Реферат по предмету "Право"


Регулирование гражданства в странах СНГ и Балтии

МОСКОВСКИЙ ПСИХОЛОГО-СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ ЗАОЧНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ Специальность 021100 Юриспруденция Р Е Ф Е Р А Т предмет Конституционное право стран СНГ и Балтии тема Регулирование гражданства в странах СНГ и Балтии. Содержание 1. Введение стр. 2. Гражданство в странах


Балтии.стр. 3. Гражданство в СНГстр.4. Заключениестр.5. Библиографиястр.1. Введение Образование на постсоветском пространстве 15 суверенных государств придало новый импульс развитию института гражданства. Закрепление суверенитета государств СНГ и Балтии потребовало разработки и принятия новыми независимыми государствами законов о гражданстве. В каждом из государств принятие законов о гражданстве имело свои особенности как во временном аспекте,


так и в отношении следования принципам демократии Сборник законодательных актов государств СНГ и Балтии по вопросам миграции, гражданству и связанными с ними аспектами. М 1996 Законы о гражданстве стран бывшего СССР принимались в период с 1991 по 1998 годы. Некоторые страны СНГ и Балтии разрабатывали и совершенствовали законодательство о гражданстве с участием комиссий


ОБСЕ. В 1998 году значительные изменения претерпели законы о гражданстве Латвии и Эстонии. В Азербайджанской Республике Закон о гражданстве в новом варианте суверенного государства был принят в октябре 1998 года. Приведенные факты могут служить подтверждением того, что совершенствование законодательной базы институтов гражданства продолжается. Стремление ряда стран бывшего социалистического лагеря к вступлению в


Совет Европы потребовало от этой авторитетной региональной организации разработки новой конвенции о гражданстве, обобщающей опыт предыдущих. Таких как Конвенция о сокращении безгражданства 1961 г Конвенция о гражданстве замужней женщины 1957 г Конвенция о сокращении многогражданства и воинской обязанности в случаях многогражданства 1963 г. Европейская конвенция о гражданстве является универсальной, приемлемой для всех государств-участников


СНГ и Балтии. В нее впервые были включены международно-правовые принципы гражданства и отображен либеральный подход к многогражданству. Распад государств, происходивший на протяжении ХХ века, приводил к событиям, оказывающим влияние на статус национальных образований в целом и отдельной личности в частности. Исчезновение с географической карты мира Союза ССР привело к образованию на его территории пятнадцати суверенных государств.


В процессе перестройки, обретая независимость, республики стремились самостоятельно определить институт своего гражданства. Принятие каждым независимым государством законов о гражданстве представляет для политиков и юристов значительный интерес как с практической стороны, так и с точки зрения развития института гражданства Конституции стран СНГ и Балтии Учебное пособие. М.Юристъ,1999 . По поводу ситуации, сходной с положением на территории бывшего


Союза ССР, известный английский юрист-международник Я. Броунли писал Мобильность населения, экономические лишения, неравенство и политические разногласия все эти факторы, которые оказывают свое влияние, не считаясь с существованием границ между государствами, порождали начиная с ХIХ в. немало случаев, когда индивид оказывался в положении, не отвечающем классической правовой модели 2. Гражданство в странах Балтии Разработка и принятие законов о гражданстве стран


Балтии Латвии, Литвы и Эстонии происходили по-разному. Страны региона первыми из 15 бывших республик Союза ССР были приняты в Совет Европы, что должно было свидетельствовать о приверженности этих государств идее права и демократии. В Литовской Республике проблема предоставления гражданства была решена в короткие сроки. Эстония и Латвия разрабатывали законы о гражданстве достаточно длительное время, и в настоящее


время процесс этот не завершен. Эти республики совершенствуют национальное законодательство при участии ОБСЕ и Совета Европы. Мнения по поводу соответствия законов о гражданстве стран Балтии международно-правовым нормам диаметрально разделяются. Российские ученые и эксперты отмечают недемократичность их положений, лишающих права на гражданство значительную часть населения названных стран. Латвийская


Республика Путь, пройденный законодательством о гражданстве Латвийской Республики после провозглашения независимости, можно назвать самым сложным и драматичным. Первый проект закона о гражданстве Латвии был обнародован для последующего обсуждения в июле 1989 г после провозглашения Верховным Советом Латвии перехода к полной независимости. По причине разногласий в Верховном Совете предложенный закон принят не был, но 15 октября 1991 г.


