Реферат по предмету "Педагогика"


Развитие личности младшего школьника эколого-краеведческими средствами в процессе ознакомления с

--PAGE_BREAK--Глава 1. Теоретические аспекты эстетического воспитания младших школьников средствами природы 1.1 Основы эстетического воспитания


Эстетическое воспитание опирается на культурный опыт человечества, в том числе на искусство, выполняющее функцию накопления. Лучшие образцы эстетической (духовной) культуры, вобравшей в себя представления людей прошлого о прекрасном, совершенном, гармоничном, о счастье человека, о его борьбе за честь, справедливость, свободу, являются мерой универсальности и гармоничности личности. Современная духовная культура вооружает человека современными идеалами, надеждами и стремлениями, современными представлениями о красоте и прекрасном.

Эстетическое воспитание посредством эстетической культуры формирует творческого человека, открывая его душу звукам, краскам, формам природы и способствуя более полному, связному, глубокому и гармоничному пониманию мира, тем самым, помогает раскрыть творческие способности человека, необходимые для любой сферы деятельности, для любой профессии. По мнению Б.Т. Лихачева, эстетическое воспитание — это «целенаправленный процесс формирования творчески активной личности ребенка, способного воспринимать и оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве, жить и творить «по законам красоты». Его понимают и как качественное изменение уровня эстетической культуры объекта воспитания, которым может быть как отдельная личность, так и социальная группа, и общество в целом. Оно – обязательный элемент функционирования всей совокупности духовного богатства индивида. Тем самым, эстетическое воспитание неразрывно связано со всеми основными процессами формирования индивида (нравственное, физическое, умственное воспитание и т.д.), является неотъемлемым компонентом воспитания творческой личности[1].

В целенаправленности эстетического воспитания перекрещиваются объективные и субъективные стороны общественных идеологических процессов. Оно вбирает в себя всю систему способов эстетического развития личности, которая определяется всем богатством среды и жизнедеятельности общества. Реализуется эта система в более ли менее специфических формах, однако в ней всегда присутствует элемент свободного времени и отсутствует навязчивый дидактизм.

Поэтому справедливо охарактеризовать процесс эстетического воспитания как один из наиболее демократических способов духовного развития личности, реализуемый в различных сферах жизни общества.

Интересны воззрения русских просветителей ХIХ века Н.А. Добролюбова, Н.Г. Чернышевского и Л.Н. Толстого, которые считали, что только воспитание, опирающееся на разумную свободу ребенка, развивает его интересы и любознательность, укрепляет его ум и волю.

В основе эстетического развития лежит воспитание чувств. Ни интеллектуальное, ни физическое, ни эмоциональное развитие личности не может быть полным, если она эстетически не развита. Эстетически развитый человек относится к себе, к природе, к другим не как собственник, а как личность, чувствующая уникальность и своеобразие другого[2].

Идеи и механизмы эстетического воспитания были заметны уже в трудах выдающихся педагогов-мыслителей: Я.А. Коменского, Д. Локка, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци. Так, Ж.-Ж. Руссо считал, что «из всех способностей первыми формируются и совершенствуются в нас чувства. Их, значит, и следует прежде всего развивать; а между тем их только и забывают, ими-то и пренебрегают, прежде всего». И.Г. Песталоцци отмечал, что «…. все должно исходить, как из центра твоего чувственного восприятия». Он относил созерцание к чувственному восприятию и считал, что оно является единственным фундаментом обучения, так как оно (созерцание) является единственной основой человеческого познания. По его мнению, «… недуги школьного дела нельзя излечить, если не подчинить формы всего обучения тем вечным законам, по которым человеческое познание поднимается от чувственного восприятия действительности к четким понятиям».

Н.А. Дмитриева отмечает, что какие бы ни существовали воспитательные системы, главной задачей эстетического воспитания является – «дать верное направление и развитие тому чувству прекрасного – эстетическому чувству, которое в каждом из нас заложено».

Эстетическое развитие ребенка осуществляется параллельно с развитием его познавательного интереса. Я.А. Коменский хотел на основании метода параллелизма естественного и искусственного «искусство духовного наслаждения поставить на столь твердые основы обучения, чтобы оно наверняка шло вперед и не обманывало в своих результатах».

Современный интерес представляют идеи Д. Локка о психологическом механизме усвоения знаний, об активности субъекта воспитания как обязательном условии физического, умственного и нравственного совершенствования. В дальнейшем эти идеи развивались представителями советской педагогической школы: Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, С.Т. Шацким, К.Д. Ушинским, усилившими внимание к природосообразному развитию детей и формированию интереса к учебе.

В основе развития познавательного интереса, как считал С.Л. Рубинштейн, лежит проявление умственной и эмоциональной активности ребенка, активное эмоциональное отношение к миру (Н.Г. Морозова), специфическое отношение личности к объекту, вызванное сознанием его жизненного значения и эмоциональной привлекательностью (А.Г. Ковалев).

В.А. Сухомлинский видел цель эстетического воспитания в формировании способности получать наслаждение от прекрасного; закреплении впечатлений в эмоциональной памяти на прекрасное в жизни; в склонности к прекрасному; активной эстетической позиции.

