Пацифизм: долгий путь к созданию доктрины (1867-1902)
Терминпацифист и пацифизм появились лишь в начале XX в. Однако к тому временипацифистское движение имело долгую историю. В его активе уже был целый рядмеждународных встреч.
В Парижечерез сто лет после Французской революции и отмены рабства, во время Всемирнойпромышленной выставки произошли два очень важных для пацифистского движениясобытия: первая Межпарламентская конференция и первый Всеобщий конгресс мира.После этого парламентарии и пацифисты стали проводить периодические встречи.
Именно в 1901 г. на X Всеобщем конгрессе мира в Глазго несколько участников сначала неформально, а затемоткрыто выступили за введение понятий пацифист и пацифизм. Дискуссия показала,что, несмотря на видимое единство, движение включало различные идеологическиетенденции, которые не всегда преследовали одни и те же цели. Впрочем, этитенденции были заметны уже с самого начала пацифистского движения.
Наполеоновскиевойны начала XIX в. послужили импульсом создания первых обществ мира, которыевозникли поначалу в англосаксонских странах. Зарождению этого движенияспособствовали и ряд других сопутствующих факторов.
Прежде всего,следует отметить, что в Англии и в Соединенных Штатах уже в то время имелисьвозможности для создания ассоциаций и свободы выражения мнений, тогда как наЕвропейском континенте ничего подобного не было. Особо важная роль в жизниместных обществ принадлежала индивидуальным инициативам. Квакеры выступилипионерами в вопросах сохранения мира. Вдохновленные нравственными ирелигиозными идеями, они основали первые общества мира. В 1815 г. торговец Дэвид Л. Лодж создал Нью-Йоркское общество мира. Одновременно в Соединенных Штатахвозникли и другие аналогичные общества. В 1816 г. квакер Уильям Аллен основал Лондонское общество мира, которое в течение первой половины XIXв. оставалось маяком пацифистского движения в Европе. Его пропаганда запределами Англии вскоре достигла Севера Европы и других континентов.
Вместе с темзначительно усилились связи между американскими и английскими квакерами. Так,американский кузнец Элиу Бурритт решился пересечь Атлантику, чтобы совершить вмае 1846 г. турне по Англии и основать Лигу братства, которая очень скоро уженасчитывала до 6000 членов. Лига оказала сильное влияние на многих лидерованглийского пацифистского движения и в 1857 г. слилась с Лондонским обществом мира. Как признавал Ричард Кобден, без рвения и упорства квакеров никогда бы небыло обществ и конференций мира.
К тому жебурный рост промышленности и торговли стимулировал общественную и экономическуюсреду для развития филантропии и благотворительности, а также и пацифистскогодвижения. Действительно, с конца ХУШ в. Давид Рикардо, Джон Стюарт Милль идругие экономисты убедительно показали взаимосвязь между торговлей,промышленными кругами и проблемой мира. Первыми пацифистами часто становилисьпасторы и экономисты.
Например,пацифистка Присцилла Пекковер, выходец из семьи богатого кембриджского квакераиспользовала полученное наследство для развития пацифистской пропаганды вАнглии и в других европейских странах.
Пацифистычасто задавались вопросом о причинах, побудивших англичан заняться делом мира.Так, французский дипломат барон Поль д'Эстурвиль де Констан, получившийнобелевскую премию мира в 1909 г., хорошо знавший Англию, где провел многовремени еще до 1895 г., отмечал: «… характер нации должен всерьез учитыватьсяпри определении политики… Несмотря на культ атлетических видов спорта,движения, путешествия и приключения, англичане слишком привязаны к миру и кденьгам, которые позволяют им наслаждаться этим миром».
Еслименталитет, религиозные и экономические факторы, политические структуры были вчисле главных причин, побудивших англосаксов стать защитниками мира иинициаторами пацифистской доктрины, то на Европейском континенте эта доктринаприобрела иную ориентацию, отразив местные условия и политические реалии. Впервой половине XIX в. идеи мира интересовали лишь ограниченный круг людей.Казалось, что культ войны и насилия больше привлекал толпу, чем «слабости»общего мира, польза которых во многом отрицалась их хулителями. В 1830 г. граф де Селлон основал первое на Европейском континенте Общество мира. Восставший противсмертной казни де Селлон посвятил последние девять лет своей жизни (1830-1839)этим двум идеям. Однако его Общество мира исчезло вместе с его смертью.