Верховный Совет принял резолюцию О восстановлении прав граждан Республики и основных условиях натурализации. В ней были изложены принципы, вошедшие в Закон о гражданстве. Резолюция восстанавливала латвийское гражданство лиц, имевших его до 17 июня 1940 г а также для их потомков. Был введен в действие довоенный закон о гражданстве Латвии. 11 декабря 1991 г. в Латвии был принят Закон о регистрации проживающих в стране лиц, послуживший


основой определения статуса населения с целью отбора людей, получающих право голосования на политических выборах 5 6 июня 1993 г. Латвийские паспорта получили бывшие граждане Латвии, проживавшие в республике до 1940 г. Также им была предоставлена возможность участия в избрании нового парламента. В перечень лиц, которые не могли получить латвийское гражданство, входили участвующие в антиконституционной деятельности, состоящие на военной службе в


Вооруженных Силах СССР, в органах государственной безопасности, лица, направленные в Латвию после 17 июля 1940 г. в качестве функционеров советской Коммунистической партии или комсомола, наркоманы, хронические алкоголики, лица, не имеющие законного источника дохода Верховным Советом эта резолюция также не была принята. К концу 1993 г. в парламент Латвии было внесено 5 законопроектов о гражданстве.


Проекты отличались своей противоположностью одни выдвигали требования не принимать Закон о гражданстве до вывода Вооруженных сил России, другие автоматически принять в гражданство Латвии всех лиц, проживающих на ее территории, на момент принятия Закона. Необходимо заметить, что до принятия действующего в настоящее время Закона о гражданстве Латвии было принято множество других нормативных актов, предшествовавших


Закону 1994 г. Были приняты постановление Верховного Совета Латвийской Республики от 28 октября 1998 г. Об условиях признания прав граждан Латвийской Республики за лицами, которые до 1 августа 1914 г. проживали в границах Латвии, и их потомками, постановление Верховного Совета Латвийской Республики от 2 февраля 1993 г. О временном положении порядка утраты гражданства


Латвийской Республики гражданами Латвийской Республики, выходящими из гражданства Латвийской Республики и ряд других документов. Принятие Закона Латвийской Республики о гражданстве состоялось 22 июля 1994 г Закон Латвийской Республики о гражданстве от 22 июля 1994 г Закон являлся существенным шагом вперед по пути демократии, но, тем не менее, вследствие его применения


лицами без гражданства оставалась значительная часть населения. Под влиянием мировой общественности 22 июня 1998 г. в Сейме Латвии были приняты поправки к Закону о гражданстве Латвии, которые отменяли общий порядок натурализации так называемые окна натурализации и предоставляли гражданство детям, родившимся в Латвии после 21 августа 1991 г.


Совокупность изначальных граждан, согласно Закону, составляют лица, которые были гражданами Латвии до 17 июня 1940 г а также их потомки, прошедшие регистрацию. В докладе Верховного Комиссара ООН по делам беженцев указывается Латвийское гражданство, приостановленное почти на пять десятилетий, было возрождено действиями закона в момент восстановления латвийской государственности


Сборник законодательных актов государств СНГ и Балтии по вопросам миграции, гражданства и связанным с ними аспектам. М 1996 Гражданами Латвии, согласно Закону, считаются латыши и ливы, постоянно проживающие в Латвии, зарегистрировавшиеся до 21 марта 1996 г не имеющие гражданства другого государства женщины, постоянно проживающие в Латвии, которые в соответствии с


Законом о подданстве Латвийской республики от 23 августа 1919 г. утратили подданство Латвии, и их потомки, при условии их регистрации в установленном порядке лица, постоянно проживающие в Латвии, зарегистрированные в установленном порядке, получившие образование на латышском языке натурализованные лица. В отношении детей, найденных в Латвии, детей неизвестных родителей, детей, воспитывающихся в детских домах, Закон следует общепринятым нормам международного права.


