Реферат по предмету "Педагогика"


Здоровьесберегающая педагогика

--PAGE_BREAK--


   В структуре метода выявляют приёмы, как составную часть, отдельный шаг в реализации метода. Приёмы можно классифицировать следующим образом,защитно-профилактические (личная гигиена и гигиена обучения); компенсаторно-нейтрализирующие (физкультминутки, оздоровительная, пальчиковая, корригирующая, дыхательная и др. гимнастика, лечебная физкультура, массаж; самомассаж; психогимнастика, тренинг, позволяющие частично нейтрализовать стрессовые ситуации);стимулирующие (элементы закаливания, физические нагрузки, приёмы психотерапии, фототерапии и др. ); информационно-обучающие (письма, адресованные родителям, учащимся, педагогам).

   Использование методов и приёмов зависит от многих условий: от профессионализма педагога, от его личной заинтересованности, от уровня города, района, школы, класса. Только при условии, что все отдельные подходы будут объединены в единое целое, можно рассчитывать на то, что будет сформировано здоровьеобразовательное пространство, реализирующее идеи здоровьесберегающей педагогике.

   Одним из методов  здоровьесберегающей педагогике можно считать ведение специального  дневника здоровья, в который ежедневно ученик будет  приучаться записывать (сначала с помощью родителей, а затем самостоятельно) результаты самонаблюдений за своим здоровьем.

   При заполнении дневника соблюдается время наблюдений. Их  следует проводить в одно и тоже время, утром сразу после сна, затем вечером перед сном. При характеристике данных наблюдений учитывают показатели, типичные для хорошего состояния организма,  и их изменения при нарушении образа жизни.

   Самочувствие- чувство, испытываемое человеком  в зависимости от состояния его физических  и душевных сил.

   В дневнике записывают: самочувствие хорошее( ощущение бодрости, жизнерадостности  наличие интереса к выполняемой работе);  плохое 9наличие жалоб на боли, слабость, вялость, головокружение, сердцебиение и другие неприятные ощущения).

   Боль — защитный безусловный рефлекс. Боли сопровождаются  учащением сердечных сокращений, повышением артериального давления, увеличением содержания сахара в крови и др.  при появлении болей необходимо выяснить причину боли (нужна консультация врача) и принять необходимые меры.

   Изменения самочувствия, вызванное ухудшением общего состояния организма, требует в ряде случаев коренных изменений в режиме дня учащегося.

   В дневнике отмечают: вечером, перед сном- устал \ не устал, переутомился, на следующий день- усталости нет, осталось чувство усталости и т. п.

   Настроение- внутреннее душевное состояние. Обычное самочувствие и настроение совпадают, но возможно и несоответствие между  ними- удовлетворительное самочувствие при плохом настроение и т.п.  Плохое настроение может быть и у здорового человека при неудачах, неприятных ощущениях,  а хорошее возможно и у больного, например при хороших известиях, вызывающих положительные эмоции.

   В дневнике записывают: настроение хорошее, удовлетворительное, плохое.

   Сон-имеет исключительное значение для поддерживания здоровья, работоспособности и жизнедеятельности человека,. Он предупреждает истощение жизненных клеток,  создаёт условия для восстановления их работоспособности.

   Сон ничем нельзя заменить. Он должен продолжаться 9- 10 часов. В жизни младшего школьника важное значение имеет организация сна.

   Эффективность сна зависит от соблюдения ряда гигиенических правил: ужинать полагается за 2-3 часа до сна; полезна прогулка 20-30 минут перед сном; спать надо с открытым окном или форточкой в крайнем случае в хорошо проветренном помещении; не кутаться.

   Полноценность сна определяется тремя основными качествами: периодичностью, продолжительностью и глубиной. Периодичность подразумевает вполне определённое время отхода ко сну и подъёма-  это вырабатывает привычку сразу  просыпаться в конкретное время, а также быстро и крепко засыпать именно в указанное время. Продолжительность сна определяется  временем, необходимым для полноценного отдыха. Сокращение продолжительности сна резко отрицательно сказывается на состоянии организма школьника: снижает работоспособность, быстрее наступает утомление, возникает переутомление. По свидетельству французских исследований установлено, если в начальных классах дети спят меньше 8 часов, то из каждых 100 таких школьников 61 не успевает в учёбе.

   Бессонница или повышенная сонливость часто является одним из признаков наступившего переутомления. После такого сна не ощущается бодрости. Появляется чувство разбитости, вялость. В  дневнике записывает продолжительность, качество сна, а также причины его нарушения.