Прошло ещенесколько лет, прежде чем пацифистское движение укрепилось на европейскомконтиненте. Предвестников этого движения Ричарда Кобдена, Джона Брайта и ГенриРичарда привлекала скорее идея о свободных экономических общинах. В лицеФредерика Пасси и Огюста Кув-рера Ричард Кобден нашел сторонников своих доктрино свободном обмене во Франции и в Бельгии. Тем не менее Пасси являлся преждевсего увлеченным последователем Бастиа, имя которого во Франции символизировалолиберальную экономику. Пасси был сторонником его экономической системы,основанной на метафизических представлениях XVIII в. На Парижском конгрессемира 1849 г. Бастиа так говорил об основах своей пацифистской идеи: «Религия имораль не выясняют являются ли гармоническими или антагонистическими интересылюдей». Они призывают людей: «Живите в мире независимо от того, выгодно это вамили нет, так как это ваш долг». Затем политическая экономия добавила: «Живите вмире, ибо ваши интересы гармоничны, а внешний антагонизм, часто вкладывающий вваши руки оружие, являет собой грубейшую ошибку». Бастиа сформулировалпредпосылки создания всеобщего мира, который должен основываться на добрыхестественных законах и дарованной Богом гармонии. Мысль Бастиа об обязательноммиропорядке содержала в себе веру в Бога.
Пасси, так жекак философ Ренувье, примыкал к протестантизму. Это исключительнойдобросовестности человек на протяжении всей своей жизни размышлял опредназначении человека и о ценности морального и религиозного воспитания.Подобно Бастиа, он надеялся, что человечество приблизится к Царству божьему,верил в прогресс, потому что верил во всемогущество Бога: он не мог отделитьчеловека от творения Провидения.
Существо идей,сформулированных Бастиа, отчасти объясняет притягательную силу их воздействияна Пасси и других деятелей религиозного мира, ставших известными в пацифистскомдвижении Франции.
Что касаетсяэкономических взглядов, то Пасси был убежден в солидарности труда и капитала.Будучи горячим защитником частной собственности, он считал, что она служитгарантией обмена в обществе и что коммунисты не сумели показать, как можетфункционировать общество, где человеческое усилие не компенсируется доступом кчастной собственности. В области политики Пасси присоединялся к формуле Токвиля«Близкое неотвратимое и всеобщее торжество демократии в мире», читая презрениек демократии «презрением к человечеству».
Международнуюи постоянную лигу мира Пасси основал 21 мая 1867 г., ее президентом стал промышленник Жан Дольфюс. Созданная Пасси лига ставила целью найтипрактические средства, чтобы предотвращать войны, сокращать постоянные армии,снижать национальную и конфессиональную вражду, передавать международныеконфликты на решение государствам-арбитрам. Лига отличалась умереннымипозициями и религиозной терпимостью. Поэтому нет ничего удивительного, что онапривлекла внимание большого числа деятелей религиозного толка. В нее вошливеликий раввин Исидор, протестантский пастор Мартен Пашу, отец Гиасинт Лоуйсони отец Гратри. Не смотря на частные разногласия, на заседаниях лиги шелплодотворный диалог. Лига избегала обсуждать темы, которые могли бы задеть еечленов, или касались социальных и политических вопросов.
Пасси непрерывал отношений с английскими пацифистскими кругами, которые с самого началаподдерживали морально и финансами все его инициативы. Между лигой и Лондонскимобществом мира существовало множество контактов. Пасси пригласил Общество мираприслать своих представителей на первую генеральную ассамблею лиги. ПасторГенри Ричард и сопровождавший его Эдвард Пиза приняли участие в ассамблее.
Ричард вкраткой приветственной речи, подчеркнув космополитический характер лиги,призвал, однако, к тому, чтобы она оставалась чисто французской организацией,не стремясь стать международной. Он говорил о благотворном влиянии его другаКобдена на распространение идей международного арбитража в парламентских кругахи указал на большую пропагандистскую работу, проводимую ораторами из Обществамира.
Пассипригласил также Элиу Бурритта принять участие во втором заседании лиги. Однако,будучи болен, американец не смог приехать во Францию, но подтвердил поддержкумиротворческой деятельности Пасси. Бурритт заявил, что организация должна статьдвижущей силой для формирования на Европейском континенте подобных обществ,поддерживать отношения с обществами мира в Англии, Америке и других странах.
