Контрольная работа по философии иистории образования
МосковскийГосударственный Педагогический Университет
Факультетпедагогики и психологии
Теме:«Общая характеристика этики образования – этические требования к учителю»
Контрольная работа студентки 4 курса 3 группы заочного отделения
ЗарубаНатальи СергеевныКраснодар, 2001
Личность, организующая и реализующаяучебно-воспитательный процесс в школе, это учитель. Можно сказать и так:учитель (педагог, преподаватель, наставник, мастер) – человек, имеющийспециальную подготовку и профессионально занимающийся педагогическойдеятельностью. Здесь следует обратить внимание на слово «профессионально».Непрофессиональной педагогической деятельностью занимаются практически вселюди, но только учителя знают, что, где и как нужно делать, умеют действовать в соответствии с педагогическимизаконами, несут в установленном порядке ответственность за качественноеисполнение своего профессионального долга. При этом не принимается во вниманиени вероятностный характер результатов педагогического труда, ни параллельноевлияние значительного количества педагогических факторов на эффективностьобучения и воспитания, ни отдаленность проявления формируемых качеств личности.
Человек, вставший за учительский стол, ответственен завсё, всё знает и умеет. Именно ответственность за судьбу каждого ученика,подрастающего поколения, общества и государства характеризуется учительскаядолжность. Трудно представить себе другую деятельность, от которой так многозависит в судьбе каждого человека и всего народа.
Учительская работа относиться к очень сложным видамчеловеческой деятельности. Но что именно делает учитель, большинство людей непонимают, ограничиваясь указаниями на внешние, видимые характеристики егодеятельности.
Очень многое проясняется, если поставить вопрос так –чем отличается учитель от других людей, не учителей? Только ли дипломомпедагогического вуза?
Пригласим в класс инженера. Он начнет объяснятьшкольникам основы своей науки, сообразуясь со здравым смыслом. Скорее всего, онбудет просто копировать своих учителей: объяснять, давать упражнения, вызыватьк доске, ставить оценки и так далее. На первый взгляд создается видимостьнормальной педагогической работы.
Но только на первый и только видимость. От настоящегоучительского труда она отличается так же, как детская игра «в школу» от самойшколы. Умение гораздо важнее знания предмета. Конечно, математике может обучитьтолько знающий математику. Но, боже мой, сколько компетентных математиковоказалось никудышными учителями.
Попытайтесь профессионально ответить на вопрос: чтоделает учитель, какими словами выразить его главную педагогическую функцию?
Конечно же, главными направлениями приложенияпедагогических усилий являются обучение, образование, воспитание, развитие иформирование учащихся. В каждом из них учитель выполняет множество конкретныхдействий, так что функции его часто спрятаны и не всегда подразумеваются явно.
Не учить, а направлять учение, не воспитывать, аруководить процессами воспитания призван учитель. И чем он отчетливее понимаетэту свою главную функцию, тем больше самостоятельности, инициативы, свободыпредоставляет своим ученикам. Настоящий мастер своего дела остается вучебно-воспитательном процессе как бы «за кадром», за пределами свободноосуществляемого учениками, а на самом деле – управляемого педагогом выбора.
Ещё Сократ называл профессиональных педагогов«акушерами мысли», его учение о педагогическом мастерстве носит название«майэвтика», что в переводе обозначает«повивальное искусство». Не сообщать готовые истины, а помочь родиться мысли вголове ученика обязан знающий педагог. Следовательно, сердцевинапедагогического труда в управлении всеми теми процессами, которые сопровождаютстановление человека.
Многообразие функций, выполняемых учителем, привноситв его труд компоненты многих специальностей – от актера, режиссера и менеджерадо аналитика, исследователя и селекционера.
Кроме своих непосредственных профессиональных функцийпедагог выполняет функции общественные, гражданские, семейные.
Сколько помнят себя люди, был среди них учитель. Был,есть и будет, пока светит солнце. Судьба каждого живущего на земле человекахотя бы чуточку побывала в его руках. Теплыми лучами учительского сердцасогрета наша многострадальная планета. Всё светлое в этой жизни от него –бескорыстного слуги Истины, Мудрости, Добра, Братства, Мира.
Только со временем, а потому очень поздно, начинаем мыпонимать, что омрачающая в детстве нашу радость «тирания» учителей быланаправлена нам во благо. Ясно видим – все наши успехи, равно как и неудачи,берут начало от колыбели, над которой стояли два самых близких человека – матьи учитель. Не многие должности на свете посоперничают с учительской во влияниина судьбы людей, государств, всего человечества.
«Чти учителя, как бога», — приказывал отец, отдаваясына в школу. Наставлению этому, хранящемуся в древнеегипетских папирусах,более двух с половиной тысяч лет. Положение с тех пор несколько изменилось.Учитель стал доступнее, земнее, что ли. Но не изменилось его призвание – сеятьразумное, доброе, вечное.