В настоящее время проводятся научные исследования влияния эстетического воспитания на всестороннее развитие личности, в том числе на ее гуманистические свойства. Установлена не только прямая зависимость эстетического развития личности от целостного учебно-воспитательного процесса школы, но и обратная зависимость, когда эстетическое воспитание является фактором, который оптимизирует учебный процесс.

Необходимо отметить, что цель воспитания одаренного человека совпадает с целью эстетического воспитания и заключается в развитии сущностных сил ребенка и его креативности; получении универсальной, гармоничной личности с особым отношением к социуму, природе, Вселенной, то есть с чувством внутренней органической причастности к ним.

Говоря об эстетическом, нельзя не отметить, что, несмотря на многообразие проявлений (различные эстетические категории), его основу составляет эстетическая категория – красота (прекрасное), которая онтологически, гносеологически, аксиологически обозначает новый статус предмета. По мнению Ю.Б. Борева, «чувство прекрасного выступает как центр притяжения, вокруг которого располагаются орбиты и юмора, и печали, и негодования». Поэтому говорят об эстетическом чувстве как о чувстве прекрасного, считая его «самой универсальной эстетической категорией».

Г.Ю. Айзенк выдвинул гипотезу единства эстетической сущности во всех ее проявлениях и предложил факторный анализ для общей оценки таких разнообразных стимулов, как пейзажи, обложки книг, уравнения, запах и абстрактные формы. Он объявил причиной расхождений открытые гештальтпсихологией нейрофизиологические различия людей по отношению к яркости воспринимаемого[3].

Пройдя исторический путь развития, понятие «эстетическое» расширилось от объективных принципов организации мира, когда при целостном восприятии нельзя ничего ни прибавить, ни убавить, не сделав хуже, до общественно-социального опыта человека и его оценок. В последнем случае понятие красоты включает в себя не только собственно красоту предмета – его функциональность, простоту и совершенство формы, но также истину (Дж. Маццини) и красоту человеческой души (Сухомлинский). Так, по Сократу, красота включает в себя цель, для которой существует или создается предмет, и это обеспечивает возможность наилучшего выполнения предметом своих функций. О значении красоты в науке свидетельствуют физики А.Б. Мигдал, П. Дирак и др. Только добрый и высоконравственный человек понимается в обществе как красивый. Поэтому этика имеет эстетическое основание, а воспитание молодого поколения должно быть, как отмечал В.А. Сухомлинский, «нравственно-эстетическим».

Истинная красота, следовательно, – высший тип организации предмета: всегда изящество, целесообразность, лаконичность, где излишества означают безвкусицу, а несправедливость – дисгармонию. Принцип эстетического воспитания заключается в том, что эстетическое начало, имея в своем составе исходную триаду ценностей фундаментальных основ бытия, – красоту, истину и добро, должно присутствовать на всех этапах становления личности, способствуя ее гармоническому развитию и совершенству. Недаром мудрецы с давних времен советовали окружать ребенка красотою и добром. «Красота спасет мир!» – эти слова вкладывает в уста своего героя Ф.М. Достоевский[4].

В педагогике эстетическая культура рассматривается как сложное комплексное понятие. Ее важнейшей составной частью является формирование эстетического чувства, особой эмоциональной отзывчивости человека на прекрасное в искусстве, природе, общественной жизни и поведении людей.

Другим компонентом эстетической культуры следует считать знания, на основе которых складывается эстетические представления, понятия, взгляды и вкусы, составляющие эстетический кругозор личности. Особое место в эстетической культуре занимает эстетический идеал как образец и цель, к которому надо стремиться. Важным компонентом эстетической культуры следует считать эстетический вкус, позволяющий человеку отличать прекрасное от безобразного, истинную красоту от ложной (призрачной).

Показателем эстетического отношения человека к миру служат эстетические интересы и потребности, а также эстетические способности. В понятии «система эстетического воспитания» органически сочетаются единство цели, содержания, принципов, организационных форм и методов, обеспечивающих формирование личности.

В определении системы эстетического воспитания большую роль играет ясное понимание педагогических принципов, среди которых важнейшим является всеобщность эстетического воспитания. При построении системы эстетического воспитания исходным является также принцип взаимосвязи науки и искусства в воздействии на личность. Большое значение принадлежит и принципу творческой самодеятельности школьников, так как в процессе художественного творчества ребенок развивает ряд важнейших ценностных и эстетических качеств.

К примеру, В.Н. Шацкая рассматривала эстетическое воспитание не только как постижение прекрасного в искусстве, но прежде всего как постижение прекрасного в самой жизни. Она говорила, что эстетическое воспитание — это «воспитание способности полноценного восприятия и правильного понимания прекрасного в природе, в общественной жизни, в мыслях и поступках человека, в быту, в искусстве, воспитание любви к прекрасному, способности самому создавать прекрасное».

Эстетическое воспитание — целенаправленный процесс формирования творчески активной личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве. Оно включает в себя эстетическое развитие — организованный процесс становления в ребенке природных сущностных сил, обеспечивающих активность эстетического восприятия, творческого воображения, чувствования, эмоционального переживания, образного мышления, а также формирование духовных потребностей.