В мае 1870 г. Пасси принял предложение Ричарда присутствовать на ассамблее Лондонского общества мира. Какзаявил Пасси, Ричард останется «нашим наставником и нашим всемирно почитаемымруководителем: самым дорогим и самым преданным из наших друзей».
ИнициативаЖеневского конгресса 1867 г. была вероятно поддержана масонскими кругами,которые стремились установить всеобщий мир международно-правовыми средствами.Этот конгресс завершился 12 сентября 1867 г. созданием Лиги мира и свободы. Результаты конгресса вызывают множество споров прежде всего из-за составаучастников, представлявших различные политические и социальные круги и особенноиз-за участия Гарибальди, выступившего с антиклерикальной речью, которая былавстречена в штыки женевскими кальвинистами.
Основанная втот же год, что и Лига Пасси, Лига мира и свободы собрала деятелей,представлявших несколько идеологических течений — от либерального консерватизмадо нигилистских и анархических идей Бакунина. Социалистический интернационалоказал некоторое идеологическое влияние на начальную деятельность лиги.Утопический социализм Фурье, Прудона и Оуэна, а также английский утилитаризмнашли отражение в политических и социальных устремлениях программы лиги,ставившей перед собой задачу создания «Соединенных Штатов Европы» (такназывался издаваемый лигой журнал). В этих целях она стремилась стать «Школойгражданского долга», программа которой служила бы образцом для европейскойдемократии. Работая во благо мира, можно было бы положить начало эре республикии демократии.
Первымруководителем Лиги мира и свободы стал философ и горячий республиканец ШарльЛемоннье, давний сторонник идей Сен-Симона. Из-за политической ситуации Лигаизбрала Женеву местом своей резиденции. Пасси с сожалением говорил об этомблестящем конгрессе, который несколько затмил первые этапы деятельности егособственной лиги. С тех пор он пытался придать новый импульс своемумиротворчеству. В бельгийском экономисте Опосте Куврере, члене-основателе лиги,Пасси нашел союзника, который побудил его возобновить компанию по вовлечениюновых членов. Кувреру, по его словам, «не терпелось отомстить за настоящиепричины нанесенного ему поражения» «и привлечь всех приличных людей» на сторонулиги.
Осенью 1868 г. Пасси прибыл в Женеву, чтобы основать там секции своей Лиги. Благодаря примирительнымпозициям он сумел получить поддержку самых умеренных и консервативных кругов.Он совершил также поездку в Бельгию, где укрепил отношения с Висшерсом, которыйтакже был членом лиги Пасси. С самого начала Пасси установил контакты сдатчанином Фредериком Байером, единственным представителем Дании. Байер,которого в его первых попытках развивать пацифистское течение поддерживалианглосаксонцы, был одним из редких пацифистов, которые входили в обе лиги.
Рольквакерских кругов и британских сторонников свободного обмена на Европейскомконтиненте была в определенной мере решающей. Хотя английское воздействие и непроявлялось открыто, Пасси нашел в нем ценного союзника, который вдохновлял егов наиболее трудные моменты. Через 50 лет после создания собственной лиги он далоценку своих первых контактов с англичанами в следующих словах: «Генри Ричардбыл чудесным человеком, наделенным практическим чутьем, преданностью италантом, с ним я работал с 1867 г. до самой его смерти в такой же задушевнойобстановке, как и с вами; он очень старался никогда не показывать «рукуангличан» в нашей пропаганде на континенте».
Сейчас весьмасложно точно оценить эффективность воздействия Ричарда и других английскихпацифистов на континентальное пацифистское движение. Тем не менее Ричард имел вЕвропе многочисленных друзей: Куврер в Бельгии, Манчини и Склопис в Италии,Дадлей-филд в Соединенных Штатах. Ричард «в зависимости от обстоятельств ездилто туда, то сюда и заложил основы с чувством меры, которая была его сильнойстороной, того, что и Кобден, — в 1869 г., т.е. нетрадиционной дипломатии, которая иногда оказывалась наилучшей из всех возможных».
Ассоциациямолодых друзей мира посредством права была основана в Ниме 7 апреля 1887 г. группой учащихся философского класса лицея. Через две недели она уже насчитывала около 80членов. Ее почетным президентом был избран Фредерик Пасси. Ассоциация ставилаособой целью создание арбитражного трибунала со специальным кодексом,упразднения постоянных армий и формирование национальных милдщий для выполненияфункций внутренней полиции.
