Общая характеристика нормального и нарушенногоречевого развития детей первых трех лет жизни
нарушение речевой развитие ребенок
Вотечественной педагогике и возрастной психологии процесс раннего развитияребенка (от 0 до 3 лет) разделяют на два основных периода:
— младенчество (от рождения до 12 месяцев);
— преддошкольноедетство (от 12 до 36 месяцев).
Ихсоотносят с «доречевой стадией развития ребенка» и «начальными этапами речевойстадии развития коммуникации» (Н.И. Лепская, 1997).
Становлениеречевой функции в онтогенезе характеризуется:
— строгой последовательностью;
— стадиальностью этапов доречевых форм общения;
— постепенным развертыванием словесных высказываний детей.
Периодизацияречевого развития (по Цейтлин С.Н.).
1.Доречевой этап: от рождения до 1 года = Дословесный этап (до первых слов,самостоятельно продуцируемых ребенком).
II.Этап первичного освоения языка: от 1 года до 2 лет:
— Этап однословных высказываний (до первых двухкомпонентных высказываний).
— Этап начальных двухкомпонентных высказываний (до первых трехкомпонентных).
III.Этап усвоения основных грамматических правил в языковой системе родного языкаЭтап элементарных сложных предложений. Период раннего речевого развития закончен(3 г.).
Первыйгод жизни (от 0 до 1 года).
Мыбудем рассматривать речевое развитие совместно с ведущими формами деятельностималыша – а это общение ребенка с взрослым, т.к.
Ведущаяформа деятельности — эмоционально-положительноеобщение с взрослым, что становится основойдля формирования предпосылок речевого общения.
Толькона основе данного вида деятельности у ребенка формируется:
— потребность в общении с взрослым;
— развиваются предпосылки речи в видеголосовых реакций, их интонационной окрашенности;
— развиваются сенсорные функции.
Рассмотрим по месяцам.
Развитиезвуковой стороны речи начинается с рождения в форме первичных голосовых реакций:крик, гуление, вокализации.
Ребенок начинает отвечать на общение с 10-14-го дня.
Наэмоционально положительном фоне у ребенка появляются звуки начального гуления(гуканья): а-гу, а-а, а-бу, а-буф, а-кы ит.д. В этот период ребенок активно включается в общение и иногда, страстностремясь ответить на обращенные к нему речи и знаки внимания, заменяет словапокашливанием, будто бы желая сказать: Очень хочется что-нибудь сказать тебе навашем языке, но я не могу, поэтому хотя бы покашляю! «Разговорный» кашельотличается от болезненного. Поэтому, если в возрасте 25-40 дней младенец началпокашливать, то это еще не означает, что он заболел, скорее всего, он простотак «разговаривает» и маме не следует волноваться. С этого возраста ребенокспособен продемонстрировать свое желание пообщаться. Мимикой и специфическимизвуками он приглашает к общению. В это время учащенное дыхание и сопение малышастановятся довольно важным средством для выражения эмоций. Когда к младенцуобращаются, он начинает учащенно сопеть, как бы говоря: Я тебя слышу! Когдавзрослый попадает в поле зрения младенца, и он хочет привлечь к себе вниманиевзрослого, то начинает часто сопеть, как бы сообщая: Я тебя вижу!
Т.О., Средствами общения ребенка являются плач,специфические звуковые сигналы и мимика.
2 м.
У малыша появляется обратная связь: он реагирует наобращенную к нему речь. В ответ на маминыслова он гулит на своем языке. Младенец постепенно переходит отединичных гласноподобных звуков к произнесению коротких звуковых цепочек. Пригулении общая двигательная активность ребенка снижается.
Прекрасноориентируется в речевых интонациях. Расширяется спектр звуковых сочетаний, участвующих в гулении: а-гу, а-га,га, а-уу, а-а, гых, кых, п-фу, ку,гу-гу. Если хочет привлечь внимание или что-то высказать,начинает кашлять. Кряхтит и сопит, совершая какое-либо усилие, например,пытаясь подтянуться. Пытается что-то сообщить мамео своих переживаниях (разговаривает). «Ругается», когда что-то ненравится.
3м.
Наоснове зрительного и слухового сосредоточения возникает и закрепляетсямимико-соматический «комплекс оживления» (3 мес.): ребенок начинаетвоспринимать обращение к себе и «отвечать» на него сочетанием улыбки, общиммимическим оживлением, вокализацией, повышенной двигательной активностью. Онпо-разному реагирует на сердитый и ласковый голос, улыбается или плачет. Спомощью крика, который становится интонационно-выразительным, ребенок выражаетсвой протест или неудовольствие.