Эстетическое воспитание и развитие детей осуществляется посредством воздействия всеми средствами искусства. Его важнейшими элементами являются художественное воспитание, образование и развитие учащихся. Художественное воспитание — целенаправленный процесс формирования у детей способности воспринимать, чувствовать, оценивать искусство и создавать художественные ценности. Художественное образование — процесс освоения школьниками совокупности искусствоведческих знаний, умений, навыков, формирования у них мировоззренческих установок отношения к искусству и художественному творчеству. Художественно-творческое развитие есть целенаправленное формирование способностей детей в различных областях искусства.

В теории эстетического воспитания утверждается положение о ведущей роли организованного педагогического воздействия по отношению к спонтанному развитию детей в их эстетическом становлении. Только целенаправленное вовлечение школьников в разнообразную творческую художественную деятельность способно оптимально развивать их природные силы, обеспечить глубокое постижение эстетических явлений, поднять до понимания подлинного искусства и красоты действительности.

Другое исходное теоретическое положение теории эстетического воспитания состоит в признании непреходящего значения и духовной ценности для человека возвышенного, прекрасного, изящного.

Еще одно ключевое теоретико-методическое положение заключается в необходимости гармоничного решения комплекса задач в процессе преподавания искусства детям: художественно-эстетического и нравственного воспитания; обучения умениям и навыкам, обеспечивающим возможность вовлечения учащихся в активную художественно-творческую деятельность; развитие физических и духовных сущностных сил и творческих способностей.

Конечная цель современного эстетического воспитания — формирование у школьников нравственно-эстетического гуманистического идеала всестороннего развития личности, умения видеть, чувствовать и понимать красоту.

Эстетическое воспитание детей должно осуществляться путем разрешения объективных противоречий и субъективных несоответствий. Основное противоречие обусловлено тем, что природа с рождения закладывает в ребенке задатки и возможности постижения красоты, эстетического отношения к действительности и искусству. Вместе с тем эти задатки и возможности в полной мере могут быть реализованы только в условиях целенаправленного, организованного художественно-эстетического образования и воспитания[5].

Пренебрежение целенаправленным эстетическим развитием детей оставляет их равнодушным к подлинным духовным художественно-эстетическим ценностям. Одновременно обнаруживается несоответствие между необходимостью осуществления всеобщего эстетического воспитания и способностью материальных и кадровых возможностей образовательных учреждений.

Противоречия и несоответствия снимаются в результате эффективной организации и осуществления системы эстетического воспитания. Основными механизмами, приводящими в действие эту систему, являются развитое эстетическое восприятие и познание художественно-эстетических явлений; духовное общение на основе произведений искусства; художественно-творческая деятельность, развивающая способности детей и формирующая у них художественное видение мира.

В полном соответствии с изложенными теоретико-методическими положениями, мы считаем, что в основе организации системы эстетического воспитания молодых россиян должны лежать следующие принципы: все- общность эстетического воспитания и художественного образования, комплексный подход, органическая связь всей художественно-эстетической деятельности детей с жизнью.

Важность всеобщности эстетического воспитания и художественного образования определяется тем, что не может быть всесторонне и гармонично развитого человека без эстетических идеалов, эстетического развития и художественной образованности.

Комплексный подход в деле эстетического воспитании школьников определен тем, что различные виды искусства, взаимодействуя между собой, оказывают интегрированное влияние на ребенка. Это взаимодействие осуществляется в результате тесных межпредметных связей в преподавании литературы, изобразительного искусства и музыки.

Система эстетического воспитания также должна опираться на принцип органической связи всей художественно-эстетической деятельности детей с жизнью, так как это позволяет формировать мировоззрение и нравственность школьников, опираясь на реальные нужды, потребности и задачи, стоящие перед российским обществом.

Умелое сочетание в системе эстетического воспитания школьников перечисленных выше принципов, на наш взгляд, дает возможность формировать современную, хорошо образованную, целостную, гармонично развитую личность.