 Аппетит- это один из признаков нормальной жизнедеятельности организма. Ослабление аппетита, его отсутствие, могут быть при заболевания, а также в результате утомления  или болезненного состояния. Для нормальной деятельности организма имеет значение состав пищи и соблюдение определённых гигиенических правил. Приём пищи в одно и тоже время вызывает аппетит, улучшает работу пищеварительных желёз, способствует выделению желудочного сока, благодаря этому пища лучше переваривается и усваивается.

   В дневнике здоровья в графе «Аппетит» записывают: хороший, удовлетворительный, повышенный, плохой, отсутствует.

   Пищеварение и аппетит взаимосвязаны. Расстройство пищеварения у здорового человека  может быть одним из признаков недостаточного восстановления организма, переутомления.

 В дневнике записывают: нормальный стул, запор, понос, изжога, отрыжка и др.

   Работоспособность зависит от многих причин: от самочувствия, настроения, утомления. В дневнике записывают: повышенная, обычная, пониженная.

   Педагоги являются организаторами самоконтроля и поэтому должны хорошо знать его особенности. Они проводят беседы с учениками о  соблюдении правильного режима дня, указывают на недопустимость вредных привычек. Рассказывают о сущности каждого показателя,  о его благоприятных и неблагоприятных изменениях, путях исправления возникших отклонений. Изучив динамику результатов наблюдений за состоянием здоровья учащихся. Педагог вместе с родителями  может подвести итог работы по здоровьесбережению у учащихся.

Структура процесса обучения в условиях здоровьесберегающей педагогике.

  

   Обучение- это целенаправленный, систематический и организованный процесс формирования и развития  у учащихся качеств, необходимых им для выполнения учебной деятельности. Обучение в условиях здоровьесберегающей педагогике включает в себя передачу знаний, умений и навыков, которые способствуют формированию представлений о здоровьесбережении и научат отличать здоровый образ жизни от нездорового, что поможет в дальнейшем учащимся и педагогам охранять и беречь как своё собственное здоровье, так и здоровье окружающих людей.

   В процессе обучения в соответствии с идеями здоровьесберегающих образовательных технологий ставится задача сформировать у школьника необходимые знания, умения  и навыки по здоровому образу жизни, научиться использовать полученные знания в повседневной жизни.

   Весь процесс обучения в условиях здоровьесберегающей педагогики включает в себя три этапа, которые отличаются друг от друга как частными задачами, так и особенностями методики.

1.     Этап начального представления с основными понятиями и методиками.

   Цель- сформировать у ученика основы здорового образа жизни и добиться выполнения элементарных  правил  здоровьесбережения.

Основные правила:

·       Сформировать смысловое представление об элементарных правилах здоровьесбережения.

·       Создать элементарные представления об основных понятиях здорового образа жизни.

·       Добиться выполнения элементарных правил здоровьесбережения (на уровне первоначального умения).

·       Предупредить не понимание основных понятий здорового образа жизни.

   Решение этих задач осуществляется поочерёдно. Представления об элементарных правилах здоровьесбережения формируются в результате объяснения педагогом, восприятия показываемых движений комплексов физкультминуток, утренней гигиенической гимнастики, просмотра наглядных пособий, анализа собственных мышечных и других ощущений, возникающих при первых попытках выполнения комплексов, наблюдений за действиями других учащихся. Всё это создаёт ориентировочную основу, без которой невозможно освоений правил здоровьесбережения.

2.     Этап углублённого изучения.

Цель- сформировать полноценное понимание основ здорового образа жизни.

Основные задачи:

·       Уточнить представление об элементарных правилах здоровьесбережения.

·       Добиться сознательного выполнения элементарных правил здоровьесбережения.

·       Формирование практически необходимых знаний, умений, навыков, рациональных приёмов мышления и деятельности.

Данные задачи могут решать одновременно. Эффективность обучения на этом этапе во многом зависит от правильного и оптимального подбора методов, приёмов и средств обучения. Используя методы активного обучения, необходимо в комплексе  с ним широко применять наглядность, направленную на создание ощущений здорового образа жизни. Метод словесного воздействия меняет свои формы, ведущими становятся анализ  и разбор правил здоровьесбережения, беседа, дискуссия. Такой подход позволяет более углублённо познавать основы здоровьесбережения.

   На этом этапе широко используется комплекс разнообразных средств 9средства двигательной направленности; оздоровительные силы природы; гигиенические факторы).

   Эффективность использования различных средств здоровьесберегающей педагогике достигается при чётком соблюдении следующих моментов: а) цели и задачи использования конкретного средства на конкретном занятии; б)  структурная взаимосвязь данного средства и метода с основным содержанием занятия; в) контроль и самоконтроль выполнения правил здоровьесбережения.

3.     Этап закрепления знаний, умений и навыков по здоровьесбережению и дальнейшего их совершения.

   Цель- умение перевести навык, обладающий возможностью его целевого использование.

