Реферат по предмету "Философия"


Популярно о философии

Популярно о философии
            Философия,любовь к мудрости, есть стремление человека увидеть жизнь за пределамиповерхностного. Это есть стремление шагнуть за пределы видимостей и мнений иустановить настоящее знание о человеке, мире вокруг него и источнике обоих.
            Некоторыеутверждали, что такое истинное знание, простирающееся за границы всего лишьмнений индивидуумов, невозможно. Однако в этом случае такое их утверждение самопретендовало на некую истинность, простирающуюся за пределы лишьиндивидуального мнения и применимую ко всем универсально. В этом видна самопротиворечивость,вроде: я прав — я неправ. И такая нелепица предлагалась еще и на продажудругим, становясь оттого еще нелепее.
            Впротивоположность мнениям, даже считавшимися очевидными, неочевидные знания овещах, все же, после убедительной демонстрации, признавались знаниями, а непростыми мнениями, и это позволяло использовать те знания продуктивно в мире.Знаниями также считались общие принципы, не описывающие собственно конкретныевещи, но применимые к последним и даже определяющие их поведение и взаимодействиеили сам факт существования. Сами такие принципы или идеи оставались очевиднымидаже при отсутствиии тех вещей. Таковы были например идеи математики. Числа,фигуры, их отношения оказывались необходимо и точно применимыми к реальномумиру, и оставались для человеческого ума даже более реальными, чем сам этотмир, который легко можно было представить исчезнувшим, тогда как соотношениесторон треугольника например оставалось несомненно верным и независимо отсамого факта существования или несуществования мира физических вещей.
            Интересно,что при допускании в каких-то случаях правомочности различных мнений на разныетемы, сама возможность разныхмнений относительноматематических истин, казались всем раумным людям просто чепухой, и всемиими признавалось лишь универсальное знание математики, которое можно былопродемонстрировать ясно и признать всеми, не лишенными способности к мышлению.Тоже можно было сказать относительно логики: Она универсальна, и не существуетразных логических мнений, но лишь одна логика, применимая и признаваемая необходимолюбым человеческим умом, находящимся  в здоровом состоянии.
            Именноиз-за универсальной применимости логики ее стали считать средством икритерием приобретения знаний всех разных категорий, а также общения на языкезнаний и о знаниях между всевозможными людьми, т.е. логика стала единственнымязыком философии. Возможность философского общения вне логики является лишьиллюзией людей, как правило очень мало знающих философию и не получившихлогического образования. Когда они начинают говорить о чем-то, по ихутверждению, “за пределами логики”, они все же стараются разделить ссобеседником некое собственное видение истины, считая последнююприменимой и для того собеседника, а не только для самих себя, что выражают словесно.Такая функциональная универсальность, предполагает универсальность самого языкаобщения, а значит и универсальность логики. Тогда получается, что они пытаютсяговорить логически, логику же и оговаривая, что является нелепостью, которуюследовало бы как можно скорее прекратить.
            Когданекоторые начинают говорить о “первичности бытия и вторичности сознания илирациональности”, прослеживается аналогичная ошибка: Как они знают о том, чтонаходится (имеет бытие), по их же определению, за пределами самого знания? Аесли они не знают об этом, то не могут и правомочно утверждать такой принцип. Аесли они все же берутся делать это, то утверждения их просто невозможно понять,они не имеют реального смысла.
            Такогорода проблемы были описаны не раз в истории философии, и те, кто изучалпоследнюю внимательно, конечно же, распознают правоту выше предложенныхутверждений относительно элементарных ошибок поверхностного мышления офилософии. Однако эта статья преимущественно обращена не к знатокам, которымпросто следовало бы иногда напомнить, то что они и без меня прекрасно знают.Обращена же она в основном к людям без философского образования, которые частобыли введены в заблуждене искаженными теориями о философии. Бывало, что идовольно известные писатели допускали такого рода ошибки в своих построенияхмимоходом, увлекшись чем-то еще и забыв строго следить за каждым своимутверждением в процессе преследования своей конкретной научной цели. Их жемалограмотные последователи или почитатели, могли, выхватив одно из таких ошибочныхутверждений своих кумиров, раздуть его до фундаментального принципа и приниматьсястроить иногда здание целой философской школы на песочном основании, чего,конечно же, сам тот кумир и не мечтал предпринять. Такие досадные ляпсусы оченьнередко можно найти и в научных трудах, а не только утверждениях или теориях дилетантов.
            Иногдаслучались и мисинтерпретации, т.е. когда некоему уважаемому авторуприписывалась позиция которую он никогда не принимал, рассматривая ее лишь какчастный случай в своем более объемном синтетическом учении, и даже иногдаутверждая сам невозможность такой позиции в отрыве от целого. Так напримернекоторые специалисты называли Абиларда номиналистом, на основании того,что элемент номинализма присутствовал в его теории об универсалияхнаряду с элементом реализма. Правда же состоит в том, что Абилард столкнулноминализм с реализмом как тезис и антитезис и получил синтетическоерешение проблемы универсалий, называемое концептуализмом. Т.е. его нельзя былоназывать ни первым, ни вторым, если внимательно читать его доктрину, чтоочевидно и провалились сделать те “специалисты”, вроде Вайнберга (J. R. Weinberg)и Броуди (A. Broadie)*.
           
