Вариант1
1. Педагогические категории и понятия
1.1. Выпишите из научнойлитературы различные определения педагогических категорий и понятий. Покажитевзаимосвязь между ними и обоснуйте их иерархию. Предложите способсистематизации педагогических категорий и понятий.
1.2. Приведитесистематизированные примеры используемых в педагогике категорий и понятий,которые заимствованы из философии, социологии, экономики, психологии,физиологии, антропологии.
1.3. Обоснуйте, используяпедагогическую литературу, особенности понятийного аппарата педагогическойнауки.
2. Как вы понимаете формулу А. С. Макаренко: «Человек невоспитывается по частям»? Обоснуйте свою точку зрения. Приведите примерыпедагогических ситуаций из области профессионального обучения и воспитания,подтверждающие данную формулу.
3. Сформулируйте наиболееактуальную, на Ваш взгляд, проблему профессиональной педагогики в современныхусловиях. Обоснуйте ее актуальность, определите объект и предмет исследования вданной проблеме, предложите гипотезу ее решения.
1. Педагогические категории и понятия
Выпишем из научнойлитературы различные определения педагогических категорий и понятий. Покажемвзаимосвязь между ними и обоснуем их иерархию.
Для более точногоответа на задание определимся с основными терминами:
Категорияобозначает суждение,определение. К категориям относятся наиболее емкие и общие понятия, отражающиесущность науки, ее устоявшиеся и типичные свойства. В любой науке категориивыполняют ведущую роль. Они пронизывают все научное знание и как бы связываютего в целостную систему.
Понятие– форма научного знания,отражающая объективно существенное в вещах и явлениях и закрепляемаяспециальными терминами.
БЕЗРУКОВА В.С.
Воспитание– это процесс передачиопыта одним поколением и усвоение его другим, обеспечивающий развитие человека.
Образование– это специальноорганизованная система внешних условий, создаваемых в обществе для развитиячеловека.
Обучение– процесс непосредственнойпередачи и приема опыта поколений во взаимодействии педагога и учащихся.
Самовоспитание– процесс усвоениячеловеком опыта предшествующих поколений посредством внутренних душевныхфакторов, обеспечивающих развитие.
Самообразование– система внутреннейсамоорганизации по усвоению опыта поколений, направленной на собственноеразвитие.
Самообучение– процесс непосредственногополучения человеком опыта поколений посредством собственных устремлений и самимвыбранных средств.
Развитие– это объективный процесс внутреннего последовательного количественногои качественного изменения физических и духовных сил человека.
Развитие подразделяется нафизическое, физиологическое, психическое, социальное, духовное.
ХАРЛАМОВ И.Ф.
Воспитаниев широком смысле –овладение всей совокупностью общественного опыта: ЗУН, способами творческойдеятельности, социальными отношениями.
Воспитание в узком смысле – формирование идеальныхсоциальных, нравственных и эстетических отношений.
Обучение– овладения ЗУ, способамитворческой деятельности, мировоззренческими идеями
Под развитием следует понимать взаимосвязьколичественных и качественных изменений, которые происходят в сознаниичеловека.
Формированиевыступает как результатразвития личности и означает ее становление, преображение совокупности свойств.
БАбАнский ю.к.
Воспитаниев широком смысле – естьпроцесс и результат развития личности под воздействием целенаправленногообучения и воспитания
Воспитание в специальном педагогическом смысле –есть процесс и результат целенаправленного влияния на развитие личности.
Обучение– целенаправленный процессвзаимодействия учителя и учащихся.
Образование– процесс и результатовладения учащимися системой научных знаний и познавательных умений и навыков,формирование на их основе мировоззрения, развития его творческих сил. Ведущуюроль в осуществлении образования играет обучение.
Развитие– процесс становленияличности под влиянием внешних, внутренних, управляемых и неуправляемыхсоциальных и природных факторов. (Подразделяется на психическое, физическое,общее).
Формирование личности– процесс и результат ееразвития под влиянием среды и воспитания.
ИЛЬИНА Т.А.
Воспитаниев широком смысле охватываетдействие всех сил общества.
