Реферат по предмету "Культура и искусство"


Представления о духах, предках и месте Китая в окружающем мире в традиционной китайской культуре

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯХУДОЖЕСТВЕННО-ПРОМЫШЛЕННАЯ АКАДЕМИЯ
им. А.Л. Штиглица

ЭССЕ
Представления о духах,
предках и месте Китая вокружающем мире в традиционной китайской культуре
Выполнила:
студентка II курса
отделенияискусствоведения и культурологии
Полуяненкова Ю.
Санкт-Петербург
2010

Введение
Средисовременных стран мира Китай – одно из наиболее древних государств. Уже околопяти тысяч лет назад в бассейне Хуанхе существовала высокоразвитая культураЯншао. Китайский народ уже в глубокой древности достиг высокого уровня развитиядуховной и материальной культуры, общественной жизни. Однако отличительнойчертой китайской культуры являются не только богатство материальных и духовныхценностей, но и огромная жизнестойкость. В течение всей истории китайскаякультура не утрачивала своей активности, сохраняя монолитность. Каждая изкультурных эпох оставляла для потомков неповторимые по самобытности ценности.Несмотря на бесчисленные войны, мятежи, разрушения, производимые завоевателямистраны, культура Китая не только не ослабевала, а наоборот, всегда побеждалакультуру завоевателей. Одной из причиной такой стойкости китайской культурыоднозначно является то, что традиции играют немаловажную роль вфункционировании всего государства. Начиная с первых народов, населявшихтерритории Китая, традиции и культы были сильны и помогали наладить строгоструктурированную жизнь государства. Важную роль среди таких традиций и культоводнозначно играли вера в духов, культ предков и самоопределение места Китая вокружающем мире. Тотемизм и анимизм легли в основу веры в духов и предков, акульт Шанди – в представление о Поднебесной. Эти верования во многом определилине только поведение отдельных семей, но и всего государства на многие столетиявперед.

Представлениео духах
Ещёс древности китайцы пытались объяснить окружающий мир и истолковать явленияприроды с помощью мифов. Предания о божествах, духах и непобедимых герояхзанимали большое место в духовной жизни китайского народа.
Покитайским воззрениям, небо и земля населены самыми разнообразными божествами:добрыми и злыми, могущественными и слабыми, красивыми и безобразными.Характерной чертой восприятия духов была практически размытая грань междусилами добра и зла, так называемая недифференцированность. Добрые духи шэнь излые духи гуй мирно сосуществовали, им приносили жертвы, они подчинялись одними тем же важным божественным персонам и Юйхуану шанди (Великий Нефритовыйимператор). Строгого порядка по отношению к духам не было, одни и те же духивыступали под различными именами, разные божества ведали одним и тем же делом.
Людипочитали духов, которые властвовали над природой и распоряжались силами стихий.Такими духами были, например, дух земли, дух деревьев, дух моря, дух гор, духогня, духи луны и солнца. Эту роль (духов луны и солнца) могли исполнятьбожества-символы Тай-инь и Тай-ян, мифические персон Чан Э и её муж,легендарный стрелок Хоу И. Были и духи пяти планет, ими считались легендарныеимператоры древности. Так Хуанда был духом Сатурна, Байди – Венеры, Хэйди — Меркурия, Чиди – Марса, Цинди – Юпитера. Покровителем Юпитера также считалсяТайсуй, божество полярной звезды.
Интересно,что большие пожары, вспыхнувшие в Пекине в апреле 1908 г., приписывались духуогня, хо-дэ, который сошел с неба на землю для стодневной прогулки. Говорили,что когда это зловещее божество вернется в свою обитель, пожары прекратятся.
Почетноеместо среди божеств, покровительствовавших силам природы, занимали божествагор, среди которых наиважнейшим было божество восточного пика горы Тайшань,т.к. под горой Тайшань был скрытый вход на небо, к Юйхуану шанди. Обычно духигор изображались в виде седовласых старцев с длинными бородами, хмурыми лицамии строгим выражением глаз.
