Реферат по предмету "Педагогика"


Закономерности и принципы воспитания

Закономерностии принципы воспитания
Реферат попедагогическому мастерству
студента 4курса химического факультета
Кубанскогогосударственного университета
Руденко М.С.

Введение
Принципы воспитательного процесса(принципы воспитания) — это общие исходные положения, в которых выраженыосновные требования к содержанию, методам, организации воспитательногопроцесса. Они отражают специфику процесса воспитания, и в отличие от общихпринципов педагогического процесса, рассмотренных нами выше, это общиеположения, которыми руководствуются педагоги при решении воспитательных задач.
Персонификация
Психолого-педагогические исследованияпоследних десятилетий показали, что первостепенное значение имеет не столькознание воспитателем возраста и индивидуальных особенностей детей, сколько учетличностных характеристик и возможностей воспитанников. Персонификацияпонимается как опора на личностные качества. Последние выражают очень важныедля воспитания характеристики — направленность личности, ее ценностныеориентации, жизненные планы, сформировавшиеся установки, доминирующие мотивыдеятельности и поведении.
Принцип персонификации в воспитаниитребует, чтобы воспитатель: 1) постоянно изучал и хорошо знал индивидуальныеособенности темперамента, черты характера, взгляды, вкусы, привычки своихвоспитанников; 2) умел диагностировать и знал реальный уровень сформированноститаких важных личностных качеств, как образ мышления, мотивы, интересы,установки, направленность личности, отношение к жизни, труду, ценностныеориентации, жизненные планы и др.; 3) постоянно привлекал каждого воспитанникак посильной для него и все усложняющейся по трудности воспитательнойдеятельности, обеспечивающей прогрессивное развитие личности; 4) своевременновыявлял и устранял причины, которые могут помешать достижению цели, а если этипричины не удалось вовремя выявить и устранить — оперативно изменял тактикувоспитания в зависимости от новых сложившихся условий и обстоятельств; 5)максимально опирался на собственную активность личности; 6) сочетал воспитаниес самовоспитанием личности, помогал в выборе целей, методов, формсамовоспитания; 7) развивал самостоятельность, инициативу, самодеятельностьвоспитанников, не столько руководил, сколько умело организовывал и направлялведущую к успеху деятельность.
Комплексное осуществление этих требованийустраняет упрощенность возрастного и индивидуального подходов, нацеливаетвоспитателя на учет не поверхностного, а глубинного развития процессов,опирается на закономерности воспитания и причинно-следственные отношения,проявляющиеся в этом процессе.
В числе индивидуальных особенностей, накоторые надо опираться воспитателю, чаще других выделяются особенностивосприятия, мышления, памяти, речи, характера, темперамента, воли. Хотя примассовом воспитании обстоятельно изучать эти и другие особенности довольнотрудно, воспитатель, если он стремится добиться успеха, вынужден идти надополнительные затраты времени, энергии, средств, собирая важные сведения, безкоторых знание личностных качеств не может быть полным и конкретным.
Понять глубинные характеристики личностипо внешним актам поведения очень сложно и не всегда удается. Нужно, чтобы самвоспитанник помогал воспитателю. Сделайте его своим другом, союзником,сотрудником. Это кратчайший и верный путь положительных преобразований.
Природосообразность
То, что в развитии человека огромнуюважность имеют наследственные (природные) факторы, было понято уже в далекойдревности. Это положение, постоянно подтверждающееся на практике, со временемстало основополагающим принципом, т. е. главным, фундаментальным ируководящим положением педагогики. Принцип этот впоследствии сталназываться принципом природосообразности.
В самом общем виде он означает отношение кчеловеку как части природы, опору на его природные силы и создание для егоразвития условий, почерпнутых из природы. Античная наука даже мысли недопускала, что воспитание человека может быть искусственно оторвано от егоприродных оснований. Цицерон ораторствовал везде и всюду: «Если будем следоватьза природой, как за вождем, мы никогда не заблудимся». Великий Я. А. Коменскийпосле нескольких веков забвения возродил идею природосообразности, раскрыл еезначение в воспитании.
Точный порядок воспитания, и притом такой,который не в состоянии были бы нарушить никакие препятствия, следуетзаимствовать у природы. Если мы намереваемся искать средства против недостатковприроды, то нам приходится искать их не где-либо, как в самой природе.«Совершенно справедливо, что искусство (воспитания. — М. Р.) сильно нечем иным, как только подражанием природе». «Как только это будет точноосуществлено, созданное искусство (воспитания. — М. Р.) будет протекатьтак же легко и свободно, как легко и свободно протекает все природное».