Воспитание в узком смысле – синоним воспитательнойработы.
Воспитательная работа – специально организуемаяпедагогами деятельность во внеучебное время поформированию у воспитанников определенных качеств личности.
Обучение– целенаправленный процессвзаимодействия учителя и учащегося в ходе которого осуществляется образование,воспитание и развитие человека.
Образование– процесс и результат нетолько обучения, но и самообразования и воздействия средств массовойинформации, в результате чего человек усваивает у него формируетсяпознавательные умения.
Развитие– широкий процесс становленияи формирования личности под воздействием внешних и внутренних факторов. Ведущуюроль играют обучение и воспитание.
Формирование– особая форма развитиячеловека в процессе его жизнедеятельности и под воздействием специальныхвоспитательных воздействий.
ПОДЛАСЫЙ И.П.
Воспитание– целенаправленный иорганизованный процесс формирования личности.
В широком социальном смысле – передача накопленногоопыта от старших поколений к младшим. Под опытом понимается известные людямзнания, умения, способы мышления, нравственные, этические, правовые нормы –словом, все созданное в процессе исторического развития духовное наследиечеловечества.
В широком педагогическом смысле – специальноорганизованное, целенаправленное и управляемое воздействие коллектива, воспитателейна воспитуемого с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое вучебно-воспитательных учреждениях и охватывающее весь учебно-воспитательныйпроцесс.
В узком социальном смысле – направленное воздействиена человека со стороны общественных институтов с целью формирования у негоопределенных знаний, взглядов и убеждений, нравственных ценностей, политическойориентации, подготовки к жизни.
В узком педагогическом смысле – процесс и результатвоспитательной работы, направленной на решение конкретных воспитательных задач.
Обучение– специальноорганизованный, целеполагаемый и управляемый процессвзаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение знаний, умений,навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальныхвозможностей обучаемых, закрепление навыков самообразования в соответствии споставленными целями.
Образование– результат обучения. Вбуквальном смысле оно означает формирование образов, законченных представленийоб изучаемых предметах. Образование – это объем систематизированных знаний,умений, навыков, способов мышления, которыми овладел обучаемый.
Развитие– процесс и результатколичественных и качественных изменений в организме человека.
Формирование– процесс становлениячеловека как социального существа под воздействием всех без исключения факторов– экологических, социальных, экономических, идеологических, психологических ит.д.
СЕЛИВАНОВ В.С.
Воспитание– процесс целенаправленногоформирования личности.
Обучение– двусторонний процесссовместной, целенаправленной деятельности учеников и учителей по приобретениюсистематизированных знаний, умений и навыков.
Образование– это процесс ирезультат приобретениясистематизированных знаний, умений и навыков, усвоения определенного культурногобагажа.
Проанализируем данныеопределения и покажем взаимосвязь между ними.
Сообщая обучаемым те или иные знания, педагогивсегда придают им необходимую направленность, формируя как бы попутно, а насамом деле весьма обстоятельно важнейшие мировоззренческие, социальные,идеологические, нравственные и многие другие установки. Поэтому обучение имеетвоспитывающий характер. Точно также мы должны признавать, что в любомвоспитании всегда содержатся элементы обучения. Обучая – воспитываем, воспитывая– обучаем. Области понятий «воспитание» и «обучение» частично перекрываются.
Образование является продуктом процессов воспитанияи обучения. Так как эти процессы взаимосвязаны и не могут существовать друг бездруга, следовательно данные понятия воспитание, обучение и образование имеютвоспитательный характер. Это подтверждает определение краткого, общего и вместес тем относительно точного определения современной педагогики — это наука овоспитании человека.
Рассматривая понятия формирование и развитие с точкизрения различных авторов, можно прийти к выводу, что эти междунаучные понятияявляются еще не установившимися педагогическими категориями. Анализируя этипонятия хорошо видно, что воспитание – один из важнейших, но не единственныйфактор влияющий на формирование и развитие.
