Реферат по предмету "Экономика"


Иностранные инвестиции и их роль в экономике России

/> РефератИностранныеинвестиции и их роль в экономике России
СодержаниеВведение1.Рольиностранных инвестиций в экономике России2.Основные преимущества притока иностранных инвестиций
3. Причины ввоза капитала
4. Проблемы и факторы, влияющие на притокинвестицийЗаключениеСписок литературы
Введение
Проблема привлечения иностранных инвестиций вроссийскую экономику приобрела в настоящее время особое значение. Анализпривлечения в Россию иностранного капитала показывает, что он пока не сталфактором экономического роста даже в тех отраслях и регионах, где его объемынаиболее велики. Несмотря на относительно устойчивую тенденцию роста, доляиностранных инвестиций в общем объеме внутренних долгосрочных инвестиций в экономикупока остается незначительной.
Основными препятствиями для притока иностранногокапитала в Россию являются политическая нестабильность, инфляция,несовершенство законодательства, чрезмерные налоги, отсутствие механизма защитыиностранных инвестиций, криминогенность обстановки, распространение коррупции,неразвитость производственной и социальной инфраструктуры, недостаточное информационноеобеспечение и др. Взаимосвязь этих проблем усиливает их негативное влияние наинвестиционную ситуацию.
За последние годы Россия потеряла ощутимоеколичество реальных иностранных инвесторов, которые желали вложить средства вРоссийские предприятия, но были вынуждены отказаться от этого. Причинами отказастали, прежде всего, высокие издержки и, как следствие, неконкурентоспособностьпроизводства в России, а также сложные и запутанные способы регистрацииинвестиций в российские предприятия.
Что касается потенциальных возможностейпривлечения иностранного капитала на российский рынок, по мнению ведущихэкономистов, они достаточно велики. Это объясняется, во-первых, высокойресурсной обеспеченностью страны. Россия обладает огромными запасами природныхресурсов и в этом плане является весьма привлекательной для иностранныхинвесторов. В то же время, подобные выводы не совсем оправданы в отношенииресурсов рабочей силы. Для многих ТНК, особенно наиболее развитых, в настоящеевремя на первый план выходят не столько обилие и дешевизна рабочей силы,сколько её квалификация, отношение к труду и прочие качественные параметры. Вместес тем с качественными параметрами российской рабочей силы дело обстоит невполне благополучно.
1.  Роль иностранных инвестиций в экономике России
Какпоказывает мировой опыт, привлечение зарубежных инвестиций оказываетположительное влияние на экономику принимающих стран. Рациональноеиспользование иностранных капиталовложений способствует развитию производства,передаче передовых технологий, созданию новых рабочих мест, роступроизводительности труда, повышению конкурентоспособности продукции на мировомрынке, развитию остальных регионов и др. Кроме того, привлечение иностранногокапитала и создание совместных предприятий расширяют налогооблагаемую базу имогут стать важным дополнительным источником формирования доходной частигосударственного бюджета.
Однако анализдеятельности иностранного предприятия в России, к сожалению, свидетельствует отом, что пока зарубежные капиталовложения не стали катализатором экономическогороста даже в тех отраслях, регионах и областях России, где его концентрацияособенно велика.
Эффективностьпривлечения иностранного капитала определяется рядом макроэкономическихпоказателей, среди которых наиболее репрезентативными являются:
• удельныйвес иностранных инвестиций в общем объеме внутренних валовых капиталовложений;
• объем идоля продукции, выпускаемой на предприятиях с участием иностранного капитала вобщем объеме промышленного производства;
• количествои доля занятых на предприятиях с участием иностранного капитала в общейчисленности занятых;
•производительность труда на предприятиях с участием иностранного капитала;
• доляпродукции предприятий с участием иностранного капитала в общем экспорте иимпорте страны;
• удельныйвес продукции предприятий с участием иностранного капитала в ВВП.
По показателюкапитализации (отношение объема иностранных инвестиций к ВВП) Россиязначительно отстает от большинства стран, с которыми она конкурирует запривлечение иностранных инвестиций.