Основные задачи:

·       Добиться стабильности и автоматизма выполнения правил здоровьесбережения.

·       Добиться выполнения правил здоровьесбережения в соответствии с требованиями их практического использования.

·       Обеспечить вариативное использование правил здорового образа жизни в зависимости от конкретных практических обстоятельств.

  Эти задачи могут как одновременно, так и  последовательно, так как все они тесно взаимосвязаны.

   На этом этапе увеличивается количество построений использования основных понятий и представлений о здоровом образе жизни а обычных и новых, непривычных условиях что позволяет вырабатывать гибкий навык применения имеющихся знаний в различных условиях.

   В целях совершенствования знаний, умений и навыков по здоровьесбережению используют различные методы и приёмы: практический метод, познавательная игра, ситуационный метод, игровой метод, соревновательный метод, активные методы обучения, воспитательные, просветительские и образовательные программы.  Средства педагог выбирает в соответствии с конкретными условиями работы. Это могут быть элементарные движения во время занятия; физические упражнения, физкультминутки и подвижные перемены4 «минутки покоя»; различные виды гимнастики 9оздоровительная гимнастика, пальчиковая, корригирующая, дыхательная для профилактики простудных заболеваний, для бодрости); лечебная физкультура; подвижные игры,; специально организованная двигательная активность ребёнка (занятия оздоровительной физкультурой, своевременное развитие основ двигательных навыков);  массаж, самомассаж; психогимнастика; тренинги, так и элементы физиотерапии, ароматерапии, витаминотерапия 9витаминизацию пищевого рациона, йодирование питьевой воды, использование аминокислоты глицина дважды в год-  в декабре и весной с целью укрепления памяти школьников), фитобары в стенах школы, кабинет физиотерапии, оздоровительные тренинги для педагогов и учащихся, различные реабилитационные мероприятия; массовые оздоровительные мероприятия; спортивно-оздоровительные праздники, тематические праздники здоровья.
Организация учебной деятельности в условиях здоровьесберегающей технологии
   Успешность обучения в школе определяется уровнем состояния здоровья, с которым ребёнок пришел в школу, что является исходным фоном на старте обучения. На этом фоне в дальнейшем не менее важна и правильна организация учебной деятельности. Почему количество детей, пришедших в первый класс школы и имеющих физические недостатки или хронические заболевания (25-35%),  увеличивается к концу обучения в школе? Почему только (8-10%) выпускников  школ можно считать действительно здоровыми? Как так мы учим наших детей, что наши дети выходят из школы неполноценными членами общества? А сегодняшние больные дети- это больное будущее поколение нашего народа. Уже в настоящее время физиологически зрелыми рождаются не более 14% детей.

   В одно и то же время существуют и практически применяются несколько различных видов обучения, которые не отрицаются друг другом,  а эволюционируют к более совершенным. В каждой из известных технологий можно назвать ряд преимуществ и недостатков.  Наиболее распространенны в деятельности нашей  современной школе технологии:   традиционное и развивающее обучение.

   Существенную особенность традиционного обучения составляет авторитарная педагогика, превращающая нашу школу в «школу знаний» что в немалой степени способствует возникновению глубокого переутомления у основной массы учащихся как в конце учебного дня, так и к концу учебного года.

   В системе РО (технологии развивающего обучения) весь процесс обучения выстраивается через  совместную деятельность педагога и учащихся, что влияет в первую очередь на успешность развития ребёнка. Основные характеристики технологии РО, разработанной Д.Б. Элькониным и В.В. Давыдовым, в отличии от традиционного обучения, отвечают принципам здоровьесберегающей технологии.

   Игровые технологии,  протекающие в специально организованных условиях по определённым правилам, разворачиваясь на деятельной основе  путями и средствами, адекватными возрасту учащихся, постепенно разовьются в учебную деятельность.

   Общеизвестно, что мотивы познавательного характера, с которыми дети пришли в школу, имеют важное значение для организации учебного процесса, поскольку они помогают быстрее осваивать то, что ему интересно. К концу первого года обучения большинство детей начинают говорить о своём нежелании ходить в школу. Поэтому не случайно цель начальной школы звучит как развитие устойчивого интереса  к «стране знаний». И здоровье учащихся играет не последнюю роль.

   Только при правильной организации учебной деятельности (строгое соблюдение режима школьных занятий; построение урока с учётом работоспособности детей, использование средств наглядности; обязательное выполнение гигиенических требований; благоприятный эмоциональный настрой и т.д.) возможно решение одной из задач здоровьесберегающей педагогики- сохранение высокой работоспособности, исключение переутомления учащихся. Интенсификация школьного обучения, повышение требований к образовательному процессу требуют использованию в работе  с младшими школьниками эффективных средств и методов, повышающих и удерживающих на должном уровне умственную работоспособность учащихся. В современной школе от детей ожидают не столько каких-либо специальных знаний и умений, сколько более сложных форм умственной  аналитеко-синтетической деятельности, большей работоспособности, чем прежде.