Знакомство спрограммой показывает, что ассоциация первоначально испытывала на себе сильноевлияние идей квакеров. Действительно, один из ее руководителей Ж-А. Барнье былмолодым человеком, готовившимся к карьере пастора; он несколько недель провел вАнглии, где жил среди квакеров. Эти пионеры абсолютного пацифизма внушили емувеликие моральные принципы Евангелия, и в частности, осуждение войны — как актапротивного учению Христа.
Барньеудалось включить в первоначальный устав ассоциации вопрос о ликвидации армий.Когда его призвали на военную службу во Франции, он отказался. Однако вскоребыл вынужден выйти из ассоциации и вернуться к своим друзьям — квакерам. Послеего отъезда было принято решение включить в устав поправку, обязывающую членовассоциации подчиняться военным законам своей страны. Изменение позициисвидетельствовало об отношении протестующей Ассоциации к отказу от военнойслужбы по религиозным мотивам. Это выступление против отказа от военной службыпо религиозным мотивам представляло собой одну из характерных черт национальныхобществ мира, которые признавали военные учреждения своей страны и не поднималивопроса о пользе национальной армии.
Организация впоследствии называлась «Мир посредством права», более чем пятьдесят лет(1887-1938) представляла собой юридическое течение французского пацифизма,которое, впрочем, имело большое число сторонников в Швейцарии, Бельгии иИталии.
Национальныеобщества мира не получили бы столь широкого развития без активного участияангличанина Ходсона Пратта. Хотя этот человек и не получил общественного признания(он несомненно был достоин нобелевской премии мира), ему принадлежала честьпридания нового импульса европейскому движению мира. Коллеги Пратта считали егонастоящей моделью человека будущего, или просто человеком мира, патриотомчеловечества. С начала 1830-х годов он путешествовал по Европе в поисках личныхконтактов с людьми, которые помогли бы ему выполнить главную задачу его жизни —освободить человечество от бедствий войны.
Еще будучиребенком, Пратт сопровождал отца в его разъездах по Европе, в ходе которых имелвозможность встречаться с деятелями литературы и науки. Одним из лучших егодрузей был племянник Виктора Гюго Леопольд Гюго. Молодым человеком Праттпоступил на службу в Ост-Индскую компанию, будучи вместе с тем корреспондентомжурнала «Экономист». Пребывание за границей освободило его от предрассудков.После возвращения в Англию в 1880 г. он создал пацифистскую Ассоциациюмеждународного арбитража и мира, идеи которой о свободном обмене получалиширокое распространение на Европейском континенте. Ассоциация быстро обзавеласьсекциями в различных странах Европы и организовала конференции: в Брюсселе (1882 г.), Берне (1884) и в Базеле (1885). Среди многочисленных проблем фигурировали и темымеждународного арбитража, положений об арбитраже в договорах, нейтрализацииокеанских линий, учреждения Международного трибунала и разоружения.
Пратт личнофинансировал миротворческую пропаганду. Его можно было бы считатьпредшественником американского филантропа, пацифиста и промышленника Карнеги,хотя его средства были неизмеримо скромнее капиталов сталелитейного магната.Пратт воплощал в себе одновременно теоретика и практика миротворчества. Он былнеутомимым оратором, ему случалось читать по нескольку лекций в день. Хотяиногда он и бывал разочарован недостатком интереса к его идеям, в частности вГермании и Австро-Венгрии, но он с неизменным усердием продолжал свою миссию. В 1887 г. журналист Эрнесто Монета (Нобелевская премия 1907 г.) под влиянием идей Пратта основал Ломбардский союз мира. На протяжении более 50 лет этот союзоставался главной пацифистской организацией на итальянском полуострове.
XIX век былнесомненно чрезвычайно щедр на конгрессы и международные конференции. Мирорганизовался. Всякое усилие должно было приводить к конкретным воплощениям.Международное пацифистское движение существовало уже несколько десятилетий.Однако ему недоставало общего руководства и организации. На Парижском конгрессемира 1878 г., собравшемся во время Всемирной выставки, участники колебалисьмежду идеей создания федерации мира и бюро. Эти сомнения отражали столкновениедвух направлений: федеративная и более умеренная тенденции, представителикоторой считали, что момент для объединения в федерацию еще не наступил.