Подводянекоторые итоги вышеизложенному, можно сделать следующие выводы:
· иностранныйкапитал стал неотъемлемой, составной частью российской экономики;
· несмотряна относительно положительную динамику притока иностранного капитала, он неоказывает реального влияния на реализацию инвестиционных процессов;
· иностранныевложения пока не стимулируют рост промышленного производства и структурныепреобразования в экономике;
· сохраняетсянизкая эффективность использования кредитных ресурсов зарубежных государств,направляемых на реализацию инвестиционных проектов;
· повышениеэффективности деятельности иностранного капитала в экономике России во многомзависит от улучшения инвестиционного климата.
Вместе с тем, существуют и реальные риски отожидаемого притока инвестиций:
1. Хотяформально Россия и получила инвестиционный рейтинг, среди инвесторовпреобладают сомнения в устойчивости экономического роста при резком снижениимировых цен на нефть, а в последнее время – и в политической стабильности.Поэтому, по крайней мере в ближайшее время, средства будут приходить в основномкраткосрочные и спекулятивные. Консервативные инвесторы предпочтут дождатьсязавершения выборов и присвоения инвестиционного рейтинга еще хотя бы однимпризнанным международным агентством. Кроме того, для них в России пока простонет достаточного объема качественных активов и проектов.
2. Рискипритока «горячих», краткосрочных денег на слабых развивающихся рынкахобщеизвестны – это показал азиатский кризис 1997 г. и его продолжение в Россиив 1998 г. и конечно кризис 2008г. При ухудшении ситуации на мировых финансовыхрынках может немедленно последовать отток спекулятивного капитала с национальныхфинансовых рынков, что провоцирует их обвал вместе с крахом уже достаточно«привязанных» к ним компаний реального сектора.
3. Валютныериски. При крайне благоприятных сейчас условиях заимствований на международныхфинансовых рынках на них могут выйти компании, не имеющие соответствующегопокрытия в виде валютной выручки (получающие основные доходы в рублях).Последствия могут окзаться печальными, особенно при нестабильности курсовосновных мировых валют и при снижении притока валюты в Россию.
Характеризуяситуацию с привлечением иностранных инвестиций в экономику России, приходитсяконстатировать, что пока Россия является местом борьбы международных компанийза сбыт своих товаров, а не ареной приложения капитала. Произошло это врезультате “распахнутости” российского товарного рынка и неадекватногоинвестиционного климата.
Длястабилизации экономики и активизации инвестиционного климата требуется принятиеряда кардинальных мер, направленных на формирование в стране как общих условийразвития цивилизованных рыночных отношений, так и специфических, относящихсянепосредственно к решению задачи привлечения инвестиций.
Можновыделить следующие предпосылки увеличения притока иностранного финансовогокапитала в Россию:
1) Меры порепатриации “убежавшего” из России капитала.
2) Приведениероссийского законодательства, определяющего вывоз капитала как незаконный, всоответствие с международным правом. В рамках этого процесса необходимоамнистировать владельцев незаконно вывезенного капитала за границу с целью еговозврата в Россию. Правительство г. Москвы, разрабатывая новую концепциюэкономического развития столицы, намерено создать условия для привлечения вэкономику города “русских” денег, находящихся на счетах в заграничных банках,которые составляют, по некоторым оценкам, более 300 млрд.долл. В этой связиполезным может оказаться использование китайского опыта привлечения зарубежныхкапиталов, принадлежащих хуацяо (китайцам, проживающим за границей). Ведьименно на дрожжах иностранных инвестиций (до 70% которых принадлежит хуацяо)выросло китайское “экономическое чудо”.
3) Созданиесистемы приема иностранного капитала, включающей широкую и конкурентную сетьгосударственных институтов, коммерческих банков и страховых компаний,страхующих иностранный капитал от политических и коммерческих рисков, а такжеинформационно-посреднических центров, занимающихся подбором и заказомактуальных для России проектов, поиском заинтересованных в их реализацииинвесторов и оперативном оформлении сделок «под ключ».
4) Высокийбанковский процент.
5) Низкаяинфляция.
6)Либерализация финансового рынка.
2. Основные преимущества притока иностранных инвестиций
Существуетпринципиальная точка зрения, что иностранные инвестиции выгодны не толькоинвестору, но и экономике капиталопринимающей страны (страны-донора).
