Реферат по предмету "Политология"


Политическая система общества 11

--PAGE_BREAK--
3.
Типы современных политических систем.
Современная, политическая система России


В настоящее время в мире насчитывается около 200 государств. Все они имеют неповторимую историю развития, разнообразную специфику общественно-политических отношений. Их политические системы неодинаковы. Однако существуют некоторые схожие черты политических систем, по которым можно систематизировать и анализировать многомерность политической жизни. В политической науке существует множество критериев типологизации политических систем.

Основными общепринятыми критериями классификации политических систем выступают характер политической власти, уровень экономического развития общества, тенденции социального развития, объем, способы и возможности реализации прав и свобод граждан, наличие или отсутствие гражданского общества и другие факторы.

Одной из распространенных является классификация политических систем Г. Алмонд. Она исходит из представления, что системообразующим фактором политической системы является политическая культура.

1-й тип политических систем, по Г. Алмонду, англо-американский. Для этого типа политической культуры свойственна специализация политических отношений на выполнении особых политических функций (партии, группы интересов и др.). В англо-американских политических системах власть четко выражена, бюрократизирована и разделена.

2-й тип — континентально-европейские системы, которые соединяют в себе старые и новые политические культуры. Это политические системы Франции, Германии, Италии.

3-й тип— доиндустриальные и частично индустриальные политические системы со смешанной политической культурой. В этих системах имеются полярные политические ориентации, неразграниченность функций системы и ввиду индустриальной отсталости возможно применение насилия.

4-й тип — тоталитарные политические системы с тоталитарным характером политической культуры, где отсутствуют свобода политического участия, добровольные объединения граждан и политика контролируется монопольной партией.

Следующая классификация выделяет типы политических систем, исходя из критерия определения политического режима, т.е. совокупности приемов, методов, способов осуществления политической власти. Политический режим показывает, каковы положение личности в обществе, степень и характер вовлеченности граждан в политику, методы осуществления политической власти.

В зависимости от характера политического режима (совокупность средств и методов осуществления власти) политические системы делят на тоталитарные, авторитарные (недемократические) и демократические.

Тоталитарные политические системы.

Главное, что определяет демократизм или недемократизм политического режима, — это соотношение политической власти и личности. Если государство в лице различных органов подавляет личность, ущемляет ее права, препятствует ее свободному развитию, то такой режим называют антидемократическим; если права личности в государстве являются приоритетными по отношению к власти, то политический режим демократический.

Демократическая политическая система обладает широким диапазоном гарантированных прав и свобод граждан, свободной деятельностью правящей и оппозиционных партий, средства массовой информации полностью свободны от цензуры, в обществе отсутствует какая-либо одна официальная идеология, но сохранены общенациональные мировоззренческие ценности. Власть в системе четко разделена. Признаны и осуществляются на практике принципы конституционности и законности. Представительные органы власти формируются на основе всеобщих выборов. Политические системы таких стран, как США, Франция, Швеция, Финляндия, Бельгия, Австрия, Нидерланды, Австралия, Канада и др., определяются сегодня демократическими системами. Для Германии характерно сочетание демократических институтов и процедур с авторитарными приемами осуществления власти.

Основными чертами тоталитарных политических систем
являются: тотальный контроль за всеми сферами общественной жизни, максимальное ущемление прав и свобод личности; отсутствие легальной оппозиции; фактическое упразднение разделения властей; наличие лишь одной правящей партии во главе с вождем; всеобщая идеологизация общества; жесткая централизация власти: государственно организованный террор, основанный на тотальном насилии; подконтрольная государству милитаризованная экономика; наличие цензуры над средствами массовой информации.

Наиболее жесткими формами тоталитаризма являются нацизм, фашизм, сталинизм. В этих системах не действует принцип разделения властей, монопольно господствует одна партия, срастающаяся с государственным аппаратом, уничтожаются все оппозиционные партии и идеологические течения, полностью ликвидируются права и свободы граждан, широко применяются репрессивные и насильственные приемы властвования.