Границы понятия «формирование» еще не определены,они могут чрезмерно сузиться, либо расшириться до безграничных пределов.Формирование подразумевает некую законченность человеческой личности,достижение уровня зрелости, устойчивости. Но наука постепенно развивается,происходят изменения в различных направлениях формирования жизни.Соответственно, сложно определенно сказать что должно стать целью формированияличности.
Так же не определены границы применения в педагогикепонятия – развитие. Оно связано с постоянными, непрекращающимися изменениями,переходами из одного состояния в другое, восхождением от простого к сложному,от низшего к высшему. Для углубленного изучения этого процесса наука пошла попути дифференцирования составных компонентов развития, выделяя в немфизическое, психическое, духовное, социальное и другие стороны.
Можно сделать вывод, что основными категориямипедагогики являются: воспитание, образование, обучение. Это понятия, черезкоторые даются определения педагогическим процессам и явлениям. Нижепредставлена схема, на которой видно, что в отдельности можно описать любуюкатегорию, но, в то же время, каждая верхняя категория не может существоватьбез нижних.
Формирование Развитие Воспитание Образование Обучение
ПОНЯТИЙНО-ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙАППАРАТ
ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ
При кажущемся многообразиимира его объекты и связи выстроены по единым законам, которые просматриваются впостроении всех учебных дисциплин. Особое место в них имеет учебная задача.
Для обучения учащихсяпосредством системы учебных задач требуется материал, выстроенный по логикеобъективного исторического развития предмета познания. Это должен быть учебныйматериал, скоординированный по всем учебным предметам на единой понятийнойоснове.
Под понятием подразумеваетсяформа мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов иявлений, т.е. это мысль, в которой обобщаются и выделяются предметы некоторогокласса по определенным общим и, в совокупности, специфическим для нихпризнаками.
Педагогика как наука являетсятеоретической формой освоения действительности. Она представляет собой системуразличных теорий, каждая из которых находит свое отражение в системе понятий.Совокупность системы понятий образует понятийно-терминологическую системупедагогики.
Система понятий активноотражает педагогическую реальность. Она сама выступает как исходная реальность,наделенная своими определяющими признаками.
Обе эти системы в своемединстве образуют логику науки, которая определяет структуру понятийнойсистемы, ее эмпирические и теоретические элементы в их ролях и отношениях,соответствующую особенностям науки и пути развития ее теории.
По степени развитияпонятийно-терминологического аппарата науки можно судить о степени развитияадекватной ему теории. Критериями развитой теории является четкаямногоаспектная понятийная система, отражающая многообразие сторон, отношенийразвивающихся объектов и многообразие возникающих в связи с этим познавательныхзадач, т.е. объективных и субъективных источников многоаспектности понятий. Многоаспектноеотражение развитой теории в понятийной сфере позволят более ясно обозначитьпредмет познания и построить последовательную концепцию о нем. В развитойтеории система понятий обладает относительной устойчивостью предмета познания иего понятийного отражения.
Для построенияпонятийно-терминологической схемы (модели) педагогики и ее отдельных областейнеобходимо определить основные системообразующиепонятия и их взаимосвязи. Это даст возможность перейти к качественной оценкеотдельных областей и направлений педагогики, выявить критерии, характеризующиестепень разработанности педагогической теории, прогнозировать пути еедальнейшего развития.
Процесс образования понятийимеет четкие правила определения, которые обязательно необходимо учитывать в мыслительнойдеятельности.
Определение – такаялогическая операция посредством которой:
- раскрывается содержание некоторого понятия;
- описывается значение некоторого слова;
- некий объект характеризуется способом, который позволяет его отличитьот других объектов.
Есть еще один важный аспектиспользования определения. В сознании каждого человека имеется некоторый наборпонятий и соответствующий ему словарный запас.
Для того чтобы правильнодать определение необходимо знать правила логических операций:
1). Правило соразмерности
Определение должно бытьсоразмерным, т.е. значение определенного должно совпадать с определяющимвыражением. Иначе говоря, эти понятия должны находиться в отношении тождества.
2). Правило предостерегающееот порочного круга
Определение не должнозаключать в себе круга, т.е. термины должны определяться через другие понятия.Круг в определении означает, что при определении понятия мы прибегаем кдругому понятию, которое в свою очередь определяется при помощи первого.