Использованиеиностранных капиталовложений позволяет:
· оживитьэкономику;
· получитьдоступ к передовым технологиям и методам управления;
· противодействоватьувеличению внешнего долга государства, предоставляя средства для его погашения;
· стимулироватьразвитие собственных производительных сил общества;
· способствоватьэффективному производству и подъему экономики, ее интеграции в мировуюэкономическую систему вследствие производственной и научно-техническойкооперации.
К косвенным преимуществаминостранных инвестиций относятся:
· привлечениеновых технологий, оборудования и «ноу-хау»;
· возможностьподготовить кадры специалистов, управленцев и предпринимателей, владеющихсовременными технологиями управления и организации производства;
· активизацияэкспортного потенциала страны-донора;
· развитиересурсов регионов.
Увеличению притока в Россию иностранного капитала мешают прежде всего:
— нестабильность экономической и социально-политическойобстановки в стране;
— один из самых высоких в мире уровень налогообложенияпредприятий;
— продолжающийся пятый год общеэкономический кризис с егоосновными чертами (сокращение производства, рост безработицы, высокая инфляцияи т.п.);
— низкий уровень развития многих элементовинфраструктуры;
— нестабильность обменного курса и высокая инфляция.
Однако помимо этих общих причин притоку иностранного капитала в Россиюмешают более узкие, во многом субъективные причины:
— слабое информационное обеспечение иностранныхинвесторов о потенциальных возможностях для инвестирования:
— несовершенство процедуры оформления иностранныхинвестиций;
— недостаточная ясность с правами собственности в России(на землю, на принадлежащие местному партнеру фонды, на приватизируемыеобъекты);
— затрудненность доступа к местным кредитам и фондовойдеятельности;
— незначительные инвестиционные льготы; — недостаточнаязащита от политических и экономических рисков;
— низкий уровень защиты интеллектуальной собственности. Вцелом можно сделать вывод, что существующий механизм привлечения иностранногокапитала в России недостаточно разработан. И хотя основными препятствиями длярадикального увеличения притока иностранных инвестиций являются экономическая,политическая и социальная нестабильность в стране и экономический кризис, однакосовершенствование механизма привлечения иностранного капитала мсйкет заметноувеличить этот приток. Поэтому иностранный опыт регулирования и привлеченияиностранного предпринимательского капитала представляет большой интерес.Значительный объем производства многих современных товаров и услуг на душунаселения, высокий уровень образования населения, культурные традиции подводятнас к заимствованию необходимого опыта прежде всего в наиболее близких нам поуровню экономического развития и культуре государствах Запада, хотя это,конечно, не означает пренебрежение к опыту Китая, Юго-Восточной Азии, ЛатинскойАмерики.
/>/>/>/>/>/>/>Масштабное и интенсивноепривлечение иностранных производственных инвестиций напрямую зависит от уровняэффективности их осуществления в материальном секторе экономики.
Можновыделить два основных фактора, влияющих на конечный результат производственныхинвестиций: привлекательность инвестиционного проекта и качество егореализации.
Иностранныекомпании при рассмотрении возможностей и в процессе организации промышленногопроизводства в России, в том числе в сфере строительства, сталкиваются сдополнительными рисками, требующими увеличения приемлемой для них нормуприбыли. К наиболее существенным можно отнести: риск, связанный снестабильностью хозяйственного законодательства и условий инвестирования:неполнота или неточность информации об уровне и динамике технико-экономическихпоказателей, финансовом положении предприятий-реципиентов капитала;неопределенность целей, интересов и поведения партнеров на внутреннем рынке.
Привлекательностьинвестиций в реальный сектор снижается также из-за слабой координации междуналогообложением товаров местного производства и ставками таможенных пошлин наимпортируемые товары. Очевидно, что когда цена товара (с учетомналогообложения), произведенного в России, выше, чем стоимость такого жетовара, ввезенного из-за рубежа, осуществление инвестиций будетнецелесообразным.
3. Причины ввоза капитала
Дляактивизации притока иностранных инвестиций в российскую экономику необходимосоздание благоприятного инвестиционного климата. Критерием привлекательностинациональной экономики для иностранных инвесторов является уровень рискапредпринимательской деятельности и рентабельность инвестиционных проектов. Приэтом учитываются следующие факторы: политическая стабильность, емкость и спросвнутреннего рынка, доступ к природному сырью, развитие правового регулированиядеятельности иностранных инвесторов в стране, макроэкономическая политика иперспективы экономического роста, издержки производства и качество рабочейсилы, кредитоспособность субъектов хозяйственной деятельности.