   Под работоспособностью понимается свойство человека, определяемое состоянием высших психических функций и характеризующее его способность выполнять определённую деятельность с требуемым качеством и в течение  требуемого интервала времени.

   Умственная работоспособность- это возможность ребёнка продуктивно длительно выполнять определённую умственную деятельность, доступную его возрасту,  при экономных нервно-физиологических затратах; это одно из важных условий успешного обучения в школе. Критериями умственной работоспособности служат такие показатели, как  продуктивность, качество и точность (безошибочность работы или наличие ошибок, возникающих как следствие утомления). У младших школьников умственная работоспособность может достигать высоких пределов, особенно при обучении по инновационным программам. Однако что касается не всех детей. На практике мы отмечаем, что у части младших школьников быстро развивается утомление, в результате чего возникает  предпосылки для их будущей учебной неуспеваемости.

   Огромное влияние на развитие умственной работоспособности младших школьников оказывает уровень физического развития и состояния здоровья. Паспортный возраст ребёнка не всегда конгруэнтен уровню его биологического развития, физической подготовленности. При поступлении в школу в шестилетнем возрасте у 39% детей выявляется отставание биологического возраста от паспортного.6- и 7- летний возраст отнюдь не свидетельствует о психологической зрелости и готовности организма ребенка  к обучению в школе. Этот говорит о необходимости более внимательного отношения к детям с различными отклонениями в состоянии здоровья и физическом развитии. 90% от общего числа детей со слабой работоспособностью пассивны на уроках: редко отвечают на вопросы,  часто не справляются с различными заданиями, быстро устают. У них отсутствует интерес к учению, к конкретным заданиям, которые требуют умственного напряжению с целью повышения уровня учебно-воспитательно процесса необходимо постоянно изменять условия организации младших школьников на уроках, проводить физкультминутки, а в содержании учебного материала больше вносить игровых ситуаций.

  На единство физического и умственного развития ребёнка указывал ещё П.Ф.Лесгафт. Однако добиться этого единства очень сложно  , т.к. физическая и умственная работоспособность ребёнка зависит от целого ряда причин. Организованная двигательная деятельность ребёнка должна регулироваться с учётом возрастных особенностей и динамики физической подготовленности школьника, только тогда она будет способствовать его психическому и физическому развитию. С одной стороны, потребность в движении биосоциальная, с другой она должна быть  социально сформированной. С помощью разнообразных  по содержанию подвижных игр, физических упражнений, оптимально дозированных физических нагрузок можно успешно воздействовать на биологическую природу ребёнка, укреплять его здоровье, добиваться физического совершенствования.

   Особого внимания требуют дети, имеющие низкий уровень развития. Только путём ежедневной и индивидуальной работы можно добиться  определённых успехов в развитии их умственной работоспособности.  Увеличение  ежедневной двигательной активности  младших школьников посредством физических упражнений и подвижных игр положительно сказывается на предотвращении утомления  и сохранении  у них умственной работоспособности  в течении всего учебного года. По сравнению с учащимися, работающими по обычному  двигательному режиму, для таких школьников характерна тенденция к увеличению объёма выполняемой работы и повышению её качества.

   В детском возрасте происходят временные  изменения работоспособности. У одного т того же человека работоспособность  может колебаться в зависимости от времени года, дня, недели, времени суток. В литературе имеются многочисленные данные о том, что построение правильного режима обучения, грамотный выбор педагогических средств являются одним из основных путей сохранения работоспособности и уменьшения утомляемости учащихся. Н.К. Верещагиным  с сотрудниками разработана теория утомления и восстановительных процессов, которая в значительной степени основывается на взглядах Г.Ф. Фольберта. основной практический объект данной теории состоит в том, что впервые была глубоко обоснованна возможность   направленного развития адаптации путём специальной тренировки, в результате чего неблагоприятные стороны  воздействия статистических нагрузок на организм при овладении общеучебными умениями и навыками можно скорректировать.

   Динамика работоспособности  в течение дня показывает 2 типа повышенной работоспособности, совпадающие по времени с периодами высокого уровня действия физиологических функций.

·        8-12 часов;

·        16-18 часов;

   К 12 часам обычно отмечается падение работоспособности. Более того, работоспособность детей не остаётся постоянной и в часы её оптимального состояния, с 9-12 часов. Она претерпевает различные изменения даже в процессе проведения одного урока.

