Введение
Тема данной курсовойработы «Методика обучения учащихся общеобразовательных учреждений действиям вчрезвычайных ситуациях локального характера».
Часто, втягиваясь вкруговорот повседневности, мы забываем о том, сколько неожиданных опасностейподстерегает человека на жизненном пути. Наша беспечность и равнодушноеотношение к своему здоровью зачастую приводят к трагедии. А ведь человек сможетпредотвратить беду, уберечь себя и своих близких от опасности, если будетвладеть элементарными знаниями основ безопасности жизнедеятельности.
Знания эти формируются впроцессе воспитания, следовательно, обучение детей обеспечению безопасности ихжизнедеятельности является актуальной педагогической задачей, в решении которойдолжны принимать участие не только педагоги, но и родители, общественность,различные ведомственные структуры, которые ответственны за жизнь и здоровьеграждан.
Основы знаний побезопасности жизнедеятельности закладываются уже в дошкольном возрасте. Однойиз основных задач в работе с дошкольниками является обучение правилам пожарнойбезопасности и привитие навыков правильных действий в случае пожара.
Современный человек на протяжениисвоей жизни находится в различных средах: социальной, производственной, местной(городской, сельской), бытовой, природной и др.
Человек исреда его обитания образуют систему, состоящую из множества взаимодействующихэлементов, имеющую упорядоченность в определенных границах и обладающуюспецифическими свойствами. Такое взаимодействие определяется множествомфакторов и оказывает влияние, как на самого человека, так и на соответствующуюсреду его обитания. Это влияние может быть, с одной стороны, положительным, сдругой – одновременно и отрицательным (негативным).
Негативныевоздействия факторов природной среды проявляются главным образом в чрезвычайныхситуациях. Эти ситуации могут быть следствием, как стихийных бедствий, так ипроизводственной деятельности человека. В целях локализации и ликвидациинегативных воздействий, возникающих в чрезвычайных ситуациях, создаютсяспециальные службы, разрабатываются правовые основы и создаются материальныесредства для их деятельности. Большое значение имеет обучение населенияправилам поведения в таких ситуациях, а также подготовка специальных кадров вобласти безопасности жизнедеятельности.
Цель данной курсовойработы состоит в том, чтобы представить наиболее эффективные формы, методыобучения учащихся действиям в ч.с локального характера.
В соответствии споставленной целью в работе выдвигаются следующие задачи:
– определить, чтотакое чрезвычайная ситуация;
– рассмотретьклассификацию чрезвычайных ситуаций;
– изучить понятиечрезвычайная ситуация локального характера;
– выделитьчрезвычайные ситуации в содержании школьного курса по ОБЖ;
– изучитьнаиболее эффективные формы и методы обучения школьников ЧС локальногохарактера.
Для решенияэтих задач были использованы учебные пособия, периодические издания и данные изInternet.
1 Общиесведения о чрезвычайных ситуациях локального характера.
1.1Чрезвычайные ситуации как проявление негативного воздействия факторов природнойсреды и антропогенных факторов
Чрезвычайная ситуация– это обстановка наопределенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природногоявления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которая может повлечь илиповлекла за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающейприродной среде, а также значительные материальные потери и нарушение условийжизнедеятельности.
Зоны ЧС – территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация.
Основными поражающими факторами чрезвычайных ситуаций являются:
– механические (динамические): взрывная волна, метательноедействие, вторичные снаряды, придавливание разрушенными конструкциями зданий,шахт, обвалы, оползни, ураганы, смерчи, наводнения и др.;
– химические (аммиак, хлор, пропан, кислоты, щелочи и др.сильно действующие ядовитые продукты, попадающие в атмосферу, воду, продуктыпитания и воздействующие на человека через органы дыхания, кожные покровы,желудочно-кишечный тракт и т.п.);
– радиационные (излучения на объектах, использующих ядерноегорючее и радиоактивные изотопы);
– термические (высокие и низкие температуры);
– биологические (бактериальные средства, токсины и др.) [1].
Катастрофа – авария с человеческими жертвами, с разрушением илиуничтожением объектов и других материальных ценностей, с нанесением ущербаокружающей среде.
Стихийные бедствия – разрушительные природные явления, врезультате которых может возникнуть или возникает угроза жизни и здоровьюлюдей, происходит разрушение или уничтожение материальных ценностей и элементовокружающей природной среды.
Экологические бедствия – аномалии, возникающие в природе врезультате стихийных бедствий и техногенных аварий или воздействияхозяйственной деятельности человека на природные процессы, приводящие кнеблагоприятным изменениям природной среды, к угрозе жизни и здоровью людей, атакже к ущербу народного хозяйства.
Эпидемия – прогрессирующее во времени и пространстве массовоеинфекционное заболевание людей в пределах определенного региона, значительноеповышение обычно регистрируемых на данной территории заболеваний.
Эпизоотия – одновременное распространение инфекционных заболеванийсреди большого числа одного или многих видов животных.
