Реферат по предмету "Педагогика"


Развитие элементов логического мышления посредством игры средний дошкольный возраст

--PAGE_BREAK--«Большое значение игры в развитии личности ребенка – дошкольника определяется не тем, что в ней упражняются отдельные психические процессы, а тем, что отдельные психические процессы совершенствуются в игре, благодаря тому, что игра поднимает личность ребенка, его сознание на новую ступень развития. Ребенок в игре сознает свое «я», учится действовать, подчиняя желанной цели свои действия и определяя их в зависимости от цели.
Игра, следовательно, является школой такой деятельности, в которой необходимость выступает не как внешняя, навязанная извне, а как желанная… Она является прототипом будущей серьезной деятельности...» (Д.Б. Эльконин)
5. Краткая характеристика логических операций, доступных для детей среднего возраста.
Сравнение – относительно простая логическая операция, она заключается в установлении сходства или различия предметов по признакам.
Анализ – логический прием, заключающийся в разделении предмета на отдельные части. Анализ проводится для выделения признаков, характеризующих данный предмет или группу предметов.
Синтез – можно охарактеризовать как мысленное соединение частей предмета в единое целое с учетом их правильного расположения в предмете. Игры: «Сложи фигуру», «Дострой домик» и др.
Упорядоченность действий – логический прием, формирующий навыки последовательных действий. Игры: «Продолжи ряд» (с чередованием фигур), «Что сначала, что потом?» и др.
Классификация – более сложная логическая операция: распределение предметов по группам (классам) на основании общих признаков. Этот навык очень  полезен при решении многих проблем, связанных с запоминанием, для развития творческого мышления.
Классификация включает 2 логических действия:
1.     выделение общего признака – основание классификации;
2.     деление на классы по основанию классификации.
         Логическая связка «не» — очень важная для развития логического мышления и речи. С помощью «не» производится логическая операция отрицания.
      