Ребенок сообщает звуками (сигнальный крик) обо всехсвоих потребностях: мочеиспускание, газы, испражнение, желаниепоесть или необходимость изменить положение. Он хнычет, когдахочет спать или приложиться к груди,страдальчески и самозабвенно кричит при плохом самочувствии, когда что-то болит. В хорошем настроении активногулит. Сейчас это уже певучее гуление («бааа, мааа»). Малыш очень любит общаться и сам провоцируетвзрослых к общению. В этот периоддети нуждаются в постоянном общении со взрослыми и эта потребность должнаудовлетворяться полностью. Начиная с этого возраста, голосовые реакцииребенка становятся более дифференцированными, поддаются некоторой фонетическойквалификации (носовые — ротовые, гласноподобные — согласно-подобные) иприобретают выраженную коммуникативную функцию.
Признакинеблагополучия в психоречевом развитии от 0 до 3 месяцев:
— у новорожденного обращают внимание на характер крика, который в первые неделижизни у детей с отклонениями в развитии часто напоминает отдельные всхлипыванияна вздохе, с характерным носовым оттенком. В случаях наиболее тяжелой патологииотмечается пронзительный, болезненный, непрерывный крик, который принятоназывать «мозговым». Нарушения крика отчетливо проявляются у детей с тяжелойдвигательной патологией, у которых в дальнейшем выявляется дизартрия илианартия (Л.О. Бадалян и др., 1988. — С. 100). Если к концу периодановорожденности крик по-прежнему преобладает над другими рефлекторными звуками(кряхтенье, ворчанье, гуканье), то можно с большой долей вероятностиконстатировать патологические отклонения в развитии ребенка.
— При наиболее тяжелых нарушениях можно увидеть у грудничка поражения артикуляционногоаппарата: синкинезии и апраксии, парезы; может наблюдаться врожденный стридор —шумное, хриплое дыхание.
— Крик может быть хриплым, ослабленным, монотонным, истощаемым или звучатьнетипично, как при некоторых генетических синдромах.
— Запаздывают или отсутствуют ориентировочные зрительные и слуховые реакции;
— Преобладают отрицательные реакции (монотонный плач, длительный крик на одномтоне), улыбка край нередка.
— Голосовые реакции мало выразительны, при грубых нарушениях, связанных с органическойпатологией ЦНС, начальное гуление (гуканье) отсутствует (Л.О. Бадалян, 1988. —С. 135).
— При выраженных нарушениях эмоционально-психической сферы нарушаетсяформирование механизмов подражания, и гуление как бы задерживается нааутоэхолалической стадии.
— Необходимо также обратить особое внимание на формирование у младенца к 3месяцам выраженной эмоциональной реакции на ухаживающего за ним взрослогочеловека («комплекс оживления», улыбка, более активное гуление после звуковойстимуляции). Отсутствие такой реакции является прогностически неблагоприятнымпоказателем и требует дальнейшего наблюдения за психическим и эмоциональнымразвитием ребенка (Э.Л. Фрухт, 1998).
4м.
Ребенок очень любит слушать обращенные к нему речи. Онпровоцирует взрослого на общение, пытается «заговорить» с ним,проявляет инициативу, пытаясь «завязать беседу», и активногулит. Вначале этого этапа ребенок еще издает протяжные гласноподобные звуки, нопостепенно намечается переход от гуления к лепету: звуки становятся напевными,продолжительными, заметно более разнообразными («истинное гуление»). Появляется первая жестовая речь: малыш протягиваетмаме ручки, когда просит, чтобы она его взяла. Постепенно у ребенка формируютсяспецифические слуховые реакции на все внешние раздражители (голос мамы,разговор, наблюдение за звучащим предметом или игрушкой). С 4 месяцев онустойчиво находит глазами источник звука, который находится вне поля егозрения, узнает мать и улыбается ей.
5м.
