Содержание
Введение……………………………………………………… 3
Глава 1. Понятиепопулизма в истории и политологии …… 5
Глава 2. Предпосылкиобразования популистской партии в Соединенных Штатах Америки …………………………………………8
Глава 3. Особенностипопулистского движения в США … 10
Глава 4.Мировоззренческая и демократическая составляющие американского популизма…………………………… 13
Глава 5. Участиепопулистской партии в политике ……… 18
Заключение…………………………………………………… 20
Список источников илитературы …………………………. 22
Примечания…………………………………………………… 23
Введение
Политические процессы,связанные с глобализацией, продолжают распространяться на просторах, какразвитых, так и развивающихся стран. Различные условия жизни в этихгосударствах, издержки демократического обновления, неудачи экономических исоциальных преобразований в развивающихся странах вызывают у людей чувствонеуверенности, беспокойства. В таких условиях они легко попадают под влияниеполитиков, которые обещают быстро изменить жизнь к лучшему с помощью простых ипонятных для всех решений. Это приводит к популизму.[1]
ЕщеБ.Н.Чичерин обратил внимание на то, что «способность убеждаться разумнымидоводами составляет редкий дар природы, требующий высокого развития ума ихарактера. Обыкновенно же люди убеждаются тем, чем они хотят убедиться, т. е.тем, что льстит их наклонностям или их интересам».[2]Именно поэтому популизм ориентирован на манипуляцию избирателями для созданиямассовой поддержки.
Популизм –это политический феномен, который характерен как для государств с устоявшимися,демократическими традициями, так и для государств, которые только переходят надемократический путь развития. Следовательно, тема данной работы представляетсявесьма интересно.
Цель исследования– изучить предпосылки, становление и историю развития популистского движения вСоединенных Штатах Америки.
Задачитаковы:
1)проанализировать причины и предпосылки возникновения движения в Штатах;
2) изучитьдеятельность популистской партии на выборах;
3)охарактеризовать основные принципы популистского движения.
Хронологическиерамки работы – конец XIX –начало ХХ в.
Работастроится по проблемному принципу. В первой главе рассматривается само понятиепопулизма, приводятся примеры популистских движений разных стран. Далее последовательноизучаются предпосылки образования популистского движения в США, его принципы, участиев политической жизни страны.
Была изучена такаялитература, как статья В. В. Согрина в журнале «Новая и новейшая история» «Политическаявласть в США: характер и исторические этапы»,[3]«О популистских течениях в развивающихся странах» В. Г. Хороса и др.
Глава 1.Понятие популизма в истории и политологии
Термин «популизм» (отлат. populus — народ) впервые появился в конце ХIХ века в США, после чего онпрочно вошел в политический лексикон в течение последующего столетия. Правда,еще в Римской империи во II – I веках до нашей эры существовалоидейно-политическое течение популяров, призванное отражать интересы простогонарода — плебса. Популяров отличало ораторское мастерство, с помощью которогоони стремились воздействовать на толпу. Однако значительных политическихрезультатов это движение не имело.[4]
Популизм в той или иноймере присущ правителям и администрациям разных времен и народов. Какобщественное движение, идеология и вид политической деятельности он достаточномолод, но это ему не помешало освоить совокупность тех средств и методов борьбыза власть и ее укрепление, которые были выработаны на протяжении всейчеловеческой цивилизации.[5]
Это движение родилось какпротест против войны США с Мексикой в 1846-1848 годах, завершившейся захватомСША ряда мексиканских земель, на которых утвердилось рабовладение. В ответ наэто Генри Дэвид Торо — американский философ, писатель – организовал движение «гражданскогонеповиновения». Г. Д. Торо полагал, что граждане обладают естественным правомна социальную справедливость и, в случае ее нарушения, правом на сопротивлениеправительству, ведущему несправедливую политику. Торо считал, что еслигосударство принимает несправедливые законы, то граждане имеют неотъемлемоеправо игнорировать их и проявлять свое неприятие этих законов не восстанием инасилием, а гражданским неповиновением. Основным средством такого неповиновенияявляются отказ от уплаты налогов, демонстрации, отказ от призыва на военнуюслужбу, саботаж госучреждений, которые по его мнению нравственно оправданы иявляются мирной, ненасильственной революцией.