1.2 Особенности эстетического воспитания в младшем школьном возрасте

Предметом рассмотрения станут те возрастные особенности, которые присущи младшему школьнику и которые следует учитывать при его эстетическом воспитании.
Мы уже отметили, что очень трудно формировать эстетические идеалы, художественный вкус, когда человеческая личность уже сложилась. Эстетическое развитие личности начинается в раннем детстве. Чтобы взрослый человек стал духовно богатым, надо обратить особое внимание на эстетическое воспитание детей дошкольного и младшего школьного возраста. Д. Б. Лихачев пишет: «Период дошкольного и младшего школьного детства является едва ли не самым решающим с точки зрения эстетического воспитания и формирования нравственно-эстетического отношения к жизни». Автор подчеркивает, что именно в этом возрасте осуществляется наиболее интенсивное формирование отношений к миру, которые постепенно превращаются в свойства личности[32;35]. Сущностные нравственно-эстетические качества личности закладываются в раннем периоде детства и сохраняются в более или менее неизменном виде на всю жизнь.
Нельзя или, по крайней мере, чрезвычайно трудно научить юношу, взрослого человека доверию к людям, если его в детстве часто обманывали. Трудно быть доброму тому, кто в детстве не приобщился к сочувствию, не пережил детскую непосредственную и потому неизгладимо сильную радость от доброты к другому человеку. Нельзя вдруг во взрослой жизни стать мужественным, если в дошкольном и младшем школьном возрасте так и не научился решительно высказывать свое мнение и смело поступать.
Конечно, течение жизни что-то меняет и вносит свои коррективы. Но именно в дошкольном и младшем школьном возрасте эстетическое воспитание является основой всей дальнейшей воспитательной работы.
Одной из особенностей младшего школьного возраста является приход ребенка в школу. У него появляется новый ведущий вид деятельности — учеба. Главным человеком для ребенка становится учитель. «Для ребят в начальной школе учитель — самый главный человек. Все для них начинается с учителя, который помог преодолеть первые трудные шаги в жизни...» (1). Через него дети познают мир, нормы общественного поведения. Взгляды учителя, его вкусы, предпочтения становятся их собственными. Из педагогического опыта А.С. Макаренко известно, что общественно значимая цель, перспектива движения к ней, при неумелой постановке перед детьми оставляют их равнодушными. И наоборот. Яркий пример последовательной и убежденной работы самого педагога, его искренняя заинтересованность и энтузиазм легко поднимают детей на дела.
Следующая особенность эстетического воспитания в младшем школьном возрасте связана с изменениями, происходящими в сфере познавательных процессов школьника.
Например, формирование эстетических идеалов у детей, как части их мировоззрения, сложный и длительный процесс. Это отмечают все педагоги и психологи, упомянутые выше. В ходе воспитания жизненные отношения, идеалы претерпевают изменения. В отдельных условиях под влиянием товарищей, взрослых, произведений искусства, жизненных потрясений идеалы могут претерпевать коренные изменения. «Педагогическая суть процесса формирования эстетических идеалов у детей с учетом их возрастных особенностей состоит в том, чтобы с самого начала, с раннего детства, формировать устойчивые содержательные идеальные представления об обществе, о человеке, об отношениях между людьми, делая это в разнообразной, изменяющейся на каждом этапе новой и увлекательной форме»[32; 55], — отмечает в своей работе Д. Б.Лихачев.
Для дошкольного и младшего школьного возраста ведущей формой знакомства с эстетическим идеалом является детская литература, мультипликационные фильмы и кино.
Книжные, мультипликационные или герои кино, будь то люди, звери, или фантастические вымышленные существа, наделенные человеческими качествами, являются носителями добра и зла, милосердия и жестокости, справедливости и лживости. В меру своего понимания маленький ребенок становится приверженцем добра, симпатизирует героям, ведущим борьбу за справедливость против зла. «Это уже, безусловно, формирование идеала как части мировоззрения в той своеобразной форме, которая позволяет малышам легко и свободно войти в мир общественных идеалов. Важно только, чтобы первые идеальные представления ребенка не оставались на уровне лишь вербально-образного выражения. Надо постоянно, всеми средствами побуждать детей к тому, чтобы они в своем поведении и деятельности приучались следовать любимым героям, реально проявляли и доброту, и справедливость, и способность изображать, выражать идеал в своем творчестве: стихах, пении и рисунках»[32; 56].
С младшего школьного возраста происходят изменения в мотивационной сфере. Мотивы отношения детей к искусству, красоте действительности осознаются и дифференцируются. Д.Б. Лихачев отмечает в своей работе, что к познавательному стимулу в этом возрасте добавляется новый, осознанный мотив. Это проявляется в том, что "… одни ребята относятся к искусству и действительности именно эстетически. Они получают удовольствие от чтения книг, слушания музыки, рисования просмотра фильма. Они еще не знают, что это и есть эстетическое отношение. Но в них сформировалось эстетическое отношение к искусству и жизни. Тяга к духовному общению с искусством постепенно превращается для них в потребность.
Другие дети общаются с искусством вне собственно эстетического отношения. Они подходят к произведению рационалистически: получив рекомендацию прочитать книгу или посмотреть фильм, они читают и смотрят их без глубокого постижения сути, лишь для того, чтобы иметь о нем общее представление"[32; 164]. А бывает, что читают, смотрят или слушают из престижных соображений. Знание педагогом истинных мотивов отношения детей к искусству помогает сосредоточить внимание на формировании подлинно эстетического отношения.
Чувство красоты природы, окружающих людей, вещей создает в ребенке особые эмоционально-психические состояния, возбуждает непосредственный интерес к жизни, обостряет любознательность, мышление, память. В раннем детстве ребята живут непосредственной, глубоко эмоциональной жизнью. Сильные эмоциональные переживания надолго сохраняются в памяти, нередко превращаются в мотивы и стимулы поведения, облегчают процесс выработки убеждений, навыков и привычек поведения. В работе Н.И. Киященко довольно четко подчеркивается, что «педагогическое использование эмоционального отношения ребенка к миру — один из важнейших путей проникновения в детское сознание, его расширения, углубления, укрепления, конструирования». Он также отмечает, что эмоциональные реакции и состояния ребенка являются критерием действенности эстетического воспитания. «В эмоциональном отношении человека к тому или иному явлению выражается степень и характер развитости его чувств, вкусов, взглядов, убеждений и
воли»[24; 29].
Таким образом, младший школьный возраст — это особенный возраст для эстетического воспитания, где главную роль в жизни школьника играет учитель. Пользуясь этим, умелые педагоги способны не только основать прочный фундамент эстетически развитой личности, но и посредством эстетического воспитания заложить подлинное мировоззрение человека, ведь именно в этом возрасте формируется отношение ребенка к миру и происходит развитие сущностных эстетических качеств будущей личности.
    продолжение
--PAGE_BREAK--1.3 Природа как средство формирования эстетической культуры


Трудно представить себе эстетическое воспитание детей без привлечения в помощники воспитателю природы — этого самого естественного источника красоты. Природа — не только великий учитель и великий воспитатель. «Природа — источник творческого вдохновения, источник подъема всех духовных сил человека, не только взрослого, но и подрастающего». Природа помогает окрашивать в эмоциональные тона все восприятия окружающей действительности. Вот это эмоциональное отношение к окружающей природе, неисчерпаемому источнику красоты, и должна воспитывать система образовательных учреждений у детей.

