Оглавление
Введение
Глава I. Наказание какметод педагогического процесса
1.1 Наказание
1.2 Виды и формынаказания
Выводы
Глава II. Особенностиприменения методов наказания в воспитании младших школьников
2.1 Особенностивоспитания младших школьников
2.2 Основные требования кприменению наказаний
Выводы
Заключение
Список использованнойлитературы
/>Введение
Наказание — этоторможение и коррекция неправильного поведения воспитанников с помощьюотрицательной оценки их действий. В воспитании школьников применяются такие видынаказаний, как порицание, замечание, выговор, ограничение в правах, лишениепочетных обязанностей, приказание встать у парты, удаление с урока, перевод вдругой класс, исключение из школы.Наказание может выражаться и в формеприказания устранить последствия проступка (форма естественных последствий).
О возможностии даже необходимости воспитания без наказания высказывали мнение многиепедагоги (К.Д. Ушинский, Н.К. Крупская, П.П. Блонский, В.А. Сухомлинский). ДажеБ. Скиннер, один из основоположников теории воспитания как формированияповедения с помощью положительных и отрицательных подкреплений, выдвигаетнекоторые альтернативы наказанию в воспитании: вседозволенность, когдаответственность за поведение целиком перекладывается на самого воспитанника. А.С.Макаренко в этой многовековой дискуссии о правомерности использования наказанийвполне определенно сказал: наказание столь же обычный метод воспитания, как ивсе остальные. Без него воспитание невозможно. Нужно только обеспечитьпедагогически оправданное его применение в разумном сочетании с другимиметодами.
Цельисследования: изучение наказания как метода педагогического процесса.
Задачиисследования:
1. Изучение ианализ специальной литературы по проблеме исследования.
2. Изучитьроль наказания в воспитании младших школьников.
Структура: Данная работа состоит извведения, двух глав, заключения, библиографического списка.
/>Глава I. Наказание какметод педагогического процесса
/>
1.1 Наказание
Тема«методы педагогического процесса» в педагогической науке всегда былаобъектом исследования, до сих пор она остается неразработанной проблемой. Внахождении правильных ответов о методах педагогического процесса исследователяммешают некоторые ошибочные подходы, которыми они руководствуются.
Большинствоученых почему-то разделяет мнение, согласно которому методом считается способсовместной работы учителя и учащихся. Некоторыми учеными методы педагогическогопроцесса отождествляются с педагогическим процессом. "… На практикеметод самостоятельной работы учащихся весьма мало распространен", — пишетдоктор педагогических наук Калашников А.Г. В этой цитате автор самостоятельнуюработу ошибочно называет методом. А самостоятельная работа является синонимомпонятия «педагогический процесс».
Некоторые ученыев объяснении методов руководствуются ошибочным принципом «сколько средств,столько и методов». Например, они выделяют такие, методы, как демонстрациякинофильмов, демонстрация плакатов, демонстрация схем...; выполнениеупражнений, выполнение трудовых заданий в мастерских, написание сочинений...;работа с книгой, работа с журналом, работа с газетой и т.д.
В педагогическойнауке наблюдается необоснованная «специализация» методов. Группаученых выделяют методы преподавания: а) физики; б) математики; в) истории; г)языка; д) литературы; е) музыки; ж) рисования и т.д. Ученые, изучающие теорию иисторию педагогики, выдвигают методы: а) интернационального; б) патриотического;в) нравственного; г) умственного; д) трудового; е) эстетического воспитания ит.д.
На самом делево всех случаях одинаково успешно могут применяться все объективно существующиев жизни методы. Специальных методов, присущих только какой-то области воспитанияили к отдельному учебному предмету, нет.
Ошибочнымявляется стремление ученых классифицировать методы педагогического процесса.Существует множество классификаций, которые, как правило, делаются в рамкахтаких крупных групп методов, как «методы обучения» и «методывоспитания».
По методамобучения, например, известны следующие классификации:
Первыйвариант: словесные, наглядные, практические методы.
Второйвариант: методы приобретения знаний; методы формирования умений и навыков;методы применения знаний; методы творческой деятельности; методы закрепления;методы проверки знаний, умений, навыков;
Третийвариант: объяснительно-иллюстративный метод (информационно-рецептивный);репродуктивный метод; метод проблемного изложения; частично-поисковый метод(или эвристический); исследовательский метод;
Четвертыйвариант: методы сообщения новых знаний; методы, используемые для приобретенияновых знаний, закрепления и выработки умений и навыков; методы работы стехническими средствами обучения; самостоятельная работа; методыпрограммированного обучения; методы проблемного обучения.
По методамвоспитания учеными делаются следующие классификации:
Первыйвариант: методы убеждения (фронтальная беседа с учащимися, лекция, дискуссия,требование); методы организации деятельности учащихся (упражнения, поручение,приучение); методы стимулирования поведения учащихся (соревнование, поощрение,наказание).
Второйвариант: методы формирования сознания личности (беседы, лекции, диспуты, методпримера); методы организации деятельности и формирования опыта общественногоповедения (педагогическое требование, общественное мнение, приучение,упражнение, создание воспитывающих ситуаций); методы стимулирования поведения идеятельности (соревнование, поощрение, наказание).