   Первый период, как только человек приступил к работе, называется фазой врабатывания. Работоспособность относительно невелика постепенно повышается. У детей, по сравнению со взрослыми, фаза вырабатывания несколько короче, что связанно с более высокой системы. Период вырабатывания в 80% случаев у младших школьников длиться от2 до 7 минут. Затем работоспособность устанавливается на относительно высоком уровне. Через 20 минут работы она снижается. Вследствие этого, эффективно наиболее сложные элементы программы преподносить после 7 минут занятия. Имеются данные, что средняя продолжительность активного внимания у младших школьников равна 15-17 минутами (М.В.Антропова).  вслед за фазой вырабатывания следует фаза оптимальной устойчивой работоспособности. Затем работоспособность начинает снижаться. Также отличается резкое повышения количества отвлечений  и возбуждение детей после 15-20 минут у шестилеток и после 20-25 минут и 7-летних школьников. Последние 5-10 минут  урока педагогически малопродуктивны. В ряде случаев, незадолго перед окончанием работы может поступить незначительно и кратковременное повышение работоспособности. Эта фаза получила название «конечного прорыва».

   Вывод о зависимости длительности активной работы от методики проведения уроков отмечается во многих работах педагогов-исследователей.

   Если проанализировать дневную динамику работоспособности, то можно сказать, что 1 урок не очень продуктивный, так как попадает на фазу врабатывания, 2 и 3-ий уроки- соответствуют периоду оптимальной устойчивости работоспособности, следовательно, максимально продуктивны. 4 урок попадает в фазу некомпенсированного утомления и является малоэффективным. В дневной динамике работоспособности явления «конечного прорыва» в отношении последних уроков исследователями не наблюдалось.

    Динамика изменения физиологических функций и работоспособности учащихся на протяжении учебного дня и недели определяется физиолого-гигиенические требования к составлению расписания уроков в школе. В рационально составленном школьном расписании должны быть учтены сложность предметов и преобладание динамического или статистического  4компонениов во время занятий. В качестве одного из возможных способов оценки уроков можно использовать ранговую шкалу трудности предметов.
    продолжение
--PAGE_BREAK--
Шкала трудности предметов для младших классов

№ п/п

предмет

балл

1.

Математика

8

2.

Русский (национальный) язык

7

3.

Природоведение

6

4.

Русская (национальная)  литература

5

5.

История (4 класс)

4

6.

Рисование и музыка

3

7.

Труд

2

8.

Физкультура

1



Работоспособность ребёнка претерпевает изменения не  только в течении дня, но и на протяжении недели, года. По данным М.В.Антроповой у детей 6-7 лет во вторник функциональное состояние центральной нервной системы наиболее благоприятно а работоспособность самая высокая и устойчивая. От среды до субботы работоспособность снижается. Самые низкие её показателе отмечены в понедельник. Это объясняется нарушением привычного для организма режима деятельности детей  и считается целесообразным в понедельник и в субботу проводить уроки облегчённого характера. Иногда может быть показано улучшение работоспособности даже по пятницам.

   У детей, начавших обучение в школе с 6-7 лет возникает большая зависимость показателей недельной динамики, работоспособности от учебных режимов различной сложности. Младшие школьники более, чем старшеклассники, нуждаются в организации облегчённого режима дня в середине недели, так как с середины недели показатели работоспособности заметно снижаются и резко ухудшают самочувствие детей.

Гигиенические рациональные характеристики школьного расписания (По данным В.Р. Кумыч и др., 2000)

Параметры расписания

Гигиенические рациональные характеристики параметров

Начало занятий и их сменность

Учебные занятия должны начинаться не ранее 8 ч. Запрещается проведение нулевых уроков. Лучшее время для начала занятий-8:30-9:00 с организацией их только в первую смену. Вторая смена может начинать работу в помещениях1-й смены только через 30-40 минут после её окончания при хорошем предварительном проветривании помещений (не менее 15-30 минут). Желательно начинать занятия 2-й смены не позже 14:00. В образовательных учреждениях работающих  в две смены, учащиеся 1-х,5-х и выпускных классов должны обучаться в первую смену. Обучение в общеобразовательных учреждениях с расширенным и углублённым содержанием учебных программ должно быть организованно только в первую смену.

Продолжительность урока

Для учащихся начальной школы рекомендуется 35мин., а в остальных классах -45мин.

