Реферат по предмету "Педагогика"


Здоровый образ жизни на уроках БЖД

Введение
 
Существенные изменения, происходящие в социально-политическойи экономической жизни нашего общества, предъявляют качественно новые требованияк воспитанию современного человека. Экологические и социальные катаклизмы,нестабильность жизни, разрушение привычных устоев и нравственных ориентиров – всеэто создает реальный гуманистический кризис человечества. Он особенно губителендля детей и молодежи, что проявляется в повсеместном росте жестокости,преступности, наркомании, алкоголизма среди детей и подростков.
Кризис гуманизма особенно характерен для нашей страны,переживающей тяжелое состояние экономики, политики, идеологии, культуры,образования, серьезное изменение, традиционного образа жизни.
Условия для взросления и развития молодежи в нашем кризисномобществе неблагоприятны. Вызывает тревогу состояние здоровья детей. Так, поданным медицинских исследований, в школах России лишь 14% детей практическиздоровы, 50% имеют функциональные отклонения, 35 – 40% – хроническиезаболевания. Общий рост хронических заболеваний детей за последние 10 лет выросв 2,5 раза. Примерно 88%учащихся находятся в школах в состоянии разнойстепени психического неблагополучия.
В связи с этим вполне закономерен возросший интерес к проблемамздоровья в России со стороны не только медицинских работников, но и всегонаселения.
Приоритет жизни и здоровья человека как основополагающийпринцип государственной политики России в области образования зафиксирован вЗаконе РФ «Об образовании» (1992 г.). Однако исследователи отмечают, что вдеятельности школы сегодня еще недостаточны научные проработки системыознакомления детей с проблемами формирования, сохранения и укрепления здоровья.Выпускники общеобразовательной школы еще не имеют в своем распоряжении в полномобъеме необходимых, важных познаний о сбережении здоровья на долгие годы; у нихнет навыков ведения здорового образа жизни; они не способны оценить влияниесредовых факторов на здоровье человека и на генофонд будущих поколений.
Исследования ученых в области педагогики и психологиисвидетельствуют о том, что наиболее благоприятные возможности для развитияличности имеются в детском и подростковом возрасте (П.П. Блонский, Л.С. Выготский,В.В. Давыдов, И.С. Кон, Б.Т. Лихачев, А.В. Петровский, В.А. Сухомлинский,К.Д. Ушинский, С.Т. Шацкий, Д.Б. Эльконин). Изменения, которыепроисходят в этот период в организме детей и подростков, становятся основой дляформирования центрального новообразования в личности ребенка, которое выражаетих объективную и субъективную готовность к полноценной жизни в обществе. Именнов это время закладываются основы будущей жизненной позиции человека, поэтомуосновная роль в формировании ценностных ориентиров возложена на системушкольного образования.
Как показали исследования, учебно-воспитательный процессдолжен включать два ведущих направления педагогической деятельности поформированию здорового образа жизни:
– создание оптимальных внешнесредовых условий – микросоциальнойсреды (гуманистические отношения, благоприятный психологический климат,активная творческая обстановка), через совместную деятельность и общение детейи взрослых в образовательном процессе (Ю.К. Бабанский, А.А. Бодалев, Б.С. Гершунский,В.И. Зверева, В.А. Караковский, А.С. Макаренко, А.В. Мудрик,Н.Е. Щуркова и др.);
– обеспечение внутренних условий (установок,потребностей, способностей) для саморазвития и самовоспитания учащихся черезмеханизмы самопознания, рефлексии, целеполагания (Г.В. Акопов, Б.Г. Ананьев,Л.И. Божович, Б.С. Братусь, Т.М. Давыденко, В.М. Минияров, Б.Д. Парыгин,С.В. Попов, С.Л. Рубинштейн, В.А. Якунин и др.).
Указанные обстоятельства позволяют констатировать, чтопроблема формирования здорового образа жизни, как технологии сохраненияздоровья и обеспечения высокой результативности и продуктивности трудачеловека, является важнейшей проблемой современности, что и определяет актуальностьисследования.
Цель исследования– формирование здоровогообраза жизни школьников посредством психолого-педагогического сопровождения.
Объект исследования– целенаправленный процессформирования здорового образа жизни школьников в деятельностиобщеобразовательных учреждений.
В соответствии с актуальностью, целью и объектом былисформулированы следующие задачи исследования:
1. Изучить научную и методическую литературу по темеисследования
2. Раскрыть сущность здорового образа жизни и егосоставляющие.
3. Раскрыть сущность психолого-педагогического сопровожденияв образовании.
4. Раскрыть значение формирования здорового образа жизни вшколе.
5. Раскрыть сущность и значение здоровьесберегающихтехнологий в образовании.
здоровый образвнеклассный мероприятие

1. Теоретические основы психолого-педагогическогосопровождения в поддержке здорового образа жизни
 