Эпифитотия – широкое распространение инфекционных болезнейрастений и сельскохозяйственных культур на значительной территории в течениеопределенного времени.
В чрезвычайных ситуациях вероятно возникновение сложных условийобстановки, которые будут определяющим образом влиять на организацию ипроведение мероприятий здравоохранения по оказанию медицинской помощи и лечениюпострадавших. Основными из этих условий являются:
– массовость;
– одномоментность (в короткий период времени) возникновенияпотерь среди населения;
– разнообразный характер и тяжесть поражений;
– нарушение работоспособности медицинских учреждений;
– возможное заражение обширных районов местности,продовольствия, воды бактериальными средствами, сильнодействующими и ядовитымивеществами;
– сложность санитарно-эпидемиологической обстановки в очагахмассового поражения и в районах размещения населения в ходе эвакуационныхмероприятий гражданской обороны;
– несоответствие потребности в силах и средствахздравоохранения их наличию;
– сложность управления силами и средствами при ликвидациипоследствий нападения противника.
Вместе с тем каждая область (край, республика) имеет свои, толькоей свойственные особенности условий, которые также могут оказать влияние наорганизацию и проведение мероприятий здравоохранения в очагах массовогопоражения и районах стихийных бедствий. Среди них наибольшее значение имеютследующие:
Климатогеографические особенности (время года и погода, рельефместности, наличие перевалов, горных рек и т.д.). Они могут влиять напоражающее действие ядерного и других видов оружия, организацию эвакуациипораженных, оказание им медицинской помощи и их лечение. Например, на путяхэвакуации пораженных через горные перевалы даже в теплое время потребуетсяутеплять транспортные средства, развертывать обогревательные пункты и др.
Наличие в некоторых областях (краях, республиках) краевойпатологии в виде эндемических очагов инфекционных заболеваний, например, очагиклещевого энцефалита, чумы и др. При планировании медицинских мероприятий этотребует включения комплекса противоэпидемиологических мероприятий.
Наличие объектов сильнодействующих и ядовитых веществ. Они могутявляться очагами вторичного химического заражения со специфическим поражениемрабочих и служащих этих предприятий и населения прилегающих к ним жилыхкварталов. Возникает необходимость предусматривать в планах выделениемедицинских формирований и учреждений, их подготовку и оснащение с учетомработы в возможных вторичных очагах заражения соответствующего профиля.
1.2 Классификациячрезвычайных ситуаций и понятие ЧС локального характера
Всюсовокупность возможных чрезвычайных ситуаций целесообразно первоначальноразделить на конфликтные и бесконфликтные.
Кконфликтным, прежде всего,могут быть отнесены военные столкновения, экономические кризисы, экстремистскаяполитическая борьба, социальные взрывы, национальные и религиозные конфликты,терроризм, разгул уголовной преступности, крупномасштабная коррупция и др.
Бесконфликтные чрезвычайные ситуации, в свою очередь, могутбыть классифицированы (систематизированы) по значительному числу признаков,описывающих явления с различных сторон их природы и свойств.
Всечрезвычайные ситуации можно классифицировать по трем основным принципам – масштабураспространения, темпу развития и природе происхождения [1].
Приклассификации чрезвычайных ситуаций по масштабу распространения следуетучитывать не только размеры территории, подвергнувшейся воздействию ЧС, но ивозможные ее косвенные последствия. К ним относятся тяжелые нарушенияорганизационных, экономических, социальных и других существенных связей,действующих на значительных расстояниях. Кроме того, принимается во вниманиетяжесть последствий, которая и при небольшой площади ЧС может быть огромной итрагичной. Классификация ЧС по масштабам представлена в приложении А.
Локальные (частные) чрезвычайные ситуации не выходяттерриториально и организационно за пределы рабочего места или участка, малогоотрезка дороги, усадьбы или квартиры. К локальным относятся чрезвычайныеситуации, в результате которых пострадало не более 10 человек, либо нарушеныусловия жизнедеятельности не более 100 человек, либо материальный ущербсоставляет не более 1 тыс. минимальных размеров оплаты труда.
Еслипоследствия чрезвычайной ситуации ограничены территорией производственного илииного объекта (т.е. не выходят за пределы санитарно-защитной зоны) и могут бытьликвидированы его силами и ресурсами, то эти ЧС называются объектовыми.
Чрезвычайныеситуации, распространение последствий которых ограничено пределами населенногопункта, города (района), области, края, республики и устраняются их силами исредствами, называются местными. К местным относятся чрезвычайные ситуации, врезультате которых пострадало свыше 10, но не более 50 человек, либо нарушеныусловия жизнедеятельности свыше 100, но не более 300 человек, либо материальныйущерб составляет свыше 1 тыс., но не более 5 тыс. минимальных размеров оплатытруда.
Региональные чрезвычайные ситуации– такие ЧС, которыераспространяются на территорию нескольких областей (краев, республик) илиэкономический район. Для ликвидации последствий таких ЧС необходимыобъединенные усилия этих территорий, а также участие федеральных сил. Крегиональным относятся ЧС, в результате которых пострадало от 50 до 500человек, либо нарушены условия жизнедеятельности от 500 до 1000 человек, либоматериальный ущерб составляет от 0,5 до 5 млн. минимальных размеров оплатытруда.