Авторитарные политические системы занимают промежуточное положение между тоталитарными и демократическими. Авторитаризм характеризуется как режим личной власти, как власти правящей группировки (это чаще всего исполнительная власть). Существует легальная оппозиция, но возможности ее действий сужены; в значительной степени ограничены политические права и свободы граждан, парламент превращен вовторостепенный орган власти. При авторитарном режиме доминирует официальная идеология, но допускаются и другие идеологи, лояльные режиму. В экономике наряду с государственным сектором существует и частное предпринимательство. Участие масс в политической жизни носит крайне ограниченный характер, массы не участвуют в формировании направлений политики, правящая группировка осуществляет свою власть практически без контроля со стороны масс.

В современных условиях авторитарные политические системы, как правило, носят переходный характер, эволюционируя либо к тоталитаризму, либо к демократизму.

Критерием классификации типов политических систем может также служить форма государственного устройства — национальное и административно-территориальное строение государства, которое раскрывает характер взаимоотношений между его собственными частями: между центральными и местными органами государственной власти. (Подробнее см. тему «Политический режим»). На этой основе выделяют унитарные, федеративные и конфедеративные политические системы. (Подробнее см тему «Государство — ведущий институт политической системы общества»).

В зависимости от условий национально-исторического развития, особенностей формирования политических сил, стиля политического руководства, своеобразия соотношения государства и обществ: состояния политического сознания и уровня политической культуры В рамках каждого типа политических систем может существовать множество моделей и вариантов, характерных лишь для каждого данного общества. Сходные социально-экономические отношения могут быть оформлены различными политическими системами, но и схожие политические системы могут развиваться в различных направлениях и приводить к неодинаковым результатам».
Политическая система современного российского общества.

Начиная с 1917 года и до начала 90-х годов в России существовала политическая система тоталитарно-советского типа. Формально по конституциям 1924, 1936, 1977 годов высшая власть в СССР принадлежала Советам народных депутатов всех уровней. Фактическиже реальная власть принадлежала верхушке Коммунистической партии — партийной номенклатуре. КПСС присвоила себе монопольное право формирования и функционирования политической власти как в центре, так и на местах, присвоила себе также право контроля над законодательной, исполнительной и судебной властью. Это фактически упраздняло принцип разделения властей в системе государства. Советское государство превратилось в партгосударство, в котором политические свободы и права граждан были зафиксированы лишь формально, но реально отсутствовали. Законы защищали лишь интересы государства и коллектива, а не отдельной личности.

Правящая партия — КПСС фактически уничтожила все проявления политической оппозиции (даже нелегальной). Оппозиционные, отличные от официальной точки зрения, взгляды проявлялись в это время преимущественно в форме диссидентства, преследуемого властями.

Наличие строгой цензуры над средствами массовой информации и коммуникации привело к практике дозирования информационных потоков для широких гражданских масс, что в свою очередь позволило манипулировать массовым политическим сознанием, создавать требуемые властными структурами своеобразные штампы и образцы политической культуры у советских граждан. Пропагандистско-идеологическая машина политического режима без устали работала, доказывая преимущества советского образа жизни, советской системы власти, советского мировоззрения и советской культуры перед «загнивающим» Западом. Электронные и печатные средства массовой информации тиражировали леденящие сердце подробности жизни людей в трущобах Глазго, безработных США, Японии, убеждая советского обывателя в правильности политики КПСС и курса на «светлое коммунистическое завтра».

Одной из характерных особенностей советской политической системы являлись отсутствие гражданского общества и создание его институтов сверху по инициативе и под эгидой государства и партий. Профсоюзы, комсомольская и пионерская организация — яркое подтверждение этому.