            Справедливозамечают, что в философии сформировались разные школы мысли с их многочисленнымиприверженцами, и говорят что это якобы доказывает существование разных логик.Однако упускают из виду что все они претендуют на универсальность, пытаясьубедить и последователей других школ в своей именно правоте, а некоторые готовыпреобразовыаться под внешним влиянием. Какова тогда остнова такого стремления куниверсальным утверждениям и пластичности
_________________________________________________
* См. мое эссе: Abelardon Universals.
 
самих школмысли, не остающихся раз и навсегда неизменными? Очевидно и то и другоепредполагает возможность существование общего критерия мышления, т.е. наличиесамой универсальной логики. Отчего же легко, просто и стразу люди не убеждаютсяи не принимают все и навсегда одну какую-нибудь школу? Дело здесь наверное втом, что демонстрировать философские идеи далеко не всегда легко и кроме того,кроме формальной логики, которую не каждый легко воспринимает и даже изучает,предполагаются определенные интуиции, которые тоже не каждому доступны водинаковой мере, и обучение которым – процесс часто долгий и трудоемкий. Чащевсего мы имеем дело с частичным развитием в конкретном человеке и способности кформальной логике и к интеллектуальным интуициям. Отсюда и его предпочтенияотвергать одни посылки и принимать другие, как очевидные, а также испособность-неспособность прослеживать строгость аргументации сначала до конца*.Это не говорит в пользу многих логик, но скорее говорит в пользу разных уровнейспособности интуиции и формального мышления, которые люди стараются всежепривести к общему знаменателю, применяя свое видение универсальной логики исвои попытки наблюдений за внешним и внутренним мирами. Иногда решить проблемувзаимопонимания можно, ъ указав на ошибку в формальном построении оппонента, а вдругих случаях указав ему на необходимость развития интуиции в отношенииконкретной темы, например религиозной. Если дается разумный метод развитиятакой интуиции и разумный срок, это напоминает научные приготовления копределенному эксперименту, после завершения которых он может быть возобновленкаждым, взявшим на себя такой труд приготовления, и доказать верность-неверностьпредложенного кем-то принципа и возможности его верификации. Так в Йоге,Буддизме, Христьянском и дохристьянском мистицизме предлагаются, определенные упражнения,ритуалы для развития необычных интуиций, которых тогда становятся собственнымпереживанием всякого прошедшего курс таких тренировок, что делает хорошо понятнымии доктрины этих школ, в которых сначала могли сомневаться или даже считать ихневозможными.
            Ачто же делать тем людям, которые не прошли такой полной подготовки и не могутпоэтому иметь тех особых интуиций? Тем людям, философия конечно не предлагает автоматическипринимать доктрины, предложенные теми школами, но предлагает просто держатьсвой ум открытым допуская возможность таких верификаций, а также заняться всежетакой специальной подготовкой к эксперименту, который может быть и докажетправильность или неправильность тех доктрин. Одно лишь формально-логическоеусилие здесь не может считаться достаточным критерием ни для признания, ни дляопровержения.
            Какже тогда философу относиться к ортодоксиям? Философ, по своей сущности иопределению не может сам быть ортодоксом. Ортодокс уже имеет твердуюубежденность, мнение, а философ только все время стремится к истине, неабсолютизируя никакое мнение, но допуская возможность правильности илинеправильности их всех. Для философа нужны доказательства правильности-
___________________________________________________
* См. мою статью Об интуиции иформальном умопостроении.
неправильности.Ему нужна демонстрация логическая или экспериментальная, чтобы сказать: это такили это не так. Однако в сложных вопросах даже к  демонстрациям он склоненотноситься очень осторожно и не спешить ставить точку. Философскиевопросы-ответы скорее заканчиваются многоточием…*
_________________________________________________________
См. мою статьюПроблемы Религии.
 
 
АлександрКудлай
Июля16, 2006.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Структурні компоненти індивідуальної правосвідомості
Реферат Массовые коммуникации в различных аспектах теоретическом прагматическом и экспериментально-прикладном
Реферат Издательский маркетинг
Реферат Європейської програми міжнародного фонду «відродження» Українська зовнішня політика та міжнародні події
Реферат Контрольная рабоат по Международному частному праву
Реферат Алеутская болезнь норок
Реферат Цифровий вологомір
Реферат Ландшафтная архитектура
Реферат Значит, Палоксай предал меня, - произнес Иллур, в гневе сжимая чашу с вином
Реферат Формы государственного правления республика и ее разновидности
Реферат Економічний та правовий зміст власності
Реферат Altarpiece Of Saint Peter Essay Research Paper
Реферат Прогноз последствий взаимодействия человека с природой
Реферат Блок и Вл. Соловьев. Теургическая легенда о поэте
Реферат Evergrey