В 30-е годы почти во всехлатиноамериканских странах возникли и окрепли партии популистского толка. В1930 году к власти в Бразилии пришел опиравшийся на популистский либеральныйальянс Ж.Варгас (был президентом до 1945 года). Ярко выраженную популистскуюполитику проводило правительство Ласаро Карденаса в Мексике в 1934 – 1940 годах,Хуана Доминго Перона в Аргентине (1946 – 1950гг. и 1973 – 1976 гг.), АланаГарсии в Перу (1985 – 1990 гг.), Сандинистский фронт национального освобожденияв Никарагуа (1979 – 1990 гг.). В настоящее время позиции популистских партий вЛатинской Америке остаются по-прежнему сильными.[6]
К популистскому движениюотносится также народничество в России. Так, в Большом энциклопедическомсловаре Ларусса (Франция) одно из определений популизма выглядит так: «Идеологияи политическое движение (по-русски – народничество), получившее развитие вРоссии в 1870-х годах, отстаивает специфический путь продвижения к социализму».
Одним из широкомасштабныхтечений современности, ведущих борьбу за социальную справедливость,исповедующих />популистские принципы, являетсяобщественное />движение, названное именем одного из егооснователей, – гандизм. Оценивая современное ему общество как несправедливое иаморальное, Ганди разработал систему мирных, «моральных» средств для егопреобразования. Эта система ненасильственной борьбы за приближение общества кбожественному идеалу получила название сатьяграхи («упорство в истине»).Система сатьяграхи включила в себя две основные формы: несотрудничество игражданское неповиновение. Несотрудничество выражалось в отказе от титулов,пожалованных колонизаторами, бойкоте правительственных учреждений, учебныхзаведений, в мирных демонстрациях. Неповиновение выражалось в нарушенииотдельных, «несправедливых, аморальных» законов, в политических забастовках,«харталах» (отказ от любой деятельности), в отказе от уплаты налогов (висключительных случаях).[7]
Социальным />движение популистского характера, пользующимсязначительным авторитетом среди населения планеты, является />двитжение«за христианский социализм». Опираясь на проповеди Иисуса Христа и егопоследователей, на философские работы таких видных христианских мыслителей, какН.А.Бердяев, члены этого движения называют себя христианскими социалистами.[8]
Тем не менее историческикорни популизма большинство западных и российских ученых усматривает вдеятельности американских популистов на рубеже ХIХ – ХХ веков.
Глава 2. Предпосылки образованияпопулистской партии в Соединенных Штатах Америки
После гражданской войны1861 – 1865 годов американские фермеры, особенно на среднем Западе и Юге, сталитерпеть убытки от постоянного снижения цен на свою продукцию. Основнымипричинами этого являлись: во-первых, увеличение производства, благодаряпоявлению новой техники, и во-вторых, революция в транспорте, которая заставилаамериканских производителей конкурировать с производителями из других стран.Американские фермеры были склонны не замечать эти основные причины, а винувозлагали на чрезмерные железнодорожные расходы, высокие процентные ставки,необоснованно высокие доходы механиков и торговцев и даже на некий денежныйзаговор, возможно, международный, созданный для поддержания недостатка вденьгах.
Предваряя популизм,существовала серия фермерских движений, получивших основную поддержку отпроизводителей продуктов со среднего Запада и производителей хлопка и табака сЮга. Фермеры в 1870-х годах сосредоточили свои усилия на железной дороге идобились значительных результатов на уровне штатов и, в конце концов, повлиялина федеральный железнодорожный устав. Свободные добытчики серебра иGreenbackers направляли усилия на денежный вопрос, требуя или увеличенияколичества бумажных денег, или равного обмена серебра на золото, или то идругое. Альянсы фермеров: один — на среднем Западе, другой – на Юге,использовали возможности взаимодействия фермеров как экономические, так иполитические.