Разновидностью круга в определенииявляется тавтология — ошибочное
определение, в котором определяющее понятие повторяет определяемое.
3). Правило ясности
Определение должно указыватьизвестные признаки, не нуждающиеся в
определении и не содержащие двусмысленности. Если же понятие
определяется через другое понятие, признаки которого неизвестны и
которое само нуждается в определении, то это ведет к ошибке. Т.е. должны бытьизвестны смыслы и значения терминов.
4). Правило понятности
Определения должны учитыватьзнания читателя или слушателя, поэтому следует определить неизвестные понятиячерез известные.
Для образования понятиянеобходимо выделить существенные признаки предмета. Но существенное не лежит наповерхности. Чтобы выявить его используют следующие логические приемы: сравнение,анализ, синтез, абстрагирование иобобщение.
- Сравнение — мысленное установление сходства или различия предметов по существеннымили несущественным признакам.
- Анализ — мысленное расчленение предметов на их составные части, мысленное выделение вних признаков.
- Синтез — мысленное соединение в единое целое частей предмета или его признаков,полученных в процессе анализа.
- Абстрагирование — мысленное выделение одних признаков предмета (существенных) иотвлечение от других (несущественных).
- Обобщение — мысленное объединение отдельных предметов в некотором понятии. Впроцессе обобщения человек как бы отходит от конкретного многообразияпредметов, отвлекается от множества деталей, чтобы глубже познать основное,наиболее важное. Закрепляются и выражаются понятия с помощью слова.
2. Как вы понимаете формулу А. С. Макаренко: «Человек невоспитывается по частям»? Обоснуйте свою точку зрения. Приведите примерыпедагогических ситуаций из области профессионального обучения и воспитания,подтверждающие данную формулу.
Для ответа на поставленныйвопрос определимся какое отношение к воспитанию человека имеют педагогическиепонятия.
Воспитание – это процесс систематического ицеленаправленного воздействия на человека, на его духовное и физическоеразвитие в целях подготовки его к производственной, общественной и культурнойдеятельности. Но воспитание не отдельный процесс, он неразрывно связан собучением и образованием, поскольку названные процессы направлены на человекакак целое. В направлениях воспитания трудно выделить отдельные составляющие,оказывающие влияние на эмоции, волю, характер, ценностные ориентации иинтеллект. Но, несмотря на это, в процессах воспитания и образования существуютразличия. В отличие от образования, где главной целью является развитиепознавательных процессов индивида, его способностей, приобретения им знаний,воспитание ставит целью формирование человека как личности, его отношениек миру, обществу и взаимоотношений с ним.
Развитие человека – это процесс становления еголичности под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемыхсоциальных и природных факторов.
Различают психическое, физическое и общее развитиеличности. Под психическим развитием понимают развитие интеллекта, воли, эмоций,а также потребностей, способностей и характера личности. Физическое развитиеесть развитие организма, мышц, подвижности суставов и др. Общее развитие –развитие психических, физических, нравственных и других качеств личности.
Личность человека – результат действия ивзаимодействия различных факторов. Одни из них действуют более или менеенезависимо от воли и сознания людей. К ним относятся биологическая природачеловека, общественные отношения, явления общественной психологии, образ жизни,географическая среда, условия микросреды. Другие в большей или меньшей степенизависят от воли и сознания людей. Это – идеология, деятельность государства,общественных учреждений. Третья группа факторов предполагает организованноеразвитие. Все эти факторы в совокупности обеспечивают формирование личности.
Значит, формирование личности человека – это процессеё становления под влиянием многочисленных факторов, природных и общественных,внешних и внутренних, действующих стихийно и согласно определённым правилам, сприменением определённых средств.
Воспитание — есть один из факторов формированияличности. Оно заключается в том, что люди хотят теми или иными средствамидостигнуть определённой цели – развивать и образовывать у воспитанникаопределённые качества. Качественное своеобразие воспитания, в отличие от другихфакторов формирования личности, состоит в том, что воспитатель сознательноставит определённую цель и, стремясь достигнуть этой цели, находит средства,ведущие к её осуществлению. Таким образом, воспитание есть такое общественноеотношение, в котором одни люди воздействуют на других в целях направленногоформирования личности.