Национальные (федеральные) чрезвычайные ситуации охватывают обширныетерритории страны, но не выходят за ее границы. Здесь задействуются силы,средства и ресурсы всего государства. Часто прибегают и к иностранной помощи. Кнациональным относятся ЧС, в результате которых пострадало свыше 500 человек,либо нарушены условия жизнедеятельности более 1000 человек, либо материальныйущерб составляет более 5 млн. минимальных размеров оплаты труда.
Глобальные (трансграничные) чрезвычайныеситуациивыходят за пределы страны и распространяются на другие государства. Ихпоследствия устраняются силами и средствами, как пострадавших государств, так имеждународного сообщества.
Каждомувиду чрезвычайных ситуаций свойственна своя скорость распространения опасности,являющаяся важной составляющей интенсивности протекания чрезвычайного события ихарактеризующая степень внезапности воздействия поражающих факторов. С этойточки зрения такие события можно подразделить на:
–внезапные (взрывы, транспортные аварии, землетрясения и т.д.);
–стремительные (пожары, выброс газообразных сильнодействующих ядовитых веществ(СДЯВ), гидродинамические аварии с образованием волн прорыва, сель и др.),
–умеренные (выброс радиоактивных веществ, аварии на коммунальных системах,извержения вулканов, половодья и пр.);
–плавные (аварии на очистных сооружениях, засухи, эпидемии, экологическиеотклонения и т.п.). Плавные (медленные) чрезвычайные ситуации могут длитьсямногие месяцы и годы, например, последствия антропогенной деятельности в зонеАральского моря [1].
Анализируяклассификацию чрезвычайных ситуаций по происхождению, следует отметитьследующие особенности.
Натранспорте аварии и катастрофы могут быть различными.
Во-первых,это авиационные катастрофы, влекущие за собой значительное количествочеловеческих жертв. Они, как правило, требуют поисковых и аварийно-спасательныхработ.
Во-вторых,аварии и крушения поездов на железнодорожном транспорте, взрывы и проявленияагрессивных свойств перевозимых грузов. В этих случаях наблюдаются не толькоразрушение транспортных средств, гибель и увечья людей, но и загрязнениеместности.
И,наконец, аварии на водных коммуникациях, сопровождающиеся значительнымичеловеческими жертвами и загрязнением акваторий портов и прибрежных территорийнефтепродуктами и сильнодействующими ядовитыми веществами.
Авариина промышленных объектах возможны без загрязнения окружающей природной средывне санитарно – защитной зоны, но при этом зачастую загрязняются и разрушаютсяпроизводственные помещения и другие сооружения, находящиеся на территориипредприятия.
Окружающаяприродная среда часто загрязняется при авариях с выбросом радиоактивныхвеществ. К ним относятся:
–аварии на АЭС с разрушением производственных помещений, инженерных сооружений ирадиоактивным загрязнением территории за пределами санитарно – защитных зон;
–утечка радиоактивных газов на предприятиях ядерно-топливного цикла;
–аварии на ядерных суднах, падение летательных аппаратов с ядернымиэнергетическими устройствами на борту с последующим радиоактивным загрязнениемместности.
Авариис выбросом химических или бактериологических веществ сопровождаются групповымпоражением обслуживающего персонала и населения на прилегающей к объектутерритории. Такие аварии требуют проведения дегазационных и других специальныхмероприятий на значительной территории.
Подводохозяйственными катастрофами имеются в виду затопления, образующиеся врезультате разрушения гидротехнических сооружений. К авариям на системахжизнеобеспечения населения относятся аварии на трубопроводах, при которыхтранспортируемые вещества выбрасываются в окружающую среду, аварии наэнергосетях, а также на прочих инженерных сооружениях. Все они, так или иначе,нарушают нормальную жизнедеятельность населения.
Особоопасными эпидемиями считаются эпидемии чумы, холеры, оспы, сибирской язвы,желтой лихорадки, СПИДа, а также других болезней, охватывающих значительнуючасть населения. Самые опасные заболевания века представлены в приложении Б.
Эпизоотии(широкое распространение заразных болезней животных) создают чрезвычайныесостояния, связанные с изменением животного мира.
Эпифитотии(широкое распространение инфекционных болезней растений) создают чрезвычайныесостояния, связанные с изменением растительного мира.
Каждаячрезвычайная ситуация характеризуется своеобразием последствий, причиняемыхздоровью людей и народному хозяйству. Наиболее тяжкие последствия приносятприродные катастрофы и стихийные бедствия. Анализ показывает, что 90% из нихприходится на четыре вида: наводнения – 40%, тайфуны – 20%, землетрясения изасуха – по 15%. По числу пострадавших и разрушительному действию, тайфуны исильные землетрясения (8 и более баллов) сравнимы с ядерными взрывами [4].
ЧСприродного характера представлены в приложении В.
