе  реализации уже разработанного плана действия? 52. В Вы сочиняете сказки детям? 53. И Бывает ли так, что вы по каким-то необъяснимым причинам не доверяете некоторым людям? 54. Э Вы склонны сильно переживать, если вас обманули? 55. Ю Раздражает ли вас шутка, выраженная в форме иронии? 56. П Вы чувствуете, что ваша профессия позволит улучшить окружающий мир? 57. М Думаете ли вы, какие  тайные причины скрыты в творческой деятельности человека? 58. Л Интересует  ли вас, как живут соседи? 59. О Предпочитаете ли вы общаться с людьми с необычными взглядами? 60. В Фантазировали ли вы когда-нибудь о том, что можно было бы сделать, получив наследство? 61. И Вам трудно определить характер человека с первого взгляда? 62. Э Вы сочувствуете нищим людям? 63. Ю Считают ли вас окружающие остроумным человеком? 64. П В вашем профессиональном  творчестве было много неудач? 65. М Вы размышляете о причинах  успехов и неудач в своей творческой деятельности? 66. Л Если вы встречаете непонятное новое слово, то узнаете его смысл в справочниках? 67. О Интересуют ли вас люди, которые придерживаются только  традиционных взглядов на жизнь 68. В Пишите ли вы стихи? 69. И Глядя на знакомого человека, вам трудно  предугадать, как сложится его жизнь? 70. Э Вы редко выражаете свои эмоции при уличных скандалах? 71. Ю Трудно ли вам с юмором выйти  из затруднительной ситуации? 72. П Можете ли вы в своей работе пойти на риск, если шансы на успех не гарантированы? 73. М Достоверно ли вы восстанавливаете по случайным деталям целостный результат? 74. Л Пытались ли вы проследить  генеалогическое древо жизни? 75. О Если бы ваши знакомые знали, о чем вы мечтаете, то считали бы вас чудаком? 76. В Вам трудно представить себя в старости? 77. И Бывает ли так, что вы опасаетесь идти на встречу с незнакомым человеком из-за интуитивного беспокойства? 78. Э Наблюдая драматическое событие  в жизни людей, чувствуете ли вы, что это происходило с вами? 79. Ю Предпочитаете ли вы комедию всем остальным жанрам? 80. П Обязательно ли творчество должно  сопутствовать профессиональной деятельности?
Обработка результатов
Количество баллов по каждому индексу креативности определяется поключу теста при суммировании полученных баллов. Если у испытуемого ответ навопрос совпадает с ключом теста, он получает один балл по данному индексовомупоказателю: «Я—реальный» и «Я—идеальный». Например, если напервый вопрос испытуемый ответил положительно (+) в графе«Я-реальный» и «Я-идеальный» и ключ ответа +, то по первомуиндексу М (творческое мышление) он получает по одному баллу, если отрицательно(-), то не получает баллы. Необходимо помнить, что ключ к тесту относится покаждому качеству не только к «Я-реальный», но и к«Я-идеальный».
Таблица результатов в баллах№ п/п Ин-декс Креативные качества
Всего баллов
Я — реальный"
Всего баллов
«Я - идеальный „ 1 М Творческое мышление 2 Л Любознательность 3 О Оригинальность 4 В Воображение 5 И Интуиция 6 Э Эмоциональность, эмпатия 7 Ю Чувство юмора 8 П Творческое отношение к профессии

/>КЛЮЧ К ТЕСТУ№ п/п Индекс № вопроса
Ключ к “Я-реальный»,
«Я-идеальный» 1 Творческое мышление 1 + М 9 + 17 - 25 + 33 + 41 - 49 + 57 + 65 + 73 + 2 Любознательность Л 2 + 10 - 18 + 26 + 34 + 42 + 50 + 58 + 66 + 74 + 3 Оригинальность О 3 + 11 + 19 + 27 - 35 + 43 + 51 + 59 + 67 - 75 + 4 Воображение В 4 + 12 + 20 + 28 + 36 + 44 - 52 + 60 + 68 + 76 - 5 Интуиция И 5 + 13 - 21 + 29 - 37 + 45 + 52 + 61 - 69 - 77 + 6 Эмоциональность, 6 - эмпатия  Э 14 + 22 - 30 + 38 + 46 + 54 + 62 + 70 - 78 + 7 Чувство юмора Ю 7 + 15 + 23 + 31 - 39 + 47 + 55 - 63 + 71 - 79 + 8 Творческое 8 - отношение 16 + к профессии П 24 + 32 - 40 + 48 + 56 + 64 - 72 + 80 +
2.Прогрессивные матрицы Равена
Методика предназначена для изучения логичности мышления.Испытуемому предъявляются рисунки с фигурами, связанными между собой определеннойзависимостью. Одной фигуры не достает, а внизу она дается среди 6-8 другихфигур. Задача испытуемого — установить закономерность, связывающую между собойфигуры на рисунке, и на опросном листе указать номер искомой фигуры изпредлагаемых вариантов.
