Реферат по предмету "Педагогика"


Развитие детей в процессе ознакомления с природой

--PAGE_BREAK--У детей седьмого года жизни обнаруживается более высокий уровень сравнения, умение пользоваться сравнением при овладении новыми знаниями. Они сравнивают уже не только по контрасту, но и по сходству, делают это в правильной последовательности. Их рассказы-сравнения четки, точны, эмоциональны.
Развивающееся у дошкольников умение замечать изменения, сравнивать, обобщать, классифицировать является необходимым условием понимания ими временных, причинно-следственных и других отношений между предметами и явлениями. Интересны, например, такие высказывания детей: «Осенью холодней, чем летом. Даже уже снег выпадает. А днем снег растает, потому что днем еще много солнца»; «Листья сначала становятся желтые, а потом опадают. А к концу осени деревья становятся голые». Описывая последовательность роста и развития растения, дети указывают на зависимость состояния растения от условий окружающей природы, времени года, погоды: «Если летом долго не бывает дождя, то цветы засыхают»; «По вкусу редиска сочная и сладкая. А может быть сухая и вялая, если долго дождя не было».
В рассказах, высказываниях дети начинают выражать свое отношение к природе, часто в образной форме передают ее настроение. Например, при определении любимого времени года они не ограничиваются «утилитарной» оценкой («овощей много и фруктов», «венки можно плести», «цветы собирать», «купаться и загорать» и др.), а акцентируют внимание на красоте природы: «Я люблю весну, потому что все оживает вокруг. Весной весело в лесу. И птицы поют песни»; «А мне нравится осень, потому что осенью природа самая красивая» [6, с.113-116].
Из всего сказанного можно сделать вывод о том, что в педагогическом процессе детского сада ознакомлению с природой с целью развития мышления и речи детей должно уделяться особое внимание.
  1.3 Организация педагогического процесса Чтобы развитие мышления ребенка при ознакомлении с природой достигло возможно более высокого уровня, необходимо целенаправленное руководство воспитателя этим процессом. Воспитатель должен уметь правильно отобрать познавательный материал и продумать методы и приемы, с помощью которых, он сможет лучше всего передать его содержание.
Программа воспитания в детском саду рекомендует проводить работу по ознакомлению детей с природой по сезонам. Это позволяет педагогу знакомить детей с различными явлениями природы в определенной последовательности, соответствующей естественной смене времен года, а также помогает осмыслению детьми самого понятия «время года».
Красота и многообразие природы во всякое время года, изменения внутри каждого из них непосредственно влияют на эмоциональное состояние детей, вызывают у них желание наблюдать, спрашивать, рассуждать, рассказывать.
Наблюдая за яркими, красочными явлениями (листопад, снегопад, метель, гроза), дети хотят постичь их, задают вопросы и постепенно подходят к их пониманию, могут объяснить, почему осенью птицы улетают, почему сегодня замерзли лужи, почему снег тает и т. п. Это создает благоприятные условия для развития логического мышления и речи.
За время пребывания в детском саду ребенок должен научиться замечать и выделять характерные особенности сезона, устанавливать простейшие связи и зависимости между предметами и явлениями, приобрести достаточно систематические знания о жизни животных и растений. Это общие задачи, которые конкретизируются в зависимости от возраста детей: постепенно расширяются и усложняются.
В средней группе дети должны знать, какие явления характерны для каждого времени года, выделять некоторые признаки сезона, например: осенью созревают плоды, улетают птицы, опадают листья. В этом же возрасте малыши уже могут устанавливать простейшие связи, например: между внешним видом овощей и фруктов и степенью их зрелости, между свойствами снега и состоянием погоды, между трудом людей и временем года.
Воспитатель подводит ребят к пониманию зависимости жизни животных от сезона, необходимости создания определенных условий для роста растений.
Дети старшей группы должны знать и самостоятельно выделять несколько характерных признаков сезона, особенности его начала и конца; знать последовательность времен года; устанавливать зависимость между состоянием неживой природы, растительным миром, трудом и бытом людей.