Малые и большие перемены

Длительность малых перемен не должна быть менее 10 мин., а больших- 20-30 мин. 5-минутные перемены могут быть только после 30-35 минутных уроков. Лучше иметь 2 большие перемены по 20 мин. С расположением их после 2-3 урока. Перемены необходимо проводить при максимальном использовании свежего воздуха, в подвижных играх средней интенсивности

Дневная и недельная нагрузка школьников в учебных классах

При 6-дневной учебной недели максимально допустимое число часов в неделю: в 3-летней начальной школе для учащихся 1-3-ч кл.- 25 часов; в 4-летней начальной школе для учащихся 1-ч классов- 22часа, 2-4х классах 25 часов,5-х кл.-31ч, 7-х кл.- 34ч, 8-9-х кл.- 35ч, 10-11-х кл.-36ч. Часы факультативных занятий в школах с расширенным и углублённым  содержанием обучения должны входить в объём предельно допустимой нагрузки учащихся.  При 5-дневной учебной недели предельно допустимое число учебных часов в неделю должно быть уменьшено: в 3х-летней начальной школе для учащихся 1-3 кл.- 22 ч, 4х-летней начальной школе для учащихся 1х-кл.-20ч, 2-4х-кл.-32ч, 5-х кл. 28ч, 6-х кл.-29ч,7-х кл.-31ч,8-9 х кл.-32ч, 10-11-х кл.- 33ч. Запрещается вводить 5-дневную неделю для учащихся 5-11х классов всех видов общеобразовательных учреждений с расширенным и углублённым содержанием обучения.

Распределение по урокам учебных предметов в зависимости от их трудности

Учебные предметы по трудности должны быть распределены  в течении дня в соответствии с поурочной динамикой работоспособности школьников. Более трудные уроки ставятся на те уроки когда работоспособность школьников максимальна. Наиболее высокая работоспособность у младших школьников отмечается на 1-3-м уроках, причём оптимальная- на 2-м уроке. Учебные предметы по трудности (с условной оценкой в баллах) располагаются в ранговом порядке. В старших классах высокая работоспособность приходиться на 2-3-й уроки

Распределение учебных предметов различной трудности  по дням недели

Учебные предметы по трудности должны  быть распределены в соответствии с недельной динамикой работоспособности школьников. Более  трудные предметы должны приходиться на дни наиболее высокой работоспособности. Загруженность учебного дня можно определить количеством уроков и трудностью (по баллам) предметов. Целесообразно распределять учебную нагрузку. Следующим образом: вторник и среда в 1 кл.-4 урока с суммарной трудностью  предметов до 25-27 баллов; во  2-4-м классе по 5уроков, по 29 баллов (2 класс) и до 30-32 баллов (3-4ый класс).Понедельник – 4 урока с суммарной трудностью до 20 баллов  (1-2 класс) и до 22 баллов (3-4 класс)  Четверг 4 урока с суммарной трудностью предметов до 15-10 баллов (1-2 кл.) и до 17 баллов  (3-4-й кл.) пятница – 4 урока  с суммарной трудностью до 18 баллов (1-2-й кл.) и до 20 баллов (3-4-й кл.) Суббота- 4 урока до 20 баллов (1-2-й кл.) и до 22 баллов (3-4-й кл.)

Распределение по урокам сходных по характеру учебных действий предметов

При освоении школьных предметов на уроках  детьми выполняются преимущественно  следующие виды учебных действий: аудиовизуальные, речевые, локомоторные, счётно-решающие,    аналитико-синтетические. Близкие по характеру  выполнения учебных действий предметы не желательно располагать на смежных уроках .                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

Сдвоенные уроки по изучению одного предмета

В младших классах недопустимо ставить в расписании сдвоенные уроки по изучению одного предмета, т.к. это приводит к быстрому утомлению школьников.

Облегчённый  учебный день в течении недели

Для поддержания недельной динамики работоспособности школьников необходимо предусматривать в расписании занятий облегчённый день в середине недели. Таким предпочтительно делать четверг. Облегчённые день создаётся как путём уменьшения деятельности или числа уроков, так и планированием на этот день двух-трёх  по обучению лёгких предметов (физкультура, трудовое обучение, музыка, рисование)

«Ступенчатый» режим обучения первоклассников

Для облегчения адаптации первоклассников необходимо уменьшить число уроков на первой неделе. В течении первого года обучения используется  ступенчатый режим: 1-я четверть-3 урока по 30 мин 2-я четверть- 4урока о 30 минут, 3-яи 4-я четверти- 4 урока по 40 мин



За время обучения в школе ребёнок должен всем овладеть и всё приобретать. Учитель видит главную свою задачу в том, чтобы учить, обучать, то есть, он должен инициировать, продвигать вперед и контролировать учебный процесс так, чтобы учащиеся учились искусству учёбы. Успешная учёбная  деятельность и состояние здоровья детей не могут сегодня рассматриваться изолированно друг от друга. Они взаимосвязаны и требуют к себе пристального внимания взрослых, учителей-практиков и родителей. Хорошее здоровье благоприятствует полноценному развитию детей, способствует безболезненной адаптации к новой для младшего школьника учебной деятельности, связанной с напряженной умственной нагрузкой.