Позитивными причинами,способствующими привлечению иностранных инвестиций в экономику России,являются:
• масштабырынка, насчитывающего почти 150 млн. потенциальных потребителей; наличиеотносительно высококвалифицированной и дешевой рабочей силы;
• начавшийсяэкономический рост;
• сокращениебюджетного дефицита и снижение инфляции;
•осуществление налоговой реформы, предусматривающей снижение налогов сюридических и физических лиц;
• дальнейшаялиберализация экономики в связи с вступлением в международные экономические ифинансовые организации.
Так,налоговая система Российской Федерации содержит меры, направленные наобеспечение стабильности условий инвестиционной деятельности. В частности,налоговым законодательством установлены сроки вступления в силу федеральныхзаконов, актов законодательства о налогах и сборах субъектов РоссийскойФедерации и актов представительных органов местной власти, что исключило ихвступление в силу задним числом.
Кроме того,Налоговым кодексом (часть первая), определено, что акты законодательства оналогах и сборах, устанавливающие новые налоги или сборы, повышающие налоговыеставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность занарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новыеобязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков, не имеютобратной силы, а акты законодательства, смягчающие его, обратную силу имеют.
С цельюповышения уровня стабильности инвестиционного процесса также установлено:ставки ввозных таможенных пошлин на одни и те же товары не могут изменятьсячаще, чем один раз в шесть месяцев; единовременное изменение ставок ввозимыхтаможенных пошлин не может превышать 10 процентных пунктов или эквивалентногоабсолютного значения; национальная система преференций пересматривается нечаще, чем один раз в год, а изменения вступают в силу не ранее, чем через 90дней после их официального опубликования. Несмотря на некоторые позитивныешаги, в целом инвестиционный климат остается неблагоприятным, чтопредопределяется следующими факторами. Прежде всего, имеет место значительныйвнешний и внутренний долг, который ограничивает участие государства винвестиционном процессе.
Недостаточноеучастие государства в инвестиционном процессе в итоге не стимулируетиностранного инвестора в финансировании развития реального сектора экономики.
Низкийкредитный рейтинг, высокие инвестиционные риски также негативно влияют наинвестиционный климат и сдерживают осуществление заимствований кредитныхресурсов на мировых рынках капиталов и привлечение иностранных инвестиций.
Кроме того,неблагоприятное состояние инвестиционного климата предопределяется:значительными, размерами неплатежей, высоким удельным весом кредиторскойзадолженности предприятий по отношению к объему произведенной продукции;значительным по объемам вывозом отечественного капитала, существеннопревышающим приток прямых иностранных инвестиций; низким уровнем реальныхдоходов и накоплений населения; несовершенством российского законодательства,регулирующего инвестиционную сферу.
Высокиеинвестиционные риски и низкая норма рентабельности большинства предприятийреального сектора экономики делают его недостаточно привлекательным дляиностранных инвесторов. Ставка рефинансирования (25%) несопоставима с уровнемрентабельности большинства предприятий реального сектора экономики.
Состояниеинвестиционного климата усугубляется низкими темпами реструктуризациибанковской системы, недостаточным объемом собственных капиталов длякредитования даже среднесрочных инвестиций у большинства выживших послефинансового кризиса банков.
Винвестиционном процессе практически не задействована банковская система. Банкине решаются идти на высокие инвестиционные риски, в том числе при покупкеимущества лизинговыми компаниями. Затраты на его покупку лизингодателями в январе-июнесоставили 396 млн. руб., а их доля в объеме инвестиций — всего 0,1%.
Улучшениюинвестиционного климата будет способствовать создание банковской структуры,которая аккумулировала бы финансовое обеспечение государственных гарантий.Такое структурное подразделение может быть создано в составе Российского банкаразвития. Банк развития, контрольный пакет акций которого будет принадлежатьгосударству, является специализированной финансовой структурой, предназначенныйаккумулировать средства внутренних и внешних источников для развития реальногосектора экономики.