В подготовительной к школе группе ребята могут уже объяснить некоторые причинные, последовательные и временные связи; сравнивать по только резко отличающиеся, но и сначала похожие «смежные» сезоны, находя отличительные, сходные и общие признаки; давая характеристику сезона, могут выделять признаки неживой природы, растительного и животного мира, труда и быта людей.
Воспитатель подводит детей к пониманию периодичности времени года — учит их отличать особенности его начала, середины и конца.
Отмечая явления, общие для нескольких сезонов, воспитатель обращает внимание ребят на то, что в разное время года они проявляются по-разному. Например, дождь бывает весной, летом, осенью. Но для каждого времени года характерен «свой» дождь; осенью — затяжной, холодный, моросящий, а летом — сильный, крупный, теплый, проливной.
Таким образом, программа по ознакомлению детей с сезонными явлениями в природе предусматривает усвоение детьми трех групп связей:
-                   причинно-следственных, свидетельствующих об изменении предмета или явления природы вследствие определенной причины;
-                   последовательных — последовательном изменении предмета или явления на определенных стадиях развития внутри одного сезона или в течение нескольких сезонов;
-                   временных — совпадения во времени нескольких явлений, вызванных общей причиной [2, с.49-52].
Выполнение программы умственного воспитания детей 6 – 7 лет во многом зависит от правильной организации педагогического процесса. Поэтому, составляя свой план работы с детьми, воспитатель должен руководствоваться некоторыми принципами.
Важнейшим из них является опора на чувственное восприятие. Выше уже говорилось о роли чувственного восприятия как основы познания и деятельности, поэтому в правильно организованной системе занятий значительная часть времени отводится наблюдениям и экскурсиям, имеющим целью дать детям конкретные представления, обеспечить понимание ими объективно существующих связей.
Воспитатель должен составлять систему занятий, взаимодополняющих друг друга и направляющих детей на сознательное использование своего опыта при усвоении нового материала. Проводя повторные наблюдения за одними и теми же явлениями природы, экскурсии в одно и то же место в разное время года, воспитатель «подталкивает» детей к сравнению, к выделению общего и отличного в наблюдаемых предметах и явлениях, к классификации их на основе понимания их связей. Каждое повторное наблюдение должно нести в себе элемент новизны, и от наблюдения к наблюдению должно усложняться их содержание.
С наблюдениями, экскурсиями, целевыми прогулками воспитатель связывает другие занятия, углубляющие и систематизирующие знания, требующие применения их в активной умственной деятельности ребенка (беседы, рассказывание, дидактические игры). Воспитатель должен стремиться не только и не столько к тому, чтобы дети имели определенное количество представлений, но чтобы представления эти были достаточно глубокими и полными и чтобы дети умели разумно применять их в различной деятельности. Это достигается такой организацией педагогического процесса, когда занятия, на которых дети, используя свой чувственный опыт, рассказывают, объясняют, отвечают на вопросы, рассуждают, сочетаются с разнообразной практической деятельностью детей в повседневной жизни.
В последние годы специалисты по дошкольному воспитанию предложили тематический принцип организации занятий. Он и обеспечивает взаимосвязь занятий и связь их с повседневной детской деятельностью: трудом в уголке природы, в цветнике и на огороде, некоторыми видами ручного труда (поделками из природного материала, сбором и оформлением гербариев, альбомов, календарей природы). Это создает возможность широкого самостоятельного использования детьми полученных знаний, развивает интерес к природе, воспитывает желание больше узнать о ней.
Вывод:
В 6—7 лет развивается наглядно-образное мышление с элементами абстрактного. Тем не менее, ребенок еще испытывает затруднения в сопоставлении сразу нескольких признаков предметов, в выделении наиболее существенного в предметах и явлениях, в переносе усвоенных навыков мыслительной деятельности на решение новых задач.
В этом возрасте дети начинают подмечать сходство и различие предметов, и хотя часто наблюдается непоследовательное использование сравнения, оно, тем не менее, является показателем развивающегося логического мышления.