Вышеперечисленныесвидетельствуют об отсутствии в педагогике научной концепции методовпедагогического процесса. В науке и в обиходе встречаются понятия «методыобучения», «методы воспитания», «методы познания»,«методы преподавания», «методы учения», «методыисследования», «методы педагогического процесса». Наиболееудачным и правильным считается последнее из них.
«Методыпедагогического процесса» включают в себя все названные понятия. Методы — это способы передачи и усвоения содержания педагогического процесса.
К методампедагогического процесса относятся: объяснение, рассказ, беседа, слуховоевосприятие, зрительное восприятие, обоняние, осязание, наблюдение, индукция,дедукция, анализ, Синтез, абстракция, конкретизация, сравнение, контраст,дискуссия, обсуждение, эксперимент, повторение, корректировка, устранение,воображение, подражание, репродукция, интервью, опрос, анкетирование,тестирование, компромисс, регламентирование, разрешение, запрет,«подкуп», «захват в плен», рикошет, бумеранг, требование,надзор, агитация, диагностирование, внушение, доверие, подозрение, шантаж,«вхождение в роль», «слепота», акцентирование, направлениевнимания, рекомендация, задавание вопросов, специальная ошибка,саморазоблачение, создание препятствий, юмор, ирония, успокоение, сожаление,устыжение, обвинение, осуждение, поощрение, защита, критика, наказание,игнорирование, преследование, прощение, наступление, унижение и оскорбление,устрашение, отпор, обман, торможение и т.д. (9, С.90-97).
Выбор тогоили иного метода зависит от конкретной обстановки, которая, как правило,обусловливается уровнем развития ученика, содержанием педагогического процесса,подготовленностью учителя к применению того или иного метода и т.д.
Одним изметодов педагогического процесса является наказание — торможение негативныхпроявлений личности с помощью отрицательной оценки ее поступков, порождениечувства вины, стыда и раскаяния. Если после наказания воспитанник испытывает обидуна воспитателя — наказание применено несправедливо или технологичнонеправильно.
П.Ф. Лесгафтписал, что сила мягкого, спокойного слова так велика, что с ним не можетсравниться никакое наказание.
Детскийпсихотерапевт В.Л. Леви относительно этого метода воспитания давал следующиерекомендации:
ü наказаниене должно вредить здоровью — ни физическому, ни психическому;
ü еслиесть сомнение, наказывать или не наказывать, не наказывайте;
ü заодин раз — одно наказание; наказание — не за счет награды;
ü срокдавности: лучше не наказывать, чем наказывать запоздало;
ü ребенокне должен бояться наказания (его должно удерживать) от проступков огорчение,которое его поведение вызовет у близких, учителей, значимых других);
ü нельзяунижать;
ü наказан— прощен: не мешайте начинать жизнь сначала ни емуни себе. (7, С.77-85)
Случаи,исключающие наказание: неумение, положительный мотив, аффект, раскаяние, страх,оплошность.
Надо отметить,что любое наказание должно быть вспомогательным методом, когда уже не могутпомочь никакие другие способы.
Наказаниекорректирует поведение ребенка, дает ему ясно понять, где ив чем он ошибся, вызываетчувство неудовлетворенности, дискомфорта, стыда. Это состояние порождает ушкольника потребность изменить свое поведение. Но наказание ни в коем случае недолжно причинять ребенку страдания, ни физического, ни морального. В наказаниине может быть подавленности, только переживание отчужденности, но временное ине сильное.
Средствамиметода наказания выступают замечания учителя, предложение встать у парты, вызовна педагогический совет, выговор в приказе по школе, перевод в параллельныйкласс или в другую школу, исключение из школы и направление в школу длятрудновоспитуемых. Может применяться и такая форма наказания, как изменениеотношения к воспитаннику со стороны учителя или классного коллектива.
Рассмотримусловия, при которых возможно использование наказаний в воспитании школьников.
Сочетаниетребовательности с уважением к ученику.В основу применения наказаний в школеположено требовательное, но вместе с тем чуткое и внимательное отношение кличности. При применении наказаний педагоги руководствуются принципом: какможно больше требовательности и как можно больше уважения к ученикам. Онистремятся объективно разобраться в совершенном поступке и справедливо,заслуженно наказать виновного. Какой бы поступок ни совершил тот или другойученик, не следует, оскорблять его, унижать человеческое достоинство.Целесообразно умело и тактично указать на недопустимость недостойного поведения.
В основевоспитания в школе лежат любовь и уважение к детям. Но любить и уважать детей —это не значит баловать их, постоянно доставлять удовольствия. Любовь к детямважно сочетать с высокой требовательностью. Требовательность предполагаетприменение в необходимых случаях различных мер наказания.
Наказание,разумеется, не может сопровождаться оскорблением. Оскорбленный ученик считает,что его незаслуженно, обидели, он озлобляется. Окрики и нотаций на-учащихся недействуют. Они нередко приводят к конфликтам между учителем и учащимся. Конечно,учитель — живой человек, он имеет право на гнев, но не на злобу и оскорблениедостоинства ученика. Наказание имеет смысл только в том случае, если учащийсяпереживает свою вину.