Подобная организация сверху институтов гражданского общества имела своей целью создание в сознании общества этатического уровня восприятия политической действительности, когда в широком гражданском сознании личные интересы либо полностью нивелировались, либо идентифицировались с государственными интересами. При таком положении власть добивалась высоких уровней мобилизации общества на выполнение целей и задач, решаемых советской политической системой. «Народ и партия едины», «Партия сказала: «надо», — комсомол ответил: — «есть».

В экономической сфере жизни общества господствовала административно-командная система, основанная на общенародной форме собственности и директивно-плановой системе хозяйствования.

В начале 90-х годов XXв. в результате провала политики перестройки и распада СССР в России произошли кардинальные изменения в политической системе. Разрушен принцип номенклатурного формирования органов власти, ликвидирована монополия на власть КПСС, упразднены Советы как высшие представительные органы власти на всех уровнях, начали складываться новые, демократические институты власти (Президент, Федеральное собрание, главы администраций и законодательные собрания на местах), базирующиеся на принципе альтернативных выборов. Все это создало определенные предпосылки для замены тоталитарно-советской системы на демократическую.

Однако эти предпосылки еще далеки до практической реализации. Современную политическую систему в России еще во многом характеризуют черты переходности. С точки зрения характера распределения власти и взаимоотношения государства и гражданского общества, в современной России установилась авторитарная плюралистическая политическая система. Эта система характеризуется сосредоточением власти в едином центре, каковым является Президент и его администрация. В институциональной подсистеме заметно выражены акцент в перераспределении полномочий в пользу исполнительных органов и существенное ограничение функций законодательных институтов власти. Плюрализм же проявляется в разделении власти в государстве, многопартийности, передаче ряда законодательных и исполнительных полномочий от центра субъекта Федерации. Одной из примечательных особенностей современной российской политической системы является слабое организационное оформление политических партий, их ограниченный доступ к процессу принятия политических решений. Принятие политических решенийв нашей стране осуществляет узкая группа лиц: Президент — глава администрации — премьер-министр и их ближайшее формальное и неформальное окружение. Это придает современной политической системе России некоторые яркие черты олигархичности.
ЛИТЕРАТУРА

Евдокимов Е. Б. Партии в политической системе буржуазного общества.— Свердловск, 1990.

Перегудов С. Л,, Холодковский К, Г. Политические партии: мировой опыт и тенденции развития // Коммунист. — 1991.№ 2.

Тимошенко В. И. Доктрины российских политических партий // Социально- ] политический журнал.—1995. № 3.

Холодковский К. Г. Российские партии и проблемы политического структу­рирования общества // Мировая экономика и международные отношения. —1995. №10. Шмачкова Т. Е. Мир политических исследований. — 1992. № 1-2.


--PAGE_BREAK--
Теория представительной демократии отрицает наличие в обществе единой воли народа как основы для деятельности власти. Наличие единой воли народа, по мнению сторонников этой теории, невозможно уже потому, что люди в своих действиях исходят из принципа не общественной, а личной пользы. В связи с этим общество рассматривается как совокупность социальных групп, стремящихся к реализации своих интересов. Эти группы избирают своих представителей в органы власти. Принцип соучастия всех граждан в формировании органов власти и реализации ее решений в данной концепции отходит на второй план, а на первый выдвигается принцип ответственного и компетентного правления. Источником власти признается народ, который выражает свою волю не прямо, а опосредованно через своих представителей, делегируя им на определенный срок свои полномочия. В этом случае, с одной стороны управлением занимаются специально подготовленные люди, а с другой стороны, их деятельность может быть эффективной, поскольку опирается на поддержку большинства населения.

Исходя из анализа основных концепций демократии и практики функционирования демократических государств, можно выделить следующие основные принципы демократического режима:

1. 
Признание народа источником власти, сувереном в госу
дарстве. Народный суверенитет выражается в том, что именно народу принадлежит учредительная, конституционная власть в государстве, что он выбирает своих представителей и может периодически сменять их, а в ряде стран имеет также право непосредственно участвовать в разработке и принятии законов путем народных инициатив и референдумов.