1.1 Понятие здорового образа жизни и его составляющие
 
Забота о физическом состоянии человека приобретает особуюзначимость в наше тяжелое с экологической точки зрения время. Все большееколичество людей начинает бережно относиться к сохранению собственногоздоровья, к его улучшению. Средством для выполнения такой задачи являетсяведение здорового образа жизни.
Для того чтобы ответить на вопрос о том, что же такоездоровый образ жизни, необходимо рассмотреть все его составляющие. Авторыпроанализированных мною работ отмечают различное их количество. Однако можновыделить некоторые базовые компоненты, на основе которых и строится ведениездорового образа жизни. К ним относятся:
· Рациональноепитание.
· Физическаяактивность.
· Общаягигиена организма.
· Закаливание.
· Отказот вредных привычек.
Здоровый образ жизни – это сложившийся учеловека способ организации производственной, бытовой и культурной сторонжизнедеятельности, позволяющий в той или иной мере реализовать свой творческийпотенциал.
Рациональное питание. Данный компонентрассматривается как один из важнейших критериев здорового образа жизни. Ведьнесомненно то, что питание выполняет одну из главнейших функций в обеспечениижизнедеятельности человеческого организма. Рациональное питание, построенное нанаучных основах, обеспечивает нормальное развитие организма. Оно служит,предупреждая многие болезни, мощным профилактическим средством[1].
Нерациональное же питание напротив заметно повышает рисквозникновения заболеваний.
Ежедневный рацион человека должен быть строго сбалансирован.Он должен содержать в достаточном количестве и оптимальном соотношении всенеобходимые организму вещества. А для этого ему нужно быть разнообразным. Внего должны входить продукты самых разных групп: зерновые, стручковые плоды,продукты животного происхождения (нежирные), овощи и фрукты.
Физическая активность. Это второй базовыйкомпонент здорового образа жизни. Физические упражнения по праву входят всистему здорового образа жизни, так как без физической активности состояниечеловека значительно ухудшается, и не только физическое, но и психическое,снижаются интеллектуальные возможности человека (врачи утверждают, чтоумственная работа должна в полной мере компенсироваться физической).
Общая гигиена организма. Гигиена организмасвязана, прежде всего, с поддержанием чистоты кожного покрова. Проблема чистотыкожного покрова весьма актуальна для человека, так как: примерно 2,5 млн.потовых и сальных желез выделяют около 0,5 л пота и около 20г сала всутки, в поверхностных слоях кожи идет непрерывное обновление клеток, нагрязной коже могут иметься вредные для здоровья человека микроорганизмы. Призагрязнении кожи засоряются выводные протоки потовых желез, и нарушаетсяспособность организма к терморегуляции. На грязной коже легко развиваютсягрибковые заболевания, лечение которых требует много времени[2].
Закаливание.Это достаточно широкое понятие также входит вобщую концепцию здорового образа жизни. Раньше под закаливанием понимали преждевсего или даже исключительно привыкание организма к холоду. Сейчас это понятиеистолковывают более широко – закаливание означает укрепление сопротивляемостиорганизма к любым факторам внешней среды, вызывающим состояние стресса, т.е.напряжение.
К таким факторам относятся низкая и высокая температуравоздуха, чрезмерно пониженная или повышенная влажность, резкие измененияатмосферного давления и т.д. Однако наиболее важным остается все же закаливаниек чрезмерному охлаждению, а иногда и к перегреванию[3].
Неоднократное охлаждение тела повышает стойкость к холоду ипозволяет в дальнейшем сохранять тепловое равновесие организма даже тогда,когда человек сильно замерз.
Способы закаливания против холода всем давно известны. Этовоздух, вода и солнце в совокупности с физическими упражнениями.
Эффект закаливания недолговечен, он длится только во времязакаливания организма и недолго после него, поэтому закаливание должно бытьпостоянным и последовательным, им следует заниматься ежедневно.
Отказ от вредных привычек. Прежде всего, необходимоотметить, что в идеальном случае здоровый образ жизни предполагает не отказ отвредных привычек, но изначальное их отсутствие. Если же по каким-то причинамони уже имеются у человека, то необходимо принять все меры, чтобы освободитьданного индивида от столь пагубных для него самого пристрастий.
К вредным привычкам относят употребление алкоголя итабакокурение, причем в литературе курение представляется как болеераспространенная привычка, а следовательно и как большее зло для человека.
Курение подвергает опасности многие жизненно важные органы.Курильщики рискуют получить легочные заболевания, а также подвергаютсяповышенной опасности ишемической болезни сердца и инсульта. Сигареты ускоряютсужение артерий, уменьшают содержание кислорода в крови на целых 15%, а,следовательно, создают перегрузку всей сердечнососудистой системы[4]
Не менее вреден для организма и алкоголь. У тех, ктозлоупотребляет им, чаще встречается повышенное артериальное давление. Ну а то,что алкоголь разрушает печень, известно всем. Особенно прискорбен тот факт, чтоалкоголь и табак отрицательно влияют на врожденные характеристики детей и могутвызвать серьезные отклонения в их развитии.
Для тех, кто хочет бросить пить и курить особое значениеимеет здоровый образ жизни в целом. Регулярные физические упражнения,рациональное питание в большой степени способствуют преодолению вредныхпривычек.
Итак, рассмотрев основные критерии здорового образа жизни, мыможем подвести некоторый итог нашим рассуждениям. Мы выяснили, что здоровыйобраз жизни – это совокупность профилактических мер, направленных напредотвращение заболеваний, укрепление всех систем организма и улучшение общегосамочувствия человека[5].
Ведение здорового образа жизни предполагает не хаотическоеиспользование различных методик, но применение индивидуального, тщательноподобранного плана. Здоровый образ жизни не предполагает какую-то специальнуюфизическую подготовку, его принципы рассчитаны на использование их обычнымчеловеком с целью поддержания работоспособности и нормализациижизнедеятельности организма.
1. 2 Внедрение здоровьесберегающих технологий вобразовательный процесс школы
 
Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезнуютревогу специалистов. Наглядным показателем неблагополучия является то, что здоровьешкольников ухудшается по сравнению с их сверстниками двадцать или тридцать летназад. При этом наиболее значительное увеличение частоты всех классов болезнейпроисходит в возрастные периоды, совпадающие с получением ребенком общегосреднего образования.
Ухудшающееся зрение, хроническиезаболевания внутренних органов, астеническое состояние организма – все этопоследствия систематического переутомления школьников. Как показываютпроведенные в Институте возрастной физиологии многолетние исследования, узначительной части детей в связи с высокой интенсивностью школьных нагрузокпрактически не остается свободного времени. Их рабочий день, особенно в старшихклассах, составляет 12–14 часов, что намного превышает продолжительностьрабочего дня взрослых. А ведь на школьные годы приходится период наиболееинтенсивного развития детского организма. К концу обучения детей в школе 70%функциональных расстройств принимают хроническую форму, в несколько развозрастает количество патологий пищеварительной системы, болезней глаз,увеличивается число нервно-психических заболеваний[6].
Чтобы остановить регресс нации и процессее разрушения, необходимо воспитывать у ребенка ценностное отношение кздоровью, формировать у него четкую гражданскую позицию, заключающуюся встремлении быть крепким, сильным, гибким, быстрым и выносливым, в пониманииздорового образа жизни как основного принципа жизнедеятельности и единственногопути к долгой, активной и счастливой жизни.
Ценностное отношение кздоровью– это совокупность взглядов и способов поведения индивида, характеризующихсяответственным и пристальным отношением к своему здоровью, осознаннойпотребностью в его сохранении и направленностью на укрепление организма иусовершенствование собственных физических умений и навыков.
Воспитание ценностного отношения кздоровью – это длительный и последовательный процесс, включающий в себякомплекс общешкольных, внеклассных и внешкольных мероприятий, направленных наформирование у детей устойчивой активной здоровьесберегающей жизненной позиции,подкрепляемой формами поведения, способствующими сохранению и укреплениюздоровья[7].
В воспитании ценностного отношения кздоровью в школах на уроках ОБЖ необходимо использовать все формы работы сдетьми. Это и педагогическое воздействие педагога (беседы, рассказы, классныечасы, «уроки здоровья»), и создание атмосферы состязания (спортивные игры,эстафеты, Дни здоровья и др.). Роль педагога во время таких мероприятийсводится к выполнению его функциональных обязанностей. Однако более жеэффективны такие формы работы, в которых учитель ОБЖ и ученики становятсяактивными участниками совместной творческой деятельности. Такое взаимодействиепозволяет рассмотреть проблему здоровья с различных точек зрения, высказатьсобственное мнение и сопоставить его с мнением других, помогая сформировать укаждого из участников четкое представление по обсуждаемому вопросу испособствуя более глубокому осознанию ценности того или иного аспекта.
Здоровьесберегающиетехнологии реализуются на основе личностно-ориентированного подхода и предполагают активноеучастие самого обучающегося в освоении культуры человеческих отношений, вформировании опыта здоровьесбережения, который приобретается через постепенноерасширение сферы общения и деятельности учащегося, развитие его саморегуляции(от внешнего контроля к внутреннему самоконтролю), становление самосознания иактивной жизненной позиции на основе воспитания и самовоспитания, формированияответственности за свое здоровье, жизнь и здоровье других людей.
Здоровьесберегающиепедагогические технологии должны обеспечить развитие природных способностейребенка: его ума, нравственных и эстетических чувств, потребности вдеятельности, овладении первоначальным опытом общения с людьми, природой,искусством.
Под здоровьесберегающейобразовательной технологией[8]понимаетсистему, создающую максимально возможные условия для сохранения, укрепления иразвития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного ифизического здоровья всех субъектов образования (учащихся, педагогов и др.). Вэту систему входит:
1.    Использованиеданных мониторинга состояния здоровья учащихся, проводимого медицинскимиработниками, и собственных наблюдений в процессе реализации образовательнойтехнологии, ее коррекция в соответствии с имеющимися данными.
2. Учетособенностей возрастного развития школьников и разработка образовательной стратегии,соответствующей особенностям памяти, мышления, работоспособности, активности ит.д. учащихся данной возрастной группы.
3. Созданиеблагоприятного эмоционально-психологического климата в процессе реализациитехнологии.
4. Использование разнообразныхвидов здоровьесберегающей деятельности учащихся, направленных на сохранениеи повышение резервов здоровья, работоспособности[9].
Основными компонентамиздоровьесберегающей технологии выступают:
• аксиологический,проявляющийся в осознанииучащимися высшей ценности своего здоровья, убежденности в необходимости вестиздоровый образ жизни, который позволяет наиболее полно осуществить намеченныецели, использовать свои умственные и физические возможности. Таким образом,воспитание как педагогический процесс направляется на формированиеценностно-ориентированных установок на здоровье, здоровьесбережение издравотворчество, построенных как неотъемлемая часть жизненных ценностей имировоззрения. В этом процессе у человека развивается эмоциональное и вместе стем осознанное отношение к здоровью, основанное на положительных интересах ипотребностях.