Внастоящее время на территории Российской Федерации ежегодно происходит примерно1,5 тыс. крупных чрезвычайных ситуаций. В них страдает более 10 тыс. человек,из которых более 1 тыс. погибает. И это без учета самых массовых происшествий –дорожно – транспортных, уносящих ежегодно 30 и более тыс. жизней россиян.
1.3 ЧСлокального характера в содержании школьного курса ОБЖ
Подготовкаучащихся к действиям ЧС локального характера осуществляется при изучении тем:«Безопасность в быту», «Безопасность на дорогах и в транспорте», «Обеспечениеличной безопасности в криминогенных ситуациях», «Активный отдых на природе», «Автономноесуществование человека в природной среде».
Приизучении темы «Безопасность в быту» необходимо рассмотреть следующие вопросы:пожар в жилище; электробезопасность; безопасное использование бытового газа;безопасность при использовании бытового газа; безопасность при использованиибытовой химии; безопасность при работе с инструментами; безопасность назанятиях физической культуры; безопасность и компьютер; затопление жилища.
Учащиесяусваивают причины возникновения опасной или ЧС в быту и общие правила личнойбезопасности, которые необходимо соблюдать, занимаясь физической культурой испортом, работая на компьютере, с инструментами.
На урокахучащимися изучаются правила обеспечения личной безопасности в ситуациях:возгорания электроприборов (телевизор, электрогирлянда); возникновение запахагаза; пожара в жилище; затопления в жилище; неосторожного обращения спрепаратами бытовой химии.
Приизучении опасностей и ЧС на дороге и транспорте (автотранспорте,железнодорожном, водном, авиатранспорте) рассматриваются вопросы: безопасностипешехода; безопасности в общественном и личном транспорте; безопасности в метрои на электричке; безопасного поведения на льду и водном транспорте;безопасности на борту авиалайнера; безопасного поведения в толпе.
Учащиесяусваивают рекомендации пешеходам, как уцелеть в толпе, как противостоятьгололёду, поведения в поезде и на железной дороге, опытных спасателе на воде,эвакуации с тонущего судна, поведения на льду и отрабатывают правила обеспечениябезопасности в ситуациях: пожара в общественном транспорте, самолёте; ЧС вметро; в случаях «панического бегства»; в ситуации «Человек за бортом»; пожарана судне» если провалился в холодную воду; если в полынье оказался человек.
Приизучении опасных ситуаций криминогенного характера рассматриваются вопросы: какуберечь себя от преступлений; как защитить свой дом; криминальные ситуации на улицеи в общественных местах.
Учащиесяотрабатывают правила предотвращения проникновения преступников в жилище, поведениев ситуациях: «если ты дома один»; если дверь квартиры кто-то пытается открытьснаружи; если квартиру ограбили, когда никого не было дома; опасностей,возникающих при позднем возвращении домой; если пристали незнакомые люди; напрогулке; при угрозе террористического акта.
Приизучении темы активного отдыха на природе и безопасности изучаютсяэкстремальные ситуации в природных условиях, меры безопасности при подготовке ктурпоходу, путешествию по незнакомым местам, вводится понятие «акклиматизация»в условиях жаркого климата, горной местности, на Севере.
Учащиесязнакомятся с правилами обеспечения безопасности на природе во время угрозы, прикупании в незнакомом водоёме.
Приизучении темы автономного существования человека в природных условиях изучаютсявопросы «выживания» человека в борьбе в вилами природы.
Учащиесяусваивают правила ориентирования на местности, оборудования временного укрытия,разведение костра, рекомендации добывания воды, пищи и её приготовления вситуациях потери ориентировки (если человек отстал от группы).
2 Методикапроведения занятий по подготовке учащихся к действиям в опасных и чрезвычайныхситуациях локального характера
2.1 Формыметоды обучения школьников ЧС локального характера
Учителям ОБЖ в особенности нужно обратить внимание на адаптациюучеников 5 класса. Осуществляя образовательный процесс в 5 классе, необходимоотносится бережно к учащимся, не забывать, что это вчерашние ученики начальнойшколы, вводить больше игровых моментов, смену видов деятельности.
Для развития познавательной деятельности необходимо использованиедля познания учащимися окружающего мира методы наблюдения, измерения, опыта,эксперимента, моделирования и др., способствующих определению структуры объектапознания, поиску и выделению значимых функциональных связей и отношений междучастями целого, развитию умений разделять процессы на этапы, звенья; выделятьхарактерные причинно-следственные связи.
Метод проблемного изложения способствует развитию у учащихсянавыков определения адекватных способов решения ситуационной задачи на основезаданных алгоритмов, комбинирования известных алгоритмов деятельности вситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них, а такжеразвитию умений сравнивать, сопоставлять, классифицировать, ранжировать объектыпо одному или нескольким предложенным основаниям, критериям.