Тест состоит из 60 таблиц (5 серий). В каждой серии таблицсодержатся задания нарастающей трудности. В то же время характерно и усложнениетипа заданий от серии к серии.
В серии А — использован принцип установления взаимосвязи в структурематриц. Здесь задание заключается в дополнении недостающей части основногоизображения одним из приведенных в каждой таблице фрагментов. Выполнениезадания требует от обследуемого тщательного анализа структуры основногоизображения и обнаружения этих же особенностей в одном из несколькихфрагментов. Затем происходит слияние фрагмента, его сравнение с окружениемосновной части таблицы.
Серия В — построена по принципу аналогии между парами фигур. Обследуемыйдолжен найти принцип, соответствен но которому построена в каждом отдельномслучае фигура и, исходя из этого, подобрать недостающий фрагмент. При этомважно определить ось симметрии, соответственно которой расположены фигуры восновном образце.
Серия С — построена по принципу прогрессивных изменений в фигурах матриц.Эти фигуры в пределах одной матрицы все больше усложняются, происходит как бынепрерывное их развитие. Обогащение фигур новыми элементами подчиняется четкомупринципу, обнаружив который, можно подобрать недостающую фигуру.
Серия В — построена по принципу перегруппировки фигур в матрице.Обследуемый должен найти эту перегруппировку, происходящую в горизонтальном ивертикальном положениях.
Серия Е основана на принципе разложения фигур основного изображения наэлементы. Недостающие фигуры можно найти, поняв принцип анализа и синтезафигур.
Методические указания к проведению теста
Инструкция: Тест строго регламентирован во времени, аименно: 20 мин. Для того, чтобы соблюсти время, необходимо строго следить затем, чтобы до общей команды: «Приступить к выполнению теста» — никтоне открывал таблицы и не подсматривал. По истечении 20 мин подается команда,например: «Всем закрыть таблицы». О предназначении данного тестаможно сказать следующее: «Все наши исследования проводятся исключительно внаучных целях, поэтому от вас требуются добросовестность, глубокаяобдуманность, искренность и точность в ответах. Данный тест предназначен дляуточнения логичности вашего мышления».
После этого взять таблицу и открыть для показа всем 1-юстраницу: «На рисунке одной фигуры недостает. Справа изображено 6-8пронумерованных фигур, одна из которых явля ется искомой. Надо определитьзакономерность, связывающую между собой фигуры на рисунке, и указать номерискомой фигуры в листке, который вам выдан» (можно показать на примереодного образца).
Во время выполнения задач теста необходимо контролировать,чтобы респонденты не списывали друг у друга. По истечении 20 мин податькоманду: «Закрыть всем таблицы!
Собрать бланки и таблицы к ним. Проверить, чтобы в правомуглу регистрируемого бланка был проставлен карандашом номер обследуемого.
Интерпретация результатов (ключи)
Правильное решение каждого задания оценивается в одинбалл, затем подсчитывается общее число баллов по всем таблицам и по отдельнымсериям. Полученный общий показатель рассматривается как индекс интеллектуальнойсилы, умственной производительности респондента. Показатели выполнения заданийпо отдельным сериям сравнивают со среднестати стическим, учитывают разницумежду результатами, полученными в каждой серии, и контрольными, полученнымистатистической обработкой при исследовании больших групп здоровых обследуемыхи, таким образом, расцениваемыми как ожидаемые результату. Такая разницапозволяет судить о надежности полученных результатов (это не относится к психическойпатологии).