2. 
Участие граждан при формировании органов власти, при
нятии политических решений и осуществлении контроля за орга
нами власти. Идеальной формой участия была бы прямая, непосредственная демократия: установление такого механизма власти, где воля граждан и государственная воля были бы тождественны. Весь народ непосредственно участвовал бы в принятии важнейших политических решений, осуществлении власти. Представительные же органы должны быть сведены к минимуму и находиться полностью под контролем граждан. Однако реализация в полной мере идеалов прямой непосредственной демократии на практике оказывается невозможной. В современных демократических странах принцип участия граждан реализуется через принцип их представительства. Источником власти являются граждане, которые выражают свою волю на выборах, избирая своих представителей, делегируя им на определенный срок свои полномочия. Эти полномочия определяются Конституцией и законодательством. Конституция и законодательство закрепляют перечень тех полномочий, которые граждане передают своим избранникам и определяют меру ответственности за принимаемые ими решения. В пределах своих полномочий органы власти действуют независимо.


Носителями представительной власти являются общенациональный парламент, а также другие законодательные органы как в Центре, так и на местах, а также выборные представители исполнительной и судебной власти. Они выражают интересы различных классов, социальных слоев, политических группировок и других институтов гражданского общества. Представительные органы власти на основе принципа большинства, определяемого в ходе выборов, формируют невыборные органы исполнительной власти. Главным признаком всех выборных и назначаемых органов власти должны быть компетентность и ответственность.

3. 
Приоритет прав и свобод человека и гражданина над пра
вами государства. Органы государственной власти призваны защищать права и свободы человека, которые индивид приобретает в силу рождения, а также гражданские права и политические свободы, в том числе право на жизнь, свободу и безопасность личности, на равенство перед законом, на гражданство и участие в управлении своей страной, на владение имуществом, на невмешательство в личную и семейную жизнь и т. д.


4.  Граждане обладают большим объемом прав и свобод, которые не только провозглашаются, но и юридически закреплены за
ними. В демократических государствах действует правовой принцип «все, что не запрещено — разрешено».

5. 
Политическое равенство всех граждан. Этот принцип означает, что каждый гражданин имеет право быть избранным в органы власти и принимать участие в выборах в избирательном процессе, если для этого нет ограничений установленных судом. Никто не должен иметь политического преимущества.


6. 
Свободное волеизъявление воли народа на выборах, выборность органов государственной власти. Свободное волеизъявление народа рассматривается как ключевое условие демократического режима. Оно предполагает возможность свободных и честных выборов, исключающих всякое принуждение и насилие. Все лица, контролирующие властные структуры, должны быть избраны на основе установленных законом процедур и периодически через строго установленные периоды переизбираться. Избиратели должны иметь право и возможность для отзыва своих представителей.


7. 
Верховенство закона во всех сферах жизни общества. Демократическое государство — это правовое государство. Правовое государство в интересах гарантирования прав отдельных граждан должно само себя ограничивать определенным комплексом постоянных норм и правил. Праву принадлежит приоритет над государством. В правовом государстве четко и точно определены как формы и механизмы деятельности государства, так и пределы свободы граждан, гарантируемые правом.


8. 
Четкое разделение властей на законодательную, исполни
тельную и. судебную. Каждая из них самостоятельна, независима, исполняет свои функции, которые институционально рассредоточены. Судебная власть имеет полномочия отменить как решения законодательной, так и исполнительной власти.


9.Сформировались и свободно, без вмешательства государ
ства действуют институты и организации гражданского общества,
развито гражданское самоуправление. Большой аспект социальных интересов удовлетворяется на основе действия добровольных общественных организаций. Повседневная жизнь, семья, досуг не подконтрольны государству.