• гносеологический,связанный с приобретениемнеобходимых для процесса здоровьесбережения знаний и умений, познанием себя,своихпотенциальных способностей и возможностей, интересом к вопросамсобственного здоровья, к изучению литературы по данному вопросу, различныхметодик по оздоровлению и укреплению организма.
• здоровьесберегающий,включающий системуценностей и установок, которые формируют систему гигиенических навыков и умений,необходимых для нормального функционирования организма, а также системуупражнений, направленных на совершенствование навыков и умений по уходу засамим собой, одеждой, местом проживания, окружающей средой. Особая роль в этомкомпоненте отводится соблюдению режима дня, режима питания, чередования труда иотдыха, что способствует предупреждению образования вредных привычек,функциональных нарушений заболеваний, включает в себя психогигиену ипсихопрофилактику учебно-воспитательного процесса, использование оздоровительныхфакторов окружающей среды и ряд специфических способов оздоровленияослабленных.
• эмоционально-волевой,который включает в себяпроявление психологических механизмов – эмоциональных и волевых. Необходимымусловием сохранения здоровья являются положительные эмоции; переживания,благодаря которым у человека закрепляется желание вести здоровый образ жизни.
• экологический,учитывающий то, чточеловек как биологический вид существует в природной среде, котораяобеспечивает человеческую личность определёнными биологическими, экономическимии производственными ресурсами. К сожалению, экологическая среда образовательныхучреждений не всегда благоприятна для здоровья учащихся. Общение с миромприроды способствует выработке гуманистических форм и правил поведения вприродной среде, микро- и макросоциуме. В то же время природная среда,окружающая школу, является мощным оздоровительным фактором.
• физкультурно-оздоровительныйкомпонентпредполагает владение способами деятельности, направленными на повышение двигательнойактивности, предупреждение гиподинамии. Кроме того, этот компонент содержаниявоспитания обеспечивает закаливание организма, высокие адаптивные возможности.Физкультурно-оздоровительный компонент направлен на освоение личностно-важныхжизненных качеств, повышающих общую работоспособность, а также навыков личной иобщественной гигиены.
Функции здоровьесберегающейтехнологии:
• формирующая:осуществляется на основебиологических и социальных закономерностей становления личности. В основеформирования личности лежат наследственные качества, предопределяющиеиндивидуальные физические и психические свойства. Дополняют формирующеевоздействие на личность социальные факторы, обстановка в семье, классномколлективе, установки на сбережение и умножение здоровья как базыфункционирования личности в обществе, учебной деятельности, природной среде;
• информативно-коммуникативная:обеспечиваеттрансляцию опыта ведения здорового образа жизни, преемственность традиций,ценностных ориентации, формирующих бережное отношение к индивидуальномуздоровью, ценности каждой человеческой жизни;
• диагностическая:заключается в мониторингеразвития учащихся на основе прогностического контроля, что позволяет соизмеритьусилия и направленность действий педагога в соответствии с природнымивозможностями ребенка, обеспечивает инструментально выверенный анализпредпосылок и факторов перспективного развития педагогического процесса,индивидуальное прохождение образовательного маршрута каждым ребенком;
• адаптивная:воспитание у учащихся направленностина здравотворчество, здоровый образ жизни, оптимизировать состояние собственногоорганизма и повысить устойчивость к различного рода стрессогенным факторамприродной и социальной среды. Она обеспечивает адаптацию школьников к социально-значимойдеятельности.
• рефлексивная:заключается впереосмыслении предшествующего личностного опыта, в сохранении и приумноженииздоровья, что позволяет соизмерить реально достигнутые результаты сперспективами.
• интегративная:объединяет народный опыт,различные научные концепции и системы воспитания, направляя их по путисохранения здоровья подрастающего поколения.
Типы технологий
• Здоровьесберегающие (профилактическиепрививки, обеспечение двигательной активности, витаминизация, организацияздорового питания)
• Оздоровительные(физическая подготовка,физиотерапия, аромотерапия, закаливание, гимнастика, массаж, фитотерапия,арттерапия)
• Технологииобучения здоровью (включение соответствующих тем в предметы общеобразовательногоцикла)
• Воспитаниекультуры здоровья (факультативные занятия по развитию личности учащихся,внеклассные и внешкольные мероприятия, фестивали, конкурсы и т.д.)[10].
Таким образом, здоровьесберегающие образовательные технологииможно рассматривать как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики –одно из самых перспективных систем ХХI века, и как совокупность приемов, форм иметодов организации обучения школьников, без ущерба для их здоровья, икачественную характеристику любой педагогической технологии по критерии еевоздействия на здоровье учащихся и педагогов.
1.3 Сущность психолого-педагогическогосопровождения учащихся в школе в поддержке здорового образа жизни
 