Во все времена и эпохи природа оказывала огромное влияние на человека, на развитие его творческих способностей, являясь в то же время неиссякаемым источником для всех самых смелых и глубоких дерзаний человека. Великий критик Белинский считал природу «вечным образцом искусства». Композитор Чайковский, высоко ценя искусство в жизни человека, писал: «Восторги от созерцания природы выше, чем от искусства». Многоголосое звучание земли русской нашло отражение в творчестве талантливых русских композиторов С.В. Рахманинова, Н.А. Римского-Корсакова, М.П. Мусоргского и других. Неповторимое богатство красок природы запечатлели в своих полотнах И.И. Левитан, И.И. Шишкин, И. Грабарь, М. Сарьян, С. Герасимов и другие.

Прекрасное в природе безгранично и неисчерпаемо. Поэтому природа — источник для искусства. Прекрасное в природе было и остается предметом художественного освоения ее. Поэтому великие художники — всегда первооткрыватели прекрасного в окружающем мире.

Уровень экономического развития общества, общественные отношения людей отложили значительный отпечаток на восприятие природы. В отдельные эпохи это восприятие выражало эстетический интерес людей к природе или, наоборот, прекрасное воспринималось искаженно.

В античный период древние греки рассматривали прекрасное как гармонию, разлитую в природе. Естественный порядок в природе считался всеобщим эстетическим свойством ее.

Религиозное средневековье из-за фантастической веры в бога не хотело видеть красоты в природе. И только позже, в эпоху Возрождения, вновь люди полюбили формы и краски природы и стали создавать гимны в честь ее красоты.

В системе по эстетическому воспитанию дошкольников большое место должно быть отведено природе. Она лучше, чем что-либо обогащает психику ребенка, совершенствует его органы чувств и эстетический вкус. Воспитание любви к природе, умение чувствовать ее красоту и восхищаться ею имеет огромное значение не только для эстетического развития детей, но и для нравственного воспитания, в частности, для пробуждения у дошкольников патриотических чувств, чуткости к окружающему, потребности к труду, способствует физической закалке, а так же расширению умственного кругозора.

Умение видеть природу — первое условие воспитания мироощущения единства с ней, первое условие воспитания через природу. Оно достигается лишь при постоянном общении с природой. Чтобы ощущать себя частью целого, человек должен не эпизодически, а постоянно находиться во взаимоотношениях с этим целым. Вот почему гармония педагогических воздействий требует постоянного общения с природой[6].

Главная задача в эстетическом развитии средствами природы — это пробуждение у детей эмоционального отношения к ней. Эмоциональное отношение к природе помогает сделать человека выше, богаче, внимательнее.

Природа является одним из факторов, влияющих на развитие и формирование эстетических чувств, она неисчерпаемый источник эстетических впечатлений и эмоционального воздействия на человека. В жизни людей природа занимает значительное место, способствует формированию и развитию эстетических чувств и вкусов.

Любовь к родной природе воспитывается с раннего возраста. «Именно в это время необходимо прививать детям любовь к красоте, гармонии, целесообразности, единству, которые царят в ней»[7].

Эстетические чувства тесно связаны с нравственными. Любовь к Родине — это сложное моральное чувство, которое органически соединено с эстетическими чувствами, вызываемыми общением с природой.

Чтобы любить природу, надо ее знать, а чтобы знать, необходимо изучать. В процессе познания природы формируются и развиваются эстетические чувства и вкусы. Восприятие эстетических явлений природы и возникающие при этом переживания находятся в зависимости от круга представлений, значений и общего развития человека[8].

Большая роль в эстетическом воспитании младших школьников средствами природы принадлежит педагогическому коллективу школы. Перед ними должна стоять задача — последовательно, систематически, целенаправленно развивать и совершенствовать эстетические вкусы детей.

В настоящее время, когда с такой осторожностью поставлен вопрос об охране окружающей среды, эстетическое воспитание средствами природы должно знать подобающее место в системе эстетического воспитания.

Многое в связи с этим зависит от учителя, от его знаний, от его увлеченности.

В работе по эстетическому воспитанию средствами природы с детьми младшего школьного возраста учитель должен хорошо знать особенности этого возраста.

У детей этого возраста наблюдается большое стремление к самостоятельности, независимости. Они все хотят увидеть, все открыть сами. Этот интерес побуждает детей к активной деятельности. Но ее направление по отношению к природе может быть различным: одни из них могут разорять гнезда, стрелять из рогаток в птиц, а другие — разводить рыб, ухаживать за голубями.