10.
Политический плюрализм, многопартийность. Представительство и защита большого спектра социальных интересов при демократическом режиме осуществляются через многообразие политических партий. При демократическом режиме функционирует многопартийная система, при которой одна партия может сменить у власти другую на законных основаниях в результате выборов. Все политические партии должны быть поставлены в равные правовые условия в их борьбе за голоса избирателей и за свое представительство в органах государственной власти. Борьба между партиями должна осуществляться в рамках закона, отвечать определенным правовым нормам. В соответствии с результатами выборов политические партии, набравшие большинство голосов избирателей, получают право формировать органы власти и статуса правящей партии. Проигравшие на выборах получают статус оппозиционной партии. Оппозиционные партии должны пользоваться теми же политическими правами и свободами, как и находящаяся у власти правящая партия.


11.Политический плюрализм дополняется идеологическим плюрализмом. В обществе отсутствует какая-то одна официальная идеология. Многие идейные течения противостоят друг другу и свободно конкурируют в борьбе за влияние и умы людей.

12.
Свобода слова, обеспечивающая возможность выражать свое мнение, включая и критику правительства, правящие режимы, господствующей идеологии. Существуют альтернативные и часто конкурирующие между собой источники информации и убеждений, выведенные из-под правительственного контроля.


13.
Полиция, спецслужбы и армия — важные части государственного аппарата выполняют функции обеспечения внутренней и внешней безопасности государства и общества. Их действия регулируются и ограничиваются действием закона. Основные функции по поддержанию правопорядка принадлежат не армии и спецслужбам, а полиции и судам.


14.
Власть в государстве в большей мере основана на убеждении, чем на принуждении. При принятии политических решений преобладают процедуры по поиску компромисса и консенсуса. Исключается применение средств массового насилия и террора по отношению к населению со стороны властей.


Тоталитарный режим


Полной противоположностью демократическому режиму является тоталитарный режим, или тоталитаризм. Термин «тоталитаризм» про­исходит от позднелатинского слова «totalis», что означает «весь», «целый», «полный». Тоталитаризм — это политический режим, в котором осуществляются полный контроль и жесткая регламентация со сто
роны государства всех сфер жизнедеятельности общества и жизни
каждого человека, обеспечивающиеся преимущественно силовыми
средствами, в том числе и средствами вооруженного насилия. С этой точки зрения тоталитаризм можно рассматривать как определенную форму диктатуры — режима правления одного лица или группы лиц во главе с лидером без какого-либо контроля со стороны управляемых.

Диктатура возникла давно и имела множество исторических форм. Первоначально в республиканском Риме (V—Iвв. до н. э.) диктатором именовалось чрезвычайное должностное лицо (магистрат), назначаемый на срок не более шести месяцев для организации защиты от внешней угрозы или для подавления внутреннего мятежа. Диктатор был связан в своих полномочиях и сроках пребывания у власти правовыми нормами. Однако постепенно характер диктатуры менялся. Во время наделения Юлия Цезаря диктаторскими полномочиями диктатор стал неподвластен праву, неподотчетен народу и изменял законы в своих интересах. В средние века разновидностью диктатуры выступает абсолютизм.

Тоталитаризм представляет собой специфическую новую форму диктатуры, возникшую в XXвеке. Одно из важнейших принципиальных отличий состоит в том, что если в прежних формах диктаторского режима власть основывалась на традиционных структурах и находилась по отношению к ним в подданническом положении. Каждый индивид был замкнут на традиционные общественные структуры: общину, семью, церковь и находил в них опору и поддержку. Тоталитаризм разрывает традиционную социальную ткань общества, выбивая индивида из традиционной социальной сферы, лишая его привычных социальных связей и заменяя общественные структуры и связи новыми.

Социальной базой тоталитаризма являются маргинальные
социальные группы: люмпен-пролетариат, люмпен-интеллигенция города и люмпенизированное крестьянство. Для этих маргинальных групп характерны социальная аморфность, дезорганизованность, непримиримость, ненависть к стабильным, добившимся успеха в жизни социальным слоям общества.