Дети 6 – 7 лет уже имеют правильные представления о предметах и явлениях природы. Они знают название сезона, могут выделить отдельные характеризующие его признаки.
Красота и многообразие природы в любое время года, изменения внутри каждого из них непосредственно влияют на эмоциональное состояние детей, вызывают у них желание наблюдать, спрашивать, рассуждать, рассказывать.

Глава 2. Влияние игр природоведческого характера на умственное развитие детей 2.1 Развитие интереса детей к природе через игру Дошкольное детство — это период игры. Об этом говорят и пишут педагоги и психологи, это знают все современные родители. Игра в детские годы преобладает над всеми другими делами ребенка. Именно поэтому психолог Л.С. Выготский назвал ее ведущей деятельностью дошкольного детства [7, с.477].
Игра оказывает на меленького ребенка развивающее воздействие. В подвижных играх совершенствуется координация движений, происходит становление двигательных навыков и умений, развиваются сила и выносливость. В сюжетно-ролевых играх дошкольник приобщает себя к социальному миру взрослых людей. В одно мгновение он может стать шофером, продавцом, врачом, пожарным. Свои познания в области труда и деятельности взрослых при участии творчества и фантазии ребенок воплощает в практику интересной игры. Особенно захватывающими становятся игры сверстников, когда дети распределяют роли и воспроизводят в них не только профессиональные действия взрослых, но и их взаимоотношения.
Существуют и так называемые дидактические игры, которые содержат определенную умственную задачу. Разрезные картинки, различные настольно-печатные и словесные игры тренируют мыслительные способности ребят, умение использовать приобретенные знания в новых ситуациях, развивают их память, внимание. Дидактические игры чаще всего — это совместные игры, которые требуют 2 3-х, а то и большего количества участников. Все совместные игры развивают в ребенке общительность, умение строить взаимоотношения, подчиняться установленным в игре правилам.
Игра доставляет большую радость ребенку, потому что она дает ему возможность активно действовать. Очень нравятся дошкольникам игры в семейном кругу. Старшие братья и сестры охотно включаются в них. Взрослые члены семьи могут быть прямыми или косвенными участниками сюжетно-ролевых игр ребенка. Во всех случаях происходит приятное общение и проникновение в мир интересов дошкольника.
Известно, что игры бывают на разные темы и сюжеты. Немалое место в жизни ребенка занимают игры с природным содержанием, которые строятся на его знаниях в этой области и отражают ту или иную деятельность людей в природе. Если родители активно приобщают ребенка к природе через непосредственные наблюдения, труд, художественную литературу, телепередачи и прочими способами, то заинтересованность ребенка этой областью действительности, несомненно, найдет отражение в его играх.
Яркие впечатления, полученные ребенком от посещения зоопарка, могут трансформироваться в игру. Он начнет из кубиков (или другим способом) строить клетки, заселять их игрушечными животными. Взрослый может, как бы ненароком включиться в игру ребенка и сделать ее глубже, разнообразнее, содержательнее. Видя, как малыш увлечен игрой, взрослый поддерживает ее тем же методом — новыми игровыми действиями. На машине (можно и самолетом, поездом, пароходом) в зоопарк прибывает партия новых животных, например, африканские слоны, обезьяны, крокодилы (в общем, еще не задействованные в игре игрушки-животные). Взрослый, взяв на себя роль шофера, который доставил зверей, просит «директора» зоопарка принять груз, расписаться в квитанции и устроить животных получше (в просторных клетках), т.к. они долго ехали в тесноте и устали. Такое включение в игру займет у взрослого немного времени, но даст ребенку толчок для развития сюжета. Теперь он и сам время от времени может подвозить новых животных и устраивать их в зоопарке [10, с.18-25].