Если ученикизнают, за что и почему они наказаны, они яснее представляют пути устранениянедостатков. Поэтому, прежде чем наложить взыскание, следует поговорить сучеником, потребовать от него объяснения по поводу совершенного проступка,выяснить мотивы, побудившие его совершить проступок, и обстоятельства, прикоторых он был совершен. Плохо, когда некоторые педагоги подходят к выбору мернаказания бездумно, механически.
Справедливоеи осознанное наказание рассматривается школьником как необходимое средствоподдержания дисциплины и порядка в школе. Поэтому опытные педагоги стремятся ктому, чтобы ученик испытывал чувство стыда за совершенный поступок и сознательностарался исправить свое поведение, преодолеть недостатки.
Наказания, какправило, применяются индивидуально по отношению к действительным виновникам.Опыт показывает, что наказание всего классного коллектива или группы учащихсяза нарушение порядка не достигает цели. Учащиеся в таких случаях покрываютнарушителей. У них развивается чувство круговой поруки и неприязни к педагогам,которые наказывают не только нарушителей дисциплины и порядка, но иногда инеповинных в этом учеников.
Чтобынаказания были справедливыми, необходимо наказывать лишь непосредственныхвиновников, совершивших тот или иной проступок. Иногда в старших классах, вхорошо организованном коллективе возможно применение наказаний по отношению кученикам-активистам, которые отвечают за организацию какой-либо работы. Так, заплохую организацию дежурства по школе можно наказать не самих дежурных, астаросту класса,
Эффективностьнаказания в значительной мере зависит от авторитета воспитателя. Если учитель непользуется авторитетом и доверием, то его замечания и порицания не дают нужныхрезультатов.
Соблюдениепедагогического такта. Воспитательный эффект наказания в значительной мере зависитот такта учителя, от его подхода к каждому ученику. Опытные учителя, наказываяученика, не допускают резкости и грубости, унижающей человеческое достоинство.Они умело ориентируются в обстановке, сложившейся в связи с нарушением норм иправил поведения, и разумно применяют необходимые меры наказания.
Не оскорбляяличного достоинства ученика, следует вместе с тем в категорической формеосудить недостойное поведение и потребовать изменить его. В отдельных случаяхзамечание приобретает характер коллективного воздействия. Его объявляют на собраниикласса, на пионерском сборе или на собрании комсомольцев. При этом условиивоспитательная роль замечания повышается.
Иногда вовремя урока, на экскурсии или прогулке ученики проявляют неорганизованность, нарушаютдисциплину и порядок. Может ли учитель или классный руководитель не замечатьэто? Конечно, нет. Можно сделать замечание всему классу. Правда, опытные воспитателине злоупотребляют этим. Ведь в классе есть ученики, не виновные в нарушениидисциплины и порядка. Поэтому замечание обычно адресуется не ко всем ученикам,а лишь к провинившимся. Конечно, иногда нелегко их выявить. Но если класспредставляет собой дружный коллектив, учащиеся сами назовут нарушителей дисциплиныи вместе с учителем осудят их недостойное поведение. Такое коллективноезамечание будет более эффективным.
При осужденииотрицательных поступков следует осуждать конкретный поступок, а не личность вцелом. При разрешении конфликтов между учащимися и учителями не следует во всехслучаях исходить из того, что «учитель всегда прав». Иногда учителя проявляютбестактность по отношению к учащимся, несправедливо наказывают их.
Иногдаученики допускают неоднократные нарушения дисциплины и не проявляют необходимыхусилий к своему исправлению. Их можно вызвать на педагогический совет длявнушения. Там они объясняют свое поведение, выслушивают советы учителей,директора школы, представителей родительской общественности. Эта мера оказываетбольшое воспитательное воздействие. Даже те ученики, которые не поддаютсявоздействию со стороны учителя или классного руководителя, после вызова на педагогическийсовет ведут себя лучше.
Нередкоучащихся вызывают на заседание педагогического совета лишь для того, чтобыдобиться от них признания вины и обещания исправиться. Конечно, это имеетнекоторое значение. Но нельзя ограничиваться лишь этим. Важно внушить, чтоученик нарушает свой долг, что его поведение подрывает честь школы. Не менееважно показать провинившемуся пути исправления поведения.
Опора наученический коллектив.Опытные педагоги, применяя наказания, опираются на помощь иподдержку ученического коллектива. Хороший коллектив обычно осуждаетнеправильные действия своего товарища. Это осуждение весьма эффективно.Педагогу в этом случае нет надобности применять серьезные наказания. Он можетограничиться простым замечанием. Встречаются ученики, которые и после этого необнаруживают желания исправиться, продолжают нарушать дисциплину. По отношениюк. ним применяются более серьезные меры наказания (выговор, вызов напедагогический совет).
Еслинаказание поддерживают все учащиеся, оно оказывает сильное воздействие напровинившегося ученика, конечно, при условии, если он дорожит мнениемколлектива. Отдельные случаи нарушения дисциплины нередко передаются нарассмотрение органов ученического коллектива. Как бы ни был запущен ввоспитательном отношении ученик, он не может не считаться с мнением товарищей.