При рождении в Латвии ребенок получает латвийское гражданство. Предоставление латвийского гражданства в данном случае полагается осуществлять в несколько этапов Конституции стран СНГ и Балтии Учебное пособие. М.Юристъ,1999 . Тесно связывая гражданство несовершеннолетнего с гражданством родителей, Закон выдвигает для последних ряд условий проживание в


Латвии в течение пяти последних лет отсутствие в отношении их приговора, предусматривающего более пяти лет заключения отсутствие у них гражданства какого бы то ни было другого государства. Законы о гражданстве в республиках бывшего СССР. При соблюдении вышеперечисленных условий представляется возможным подавать заявление о гражданстве ребенка. Заявление подается родителями, являющимися лицами без гражданства, зарегистрированными в


Национальном Регистре, постоянно проживающими в течение пяти лет в Латвии. В категорию лиц, чьи дети могут быть натурализованы в Латвии, входят также 1 матери-одиночки 2 один из родителей при условии, что второй умер 3 усыновители ребенка. Необходимо документальное подтверждение знания латвийского языка, что является третьим этапом при натурализации несовершеннолетнего. Последний этап включает процедуру подачи заявления в


Кабинет Министров, свидетельствующего об обязательстве родителей воспитать будущего гражданина Латвии в духе преданности государству при соответствующей изученности национального языка . Анализ правил натурализации несовершеннолетних, родившихся в Латвии после 1991 г свидетельствует о желании государства придать воспитанию подрастающего населения Латвии национально-патриотический характер. Лицами, не могущими получить латвийское гражданство, являются


следующие категории населения лица, действующие антиконституционными методами против независимости Латвии Конституции стран СНГ и Балтии Учебное пособие. М.Юристъ,1999 , если это установлено судом лица, находящиеся на государственной службе в правоохранительных органах иностранных государств лица, служащие в полиции, вооруженных силах, службе безопасности иностранных государств лица, распространяющие идеи фашизма, шовинизма, коммунизма, разжигающие национальную или


расовую рознь после 4 мая 1990 г. лица, осужденные к лишению свободы за совершение умышленного преступления, признаваемого таковым в Латвии. Общие правила натурализации предусматривают 1 постоянное место жительства в Латвии не менее 5 лет 2 знание латышского языка, конституции, истории, текста гимна 3 наличие легального источника дохода 4 принесение присяги верности государству 5 отказ от предыдущего гражданства . Позитивной новацией является включение в Закон в 1998 г. дополнения о возможности принятия в латвийское


гражданство граждан бывшего СССР, постоянно проживавших в Латвии до 1991 г. и не имевших другого гражданства Гинзбургз Дж. Гражданство прибалтийских государствЖурнал Балтийских исследований. 1992 Общая процедура натурализации значительно упрощена изменениями 1998 г. и предусматривает сдачу экзамена на знание латышского языка для лиц, достигших 15-летнего возраста


. Наличие возможности получить латвийское гражданство, исключая общие правила для латышей и ливов, а также для лиц, исторически связанных с республикой до 1940 г является своеобразной формой упрощенного способа получения гражданства Сборник законодательных актов государств СНГ и Балтии по вопросам миграции, гражданства и связанным с ними аспектам. М 1996 В международном праве содержатся лишь общие принципы, касающиеся проблем гражданства при правопреемстве,


придерживаться которых необходимо государствам, но зачастую они имеют рекомендательный, а не императивный характер. Ратификация же Европейской конвенции о гражданстве где впервые закреплены конкретные принципы гражданства при перемене суверенитета государствами, образованными после распада СССР, может иметь место в будущем и только теми из них, законодательство которых соответствует нормам Европейской конвенции Европейская конвенция о гражданстве и пояснительный доклад к ней.


Страсбург. 1997 Литовская Республика Закон о гражданстве Литвы был принят 3 ноября 1989 г за несколько месяцев до провозглашения независимости. Он явился первым законом о гражданстве, появившимся в бывших советских республиках. На 1989 г. 80 населения республики составляли этнические литовцы, 9,4 русские, 7 поляки. В настоящее время Законом реализован нулевой вариант, т.е. все лица, проживающие


на территории Литовской ССР на законном основании, стали гражданами этой республики Конституции стран СНГ и Балтии Учебное пособие. М.Юристъ,1999 . Пожалуй, Литва является единственной балтийской республикой, где правопреемство государств приводит к автоматической смене гражданства. Население имеет территориальный, или местный, статус, и суверенитет в этом смысле связан с четкими обязательствами по отношению к этому населению.