Сюжетно-ролевая игра с природным содержанием может быть развернута дошкольником после различных событий в его жизни: посещение цирка, поездки во время отпуска родителей на юг или в деревню, знакомства с колхозной фермой, сельскохозяйственной выставкой, ипподромом и т.д. Во всех случаях игра может быть тактично поддержана взрослыми, которые найдут способы углубления знаний и интересов ребенка, формирования у него правильных позиций в отношении к животным.
В семье можно широко использовать различные дидактические игры природоведческого содержания. В каждом доме найдутся настолько-печатные игры, среди которых могут быть «Зоологическое лото», «Ботаническое лото». Время от времени на досуге взрослые играют с ребенком в эти игры в соответствии с их правилами. Игры помогают запомнить названия растений и животных. Кроме этого, со старшим дошкольником можно свободно рассмотреть карточки лото, вместе вспомнить, где видели такие растения, где встречали таких животных, поговорить об их особенностях и образе жизни.
Детям всех возрастов интересны разрезные картинки, на которых нередко представлены цветы, грибы, овощи, фрукты, ягоды. Взрослый должен ввести ребенка в игру: рассмотреть вместе с ним картинки-образцы, назвать изображения предметов, описать их особенности (окраска, форма, размер), выделить отдельные детали, обратить внимание на цвет фона.
Малышам 3-4-х лет можно предложить обвести пальцем предметы по контуру — это улучшит восприятие их формы. Затем хорошо было бы вместе рассмотреть кубики. Взрослый обращает внимание ребенка на то, что на каждой стороне кубика представлены детали разных картинок. Далее взрослый учит малыша, как, глядя на картинку-образец, повернуть все кубики так, чтобы их верхняя сторона отображала детали этой картинки.
Затем обучает складывать картинки по образцу. Игра с разрезными картинками воспитывает в ребенке выдержку, терпение, упорство в достижении цели. Дошкольник тренирует свое восприятие, оттачивает умение анализировать детали изображения и сопоставлять их. Все это — важные умственные и нравственные качества развивающейся личности ребенка.
В домашних условиях с дошкольниками разных возрастов можно играть в словесно-дидактические игры. Они могут быть самыми различными и хорошо вписываться в разнообразные бытовые ситуации.
Важной особенностью словесно-дидактических игр является возможность развивать с их помощью речь дошкольника и различные мыслительные процессы. В самых разных ситуациях можно использовать игру «Отгадай по описанию».
Родители могут очень часто играть с детьми в словесные игры и в описательные загадки — они не требуют особых условий и дополнительного материала. В пути, в очереди к врачу, на прогулке и в прочих ситуациях взрослые предлагают ребенку поиграть — это своего рода приятное общение. Содержание игр может быть самым различным, в зависимости от опыта детей и конкретной обстановки, в которой они затеваются. Во время прогулки в осеннем лесу предметом игры становятся опавшие листья, грибы, деревья. Летом на лугу — цветы, насекомые, птицы, в доме — комнатные растения, овощи, фрукты и т.д.
Словесные дидактические игры развивают в дошкольниках не только восприятие и речь, умение анализировать и описывать. Они учат детей обобщать явление, классифицировать предметы, относить их к той или иной категории.
Организуя различные игры, взрослый должен помнить, что ребенок будет активен и получит удовольствие лишь в том случае, если игра основана на знакомых ему сведениях. В этом случае у него будет развиваться быстрота реакции, ориентировки, способность использовать багаж имеющихся знаний.
Дошкольников, конечно, заинтересуют занятия и игры с природным материалом. Гуляя в лесу, дети с удовольствием соберут шишки, желуди, веточки, семена клена, репейник. Все это — материал для поделок. Разнообразных человечков и фигурки животных можно сделать из шишек и желудей. При этом соединительным материалом станет пластилин. Отдельные детали можно изготовить из бумаги и картона. Ценно не только изготовление поделок, но и их обыгрывание. С помощью фигурок с ребенком можно разыграть знакомые сказки («Колобок», «Лиса, заяц и петух» и др.), придумать свои — новые. Такие занятия развивают в дошкольнике творческие способности конструктивного и литературного характера [11, с.44-46].
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.