1.2 Виды и формы наказания
Наказание —это совокупность средств регулирования отношений, составляющих содержаниепедагогической ситуации, в которой эти отношения должны быть заметно и быстроизменены. Главным признаком, по которому считается целесообразным даватьклассификацию видов и форм наказания, является способ стимулирования и торможениядеятельности детей, способ внесения изменений в их отношения. По этому признакуможно выделить следующие виды наказания:
1. наказания, связанные с изменением в правахдетей.
2. наказания, связанные с изменениями в ихобязанностях.
3. наказания, связанные с моральнымисанкциями.
Внутри каждойиз этих групп наказаний большое разнообразие форм их использования, однако ихтоже можно подразделить на следующие основные формы:
а) наказания,осуществляемые по логике «естественных
последствий»;
б) традиционныенаказания;
в) наказанияв форме экспромта.
Этаклассификация, как и любая другая, в значительной мере условна.
/>Значение данной классификации в том, чтоона помогает при анализе сложных ситуаций наказания, позволяет воспитателям вкаждом конкретном случае выбрать такие виды и формы наказаний, их сочетания,которые наилучшим образом корректируют поведение детей и подростков. (1,С.150-153)
Регулированиеправ и обязанностей детей и подростков может с успехом использоваться вкачестве наказания. При этом, в зависимости от конкретной ситуации,используется как ограничение прав и обязанностей, так и наложениедополнительных обязанностей. Наказания с помощью морального осуждения, будучиправильно используемыми, могут иметь значение весьма эффективных мервоздействия.
Коля совершилнехороший поступок: соврал, ударил товарища, насорил в классе и т. п. Мальчикапристыдили, он поплакал, попросил прощения — и все довольны. Потом все этоповторяется в разных вариациях энное количество раз, и, наконец, Коля — ужепочти Николай Иванович, ростом за метр восемьдесят, — лениво басит передклассом, подмигивая приятелям: «Простите, я больше не буду...»
А педагоги срастущим беспокойством замечают, что столь милое раньше их слуху «простите»теперь рвет душу нестерпимой фальшью и откровенным цинизмом. Здесь-то обычно иприходят к осознанию большой беды, имя которой безнаказанность. Но тогданередко бывает уже поздно применять обычные меры педагогического воздействия.
Еслисравнивать наказания, осуществляемые с помощью моральных санкций, снаказаниями, осуществляемыми путем регулирования нрав и обязанностей детей, тонетрудно заметить, что первые в большей мере рассчитаны на развитие элементовсамостимуляции. Поэтому применение таких наказаний целесообразно главнымобразом в развитом коллективе, обладающем определенными традициями и сильнымобщественным мнением, по отношению к таким воспитанникам, уровеньсознательности которых достаточно высок, чтобы правильно реагировать нанаказание такого рода.
Наказания,связанные с регулированием прав и обязанностей воспитанников, с использованиемморальных санкций, сопровождаются определенными изменениями во взаимоотношенияхмежду взрослыми и детьми, с одной стороны, и внутри детского коллектива — сдругой.
Приопределенных условиях приносят пользу и наказания по логике «естественныхпоследствий». Наказать, к примеру, детей, разбивших в классе стекло,тем, что заставить их заниматься в этом помещении, невзирая на минусовуютемпературу, было бы, возможно, и «логично», но, по меньшей мере, дико.
Применяянаказания, выражающиеся в том или ином ограничении, лишении по логике«естественных последствий», следует иметь в виду, во-первых, что нельзя лишатьдетей минимально необходимого для их нормального развития: еды, свежеговоздуха, постельного белья и т. п.
Во-вторых,оставление без кино и прочих удовольствий — это форма наказания, применимаябольшей частью к младшим школьникам и на начальном этапе работы с детьми. Издесь едва ли оправдано лишать уже обещанного удовольствия, как это рекомендуютнекоторые педагоги.
Особенность традиционныхмер наказанияв том, что они чаще, чем поощрения и наказания по логике«естественных последствий», становятся формой использования различных моральныхсанкций. К примеру, такие санкции, как выговор, — все это традиционныенаказания.
Если логика«естественных последствий» диктует необходимость применения наказаний сразу жевслед за обусловившими их действиями ребенка, то при использовании традиционныхнаказаний педагоги и детский коллектив выбирают такой момент, который будетспособствовать получению наибольшего воспитательного эффекта. Таким образом, вцелом эти наказания, будучи более сложными, могут приносить более заметныйвоспитательный результат.
Моментэкспромтности, неожиданного, острого решения может иметь место и прииспользовании наказаний по логике «естественных последствий», и при применениитрадиционных мер наказание в форме экспромта всегда неповторим, строгоиндивидуален. Будучи использованными один лишь раз и принеся определенный эффект,они не могут быть закреплены с помощью традиции. Практика не знает случаев,когда однажды удавшийся прием использования наказания в форме экспромта был быуспешно повторен.