Несмотря на то что Литва, так же как Латвия и Эстония, считает себя восстановленным после 1940 г. государством, при рассмотрении проблемы изначальной совокупности граждан литовский закон 1989 г. утвердил комбинированное решение Сборник законодательных актов государств СНГ и Балтии по вопросам миграции, гражданства и связанным с ними аспектам. М 1996. С. 196 Довоенный принцип гражданства дополнен механизмом права выбора.


Лица, проживавшие в Литве до 1940 г а также их потомки стали гражданами Литовской ССР при соответствии двум условиям постоянного проживания в республике и отсутствия гражданства другого государства . Право выбора было предоставлено всем остальным лицам, имеющим законный источник дохода и проживающим в Литве постоянно. В течение двух лет они имели возможность определиться в отношении гражданства. Литовское гражданство приобреталось ими путем подписания


Декларации об уважении литовских законов и Конституции Конституции стран СНГ и Балтии Учебное пособие. М.Юристъ,1999 . Право получить гражданство Литвы предоставлялось значительному числу лиц, имеющих иную, не литовскую, национальность. Мнение Я. Броунли о том, что в подобных случаях не должно возникать безгражданства, в ситуации с гражданством в Литовской Республике нашло классическое воплощение при реализации следующей


формулы заключению договора предшествует выбор оптация, но выбору не должно предшествовать состояние безгражданства Броунли Я. Международное право. В 2-х кн. Кн.2. М 1977. В июле 1991 г. Литва и Российская Федерация заключили двусторонний Договор, который предоставлял право литовского гражданства всем этническим русским, постоянно проживающим в Литве. Названный договор свидетельствует о желании сторон избежать безгражданства на территории республики.


При предоставлении литовского гражданства отдается предпочтение лицам, связанным с Литвой в период с 1918 по 1940 г а также их потомкам, при постоянном проживании в республике и отсутствии другого гражданстваБрюбейкер Р. Борьба гражданств в государствах преемниках ССРМеждународный миграционный обзор. 1996 Одним из способов приобретения литовского гражданства является рождение на территории Литвы. Следуя принципу, ребенок получает литовское гражданство автоматически,


независимо от места рождения, если его родители литовские граждане. При наличии у одного из родителей ребенка гражданства Литвы и при рождении его на территории Литвы ребенок также получает литовское гражданство. При рождении вне Литвы ребенок получает литовское гражданство при условии, что один из родителей имеет в Литве постоянное место жительства. Для приобретения литовского гражданства необходима сдача экзамена


на знание литовского языка. К условиям получения литовского гражданства относится также 10-летнее проживание в республике. Этот срок снижается до трех лет для лиц, заключивших брак с гражданином Литвы. Можно сказать, что льготное предоставление гражданства в этом случае может быть расценено как упрощенный способ получения гражданства, который рекомендует применять в подобных случаях Европейская конвенция о гражданстве РеспубликаНезависимый еженедельник


Литвы. 1991. 41. Эстонская Республика Декларация независимости Эстонии была принята Верховным Советом Эстонской ССР 16 ноября 1988 г. В ней было провозглашено преимущественное значение эстонских законов по отношению к союзным. С этого времени началось обсуждение проблемы эстонского гражданства. Договор между Эстонской ССР и СССР от 12 января 1991 г. гарантировал всем бывшим советским гражданам,


проживающим в Эстонии на законных основаниях, право приобрести эстонское или российское гражданство по выбору, тем самым проблема должна была бы решиться путем оптации. Но по настоянию радикально настроенных политиков 26 февраля 1992 г. Верховным Советом Эстонии был издан Указ, восстанавливающий эстонский закон о гражданстве 1938 г Материалы семинара по вопросам гражданства. Дагомыс.