Популисты (так сталиназывать сторонников зарождающегося движения), появляющиеся на этом фундаменте,старались создать партию, служащую в первую очередь интересамсельскохозяйственных работников, хотя они тщетно надеялись завоевать такжеподдержку рабочих. Их противниками были «плутократы», которые контролировалифинансы и промышленность, а также две старейшие политические партии.
В конце 1880-х и начале1890-х годов положение фермеров на западных окраинах среднего Запада и старогоЮга было ужасающим. Перемещение на запад исчерпало себя и перешло на территориюк западу от девяносто восьмого меридиана, где годовой уровень осадков оказалсяочень низким. Фермеры-арендаторы на юге при постоянно падающих ценах работалииз последних сил, так как необходимо было выдержать поборы хозяев и оптовых торговцев.Но был еще один фактор. На крайнем западе добытчики серебра были недовольныдемонетаризацией серебра; уже с 1873 года США имели единый золотой стандарт, ицена на серебро катастрофически упала. Тот факт, что некоторые европейскиестраны опередили США в принятии золотого стандарта, укреплял во мнении, чтосуществует международный заговор о выведении серебра из бизнеса. Вдействительности беда состояла в том, что западные старатели серебра добылистолько нового серебра, что нарушили традиционное равновесие между ценамисеребра и золота, но этот факт рассерженные старатели признавать отказывались.
Настроение разорившихсяфермеров и ряда рабочих уловили общественные деятели, которые объединились вполитическую организацию. 19 мая 1891 года она оформилась в Народную(популистскую) партию.
Глава 3. Особенности популистскогодвижения в США
Популистское движениеобъединяло разнородные групповые интересы (главным образом фермеров и рабочих)на межрасовой основе в борьбе против многообразных форм господствамонополистического капитала, установившегося в тот период. В движенииотразилось мироощущение массовых слоев американских трудящихся, ставшихжертвами разрушительного воздействия монополий на мелкое производство и егосоциальных последствий. Оно тяготело к спонтанному, организационно аморфномутипу, что определялось недоверием к теоретизированию и к жесткой организации,которые воспринимались как символы отделения власти от народа. Поэтомуидейно-политическое творчество популистов, несмотря на то, что к нему примыкалина разных этапах такие представители общественной мысли как Г.Джордж иИ.Доннелли, в целом развивалось на уровне обыденного сознания.
Тем не менее популистывыдвинули ряд новых идей, соответствовавших важным тенденциям общественногоразвития США. Программные установки популистского движения изложены в Омахской(1892 г.) и Спрингфельдской (1894 г.) декларациях. Своеобразие популистскихидей определялось следующими фундаментальными аспектами: во-первых, новымсодержанием понятия «народ и народовластие»; во-вторых, новым взглядом на рольгосударства; в-третьих, требованием расширения демократических структур путемсочетания представительной демократии и прямой демократии, то естьнепосредственного участия народа в управлении и контроле за деятельностьювластей.
Понимание идеи народа инародовластия, предложенное популистами, отличалось от классических положенийбуржуазной демократии. Высшая социальная ценность для них – не абстрактныйнарод, а трудящиеся массы: «истинный народ – это те, кто трудится в деревне и вгороде».
Вопреки американскойтрадиции слабой центральной власти популисты выдвинули идею сильногогосударства, действующего в интересах трудящегося народа и, что особенно важно,под его непосредственным контролем. Дж. Хикс писал: «Популистская философия вконечном счете сводится к двум основным положениям: первое – правительстводолжно сдерживать эгоистические интересы тех, кто извлекает выгоду за счетбедных и нуждающихся; второе — народ, а не плутократы должны контролировать правительство».
Главную цель движенияпопулисты усматривали в улучшении положения трудящихся, что по их мнению,должно достигаться путем роста регулирующей роли государства в экономическойсфере.
Известный американскийисторик Р. Хофстедтер, один из наиболее суровых критиков популизма, признаеттем не менее за ним приоритет в пересмотре господствовавших в США взглядов нароль государства. «Популизм, — писал он, — был в США первым значительнымполитическим движением, которое настаивало на ответственности государства завсеобщее благосостояние».