С.А.Калабалин, большой мастер экспромтного воздействия, рассказывал о том, как егопопытки буквально повторить те или иные приемы, использовавшиеся в свое времяА. С. Макаренко, приводили к неудачам. Думая однажды, как наказатьвоспитанника, укравшего буханку хлеба, Калабалин вспомнил, что давным-давноаналогичный случай имел место в колонии имени А.М. Горького. Тогда АнтонСеменович заставил колониста, укравшего курицу, съесть ее перед строем голодныхтоварищей. С.А. Калабалин решил повторить этот прием и приказал провинившемусяесть перед строем украденную буханку хлеба. Однако желаемого эффекта этонаказание не принесло. Парень тупо, равнодушно жевал, ребята, глядя на него,посмеивались и тихонько спорили между собой, съест или не съест… Зрелище былоотвратительным, не было в нем ничего трагического, что в свое время произвелопереворот в сознании колониста, наказанного Макаренко, и его товарищей. (1, С.167)
Использованиенаказаний в форме экспромтов диктуется чаще всего такими обстоятельствами,когда надо в яркой, запоминающейся форме воздействовать на общественное мнениеколлектива, чтобы зафиксировать сознание воспитанников на каком-то внешненезначительном факте, имеющем, тем не менее, принципиальное значение.
Обратимся кхарактеристике наиболее употребительных и оправданных мер наказания в школе исемье. В числе их следует, прежде всего, назвать официально действующие в школемеры наказания учащихся.
Наиболеераспространенной мерой наказания является замечание учителя. Замечаниедолжно быть обращено к конкретному нарушителю требований педагога, формазамечания может быть и несколько иной, менее официальной, особенно в младшихклассах. Однако безлично-негативные замечания, которые порой делают некоторыеучителя, повышая в раздражении голос и приходя в состояние крайней нервозности,приносят обычно больше вреда, чем пользы.
Замечаниеможет носить характер общественного воздействия, объявляться собранием класса,пионерским сбором, комсомольской группой. Запись о таком замечании, сделанная вдневнике ученика, осуждение товарищей — все это превращает данную мерунаказания в чувствительное корректирующее средство.
В отдельныхслучаях педагогом может быть использована такая мера, как приказание ученикувстать у парты.Такое наказание целесообразно в младших классах, по отношениюк непоседливым, несобранным ученикам. Встав возле парты, находясь подпристальным взглядом учителя, привлекая к себе внимание всего класса, ученик невольнососредоточивается, приобретает собранность.
Для ребенкадлительное стояние попросту вредно, утомляет его, наказание, превращаясь всвоеобразное унижение, вызывает естественный протест. Улучая минутку, когдаучитель не смотрит на него, возле парты стоящий ученик начинает развлекатьокружающих, ища их поддержки и сочувствия. Обычно дело заканчивается тем, чтоучитель удаляет провинившегося из класса, а тот, чувствуя себя «героем»,отправляется в коридор, провожаемый одобрительными усмешками товарищей.
Неслучайнопоэтому удаление из класса— одна из мер наказания, целесообразностьиспользования которой вызывает среди учителей и родителей горячие споры. Однакои в том случае, когда удаление из класса действительно необходимо и учительсумел спокойно, но вместе с тем твердо и уверенно осуществить эту меру, емунеобходимо иметь в виду, что наказание не завершено. Чтобы исчерпать конфликт,необходимо, в зависимости от конкретной ситуации, так или иначе завершитьнаказание уже после урока. Иногда педагог, находясь в состоянии раздражения,провожает удаляемого сакраментальной фразой: «Больше на мои уроки неприходи!..». Трудно сказать, какой из следующих «педагогических» маневров хуже:тот ли, когда учитель преспокойно ведет дальнейшие уроки, не обращая вниманияна то, что наказанный действительно перестал посещать класс, или тот, когда ониз урока в урок неумолимо показывает несчастному провинившемуся на дверь.
Весьмасерьезная мера наказания — выговор. Смысл выговора — в моральномосуждении поступка ученика. Поэтому педагогическое действие данного наказаниянельзя сводить лишь к формальному акту объявления выговора, к его записи вдневнике (хотя это и необходимо) или в приказе по школе. Обсуждениеотрицательного поступка ученика может и не завершаться выговором, а ограничиватьсялишь объявлением ему устного замечания или оформлением дисциплинарной записи вдневник.
Следуетпомнить, что наказания, связанные с теми или иными ограничениями, лишениями,приемлемы в основном лишь в отношении дошкольников и младших школьников.
/>Выводы
В школьнойпрактике наказания, к сожалению, не всегда достигают цели. Объясняется этосерьезными ошибками в их применении. Иногда воспитатели применяют наказаниянаспех, необдуманно, без достаточных оснований. Не всегда они учитываютвозрастные и индивидуальные особенности учеников, и не во всех случаяхпреследуют определенные воспитательные цели, соблюдают педагогический такт.Далеко не все воспитатели при решении вопросов, связанных с применением наказаний,опираются на общественное мнение ученического коллектива.
В каждомслучае полезно разобраться в причинах совершенного проступка, учестьособенности ученика, его положение в коллективе, его возраст. Например, такаямера наказания, как выговор, применяется в первую очередь по отношению кученикам среднего и старшего возраста, так как младшие школьники не в состоянииоценить и осознать всю серьезность этой меры наказания. На педагогический советдля внушения вызывают, как правило, учеников старших классов. В этих классахпри выборе мер наказания особенно важно опираться на общественное мнение коллектива.