БЛАНК
ФИО (№)
  № задания А В С В Е 1           2           3           4           5           6           7           8           9           10           11           12          
Полученный суммарный показатель по специальной таблицепереводится в проценты. При этом по специальной шкале различают 5 степенейинтеллектуального уровня:
1   степень — более 95% — высокий интеллект;
2   степень — 75-94% — интеллект выше среднего;
3   степень 25-74% — интеллект средний;
4   степень — 5-24% — интеллект ниже среднего;
5   степень — ниже 5% — дефект. КЛЮЧ №
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
1-я серия 4 5 1 2 6 3 6 2 1  3  4  2
2-я серия 5 6 1 2 1 3 5 6 4  3  4  8
3-я серия 5 3 2 7 8 4 5 1 7  1  6  2
4-я серия 3 4 3 8 7 6 5 4 1  2  5  6
5-я серия 7 6 8 2 1 5 1 3 6  2  4  5
90
91
ТАБЛИЦА ПЕРЕСЧЕТА БАЛЛОВ Оценка в баллах 9 8 7 6 5 4 3 2 1 Сумма очков 143 129- 115 101 87 73 59 45 44 за правиль-   142 128 114 100 86 72 58   ные ответы                  

НОРМАЛЬНАЯ КОМПОЗИЦИЯ ОЧКОВ Ожидаемое Серия Сумма очков

10 15 20 25 30 35 40 45 50 55 число очков по каждой А 6 8 9 10 10 10 10 11 12 12 серии Б 2 4 6 7 8 8 9 10 11 11   В 1 2 3 4 6 7 8 10 10 11   Г 1 1 2 3 4 7 9 9 10 11   д 00123457 10
3.ТЕСТ МЕДНИКА
(ДИАГНОСТИКА ВЕРБАЛЬНОЙ КРЕАТИВНОСТИ)
Вам предлагаются тройки слов, к которым необходимо подобрать ещеодно слово так, чтобы оно сочеталось с каждым из трех предложенных слов(составляло некоторое словосочетание). Например, для тройки слов громкая правдамедленно словом-ответом может служить слово говорить (громко говорить, говоритьправду, медленно говорить). Вы можете также изменять слова грамматически ииспользовать необходимые предлоги. Например, для слов часы, скрипка, единство ответомможет быть слово мастер (мастер по часам, скрипичный мастер, единственныймастер).
Постарайтесь, чтобы те образы и ассоциации, которые приходят вам вголову в ответ на предложенные слова, были как можно оригинальнее и ярче.Постарайтесь преодолеть стереотипы и придумать нечто новое и оригинальное.Попробуйте дать максимальное количество ответов на каждую тройку слов.
Ответы записывайте через запятую в бланк ответов на строку ссоответствующим номером, то есть на первую строку ответы для первой тройкислов, на вторую — для второй и т. д.
1. случайная гора долгожданная
2. вечерняя бумага стенная
3. обратно родина путь
4. далеко слепой будущее
5. народная страх мировая
6. деньги билет свободное
7. человек погоны завод
8. дверь доверие быстро
9. друг город круг
10.поезд купить бумажный
11.цвет заяц сахар
12.ласковая морщины сказка
13. детство случай хорошее 
14. воздух быстрая свежее
15. певец Америка тонкий   
16. тяжелый рождение урожайный
17. много чепуха прямо
18. кривой очки острый
19. садовая мозг пустая
20. гость случайно вокзал
Бланк ответов для методики Слово Словосочетания Слово Словосочетания 1 11 2 12 3 13 4 14 5 15 6 16 7 17 8 18 9 19 10 20
Фамилия И. О_________________________
Запишите подобранные слова и образованные словосочетания.