Популисты 90-ых годовпрошлого века ощутили и выявили на уровне массового движения одну изцентральных проблем политической философии современности: соотношение демократиии социальной ответственности государства, что предполагает сильнуюисполнительную власть при четко действующем механизме демократическогоконтроля.
Популисты не тольковыдвинули идею участия, но и предложили обеспечивающую ее систему конкретныхреформ. «Популизм, — писал американский исследователь Э. Голдмен, — разработалмеханизм прямой демократии — прямые выборы в сенат; инициативы, дающиеизбирателям право законодательства через головы представителей; референдум,обеспечивающий право вето на действия законодательных органов».
Глава 4. Мировоззренческая идемократическая составляющие американского популизма
Популизм не исчерпывалсясоциально-политической проблематикой. Движение несло с собой целый пластмировоззренческих, психологических и этических проблем. Популистское сознаниехарактеризовалось особым, не рационально-теоретическом, аинтуитивно-прагматическим видением мира и места личности в нем, своеобразнымотношением к историческим судьбам страны. Не имея четко оформленной идеологии итеоретической базы, популизм представлял собой причудливое сочетание: это былопрагматическое политическое течение с весьма конкретной программой, но в то жевремя — умонастроение и своего рода этос. Популистскому восприятию социальногомира было свойственно дихотомическое членение общества, возрождающееархетипические социальные представления примитивных обществ: богатые и бедные,народ и избранные. Популистское сознание характеризовалось утопическимиррационализмом, выступавшим в своеобразной форме — в оболочке плоскогопрагматизма, что выражалось в пристрастиях к экономическим и политическимпанацеям – вере в то, что одно или несколько простых мероприятий (например,предлагаемая популистами чеканка серебряных денег) могут радикально изменить клучшему всю общественную ситуацию.
Демократизм популистскогодвижения усиливается тем, что, развернувшись, прежде всего и наиболее активно вюжных штатах, оно создало коалицию белых и черных для борьбы против всевластияпромышленно-финансовых магнатов, чем продолжило традицию аболиционизма,перенеся ее в самый очаг расизма — на глубокий Юг. В насыщенных антирасистскойриторикой речах популистов, в их действиях в защиту преследуемых черныхпопулистскихлидеров обозначился принцип движения, поставившего социальныепротиворечия выше расовой розни. Из речей одного из популистских лидеровконгрессмена от штата Джорджия Т. Уотсена: «Вас заставляют ненавидеть другдруга, потому что эта ненависть — краеугольный камень финансового деспотизма,порабощающего и белых, и черных. Вас обманывают и ослепляют, чтобы вы не смоглиувидеть, как расовый антагонизм увековечивает денежную систему, которая вас грабит».
Яркий урок антирасистскойсолидарности дали популисты штата Джорджия, когда в ответ на угрозу линчеваниянегритянского лидера две тысячи вооруженных белых фермеров-популистов выступилив его защиту.
По свидетельствуамериканских исследователей антирасистский размах популистского движенияуникален для массовых политических выступлений белых на Юге.
В идейном арсеналепопулизма важное место принадлежит проблеме личности. «В центре популистскойидеологии, — писал английский исследователь Д. Макрэ, — не экономика, неполитика, даже не общество. Ее ядро — личность, в первую очередь ее моральный аспект». Это замечание справедливо для популистскогомировоззрения, согласно которому главной задачей общества — его экономической исоциальной политики — должно быть счастье рядового человека, его материальноеблагосостояние и духовная гармония, что характерно также для марксизма,частично либерализма. Но если марксизм предполагает добиваться этого с помощьюреволюционных преобразований, либерализм — исходя из концепции частнойсобственности, то популизм надеется на возможность реализации такой гармонииблагодаря надежде на простейшее решение всех проблем, вере в то, что одно илинесколько простых мероприятий могут радикально изменить к лучшему всюобщественную ситуацию.