Ребенок реагирует на интонацию: может заплакать, еслиповышают голос или выясняют отношения на повышенных тонах.Узнает игрушки, которые мама обозначаетсловесно: му-му коровка, мяу-мяу киска, ав-ав собачка, ж-ж пчелка. Еслимама говорит му-му, то малыш тянется ккоровке или улыбается, когда видит эту игрушку. Может реагировать на вопросы.Например, на вопрос «Где мама?» начинаетискать глазами маму и, если не находит ее, может расплакаться. Радостногулит на разные лады, но в это время малыш может гулить не так активно, как в предыдущем месяце, ведь у него появилось столько новых дел — не до разговоров. Продолжаетизъясняться с помощью «кашля», начинает «рычать». К 6 месяцам должныхорошо различаться звукосочетания гласных с губными coгласнымитипа «ба-ба-ба», «ма-ма-ма» (аутолалический этап лепета). Изменение характераголосовой продукции ребенка приводит к тому, что младенец начинает лепетать стипичной для его языкового окружения мелодикой. С 5 месяцев дифференцирует знакомыеи незнакомые лица. Различает строгую и ласковую интонацию речи, эмоциональноположительно реагирует на голос матери, а к голосу незнакомого человека толькоприслушивается, но остается равнодушен. После 4,5 месяцев протестует против«формального общения», проявляет ярко выраженную коммуникативную интенцию (М.И.Лисина, 1986).
Когнитивноеразвитие: у ребенка преобладает познавательный интерес над эмоциональным (с интересомтянется к новой игрушке, легко отвлекается на новый раздражитель). Формируетсяожидание многократно повторяющихся действий.
Коммуникативнаядеятельность: ребенок стремится к общению со взрослым. Развивается общение спомощью жестов: тянет руки, чтобы его взяли на руки или дали необходимыйпредмет.
6 м.
Переходк лепету (5-6 мес.) связан с выработкой ритмичности и согласованности дыхания идвижений артикуляционного аппарата, постепенным нарастанием длительности слоговойпродукции, формированием интонированного голосового общения.
Малыш нуждается в активном общении и физическом контактесо взрослыми.Речевое развитие остается на том же уровне, но появляются элементы лепета: а-да-да, а-па-па и т.п. Иногда малыш заводитсвои «речи» на очень высоких нотах, почти визжит. Он продолжает «рычать» и использовать в качестве речикашель. Малыш этого возраста знает свое имя и реагирует на него: оживляется, улыбается, начинает двигаться иливокализировать.
Когнитивное развитие.
«Комплексоживления» угасает, уступая место более дифференцированным психическимреакциям. Развивается подражание и активное манипулирование предметами.Действия приобретают целенаправленный характер (настойчивые попытки достать,дотянуться до нужного предмета, после отвлечения возвращает взгляд на то место,где было лицо человека или предмет).
7м.
Ребенок продвигается в речевом развитии. Требует, чтобымама говорила только с ним: не дает ей говорить по телефону,если она говорит с кем-либо, поворачивает к себе ее лицо. Малышначинает показывать знакомые игрушки по просьбе мамы. Очень любит слушать стихии песенки-потешки.
Возрастаетроль стимуляции на характер долингвистической вокальной продукции. На появлениепервичных коммуникативных намерений существенно влияет наличие благоприятнойобстановки взаимодействия взрослого и ребенка.
Коммуникативная деятельность.
Понимает,когда к нему обращаются по имени, реагирует на слово «нет». Вокализации и жестывыполняют коммуникативную функцию (интонация удовольствия, неудовольствия,просительные и протестующие жесты). Начальное ситуационное восприятиеобращенной речи (поворачивает голову в сторону называемого человека).
8м.
Усложняютсялепетные конструкции: а-да-да-да-да,а-та-та-та, а-ма-ма-ма-ма, а-па-па-па-па и тд. Малыш начинает явственнореагировать и отзываться на свое имя. В обиходеребенка появляются слова-жесты: машет рукой «пока», хлопает ладошкой поруке взрослого — «привет» и тд. В самостоятельной вокальной продукциинаблюдается постепенный переход к активному, многообразному по звуковому составулепету. Звуки начинают постепенно дифференцироваться и приближаться к звукамродного языка, появляясь в лепете ребенка в определенной последовательности:ротовые-носовые, звонкие-глухие, твердые-мягкие, смычные-щелевые (В.И.Бельтюков, 1977). У младенца вызывается эхолаличное повторение слогов завзрослым, копирование интонационно-мелодической структуры знакомой фразы, онтакже может имитировать кашель и щелканье языком.
Отклонения в психоречевом развитии:
— При апраксиях и стридоре лепет имеетпрерывистый, смазанный, слабо модулированный характер. Длительныйвокализованный выдох явно затруднен, преобладают краткие лепетные серии(«бедный лепет»).