1993. 27 30 июня Была принята модель восстановленного государства. 18 февраля 1993 г. эстонский парламент принял упрощенные правила в отношении гражданства тех лиц, которые зарегистрировались в Конгрессе до марта 1990 г. Эти лица освобождались от экзамена по эстонскому языку, и период натурализации для них отменялся. С целью закрепления этой нормы 8 июля 1993 г. в Эстонии был принят Закон Эстонской Республики об иностранцах, который определил статус иностранца для


большей части населения, переехавшего в Эстонию после 1940 г Сборник законодательных актов государств СНГ и Балтии по вопросам миграции, гражданства и связанным с ними аспектам. М 1996. С. 196 Своеобразие закона о гражданстве 1995 г. заключается в 1. легальный, постоянный доход 2. наличии знания языка 3. обязанности знания истории, конституции, закона о гражданстве Эстонской Республики. Даже принцип недопустимости лишения гражданства имеет свою особенность, не разрешая


применение этой процедуры в отношении эстонских граждан по рождению. Характерным отличием эстонского Закона о гражданстве является отсутствие общей для мировой практики нормы - ни заключение, ни расторжение брака, ни изменение гражданства одним из супругов не влияет на состояние в браке другого супруга Законы о гражданстве в республиках бывшего СССР. Женева, 1993 Исключение составляет предоставление гражданства бывшим военнослужащим, состоящим


в браке с лицом, имеющим эстонское гражданство не менее 5 лет, если этот брак не расторгнут . В Законе об иностранцах от 8 июля 1993 г. предусмотрено предоставление временного вида на жительство иностранцу, вступившему в брак с постоянно проживающим в Эстонии лицом, если брак не будет расторгнут. Далее этой категории предоставляется постоянный вид на жительство. Все перечисленное характеризует эстонский


Закон о гражданстве как усложняющий реализацию права человека на гражданство. Согласно Закону 1995 г все население Эстонии разбивается на две группы. К первой относятся те лица, которые имели эстонское гражданство до 1940 г а также их потомки. Во вторую входят лица, которые после принятия Закона об иностранцах квалифицируются как иностранцы, постоянно проживающие на территории Эстонии. Право получить гражданство


Эстонии имеют все лица. Исключение составляют следующие категории населения 1 предоставившие заведомо ложные сведения при ходатайстве о гражданстве 2 нарушившие Конституцию и законы Эстонии 3 наказанные в уголовном порядке. Предусмотрен отказ в получении гражданства Эстонии лицам, находившимся на разведывательной службе или в службе безопасности иностранного государства, а также кадровым военнослужащим, уволенным в отставку,


и их женам, прибывшим в Эстонию в связи с направлением военнослужащего на место службы Конституции стран СНГ и Балтии Учебное пособие. М.Юристъ,1999. Права на получение эстонского гражданства лишен ряд лиц, проходивших военную службу в Эстонии и оставшихся в республике на жительство после увольнения в запас. Этот же запрет относится и к членам их семей. В отношении преемственности можно также привести пример


Европейской конвенции о гражданстве, где говорится В вопросах гражданства при правопреемстве государств каждое государство соблюдает принципы верховенства права, нормы, касающиеся прав человека, и принципы, содержащиеся в Конвенции Европейская конвенция о гражданстве и пояснительный доклад к ней. Страсбург. 1997 При принятии решений относительно предоставления гражданства в случаях правопреемства


государство учитывает наличие подлинной и эффективной связи лица с государством место постоянного проживания лица в момент правопреемства волю лица территориальное происхождение лица Фреден Л. Страны Балтии и Россия прошлое в настоящем. Европа на пороге ХХI века ренессанс или упадок М 1998 Вместе с тем от создавшейся ситуации страдают не только наши соотечественники, но и рядовые, не участвующие


в активном решении политических проблем латыши и эстонцы. 3. Гражданство в СНГ Содержание института гражданства в странах Содружества определяется конституционными положениями, специальными законами, а также общепризнанными принципами и нормами международного и общего права СНГ. Это, в частности, Закон Азербайджана О гражданстве


Азербайджанской ССР от 26 июня 1990 г. Закон Беларуси О гражданстве Республики Беларусь от 18 октября 1991 г. Закон Казахстана О гражданстве Республики Казахстан от 20 декабря 1991 г. Закон Кыргызстана О гражданстве Кыргызской Республики от 18 декабря 1993 г. Закон Молдовы О гражданстве Республики Молдова от 5 июня 1991 г. и


Положение о порядке решения вопросов гражданства Республики Молдова, утвержденное постановлением Парламента Республики от 4 августа 1992 г. Конституционный закон Таджикистана О гражданстве Республики Таджикистан от 4 ноября 1995 г. Закон Туркменистана О гражданстве Республики Туркменистан от 30 сентября 1992 г.