В целяхсоздания благоприятного инвестиционного климата целесообразно осуществить мерыпо стимулированию иностранных инвесторов. Первоочередными среди них являются:
— отменадействующего ограничения (50%) по налогообложению реинвестируемой прибыли.Реализацию этой льготы следовало бы осуществлять путем предоставленияинвестиционного налогового кредита на платной, возвратной и конкурсной основечасти прибыли, освобождаемой от налогообложения;
— введение«налоговых каникул» на срок 3-5 лет в отношении предприятий, внедряющихпринципиально новые технологии, машины и оборудование для их техническогооснащения;
— освобождение от НДС, уплаты таможенных платежей импортируемого неконкурирующего технологического оборудования для внедрения новых технологий;
— введениедля целей налогообложения предприятий, осуществляющих технологическуюмодернизацию производства, повышенного коэффициента ускоренной амортизациимашин и технологического оборудования, вводимых и используемых в рамках новыхтехнологий.
Улучшениюинвестиционного климата способствовало бы также обеспечение доступа иностранныхинвесторов к информации об инвестиционных возможностях российской экономики иэкономики регионов путем совершенствования системы информационного иконсультативного обеспечения, маркетинга инвестиционных программ и проектов.
В этой связиактуальной является задача создания федеральной информационной системы,представляющей иностранным инвесторам широкий доступ к информации обинвестиционных проектах. Цель такой информационной системы приблизитьинвестиционный проект к инвестору. При этом информационная система должнасоответствовать международным стандартам подачи информации, обеспечивающейпрозрачность предприятия и инвестиционного проекта, аналитические обзоры(общеэкономические, отраслевые и региональные), бизнес-план, финансовоеположение инициатора проекта. Информационная система должна обладатьспособностью довести информацию об инвестиционных проектах до широкой аудиторииинвесторов, работающих на рынке инвестиционных ресурсов.
Большоезначение имеет создание благоприятного инвестиционного климата на уровнерегионов. На состоянии инвестиционного климата в значительной степени сегоднясказывается регионализация рынка инвестиций. Органами исполнительной властисубъектов Федерации вводятся запреты и ограничения на ввоз и вывоз товаров,устанавливаются региональные пошлины на поставку товаров из других регионовРоссии, вводятся особые торговые режимы, создаются региональные торговыеструктуры, которым предоставляется монопольное право на торговлю отдельнымитоварами.
Совершенствованиеинвестиционного климата предопределяет необходимость:
1) улучшениямакроэкономической конъюнктуры (снижение инфляции, процента за долгосрочныйбанковский кредит, укрепление финансового положения предприятий);
2) развитиясистемы гарантий, обеспечения прав инвесторов, защиту их собственности;
3) развитияорганизационно-правовых условий, включающих целевое использование амортизации,налоговые стимулы для капитализации прибыли, развитие вторичного рынка ценныхбумаг, страхование инвестиций, залоговое право, ипотеку (земли, жилья),использование накоплений населения;
4) проведенияреформы налоговой системы в направлении снижения налогового бремени наинвесторов и стимулирования инвестиционной деятельности;
5) введениямер для предотвращения утечки капитала за рубеж и стимулирование возвратаотечественного капитала в страну.
Активизацииинвестиционного процесса будет способствовать предоставление государствомгарантий по возврату части заемных средств с целью расширения источниковфинансирования, участие государства в кредитовании инвестиционных проектов наоснове разделения риска с инвестором и другими кредиторами, применениемеханизма санаций и банкротства предприятий для наиболее эффективногоиспользования накоплений.
Такимобразом, в целом инвестиционной климат российской экономики остаетсянеблагоприятным. В связи с высоким уровнем конкуренции на мировых рынкахкапиталов, дефицитом накоплений в российской экономике нужны последующие меры,направленные на его улучшение. Перечисленные меры, наряду с достижением встране экономической и политической стабильности, позволят повысить рейтингРоссии и доверие западных инвесторов, снизить риски вложения инвестиций.
4. Проблемы и факторы, влияющие на приток инвестиций
Инвестиционныйклимат – это совокупность политических, экономических, юридических, социальных,бытовых и других факторов, которые в конечном счете определяют степень рискакапиталовложений и возможность их эффективного использования.
Притокиностранного капитала в любую страну, а также эффективность капиталовложенийопределяются преимуществами инвестиционного климата в данной стране.
Основнымипрепятствиями для притока иностранного капитала в Россию являются: неотработанностьзаконодательства, чрезмерные налоги, отсутствие механизма защиты иностранныхинвестиций, криминогенность обстановки, распространение коррупции. Многиеиностранные предприниматели называют последние причины в качестве основных, атакже подчёркивают нестабильность ''правил игры''.