Основные формы организации обучения

   История развития школы раскрывает различные системы обучения, в которых предпочтение отдавалось различным формами организации: индивидуально-групповой, взаимообучения, бригадное обучения, наиболее распространенная форма обучения- классно-урочная, возникшая в 17 веке (И.Штурм, Я.А.Коменский). В современной школе классно-урочная форма обучения- основная. Классно-урочная система предусматривает различные формы организации учебно-воспитательного процесса: домашняя учебная работа, факультативные занятия, консультации, зачёты, экзамены. Но основной формой обучения в школе является урок.

   Для урочных форм занятий характерно то, что деятельностью учащихся управляет педагог, который в течении строго установленного времени в специально отведённом месте  руководит учебным процессом относительно постоянной по составу учебной группой учащихся в соответствии с требованиями педагогических закономерностей обучения. И воспитания. При этом строго соблюдается частота занятий, их продолжительность и взаимосвязь. В большинстве стран мира уроки имеют 40-45 минутную продолжительностью для учащихся 1 классов урок длится 30-35 минут, что связанно с низкой устойчивостью внимания детей данного возраста.

   Педагогическая  наука и школьная практика направляют свои усилия на поиск путей  совершенствования урока. Основные направления следующие:

·       Мобилизация учащихся на выполнение поставленных задач, достижение целей непосредственно на уроке;

·       Осуществление организационной чёткости  каждого урока от первой до последней минуты;

·       Повышение познавательной самостоятельной самостоятельности и творческой активности учащихся на уроке;

·       Целенаправленный выбор оптимальных  вариантов сочетания различных методов, приёмов средство бучения, ведущих кратчайшим путём к достижению целей урока;

·       Интенсификация учебно-воспитательного процесса на уроке;

·       Осуществление межпредметных и внутрипредметных связей;

·       Совершенствование типологии и структуры урока;

   Каждый урок направляется на достижение триединой цели: обучить, воспитать, развить. С учётом этого, общие требования к уроку конкретизируется в дидактических, воспитательных и развивающих требованиях. Кроме того, для учебных  форм характерно построение занятий  в рамках общепринятой структуры, под которой принято понимать деление урока на три составные части:  подготовительную (1-3мин- организации работы), основную (35-40мин- формирование, условие повторение контроль и др.)  и заключительную (2-3мин-подведение итогов и задания на дом).

   Структура урока, отражая его конкретные образовательно-воспитательные задачи, содержание и методы обучения, отличается логической стройностью, сложностью, гибкостью. Общая дидактическая структура урока характеризуется следующими компонентами:

·       Актуализацией прежних знаний и способов действий;

·       Формированием новых знаний и способов действий;

·       Формирование умений.

В практике обучения чаще всего выделяют следующие основные этапы урока:

1.     Постановка цели урока.

2.     Проверка домашнего задания.

3.     Повторение пройденного.

4.     Объяснение материала.

5.     Закрепление изученного.

6.     Обобщение и систематизация новых знаний.

7.     Контроль знаний и умений учащихся.

8.     Формирование нового домашнего задания.

   В теории  и практике обучение традиционными являются следующими классификации уроков:

·       По основной дидактической  цели;

·       По основному способу их проведения;

·       По основным этапам учебного процесса;

  Классификация по основному способу проведения подразделяет их на уроки:

·       В форме беседы;

·       В форме лекции;

·       В форме экскурсии;

·       Самостоятельной работы учащихся;

·       Лабораторных и практических работ;

·       Сочетания различных форм занятий.

Если же за основу классификации берутся основные этапы учебного процесса, выделяют уроки таких типов:

·     Вводные;

·      Первичного ознакомления с материалом;

·     Образования понятий, установления законов на практике;

·     Повторение и обобщение;

·     Контрольные;

·     Смешанные или комбинированные

В бесконечном потоке множества уроков можно отметить известную повторяемость и вычленить структуры уроков, встречающихся чаще других. Таким образом, определяются структуры уроков различных типов:

1)    Комбинированные (смешанные);

2)    Уроки изучения новых знаний;

3)    Уроки формирования новых умений;

4)    Уроки обобщения и систематизации изученного;

5)    Уроки контроля и коррекции знаний, умений;

6)    Уроки практического применения знаний, умений;

 И задачи, и содержание урока, и его структура, и методы обучения- всё это должно быть направленно на то, чтобы учащие испытали удовлетворение в процессе учебно   работы  на уроке. Современный учитель свободен  в своём выборе построения урока. Важно, чтобы была достигнута главная цель обучения.
Технология организации урока в условиях здоровьесберегающей педагогики

   Начало школьного обучения связанно не только с изменением уклада жизни детей. Переход на школьное обучение способствует резкому увеличению числа контактов, что на фоне основных особенностей  детей младшего возраста и сниженной сопротивляемости их организма, обусловленной необходимостью  приспособления к изменившимся условиям жизни, ведёт к повышенной заболеваемости. Поэтому все мероприятия, направленные на укрепление здоровья и закаливание учащихся этого возраста, приобретают особое значение.