Закон Узбекистана О гражданстве Республики Узбекистан от 2 июля 1992 г. Закон Украины О гражданстве Украины от 8 октября 1991 г Сборник законодательных актов государств СНГ и Балтии по вопросам миграции, гражданства и связанным с ними аспектам. М 1996 В регулировании гражданства стран Содружества важное значение нормы общего права СНГ, в частности, рекомендательный законодательный акт


Межпарламентской Ассамблеи СНГ О согласованных принципах регулирования гражданства от 29 декабря 1992г. двухсторонние Соглашения государств Содружества по вопросам гражданства. Это, например, Соглашение между Российской Федерацией и Казахстаном Об упрощении порядка приобретения гражданства гражданами Российской Федерации, прибывающими для постоянного проживания в


Республику Казахстан, и гражданами Республики Казахстан, прибывающими для постоянного проживания в Российской Федерации от 20 января 1995 г. Договор между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о правовом статусе граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Республики Казахстан, и граждан публики Казахстан, постоянно проживающих на территории


Российской Федерации, от 20 января 1995 г. Республики в составе зарубежных стран Содружества также имев свое гражданство. Так, в Конституции Каракалпакстана от 9 апреля 1993 г. есть специальная глава Гражданство глава 6. В ней провозглашается принцип единства гражданства Каракалпакстана и Уз6екистана Каждый гражданин Республики


Каракалпакстан является гражданином Республики Узбекистан. Однако вопросы предоставления и утраты гражданства исключены из компетенции Жокарты Кенеса парламент Каракалпакстана и его Председателя. Подчеркивается, что основания и порядок приобретения и утраты гражданства определяются Законом Узбекистана о гражданстве. Законы о гражданстве стран


Содружества предусматривают право на приобретение статуса гражданина всеми лицами, проживающими на территории этих республик на момент вступления в силу национальных законов о гражданстве независимо от национально-расовой принадлежности, вероисповедания, языка и других обстоятельствСборник законодательных актов государств СНГ и Балтии по вопросам миграции, гражданству и связанными с ними аспектами. М 1996 В некоторых странах СНГ определенное значение придается гражданству предков.


Так, гражданами Молдовы признаются лица, которые на 28 июня 1940 г. проживали на нынешней территории Республики, и их потомки, если те и другие на день принятия Закона Республики Молдова о гражданстве Республики Молдова от 5 июня 1991 г. проживали на территории Молдовы если они или хотя бы один из их родителей, предков родились на территории Молдовы и не являются гражданами другого государства если они до принятия


Декларации о суверенитете Республики Молдовы, включая день ее принятия 23 июня 1990 г имели постоянное жительство на территории Республики и постоянное место работы или другой легальный источник существования. Эти лица в течение гола после вступления этого Закона о гражданстве и силу должны были принять самостоятельное решение о выборе гражданства ст. 2. В Кыргызстане гражданами признаются лица, которые состояли в гражданстве Республики на день принятия Декларации о государственном суверенитете


Кыргызской Республики 15 декабря 1990 г. и не сделали заявления о принадлежности к гражданству другого государства лица, которые состояли в гражданстве Кыргызстана после принятия Декларации о государственном суверенитете и не утратили его на момент вступления в силу Закона о гражданстве Кыргызской Республики от 18 декабря 1993 г. лица, которые приобрели гражданство Кыргызстана в соответствии с действующим Законом о гражданстве.


Большинство зарубежных стран Содружества конституционно закрепляют право на свободный выбор гражданства. Все государства участники СНГ предусматривают равное гражданство независимо от оснований его приобретения. Граждане обладают личными, социально-экономическими и политическими правами и свободами, гарантированными государством. Только граждане имеют право избирать и быть избранными в законодательные представительные органы государственной власти, занимать должности в высших органах государственной власти и управления


быть главами государств, депутатами, судьями, например членами конституционных судов, участвовать в референдумах. Заключение или расторжение брака с гражданином другого государства или лицом без гражданства не меняет гражданства мужа и жены. Граждане обязаны соблюдать конституцию и законы государства, способствовать укреплению его могущества и авторитета. Устанавливаются взаимные обязанности и ответственность лица и государства, вытекающие из факта принадлежности к гражданству.