— Можно отметить нарушения формированияинтонационной стороны речи, которая в норме уже к 6 месяцам приобретает типичнуюдля родного языка мелодику.
— В случаях более тяжелой неврологическойпатологии к концу первого полугодия жизни у младенцев наблюдается выраженнаямышечная гипотония.
— Наблюдаются специфические искажения звукопроизношения,бедные голосовые реакции. Певучее гуление может отсутствовать полностью.Интонационно-мелодическая выразительность вокализаций снижена, самоподражаниянет (Л.О. Бадалян и др., 1988. — С. 141).
— В случаях грубого поражения по типу РДАорганического генеза или глубокой умственной отсталости ребенок может быть явнонеконтактен, пассивен, его ориентировочные реакции будут снижены или, наоборот,у него будет преобладать патологическая двигательная активность, беспокойство,негативные эмоциональные реакции на новые предметы (плач, крик,отворачивается).
— В случае грубой патологии развитияфизиологические эхолалии и слоговой лепет не формируются или возникают позже вискаженном виде, интонационная выразительность отсутствует, реакция на обращеннуюречь проявляется в виде чрезвычайно бедной вокальной продукции, отдельныхзвукокомплексов, недифференцированной голосовой активности (Е.Ф. Архипова,1991. — С. 11). Ребенок не стремится к звукоподражанию.
— Вместо ориентировочной реакции и игровойдеятельности (манипулирования) выражены общий комплекс оживления иподражательная улыбка (Л.О. Бадалян и др., 1988. — С. 145). В случаях РДАэмоциональные реакции у детей очень избирательны и неожиданны, часто они бываютсвязаны с неодушевленными предметами.
После6 месяцев нарушения когнитивного развития достаточно заметны, однако дифференциальнаядиагностика очень сложна, чтобы определить ведущее нарушение надо соотнести вседанные об анамнезе с динамическим наблюдении за ребенком.
9м.
В этом возрасте ребенок может сказать первое слово: баба,мама, папаи пр. Появляются новые слова-жесты или, если этого не было раньше, жестоваяречь.В 8-9 месяцев ребенок понимает запрет (слово нельзя)и прекращает делать то, что не нравится взрослому.
10м.
За счет совершенствования произнесения согласных лепетприобретает более четкие очертания. Малыш начинает развиватьречевые навыкии изучать возможности своих голосовых связок. Он поет на пронзительно высоких нотах, что очень похоже навизг. Кроме этого у малыша появляются первые звукоподражательные слова:собака — ав-ав, корова — му. Ребенок этоговозраста может показать все предметы, о которых идет речь или о которыхспрашивают: где телефон? где стул? где котик? Девяти-десятимесячный малыш выполняет простые указания типа «Даймне!» Может сказать свое первое слово: мама,баба и т.д.
11м.
Заметно расширяется жестовая речь и пассивный словарьребенка. Он показывает пальцем на все,что его заинтересовало, и нуждается в комментариях родителейпо поводу заинтересовавших его предметов. Попросьбе мамы или другого взрослого малыш может показать на себе, накукле или на маме глазки, носик, ушки, пупок, животик, ручки, ножки и т.д. Особенно хорошо малыш показывает, где у мамы грудь. В 9-12 месяцев ребенок узнаетназвания знакомых предметов, понимает жест «пока-пока», отвечает действием насловесные просьбы (например, хлопает в ладоши при слове «ладушки»), киваетголовой в знак «согласия-несогласия». Начинаетслушать короткие простые сказки.
Вконце года большинство детей произносят 5-6 лепетных слов, как правило, обозначающихблизких людей, любимую игрушку, часто выполняемое действие. Хорошо подражаютинтонации взрослого «собеседника», копируют отдельные слоги, восклицания,междометия. Хорошо выражают свое настроение, изменяя тон, громкость,длительность звучания голоса.
Коммуникативная деятельность идословесные формы общения.
Младенецпонимает указательные, запретительные жесты, а также выполняет некоторыекоммуникативные действия: машет ручкой при прощании, подражая взрослому, для просьбыиспользует указательный жест. В этом возрасте активно развивается системадословесных форм общения, в которую входят звуки (вокализации), мимика,произвольные движения тела, жесты и взгляды («указательный», «ищущий оценку»,«соединяющий»).