Необходимымусловием для привлечения иностранных капиталов в Россию является борьба скриминальными элементами. В международной экономике всё больше возрастает рольмелких и средних инвесторов, а они и являются основными объектами криминальныхструктур. Важнейшей причиной недостатка капиталовложений является именнокриминальность нашего общества.
За последниегоды Россия потеряла ощутимое количество реальных иностранных инвесторов,которые желали вложить средства в российские предприятия, но были вынужденыотказаться от этого. Причинами отказа стали:
· высокиеиздержки и, как следствие, неконкурентоспособность производства в России;
· сложныеи запутанные способы регистрации инвестиций в российские предприятия;
· неуступчивостьроссийских партнёров, а также их неадекватная оценка вклада российской стороны;
· резкоерасхождение между словами и делами российских руководителей и чиновников (почтивсе компании жалуются на то, что на встречах с российскими руководителямивысокого уровня – членами правительства, министрами, руководителями субъектовРоссийской Федерации – их заверяют в том, что им предоставят помощь в решениивозникших проблем, но когда дело доходит до непосредственных исполнителей,движение полностью останавливается);
· неготовностьруководителей российских предприятий к конкретным действиям и сотрудничеству синостранными инвесторами, низкий уровень менеджмента.
Крайне остройпроблемой стало регулирование таможенного режима в России. В настоящее времяряд иностранных компаний, реализующих импортозамещающие проекты, столкнулись сситуацией, в которой действующие ставки таможенных пошлин на сырьё,комплектующие и готовую продукцию делают производство в Россиинецелесообразным.
Неблагоприятныйинвестиционный климат имеет для страны, принимающей инвестиции, реальноеденежное выражение, в котором исчисляются материальные потери вследствиенедополучения значительных инвестиций и низкой эффективности «работающих»капиталовложений.
Дляпотенциальных инвесторов в России при анализе политической ситуации решающуюроль играет политика государства в отношении иностранных инвестиций,вероятность национализации иностранного имущества, участие страны в системахмеждународных договоров по различным вопросам, прочность государственныхинститутов, преемственность политической власти, степень государственноговмешательства в экономику и т.д.
Наинвестиционном климате отрицательно сказываются не только прямые ограничениядеятельности иностранных фирм, содержащиеся в законодательстве, но и нечёткостьи особенно нестабильность законодательства принимающей стороны, поскольку этанестабильность лишает инвестора возможности прогнозировать развитие событий,что снижает рентабельность вложений.
Одним изпроявлений кризисного состояния российской экономики является инвестиционныйкризис, означающий долговременную тенденцию снижения объёма капиталовложений,а, следовательно, быстрое устаревание основных фондов и тем самым угрозу утратыне только конкурентоспособности, но и самой возможности существования многихпредприятий и целых отраслей. Выход из кризиса зависит от решения проблемыинвестиций.
Средиэкономических параметров основное внимание при оценке инвестиционного климатауделяется общему состоянию экономики, положению в валютной, финансовой икредитной системах, таможенному режиму, возможностям использования рабочей силы(стоимость рабочей силы и её соотношение со средним уровнем квалификацииработников и производительности труда).
Большую рольв оценке социальной среды для инвестиций играют показатели отношения киностранным инвестициям в обществе, степень его расслоения, наличие илиотсутствие согласия по основным вопросам экономического и социального развитиястраны, уровень безработицы, возможность забастовок.
Заключение
Такимобразом, в ходе исследования автор пришел к следующим выводам. Иностранныеинвестиции оказывают значительное воздействие на состояние государственныхфинансов. Это воздействие может быть как прямым, так и косвенным. На основеанализа тенденций развития международных экономических процессов можно сказать,что непосредственное воздействие иностранных инвестиций на государственныефинансы путем внешних заимствований постепенно снижается. В то же время, особоезначение приобретает механизм косвенного воздействия, который осуществляетсяпутем инвестирования реального сектора экономики и последующего переливакапитала.
