Реферат по предмету "Право"


Реформы Сервия Тулия, практическая часть

ЗАДАНИЕ № 1: Реформы Сервия Тулия Мощный удар родовой организации патрициев был нанесен в середине VI века до н.э. реформой Сервия Туллия, шестого рекса по римской исторической традиции. Она проводилась как военная реформа, однако социальные последствия ее вышли далеко за пределы только военного дела, оказав решающее значение в образовании древнеримского государства. Первоначально римское войско было преимущественно патрицианским.


Плебеи, находившиеся вне патрициальной общины, также не входили в военную организацию. Вследствие этого возникло разное несоответствие между населением Рима и количеством выставляемых им воинов. А захватническая политика требовала увеличения войск и расходов на ведение войн. Необходимость привлечения к военной службе плебеев стала очевидной. Поэтому все свободное население Рима патриции и плебеи - было разделено по имущественному признаку


(цензу) на 5 разрядов, каждый из которых был обязан выставить определенное количество воинских подразделений - центурий. Разряды Число выставленных центурий Имущественный ценз в югерах в ассах 1 80 от 20 100.000 2 20 15 - 20 75.000 3 20 15 - 20 50.000 4 20 5 - 15 25.000 5 30 менее 5 11.000 Так выглядела центральная организация в зависимости от имущественного ценза. Помимо этих центурий, были еще 18 центурий всадников из самых богатых римлян, а цензом свыше 100.000


ассов (из них шесть исключительно патрицианских); а также пять не вооруженных центурий: две - ремесленников, две - музыкантов и один из неимущих, которых называли пролетариями. Таким образом, всего было 193 центурии. Центурии каждого из пяти разрядов делились на две части: одна из них, старая, куда входили римляне от 45 до 60 лет, предназначалась для гарнизонной службы; другая - войны от 17 до 45 лет - младшая, предназначалась для боевых походов.


Для оценки имущества граждан, вся территория Рима была разделена на трибы, которые, однако, не имели ничего общего, кроме названия, с прежними тремя племенными трибами. Новых, территориальных триб вначале было создано, видимо, 21: четыре городских и семнадцать сельских. По трибам производился набор войска и взимался налог на военные нужды - Tributum. Со временем состоящее из центурий войско стало принимать участие в решении


вопросов, связанных не только с войной и военным делом. Постепенно к центуриальным собраниям переходило решение дел, которыми ранее ведали собрание римских патрициев по куриям. По традиции, центурии собирались за городской чертой, на Марсовом поле, а куриатные собрания проводились в городе. Там возник новый вид народных собраний, в которых были представлены и патриции, и плебеи - центуриальные


собрания. Каждая из 193 центурий обладала при голосовании одним голосом. Самые богатые римляне, преимущественно патриции всадники и центуриаты 1 разряда, обладали 98 голосами, что обеспечивало им перевес в решении любых вопросов. Однако патриции преобладали в центуриальных собраниях не как таковые, в силу своих родовых привелегий, а как наиболее состоятельные землевладельцы. Поэтому и плебеи могли попасть и уже попадали в эти центурии.


Следовательно, плебеи вышли из своего изолированного положения по отношению к римской общине. Таким образом, важное социальное значение реформы Сервия Туллия состояло в том, что она заложила основы новой организации римского общества не только по родовому, а по имущественному и территориальному признаку. Тем не менее, родовой строй еще не был сокрушен окончательно.