Уже в самые далекие времена обнаружилась железнаязакономерность: какие учителя, такое и общество. Те государства в историиразвития человеческой цивилизации вырывались в перед, где были лучше школы иучителя. Любое умаление роли учителя почти всегда заканчивалось плачевно:государства хирели, нравы ухудшались. Скромный и не заметный учитель, нодостаточно свести его с пьедестала, и тем самым подорвать у людей веру вистину, личным представителем которой он выступает, как тут же поднимает головуи начинает своё разрушительное воздействие невежество, отбрасывая достиженияцивилизации назад, к пещерам. Крепись, учитель! Будь мужественным! Тебе не впервой вступать в схватку с мракобесием, косностью, отсталостью, рутиной. Тывсегда на переднем крае, верный рыцарь Метиды!
Возможно, эти слова покажутся вам нескольковысокопарными. Мог бы автор сказать и помягче, поскромнее, что ли. Не согласна!Любые сравнения будут бледными и невыразительными, когда речь идет о людях, заслугикоторых перед человечеством нельзя ни измерить, ни переоценить. Разве неблагодаря учителям мы познали Вселенную и самих себя? Разве не Сократ былучителем всего человечества? Или, может быть, людовики, ганнибалы, наполеоны,македонские, ленины и сталины вырвали народ из векового невежества? Достаточнов этой связи вспомнить хотя бысвидетельство небезызвестного Бисмарка: "«немецкий народ воспитал немецкийнародный учитель"» Наши бисмарки так не скажут.
Да, всё это было. Прошло старое, пришло новое не безучастия учителей. Среди них были самые великие, самые выдающиеся ученые имыслители. Достаточно сказать, что в рядах русских учителей мы находим именавыдающихся писателей Державина, Крылова, Гоголя, Толстого, Тургенева,Гончарова, Некрасова и многих других.
Из глубины веков идут требования к учителю. Людивсегда предъявляли к нему повышенный спрос, хотели видеть своего учителя безвсех земных недостатков.
В уставе львовской братской школы 1586 г. былозаписано: «Дидискал или учитель сея школы мает быти благочестив, разумен,смиренно мудрый, кроток, воздержливый, не пьяница, не басносказитель, неблудник, не лихоимец, не сребролюбец, не чародей, не пособитель ересям, ноблагочестиво поспешитель, образ благий во всем себе представляющий не в ситцевыхдобродетелях, да и будут ученицы, яко учитель их».
В самом начале XVIIв. сформированы обширные и четкие требования к учителю,которые не устарели по сей день. Я.А.Коменский считал, что главное назначениеучителя состоит в том, чтобы своей высокой нравственностью, любовью к людям,знаниями, трудолюбием и другими качествами стать образцом для подражания состороны учащихся и личным примером воспитывать у них человечность.
Учителя должны быть образцом: простоты – в пище иодежде, бодрости и трудолюбия – в деятельности, скромности и благонравия – вповедении, искусства разговора и молчания – в речах. А также подавать пример«благоразумия в частной и общественной жизни».
С профессией учителя совершенно не совместимы лень,бездеятельность, пассивность. Хочешь изгнать эти пороки из учащихся, преждеизбавься о них сам. Кто берется занаивысшее – воспитание юношества, тот должен познаться и с ночнымбодрствованием и тяжким трудом, избегать пиров, роскоши и всего, «что ослабляетдух».
Я.А.Коменский требует, чтобы учитель внимательноотносился к учащимся, был приветливым иласковым, не отталкивал от себя детей своим суровым обращением, а привлекал ихотеческим расположением, манерами и словами. Учить детей нужно легко и радостно,«чтобы напиток науки проглатывался без побоев, без насилия, без отвращения,словом, приветливо и приятно».
«Плодотворным лучом солнца для молодой души» назвалучителя К.Д.Ушинский. Учитель русских учителей предъявлял к народнымнаставникам исключительно высокие требования. Он не мыслил себе учителя безглубоких и разносторонних знаний. Но одних знаний мало. Надо иметь ещё твердыеубеждения.
Вопрос о педагогическом призвании не сходит со страницпедагогической печати. В одной из новых книг читаем: «К сожалению, и по сейдень в педагогических вузах при наборе студентов не проводится диагностика ихпедагогической одаренности, берут всех, кто выдержит общеобразовательныйконкурс. Вот почему в школы и другие учебно-воспитательные учреждения попаломного людей заведомо профессионально ущербных, что отрицательно, а порой простогубительно сказывается на их учениках и воспитанниках».
Через профессиональные требования педагог реализуетсякак работник, выполняющий свои обязанности в системе производственныхотношений.