Использование практических и лабораторных работ, самостоятельноевыполнение различных творческих работ, участие в проектной деятельности,выполнение несложных экспериментов для доказательства выдвигаемыхпредположений, описание результатов этих работ, способствует творческомурешению учебных и практических задач, развитию умений мотивированноотказываться от образца, искать оригинальные решения проблемы.
Включение учащихся в игровую деятельность способствует адекватномувосприятию устной речи и развитию способности передавать информацию в сжатомили развернутом виде в соответствии с целью задания игрового сюжета, владетьмонологической и диалогической речью, уметь вступать в речевое общение, участвоватьв диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение),уметь перефразировать мысль (объяснять «иными словами»), использование длярешения познавательных и коммуникативных задач различные источники информации,включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных.
Задания для самостоятельной организации учебной деятельностиспособствуют развитию умений ставить цели, планировать, определять оптимальноесоотношение цели и средств; овладению навыками контроля и оценки своейдеятельности, умением предвидеть возможные последствия своих действий; поиску иустранению причин возникших трудностей; оцениванию своих учебных достижений,поведения, своего физического и эмоционального состояния; соблюдению нормповедения в окружающей среде.
Применение методов группового взаимодействия способствуетовладению умениями совместной деятельности: согласованию и координациидеятельности с другими ее участниками; объективному оцениванию своего вклада врешение общих задач коллектива; учету особенностей различного ролевогоповедения (лидер, подчиненный и др.); оцениванию своей деятельности с точкизрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей; использованию своихправ и выполнение своих обязанностей как гражданина, члена общества и учебногоколлектива.
Учитывая особенности младшего подросткового периода и содержаниеизучаемых тем (ЧС локального характера), для достижения эффективностиорганизации образовательного процесса необходимо:
– традиционный комбинированный урок проводить сиспользованием частой смены активной деятельности учащихся, большого количестваиллюстративного материала;
– широко применять словесные методы обучения – рассказ,объяснение, беседу в сочетании с видеопоказом, демонстрацией, практической исамостоятельной работой учащихся с натуральными (образцы аварийно-спасательногоинструмента и оборудования, средства индивидуальной защиты, приборырадиационной и химической разведки, средства пожаротушения и первой медицинскойпомощи) и изобразительными (макеты аварийно-спасательных инструментов иоборудования, а также макеты местности, зданий и муляжи) средствами обучения,картой, учебником, дополнительной литературой по теме;
– предпочтение отдавать частично-поисковым, исследовательскимметодам обучения, стимулирующим познавательный интерес к предмету, творческуюактивность, самостоятельность, развитие общеучебных (работа с текстом, анализ,синтез, обобщение, классификация, рефлексия) и специальных умений и навыков(соблюдать нормы безопасного поведения в повседневной жизни, умений недопустить возникновение опасной ситуации, при возникновении – правильнодействовать);
– объяснение нового материала осуществлять с опорой навитагенный опыт и витагенную информацию, имеющуюся у учащихся порассматриваемым вопросам, актуализируя полученные ранее знания для ихуглубления, расширения и систематизации;
– закрепление теоретических знаний и развитие умений инавыков обеспечения личной безопасности в повседневной жизни осуществлять внетрадиционных формах – при проведении экскурсий, сюжетных и ролевых игр,посредством решения ситуационных задач, проведения соревнований, презентацийучебных проектов и т.д.;
– домашнее задание производить не с позиций «прочитать., выучить.,рассказать.», а посредством исключения учащихся в творческое решение учебных ипрактических задач, связанных с повседневной жизнью (решение ситуационныхзадач; составление кроссвордов, моделей, алгоритмов действий; выполнениетворческих работ; несложных экспериментов для доказательства выдвигаемыхпредположений, описание результатов этих работ; ведение дневника наблюдений ит.д.);
– использовать внеурочное время для закрепления учебногоматериала по обеспечению безопасности в повседневной жизни при подготовке иучастии обучаемых во Всероссийском детско-юношеском движении «Школабезопасности», в работе различных кружков, секций и клубов, в туристическихпоходах, слетах и соревнованиях.
2.2 Организацияпрактических занятий, внеклассной работы и требования к рабочему кабинету
Важноеместо при изучении «Основ безопасности жизнедеятельности» занимает отработкапрактических навыков самозащиты и оказания помощи окружающим людям.
Часы,отведенные на практические занятия, учитель использует в зависимости отрезультатов усвоения учащимися содержания конкретных тем. Практические занятиямогут быть организованы в виде викторин, экскурсий, тренингов на специальнооборудованных площадках и объектах, в форме моделирования ситуаций, ролевых иситуационных игр, рисования схем, упражнений и т.д.
Подготовкушкольников по вопросам основ безопасности жизнедеятельности рекомендуетсяосуществлять в форме инструктажа (специальных занятий) перед началом всех видовдеятельности: при трудовой и профессиональной подготовке в общеобразовательныхучреждениях, организации общественно полезного труда, а также во времяэкскурсий, походов, спортивных соревнований, кружковых занятий и других видоввнеклассной и внешкольной деятельности. В течение учебного года желательнопровести объектовую тренировку для подготовки учащихся и персонала к действиямв чрезвычайных ситуациях локального характера в соответствии с планом погражданской обороне учебного заведения и с учетом местных условий.