После попыткисоздания федерации пацифисты на II всеобщем конгрессе, состоявшемся в Лондоне в 1890 г., вновь вернулись к идее основать бюро. Фредерик Байер представил тампроект временного устава постоянного международного бюро мира (МБМ) по образцуМеждународного почтового союза. Проект был утвержден, и МБМ было открыто вБерне 1 декабря 1891 г., получив в Швейцарии статут международного юридическоголица, и в качестве такового получало субсидии от правительства Швейцарии.
Подруководством и наблюдением административной комиссии из 15 человек,представлявших общества мира различных стран, МБМ выполняло многочисленныефункции. Оно информировало заинтересованные ассоциации и отдельных лиц повопросам, относящимся к пропаганде мира; разрабатывало повестку дня конгрессови конференций; выполняло принятые решения, хранило архивы и создалоспециализированную библиотеку. МБМ собирало также арбитражные решения ипостоянно пополняло библиографию по вопросам мира.
Первымпочетным президентом МБМ стал Элие Дюком-мюн, который согласился служить делумира при условии, что не будет получать никакого вознаграждения. Дюком-мюнполностью посвятил себя этому делу, особенно после 1896 г., когда ушел с должности секретаря Компании железнодорожных дорог Жюра-Симплон.
Дюкоммюнподдерживал постоянные контакты с коллегой Альбертом Гоба, секретарем Межпарламентскогосоюза. Семья Гоба жила в Берне недалеко от дома семьи Дюком-мюна. К несчастьюсотрудничество, которое стремились наладить обе эти организации оказалосьтрудно осуществимым. Некоторые парламентарии считали, что их деятельность неследует смешивать с деятельностью пацифистов. Дело в том, что первые годысуществования Межпарламентского союза были омрачены рядом противоречий. Многиепарламентарии оспаривали честь инициативы создания этой организации. Вдействительности же заслуга принадлежит англичанину Ричарду Кремеру и ФредерикуПасси, которые в 1889 г. созвали в Париже представителей парламентов.
Пропагандистскаяактивность, которую развили Международное бюро мира и Межпарламентский союз(один общественный, а другой парламентский) свидетельствовала о стремленииобъединить усилия с помощью рациональной организации пацифистских сил. Однаконе будем заблуждаться насчет того, что обе эти организации располагали большойвластью. Они служили связующим звеном между различными национальными обществамимира и организовывали всемирные и ежегодные конференции. Тем не менее такимобразом пацифистское движение стремилось создать себе статут, доказать своеправо на существование и убедить правительства в своей дееспособности.
Заисключением некоторых благоприятных моментов, преимущественно в первые годысвоего существования, обе эти организации сталкивались с многочисленнымитрудностями, в основном финансового характера. Международное Бюро мира, котороефинансировалось национальными обществами и получало добровольные пожертвованияи небольшую субсидию от Федерального совета Швейцарии, продолжало своюдеятельность вплоть до 50-х годов, а затем ушло в забвение. Межпарламентскийсоюз недавно торжественно отметил столетие со дня основания: он умелоадаптируется к обстоятельствам, расширяя деятельность в направлении различныхвопросов экономического, социального и гуманитарного характера.
Возникновениеслова пацифизм относится к 1845 г. Однако на практике оно стало использоватьсялишь после 1902 г. Следовательно, термины пацифизм и пацифист появились снекоторым запозданием, уже тогда, когда пацифистское движение былоорганизовано. В 1901 г. французский юрист Эмиль Арно высказал пожелание опринятии этих терминов. Журнал «Мир посредством права» напоминал по этомуповоду: «12 сентября 1901 г. на империале трамвая в Глазго, горячие друзья мираГастон Мош, Эмиль Арно, Анри ля Фонтэн и другие, прибывшие в этот город дляучастия в XI всеобщем конгрессе мира, по дороге в зал заседания рассуждали онеобходимости дать название своей доктрине, которая уже оформилась в систему счетко очерченными контурами. И слова пацифизм и пацифист выпорхнули… и с техпор проложили себе дорогу по всему миру».
Пацифистамнеобходимо было защититься от множества нападок милитаристской партии, котораяумышленно смешивала их с антимилитаристами, о чем пацифисты горько сожалели.Кроме того, пресса часто уподобляла их «анархистам», «людям без родины»,«революционерам» и «антипатриотам». Их демарш скорее объясняется стремлениемотмежеваться от того, чем они не хотели быть. Именно это утверждал д'Эстурнельде Констан: «Я имею право и даже обязан предостеречь правительства и народыпротив неожиданности войны, так как в наше время война вспыхивает не потому,что ее хотят; она разражается случайно, из-за неосторожности, из-за глупости; инаши дети и в Германии, и во Франции станут жертвами, несомненно героическими,но жертвами этой глупости».