В популистскоммировосприятии идеал естественного цельного человека воплощалземледелец-фермер. Отсюда острая критика популистами язв капиталистическойиндустриализации и присущий им антиурбанизм. Они были первым массовым движениемв Соединенных Штатах, поставившим экологические проблемы. Однако их критика неносила характера ярко выраженного антитехницизма. Они одобряли развитие техникии ее внедрение для облегчения труда на производстве и в сельском хозяйстве, нобыли обеспокоены тем, что она используется для усиления власти промышленныхмагнатов.
Популизму была такжечужда романтическая интерпретация идеала естественного человека с ее эскапизмоми противопоставлением сильной личности, героя — серой толпе обывателей.Популистский личностный идеал питался не идеализацией ухода от общества, “жизнив лесу” по Генри Торо, а представлениями о демократической общественнойдеятельности как высшей сфере самоосуществления личности. Один из самыхобразованных популистских лидеров Т. Ньюджент развивал эти идеи в своих речах,звучавших непривычно и странно для американцев той поры. “Не есть ли Христос, — вопрошал он, — конечный результат божественной эволюции, ниспосланный в этотмир для того, чтобы преобразовать, возвысить и прославить Человека общественного?”.
Личностная самореализациярядового американца в общественно-активной деятельности осуществлялась в />популистском движении. Миллионам тружеников, униженных иотторгнутых от возможности влиять на свои судьбы, это движение давало ощущениесоциальной причастности и значимости. Оно сформировало культуру,характеризовавшуюся особым демократическим этосом. Высшей ценностью этойкультуры мыслился рядовой “общественный человек” активно участвующий в решениисвоей судьбы. Популистские идеи демократического участия и контроля былиполитическим выражением этих более глубоких культурно-мировоззренческих основ.
/>Популистскоесознание в США характеризует ряд особенностей, а именно: меткость ирешительность в разоблачении негативных явлений американской жизни и вместе стем приверженность основополагающим принципам системы в целом, на которые непокушались самые радикальные популисты. Они, например, не подвергали сомнениюпринцип частной собственности, рассматривая его как естественное право личностии основу идеального общества. Ими не ставилась и проблема производственныхотношений, и общественных классов, соответственно у них отсутствовали ипредставления об антагонистическом противостоянии в обществе. Отсюда иотрицание популистами насильственных способов решения социальных проблем.
При всей противоречивости/>популистского мировосприятия выдвинутая />движением широкая программа структурных реформ, имевшихцелью максимальное участие рядовых людей в решении своих судеб, егоантимонополистическая направленность и установки на подлинное равенство вплотьдо расового — все это делает возможным определить />популистскоедвижение в целом как явление демократической ориентации.
Глава 5. Участие популистской партиив политике
Однако будучи неопределеннымпо своему составу, />популистское движение не смоглосуществовать самостоятельно. В 1896 году оно влилось в демократическую партию,поддержав на президентских выборах У.Брайана. С его именем связаноокончательное утверждение термина “популизм” для обозначения политическоготечения и набора тактических приемов в политической борьбе, связанных сапелляцией к обыденному сознанию масс, с попытками подстроиться под ихтребования, использовать такие черты обыденного сознания, как упрощенностьпредставлений об общественной жизни, непосредственность восприятия, максимализми склонность к простым и однозначным политическим решениям.
Популизм имел несколькопобед на уровне штатов, но так как его программа была преимущественнообщегосударственной, то эти локальные победы были малоэффективны. В 1900 годупартия раскололась: сторонники слияния с демократами поддержали списокпоследних, а фракция «непримиримых» выдвинула Вартона Баркера от Пенсильваниина пост президента и Игнатиуса Доннелли от Миннесоты на пост вице-президента.Эта фракция продолжала выдвигать списки кандидатов до 1912 года. При ТеодореРузвельте и Вудроу Вильсоне многие из требований популистов были удовлетворены.