Когнитивное развитие.
Уребенка формируются первые наглядно-действенные представления, являющиесясенсорно-перцептивной основой формирования обобщенного мышления и речи у детейраннего возраста. Особую форму деятельности младенца представляет собой подражание(движениям, жестам, выражению лица, голосу, простым словам) взрослому человеку,которое становится осознанным и разнообразным в конце первого года жизни.
Отклоненияв психоречевом развитии:
— Наличие рудиментарного лепета, однообразных и монотонных голосовых реакцийсвидетельствует о серьезном отклонении в раннем развитии ребенка, которое можетносить как парциальный, так и комплексный характер.
— В более легких случаях (при компенсации к этому возрасту некоторыхсиндромальных проявлений гипертензионно-гидроцефальный синдром, синдромнервно-рефлекторной возбудимости, вегетативно-висцеральный синдром) нарушенияформирования голосовых реакций сочетаются со слабостью слуховыхдифференцировок, недостаточностью слухового внимания и трудностью локализацииисточника звука в пространстве. Это задерживает развитие начального пониманияречи у детей с резидуальной неврологической симптоматикой (Е.М. Мастюкова,1993, 1997).
— К концу первого года жизни выраженными становятся клинические признаки основныхформ ДЦП: формируется спастичность, выраженными становятся симптомы атаксии игиперкинезы, что приводит к нарастанию патологических изменений в тонусе мышцречевого, голосообразующего и дыхательного аппарата.
— Стойкие трудности формирования навыков разжевывания твердой пищи, проглатыванияи умения пить жидкость маленькими глотками из чашки также косвенносвидетельствуют о дисфункции общих речедвигательных навыков и нарушениямеханизмов фонации и дыхания.
— Задержка формирования или полное отсутствие паралингвистических форм общения свидетельствуето серьезных нарушениях коммуникативной функции речи.
— При выраженных нарушениях психо-эмоционального и когнитивного развитиянаблюдаются:
— маловыразительная и однообразная мимика;
— эмоциональные проявления в форме хаотической двигательной активности илиоральных синкинезий;
— неадекватные реакции на речевое обращение, словесные
инструкции, демонстрируемое действие.
Второйгод жизни.
Ведущей формой деятельностиявляется предметно-действенное общение совзрослым.
Роль совместных простейшихпредметных действий:
— ребенок усваивает основное назначение предметов,
— приобретает опытсоциального поведения,
— накапливаетнеобходимый запас знаний и представлений об окружающем,
— накапливает пассивный и активный словарь;
— использует различные формы речевогообщения.
— Развивает наглядно-действенное мышление. Мыслитьдля него – это значит здесь и сейчас с конкретными предметами, а не думать ивспоминать, как это происходит у взрослых.
— В предметной деятельности тренируетсявнимание, когда ребенок увлеченно рассматривает новый предмет, исследует его,совершает с ним различные манипуляции.
— Тренируется память при активном восприятии,когда ребенок узнает знакомые предметы и выполняет знакомые действия.
Предметыиграют роль опор для речевого развития ребенка. В это понятие входят и тереальные предметы, которые находятся вокруг него в доме (вещи), и явленияприроды (деревья, цветы, трава, земля, небо, солнце и пр.), и игрушки.
Всеорганы чувств действуют у ребенка совместно, вернее, взаимодействуют, передаваядруг другу добытые сведения. Маленькие дети не только смотрят на предметы и слушаютих «голоса», они часто тянут в рот несъедобное, все подряд нюхают, как быпроверяя на свежесть. Но это ведь не потому, что они столь не доверяют нам.Просто они обследуют предмет со всех сторон и таким образом запоминают его.Главными инструментами познания мира вообще и слов в частности, являютсяощущения. Отсюда вытекает, что ребенок должен иметь возможность получать какможно больше этих ощущений (тактильных, вкусовых, обонятельных, слуховых,зрительных).
Как развивается речь.
Второйгод жизни — это этап первичного освоения языка: от 1 года до 2 лет: характеризуетсяпереходом от однословных высказываний к двухсловным.
Однакоширокая вариативность индивидуальных темпов овладения двухсловнымипредложениями даже среди детей однородной социальной группы делает этоткритерий практически неприемлемым для детей второго года жизни, имеющих отклоненияречевого развития. Самостоятельные детские высказывания еще настолькоэлементарны и построены на копировании образцов взрослой речи, что имеет смыслговорить о появлении определенных форм конкретного слова, которые функциональноне тождественны соответствующим формам нормативного русского языка — это такназываемая «доморфологическая стадия» языкового развития (С.Н. Цейтлин, 2000. —С. 83).