Закономерно возникает вопрос: что же породило данное политическое явление, какие причины привели к возникновению в первой половине XXвека тоталитарного режима? Исследователи выдвигают ряд основных причин:

Первая половина XXвека характеризуется тем, что во многих странах развертывается процесс конверсной идустриализации. который неизбежно ведет к ломке прежнего уклада жизни, социальных связей, ломке старых стереотипов, массовая культура становится главной опорой для человека, утратившего связь с традиционной патриархальной жизнью города и деревни.

Растущее разделение и специализация индустриального труда разрушили традиционные формы жизни и сделали личность беззащитной перед миром рыночной стихии и конкуренции. Усложнение социальных отношений потребовало усиления роли государства как универсального регулятора и организатора взаи
модействия индивидов. Во многих странах государство потеснили гражданское общество. Вступление человеческого общества в индустриальную стадию развития обусловило также создание разветвленной системы массовых коммуникаций. Возникли технические возможности для идеологического и политического контро
ля за личностью.

Все это — общие объективные социально-экономические и технологические предпосылки возникновения тоталитаризма. Эти предпосылки могут быть реализованы лишь при определенных политических и культурных предпосылках. Опыт показывает, что тоталитарные режимы, как правило, возникают при чрезвычайных условиях: нарастающей нестабильности в обществе, глубокого кризиса, охватившего все стороны жизни, при необходимости решения стратегической задачи, исключительно важной для страны. Тяжелейшее экономическое и социальное положение, которое сложилось в большинстве стран Европы после первой мировой войны, прошедшие в этих странах революции создали экстремальную ситуацию, которая сформировала предпосылки для установления тоталитар­ных политических режимов.

Следует подчеркнуть, что объективные предпосылки для формирования тоталитарных политических режимов в первой половине XXвека существовали во многих странах мира. Но там где были крепки традиции, развита демократическая культура, государство лишь потеснило гражданское общество, но не ликвидировало его институты и организации, оно не стремилось монополизировать свою власть. Ярким: примером, как ответило общество с глубокими демо­кратическими традициями на вызов времени в 30-х — 40-х годах, является «новый курс» президента Ф. Рузвельта. Противоположная реакция была в странах, не имевших демократических традиций и развитых институтов гражданского общества, являются Германия и Россия (СССР). Именно в этих странах в 30-х — 40-х годах установились тоталитарные режимы.

Исследователи различают два основных вида тоталитарных режимов, которые классифицируются в зависимости от основных ценностных критериев:

1. Правый тоталитарный режим, в основе которого лежит национальный (расовый) критерий — фашистские режимы Гитлера в Германии, Муссолини в Италии.

2. Левый тоталитарный режим, в основе которого лежит классовый (социальный) критерий — сталинизм в СССР, Мао-Цзедиизм в Китае, КНДР времен Ким Ир Сена и др.

Тоталитарное режимы в Германии, СССР, КНР, КНДР носили ярко выраженный характер. Однако в ослабленном «стертом» виде они существовали в Испании в период правления Франко, в Португалии — правление Салазара. Мягкие левые тоталитарные режимы были установлены после второй мировой войны в странах, находившихся под контролем СССР — ГДР, Венгрии- Болгарии, Румынии, Чехословакии, Монголии.

Признаки тоталитарного режима:


1.
 Верховенство государства, носящее тотальный характер. Идеолог итальянского фашизма Дж. Джентиле, раскрывая значение для данного режима тотального государства, писал: «Для фашизма все заключено в государстве. Ничто человеческое или духовное несуществует само по себе, а еще в меньшей степени это обладает ценностью вне государства. В этом смысле фашизм тоталитарен и фашистское государство как объединение и унификация всех ценностей придает смысл жизни всему народу, способствует расцвету и придает ему силы. Вне государства не должны существовать ни индивиды, ни группы (политические партии, общества, профсоюзы и классы)». Государство не просто вмешивается в экономическую, политическую, социальную, духовную, семейно-бытовую жизнь общества, оно стремится полностью подчинить себе, огосударствить любые проявления жизни. Полностью лишены какой-либо независимости, самостоятельности предприятия, учебные заведения, средства массовой информации и т. д.