В. В. Согрин отмечает,что «на основе новых социальных движений оформились две успешные политическиепартии – Популистская и Социалистическая, собиравшие на президентских выборахдо 10% голосов (популисты в 1896, а социалисты в 1912 гг.) и заставившиеверхний класс говорить о реальной угрозе политического радикализма в США. Левыепартии впервые в американской истории стали массовыми, изменив соотношение сил,воздействовавших на политическую власть. Но войти в эту власть и оттеснитьверхний класс от ее кормила им не удалось. Логично задать вопрос:существовала ли такая возможность реально? Обсуждение его, однако, грозитзатянуться до бесконечности; много проще ответить на вопрос, почему такаявозможнось, даже если она существовала, не реализовалась».[9]По мнению исследователя, «одна из очевидных причин заключена в предпринятыхполитической элитой реформистских маневрах, которые смогли вернуть ейутраченную поддержку нижних социальных групп».[10]
Далее популизм ярко в СШАв 1930-х гг. Это было время так называемой «великой депрессии», наступившейвслед за мировым кризисом в экономике 1929 – 1933 годов. Став самым длительными разрушительным в истории капитализма, вызвав беспрецендентное падениежизненного уровня населения, кризис возбудил общественные страсти, привел кновому подъему популизма. Проводимая в это время система мероприятийправительства президента Ф. Рузвельта, сочетающая меры по усилениюгосударственного регулирования экономики с некоторыми реформами в социальнойобласти, получила название «новый курс».
/>Интересно,что популистское движение в США дало заметный импульс возникновению популизма встранах Латинской Америки. Экспансионистская политика Соединенных Штатов поотношению к латиноамериканским государствам обусловила интенсивное развитиенационально-освободительного компонента популизма. Его приверженцы выступилипротив «североамериканского империализма».
Заключение
Популистское сознание вСША характеризует ряд особенностей, а именно: меткость и решительность вразоблачении негативных явлений американской жизни и вместе с темприверженность основополагающим принципам системы в целом, на которые непокушались даже самые радикальные популисты. Они, например, не подвергалисомнению принцип частной собственности, рассматривая его как естественное праволичности и основу идеального общества. Ими не ставилась и проблемапроизводственных отношений, и общественных классов, соответственно у нихотсутствовали и представления об антагонистическом противостоянии в обществе.Отсюда и отрицание популистами насильственных способов решения социальныхпроблем.
Будучи реакцией на ломкустарых структур и складывание крупнокапиталистического производства популизм вСША тем не менее не был обращен в прошлое. Напротив, популистский менталитетулавливал требования своего времени, а зачастую и времени, отдаленного нанесколько десятков лет вперед. Об этом свидетельствуют рассмотренные вышетребования движения, обозначившие основные направления развития демократии вСША, сохраняющие актуальность и по сей день: достижение экономических целейсредствами массового политического движения, в котором участвует широкаякоалиция трудящихся на межрасовой основе; демократическое участие и контроль;сохранение окружающей Среды и гармоническое развитие личности.
Основные популистскиепринципы сводятся к следующему:
— Развитие демократии;
— Борьба против господствамонополистического капитала;
— Объединение на межрасовой основе;
— Трудящиеся массы как главнаясоциальная ценность;
— Создание сильного государства,действующего в интересах и под контролем трудящегося народа;
— Главная задача государства — счастье рядового человека, его материальное благосостояние и духовная гармония;
— Обеспокоенность экологическимипроблемами;
— Личностная самореализация рядовогогражданина в общественной деятельности;
— Отрицание насильственных способоврешения социальных проблем.
Список источников и литературы
1. Заславский В. Россияна пути к рынку: государственно-зависимые работники и популизм. // Полис, 1991.№ 5.
2. Популизм – это непорок // Аргументы и факты. 1991. №22.
3. Политология:Энциклопедический словарь. М., 1993.
4. Согрин В. В.политическая власть в США: характер и исторические этапы // Новая и новейшаяистория. 2004. №2.
5. Хорос В. Г. Опопулистских течениях в развивающихся странах // Вопросы философии, 1978. №1.С. 108 – 120.
6. Чичерин Б. Н.Собственность и государство // Чичерин Б.Н. Избранные труды. СПб., 1997.
Примечания