Сопровождение – это совместное передвижение, прохождение с кем-либо части его пути в качестве спутника или провожатого, помощь одного человека другому в преодолении трудностей и помощь, запускающая механизм собственных ресурсов человека. А сопровождающий – это человек, который лишь временно находится рядом с «путником».
Психолого-педагогическое сопровождение исходит из общей гуманистической цели образования: «максимально раскрыть потенциальные возможности личности ребенка, содействовать полноценному его развитию в личностном и познавательном плане, создание условий для полноценного и максимального проявления положительных сторон индивидуальности ребенка, условий для максимально возможного и эффективного обогащения им образовательных возможностей.
Психолого-педагогическое сопровождение развития ребенка можетрассматриваться как сопровождение отношений: их развитие, коррекция, восстановление.
Целью психолого-педагогического сопровождения ребенка вучебно-воспитательном процессе является обеспечение нормального развитияребенка (в соответствии с нормой развития в соответствующем возрасте).
Задачи психолого-педагогического сопровождения:
• предупреждениевозникновения проблем развития ребенка;
• помощь(содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации:учебные трудности, проблемы с выбором образовательного и профессиональногомаршрута, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений сосверстниками, учителями, родителями;
• психологическоеобеспечение образовательных программ;
• развитиепсихолого-педагогической компетентности (психологической культуры) учащихся,родителей, педагогов.
Виды (направления) работ по психолого-педагогическомусопровождению:
• профилактика,
• диагностика(индивидуальная и групповая (скрининг));
• консультирование(индивидуальное и групповое);
• развивающаяработа (индивидуальная и групповая);
• коррекционнаяработа (индивидуальная и групповая);
• психологическоепросвещение и образование: формирование психологической культуры, развитиепсихолого-педагогической компетентности учащихся, администрации образовательныхучреждений, педагогов, родителей;
• экспертиза(образовательных и учебных программ, проектов, пособий, образовательной среды,профессиональной деятельности специалистов образовательных учреждений).
Задачи психолого-педагогического сопровождения на разныхуровнях (ступенях) образования различны.
Дошкольное образование – ранняя диагностика и коррекциянарушений в развитии, обеспечение готовности к школе.
Начальная школа – определение готовности к обучению в школе,обеспечение адаптации к школе, повышение заинтересованности школьников вучебной деятельности, развитие познавательной и учебной мотивации, развитиесамостоятельности и самоорганизации, поддержка в формировании желания и «уменияучиться», развитие творческих способностей,
Основная школа – сопровождение перехода в основную школу,адаптации к новым условиям обучения, поддержка в решении задач личностного и ценностно-смысловогосамоопределения и саморазвития, помощь в решении личностных проблем и проблемсоциализации, формирование жизненных навыков, профилактика неврозов, помощь впостроении конструктивных отношений с родителями и сверстниками, профилактика девиантногоповедения, наркозависимости.
Старшая школа – помощь в профильной ориентации и профессиональномсамоопределении, поддержка в решении экзистенциальных проблем (самопознание,поиск смысла жизни, достижение личной идентичности), развитие временнойперспективы, способности к целеполаганию, развитие психосоциальной компетентности,профилактика девиантного поведения, наркозависимости[11].
Важнейшим направлением психолого-педагогическогосопровождения развития учащихся является сохранение и укрепление здоровьядетей,
Конкретными задачами работы в данном направлении являются:
• формированиеустановок на здоровый образ жизни,
• развитиенавыков саморегуляции и управления стрессом;
• профилактикатабакокурения, алкоголизма и наркомании, заболеваний, передающихся половымпутем, ВИЧ/СПИД, школьного и дорожного травматизма.
Сфера ответственности ППС(психолого-педагогического сопровождения) не может быть ограничена рамкамизадач преодоления трудностей в обучении, но должна включать в себя задачиобеспечения социализации, сохранения и укрепления здоровья, защиты прав детей иподростков. Важнейшей задачей модернизации является обеспечение доступностикачественного образования, его индивидуализации и дифференциации, чтопредполагает защиту личности прав обучающегося, предупреждение возникновения проблемразвития ребенка, помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развитияи с выбором для него образовательного и профессионального маршрута; профилактиканарушений эмоционально-волевой сферы; проблемы взаимоотношений со сверстниками,учителями, родителями; обеспечение его психологической и физической безопасности,педагогическую поддержку и содействие ребенку в проблемных ситуациях; квалифицированнуюдиагностику возможностей и способностей ребенка, начиная с раннего возраста,психологическую помощь семьям детей групп особого внимания. Задачи в этом направленииформирования установок на ЗОЖ, развитие навыков саморегуляции и управлениястрессом, профилактика поведенческих факторов риска. Необходимо создатькомплексную модель ППС, которая с одной стороны интегрировала бы «разорванные»сегодня диагностику, консультативную работу, тренинги и др., с другой стороны –включала бы в модель всех субъектов: учащегося, учителей, родителей,сверстников. В отношении содержания данная модель призвана не простоподдерживать профессиональный выбор, но и обеспечивать формирование самойспособности к сознательному ответственному выбору. Предметом внимания должнастать не только способность к планированию учебной и профессиональной карьеры,но более фундаментальная способность к проектированию собственного жизненногопути[12].
Для обеспечения готовности школьников к долголетней жизни идеятельности ППС в каждом возрастном периоде их развития формирует потребностии мотивы, стимулирующие овладение знаниями, умениями и навыками, которыепозволят школьникам самостоятельно пользоваться технологиями здорового образажизни.
Основными принципами, в соответствии с которымиосуществляется эта работа, являются:
– принцип природосообразности, который обеспечиваетсявоспитанием личности с учетом имеющегося природного потенциала, на основе
и закономерностей внутреннего развития, поиска, обнаружения иукрепления внутренних сил;
– принцип непрерывности обеспечивается механизмомпреемственности между целями, содержанием, формами и методами, характеромпедагогического взаимодействия, валептюгичятган педагогического процесса итехнологиями развития физической и духовкой культуры личности;
– принцип целостности развития обеспечивается охватомэмоционально-чувственной, когнитивной и волевой сфер личности, в которых общиеи специальные знания, умения и навыки позволяют осознать индивидумупреимущество здорового образа жизни;
– принцип личностно-ориентированного характераобеспечивается определением главной цели – оздоровление ребенка, определениемсодержания форм, методов и организационно-педагогических средств достиженияздоровья;
– принцип интеграции непрерывного обучения здоровомуобразу жизни с наукой, природой, практической деятельностью человека иобщества;
– принцип самоорганизации и саморазвития обеспечиваетсясмысло-жизненных ориентации в сфере здорового образа жизни, последовательногопрохождения этапов самопознания, самоопределения и самореализации, черезнакопление детьми личного опыта самоанализа, самоконтроля, самокоррекции впроцессе движения к развитию устойчивых привычек здорового образа жизни.
Итак, важнейшим направлением психолого-педагогического сопровождения в поддержке здорового образа жизни учащихся является: сохранение и укрепление здоровья детей; решение актуальных воспитательных задач по профилактике наркомании алкоголизма и табакокурения; пропаганда здорового образа жизни.