   Исследованиями гигиенистов установлено, что  построение учебного и продлённого дня без учёта возрастных особенностей детей даже при  внедрении  всех форм оздоровительно – физкультурной работы приводит к выраженному утомлению учащихся в течении учебного дня, недели, года. Это, в свою очередь, вызывает неблагоприятные сдвиги в функциональном состоянии различных органов  и систем в конечном итоге ведёт к ухудшению здоровья учащихся в конце года.

   Рациональный режим прежде всего предусматривает чёткое формирование видов деятельности и отдыха детей в течении суток и строгую регламентацию разных видов деятельности. Подавляющие большинство функциональных отношений  в организме учащихся по мере увеличения ученического стажа связанно  с выполнением учебной нагрузки, условиями протекания  учебно- воспитательного процесса, гигиенически правильным построенным уроком.

   Прежде всего обоснованный урок должен быть построен с учётом потребностей детей: в самореализации;  в подражании;   приобретении опыта.

 Основные требования к качественному уроку в условиях здоровьесберегающей педагогики:

1.     Построение урока на основе закономерностей учебно- воспитательного процесса с использованием последних достижений передовой педагогики с учётом вопросов здоровьесбережения.

2.     Реализация на уроке в оптимальном соотношении принципов и методов как общедидактических, так  и специфических.

3.     Обеспечение необходимых условий для продуктивной познавательной деятельности учащихся  с учётом их  состояния здоровья, особенностей развития, интересов, наклонностей и потребностей.

4.     Установление межпредметных связей, осознаваемых учащимися, осуществление связи с ранее изученными знаниями и умениями.

5.     Активизация развития всех сфер личности учащихся.

6.     Логичность и эмоциональность всех этапов учебно воспитательной деятельности.

7.     Эффективное использование педагогических средств здоровьесберегающих образовательных технологий

8.     Формирование практически необходимых знаний, умений, навыков, рациональных приёмов мышления и деятельности.

9.     Обеспечение вариативного использования правил  здорового образа жизни в зависимости от конкретных условий проведения урока.

10.Формирование умения учиться, заботясь о своём  здоровье.

11. Тщательная диагностика, прогнозирование, проектирование, планирование и контроль каждого урока с учётом особенностей развития учащихся.

   Физиологическим возможностям организма для учеников 1-х классов более всего соответствует 35-минутная продолжительность урока, для 2-х классов рекомендуется комбинированный урок с использованием последних 10 минут для снятия утомления с включением таких видов деятельности, как чтение художественной литературы, настольные игры, разучивание комплекса физических упражнений и др. Начало учебного дня в начальных классах желательно отмечать организованной зарядкой. В таком случае на первом уроке можно отдать предпочтение одному из сложных предметов. Учитывая то, что длительность активного внимания младших школьников не превышает 20 минут, часть времени урока следует использовать на проведение физкультпауз. Из всех нагрузок, с которыми ребёнок сталкивается в школе, наиболее утомительным является. Нагрузка связанная, с необходимостью поддержания рабочей позы. Поэтому нельзя требовать от учащихся  сохранения неподвижного  положения тела в течении всего урока. Переключение в течении урока с одного вида деятельности на другой  должно неизбежно сопровождаться  изменением позы ребёнка.

    При составлении расписания уроков предметы, требующие большого умственного напряжения, ставить первыми и вторыми. Эффективно использовать чередование сложных и простых предметов в течении учебного дня. Физкультуру и труд не желательно ставить первыми или последними в расписании. Спаренные уроки по одному предмету нерациональны. В любом случае, если возникла необходимость сдвоенных уроков (некоторые виды письменных работ, лыжная подготовка и др.), между уроками должна быть перемена. Существуют различные инновационные варианты структурирования учебного дня, например «составные уроки» 3х30 минут (проф. Латышев) все нововведения требуют серьёзной проверки в плане влияния на здоровье учащихся.

   Идеи педагогики оздоровления подводят учителя к широкому использованию в практике нестандартных уроков:

ü    Уроки-игры

ü    Уроки – дискуссии

ü    Уроки- соревнования

ü    Театрализованные уроки

ü    Уроки- консультации

ü    Уроки с групповыми формами работы

ü    Уроки взаимообучения учащихся

ü    Уроки- творчества

ü    Уроки- аукционы

ü    Уроки- конкурсы

ü    Уроки- обобщения

ü    Уроки- фантазии

ü    Уроки- концерты

ü    Уроки-экскурсии и др.
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.