Притокиностранного капитала в Россию значительно сократился в связи с кризисом 2008г. На сегодняшний день иностранные инвестиции в России являются одним изглавных источником финансирования бюджетного дефицита (кредиты иностранныхгосударств и международных организаций, облигационные займы). С другой стороны,иностранный капитал пока не стал фактором экономического роста даже в техотраслях и регионах, где его объемы наиболее велики. Это объясняетсянеблагоприятным инвестиционным климатом в стране, наличием большого количестваинвестиционных рисков (правовых, инфляционных, криминальных и др.). То есть,чтобы способствовать увеличению государственных доходов за счет переливакапитала, Правительству необходимо выработать четкий механизм инвестиционнойполитики, а также предпринять определенные шаги для улучшения инвестиционногоклимата. Анализируя возможные варианты инвестиционной политики, можно выделитьпервостепенные мероприятия, которые должны быть осуществлены. Это систематизациязаконодательной базы, касающейся иностранных инвестиций, определенные меры поборьбе с коррупцией, предоставление налоговых льгот иностранным инвесторам.
ПравительствомРФ были сформулированы основные направлениями федеральной инвестиционнойполитики в области привлечения прямых иностранных инвестиций в экономикуРоссии:
­ совершенствованиенормативно-правовой базы для деятельности иностранных инвесторов с учётомстратегических интересов РФ;
­ стимулированиеблагоприятной для России отраслевой структуры прямых иностранных инвестиций;
­ активноеучастие в международном регулировании прямых иностранных инвестиций;
­ развитиеполитики привлечения прямых иностранных инвестиций в регионы, включая вопросыкоординации регулирования прямых иностранных инвестиций на федеральном ирегиональном уровне;
Можнопредположить, что для осуществления деятельности по указанным направлениямПравительству будет необходимо провести следующий комплекс мер:
­ формулировкабазовых принципов политики привлечения прямых иностранных инвестиций;
­ разработкапринципов и подходов стимулирования инвесторов;
­ разработкаприоритетов привлечения прямых иностранных инвестиций (структурные, отраслевые,региональные, геополитические);
­ созданиесистемы страхования инвестиционных рисков;
­ законодательнаяподдержка привлечения прямых иностранных инвестиций.
Заинтересованностьв привлечении инвестиций из-за рубежа вынуждает создавать систему льгот игарантий, устанавливаемых как в законодательном порядке, так и в рамкахспециальных соглашений правительства с конкретными компаниями-инвесторами. Приформировании специфических стимулов инвестирования необходимо предусмотретьвыполнение инвестором ряда условий и ограничений – по экспорту, по импорту, позанятости, по доле в собственности. Важным аспектом является соединениепобудительных механизмов в единый пакет в соответствии с приоритетностьюразвития отдельных секторов национальной экономики.
Несмотря на прогрессивностьпостулатов инвестиционной политики разработанной Правительством РФ, практическаядеятельность исполнительной власти недостаточна.
В первуюочередь необходимо устранить фундаментальные причины слабости российскойэкономики – незавершенность структурных и институциональных реформ в реальномсекторе, его низкую конкурентоспособность, физическую изношенностьпроизводственного аппарата, структурные деформации национального хозяйства,ликвидировать обширный сектор убыточных производств.
Решение этихпроблем требует выработки новых принципов осуществления государственнойинвестиционной политики, адекватных задаче подъема экономики страны.
Пробелы вдеятельности федеральных органов позволяют говорить, о том, что в РФ практическиотсутствует федеральная инвестиционная политика. Основная нагрузка поорганизации инвестиционного процесса в реальном секторе экономики фактическиложится на регионы.
В современныхусловиях ключевой проблемой инвестиционной политики для всех без исключениярегионов стал поиск источников финансирования. Основную роль в инвестиционномпроцессе могут играть три источника: собственные средства региональных бюджетови предприятий и федеральный бюджет. Возможными источниками финансирования такжемогут стать прямые частные иностранные инвестиции и долгосрочные кредитыроссийских коммерческих банков.
Однако, какпоказывает опыт, если привлеченные финансовые ресурсы не будут своевременноинвестированы в соответствующие проекты, то это может привести к очередномуэкономическому спаду в регионе.
Немаловажнымшагом на пути формирования инфраструктуры инвестиционной сферы должно статьсоздание Регионального Информационного Центра, основными задачами которогоявляется формирование информационной системы в сети Интернет; обеспечениерегиональной информацией потенциальных российских и зарубежных инвесторов;повышение информированности региональных эмитентов рынка о технологиях ифинансовых инструментах других регионов, распространение государственной (незакрытой) информации (реестры инвесторов, законодательство и т.д.).