2. Методические аспекты организациипсихолого-педагогического сопровождения в поддержке здорового образа жизниучащихся 5–6 классов
 
2.1 Формирование здорового образа жизни на урокахОБЖ в 5–6 классах
 
Именно в школе должны решаться задачи формирования ответственногоотношения к своему здоровью в совокупности процессов обучения, воспитания иразвития личности. И самая трудная, важная задача педагога – создание условий,при которых ребенок заинтересуется тем, как нужно заботиться о своем здоровье.Прямые призывы к ведению здорового образа жизни и запреты так называемыхвредных привычек, угрозы и запугивание не только безрезультативны, но и вредны,так как вызывают скрытые противодействия у детей.
Формирование ценностных ориентации, убеждений, активной жизненнойпозиции возможно при использовании педагогом таких методов и приемов, которыеспособствуют вовлечению учеников в активный процесс получения и переработкизнаний. Происходить это должно в обстановке доверительных отношений междуучастниками образовательного процесса, в атмосфере сотрудничества исотворчества.
На наш взгляд, данные требования возможно реализовывать на урокахБЖД в 5–6 классах. В практике преподавания ОБЖ используются как традиционные(классно-урочные и лекционные), так и более креативные (игровые,сюжетно-ролевые игры, спектакли), тренинговые, художественные (конкурсы рисунков),прозаические (эссе, сочинения) и поэтические (стихи) формы работы с детьми,требующие от школьников активного участия в совместной деятельности испособствующие более эффективному усвоению знаний.
Важную роль в формировании у школьниковиндивидуальной системы ценностей играют представления педагога о правилах испособах воспитательной деятельности, формах и приемах работы с детьми.Определяемая ими система ценностей будет составлять для детей основу ихиндивидуально-личностной культуры.
Творческий подход к решению проблемывоспитания ценностного отношения к здоровью у школьников – имеет особуюзначимость в передаче от учителя учащимся системы жизненных ценностей,одобряемых обществом. Выдающийся педагог-гуманист В.А. Сухомлинскийотмечал, что «забота о человеческом здоровье, тем более о здоровье ребенка, – …этопрежде всего забота о гармоничной полноте всех физических и духовных сил, ивенцом этой гармонии является радость творчества»[13].Процессу творчества он придавал статус «важнейшего источника» познания.
Цель уроков БЖД по формированию здорового образа жизни в 5–6классах – актуализировать тему здоровья, здоровогообраза жизни, ответственного поведения к своему здоровью.
Задачи уроков БЖД по формированию здорового образа жизни в 5–6классах:
• актуализировать и развить знания учащихся 5–6 классов о здоровье издоровом образе жизни;
• формировать навыки самостоятельного анализа и оценки предлагаемойинформации;
• воспитывать активную жизненную позицию, ответственное отношение ксвоему здоровью;
• профилактика развития вредных привычек[14].
В содержание уроков необходимо включать такие элементы, как:
• обсуждениевыполненного домашнего задания;
• провоцированиев начале занятия интереса к новой теме с помощью загадок, вопросов, примеров,проблемных ситуаций и т.д.;
• сюжетно-ролевыеигры;
• активныепаузы с проведением физкультминуток;
• домашнеезадание, направленное на общение ребенка с родителями[15].
На занятиях необходимо давать возможность высказаться всемжелающим учащимся и поощрять любую активность. Именно подобные возможностиприводят к искоренению у школьников тревоги по поводу проблем, связанных ссамораскрытием и публичными выступлениями.
Умение вести здоровый образ жизни – признак высокой культуры человека,его образованности, настойчивости, воли.
2.2 Методика проведения внеклассных мероприятийпо формированию здорового образа жизни у учащихся 5–6 классов
 