Глава II. Особенности применения методов наказания в воспитаниимладших школьников
/>
2.1 Особенностивоспитания младших школьников
Младшийшкольный возраст – очень ответственный период школьного детства, отполноценного проживания которого зависит уровень интеллекта и личности, желанияи умение учиться, уверенность в своих силах.
Изменениесоциальной ситуации развития состоит в выходе ребенка за рамки семьи, врасширении круга значимых лиц. Особое значение имеет выделение особого типаотношений с взрослым, опосредованных задачей (ребенок — взрослый – задача).Учитель – это взрослый, с оценкой качества учебной работы. Школьный учительвыступает как представитель общества; носитель социальных образов. Постепеннона протяжении младшего школьного возраста ребенок открывает и осваиваетситуацию всеобщего равенства перед законами наук – математики, орфографии,орфоэпии.
Младшийшкольный возраст — период впитывания, накопления знаний, период усвоения попреимуществу. Успешному выполнению этой важной жизненной функции благоприятствуютхарактерные особенности детей этого возраста: доверчивое подчинение авторитету,повышенная восприимчивость, впечатлительность, наивно-игровое отношение ко многомуиз того, с чем они сталкиваются. У младших школьников каждая из отмеченныхособенностей выступает, главным образом, своей положительной стороной, и этонеповторимое своеобразие данного возраста.
Споступлением в школу изменяется весь строй жизни ребенка, меняется режим,складываются определенные отношения с окружающими людьми, прежде всего сучителем.
В этомвозрасте дети с готовностью и интересом овладевают новыми знаниями, умениями инавыками. Им хочется учиться правильно и красиво писать, читать, считать. Покаони только вбирают, впитывают знания. И этому очень способствуютвосприимчивость и впечатлительность младшего школьника.
Началомладшего школьного возраста определяется моментом поступления в школу. В этотпериод происходит дальнейшее физическое и психофизиологическое развитиеребенка, обеспечивающее возможность систематического обучения в школе.
Началообучения в школе ведет к коренному изменению социальной ситуации развитияребенка. Вся система жизненных отношений ребенка перестраивается и во многомопределяется тем, насколько успешно он справляется с новыми требованиями.
Ведущей вмладшем школьном возрасте становится учебная деятельность. Она определяетважнейшие изменения, происходящие в развитии психики детей на данном возрастномэтапе. В рамках учебной деятельности складываются психологическиеновообразования, характеризующие наиболее значимые достижения в развитиимладших школьников и являющиеся фундаментом, обеспечивающим развитие наследующем возрастном этапе.(3, с. 69-70).
Переход ксистематическому обучению предъявляет высокие требования к умственнойработоспособности детей, которая у младших школьников еще неустойчива,сопротивляемость утомлению низкая. И хотя на протяжении возраста эти параметрыповышаются, в целом продуктивность и качество работы младших школьниковпримерно наполовину ниже, чем соответствующие показатели старшеклассников.
Важнейшие новообразованиявозникают во всех сферах психического развития: преобразуются интеллект,личность, социальные отношения. Ведущая роль учебной деятельности в этомпроцессе не исключает того, что младший школьник активно включен и в другиевиды деятельности, в ходе которых совершенствуются и закрепляются новыедостижения ребенка, например, занятия спортом, искусством, игра.
Глубокиеизменения, происходящие в психологическом облике младшего школьника,свидетельствуют о широких возможностях развития ребенка на данном возрастномэтапе. В течение этого периода на качественно новом уровне реализуется потенциалразвития ребенка как активного субъекта, познающего окружающий мир и самогосебя, приобретающего собственный опыт в этом мире.
В младшихклассах применяются такие меры наказания, которые выступают в качествеестественных последствий совершенных поступков. Например, учитель требует отученика: «Насорил в классе — убери», «Испортил парту — почини ее», «Не выполнилдомашнее задание — останься после уроков в классе и выполни его».
Опытнаяучительница начальных классов пишет о таком любопытном эпизоде, имевшем место впрактике ее работы с второклассниками.
- ЕкатеринаПавловна, а мою тетрадку но арифметике вчера вечером Мурзик порвал! — заявил ейвдруг во время проверки домашней работы один ученик. — Я смотрел телевизор, аон вскочил на стол и порвал...
- А ну-ка,покажи язык! — неожиданно скомандовала учительница. — Так, все ясно… И когдатолько твой язык отучится говорить неправду? Ведь во всем, что ты сейчас сказал,правда только то, что ты смотрел телевизор, а про Мурзика все придумал. Так?Сознавайся.
— Я боялся,что вы двойку поставите, — заговорил немного ошалевший от неожиданностиразоблачения мальчик. — Я, правда, больше не буду вам врать...
Примерно такаяже ситуация могла бы иметь место и не во втором, а, скажем, в пятом или седьмомклассе. Однако едва ли было бы правомерно использовать по отношению ксемикласснику подобный прием воздействия. Здесь же это получилось вполнеестественно и, несмотря на некоторую экстравагантность формы, педагогическиоправдано. (1, С. 129)
Приступая кпроцедуре наказания, следует в начале буквально в нескольких словах упомянутькакие-то положительные достижения школьника, противопоставив им совершенныйпроступок. Эти несколько слов докажут школьнику справедливостьвоспитателяи позволят правильно воспринять наказание.