Воспитание — это организация деятельности ребенка, в которой важную роль играет организация отношений. Что же значит организовать деятельность ребенка? Понятие деятельности — сложное понятие: всякая деятельность побуждается потребностью, имеет мотив (более или менее осознанную побудительную причину) и цель — то, ради чего совершается действие.

Таким образом, организовывая деятельность ребенка, т.е. воспитывая его, нужно дать ему опору в соответствующей потребности, побудить к нужной мотивации и привлечь к определенной цели. Потребности, мотивы и цели — основа наших отношений и наших чувств.

Только организовав потребности, мотивы и цели деятельности своего ребенка соответственной той задаче, какую вы ставите в воспитании, можно воспитать желаемое качество его личности. А организовать возможно опять же лишь в деятельности.

Задача педагога состоит в том, чтобы направить появившийся интерес в правильное русло, убедить ребят, что, истребляя природные богатства, они наносят урон не только красоте родного края, но и себе (моральный, эстетический). «Охотиться» можно и с фотоаппаратом, и с кинокамерой. Такой вид «охоты» обогатит эстетический, эмоциональный мир ребенка, разовьет в нем наблюдательность, любознательность, любовь к прекрасному.

В работе по эстетическому воспитанию важно знать и учитывать не только направленность интересов, но и особенности этого восприятия (эстетического): воспринимая явление окружающей действительности, человек руководствуется не только познавательными и моральными критериями, но и эстетическими принципами.

Эстетическое восприятие — это способность создавать или воспроизводить и эмоционально окрашивать целостные образы под влиянием реальных предметов и художественных произведений.

Содержание и богатство чувств, вызванных непосредственным общением с природой, находятся в прямой зависимости от характера восприятия. В соответствии с возрастом эстетическое восприятие имеет свои особенности, обусловленные запасом представлений и объемом жизненного опыта детей.

В.А.Сухомлинский говорил: «Добрый ребенок не сваливается с неба. Его надо воспитывать».

Да, доброта по сей день становится в ряд с такими качествами, как мужество и храбрость. А ведь для доброты требуется немалое мужество и храбрость. Для доброго дела часто нужно наступить «на горло собственной песне», и это требует гораздо большего мужества, чем «наступить на горло» чужой песне.

Необходимо обучать детей доброте через сопереживание всему живому. Быть добрыми — значит, уметь сопереживать, т.е. уметь понимать другого, сердечно сочувствовать ему и стремиться помочь. Сопереживанию нужно учить также вдумчиво, заботливо, осторожно, как учат делать детей первые шаги[9].

Для обучения сопереживанию необходимы специальные виды деятельности, побуждающие к сочувствию и помощи живым существам. Формы такой деятельности разнообразны — можно завести аквариум или «звериную лечебницу».

Дети, выросшие в семьях, где царила грубость, а то и жестокость, не сразу проникаются сочувствием к своим маленьким питомцам. Но внимательная забота о них самого ребенка и сочувствие других обязательно приводили к тому, что в сердце ребенка просыпались тепло и жалость к беззащитному существу[10].

Общение с природой и забота о ней необходимы для воспитания добрых чувств, обязательных для каждого человека.

Домашние животные — большая помощь в воспитании личных положительных качеств ребенка, но лишь при условии ответственного и бережного обращения с этими животными. Лишь тогда сформируются доброта, ответственность, чувство долга и т.п.

Мы отвечаем за живое — и за животное/ и за растение — перед природой, перед обществом, перед собственной совестью.

Анализ теоретической и методической литературы по проблеме эстетического воспитания младших школьников средствами природы позволяет сделать следующие выводы:

Эстетическое воспитание — формирование в человеке эстетического отношения к действительности и активизации его до творческой деятельности по законам красоты.

Природа — один из важных факторов эстетического развития личности.

В основе методики эстетического воспитания должна лежать совместная деятельность педагога и ребенка по развитию у него творческих способностей к восприятию красоты окружающего мира[11].

Эстетическая установка доминирует в детской душе. Детство заполнено играми, психология которых близка психологии эстетической жизни.

    продолжение
--PAGE_BREAK--Выводы к главе 1


Таким образом, в ходе работы было установлено:
— эстетическое воспитание — целенаправленный процесс формирования творчески активной личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве. Оно включает в себя эстетическое развитие — организованный процесс становления в ребенке природных сущностных сил, обеспечивающих активность эстетического восприятия, творческого воображения, чувствования, эмоционального переживания, образного мышления, а также формирование духовных потребностей.

В педагогике эстетическая культура рассматривается как сложное комплексное понятие. Ее важнейшей составной частью является формирование эстетического чувства, особой эмоциональной отзывчивости человека на прекрасное в искусстве, природе, общественной жизни и поведении людей.

— конечная цель современного эстетического воспитания — формирование у школьников нравственно-эстетического гуманистического идеала всестороннего развития личности, умения видеть, чувствовать и понимать красоту.

  — младший школьный возраст — это особенный возраст для эстетического воспитания, где главную роль в жизни школьника играет учитель. Пользуясь этим, умелые педагоги способны не только основать прочный фундамент эстетически развитой личности, но и посредством эстетического воспитания заложить подлинное мировоззрение человека, ведь именно в этом возрасте формируется отношение ребенка к миру и происходит развитие сущностных эстетических качеств будущей личности.