И,естественно, что Эмиль Арно, сменивший Шарля Ле-монье на посту президента Лигимира и свободы, мечтал о том, чтобы дать движение и его главным действующимлицам особое название. Таким образом, Арно стал крестным отцом движения,которое хотя и с запозданием торжественно отметило «необходимое крещение». Поего мнению, ни одно слово в словаре не было адекватным определению«пацифистская партия». Нужно было найти такой термин, который охватывал бы всеаспекты и в то же время имел суффикс «изм», как «бонапартизм, империализм,радикализм, оппортунизм, социализм, коллективизм, католицизм, протестантизм ит.д.».
В 1912 г. А. Сев отметил, что слово пацифизм не фигурирует в перечне слов французского языка.Просмотрев почти все толковые словари, Сев обнаружил, что только«Иллюстрированный энциклопедический словарь» в силу «счастливойнепоследовательности» отважился ввести слово пацифист, дав ему следующееопределение: «… политический деятель, постоянно стремящийся установить мирмежду нациями». Но большинство сторонников мира не узнавали себя в этомопределении. Они не обязательно были политическими деятелями.
Что касаетсяслова пацифизм, то оно тоже оказалось изгнанным из словарей. Сев приложил силы,чтобы выработать новое определение: «Пацифизм — это любовь к миру, к этомублагу народов. Он согласовывается с самым чистым патриотизмом, так какрекомендует любить прежде всего свою малую родину, затем свою нацию, и,наконец, другие нации. Он ратует за мир между дружественными народами, и незапрещает им войну, когда она в известной мере навязана им необходимостью…пацифизм представляет собой лишь расширенный и очищенный патриотизм,окончательную форму настоящего патриотизма».
Нетруднопонять, что столь пространное и столь неточное определение могло вызвать упацифистов лишь разочарование. Что должно было стать с пацифизмом во времявойны? Само слово становилось символом противоречия, яблоком раздора.
В 1917 г. Теодор Рюйссен огорченно констатировал, сколь подозрительно национальная пресса, в частностигазета «Фигаро», относится к пацифизму «плешивому и паршивому, от которогоисходит все зло и на который ложится тяжесть ответственности в происхождениисамой войны». Пацифизм — обескураживающий символ, ассимилируемый спораженчеством. Пацифист же в этих условиях становится пораженцем,антипатриотом — названия эти пацифисты ненавидят. В принципе этот термин неподходил к пацифистам Антанты. Последние никогда не претендовали на выступлениепротив Родины и еще в меньшей степени на выступление против национальнойобороны. Наоборот, пацифизм воплощал продолжение политики национальной обороны«до конца», пацифист считался тогда «идущим до конца», экстремистом,стремящимся довести до конца свои политические идеи.
Историятерминов пацифизм и пацифист имела продолжение, французская академия только 12ноября 1930 г. на заседании редколлегии своего словаря высказалась за обаслова. Пацифизм был определен как «теория тех, кто верит в воцарение общегомира». Вернемся к оппозиции, возникшей в пацифистском движении во времяобсуждения в обоих терминах.
Почетныйсекретарь Международного бюро мира Элие Дюкоммюн без промедления стал внаправляемых им циркулярах именовать своих коллег «пацифистами». Однако ГастонМош, бывший артиллерийский капитан, искушенный лингвист, полиглот и чемпион поэсперанто, с самого начала враждебно отнесся к этому слову и резко одергивалДюкоммюна: «Я обнаружил в вашем циркуляре слово «пацифист». Какойужас! Я умоляю Вас: оставьте этот безобразный варваризм нашему другу Арно. Заним я признаю все наилучшие качества человечества за исключением качествгалантного писателя и автора. Его тяжелая и шероховатая проза всегда заставляламои волосы вставать дыбом. Я никогда не соглашусь называться пацифистом, еслитолько это слово не написать пассиф-ист или Пасси-фист! Это слишком варварски ислишком уродливо. Мы имеем возможность выбирать между «мирными» и«умиротворяющими», или, если хотим указать на позитивную цель нашегодействия, между «интернационалистами» и «федералистами».Если уже обязательно принимать варваризм, то следовало бы отдать предпочтениеслову «паисты», оно, по крайней мере, результат правильного словообразования,но «пацифисты» никак не подходит! Кроме того, как заметил Мошелес,слово «фист» на английском языке означает «кулак», ивыражение to fist означает«ударить кулаком»… Слово «пацифисты» никогда нельзяпринять! Каждый раз, когда Арно произносит это несчастное слово, я показываюему кулак!»