2. 
 Сосредоточение всей полноты государственной политической власти в руках вождя партии, влекущее фактическое отстра
нение населения и рядовых членов партии от участия в формиро
вании и деятельности государственных органов. Культ вождизма: вождь наделяется сверхъестественными качествами.  Авторитет вождя основывается не на осознанном доверии, а имеет, скорее всего, мистический характер. Для масс характерны слепая вера в вождя, выдвигаемые им идеи.


Вождя рассматривали как символ нации, мессию, который сплачивает весь народ и ведет его к верной цели. Вождь стоит во главе государства, выражает его волю, сила государства исходит от вождя.

Тоталитарный режим формально не препятствовал участию населения в политическом процессе. Однако это участие направлялось в русло активного проявления преданности своему вождю, идеологии и политической партии (выборы как простое голосование в поддержку кандидата «блока коммунистов и беспартийных», массовые манифестации, демонстрации, парады и т. п.).

3.
Монополия на власть единственной массовой политической партии, сращивание партийного и государственного аппарата, в результате которого происходят огосударствление правящей партии, утраты его многих специфических функций: выражения и представления социальных интересов, коммуникации, информации и т. д.

4.  Максимальное сосредоточение власти в одних руках — автократия, ликвидирует принцип разделения властей. Законодательная и исполнительная власть сосредоточена в одних структурах; фактически отсутствует независимая судебная власть. Судебная власть сведена до роли служанки, обслуживающей интересы партийно-государственной машины.

5. 
Подрыв и разрушение институтов и организаций гражданского  общества, которые выражают и защищают интересы граждан, стоят между государством и индивидом. Это не исключает функционирования некоторых общественных организаций: профсоюзов, различного типа добровольных обществ, организаций местного самоуправления. Однако деятельность всех этих организаций находится под полным контролем со стороны правящей партии и регламентируется государством.


6. 
Господство в обществе одной всесильной государственной
идеологии, поддерживающей в массах убежденность в справедливости данной системы власти и правильности избранного пути. Монополия одной партии ведет, как правило, к существованию в обществе моноидеологии, не допускающей культивирования других идей, доктрин, взглядов и критики в свой адрес. Причем монистическая идеология здесь приобретает ярко выраженный мессианский характер. При правом тоталитарном режиме мессианская идеология замешана на расизме, национализме, провозглашающих избранность собственной нации. В основе левого тоталитарного режима лежит мессианский марксизм, большевизм, провозглашающий первую страну социализма мессией, несущей освобождение и свободу всем народам.


Основная цель мессианской идеологии состоит в том, чтобы воодушевить массы на свершение великих дел, разжечь их фанатизм, добиться их полной преданности вождю, партии, данной власти, готовности пойти на определенные ограничения, лишения и жертвы во имя каких-то идеалов. Для этого широко используется разветвленный идеологический аппарат, который через средства массовой ин­формации и другие каналы формирует разнообразные политические, социальные мифы, внедряемые в массовое сознание.

Господствующая идеология рассматривается в качестве единственно возможного мировоззрения для всех членов общества. По сути дела, она превращается в особого рода государственную религию, замещая тем самым церковь с ее религиозным вероучением. Здесь внедряются собственные догматы, торжественные ритуалы и церемонии, используются священные книги и культивируются свои святые, свои обожествленные персоны (вождь, фюрер и т. п.). Поэтому не случайно многие подчеркивают, что тоталитарное господство можно рассматривать как своеобразную форму теократического правления. С этим связано и осуществление при тоталитарном режиме тотального политического контроля над умами людей, не допускающего с их стороны никакого инакомыслия и инакодействия. Щупальца идеологического, репрессивного аппарата проникают во все поры общества, устанавливается жесткий контроль над сознание личности, ее мыслями, внутренним миром. Ставится задача: полностью подчинить человека партийно-государственной машине.
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.