Общеобразовательныеучреждения обладают широкими возможностями для формирования знаний и уменийучащихся по вопросам безопасности жизнедеятельности. Они заложены как всодержании курса, при изучении которого школьники получают сведения осуществующих в мире техногенных, природных, социальных опасностях, так и ворганизационно-воспитательных формах внеклассной деятельности.
Вовнеклассной работе с учащимися следует шире практиковать проведение встреч соспециалистами МЧС, ГАИ, медицинскими работниками.
Изучениематериала, требующего больших затрат времени, может быть завершено на занятияхс отрядами юных спасателей, юных инспекторов дорожного движения.
Эффективными итоговыми массовыми формами организации внеклассной деятельностиучащихся могут быть конкурсы и олимпиады по основам безопасностижизнедеятельности.
Длявыполнения программы в каждом общеобразовательном учреждении может бытьоборудован кабинет по основам безопасности жизнедеятельности (далее – кабинетОБЖ), совмещенный с кабинетом допризывной и медицинской подготовки. Важно иметьпримыкающее к нему помещение для хранения имущества – лаборантскую комнату.
Кабинет ОБЖрекомендуется оснастить макетами для отработки практических вопросов занятий(могут быть изготовлены учащимися в школьных кружках), стендами, техническимисредствами обучения, витриной с образцами средств индивидуальной и коллективнойзащиты, приборами радиационной и химической разведки, учебно-методическойлитературой.
Дляповышения эффективности проведения занятий в кабинете ОБЖ целесообразно иметьследующие макеты:
макетместности – должен воспроизводить месторасположение учебного заведения со всемиприлегающими к нему дорогами, перекрестками, водоемами, предприятиями, в первуюочередь – использующими в своем производстве аварийно химически опасныевещества (СДЯВ);
макетсовременного жилища – должен моделировать жилое помещение со всеми узлами исистемами жизнеобеспечения.
Приразработке эскизов стендов для кабинета ОБЖ необходимо придерживатьсяследующего их перечня и содержания: «Основы медицинских знаний и правилаоказания первой медицинской помощи», «Основы здорового образа жизни человека и егобезопасности», «Чрезвычайные ситуации локального характера в городе (в местахпроживания и передвижения)», «Гражданская оборона», «Средства индивидуальной иколлективной защиты», «Терроризм – угроза обществу», «Клуб юныхспасателей-пожарных», «Основные правила безопасного поведения на улице идорогах». При оформлении названных стендов могут быть использованы материалы,брошюры и плакаты.
Для болеекачественного усвоения учащимися материала возможно использование техническихсредств обучения: персональный компьютер, телевизор, видеомагнитофон и др.
Витриныцелесообразно размещать вдоль стен и делать открывающимися, чтобы принеобходимости их экспонаты могли послужить наглядными пособиями. Оптимальныйнабор экспонатов в витринах следующий:
современныеприборы радиационной и химической разведки;
средстваиндивидуальной защиты органов дыхания (противогазы, респираторы) и кожи(защитный костюм Л‑1 и ОЗК);
средствамедицинской зашиты и профилактики (аптечка индивидуальная АИ‑2,индивидуальный противохимический пакет ИПП‑8, противопылевые тканевыемаски, ватно-марлевые повязки, кровоостанавливающие резиновые жгуты и т.д.);
средствапожаротушения;
предметыспасательного снаряжения (спасательные жилеты, спусковые устройства и«карабины», образцы вязки узлов, компасы и т.д.);
гербарийядовитых и полезных (лечебных) растений.
Подшивкижурналов «Служба спасения 01», «Здаровы лад жыцця», газеты «Юный спасатель»рекомендуется размещать так, чтобы они были доступны для всех учащихся – нажурнальном столике или книжной полке. Здесь же должны находиться брошюры ипособия по тематике учебного предмета.
Вобщеобразовательном учреждении могут быть разработаны и изготовлены учащимися вшкольных кружках и клубах юных спасателей-пожарных собственные иллюстративныематериалы.
Для проведениямероприятий, связанных с патриотическим воспитанием молодежи, каждомуучреждению образования рекомендуется оборудовать уголок, где будут размещатьсяэкспонаты и информация о работе спасателей, предотвращению и ликвидациичрезвычайных ситуаций. Уголок целесообразно создать из семи разделов: «Кто икак оповестит», «Если стихийное бедствие…», «Это может случиться», «Какпоступить», «Помощь пострадавшим», «Защита», «Наша гражданская оборона».
3Внеклассное мероприятие по ОБЖ для младших школьников
Тема:Основы безопасности жизнедеятельности человека в опасных и чрезвычайных ситуацияхлокального характера.
Цели: обобщитьзнания учащихся по правилам поведения в экстремальных cитуациях, научитьпредотвращать эти ситуации.