Ученикам 5–6 классов в силу ихпсихофизиологических особенностей очень непросто произвольно внимать изапоминать то, что им рассказывают взрослые, в связи с монотонностью идлительностью проводимых мероприятий.
Как же рассказать ребенку в наиболеедоступной и интересной для него форме о вреде курения и употребления алкоголя,о правилах приема пищи, о важности двигательной активности человека, онеобходимости соблюдения правил гигиены, пользе гимнастики или закаливания?
Внеклассные мероприятия играют большую роль в пропаганде здоровогообраза жизни подростков. Формы внеклассных мероприятий могут быть разнообразны,это беседы, конкурсы, викторины, диспуты и т.д.
Методика проведения внеклассных мероприятий, в общем, такая же,как и на уроках. Во-первых, необходимо сформулировать развивающие ивоспитательные цели.
Во-вторых большую роль в проведении мероприятий играетподготовительный этап.Готовясь к мероприятию,можно подготовить фотовыставку «В здоровом теле – здоровый дух», «Мир моихувлечений», «Здоровые дети должны быть на планете», а также предложить учащимсяответить на вопросы анонимной анкеты, которые помогут учителю определить ихотношение к обсуждаемой проблеме. Напротив утверждения, с которым ученикисогласны, необходимо поставить знак «+», не согласны – знак «–». Можно провеститесты, например, «Ваш образ жизни» и т.д. Оформить класс русскими народнымипословицами. Например:
• Любойжует, да не любой живет.
• Здоровье– всему голова.
• Здороваядуша в здоровом теле.
• Здоровьедороже денег.
• Здоровьене купишь.
 
Изречениями великих людей:
Здоровье – это не подарок, который человек получает один раз и на всю жизнь, а результат сознательного поведения каждого человека и всех в обществе. (П. Фосс – нем. профессор – валеолог.)
Здоровое тело – продукт здорового рассудка. (Б. Шоу.)
Главное, от чего зависит физическое здоровье, – здоровье нравственное…, чтобы сохранить свое здоровье, думай о здоровье других. (Д.С. Лихачев.)
У нас не может быть другой национальной идеи кроме народосбережения. (А.И. Солженицын.)
Человек, двигаясь и при этом развиваясь, сам заводит часы своей жизни. (И. Аршавский)
Здоровье – это вершина, на которую человек должен подняться сам.
(И. Брехман – основатель валеологии.)
В-третьих, само мероприятие. Внеклассное занятия по формированию здорового образа жизни с детьми данного возраста должно носить активный характер с привлечением всех членов класса. Каждый ребенок имеет право высказать собственную мысль относительно того или иного вопроса или утверждения. Мнения могут обсуждаться, уточняться и дополняться другими участниками занятия, а затем их обобщает учитель. Педагог при этом играет роль ведущего, эксперта – человека, способного выделить главное, подвести итог обсуждению, оценить качество знаний, полученных учащимися в процессе их совместной творческой деятельности.
В-четвертых, конце мероприятия необходимо подвести итоги, сформулировать выводы.
Итак, внеклассная работа по формированию здорового образа жизни в 5–6 классах имеет огромное воспитательное и развивающее значение. В ходе мероприятий дети узнают новое, систематизируют свои знания, проявляют свои творческие и познавательные способности и т.д. В ходе внеклассных мероприятий дети учатся работать в коллективе, у них формируется мотивация и выработка практических навыков безопасного поведения и ведения здорового образа жизни.