Граждане пользуются защитой и покровительством своего государства как внутри страны, так и за рубежом. Государство защищает права и свободы граждан, обеспечивает их равноправие во всех областях экономической, политической, социальной и культурной жизни. Государство ответственно перед своими гражданами, а граждане перед государством.Они обязаны соблюдать Конституцию и законы Казахстана, защищать его интересы, территориальную целостность, уважительно относиться к обычаям, традициям,


государственному языку и языку представителей всех национальностей, проживающих на территории Республики, способствовать укреплению ее могущества, суверенитета и независимости Кубеев Е.К. Конституционный строй Республики Казахстан.КарагандаБолашак-Боспа,1998 . В большинстве стран Содружества двойное гражданство не признается. Двойное или множественное гражданство это такой правовой статус лица, при котором оно одновременно


обладает гражданстве двух или более государств. Данная ситуация непосредственно связав признанием или непризнанием за лицом такого состояния со сторон государства, в гражданстве которого оно состоит и на территории которого находится. Однако в исключительных случаях в соответствии с национальным законодательством и межгосударственными договорами двойное гражданство в странах СНГ допускается Таджикистан, Туркменистан. В Законе о гражданстве


Казахстана от 20 декабря 1991 г. зафиксировано, что за лица являющимися гражданами Республики Казахстан, не признается принадлежность к гражданству другого государства, за исключением случаев, предусмотренных международными договорами Республики Казахстан. В Законе Украины О гражданстве Украины от 8 октября 1991г. гражданином Украины не признается принадлежность к гражданству иностранного


государства . Однако согласно ч. 2 ст. 1 этого Закона на основании, двусторонних международных договоров допускается двойное гражданство Закон О гражданстве Украины от 8 октября 1991г. Для приобретения двойного гражданства необходимо ходатайство гражданина в адрес компетентных государственныхорганов дача ими разрешения гражданину на второе гражданство получение гражданства только той страны, с которой у государства участника


СНГ имеется договор о двойном гражданстве. Лицо, состоящее в гражданстве двух государств, пользуется права и свободами в полном объеме, а также несет обязанности гражданина того государства, на территории которого постоянно проживает Сборник законодательных актов государств СНГ и Балтии по вопросам миграции, гражданства и связанным с ними аспектам. М 1996 Социальное обеспечение лиц с двойным гражданством проводится в соответствии с законодательством


государства, на территории которого они постоянно проживают, если иное не предусмотрено соглашениями. Лица с двойным гражданством проходят обязательную военную службу в том из двух государств, на территории которого постоянно проживают, на момент призыва. Такие лица могут пользоваться защитой и покровительством каждого из соответствующих государств. Однако обладание двойным гражданством приводит к возникновению негативных последствий и порождает ряд практических проблем, как для государства, так и для конкретного


лица. Возникает неопределенность фактического и юридического положения личности. У лица появляются противоречивые, а иногда несовместимые обязанности перед разными государствами. Законы о гражданстве стран СНГ предусматривают следующие основные условия приобретения гражданства обязательство уважать и соблюдать конституцию и законодательные акты республики Беларусь, Молдова, Украина и др. принесение клятвы верности республике и доказательств преданности государству


и народу Молдова отказ от иностранного гражданства ценз оседлости, т.е. постоянное проживание на территории республики в течение определенного срока от 5 до 10 последних лет 5 лет - Кыргызстан, Украина 7 лет Беларусь 10 лет Казахстане Важным субинститутом гражданства и одновременно содержанием права на гражданство являются вопросы приобретения, изменения, выбора и утраты гражданства. В то же время государства устанавливают многочисленные ограничения


при реализации данного права Конституции стран СНГ и Балтии Учебное пособие. М.Юристъ,1999 . Не следует забывать, что во всех развитых государствах мира вопросы предоставления гражданства решаются более жестко. Например, при натурализации укоренении как наиболее распространенном способе приобретения гражданства в зарубежных странах одного волеизъявления лица для приобретения гражданства недостаточно.