II. СТАНОВЛЕНИЕ ОПЫТА.
1. Проблемность.
 Работая в средней группе детского сада и имея положительный опыт работы по развитию логического мышления у старших дошкольников, я сочла возможным начать процесс формирования логических  приемов мышления с более раннего возраста – с 4 – 5 лет.
Основывала я свой выбор по нескольким причинам.
1. Группа детей, с которыми я работаю первый год, показала свою контрастность в плане общего развития. Некоторые дети значительно опережают своих сверстников. Они любопытны, пытливы, проявляют большой интерес к новому, неизвестному, при этом обладая неплохим запасом знаний. Это дети, которым дома уделяется большое внимание со стороны взрослых.
Такие ребята, придя в детский сад, должны подниматься на более высокую ступень, тренируя свой интеллект в игровой деятельности.
Для этого педагогу необходимо создать хорошую развивающую среду, максимально отвечающую потребностям ребенка.
2. Программа «Детство», являющаяся основой моей педагогической деятельности, подтверждает своим содержанием востребованность опыта. Однако, на мой взгляд, недостаточность занятий по математическому развитию (1 раз в неделю), на которых в большой мере присутствуют элементы логики, должна компенсироваться в повседневной игровой деятельности.
3. Учитывая психологические особенности детей среднего возраста (начало формирования детских взаимоотношений) я уделила игре большую роль – роль сближения детей в работе парами, группами. Итогом должно стать получение совместных результатов деятельности, ощущение радости за себя и своих сверстников.
 2. Этапы  работы.
         Исходя из всего вышеизложенного, я наметила для себя следующие ЭТАПЫ  РАБОТЫ:
1.     Провести анализ предыдущей деятельности, форм и методов работы с детьми старшего дошкольного возраста.
2.     Ознакомиться с опытом педагогов – коллег, работающих по данной схеме.
3.     Изучить научную литературу, характеризующую психические особенности развития детей пятого года жизни.
4.     Подготовить развивающую среду с учетом возрастных особенностей детей.
5.     Конкретно обозначить виды игр, посредством которых будет проводится целенаправленная работа педагога (игры, активизирующие мышление ребенка, способствующие усвоению им отдельных логических операций).
6.     Составить план – схему использования игр в совместной и самостоятельной деятельности.
7.     В течение всего временного промежутка (учебный 2002 – 2003 год) наблюдать за особенностями формирования навыков логического мышления (наглядно – образного) у каждого конкретного ребенка.
3. Цели и задачи обучения и воспитания.
         Под целью проводимой мною работы, я вижу, прежде всего, овладение детьми на элементарном уровне некоторыми приемами логического мышления.
         Задачи, которые я ставлю перед собой:
    1. Обучение детей операциям:
·        анализа – синтеза,
·        сравнения,
·        использованию частицы отрицания «не»,
·        классификации,
·        упорядоченности действий,
·        ориентировке в пространстве.
    2. Развитие у детей:
·        речи (умение рассуждать, доказывать),
·        произвольности внимания,
·        познавательных интересов,
·        творческого воображения,
    3. Воспитание:
·        коммуникативных навыков,
·        стремления к преодолению трудностей,
·        уверенности в себе,
·        желание вовремя придти на помощь сверстникам.
III. СИСТЕМА  РАБОТЫ.
1.  Классификация игр.
Средством достижения поставленной цели и задач я выбрала игры на развитие логического мышления, творческого и пространственного воображения.
Разделила их следующим образом:
1. Предметные: — дидактические
                                      (настольно – печатные) – на нахождение размера,
                            цвета, формы, на классификацию предметов и др.
         Роль игры – научить ребенка выполнять поставленную перед ним задачу, действовать по правилам, стремиться к результату, играть самостоятельно или со сверстниками.
         Дети должны уметь объяснять правила игры, сразу замечать допущенные ошибки и исправлять их.
         Функции дидактических игр для детей среднего возраста разнообразны. Это – игры на сравнение предметов по разным признакам (размеру, форме, цвету, назначению и т.п.), группировку предметов на основе общих признаков (это – посуда, это – обувь и др.). Составление целого изображения из частей, «рядов» из одинаковых предметов по убыванию и возрастанию того или иного признака (по размеру, по ширине, высоте и др.)                         
                            -  развивающие
                                      (т.е. имеющие несколько уровней сложности,
                                     многообразные в применении): Блоки ДЬЕНЕША,
                                      палочки Кюизера и др.
                                      Работа с данным материалом подробно описана в
                                      книге «Логика и математика для дошкольников.
                                      Библиотека программы «Детство».
         Блоки ДЬЕНЕША. Дидактический материал «Логические блоки» состоит из 48 объемных геометрических фигур, различающихся по форме, цвету, размеру и толщине. В процессе разнообразных действий с логическими блоками (разбиение, выкладывание по определенным правилам, перестроение и др.) дети овладевают различными мыслительными умениями, важными как в плане предматематической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития. К их числу относятся умения анализа, абстрагирования, сравнения, классификации, обобщения, кодирования – декодирования, а также логические операции «не», «и», «или». В специально разработанных играх и упражнениях с блоками у малышей развиваются элементарные навыки алгоритмической культуры мышления, способность производить действия в уме. С помощью логических блоков дети тренируют внимание, память, восприятие.
Палочки Кюизенера. Это универсальный дидактический материал. Основные его особенности – абстрактность, высокая эффективность. Велика их роль в реализации принципа наглядности, представлении сложных абстрактных математических понятий в доступной малышам форме. Работа с палочками позволяет перевести практические, внешние действия во внутренний план. Заниматься с ними дети могут индивидуально или подгруппами. Игры могут носить соревновательный характер. Достаточно эффективным оказывается использование палочек в индивидуально – коррекционной работе с детьми, отстающими в развитии. Палочки могут использоваться для выполнения диагностических заданий. Операции: сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация и сериация выступают не только как познавательные процессы, операции, умственные действия, но и как методические приемы, определяющие путь, по которому движется мысль ребенка при выполнении упражнений.
                           — игры на развитие пространственного воображения:
                                      строительный материал;
         Игры со строительным материалом. Эти игры развивают пространственное воображение, учат детей анализировать образец постройки, чуть позже – действовать по простейшей схеме (чертежу). В творческий процесс включаются логические операции – сравнение, синтез (воссоздание объекта).
Примерные схемы:
Рисунок и постройка.
 

I этап      
 

II этап    
 

III этап            
                          горка
                                                                                        
                                                                                   ракета
                                                                           
                                                                                            
                                                                                            