Принцип природосообразности Я. А.Коменского поддерживал и развивал Джон Локк: «Бог наложил определенную печатьна душу каждого человека, которая, подобно его внешнему облику, может бытьнемного исправлена, но вряд ли можно ее целиком изменить и превратить впротивоположное. Поэтому тот, кто имеет дело с детьми, должен основательно изучитьих натуры и способности при помощи частых испытаний (!), следить за тем, вкакую сторону они легко уклоняются и что к ним подходит, каковы их природныезадатки, как можно их усовершенствовать и на что они могут пригодиться».
Долгое время в педагогике принципприродосообразности был забыт. Чего достигает современная педагогика начальногообразования, возвращаясь к нему? Прежде всего ясного понимания возможностейучеников. Этим устраняется противоречие между одинаковыми школьнымипрограммами, рассчитанными на мифическую равность учеников, и далеко неодинаковыми способностями детей к усвоению тех или иных учебных предметов.
Исследования подтвердили, что забвениепринципа природосообразности стало причиной кризиса воспитания во многихстранах. Обнаружив причину ослабления здоровья школьников, ухудшениянравственности и психической неуравновешенности, педагоги этих стран непобоялись признать свои ошибки и возвратились к испытанной классическойпедагогике.
Культуросообразность
Принцип культуросообразности — это учет условий, в которых находится человек, атакже культуры данного общества, в процессе воспитания и образования. Идеинеобходимости культуросообразности были развиты немецким педагогом Ф.А.В.Дистервегом, разрабатывавшим теорию развивающего обучения. Высоко оценивая рольпросвещения народа, Дистервег к числу задач школьного образования относилвоспитание гуманных и сознательных граждан.
Состояние культуры любого народа выступает в качествеосновы, базиса, из которого развивается новое поколение людей, поэтому таступень культуры, на которой находится общество, предъявляет школе и всейсистеме образования в целом требование поступать культуросообразно, т.е.действовать в соответствии с требованиями культуры, чтобы воспитатьинтеллигентных, образованных людей. Как бы продолжая идеи противопоставленияестественного и гражданственного состояния человека, Дистервег не исключалвозможности противоречия между принципами природосообразности икультуросообразности. Он полагал, что в случае конфликта не следует поступатьнаперекор природе, надо противодействовать влиянию ложного образования, ложнойкультуры.
В 20 в. произошел отрыв понятия культуры как целого оттех понятий, которые издавна совпадали с определением культурности. Появиласьпропасть между феноменами культуры и феноменами просвещения. Современноеобразование — продукт эпохи Просвещения, и оно выросло из выдающихся открытийпервой фазы научной революции. Однако наука к концу 20 в. сделала резкий скачоки радикально переменилась, признав множественность истины, отказавшись отуниверсальных притязаний. Наука ныне обратилась к нравственным исканиям, асистема школьных дисциплин еще с трудом выбирается из шор картины мира 19 в.Образование перестает пониматься как “культивирование”, т.е. “делание” личностив условиях культуры, а все чаще трактуется лишь как “накачка информацией”. Воснове образовательной системы в нашей стране упор делался на подготовкуспециалиста, вопросы духовного развития личности человека отступали на второйплан. Понятие “человек образованный” осознавалось как “человекинформированный”, а это не гарантирует наличие у него способности квоспроизводству культуры и тем более — к порождению культурных новаций.
Став носителем культурно-исторических ценностей,человек в процессе своей жизни воспринимает, репродуцирует эти ценности истремится к творчеству новых культурных реалий. Т.о., в центре культурынаходится человек и сама культура является его творением.
Переосмысление ценностей в сфере культуры иобразования, коренная трансформация системы образования в России, сменаосновополагающих ориентиров в педагогической деятельности — эти процессытребуют осмысления для определения наиболее действенных программкультурологической подготовки студентов. Анализ особенности реализации принципакультуросообразности на современном этапе будет способствовать процессукачественного изменения подготовки интеллектуальной элиты для России.
Гуманизация
Гуманистическоевоспитание имеет своей целью гармоничное развитие личности и предполагаетгуманный характер отношений между участниками педагогического процесса. Для обозначения такихотношений употребляется термин «гуманное воспитание». Последний предполагаетособую заботу общества об образовательных структурах.