Эстетическое воспитание — формирование в человеке эстетического отношения к действительности и активизации его до творческой деятельности по законам красоты.

Природа — один из важных факторов эстетического развития личности. Общение с природой и забота о ней необходимы для воспитания добрых чувств, обязательных для каждого человека.

Главная задача в эстетическом развитии средствами природы — это пробуждение у детей эмоционального отношения к ней. Эмоциональное отношение к природе помогает сделать человека выше, богаче, внимательнее.

Глава 2. Эстетическое воспитание младших школьников средствами природы 2.1Анализ эстетического воспитания младших школьников


Эстетические чувства людей играют огромную роль в их жизни. Умение понимать, видеть и создавать прекрасное делает духовную жизнь человека богаче, интереснее, даёт ему возможность испытывать самое высокое духовное наслаждение.

Вступая в различные жизненные взаимоотношения с людьми, вещами и природой, сталкиваясь с явлениями общественной жизни вообще и с явлениями искусства в особенности, ребёнок под решающим влиянием взрослых развивает определенные эстетические взгляды.

Познакомившись с творчеством нового для него поэта, писателя, художника, композитора иначе воспринимает мир, начинает видеть краски, формы, звуки, которые раньше не замечал, начинает иначе жить, иначе чувствовать[12].

Главная задача, стоящая перед начальной школой, — это задача разностороннего развития ребенка, раннее выявление и развитие его творческих способностей.

Эстетическое обучение пронизывает всю организацию жизнедеятельности ребенка в школе. Радостная, доброжелательная атмосфера обучения, наполненная постоянным открытием для себя окружающего мира, дает возможность воспитывать личность, испытывающую интерес и потребность к получению знаний. Художественной литературе принадлежит огромная роль в формировании духовного мира школьника. Она открывает юному читателю мир прекрасного, развивает его эстетические чувства.

Школа основывает свою работу на единой системе эстетического воспитания и ставит перед собой следующие задачи:

·                    вырабатывать у детей потребность в приобретении знаний;

·                    вовлекать учащихся в художественно – творческую деятельность и приобщать их к эстетической культуре;

·                    развивать вкус, творческие особенности детей;

·                    формировать духовные качества, высокие эстетические чувства.

Для осуществления этих задач использую следующие пути.

1. Постоянная связь с жизнью, широкие межпредметные связи.

2. Упор на задания познавательного и творческого характера, творческие уроки.

3. Проведение любого урока на высоком эстетическом уровне.

4. Обобщение знаний через внеклассную работу.

Изучая постановку эстетического воспитания в начальных классах, большинство исследователей отмечают недостаточный уровень эстетической развитости и воспитанности младших школьников. Одна из причин этого явления кроется в малоэффективной работе педагогов, в низком уровне их эстетической культуры.

Анализ школьной практики, анкетирование учителей начальной школы убедили нас в том, что состояние их эстетической подготовки не соответствует современным требованиям. Во-первых, нет системы в планировании эстетико-воспитательной работы с младшими школьниками, отсутствует разнообразие в формах эстетических дел, проводимых с учащимися и их родителями. Также недостаточно изучаются учителем эстетические потребности, вкусы, увлечения, интересы детей, условия их эстетического развития в семье. Многие учителя испытывают трудности в формулировке эстетических целей и задач уроков, внеклассных дел с учащимися. Педагогами используются далеко не все возможности эстетического самообразования и самовоспитания.

В научной литературе последних лет начинает активно разрабатываться эстетико-педагогическая профессиограмма учителя, то есть характеристика эстетических качеств, знаний, умений, навыков учителя. “Модели” эстетической культуры учителя представлены в научных работах М.А.Верба, Г.А.Петровой, В.А.Сластенина, Н.М.Конышевой и др.

Выделим три основных раздела эстетико-педагогической профессиограммы:

1. Общие требования.

Учитель начальных классов должен обладать широкой эрудицией и культурой, разносторонними эстетическими интересами, потребностями; вкусами; высокоразвитым эстетическим идеалом; музыкальным слухом, художественным воображением и представлением, организаторскими способностями, чувством юмора.

Быть образцом личной культуры в трудовой и общественной деятельности, на отдыхе и в быту.

Владеть навыками эстетического самообразования и самовоспитания, быть пропагандистом эстетических знаний среди населения.

Учителя должна отличать высокая культура речи и эстетика внешнего вида.

2. Учитель начальных классов должен знать:

цели, задачи, принципы эстетического воспитания младших школьников;

формы и методы эстетического образования и воспитания учащихся;

эстетические потребности, вкусы, интересы детей;

закономерности психологического развития ребенка;

формы эстетического просвещения родителей, условия эстетического развития детей в семье;

произведения деятелей культуры и искусства, посвященные детям (детских сказочников, художников-иллюстраторов детских книг, режиссеров-мультипликаторов, рубрики детского радиовещания и его ведущих, композиторов, поэтов, писателей, которые пишут для детей, постановщиков и сценаристов детских фильмов и киносказок и т.д.);

учитель начальных классов должен знать, чем увлекаются его воспитанники, что коллекционируют;

знать критерии эстетической образованности и воспитанности младших школьников.