                         забор
                                                                                              ворота
                                      счетные палочки;
         Игры со счетными палочками развивают не только тонкие движения рук и пространственные представления, но и творческое воображение. Во время этих игр можно развивать представления ребенка о форме, количестве, цвете. Предлагаются следующие задания (для детей 4 – 5 лет):
·        выложить           ,           ,                ;
·        сосчитать количество палочек в каждой фигуре;
·        назвать геометрические фигуры, из которых составлена фигура;
·        сосчитать геометрические фигуры, из которых составлена общая фигура (сколько треугольников?  квадратов?);
·        сосчитать углы, входящие в фигуру;
·        построить фигуру по образцу;
·        самому придумать и сложить фигуру.
Игры с палочками можно сопровождать чтением загадок, стихов, потешек, считалок, подходящих по тематике.
                                      конструкторы.
         2. Словесные: -  загадки,
                                     игры на развитие воображения (в том числе – по
                                     по ТРИЗ – технологии).
         В «Литературной энциклопедии» загадка характеризуется как «замысловатое поэтическое описание какого – либо предмета или явления, испытывающее сообразительность отгадывающего».
         Детям пятого года жизни предлагается широкая тематика загадок: о домашних и диких животных, предметах домашнего обихода, одежде, питании, явлениях природы, о средствах передвижения. Характеристика предмета загадки может быть дана полно, подробно, загадка может выступать как рассказ о предмете:
На спине иголки
Длинные и колкие,
А свернется он в клубок
Нет ни головы, ни ног.    (Еж)
Признаки предметов в загадках должны быть определены конкретно и четко, выражены словами в их прямых значениях. Они должны отражать своеобразие внешнего вида и отличительные свойства предмета загадки. Например, в загадке «Брови дугой, нос кочергой, на голове колпак, а сам весельчак» охарактеризован внешний вид героя («брови дугой, нос кочергой»), названа такая часть костюма, как «колпак», а также главная черта его характера – «весельчак». Детям остается объединить все признаки в одно целое, и логическая задача решена – это Петрушка. Для детей средней группы рекомендуются загадки с простыми сравнениями и прозрачными метаморфозами, например: «С неба падают зимою и кружатся над землею легкие пушинки белые…»(снежинки). Сравнение «снежинки – пушинки» точное, ясное, знакомое и понятное детям по их наблюдениям в природе. Облегчает задачу и рифмующаяся отгадка. В загадках «Скатерть бела всю землю одела», «Пушистая вата плывет куда – то», «Чем вата ниже, тем дождик ближе», снег – это «скатерть бела», туча – это «вата». Подобные образные средства понятны детям, благодаря большому внешнему сходству предмета сопоставления – с предметом загадки и конкретному ясному языку, что и делает загадки доступными.
         Условия отгадывания. Обучение детей умению отгадывать загадки начинают не с их загадывания, а с воспитания умения наблюдать жизнь, воспринимать предметы и явления с разных сторон, видеть мир в многообразных связях и зависимостях. Развитие общей сенсорной культуры, развитие внимания, памяти, наблюдательности ребенка является основой для мыслительной работы, которую он совершает при отгадывании загадок. Главные условия, обеспечивающие правильное понимание загадок и правильное их отгадывание:
1.     предварительное ознакомление детей с теми предметами и явлениями, о которых пойдет речь в загадке (через наблюдение)
2.     дополнительные знания, специально подводящие ребят к отгадыванию
3.     знание языка, умение понимать переносное значение слов
4.     чтение художественной литературы.
Найти приемы отгадывания и воспользоваться ими – значит понять логический механизм загадки и овладеть им.
Чтобы отгадать загадку, нужно провести следующие операции в такой последовательности:
·        выделить указанные в загадке признаки неизвестного объекта, т.е. произвести анализ;
·        сопоставить и объединить эти признаки, чтобы  выявить возможные связи между ними, т.е. произвести синтез;
·        на основе соотнесенных признаков и выявленных связей сделать вывод (умозаключение), т.е. отгадать загадку.
Тематический подбор загадок дает возможность формировать у детей начальные логические понятия. Для этого, после отгадывания загадок, целесообразно предлагать детям задания на обобщение, например: «А как одним словом назвать лесных обитателей: зайца, ежа, лису? (звери) и т.д.
         3. Пальчиковые игры:
         Эти игры активизируют деятельность мозга, развивают мелкую моторику рук, способствуют развитию речи и творческой деятельности. «Пальчиковые игры» — это инсценировка каких – либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «вверх», «вниз» и т.д. Если ребенок усвоит какую – нибудь одну «пальчиковую игру», он обязательно будет стараться придумать новую инсценировку для других стишков и песенок.
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Интеграция проекта "Октрытие фреш-бара"
Реферат Планирование, финансы и контроль маркетинга
Реферат Основные положения маркетинга
Реферат Оптимизация формирования учётной политики и её влияние на отчётную информацию на предприятии
Реферат Демократия и Гражданская культура
Реферат Українська нація в романі П. Куліша "Чорна рада"
Реферат Філософія Стародавньго світу
Реферат Внутрифирменный маркетинг на гостиничном предприятии
Реферат Политические и правовые учения в России во второй половине XVII XVIII в
Реферат Познавательная деятельность человека
Реферат Агроперетворені рунти солонцевих комплексів сухого степу України
Реферат Тепловые электрические станции
Реферат Особенности ухода за копытцами при различных методах содержания
Реферат Robert Frost CompareContrast Essay Research Paper Robert
Реферат Синтаксис английского языка