Самиприродные явления связывались с действием духов или каких-либо таинственныхсил. Северное сияние объяснялось тем, что живущий на крайнем Севере, куда незаглядывает солнце, дракон чжу-лун держит во рту свечку и освещает время отвремени темные полярные страны. Радуга воспринималась как большая змея,дугообразно перегнувшаяся над землей. Завывание ветра в ненастную погодусчитали плачем бесприютных душ воинов, что пали на поле брани и не былиправильно погребены.
Насамом деле достаточно трудно даже приблизительно подсчитать, сколько божеств идухов «обслуживало» китайский народ. Не было ни одной сферы жизни и ни одногоремесла, где бы люди обходились без духовных покровителей. Примеромбожества-патронов могут служить Цзянь-тайгун покровитель рыбаков, Лу Бань –плотников, Яо-ван – медиков и т.д. Покровителями различных профессий современем стали считаться и восемь даосских бессмертных, ба-сянь. Даже домашнихживотных охраняли свои божества, были покровители коров, лошадей, собак.Божества могли «специализироваться» в самых различных областях: доу-шэг – дух,защищающий от оспы; цзин-цюань – дух, охраняющий колодец, лэй-цзу – дух,ведающий громом; ма-мин покровитель шелковичного червя.
Китайскиекрестьяне глубоко почитали местного духа – туди. Туди подвластны все строенияданной местности, он считался охранителем жителей от всякого зла, ему молилисьоб урожае, о выздоровлении, благополучном путешествии. Его изображали старикомв головном уборе чиновника давних времен. Рядом с ним рисовали двухприслужников.
Общимуважением пользовался дух долголетия. Его изображали почтенным старцем свысоким лбом. Рядом с духом долголетия обычно помещали аиста, символ вечности,и оленя, счастья. В руках дух держал персик и жезл, которые такжесимволизировали долголетие. У его ног располагались гранаты, красный цвет гранатаозначал спокойствие, радость, счастье и благополучие. Картинки с изображениемдуха долголетия наклеивались на стены жилых комнат, ведь считалось, что этоможет помочь изгнать нечистую силу и тогда вся семья будет долго и благополучножить.
Длягарантии от неприятных воздействий со стороны злых духов и сил в Китаесуществовала целая система оберегов, амулетов, стражей. Например, возле дома нашесте вывешивали петуха, на стене – изображали тигра, у входа во двор стоялакаменная плита, преграждавшая прямой путь, ведь они, как известно всем в Китае,могут ходить только прямо. Мальчикам вшивали в одежду амулеты, а в младенчествемогли даже одеть в одежду девочки, чтобы злой дух перепутал и не польстился.Существовало представление о том, что главы демонических сил отвечают за своихподопечных. Поэтому специалистам по изгнанию злых духов приносились специальныежертвы.
Китайцысвободно ориентировались в мире окружавших их божеств и духов, запретов исуеверий. Они делали всё, чтобы избавиться от чар и наваждений и обеспечитьпокровительство влиятельных потусторонних сил. Достаточно было иметьизображение патронов и божеств на лубке, ходить в храм, приносить жертву.Многие требования и пожелания можно было выражать не в форме молитв, а косвенно– в виде благопожеланий и связанных с ними символов. Желать здоровья, счастья ипроцветания принято у многих народов, но именно в Китае культ благопожеланийдостиг невиданного размаха. Во-первых, это диктовалось вежливостью, принятойнормой, церемониалом. Во-вторых, символика благопожеланий была очень тщательноразработана и детализирована, имела множество оттенков и намеков. Главнымпожеланием в Китае было «три много» — лет, сыновей, богатства. Намногочисленных благопожелательных лубках это выражалось аллегориями. А изображенияпокровителей долголетия и богатства, Шоу-сина и Цай-шэна соответственно, быливесьма распространены вплоть до недавнего времени.