И тем неменее предложение Арно одержало верх, и в обиходный язык вошли предложенные имслова. Мош в конце-концов принял их и признал: «Я пацифист-реалист, то естьреформист… ».
Мош не былединственным сторонником применения других слов. Русский социолог Иван Новиков,симпатии которого в пользу создания европейской федерации, общеизвестны, частовыступал в том же духе. По его мнению, социальный вопрос, который воздействовална многие европейские страны, можно было решить лишь через Европейскуюфедерацию.
Новиковвыступал против названия «пацифистское движение или пацифистская партия», таккак считал, что программа этой партии слишком ограничена. В программепацифистского движения должны учитываться устремления народов к счастью.«Чудесный идеал федерации» и уважение всех прав в сочетании со снижениемналогов должны оставаться главными целями федералистского движения. Федералистыдолжны вступать на путь преобразования мышления посредством знаний. Этопреобразование должно совпасть eg слиянием социальныхгрупп в единую ассоциацию.
Новиковпопытался определить, какая социальная группа способна сыграть основополагающуюроль в преобразовании мышления. Эта роль по праву принадлежит аристократии.Увы, в начале XX в. европейская аристократия представляет собой «тело,зараженное» войной, «особой любовью к атлетическим играм», «влачащееся по днусредневековой мысли», «реакционное, консервативное или ханжеское». Современнаябуржуазия «приведена в сцепление с социализмом» и обычно находится в лагеремилитаризма и национализма. Единственное спасение придет, вероятно, отпролетариата, потому что этот класс больше других заинтересован в европейскойфедерации. Международный союз даст пролетариату средство подняться над нищетой,расширить свой политический горизонт, чтобы совершить новый 1789 год: «Третьесословие стяжало славу выработкой прав человека, четвертое сословие стяжало ещебольшую славу выработкой прав наций...».
Новиковобосновал свои положения историческими примерами. Христианство и ислам, считалон, показывают, что только фанатизм может увлечь толпы и преобразоватьобщество. В этом смысле социализм понял, что ему нужно, чтобы успешно статьсвоего рода религией. Социалисты, в глазах Новикова, являлись: единственнымиразумными людьми», которые могут заставить верить в лучшие времена.
«Федералисты»могли бы стать всемирной партией, если бы они предложили «рай на земле».Новиков излагал свои убеждения следующим образом: «Я вновь повторяю, чтоспасение только в наступлении народных масс: когда они поймут, что мир — это хлеб,мы через несколько недель получим федерацию Европы».
Странами,которые больше всех выступали против идей федерации, оказались империицентральной Европы. Новиков с сожалением констатировал, что его федералистскиеидеи не оказали никакого воздействия на прусский милитаризм.
Дискуссияпацифистов по-своему иллюстрирует столкновение двух различных взглядов на роль,которую пацифистское движение было призвано играть в обществе и в международныхотношениях. Новиков и Мош видели в движении мира объединение, которое должнобыло иметь целью преобразование человеческого мышления. В этом смысле ониприсоединились к идее д'Эстурнеля де Констана, старавшегося выработатьподлинную «политику мира» (носителем которой должна стать была быинтеллектуальная элита) которая постепенно стала бы основной линией поведениядля главных движений в защиту мира.
Под знаменемпацифизма укрывалось несколько тенденций. Движение пацифистов не было единым. В 1910 г. движение шло к серьезному кризису. С одной стороны, обозначились«сентиментальные» пацифисты, которые интерпретировали мир в абстрактном иметафизическом смысле, смешивая его с любовью к ближнему; с другой —существовали «реалисты», которые стремились политически организовать род человеческий.
Пацифизмстал, таким образом, «сплавом чувств доброжелательности и любви к другимлюдям». Этот сплав чувств выявил социолог Вильфредо Парето, так писавший одвойственности пацифизма: «Какой логик будет достаточно изощренным, чтобыобъяснить нам, простым смертным, почему завоевание Египта «соответствуютправу», а завоевание Ливии противоречит праву? Воинственные пацифисты 1911 г. грешили или просто верили, что Юлий Цезарь, Наполеон I и другие завоеватели были простыми «убийцами»;что не было «справедливых войн», кроме, может быть, войны для защитыРодины; затем в один прекрасный день они изменили своим убеждениям и пожелали,чтобы другими завоевателями любовались как героями и чтобы завоевательные войныпризнали «справедливыми»;...»