Тройка слов № 1
случайная гора долгожданная
Варианты ответов и их оригинальностьБеседа 0,99 Письмо 0,99 Вершина 0,98 Победа 0,92 Восхождение 0,98 Подарок 0,99 Встреча 0,00 Поездка 0,79 Высота 0,97 Покорение 0,99 Газета 0,99 Помощь 0,98 Гроза 0,99 Поход 0,98 Деньги 0,99 Привал 0,98 Дождь 0,99 Прогулка 0,98 Дорога 0,91 Птица 0,99 Женщина 0,97 Путевка 0,98 Знакомство 0,98 Путешествие 0,97 Лавина 0,99 Путь 0,98 Любовь 0,95 Работа 0,98 Мечта 0,97 Радость 0,98 Находка 0,99 Снег 0,96 Обвал 0,99 Событие 0,99 Облако 0,99 Тропа 0,96 Отдых 0,98 Удача 0,96 Отпуск 0,98 Человек 0,99 Падение 0,99
Тройка слов № 2
вечерняя бумага стенная
Варианты ответов и их оригинальностьАфиша 0,99 Реклама 0,96 Газета 0,00 Сенсация 0,99 Картина 0,98 Сообщение 0,99 Красивый 0,99 Туалет 0,99 Объявление 0,99 Фотография 0,99 Печать 0,96
Тройка слов № 3
обратно родина путь
Варианты ответов и их оригинальностьБудущее 0,91 Направление 0,98 Вернуться 0,93 Ностальгия 0,98 Видеть 0,98 Отправиться 0,98 Возвращение 0,00 Поезд 0,78 Граница 0,98 Радость 0,91 Далеко 0,87 Самолет 0,96 Двинуться 0,98 Собираться 0,76 Дом 0,37 Солдат 0,98 Дорога 0,67 Стремление 0,98 Ехать 0,85 Сын 0,98 Зовет 0,98 Тоска 0,98 Идти 0,83 Хотеть 0,98 Мать 0,98 Эмиграция 0,98
Тройка слов № 4
далеко слепой будущее
Варианты ответов и их оригинальностьБеда 0,98 Надежда 0,89 Безнадежно 0,95 Перспектива 0,98 Вера 0,91 План 0,98 Вести 0,98 Поводырь 0,98 Взгляд 0,61 Предвидеть 0,86 Видеть 0,00 Путь 0,86 Движение 0,95 Радость 0,98 Дождь 0,89 Случай 0,98 Друг 0,98 Смотреть 0,82 Зрение 0,98 Страх 0,91 Идти 0,98 Судьба 0,98 Мечта 0,91 Счастье 0,95 Музыкант 0,98 Удача 0,98 Мысль 0,98 Человек 0,89
Тройка слов № 5
народная страх мировая
Варианты ответов и их оригинальностьБеда 0,97 Песня 0,99 Битва 0,99 Победа 0,99 Война 0,00 Политика 0,99 Воля 0,99 Правда 0,99 Единство 0,99 Проблема 0,98 Жизнь 0,98 Революция 0,93 История 0,98 Сила 0,99 Катастрофа 0,97 Сказка 0,99 Компания 0,99 Скорбь 0,99 Кризис 0,99 Слава 0,97 Легенда 0,99 Событие 0,99 Медицина 0,92 Трагедия 0,98 Молва 0,99 Утрата 0,99
Тройка слов № 6
деньги билет свободное
Варианты ответов и их оригинальностьБольшой 0,97 Отпуск 0,94 Взять 0,92 Отсутствие 0,97 Время 0,03 Подарить 0,94 Вход 0,86 Поезд 0,94 Выигрыш 0,97 Поездка 0,81 Деньги 0,97 Покупать 0,92 Иметь 0,83 Получить 0,89 Использовать 0,94 Посещение 0,83 Касса 0,86 Потерять 0,95 Кино 0,97 Приобрести 0,97 Купе 0,92 Продажа 0,92 Купить 0,94 Проезд 0,94 Лишний 0,97 Путешествие 0,78 Место 0,00 Самолет 0,94 Много 0,92 Цена 0,97 Находить 0,97 Человек 0,92 Обмен 0,94