Культпредков
Вдревнем Китае получили распространение различные формы культы, однако особоезначение имел культ предков, т.е. обожествление и почитание предка рода помужской линии. Этот культ оказал решающее влияние на весь характер китайскойобщественной структуры, на формирование социальных отношений в стране. Корниего уходят в культ мертвых, а сам культ предков был позднее возвеличенконфуцианством. Значением этого культа в истории и культуре Китая настольковелико, что многие специалисты считают его основным видом религии в Китае, а нетолько отличительной особенностью всей китайской цивилизации.
Ещепротокитайцы эпохи неолитических культур Яншао и Луншань верили в загробныймир, где душа умершего пребывает после смерти. Вероятно, уже в первобытнуюэпоху у далеких предков китайцев сложились зачатки представлений о том, чтодуши умерших, обитающие в ином мире, способны оказывать влияние на судьбыживущих в этом мире. В иньском и раннечжоуском Китае древний культ мертвыхполучил очень большое развитие и постепенно превратился в детальноразработанный и обставленный торжественными ритуалами культ родословныхпредков. Особенно пышно и торжественно отправлялся этот культ в честь старшихродовых предков, родоночальников основной линии определенного родо-племенногоколлектива. Именно с почитанием родовых предков был связан и культ верховногобожества Шанди в Инь (династии Шань-Инь — 1766 до н. э. — 1122до н. э) и в начале Чжоу (династия Чжоу — 1122до н. э. — 247 до н. э.).
Характеркульта родовых предков в Инь и в начале Чжоу говорит о том, что этот культ былхарактерен для знати, родовой аристократии. Чем знатней был человек, тем ближеон стоял к покойному или живущему ещё вану, тем большую роль играло в его жизнии в его служебных обязанностях играло все то, что было связано с культомпредков. Всем покойным предкам регулярно приносились жертвы, в их честьсовершались торжественные обряды, для участия в которых собираласьмногочисленная родня. Центральную роль в торжественном обряде жертвоприношенияиграл сам покойный предок, а точнее, замещявший его мальчик, обычно старшийвнук покойного. Считалось, что дух покойника на время жертвоприношений вселялсяв его внука.
Сравнительнопростой культ предков, доведенный до предельных значений и всеобъемлющихмасштабов, предоставил возможность осуществить социальный идеал,провозглашенный Конфуцием. Конфуцианство предало культу предков глубокий смысли превратило этот культ в первую и наиболее важную обязанность каждого китайцы.Средоточием культа становится принцип “сыновней почтительности” — сяо. Его сутьзаключена в следующей цитате из второй главы «Лунь-Юя»: «Служить родителямсогласно правилам ли, похоронить их, соблюдая установления ли, и приносить имжертвы, придерживаясь установлений ли”.
Главныйсмысл «правил ли» — полное и абсолютное послушание. Согласно этим правилам,уважать родителей и беспрекословно повиноваться им, всю жизнь заботиться оботце и матери и постоянно угождать им, услуживать, — таковы священныеобязанности сына.
Культпредков приобретает всеобъемлющее социальное значение: добродетельный сын — отпростолюдина до императора — посвящает свою жизнь служению родителям при ихжизни и после смерти. Устойчивость такой вертикали является залогом должногоустройства и порядка в государстве, объединяющем отдельные семьи в единуюогромную семью. Преданный сын — верный подданный есть основа конструкции. Такконфуцианство преобразовало религиозный культ в социальную доктрину, придав ейуниверсальное значение и государственный статус.