Предварительнаяподготовка:
Командызаранее выбирают себе название и капитана. Дети разучивают частушки, готовятинсценировку стихотворения. Конкурсные задания помещаются на лепестках «Цветикасемицветика» так, чтобы участники их не видели. Конкурс начинается спредставления команд-участниц. Первым начинает открывать лепестки с заданиемкапитан той команды, которая первой отгадает загадку.
Ходзанятия:
Вот мы ипознакомились с командами. А сейчас давайте, определим, какой конкурс будетпервым. Для этого мне нужны капитаны команд. Kтo из вас первым отгадаетзагадку, тот и сорвет с волшебного цветка лепесток. Загадка.
Чтo насвете всего дороже? (Здоровье)
Да, сегодняречь пойдёт о здоровье, и обо всём, чтo так или иначе с ним связано; опрофилактике несчастных случаев. Итак, наш конкурс объявляю открытым!
Безопасностьдома.
Командамраздаются рисунки, на которых изображена общая комната в квартире.
Задание: втечение 3 минут отыскать на рисунке комнаты все случаи нарушения правилбезопасности.
Ответы.
1.Включенный утюг без присмотра.
2. Бельевисит очень близко к обогревателю.
3. Лампанакрыта тканью.
4. Спичкиблизко к огню.
5. Кабельповрежден.
6. Розеткаперегружена.
7. Кабельпроходит под ковром.
Не всякий встречныйдруг сердечный.
Игра «Крестики-нолики»
А сейчас мывспомним как надо вести себя с незнакомыми людьми. На доске игровое поле. Игрокдостает и читает вопрос. Если он правильно ответил на вопрос, то ставит свойзнак в клеточку, а если неправильно – знак противника.
Разыгрываетсяправо первого хода.
Вопросы дляигрового поля.
1. На улицек тебе обратился незнакомец и сказал, что твоя мама прислала его за тобой. Какты поступишь?
2. Если ктебе обратился незнакомый человек, как ты будешь с ним разговаривать?
3. Еслиоколо тебя затормозила машина, и тебя приглашают поехать на съемки какого-либофильма. Твои действия.
4. Еслинезнакомый человек взял тебя за руку и пытается увести с собой, что ты будешьделать?
5. Опишикак выглядят современные злодеи.
6. Назовитесамые опасные места во дворе.
7. Если ктебе подошли незнакомцы и спрашивают, как найти улицу или дом, что ты будешьделать?
8. Звонят вдверь и говорят «Телеграмма. Нужно расписаться». Что ты сделаешь?
9. Вамкажется, что кто-то идет за вами следом. Как вы поступите?
Литературнаявикторина.
Ребята, вызнаете много сказок: автoрских и русских народных. Но сейчас вам надо вспомнитьсказки, где нарушение ОБЖ привело к печальным последствиям. Объяснить почему.На это задание командам дается 2 минуты, после чего капитаны отвечают.
Ответы.
1. «Колобок»(доверие к незнакомцам)
2. «Волк исемеро козлят» (не открытый дверь чужим)
3. «Снежнаякоролева» (нельзя цеплять сани за впереди идущий транспорт)
4. «СестрицаАленушка и братец Ивaнyшка» (слушай старших)
5. «Гуси-лебеди»(слушай старших)
Дополнительныевопросы:
1. Какойсказочный персонаж нарушил сразу 2 заповеди ОБЖ, о которых ему, кстати,напоминала мама: идти по знакомой тропинке, никуда не сворачивать; не вступатьв разговоры с посторонними.
2. Kтo изсказочных героев совершил сразу несколько ошибок, невозможных для разведчиков изнатоков ОБЖ: зашел в чужой дом, сидел там, ел из чужой посуды, спал на чужойпостели?
3. Какойсказочный герой свернул с прямой дороги в школу и остался необразованным?
Оказание первоймедицинской помощи.
Случаютсятакие ситуации, когда человеку срочно надо оказать медицинскую помощь, от этогозависит состояние его здоровья в настоящем и будущем. Мы сможем это сделать?Конечно, окажем первую медицинскую помощь. Пострадавшие – члены команды.
Каждойкоманде выдается «Аптечка»: бинт, вата, йод, кипячёная вода, ножницы. За 1минуту участники должны оказать пострадавшему помощь. Жюри осматривает пострадавшегои подводит итог.
На рекеродной не будь дурной.
На столе вбеспорядке лежат: лыжная палка, солнцезащитные очки, веревка, зонт, деревяннаяпалка, маска и трубка для плавания, грелка, надувной круг.
– Какиевещи вы взяли бы с собой при переходе через реку по льду?
Представительот каждой команды должен выбрать только один предмет и объяснить почему.
Жюриподводит итоги. Церемония награждения.
Самое главное,ребята, чтобы вы поняли, что многие несчастные случаи можно предотвратить,соблюдая самые элементарные правила безопасности.
СПАСИБО ЗАУЧАСТИЕ!
Заключение
В 1 главе данной курсовой работы былипредставлены общие сведения о чрезвычайных ситуациях. Во 2 главе были описанырекомендации по методике обучения школьников правилам поведения при пожарах. Втретьей главе были приведены рекомендации правилам пожарной безопасности для всех типов общеобразовательных школ.