/>Наконец, даже неизбежное, казалось бы,наказание может быть с пользой для дела отменено. Если ребенок искреннераскаивается в содеянном, если обещает такого не повторять, если воспитатель ичлены детского коллектива имеют основания верить его словам и он раньше незлоупотреблял доверием окружающих, то есть смысл его простить.
Таковыусловия эффективного применения наказаний при воспитании детей. Но еще раз надопомнить: наказания должны применяться как возможно реже.
2.2 Основные требования к применению наказаний
Методомнаказания надо пользоваться очень осторожно. Содной стороны,незаслуженное наказание или наложенное в оскорбительной форме озлобляет,обижает воспитанника, провоцирует его действовать назло воспитателю. С другой —отсутствие наказаний или их излишняя либеральность могут привести кнеорганизованности, непослушанию, снижению авторитета воспитателя, азлоупотребление ими — к конфликтам и ожесточению отдельных воспитанников илиотдельных групп. А.С. Макаренко считал, что смысл наказания в том, чтобыпогасить, уничтожить конфликт, а не разжечь его снова.
Наказание нив коем случае не должно унижать достоинство ученика, оно должно бытьсправедливым, тщательно продуманным. Это сильнодействующий метод. Ошибкупедагога в этом случае исправить значительно труднее, чем в любом другом,поэтому нельзя торопиться наказывать до тех пор, пока нет полной уверенности всправедливости наказания и его позитивном влиянии на поведение ученика. Надоследовать правилу: за один проступок — одно наказание, а не серия, как частовстречается в педагогической практике. Метод наказания очень индивидуален: заодин и тот же поступок одного можно наказать, а другого поддержать. Например,ребенок — драчун, забияка, вечно всех обижает. Другой подрался, защищаямладшего (оскорбленное собственное достоинство или честь другого человека).Нельзя наказывать большие группы воспитанников или целые классы (отряды), таккак это приводит к круговой поруке и коллективному противодействию воспитателю.Наказание всего коллектива допускается крайне редко и только при условиивысокого уровня его развития, поскольку в таком, коллективе высок уровеньответственности друг за друга. Нельзя эта делать в состоянии гнева,раздражения, аффекта: «Не позволяй душе обиженной сиюминутного суда. Сильные немстительны. Оружье сильных — доброта». (1, С. 160-170)
/>Надо категорически исключить извоспитательной работы такие наказания, как оскорбление детей и физическоевоздействиена них. Именно они, прежде всего, нарушают нормальныеотношения между воспитанниками и педагогами и приносят наибольший вред вблагородном Деле воспитания детей. Наказания должны применяться по возможности редко,когда без них обойтись нельзя никак. Принаказании отрицательнаяоценка должна даваться не ученику вообще, не его личности в целом, даже не егоповедению в полном объеме, а конкретному проступку. Наказания должныбыть лишь за преднамеренныепроступки, за сознательное нарушениеинтересов других; людей и общества. Нельзя наказывать ребенка за то, что он случайноуронил пенал или даже портфель во время урока.
Опытныепедагоги гибко пользуются целой системой наказаний, избегая применять сразу жесамые сильные из них. Лучше вначале применять более слабые, а при повторныхслучаях переходить к более чувствительным. Можно представить себе некоторуюградацию наказаний — от самых слабых к более сильным. Они могли бырасположиться следующим образом:
♦ неудовольствие педагога,выраженное мимикой, взглядом, пластикой;
♦ его косвенноеотрицательное высказывание о проступке ученика;
♦ словесное замечание,содержащее отрицательную оценку;
♦ предупреждениенарушителю;
♦ обсуждение проступка вгруппе;
♦ официальный выговор;
♦ исключение из группы(класса, отряда, секции или команды) временное или постоянное. Впрочем, этонаказание должно применяться только в крайнем случае, чрезвычайно редко.
Опытныепедагоги при выборе мер наказания учитывают и индивидуальные особенностиученика. На одного, например, хорошо влияет простое замечание, а по отношению кдругому за тот же поступок иногда приходится применять более строгие меры. Этозависит от особенностей характера ученика.
Нельзя датьобщих рецептов в вопросе о наказании. Каждый поступок является всегдаиндивидуальным. В некоторых случаях наиболее правильным является устноезамечание даже за очень серьезный проступок, в других случаях — занезначительный проступок нужно наложить строгое наказание. Даже медицина лечитот одной и той же болезни разных людей по-разному. Тем более индивидуальныйподход необходим в воспитании, и особенно в применении наказаний. Любая меравоздействия применяется с учетом индивидуальных особенностей, условий, вкоторых совершен проступок, степени вины ученика и его желания исправиться.Так, если ученик хорошо осознал свою вину, извинился перед учителем, его необязательно наказывать. Формализм в применении наказаний особенно вреден и недопустим.Важно разнообразить взыскания в зависимости от возраста и индивидуальныхособенностей учащихся.