Там, где есть воспитание, учитываются движущие силыразвития, возрастные, типологические и индивидуальные особенности воспитуемых. Там, где есть воспитание, на полную мощностьиспользуются положительные и ослабляются отрицательные влияния микросреды. Там,где есть воспитание, человек раньше оказывается способным к самовоспитанию.
Независимо от того какуюинформацию получает человек, он ее анализирует сознательно или подсознательно,следовательно это приводит к тому, что человек выносит свою точку зрения наданную ситуацию, и, соответственно, работает над своим самовоспитанием,самообразованием и самообучением. Эти факторы, в свою очередь, определяют самопонятие воспитание человека. Из этого следует, что воспитание толькотеоретически можно разделить на составные части для простоты его изучения, насамом деле все эти части взаимосвязаны между собой и неразделимы для личности.
Человек не воспитывается по частям, он создаетсясинтетически всей суммой влияний, которым он подвергается. Коллектив являетсявоспитателем личности.
Я уверен, что если человек плохо воспитан, то в этомисключительно виноваты воспитатели. Если ребенок хорош, то этим он тоже обязанвоспитанию, своему детству. Человек плох только потому, что находился в плохойсоциальной структуре, в плохих условиях.
3. Сформулируйте наиболееактуальную, на Ваш взгляд, проблему профессиональной педагогики в современныхусловиях. Обоснуйте ее актуальность, определите объект и предмет исследования вданной проблеме, предложите гипотезу ее решения.
По данному заданию предлагается разобратьактуальную проблему профессиональной педагогики в современных условиях. Дляэтого рассмотрим точки зрения Правительства РФ в области образования, используяВыступление Министра образования Российской Федерации В.М.Филиппована заседании Правительства Российской Федерации 5июня 2003 года.
Проблема подготовки рабочихкадров.
Говоря о подготовке рабочих кадров, следует прежде всего отметить, чтов Российской Федерации, как ранее в СССР и в других странах мира, подготовкарабочих кадров осуществляется по двум направлениям: непосредственно напроизводстве предприятиями и в государственной системе начальногопрофессионального образования — НПО.
В советские времена существовала система присвоенияразрядов непосредственно на заводе. Человек приходил на предприятие, не имеяспециального образования, работал, по ходу учился, потом сдавал экзамен, и емуприсваивался определенный разряд. Другими словами, существовала системавнутризаводской, внутрифирменной подготовки рабочих. В те времена доля подготовкирабочих через ПТУ составляла примерно 10-15 процентов. То есть 85-90 процентоврабочих в России готовилось непосредственно на производстве. Сейчас большинствонаших предприятий оказались в тяжелом состоянии: им иногда не хватает денег назаработную плату, тем более на материальную базу, и совсем не остается средствна повышение квалификации рабочих. Да еще на рынке труда переизбыток рабочейсилы. В результате многие предприятия не вкладывают деньги в собственнуюподготовку рабочих кадров. Сегодня примерно половина квалифицированных рабочихготовится через ПТУ. Половина — на производстве.
Проблемы объема и структуры подготовки рабочих вНПО.
Сейчас в России 3843 профессиональных училищ илицеев, в которых обучается 1,6 млн учащихся. 36%учреждений НПО финансируются субъектами Российской Федерации. За последние 12лет закрыто почти 500 училищ, численность учащихся НПО сократилась на 200 тысяччеловек. Среди учащихся ПТУ около 80% — выпускники 9 класса, и 20% — выпускники11 класса. В целом по стране в 10-11 классы для дальнейшего обучения в основномв вузах идут 2/3 выпускников 9 класса, а в ПТУ и в техникумы идут лишь1/3 выпускников 9 класса. Сложился определенный перекос в сторону приемамолодежи в высшие учебные заведения.