Одним изобязательных условий предоставления гарантий по проектам, имеющим особоезначение для социально-экономического развития области, является страхование,поэтому следует предусмотреть организацию Региональной Страховой Компании.
Еслирегиональным властям удастся избежать ошибок прошлых лет и воспользоватьсяновыми возможностями, инвестиционная ситуация в большинстве субъектовРоссийской Федерации может стабилизироваться сравнительно быстро. Хотя бурныйрост инвестиций в ближайшие годы ожидать не приходится, так как экономикаРоссии еще должна накопить соответствующие ресурсы, что потребует достаточнодлительного времени, но регионы могут сыграть ключевую роль в восстановленииинвестиционных возможностей России.
РегионыРоссийской Федерации отличаются большим разнообразием географическогоположения, природно-климатических условий, демографической ситуации,потенциалом развития. Экономическая самостоятельность и безопасностьрегиональных систем в наибольшей степени зависит от социально-экономическогопотенциала, размеры и структура которого определяют место региона втерриториальном разделении труда, конкурентоспособность производимых в регионетоваров и услуг, а также способствуют комплексному социальному и экономическомуразвитию региона. Чем больше совокупный потенциал региона, тем большевозможностей имеет регион для устойчивого развития, обеспечения своейэкономической самостоятельности и безопасности.
Оживлениюинвестиционной активности, притоку в инвестиционную сферу частногонационального и иностранного капитала до сих пор препятствуют многочисленныенегативные явления и процессы в экономике страны и регионов, сопряжённые струдностями переходного периода. Сложные системы с неограниченным разнообразиемсостояний, каковыми являются региональные экономики, сегодня требуют новогоподхода к эффективному управлению и развитию. В последнее время в научнойлитературе активно обсуждается проблема «экономического ядра», т.е.такой совокупности рыночных субъектов и процессов, которые могут статьгенераторами и точками роста устойчивого развития экономики.
Одним изведущих в системе важнейших экономических показателей для региона должен бытьобъём вовлекаемых в экономику инвестиционных ресурсов. Экономическаябезопасность региона напрямую связана с объёмами реального инвестирования,обновлением основного капитала, оживлением инвестиционной активности,повышением эффективности инвестиционных процессов. Инвестиционные процессы — пусковые, именно они являются толчком к развитию экономики региона, кактивности хозяйствующих субъектов, во многом определяя ход другихэкономических процессов.
Такимобразом, важнейшим инструментом системы управления инвестиционной деятельностьюв регионе должна стать осмысленная региональная инвестиционная политика.

Список использованнойлитературы
1.  Указ президента РФ «Ополномочных представителях Президента РФ в федеральном округе» от 13.05.2002, №840
2.  Экономические проблемыстановления российского федерализма, отв. ред. С.Д.Валентей. РАН, институтэкономики, М. 2007
3.  Сапегина О.П., Проблемыформирования региональной инвестиционной политики, сборник «Актуальные проблемыуправления социально-экономическими процессами в регионе», Иркутск, 2007
4.  Дорошевич О.М.Региональная инвестиционная политика, материалы шестого научного семинара«Самоорганизация устойчивых целостностей в природе и обществе», 2008


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Бухгалтерская ИС в комплексной системе управления предприятием
Реферат Качество и конкурентноспособность продукции предприятия их влияние на конечные результаты его де
Реферат Альбер Камю "Миф о Сизифе. Эссе об Абсурде"
Реферат Правовая природа субъектов арбитражного процесса
Реферат Учет животных на выращивании и откорме 4
Реферат Сейсмическое районирование
Реферат Tragic Figure Essay Essay Research Paper According
Реферат Имам Абу Ханифа
Реферат Администрация муниципального образования «заволжский сельсовет» харабалинского района астраханской области постановление от 09 сентября 2011 года №53
Реферат Death Essay Research Paper Why must there
Реферат Личное и общественное в стихотворениях Деревня и Вновь я посетил
Реферат Использование компьютерных слайд-фильмов на уроках технологии при изучении темы Конструирование и
Реферат Метаболизм арахидоновой кислоты
Реферат Peoples
Реферат Пути повышения прибыли на предприятии