Организация власти, основанная на родовом строе, продолжала существовать рядом с организацией, основанной на территориальном и имущественном признаках, причем только постепенно, в течение 200 лет она вытеснила родовую организацию. Это происходило в ожесточенной борьбе плебеев с патрициями, которая особенно обострялась после свержения последнего рекса. Военная демократия как форма организации власти в период разложении родового строя изжила себя бесповоротно. Во всем процессе образования римского государства значительное


место занимают войны, военная организация населения и вооруженные силы. В войнах рождалось само римское государство, весь его не сложный первоначальный механизм. Создание Сервием Туллием нового ополчения, сменившего родовые дружины послужило разрушению древнего патриархального строя и оформлению новых порядков, носящих политический характер. Устранив родоплеменное деление населения и разделив все общество, включая плебеев, на имущественные


разряды, Сервий Туллий тем самым лишил почти всякого значения родовую знать и родовую организацию. Вместе с тем его реформа послужила основой для создания римской армии в форме рабовладельческой милиции. Войско состояло теперь только из имущих граждан, вооружение и характер военной службы которых зависел от величины имущества. Таким образом, армия рождающегося рабовладельческого государства как орган, олицетворяющий главную силу власти, господствующего класса, был плотью от плоти этого класса.


Важно иметь в виду, что центуриальная организация предназначалась и для политических целей, поскольку центуриатные комиции приобрели право на решение важнейших политических вопросов. Собрания по центуриям постепенно вытеснили старые куриатные комиции из политической жизни. Центуриатные комиции представляли собой собрания войска, в котором 98 центурий первого разряда уже составляли большинство против 95 центурий всех остальных разрядов вместе взятых.


Цель такой политической организации вполне очевидна. Она определена Цицероном: голосование в новых комициях должно было находиться во власти богатых, а не массы народа. Таким образом, в VI-V в.в. до н.э. имущественная дифференция в Риме нашла отражение в его военной организации в системе комиций. Участие того или иного гражданина в защите общинной собственности и в совместном распоряжении ею зависело


от величины принадлежащего ему на правах частной собственности земельного участка. Классово дифференцированное общество нуждается в особой публичной власти, средоточием которой выступают центуриатные комиции, принадлежащие состоятельным гражданам. На данном этапе публичная власть сосредоточилась в руках военнообязанных граждан и сливалась с военной организацией, она " была направлена не только против рабов, но и против так называемых пролетариев,


отстраненных от военной службы и лишения вооружения ". Для оформления и утверждения государства в Риме большое значение имело разделение населения согласно реформе Сервия Туллия по территориальным округам - трибам. По территориальным трибам проводился ценз, согласно которому граждане зачислялись в тот или иной сервианский разряд в зависимости от их имущественного положения.


Кроме того, по трибам производился набор в войско и взимался налог с граждан на военные нужды. Основой и основным смыслом нового деления населения состоял в удовлетворении, прежде всего военных нужд государства и организации государственного единства, поэтому территориальное оформление государства и организации государственного единства по существу были ничем иным, как военно-административным делением, отвечающим классовым интересам имущих граждан. Так на рубеже


VI-V в.в. до н.э. создавалось рабовладельческое римское государство, которому были присуще классовое и территориальное разделение населения, особая публичная власть и налоги, необходимые для ее содержания. Она существовала в форме рабовладельческой республики. Эта политическая форма соответствовала раннерабовладельчиским отношениям. Рим данного периода - город-государство, в котором свободные граждане сообща владели государственным


земельным фондом, и имели частные земли. Одновременно они являлись объединением воинов, охраняющим и расмиряющим земли. Эта же военная организация воплощает главную силу власти господствующего класса и играет ведущую роль внутри государства. Раннереспубликанский государственный аппарат состоял в связи с этим, по существу, из вооруженных сил. Его элементами выступали центуриальные и трибутные комиции, а также немногие выборные магистраты, где сосредотачивается законодательная, исполнительная и судебная


власть. Особая публичная власть и войско в период ранней республики почти сливались. Поскольку армия выступала главным, то основой тенденцией в развитии государственного аппарата являлась его военизация, усиливающаяся по мере дальнейшей социальной дифференциации. Содержание, помилентование войска, руководство им предмет особой заботы господствующего класса в раннереспубликанский период. Вооруженные силы, таким образом, не только служили аппаратом "высшего" и "внутреннего"