На наших глазах происходит заметная трансформацияучебных заведений в производственные учреждения, предоставляющие«образовательные услуги» населению, где действуют планы, контракты, случаютсязабастовки, развивается конкуренция – неизбежный спутник рыночных отношений. Вэтих условиях особую важность приобретают человеческие качества педагога,которые становятся профессионально значимыми предпосылками созданияблагоприятных отношений в учебно-воспитательном процессе.
В ряду этих качеств человечность, доброта,терпеливость, порядочность, честность, ответственность, справедливость,обязательность, объективность, щедрость, уважение к людям, высокаянравственность, оптимизм, эмоциональная уравновешенность, потребность кобщению, интерес к жизни воспитанников, доброжелательность, самокритичность, дружелюбие,сдержанность, достоинство, патриотизм, религиозность, принципиальность,отзывчивость, эмоциональная культура и многие другие.
Обязательное для учителя качество – гуманизм, то естьотношение к растущему человеку как высшей ценности на земле, выражение этогоотношения в конкретных делах и поступках. Гуманные отношения слагаются изинтереса к личности учащегося, из сочувствия ученику, помощи ему, уважения егомнения, состояния особенностей развития, из высокой требовательности к егоучебной деятельности и озабоченности развитием его личности. Учащиеся видят этипроявления и следуют им сначала неосознанно, постепенно приобретая опытгуманного отношения к людям.
Учитель – это всегда активная, творческая личность. Онвыступает организатором повседневной жизни школьников. Пробуждать интересы,вести учащихся за собой может только человек с развитой волей, где личнойактивности отводиться решающее место. Педагогическое руководство таким сложныморганизмом, как класс, датский коллектив, обязывает воспитателя бытьизобретательным, сообразительным, настойчивым, всегда готовым ксамостоятельному разрешению любых ситуаций. Педагог – образец для подражания,побуждающий учащихся следовать за ним, равняться на близкий и доступный дляподражания образец.
Профессионально необходимыми качествами учителяявляются выдержка и самообладание. Профессионал всегда, даже при самыхнеожиданных обстоятельствах (а их бываетнемало), обязан сохранить за собой ведущее положение в учебно-воспитательномпроцессе. Никаких срывов, растерянности и беспомощности воспитателя учащиеся недолжны чувствовать и видеть. Ещё А.С.Макаренко указывал, что учитель без тормозов – испорченная, неуправляемая машина.Нужно это помнить постоянно, контролировать свои действия и поведение, неопускаться до обид на учащихся, не нервничать по пустякам.
Душевная чуткость в характере учителя – своеобразныйбарометр, позволяющий ему чувствовать состояние учащихся, их настроение,вовремя приходить на помощь тем, кто в ней больше всего нуждается. Естественноесостояние педагога – профессиональное беспокойство за настоящее и будущее своихпитомцев. Такой учитель осознает свою личную ответственность за судьбыподрастающего поколения.
Неотъемлемое профессиональное качество учителя –справедливость. По роду своей деятельности педагог вынужден систематическиоценивать знания, умения, поступки учащихся. Поэтому важно, чтобы его оценочныесуждения соответствовали уровню развития школьников. По ним учащиеся судят обобъективности педагога. Ничто не укрепляет нравственный авторитет педагога, какего умение быть объективным.
Предубеждение, предвзятость, субъективизм учителяочень вредят делу воспитания. Воспринимая учащихся сквозь призму собственныхоценок, необъективный педагог становиться пленником схем и установок. До обостренияотношений, конфликта, невоспитанности, сломанной судьбы – рукой подать.
Воспитатель обязан быть требовательным. Это важнейшееусловие его успешной работы. Высокие требования учитель прежде предъявляет к себе, ибо нельзя требовать от других того,чем не владеешь сам. Педагогическая требовательность должна быть разумной.Мастера воспитания учитывают возможности развивающейся личности.
Нейтрализовать сильное напряжение, присутствующее впедагогическом процессе, помогает воспитателю чувство юмора. Недаром говорят:веселый педагог обучает лучше угрюмого. В его арсенале шутка, прибаутка,пословица, удачный афоризм, дружеская подковырка, улыбка – всё, что позволяетсоздать в классе положительный эмоциональный фон, заставляет школьниковсмотреть на себя и на ситуацию скомической стороны.
Отдельно следует сказать о профессиональном тактепедагога как особого рода умении строить свои отношения с воспитанниками.Педагогический такт – это соблюдение чувства меры в общении с учащимися. Такт –это концентрированное выражение ума, чувства и общей культуры воспитателя.Сердцевиной педагогического такта выступает уважение к личности воспитанника.Понимание воспитуемых предостерегает учителя от бестактных поступков,подсказывая ему выбор оптимальных средств воздействия в конкретной ситуации.