Навтором году жизни ребенок начинаетговорить. Он понимает значительно больше слов, чем может произнести,причем не только слова, но и словосочетания, простые просьбы (например, «Покажи киску», «Дай мячик» и др.).
Малышиздает разнообразные звуки и звукосочетания, более уверенно произносит слоги и слова, выражает свои желания жестами имимикой.
Вэтом возрасте дети пытаются активнее общаться со взрослыми: ребенок слушает то,что ему говорят, и отвечает на своем«языке». Ответная «речь» малыша эмоционально и интонационно окрашена. Поинтонации вы можете понять, о чем вам«рассказывает» кроха: об увиденной наулице машине, о собаке, которая громко лаяла и т. п. Часто дети повторяют завзрослыми не слово целиком, а толькоего окончание, первый звук или слог:ки вместо киса, ать вместо дать и т. п.
Двухлетний малыш часто повторяет много раз вопрособ одном и том же предмете («Что это?»), даже есливы ответили ему. Это может означать, что ребенку нравится ваше внимание.Дети с удовольствием произносят слова ирадуются тому, что могут с вами «беседовать».
К двум годам малыши начинают понимать, что слова,обозначающие названия знакомых предметов, относятсятакже к предметам в книжках, на фотографиях. По вашей просьбе ребенокможет показать, где нарисована собачка,банан, мячик. Кроха уже понимает, что игрушечный стул, стол и другие предметыназываются так же, как и настоящие.
Ближек 2-м годам (приблизительно в 1 г. 8 мес. — 1 г. 9 мес.) у него появляютсяпервые слова с разными (не повторяющимися) слогами: ки-ся, ляпа, тетя и т. п. В2 года ребенок пытается говорить трех сложные слова, пропуская, как правило,один из них: «синя » (машина). При помощи взрослого в активе ребенка появляютсяважные опорные слова «все» — окончание действия и «ещё» — продолжение действия(еще сока, еще играть).
Возраст2 года знаменуется первыми попытками ребенка соединить два слова: «Мама кися»,одновременно он сам строит первые предложения: «Баба дай!», «Кися, ди! (киса,иди!)».
Признакинеблагополучия в речевом развитии ребенка до 2-х лет:
— длительное «застревание» на стадии «лепетных» слов;
— позднее (Норма = 1,5 года) появление «опорных слов», с которыми связаноформирование высказываний типа «исе каси», «исе сыя», «все» и т.п., и оченьнезначительным приростом этих слов в словаре ребенка;
— стойкое эхолалическое повторение за взрослым, без умения самостоятельно использоватьновое слово в общении;
— копирование вопросительной интонации взрослого вместо ответа на вопрос;
— неумение назвать однородные предметы одним словом;
— главный признак — это так называемая «задержка лексического развития», котораяпроявляется в отсутствии прироста новых слов в активном словаре.
Еслив возрасте 2-х лет, у ребенка отсутствуют все вышеперечисленные симптомы, а вактивном словаре 1-2 слова, общается при помощи жестов и вокализаций – вполневозможно, что это индивидуальный темп развития речи для конкретного ребенка.Проводятся занятия по стимуляции речевого развития.
Третийгод жизни.
Попериодизации Цейтлин С.Н. – это этап усвоения основных грамматических правил вязыковой системе родного языка.
Иначеговоря — «морфологическая стадия», связана со становлением фразовой речи.
Натретьем году жизни речь ребенка стремительно развивается: от отдельных самостоятельныхвысказываний в форме фраз, состоящих из 2-3 слов, до развернутых предложений вдиалоге, инициированном самим ребенком, и первых попыток использовать монолог. Малыш говорит короткими фразами,использует как простые, так и распространенныепредложения, но делает многограмматических ошибок.
Предложения,которые говорят дети на этом этапе речевого развития (2-3 года) — это еще ненастоящие фразы. Практически первые предложения — это те же слова, но имеющиесмысловой признак действия. Они запоминаются детьми как некие постоянныецелостные конструкции, похожие на слова: «Дай пить», «Идем гулять», «Надоиграть» и пр.
Словарный запас увеличивается в 3-4 раза.