Заключение
 
Процессы, происходящие в современной школе: гуманизация,демократизация, гуманитаризация, психологизация и т.д. – создают благоприятнуюоснову для сохранения и укрепления главной ценности на Земле – Здоровья и Жизничеловека.
В последние годы система общего образования претерпела значительныеизменения. Появились различные виды общеобразовательных учреждений, в связи счем возникла необходимость анализа состояния здоровья подростков, обучающихся вобщеобразовательных учреждениях различных видов.
Научными исследования последних лет установлено, чтовыраженность негативных тенденций в состоянии здоровья во многом зависит отобразовательного учреждения, в котором обучается ребенок.
Ведущими причинами, неблагоприятно влияющими не только нафизическое, но и психическое здоровье учащихся в школе, являются гипокинезия,неспособность справиться с учебной нагрузкой, неправильное питание, нарушениережима труда и отдыха, невыполнение ряда гигиенических требований, отсутствиезнаний о здоровье и здоровом образе жизни у педагогов, родителей и детей.
Система педагогического образования не может считатьсягуманной, если ценности здоровья не нашли в ней должного места.
Для обеспечения готовности школьников к долголетней жизни идеятельности необходимо в каждом возрастном периоде их развития целенаправленноформировать потребности и мотивы, стимулирующие овладение знаниями, умениями инавыками, которые позволят самостоятельно пользоваться технологиями здоровогообраза жизни.
Сегодня уходит в небытие единообразие школы. Появляетсяизрядное количество разных типов и видов образовательных учреждений, разныхобразовательных программ, технологий и методик. И выбирая для них путидвижения, каждая школа должна осознать важность одной из основных задач – нестирадость здорового образа жизни, закреплять ценность здоровья как важнейшегоусловия благополучной жизни человека.
Итак, одним из важныхнаправлений психолого-педагогического сопровождения развития учащихся являетсяформирование у них установок на здоровый образ жизни, развитие навыковсаморегуляции и управления стрессом в жизненных различных ситуациях.

Список литературы
1. Бурдина Б.Ю. Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в условиях модернизации // Психологическое сопровождение образовательного процесса: Сборник научно-методических материалов. Вып. I. – Саранск: МОРМ, МРИО, 2005, с. 14–20.
2. Вдовина Е.А. Профилактика наркотической зависимости у детей в образовательной среде // Психологическое сопровождение образовательного процесса: Сборник научно-методических материалов. Вып. I. – Саранск: МОРМ, МРИО, 2005, с. 24–30.
3. Дрибинский П. Воспитание ценностного отношения к здоровью //Воспитание школьников. – 2008. – №8. – С. 28 – 31.
4. Здоровьесберегающая деятельность школы вучебно-воспитательном процессе: проблемы и пути их решения // Школа. – 2005.– №3. – С. 55–60.
5. Залыгин В. Проблема здравообразования // ОБЖ: Основыбезопасности жизни. – 2006. – №5. – С. 44–46.
6. Исупов В.П. Пищевые добавки и пряности. История, состав иприменение. – М.: ГИОРД, 2000.
7. Как быть здоровым/ Под ред. П.В. Волкова. – М.: Медицина,2002.
8. Книга о здоровье / Под. Ред. Ю.П. Лисицына. – М.:Медицина, 2000.
9. Михайлов В., Палько А. Выбираем здоровье! – 2-е изд. – М.:Молодая гвардия, 1987.
10. Науменко Ю.В. Здоровьесберегающая деятельностьшколы // Педагогика. -2005. – №6. – С. 37–44.
11. Организация и оценка здоровьесберегающей деятельностиобразовательных учреждений: Руководство для работников системы общегообразования. – М.: Московский городской фонд поддержки школьного книгоиздания,2004.
12. Ощепкова ТЛ. Воспитание потребности вЗОЖ у школьников // Народное образование. – 2006. – №8. – С. 90–94.
13. Павличенко Е. Психолого-педагогическое сопровождениеобразовательного процесса // Воспитание школьников. – 2006. – №1. – С. 33–36.
14. Петров К. Здровьесберегающая деятельность в школе //Воспитание школьников. – 2005. – №2. – 19–22.
15. Семенова А.Чем красна колбаса? Пищевые красители: «за» и«против» // Сфера. – 2005. – №20. – С. 12–16.
16. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающиеобразовательные технологии в современной школе. – М.: АПК и ПРО, 2002.
17. Советова Е.В. Эффективные образовательныетехнологии. – Ростов н / Дону: Феникс, 2007.
18. Сухомлинский В.А.О воспитании. – М.:Политиздат, 1985.
19. Тетушкина Л.А. Укреплениедуховного здоровья учащихся на уроках ОБЖ // ОБЖ: Основы безопасностижизни. – 2008. – №11. – С. 12–15.
20. Халетова С.С., Полевщиков М.М.,Шрага А.М. Основы здорового образа жизни. – Йошкар-Ола: Марийскийполиграфическо-издательский комбинат, 1997.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.