насилия, но и, будучи организованными в комиции, составляли основной элемент еще примитивного, несовершенного государственного механизма в раннереспубликанский период. Войско здесь выступает органом власти и принуждения одновременно. Верховное командование в армии осуществлял орган патрицианской знати - сенат. Сенат играл огромную роль в объявлении войны и всех делах, связанных с ведением войн, распределял командование


между магистратами, награждал полководцев, определял необходимый военный контингент, выделял средства на ведение войны и т.д. Магистры получали верховное командование от центуриатных комиций (преторы, консулы) либо от сената (диктаторы). Они воплощали институт верховного командования. Все главные римские магистры, согласно реформе Сервия Туллия, были связаны с военным ведомством: квесторы ведали военными расходами; цензоры, проводя ценз,


определяли воинскую и налоговую повинность граждан. Офицеры делились на высших и низших. Низшие офицеры были, по указанию Сервия Туллия, командирами центурий. Они выдвигались на эту должность из простых легионеров и, как правило, не достигали более высоких постов. Высшее офицерство составляли военные трибуны, легаты, квесторы и начальники конницы. Военные трибуны принадлежали к сенатскому или всадническому сословию и обычно начинали


этой службой свою политическую карьеру. В каждом легионе было по шесть трибунов. Легаты, непосредственные помощники главнокомандующего, назначались сенатом, и сами были сенаторами. Они командовали легионами или их соединениями. Военнообязанными считались граждане в возрасте от 17 до 60 лет, удовлетворяющие требованием имущественного ценза. Освобождались от воинской повинности пехотинцы, прослужившие не менее 16-20 лет (участники -


16-20 походов), и всадники, прослужившие не менее 10 лет. Воины учитывались и набирались по территориальным трибам, составлялись списки с указанием имущественного состояния свободных граждан. Лица, владевшие землей, но непригодные к воинской службе, вместо воинской повинности платили деньги на содержание всаднических лошадей. Специальным эдиктом консул назначал день явки подлежащих призыву на


Капитолий, где из каждой трибы поровну набиралось нужное количество войнов, которые распределялись по легионам. Набор осуществлялся для каждой военной кампании. В период реформы Сервия Туллия в условиях примитивного государственного аппарата армия "брала" на себя выполнение целого ряда важнейших функций, внутренних и внешних, экономических: снабжение хозяйства рабами и материальными ценностями. Кроме того, армия активно влияла на процесс оформления республиканского


аппарата. Разрастание магистратур происходило вследствие расширения территории государства путем завоеваний, усложнения социальной структуры и кассовой дифференциации, вызванной притоком богатства в Рим в виде военной добычи. Таким образом, усложнение государственного аппарата в значительной мере было обусловлено военным фактором и осуществлялось в жесткой связи с развитием военной организации. ЗАДАНИЕ № 2 Схема: «Источники феодального права Западной


Европы» Краткая характеристика каждого из них: 1. Основным и наиболее распространенным источником права в период V – XIII вв. были обычаи, сложившиеся в данной местности или феодальной курии. Обычаи бывали писаные и не писаные, регулировавшие отношения между благородными (ленное право), и неблагородными, (земское право). Одним из вариантов обычного права были судебники, представлявшие собой систематизацию местных обычаев, включавшие нормы гражданского, семейного, наследственного, уголовного права.


Примером ранних судебников являются многочисленные варварские правды, которые содержали обычаи сложившиеся у европейских народов в период становления раннефеодальной государственности (Салическая правда, Лангобардская правда, Остготская правда, англо - Саксонские правды и др.) В XIII веке в период укрепления королевской власти проявляется вторая волна систематизации местных обычаев, которая производилась по инициативе королей. Появляются такие судебники, как


Саксонское зерцало, Швабское зерцало, Кутюны 2. В Англии основным источником права, начиная с XII века, стал судебный прецедент. С этого времени здесь стали записывать в особые книги - свитки тяжб - судебные решения, вступившие в силу. Сложилось правило, в соответствии с которым судебные решения, вынесенные вышестоящим судом и занесенные должным образом в свитки тяжб, имеют силу закона для всех нижестоящих судов, когда они рассматривают аналогичное дело.