Длянаписания курсовой работы я проделал следующее:
1) рассмотрел, что такоечрезвычайная ситуация;
2) предоставилклассификацию чрезвычайных ситуаций;
3) изучил понятиечрезвычайная ситуация локального характера;
4) дал рекомендации по обучению школьников разных классов правиламповедения при пожарах;
5) изучилтребования пожарной безопасности для всех типов общеобразовательных школ.
Цельдостигнута, задачи решены, в результате можно сделать следующий вывод:
Чрезвычайнаяситуация– это обстановка на определенной территории, сложившаясяв результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного илииного бедствия, которая может повлечь или повлекла за собой человеческиежертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, а такжезначительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности.
Всюсовокупность возможных чрезвычайных ситуаций целесообразно первоначальноразделить на конфликтные и бесконфликтные.
Всечрезвычайные ситуации можно классифицировать по трем основным принципам – масштабураспространения, темпу развития и природе происхождения.
Локальные чрезвычайные ситуации не выходят территориально и организационно за пределы рабочегоместа или участка, малого отрезка дороги, усадьбы или квартиры. К локальнымотносятся чрезвычайные ситуации, в результате которых пострадало не более 10человек, либо нарушены условия жизнедеятельности не более 100 человек, либоматериальный ущерб составляет не более 1 тыс. минимальных размеров оплатытруда.
Человексможет предотвратить беду, уберечь себя и своих близких от опасности, еслибудет владеть элементарными знаниями основ безопасности жизнедеятельности.
Знания этиформируются в процессе воспитания, следовательно, обучение детей обеспечениюбезопасности их жизнедеятельности является актуальной педагогической задачей, врешении которой должны принимать участие не только педагоги, но и родители,общественность, различные ведомственные структуры, которые ответственны зажизнь и здоровье граждан.
Основызнаний по безопасности жизнедеятельности закладываются уже в дошкольномвозрасте. Одной из основных задач в работе с дошкольниками является обучениеправилам пожарной безопасности и привитие навыков правильных действий в случаепожара.
Основнымицелями являются:
– усвоениеучащимися знаний о ЧС природного, техногенного характера, о безопасномповедении человека при их возникновении;
– развитиеучений, черт личности необходимых при возникновении ЧС;
– воспитание(ценностного отношения к собственному здоровью и жизни, а также здоровью ижизни окружающих).
Содержаниевключает в себя: изучение ЧС природного характера, возможные последствия исистемы защиты. Общие понятия о ЧС техногенного характера, их классификацию потипам и видам, изучение потенциально опасных объектов, организация защиты от ЧСтехногенного происхождения.
К организационнымформам можно отнести: экскурсии, ролевые игры, лекции, семинары, дебаты, практическиеи лабораторные работы.
К методамобучения относятся:
– словесные(лекции, рассказ, объяснение, диалог);
– практические(лабораторные и практические работы, выполнение упражнений и задач);
– наглядные(схемы, модели, учебные фильмы);
– поисковыйи исследовательский (презентации, учебные проекты, рефераты);
– диагностические(тесты, контрольные работы, опрос, педагогические наблюдения).
Нетрадиционноепроведение уроков, использование игр: игра – рассказчик, окажи посильнуюпомощь, туристический слет.
Списокиспользованных источников
1 Аношина, Т.С.Готовые экзаменационные ответы, ОБЖ, 9 класс [Текст]/ Т.С. Аношина – Санкт – Петербург, Издательский центр «Тригон», 2003. –160 с. – ISBN 5–94684–097–5.
2 Акимова Л.А,Лутовина Е.Е. Теория и методика обучения ОБЖ в школе. [Текст]
3 Лекциидля проведения занятии [Электронный ресурс] //– Электрон. дан. – Режим доступа: www.kchs.tomsk.gov.ru/umc/lekzia.htm.
4 Литвинов,Е.Н. Основы безопасности жизнедеятельности [Текст] / Е.Н. Литвинов, А.Т. Смирнов,М.П. Фролов, С.В. Петров – Москва, Издательский центр «АСТ – ЛТД»,1998. – 160 с. – ISBN 5–15–000348–4.
5 Опримерной программе и тематическом поурочном планировании курса «Основыбезопасности жизнедеятельности» учащихся 5–9 классов общеобразовательныхучреждений [Электронный ресурс] / С. Степанов // – Электрон. дан. –Режим доступа: orlova-rostov.narod.ru/Dsw/probj5–9kl.doc.
6 Примернаяпрограмма по курсу «Основы Безопасности Жизнедеятельности» [Электронный ресурс] / ОБЖ // – Электрон. дан. – Режимдоступа: trofimoff.21412s01.edusite.ru/p12aa1.html.
8 Программапервоначальной подготовки спасателей [Электронныйресурс] / И. Невинная // – Электрон. дан. – Режим доступа: www.extremum.spb.ru/data1/extremum/ex.nsf/pages/4.