Почтениек родителям затмило все иные отношения в китайском обществе. Китайскоеписьменное наследие — от мифов, легенд, поэм и драм до династических историй иофициальных документов — переполнено назидательными сюжетами, воспевающимисыновнюю почтительность. Некоторые из этих образцов способны эпатировать нашегочитателя, но отнюдь не китайца, воспитанного в сыновнем послушании и служенииродителям. Так, один бедняк не мог прокормить одновременно и престарелую мать ималолетнего сына. Посоветовавшись с женой — мол, сына они могут иметь другого,а матери другой не будет, — он продал сына. Потом бедняк копал яму и выкопалсосуд с золотом и надписью, гласящей, что Небо награждает его за сыновнююпочтительность. Столь экстремальные ситуации не так уж часты в китайскихназидательных сюжетах, но все же очевидно, что сыновняя почтительность естьпостоянная доминанта китайской этики и этнопсихологии. Она неизменно проявляетсебя в повседневной жизни, начиная с семейного уклада (без окончательноговердикта семейного старейшины в семье ничего не предпринимается) и заканчиваявысоким государственным служением (достижения на этом поприще посвящены живымили покойным предкам).
Священнаяобязанность почтительного сына — должным образом упокоить бренное телородителя. Похоронные обряды и церемонии подробнейшим образом изложены вканонической “Книге установлений” и неукоснительно исполнялись в традиционномкитайском обществе. Приготовления к похоронам начинались задолго до смертиглавы семьи, клана и (тем более) государства. Ныне раскапываемая богатейшаяусыпальница первого циньского императора Цинь Шихуанди строилась за многие годыдо смерти ее августейшего обитателя. В северо-западных окрестностях Пекинанаходится величественный погребальный комплекс императоров династии Мин,правившей вплоть до середины XVII века. Впрочем, подобные примеры не уникальныи вряд ли вызовут удивление у нашего читателя: усыпальницы правящих знатныхродов издревле существуют в различных цивилизациях мира. Куда более удивителенобычай, который был повсеместно распространен в простых китайских семьях. Повступлении главы дома в преклонный возраст ему подносили в дар гроб — егопосмертное обиталище. Гроб становился главным предметом гордости главы дома:его ставили в одной из комнат и поддерживали в сохранности — внутри и снаружипокрывали дополнительными слоями особого состава из смолы, фарфорового порошкаи лака для придания полной герметичности. Счастливый обладатель собственногогроба был спокоен за посмертное существование — тело останется в сохранности ипосле погребения.
Важнымэлементом культа предков была забота об их могилах. Каждый клан и каждая еговетвь считали своим долгом иметь собственные могильные земли, в которыхпокоились бы умершие предки. Могильные земли всегда были ухожены и крайнезаботливо распланированы. Вне зависимости от дохода семьи, любая могильнаятерритория всегда была обсажена деревьями и кустарниками, возле каждого захоронениябыли установлены каменные обелиски с надписями.
Неотъемлемойчастью культа предков являлись обряды жертвоприношений в храмах или на могилахпредков. Храмы предков непременно были в каждой почтенной семье; даже самаябедная семья и та имела алтарь предков на самом видном месте в доме. Поклонениепредкам осуществлялось ежедневно. Глава семьи начинал свой день с посещенияхрама предков, где возжигал курения и совершал поклонения. Первого ипятнадцатого числа каждого месяца, в каждый семейный или всеобщий праздникродичи собирались в храме совершить жертвоприношения и сообщить предкампоследние семейные новости.
Урбанизацияплохо совместима с культом предков в его привычном виде. В больших китайскихгородах введен обязательный ритуал кремации, но и в сельской местности ввидупотребностей хозяйственной деятельности сносят старинные надгробья и могилы.Через несколько десятилетий классический культ предков и традиция поминовенияусопших неизбежно столкнутся с серьезным кризисом, а Китай — с проблемой национальногосамосознания и идентификации. культ родовой предоккитай
МестоКитая в окружающем мире
МестоКитая в окружающем по представлениям китайцев тесно связано с мировоззрением иверованиями, что очень ярко отражено в названиях Китая. Китай имел следующиеназвания: Чжунго – Срединное государство, Тянься – Поднебесная, Джун-хуа –Срединный цветок, Чжун-юань – Срединная равнина, Чжэнь-дань – Восточная заря,Тянь-чао – Небесная династия. Однако позиционирование себя как Срединногогосударства не стоит относить к географической неграмотности китайцев. Ещё сэпохи Чжоу Великий Шелковый путь давал возможность получать информацию обокружающем мире.