Вэтом возрасте ребенок задает взросломумного вопросов: «Почему?», «Где?», «Зачем?» Малыш еще не умеет четкопроизносить звуки. Он смягчает многие согласные звуки: говорит сям вместо сам,коза превращается в козя, а машинка — в масинку и т. д.
Некоторыезвуки ребенок заменяет другими (вместо [ш] произносит [с]) или пропускает трудныезвуки. В это время появляются даже трехсложные слова, например, «палямась»(поломалась), «аевка» (коровка), приобретается способность строить по моделямречи взрослых простые предложения: «Мой кука паль» (Моя кукла упала).
Рассматриваякнижки, ребенок называет знакомые картинки (мышка, собака и др.). Понравившуюсякнижку дети обычно просят читать много раз. Слушая короткие стихи, которыечитают родители, кроха может спонтанноповторить последнее слово или слог в стихотворной строке. Это «умение» малышаможно использовать, чтобы развивать его речь.
Играяс игрушками, ребенок часто разговаривает самс собой, озвучивает свои действия и дает им оценку (машинка би-би, бах — упала).
Кроха понимает двухступенчатую просьбу, с которой к нему обращаются взрослые. Например: «Пойди в комнатуи принеси мячик»; «Если съешь кашу, я дам тебе конфету». Теперь малыш не только понимает речь взрослого, но изапоминает то, что ему говорят (слухоречевая память).
Последовательностьпоявления первых слов.
Всеродители с нетерпением ждут, когда ребенок произнесет первое слово: мама или папа. Однакомногие дети еще до того, как скажутмама, начинают использовать другие слова, хотя родители и не считают ихнастоящими словами (ам-ам — хочу есть, ав-ав, собачка и др.). Всемалыши вначале говорят о том, что они хотят,видят и ощущают («хочу», «нет»), а не о том, что знают и думают.
Российскиеи зарубежные исследователи детской речиобнаружили определенную закономерность в том, как ребенок усваивает первые слова и их значения.
Существуют первостепенные по значениюгруппы слов, которые учатся понимать ипроизносить дети, живущие на разных концах земного шара. В зависимостиот индивидуальных, социальных и культурныхособенностей порядок усвоения этих слов может быть различным.
Исследователидетской речи выделяют такие группы первых слов:
— люди, окружающие ребенка (мама, папа, баба, тетя,дядя, ляля и др.);
— животные и птицы (мяу, ки, киса; ав-ав, ава;му; иго-го, тпру; ко-ко; кар; га-га...);
— еда (ам-ам, ням-ням, пить, суп, чай); '
— движения (топ-топ);
— сон (а-а, бай-бай);
— действия (дать, на, тук-тук, еще);состояния (бо-бо — больно);
— согласие (да, нет);
— место (там);
— транспорт (би-би — машина);
— предметы в доме (але, тик-так);
— осуждение за поступки (ай-ай);
— прощание (пока-пока) и др.
Важнымидиагностическими показателями неблагополучия речевого развития в этом периодестановятся:
— отсутствие в речи ребенка фраз из 3 и более слов;
— пассивность и безынициативность в ведении диалога;
— однословность или однотипность ответов на вопросы;
— преобладание в самостоятельных высказываниях «замороженных» грамматических форми высокая доля эхолаличных высказываний;
— выраженные трудности произнесения многосложных слов и слов со стечениямисогласных. Отдельно отмечаются стойкие запинки при произнесении развернутыхфраз или отдельных слов, многократные повторения и растянутое произнесениеслогов и звуков, сопровождающееся мышечным напряжением.
— Большое количество звукоподражательных слов у ребенка старше 18 месяцев припрактически полном отсутствии с его стороны попыток имитации «взрослых» слов;
— обилие многочисленных недифференцированных жестов, носящих не коммуникативную,а агрессивную направленность;
— навязчивые требования недоступного предмета с помощью нечленораздельногомычания.
/>/>Невсе из перечисленных диагностических показателей являются равнозначными илипроявляются одновременно, однако их общей характерной особенностью является.
Какправило, точный логопедический диагноз можно сформулировать в момент появлениянекоторой речевой продукции ребенка. (чтобы избежать гипердиагностики и в то жевремя не пропустить явные отклонения от нормы.).
Доэтого мы можем ориентироваться только на косвенные признаки: состояниеречедвигательного аппарата, особенности когнитивного и коммуникативного развития.Поэтому актуально говорить о специалистах по ранней коммуникации.
.r