Опытныевоспитатели разъясняют учащимся, почему и за что они наказаны, указывают нанедопустимость нарушения дисциплины и порядка. Если это разъяснениеубедительно, оно положительно влияет на поведение, и учителю приходится режеприбегать к наказаниям. Сфера воспитательного воздействия учителя при этом условиирасширяется. На учащихся влияет не только принуждение, но и убеждение.
Применениемер воздействия связано также и с приучением к дисциплинированному и организованномуповедению. Например, замечание, обсуждение поведения на педагогическом совете идругие приемы наказания приучают школьников к самоконтролю, к дисциплинированностии организованности.
Наказание,как правило, следует сразу же за проступком. Иначе оно не рассматриваетсяшкольником как органическое и неизбежное следствие нарушения требованийпедагогического и детского коллективов. Но иногда педагог, прежде чем наказатьученика, предлагает ему подумать о своем поведении, оценить свой поступок ипосле этого прийти для объяснения, для беседы. Оно позволяет воспитаннику вспокойной обстановке осмыслить и оценить свой поступок, сделать из негонеобходимые выводы.
Выводы
В школеприменяются различные виды и формы педагогических мер воздействия. Онидостигают своей цели, прежде всего при условии органического сочетания сдругими методами воспитания. Они выполняют вспомогательную роль и способствуютв основном исправлению поведения учащихся. Особенно большое значение имеютсочетание требовательности с уважением, соблюдение педагогического такта, опорана ученический коллектив и учёт возрастных и индивидуальных особенностей школьников.
/>Заключение
Умелоеприменение наказаний требует от учителя педагогического такта и определенногомастерства. Всякое наказание должно сопровождаться анализом причин и условий,породивших тот или иной проступок. В тех случаях, когда ученик нарушил правилаповедения необдуманно, случайно, можно ограничиться беседой или упреком.Наказание приносит успех, когда оно согласуется с общественным мнениемколлектива. Педагог поступает неправильно, если будет наказывать по подозрению.По возможности надо избегать коллективных наказаний, поскольку они могутпривести к объединению учащихся, нарушающих общественный порядок и дисциплину.Нельзя злоупотреблять наказаниями. Гораздо сильнее действуют взысканиянеожиданные, непривычные.
Применениеметода наказания в любой форме в целях стимулирования и мотивации учения можетбыть оправдано лишь в исключительных ситуациях.
Психологическаяструктура наказания, как и педагогического воздействия в целом, охватывает всеосновные психические процессы формирующейся личности. Поэтому достижениепланируемых воспитательных результатов использования наказания возможно лишьпри условии, что педагогами будут учитываться и потребности развития личности,и формирование установки, и мотивационная сфера, и эмоции, и сознание, идеятельность, и отношения, возникающие в ее процессе.
Использованиенаказаний целесообразно лишь в условиях специфических психолого-педагогическихситуаций. Успешность реализации наказания зависит от умения педагогованализировать эти ситуации, характеризовать их особенности, рассматривать их втесном взаимодействии с индивидуально-личностными и возрастными данными своихвоспитанников.
Эффективностьиспользования наказаний зависит от логики их одновременного действия каксредств педагогической коррекции; решающим моментом здесь являетсярегулирование разнонаправленных по эмоциональному признаку отношенийвоспитанника в ситуации наказания. Характеристика ситуаций наказания поэмоциональной направленности отношений представляет собой психологическуюоснову анализа педагогических ошибок, совершаемых при использовании этих воспитательныхсредств.
/>Список использованнойлитературы
1. ГординЛ.Ю. Поощрения и наказания в воспитании детей. – М.: Педагогика, 1971. – 200 с.
2. КулагинаИ.Ю. Возрастная психология. – М., 1998.
3. Мирдетства. Младший школьник/ под. ред. А.Г. Хрипковой. – 2- е изд., доп. – М.:Педагогика, 1988. – 272 с.
4. КовальчукЯ.И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка. – М., 1985.
5. КоджаспироваГ.М. Педагогика: Учебник – М.: Гардарики, 2004. – 528 с.
6. НиколаеваМ.В. Педагогическая поддержка младших школьников: условия и приемы // Начальнаяшкола. – 2006 — № 9. – С. 7-11.
7. ОбуховаЛ.Ф. Детская (возрастная) психология. – М., 1996.
8. Педагогика/ под ред. Ю.К. Бабанского. — М. -1988.
9. СайфуллинФ.А. Педагогический процесс: проблемы, пути решения. — Уфа: РИО БашГУ, 2005. — 272с.
10. Сластенин В.А., ИсаевИ.Ф., Шиянов Е.Н. Общая педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /под ред. В.А. Сластенина: В 2 ч. Ч.2. — М.: ВЛАДОС, 2003. — 256 с.
11. Особенности психическогоразвития детей 6-7-летнего возраста /под. ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. –М., 1988.
12. Психологическое развитиемладших школьников / под. ред. В.В. Давыдова. – М., 1990.
13. Фридман Л.М.Психологический справочник учителя. – 2- изд., доп. и перераб. – М.:Совершенство, 1998. – 432 с.
14. Шаповаленко И.В.Возрастная психология. – М.: Гардарики, 2004. – 349 с.