Реферат по предмету "Педагогика"


Роль и место курса обеспечение безопасности жизнедеятельности

Роль и место курса «обеспечение безопасности жизнедеятельности»

В 1997 г. Правительство Российской Федерации приняло Постановление «О Концепции реформирования системы начального профессионального образования» (№ 908 от 21 июля 1997 г.), что потребовало выработки нового подхода к реализации учебно-воспитательного процесса в учреждениях начального профессионального образования (УНПО). В этой связи возникла необходимость разработки единой образовательной программы (ЕОП) общего среднего (полного) и начального профессионального образования.

В лаборатории интегрированных программ Института развития профессионального образования при Министерстве образования России (ИРПО) по заданию Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации были разработаны целевые и структурные компоненты ЕОП, которые являются стратегическим направлением дальнейшего развития образовательной системы начального профессионального образования (НПО).

В ЕОП предложен ряд изменений в структуре модели учебного плана УНПО. Если в ныне действующем плане содержатся две составные части (общеобразовательная и профессиональная подготовка), то по структуре ЕОП в модели имеется 3 части:

1. Образовательная подготовка, которая реализуется на предметной основе (литература, история, математика, химия, ОБЖ и др.).

2. Профессиональная подготовка, которая осуществляется также через отдельные предметы (черчение, материаловедение, спецтехнология, охрана труда и т.д.).

3. Личностная (общекультурная) подготовка, реализуемая через предметы общеобразовательной и профессиональной подготовки и через специальные предметы типа «Учись учиться», «Умей властвовать своими мыслями и чувствами» и др.

Все три части модели учебного плана УНПО реализуются через составляющие ЕОП -гуманитарную, естественнонаучную, профессиональную, экологическую, валеологическую (физическое воспитание и обеспечение безопасности жизнедеятельности), т.е. изучение ОБЖ выделено в отдельную составляющую учебно-воспитательного процесса в УНПО. Это показывает, какое значение придается изучению основ безопасности жизнедеятельности, формированию правильного отношения каждой конкретной личности к своему здоровью, к взаимоотношению человека и среды его обитания, включая природную, техногенную и социальную среды.

Важно отметить, что все составляющие ЕОП тесно взаимосвязаны. Так, без знания основ наук, образующих естественнонаучную составляющую (химия, физика, математика, биология), невозможно правильно понять место человека в природе, что в свою очередь не позволяет ему ориентироваться в среде обитания и обеспечивать (по возможности) свою жизненную безопасность.

Валеологическая составляющая реализуется и локально — через специальные предметы (физическая культура и ОБЖ), и диффузно — через предметы естественнонаучного и профессионального циклов (среди них важнейшее значение имеют охрана труда, химия, спецтехнология, биология, основы экологии и природоохранной деятельности).

Модель учебного плана, как элемент Госстандарта профессионального образования, предполагает в составе федерального компонента наличие отдельного предмета — ОБЖ, на который отводится 140 часов учебного времени (105 часов являются обязательными для всех обучаемых, независимо от пола, и 35 часов — факультативные занятия; при этом в данном учебном заведении наличие такого факультатива является обязательным, т.е. должна быть хотя бы одна группа учащихся, охваченных этим факультативом).

Предмет ОБЖ и вся система знаний по обеспечению безопасности жизнедеятельности базируются на дидактическом принципе максимального обеспечения безопасности жизнедеятельности с целью создания условий для сохранения здоровья и полноценной профессиональной подготовки учащихся и призваны решать следующие задачи:

— формирование у обучаемых знаний-умений и знаний-навыков по защите жизни и здоровья в условиях обычных, опасных и чрезвычайных ситуаций;

— формирование активной жизненной позиции в отношении здорового образа жизни и ответственного отношения к своему здоровью;

— подготовка юношей к службе в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации;

— реализация через курс ОБЖ некоторых задач экологического образования и воспитания;

— формирование важнейших психофизиологических качеств личности, способствующих повышению уровня профессиональной подготовки у обучаемых в УНПО через реализацию валеологической составляющей ЕОП.

Единая образовательная программа построена на блочно-модульной основе. Каждый предмет, в том числе и ОБЖ, представляет собой блок, состоящий из более мелких дидактических единиц — модулей. Предмет ОБЖ образован из четырех подблоков, каждый из которых состоит из определенных модулей. Структура предмета отражена в программе и в статье, посвященной планированию (см. журнал ОБЖ, №7 за 1997 г. и №2 за 1998 г.).

Новым по сравнению с прошлыми (начиная с 1994 года, когда была опубликована программа курса ОБЖ для профессиональных образовательных учреждений) являются обновленные цели изучения тем (модулей): помимо общепедагогических и специальных целей вводится также необходимость формирования через изучение конкретных знаний психологических качеств: воли, мышления, памяти, умения достичь поставленной перед собой цели и т.д.

Подобный подход к получению знаний, способствующих повышению уровня безопасности жизни конкретного человека и общества, улучшит эффективное обучение, активизирует учебно-воспитательный процесс в УНПО, будет способствовать улучшению профессиональной подготовки выпускников и их большей конкурентной способности на рынке труда.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.ovsem.com/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.