Чем ближе к нашему времени, тем выше требованияобщества к учителю. В.Сухомлинский, творивший в 70-е годы, на первое местовыдвигал воспитательный аспект деятельности учителя. Каким бы «очищенным» отвоспитания ни было обучение, считал он, оно является прежде всего нравственнымформированием человеческой личности. Нет, не может и не должно быть обучения,«непричастного» к воспитанию. Учитель воспитывает не только идеями, заложеннымив знаниях, но и тем, как он несет их в класс. В обучении взаимодействуют нетолько умы. Душа учителя соприкасается с душой ученика.
Есть в процессе обучения особая магия. Она – внапряжении воли учителя и воли ученика. Надо почувствовать сопротивлениематериала, чтобы ощутить всю прелесть полученного результата.
Сопряжение трех величин: учитель – предмет – ученик –таит в себе опасность. От того, как складываются отношения в системе «учитель –ученик», в значительной мере зависит судьба предметов. Это не заблуждение, а факт: нельзя любить математику, не испытываябольших симпатий к учителю математики. Невозможно любить искусство, не понимаяучителя литературы.
Методические ухищрения, конечно, важны, без них к умунынешнего ученика не достучишься. Но есть вещи и поважнее их: «От живого,страстного, хотя и не совершенного в своих качествах, — от живого и жизнь идет.Учитель – не ангел с крылышками, и не с херувимчиками имеет он дело. От ангеладо ненавистного всеми человека в футляре, склеенном из предписаний начальства,- один шаг. Не ангел, не душа в футляре, не особого рода существо, будтоспециально рожденное для поучений, а также исправления несчастных детей, — живой, земной, грешный человек, понятный детям и в достоинствах своих, и в пороках, нескованный – распахнутый длядетей». Эти проникновенные строчки об учителе написал С.Соловейчик. Спешимсогласиться с ним безоговорочно, присовокупив лишь одно примечание: страстью ичеловечность не заменить науку, но сделать последнюю доступной, осязаемой,зримой для ребенка можно… лишь страстью и человечностью.
Из двадцати важнейших качеств учителя из тысячежегодно опрашиваемых студентов-первокурсников примерно 85% стабильно мета впервой десятке отдают нравственным качествам учителя: доброте, доверию кучащимся, вежливости, скромности, простоте, чуткости, организованности,нравственной чистоте.
Пяти-, шести- и семиклассники отвечали на анкету. Былв ней и такой вопрос: «Что бы ты хотел пожелать своим учителям?» Скажем, что кподобным анкетам и вопросам отношение специалистов неоднозначное. Многиесчитают их неуместными. Но, с другойстороны, разве не следует уважать мнение учащихся, считаться с ним, принимать врасчет, даже если оно расходиться с оценками коллег и администрации, даже еслионо несправедливое или ложное?
Учащиеся очень осторожно «намекали» на недостаткисвоих учителей. Больше всего на нравственную черствость, несправедливость,нежелание считаться с коллективом. «Почему она такая красивая и одеваетсякрасиво, и прическа красивая, и с родителями разговаривает вежливо и с улыбкой,а на уроке с нами как станет кричать..», «… не нравиться недоверие к учащимся,грубое отношение, когда сам плохо объясняет, а от учащихся требует, когдаунижает». Осуждают учителей, которые «выделяют отличников», а на слабых необращают внимания. Не любят наши ученики, «когда о недостатках и проступкахговорят перед всем классом».
Существенно проясняет ситуацию использование понятия«идеальный педагог». Идеальный педагог – образец профессионала, носительгражданских, производственных и личностных функций, сформированных на наивысшемуровне.
Идеальный педагог – образец для подражания, ориентирдля подготовки и эталон для сравнения:
-любовь к делу,
-любовь к учащимся,
-вера в человека,
-терпеливость,
-оптимизм,
-эмпатия,
-сдержанность,
-душевная щедрость,
-требовательность,
-тактичность,
-самообладание,
-справедливость,
-общительность,
-ответственность,
-высокие моральные качества,
-активная жизненная позиция,
-личный пример всем и во всём,
-уважение к законам государства,
-национальная гордость,
-патриотизм,
-готовность к защите Родины,
-гуманизм,
-духовность,
-открытость,
-нравственность,
-критическое отношение к своим действиям
и многие другие.
Следует обратить внимание на динамизм этих качеств.Оставаясь неизменными по названию, они постоянно наполняются новым содержанием.Поэтому конкретные особенности качеств идеального педагога должны подвергатьсярегулярному критическому анализу, иначе, окостенев в своем развитии, они будутвыглядеть архаично и мало привлекательно для острых в своем восприятиидействительности учащихся и студентов.