В гуманистической традиции развитиеличности рассматривается как процесс взаимосвязанных изменений в рациональной иэмоциональной сферах, характеризующих уровень гармонии ее самости и социумности.Именно достижение этой гармонии является стратегическим направлениемгуманистического воспитания.
Общепринятой целью в мировой теории ипрактике гуманистического воспитания был и остается идущий из глубины вековидеал личности всесторонне и гармонично развитой. Эта цель-идеал дает статичнуюхарактеристику личности. Динамическая же ее характеристика связана с понятиямисаморазвития и самореализации. Поэтому именно эти процессы определяют спецификуцели гуманистического воспитания: создание условий для саморазвития исамореализации личности в гармонии с самой собой и обществом.
В такой цели воспитания аккумулируютсягуманистические мировоззренческие позиции общества по отношению к личности исвоему будущему. Они позволяют осмыслить человека как уникальное явлениеприроды, признать приоритет его субъектности, развитие которой есть цель жизни.Благодаря такой формулировке цели воспитания появляется возможностьпереосмыслить влияние человека на свою жизнь, свое право и ответственность зараскрытие своих способностей и творческого потенциала, понять соотношение междувнутренней свободой выбора личности в саморазвитии и самореализации ицеленаправленным влиянием на нее общества. Следовательно, в современнойтрактовке цели гуманистического воспитания заложена возможность формированияпланетарного сознания и элементов общечеловеческой культуры.
Дифференциация
Суть дифференциации в том, чтоввоспитании необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенностиучащихся. На поведении и развитии личности так или иначе сказываются еевозрастные и индивидуальные особенности. Например, в младших классах, гдесамосознание учащихся находится на начальном этапе развития, их личностноеформирование происходит главным образом под непосредственным влиянием учителя.В подростковых же классах, где осуществляется интенсивное развитие самосознанияучащихся, воспитание носит более опосредованный характер и его эффективность вомногом зависит от того, в какой мере оно побуждает учащихся ксамовоспитательной работе.
Не меньшее влияние на воспитание оказываютиндивидуальные особенности умственного, физического и нравственного развитияучащихся, их реакция на внешние воздействия. Один школьник отличаетсяспокойным, уравновешенным характером, чутко реагирует на замечания, в отношенияхс педагогами и сверстниками проявляет благожелательность и уважение. Другой же,наоборот, обладает повышенной раздражительностью, проявляет резкость в общениис другими людьми, не умеет поддерживать хороших товарищеских отношений. Все этодолжно находить соответствующее отражение в воспитании. Учащиеся суравновешенным характером легче вовлекаются в совместную деятельность, быстрееутверждают свое личное достоинство и более интенсивно развиваются. Школьники жес повышенной раздражительностью требуют к себе большей чуткости, уважения иделикатности со стороны сверстников и педагогов.
Заключение
Рассмотренные закономерности, если взятьих в совокупности, дают представление о том, какой должна быть практическаяорганизация воспитательного процесса. Нужно хорошо осознавать, что определениепринципов практической деятельности есть не исходный пункт исследования, а егозаключительный этап, поскольку принципы верны лишь тогда, когда онисоответствуют сущности этой деятельности. Однако по давно сложившейся традициив педагогике основное внимание обращается не на раскрытие закономерностейвоспитания, а главным образом на формулирование его принципов. Озакономерностях же воспитания во многих пособиях и научных трудах даже неупоминается. В данном же случае рассмотренные выше закономерности воспитаниявыступают как основополагающие принципы, или требования, на основе которыхнеобходимо осуществлять учебно-воспитательную работу в школе.
Литература
1.  Афонина Г.М. Педагогика. Курс лекцийи семинарские занятия. Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.
2.  Дистервег Ф.А.В. Избранныепедагогические сочинения. М.: 1956.
3.  Кочетов А.И. Воспитательная система:образовательная школа России. Краснодар: Изд-во института им. Россинского,2002.
4.  Подласый И.П. Педагогика начальнойшколы. М.: ВЛАДОС, 2001.
5.  Сластенин В.А. Педагогика / СластенинВ.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. – 3-е изд. – М.: Школа-пресс, 2000.
6.  Харламов И.Ф. Педагогика. М.: Юристъ,1997.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.