ПоднебеснойКитай назывался в связи с культом Неба. Этот культ пришел на смену культу Шандив эпоху Чжоу. Шанди был верховным божеством в эпоху Инь и считался легендарнымродоначальником иньцев. На Небо перешло представление о прямой генетическойсвязи божественных сил с правителем: император считался сыном Неба, и этоттитул сохранился за правителем Китая до ХХ века. Если император был сыном Неба,то, следовательно, подвластные ему территории получили название Поднебесной.Согласно таким представлениям, центром мира является двор китайскогоимператора, которого последовательно окружают концентрические круги: высшиечиновники, низшие чиновники, рядовые граждане и, наконец, вассальные царства и«варвары». Классическая китайская политическая мысль утверждала, что китайскийимператор является правителем всего мира, а все известные иностранные царстваявляются лишь его вассалами. В классической китайской философии термин«Поднебесная» используется, как синоним цивилизации и порядка в китайском ихпонимании, и обозначает место китайского народа в мире.
Территория запределами Срединного государства, или Поднебесной, считалась населеннойварварами. Они различались лишь по странам света: восточные, западные, южные,северные варвары. Правители Китая рассматривали все стороны вне их границ какнечто единообразное: страны могли быть большими или малыми, отличаться друг отдруга по природным и климатическим условиям, находиться далеко или близко отКитая – это не имело никакого значения, потому что все они считались варварамии вассалами Срединного государства, подданными Сына Неба. Даже войны, которые вXIX в. велись против Срединногогосударства, маньчжурские императоры именовали не иначе, как «восстание» или«бунт варваров».

Заключение
Рассмотренныев данном эссе культы играли важную роль в формировании мышления всегокитайского народа на протяжении всей истории существования Китая. Начиная сэпохи Яншао, когда зародились тотемизм и анимизм, продолжая эпохами Шан-Инь иЧжоу, когда сложились основные каноны веры в духов, культа предков,мировоззрения как центрального государства, эти культы были доведены до своегонаивысшего состояния благодаря конфуцианству и сформировали китайский народ.Несмотря на то, что данные взгляды были присущи традиционному китайскомуобществу, они всё ещё живы в современном обществе. Без понимания происхождения,формирования, трансформаций и влияния этих культов невозможно понять какдуховную культуру традиционного Китая, но и современный Китай, который играетважную роль в мировом сообществе и оказывает большое влияние на многиекультуры.

Списоклитературы:
1. К.Н.Гоголев. Мировая художественная культура. Индия, Китай, Япония. – М., 1999.
2. Л.С.Васильев. Культы, религии, традиции в Китае. – М., 1970.
3. Л.С.Васильев. История религий Востока. – КДУ, 2004.
4. М.Е.Ермаков. Китайский синдром.
5. В.Я.Сидихменов. Китай: страницы прошлого. – Смоленск, 2000.
6. Журнал«Звезда», № 5 за 2007 г


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Ближневосточный кризис второй половины XX в. и его содержание
Реферат Арабские страны во внешней политике США в 1956-1967 гг.
Реферат Ж.-Ф. Лиотар "Ответ на вопрос: что такое постмодерн?"
Реферат Операция Немезис
Реферат How Did The Bolsheviks Gain Power
Реферат Близький Схід: ключові пріоритети розвитку регіону
Реферат Регулирование рынка ценных бумаг в Великобритании
Реферат Влияние глобализации на изменение роли государства
Реферат Внешнеэкономические отношения
Реферат Внешняя политика СССР в конце 30-х годов
Реферат Внешняя задолженность России и пути ее урегулирования
Реферат Внешнеэкономический договор купли-продажи
Реферат Разработка робототехнического комплекса токарной обработки вставки пальца и оси сателлита
Реферат Розничные торговые сети и их роль в обслуживании населения
Реферат Расчет заработной платы Начисление зарплаты