Это лицо должно отвечать определенным условиям, установленным для этого способа приема в гражданство. Такими условиями цензами являются достижение совершеннолетия, письменное заявление, знание языка страны, определенный минимум проживания в стране оседлость, хорошая нравственность, наличие средств к существованию и др. Довольно сложные требования предусмотрены законодательствами о гражданстве государств участников СНГ. Сегодня все принятые в них акты о гражданстве предусматривают более жесткие, чем в


России, условия приема в гражданство. Зачастую это связано с особыми требованиями, затрудняющими прием в гражданство той или иной республики выходцев из других республик бывшего СССР. Условия приема в гражданство, закрепленные в законах названных стран, носят политический либо демографический характер. Десятилетний по продолжительности ценз оседлости устанавливается законами о гражданстве Казахстана, Грузии, Молдовы, семилетний в


Беларуси и Туркмении, пятилетний в законах о гражданстве Украины, Узбекистана, Киргизии. Владение государственным языком страны требуется согласно законам о гражданстве Беларуси, Украины, Молдовы, Грузии, Туркмении. По законам о гражданстве Украины, Молдовы, Грузии, Узбекистана, Туркмении, Киргизии необходимы наличие законного источника существования, признание и


исполнение законов страны. В Грузии нужно знать историю и основы Конституции Грузии, иметь постоянное место работы или какое-либо недвижимое имущество в Грузии. В Молдове необходимо доказать своим поведением лояльность государству и народу Республики Молдова, принести клятву верности Республике Молдова. Между тем наиболее типичными основаниями утраты гражданства по законам государств участников


СНГ являются поступление на военную или иную государственную службу другого государства без ведома или разрешения своего государства. Данное основание утраты гражданства значится в законах о гражданстве Азербайджана, Грузии, Казахстана, Киргизии, Молдовы, Украины, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана нарушение сроков постановки на консульский учет за границей от двух до пяти лет. Это основание утраты гражданства закреплено в законах о гражданстве


Азербайджана, Грузии, Киргизии, Таджикистана, Узбекистана, Украины вследствие приобретения лицом гражданства другого государства, если иное не предусмотрено международным договором. Содержится в законах о гражданстве Беларуси, Грузии. Заключение Гражданство это атрибут государственного суверенитета. Все зарубежные страны Содружества как суверенные государства имеют свое гражданство.


В то же время право на гражданство следует рассматривать как неотъемлемое субъективное право человека. Гражданство это устойчивая правовая связь лица с государством,выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей. Гражданство это правовое состояние физического лица, обусловленное его юридической связью с определенным государством. Эта связь территориально не ограничена и служит основанием для обладания юридическим статусом гражданина данного государства.


Она означает распространение на граждан, находящихся как на территории соответствующего государства, так и за его пределами, юрисдикции данного государства. Однако не всякая правовая связь индивидуума с государством может быть охарактеризована как гражданство. Например, между иностранцем и лицом без гражданства, проживающим на территории данного государства, также устанавливается правовая связь, но эта связь будет отличной от той, которая существует между


гражданином и государством. На территории каждого государства проживает немало людей, не являющихся гражданами данного государства, но пользующимися определенными гражданскими правами. Однако в полном объеме гражданскими правами, а следовательно , и правовой защитой своих прав обладают лица, имеющие законно оформленное гражданство. Список используемой литературы 1. Броунли Я. Международное право. В 2-х кн. Кн.2. М 1977 2.


Брюбейкер Р. Борьба гражданств в государствах преемниках ССРМеждународный миграционный обзор. 1996. 3. Гинзбургз Дж. Гражданство прибалтийских государствЖурнал Балтийских исследований. 1992. 4. Кубеев Е.К. Конституционный строй Республики Казахстан.КарагандаБолашак-Боспа,1998 5. Фреден Л.


Страны Балтии и Россия прошлое в настоящем. Европа на пороге ХХI века ренессанс или упадок М 1998. 6. Европейская конвенция о гражданстве и пояснительный доклад к ней. Страсбург. 1997. 7. Конституции стран СНГ и Балтии Учебное пособие. М.Юристъ,1999. 8. Законы о гражданстве в республиках бывшего СССР. Женева, 1993. 9. Закон Латвийской Республики о гражданстве от 22 июля 1994 г.


10. Закон О гражданстве Украины от 8 октября 1991г 11. Материалы семинара по вопросам гражданства. Дагомыс. 1993. 12. 27 30 июня. 13. РеспубликаНезависимый еженедельник Литвы. 1991. 41 14. Сборник законодательных актов государств СНГ и Балтии по вопросам миграции, гражданства и связанным с ними аспектам.


М 1996.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.