Тройка слов № 7
человек погоны завод
Варианты ответов и их оригинальностьАрмия 0,95 Купить 0,99 Большой 0,91 Начальник 0,99 Важный 0,99 Новый 0,97 Вахтер 0,97 Оборонный 0,99 Военный 0,00 Оружие 0,99 Военпред 0,93 Офицер 0,99 ВПК 0,99 Охрана 0,99 Дисциплина 0,99 Служить 0,88 Долг 0,98 Солдат 0,99 Золотой 0,95 Старый 0,99 Идет 0,99 Увидеть 0,99 Конверсия 0,99 Честь 0,98 Красивый 0,94 Ящик 0,99
Тройка слов № 8
дверь доверие быстро
Варианты ответов и их оригинальностьАвтомобиль 0,97 Находить 0,89 Большой 0,97 Открывать 0,00 Взаимопонимание 0,97 Поднять 0,97 Война 0,97 Получить 0,97 Входить 0,00 Пользоваться 0,97 Выходить 0,89 Потерять 0,87 Друг 0,97 Приобрести 0,94 Завоевать 0,94 Пройти 0,97 Закрыть 0,94 Распахнуть 0,97 Испортить 0,97 Сломать 0,91 Ломать 0,97
Тройка слов № 9
друг город круг
Варианты ответов и их оригинальность


Билет 0,90 Интересный 0,98 Близкий 0,50 Красивый 0,90 Большой 0,00 Лучший 0,95 Важный 0,98 Любимый 0,74 Великолепный 0,98 Маленький 0,98 Войти 0,95 Метро 0,98 Встреча 0,98 Милый 0,95 Дальний 0,95 Мой 0,79 Дорогой 0,95 Наш 0,98 Друг 0,98 Общение 0,98 Единственный 0,95 Покинуть 0,95 Ехать 0,90 Почетный 0,98 Забытый 0,95 Родной 0,90 Замкнутый 0,90 Сердце 0,98 Знакомый 0,71 Старый 0,88 Идти 0,98 Хороший 0,95
Тройка слов № 10
поезд купить бумажный
Варианты ответов и их оригинальностьБелый 0,99 Пакет 0,93 Билет 0,00 Полотенце 0,98 Близкий 0,99 Проездной 0,99 Дом 0,99 Расписание 0,99 Журнал 0,99 Салфетка 0,99 Змей 0,98 Собака 0,99 Игрушка 0,92 Стакан 0,93 Книга 0,99 Товар 0,98 Макет 0,99

Тройка слов №11
цвет заяц сахар
Варианты ответов и их оригинальностьБелоснежка 0,99 Мокрый 0,99 Белоснежный 0,99 Морковь 0,97 Белый 0,00 Нежный 0,99 Вредный 0,99 Приятный 0,99 Грязный 0,98 Серый 0,90 Конфета 0,98 Снежный 0,99 Леденец 0,97 Хороший 0,99 Любимый 0,97 Шоколад 0,99
Тройка слов № 12
ласковая морщины сказка
Варианты ответов и их оригинальностьБабушка 0,00 Мама 0,62 Дед 0,99 Няня 0,92 Детство 0,99 Старая 0,98 Доброта 0,99 Старушка 0,97 Женщина 0,96 Улыбка 0,99 Лицо 0,97
Тройка слов № 13
детство случай хорошее
Варианты ответов и их оригинальностьБудущее 0,97 Отец 0,97 Было 0,97 Пережить 0,97 Воспоминание 0,00 Праздник 0,97 Впечатление 0,97 Прекрасно 0,97 Встреча 0,86 Происшествие 0,94 Друг 0,89 Радость 0,86 Знакомый 0,97 Ребенок 0,97 Игра 0,94 Сад 0,97 Любовь 0,97 Счастье, счастливый 0,25 Море 0,94 Удача 0,97 Мороженое 0,97 Чистый 0,97 Настроение 0,40 Чувство 0,97
Тройка слов № 14
воздух быстрая свежее