Структура подготовки рабочих кадров в современныхэкономических условиях также требует серьезных изменений. Сейчасфинансирует подготовку в основном Федеральный уровень, формируются планы приемав учреждения НПО Министерством образования России на основе заявок субъектов РоссийскойФедерации. Готовит рабочих – ПТУ, как правило, на основе своей сложившейсяструктуры подготовки рабочих, а потребитель – производство, фактически устраненкак от механизмов финансирования, так и от формирования планов приема.
Проблема качества подготовки рабочих кадров. Внастоящее время профессионально-квалификационныйуровень работников российских организаций существенно уступает требованиям,предъявляемым на международном рынке труда. И здесь эту проблему можно решатьпо следующим направлениям:
Во-первых, необходимо провести разработку новых стандартов подготовки рабочихкадров по всем специальностям: соответствующие образовательные стандарты должныбыть построены на основе разрабатываемых работодателями и Минтрудомпрофессиональных стандартов.
Во-вторых, требует существенного улучшения учебно-лабораторная иматериальная база учреждений НПО, без этого немыслима качественнаяподготовка квалифицированных рабочих. И это обновление базы учреждений НПОпланируется реализовать двумя путями:
ü Передача учреждений НПО всубъекты РФ на условиях софинансирования с регионамии работодателями и реализовать специальную программу развитияматериально-технической базы начального профессионального образования.
ü Ключевым направлениемобновления должна стать разработка и реализация механизмов использованияматериальной базы работодателей для подготовки для них кадров в учрежденияхНПО.
Если раньше была административная системазакрепления за ПТУ базовых предприятий, то в новых условиях такоеадминистративное закрепление уже не работает. А новые механизмы еще не созданы.Кроме того, если, например, работодатель захочет сейчас передать в ПТУ какое-тооборудование, то ему это будет отнесено на прибыль. Более того, теперь даже запрохождение практик на бывшем базовом предприятии с ПТУ требуют денег,ибо и у самого работодателя нет гарантий, что выпускник ПТУ придет именно кнему по окончании учебы.
Важнейшим направлением здесь должно стать развитиена региональном и местном уровнях реальных механизмов социального партнерства –администраций, работодателей и системы образования.
В этих условиях необходимо предусмотреть ряд мер,как правовых, так и экономических, чтобы планирующаяся массовая передачаучреждений НПО в субъекты Российской Федерации не привела бы к массовому закрытиюили перепрофилированию учреждений НПО – или из-за недостаточности средств всубъектах РФ, или из-за желания по-другому распорядиться свалившейся на нихсобственностью этих учреждений.
Решению проблем укрепления материальной базы исоциальной поддержки учащихся НПО стало бы возвращение налоговых льгот напроизводимую учащимися НПО продукцию. Принятие нового Налогового кодекса двагода назад в значительной мере лишило ПТУ возможности привлечения средств от ихсобственной производственной деятельности.
Объектом исследования вданной проблеме являются квалифицированные рабочие кадры.
Предмет исследования –организация начального профессионального образования в современных условиях.
ЛИТЕРАТУРА
1. Безрукова В.С. Педагогика:Учеб. Для инж.-пед. спец./ Екатеринбург. Обл. ин-т развития регионального образования. – Екатеринбург:Изд-во Свердл. Инж.-пед. ин-та, 1993. – 320 с.
2. ПодласыйИ.П. Педагогика. Новыйкурс: Учебник для студ. пед.вузов: В 2кн. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999.
3. СеливановВ.С. Основы общейпедагогики: Теория и методика воспитания: Учеюпособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ Под ред. В.А. Сластенина.– М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 336 с.
4. Понятийный аппаратпедагогики и образования: Сб. науч. Тр./ Отв. Ред. Е.В. Ткаченко. – вып.1-3 – Екатеринбург, 1995.
5. Выступление Министраобразования Российской Федерации В.М.Филиппована заседании Правительства Российской Федерации 5июня 2003 года.
Министерство образованияРоссийской Федерации
Российский государственныйпрофессионально-педагогический университет
Контрольная работаПо дисциплине
«Общая и профессиональнаяпедагогика»
номер зачетной книжки
Выполнил:
студентгруппы
Проверил: _______________
г. Екатеринбург
2003г.