Такимобразом, пацифизм стал двойственной доктриной, так как для обозначения одной итой же реальности имелись два слова (пацифизм и патриотизм), что затрудняловыявление противоречия. Эта двойственность проявилась в сентябре 1911 г. во время итало-турецкой войны, когда часть пацифистов превратилась в «воинственныхпацифистов», одобряющих интервенцию Италии в Триполитанию.
В этомконкретном случае существовало оправдательное противоречие между пацифистскойтеорией, которая восхваляла обращение в случае конфликта к арбитражу иМеждународному трибуналу в Гааге, и интерпретацией главных итальянскихпацифистов, которые защищали «законное право Италии» оккупировать Триполитанию.Защита национальных интересов, понятие «справедливой войны» и пользы для Италииот оккупации этих земель представлялись в глазах пацифистов рациональнымиаргументами, тогда как на самом деле они дали возможность националистическомуобщественному мнению оказать влияние на население.
В этой связиПарето задавал вопрос о том, имеется ли логика в некоторых позициях пацифистов.
Однако этостолкновение было в действительности значительно более глубоким, чем этокажется: в нем были заложены основы англосаксонской пацифистской идеологии, содной стороны, и идея континентальных пацифистов и федералистов — с другой.
Вдохновляемыедоктринами квакеров, англосаксы создали блок, чтобы помешать открытомуобсуждению вопроса об Эльзасе и Лотарингии. В то же время другие пацифисты,среди которых главными действующими лицами были Мош и Новиков, считали, чтопришло время изменить метод работы, если пацифистское движение не встанет напуть реализма, оно будет обречено на бессилие. Мош считал, что во Франции вусловиях милитаризма необходимо определить позицию, выработав конкретныепроекты, например о праве на законную оборону. Мош утверждал: «… я считаюнеобходимым и безотлагательным четко установить, что мы не имеем ничего общегос доктриной о непротивлении злу, которую Толстой и его школа хотели бы на насвзвалить, и которую мы, кажется, молчаливо взяли на себя… Честно говоря, ясчитаю положение очень серьезным и что мы уже слишком задержались в отреченииот антимилитаризма, в какой бы форме он не проявлялся».
Новиковиспытывал то же чувство беспокойства, что и его французский коллега. Онспрашивал, какими средствами удастся вывести движение «из детского ипростоватого сентиментализма». Все попытки организовать пацифизм на новыхконструктивных основах сталкиваются с противодействием Пекковера, д'Александераи других. Новиков не мог понять, почему из повестки дня всемирных конгрессовмира постоянно исключают дискуссию по некоторым важнейшим вопросам подпредлогом опасности обсуждения: «Желанием жить в облаках мы делаем себясмешными. На этом направлении пацифизм осужден на неизбежный провал подобно сенсимонизмуи другим гуманитарным мечтаниям».
Всеобщиеконгрессы мира должны были представлять «сердце и сознание цивилизованногомира». Новиков высказывал сожаление, что эти конгрессы становились ареной, гденекоторые деятели пользовались возможностью выставить себя на показ. Они хотелиполучить некоторую известность, предлагали доклады, которые, по его мнению, неимели ничего общего с европейской федерацией, которая должна была статьконечной целью их работ.
Мы изложилиздесь первые этапы истории европейского пацифизма. Вдохновлявшееся религиознымиидеями и будучи по своему происхождению англосаксонским, это движение быстроразвивалось своими политическими и социальными оттенками. С 1889 г. началось организованное оформление пацифистского движения, которое в 1901 г. получило название и доктрину. Как мы видели, эта доктрина была далеко не гармоничным иединичным учением, но тем не менее ее достоинство состояло в том, что она сталаобъектом периодических дискуссий, в ходе которых вырабатывались предложения повопросам сохранения мира, сближения народов, актуальности постоянного суда иЛиги наций.
Пацифисты,которых современники считали идеалистами и утопистами, заложили тем не менееосновы нового международного миропорядка регулируемого справедливостью иарбитражной практикой. Их идеи осуществлялись после первой мировой войны впроцессе создания Лиги наций.