Варианты ответов и их оригинальностьВетер 0,64 Погода 0,97 Веяние 0,97 Поездка 0,85 Вода 0,88 Полет 0,94 Волна 0,94 Поток 0,55 Впечатление 0,94 Прогулка 0,97 Горы 0,91 Прохлада 0,97 Гроза 0,97 Разум 0,97 Девушка 0,97 Реакция 0,94 Дуновение 0,88 Река 0,73 Дыхание 0,73 Струя 0,00 Еда 0,97 Тепло 0,97 Езда 0,82 Течение 0,76 Завтрак 0,91 Ум 0,97 Идея 0,97 Утро 0,94 Море 0,94 Чистый 0,97 Ночь 0,97 Шампанское 0,97 Отдых 0,91 Шар 0,94 Ощущение 0,97
Тройка слов № 15
певец Америка тонкий
Варианты ответов и их оригинальностьВкус 0,91 Пластинка 0,98 Галстук 0,97 Принц 0,97 Голос 0,00 Рок 0,98 Джаз 0,98 Слух 0,98 Джексон 0,54 Стиль 0,98 Знаменитый 0,98 Талант 0,98 Знаток 0,95 Тенор 0,98 Интеллект 0,98 Успех 0,98 Кантри 0,97 Ценитель 0,92 Мужчина 0,98 Чернокожий 0,98 Намек 0,98 Юмор 0,85 Негр 0,97
Тройка слов № 16
тяжелый рождение урожайный
Варианты ответов и их оригинальностьБольшой 0,99 Осень 0,99 Время 0,95 Период 0,99 Год 0,00 Писатель 0,99 День 0,91 Сезон 0,99 Закрома 0,99 Случай 0,98 Колос 0,99 Сорт 0,99 Колосс 0,99 Труд 0,99 Месяц 0,94 Тяжелый 0,99 Мысль 0,99 Хлеб 0,99 Неделя 0,99 Час 0,99
Тройка слов № 17
много чепуха прямо
Варианты ответов и их оригинальностьВсе 0,99 Нос 0,99 Глупость 0,98 Писать 0,97 Говорить 0,00 Путь 0,99 Дело 0,97 Разговор 0,90 Думать 0,99 Сказать 0,96 Ерунда 0,98 Слово 0,96 Здесь 0,98 Смотреть 0,99 Книга 0,99 Читать 0,99 Нести 0,95 Шум 0,98

Тройка слов № 18
кривой очки острый
Варианты ответов и их оригинальностьВзгляд 0,06 Носить 0,96 Глаз 0,25 Оправа 0,96 Дужка 0,96 Рог 0,94 Зеркало 0,98 Старик 0,98 Зрение 0,80 Стекло 0,65 Нос 0,00
Тройка слов № 19
садовая мозг пустая
Варианты ответов и их оригинальностьБанка 0,99 Кость 0,99 Голова 0,00 Линия 0,99 Горох 0,97 Мысль 0,99 Грядка 0,99 Работа 0,96 Извилина 0,97 Скамейка 0,99 Капуста 0,99 Трата 0,99 Кладовая 0,99 Усталость 0,97 Клетка 0,98 Участок 0,97 Кольцо 0,98 Центр 0,98 Корзина 0,99 Человек 0,99 Коробка 0,98 Ячейка 0,99
Тройка слов № 20
гость случайно вокзал
Варианты ответов и их оригинальностьБольшой 0,97 Поезд 0,98 Визит 0,97 Поездка 0,95 Войти 0,98 Попал 0,97 Встреча, встретить 0,00 Попутчик 0,97 Гость 0,97 Посетил 0,98 Долгожданный 0,98 Прибытие 0,98 Зайти 0,97 Приезд, приезжать 0,43 Знакомство 0,93 Прийти 0,92 Идти 0,98 Путь 0,98 Нежданный 0,98 Случай 0,98 Оказаться 0,96 Увидеть 0,98

Список литературы
МироноваЕ.Е. Сборник психологических тестов. Часть 2 М.-2004.- 200с.
Салов Ю.И.,Тюнников Ю.С. Психолого-педагогическая антропология. М., 2003.-256с.
СластенинВ.А. Психолого-педагогический практикум. Изд-во Академия, 2008.-224с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.