3. Учитель начальных классов должен уметь:

·                    планировать эстетико-воспитательную работу с учащимися;

·                    определять эстетические цели и задачи урока и внеклассного мероприятия;

·                    отбирать учебный и внеучебный материал для эстетического воспитания детей с учетом их возраста и эстетической воспитанности;

·                    уметь организовать различные виды эстетической деятельности детей и уметь анализировать ее;

·                    уметь хорошо рисовать, лепить, конструировать, танцевать, петь, красиво писать, эстетически оформлять классную комнату;

·                    изучать и обобщать эстетический опыт своей работы и коллег;

·                    уметь использовать произведения искусства на уроках и во внеклассной работе.

Можно сделать вывод, что современному учителю должны быть присущи все основные качества эстетически развитого человека. Вместе с тем педагог должен уметь использовать свой эстетический арсенал в целях разностороннего формирования своих воспитанников. А это, безусловно, требует дополнительных специальных знаний, умений, способностей.

Следовательно, учителям и будущим педагогам необходимо больше внимания уделять эстетическому самообразованию. Возможности для этого огромны. Это: театр и телевидение, книги, кино, картинные галереи, музеи, широкая сеть библиотек, изостудии, литобъединения, ансамбли, хоры и оркестры, народные театры, клубы по интересам, участие в различных видах и формах художественного самодеятельного творчества и т.д.

Таким образом, рассмотрев условия эстетического воспитания в школе перед нами встала задача изучить уровень эстетического развития детей и наметить пути совершенствования работы по эстетическому воспитанию детей средствами природы.

На начальном этапе работы для достижения целей нашего исследования мы выявили элементарные образные представления ребенка об окружающем мире: животными и их средой обитания.

На данном этапе исследование имело целью определить уровень эстетического развития младших школьников, выявить недостатки учителя в работе по этой проблеме, а также наметить пути совершенствования работы по эстетическому воспитанию детей средствами природы.

Исследование проводилось в 1А классе (9 девочек и 6 мальчиков) общеобразовательной школы №18, г. Мурома.

Для определения уровня эстетического развития использовали методику «Нелепица».

При помощи этой методики оцениваются элементарные образные представления, ребенка об окружающем мире и о логических связях и отношениях, существующих между некоторыми объектами этого мира: животными, их образом жизни, природой. С помощью этой же методики определяется умение ребенка рассуждать логически и грамматически правильно выражать свою мысль.

Процедура проведения методики такова. Вначале ребенку показывают картинку, на которой имеются несколько довольно нелепых ситуаций с животными. Во время рассматривания картинки ребенок получает инструкцию примерно следующего содержания: «Внимательно посмотри на эту картинку и скажи, все ли здесь находится на своем месте и правильно нарисовано. Если что-нибудь тебе покажется не так, не на месте или неправильно нарисовано, то укажи на это и объясни, почему это не так. Далее ты должен сказать, как на самом деле должно быть».

Обе части инструкции выполняются последовательно. Сначала ребенок просто называет все нелепицы и указывает их на картинке, а затем объясняет, как на самом деле должно быть. Время экспозиции картинки и выполнения задания ограничено тремя минутами. За это время ребенок должен заметить как можно больше нелепых ситуаций и объяснить, что не так, почему не так и как на самом деле должно быть. Оценка результатов

10 баллов — такая оценка ставится ребенку в том случае, если за отведенное время (3 мин) он заметил все 7 имеющихся на картинке нелепиц, успел удовлетворительно объяснить, что не так, и, кроме того, сказать, как на самом деле должно быть.

8-9 баллов — ребенок заметил и отметил все имеющиеся нелепицы, но от одной до трех из них не сумел до конца объяснить или сказать, как на самом деле должно быть. 6-7 баллов — ребенок заметил и отметил все имеющиеся нелепицы, но три-четыре из них не успел до конца объяснить и сказать, как на самом деле должно быть.

4-5 баллов — ребенок заметил все имеющиеся нелепицы, но 5-7 из них не успел за отведенное время до конца объяснить и сказать, как на самом деле должно быть.

2-3 балла — за отведенное время ребенок не успел заметить 1 – 4 из 7 имеющихся на картинке нелепиц, а до объяснения дело не дошло.

0-1 балл — за отведенное время ребенок успел обнаружить меньше четырех из семи имеющихся нелепиц.

Замечание. 4 и выше балла в этом задании ребенок может только в том случае, если за отведенное время он полностью выполнил первую часть задания, определенную инструкцией, т.е. обнаружил все 7 нелепиц, имеющихся на картинке, но не успел или назвать их, или объяснить, как на самом деле должно быть.

Выводы об уровне развития

10 баллов — очень высокий. 8-9 баллов — высокий. 4-7 баллов -средний. 2-3 балла — низкий. 0-1 балл — очень низкий.

Данные, полученные в результате проведения методики «Нелепица» представим в виде таблицы 1.
Таблица 1

Данные по уровню эстетического развития младших школьников



Как видно из таблицы № 1, уровень эстетического развития детей одинаково невысок. Многие дети плохо справились с заданием. Практически все дети находятся на одинаковом уровне развития, поскольку расхождение в баллах очень незначительны. Выявленный в ходе исследования уровень развития является недостаточным, т.к. работа осуществлялась без комплексного подхода, мало места уделялось экскурсиям, наблюдениям и практической деятельности, отсутствовало разнообразие методов, форм занятий.

    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.