Совокупность прецедентов в своей основе составила общее право Англии, которое отличалось эластичностью, строгой формальностью. Было выработано 39 так называемых приказов, под которые судьи подводили все возможные варианты исковых притязаний. Когда это не удавалось, отказывали в иске. Поэтому в начале XV века в Англии возникают суды справедливости.


Первым из них был суд Лорда - канцлера. Суд справедливости не был связан не только нормами общего права, но и никакими нормами права вообще. Решения Лорда - канцлера имели значение прецедента, но для судов справедливости. Так возникли две системы прецедентного права. 3. Одним из юридических источников в Англии стала юридическая доктрина: трактаты известных английских юристов, по вопросам права. Авторитетом пользовались трактат


Г. Брактона "О законах и обычаях Англии (XIII в.)"; Институции Э.Кока (XVII в.) 4. Начиная с XIV века, в связи с оживлением правотворчества главы государства, развивается королевское право. Нормы и правила, содержавшиеся в антах королевской власти (ордонансы, прокламации). ЗАДАНИЕ № 3 А) Какие действия Конституция США 1787 г. запрещает отдельным штатам? Действия, которые


Конституция США 1787 г. прямо или косвенно запрещает отдельным штатам: а) совпадающие полномочия (и союз, и отдельные штаты) - законы, налоги, займы; б) обложение налогом экспорта, жалование дворянских титулов; в) введение прямых налогов безотносительно к численности населения штатов, неодинаковые косвенные налоги, изменение границ штатов без их согласия, ограничения положений Билля о правах; г) заключение международных договоров, чеканка монеты, содержание войск в мирное время,


налоги на импорт, нарушение федеральной Конституции и законов. Б) Основные функции британского кабинета министров в 18 – начале 20 вв Функции кабинета министров: а) управление государственным аппаратом через министров; б) исполнение законов, принятых парламентом; в) контроль над законодательной деятельностью парламента (министры, которые одновременно являются депутатами парламента имеют право вносить правительственные законопроекты, обсуждаемые в первую


очередь.), г) нормоустанавливающая деятельность (в том числе и т.н. "делегированное законодательство" - парламент предоставляет правительству право издания актов, имеющих силу закона.); д) составление и исполнение бюджета; е) осуществление внешней политики (например, заключение международных договоров, ратифицируемых впоследствии парламентом.) В) Какие ограничения налагала на короля Конституция Франции 1791 г Конституция Франции 1791 г. ограничивала короля в следующих действиях: а)


роспуск (по инициативе короля) Высшего органа законодательной власти - Национального собрания; б) сессии Собрания должны были созываться непосредственно в силу закона, а не по усмотрению короля; в) исполнительная власть короля также значительно ограничивалась – он мог действовать только в рамках законов, принятых Собранием; г) распоряжения короля приобретали законную силу лишь после подписания их соответствующим министром (контрасигнатура); д) король не был более королем по праву преемства.


Он утверждался по воле нации и подчинялся конституционному закону, тогда как раньше стоял над ним. Королевская власть становилась конституционно ограниченной. ЗАДАНИЕ № 4 В соответствии с законами № 230, 232 Хаммурапи, Древний Вавилон 18 век д.н.э. если строитель убил сына хозяина, то должны убить сына этого строителя, строитель также должен восстановить рухнувшую кровлю дома хозяина за счет своих собственных средств,


из вышеуказанного можно сделать вывод, что вариантом решения данной задачи может быть восстановление рухнувшей кровли и имущества утерянного в результате обрушения дома Авилума Мардука за счет собственных средств строителя. Относительно же смерти малолетнего сына хозяина дома из-за небрежно выполненной работы, то строитель Эриб понесет ответственность в виде казни его собственного сына.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.