Реферат по предмету "Остальные рефераты"


Направления расходования средств федерального бюджета

Московский городской институтуправления
Правительства Москвы
Курсовая работа
по дисциплине
«Бюджетная система РоссийскойФедерации»
на тему
«Направления расходования средств
 федерального бюджета»
 
студентки 3 группы IV курса Евдокимовой Е. Д.
Преподаватель- КурченкоЛ.Ф.
Москва
2003
 
Содержание
Введение……………………………………………………………………………….3
1.   Понятие расходовбюджета……………………………………………………….4
2.   Классификациябюджетных расходов……………………………………………7
2.1. Классификациябюджетных расходов по экономическому содержанию…….7
2.2. Ведомственнаяклассификация бюджетных расходов………………………..10
2.3. Классификациярасходов бюджета по их предметной направленности…….11
2.4. Функциональная классификация бюджетных расходов……………………...11
2.5. Прочие классификации бюджетных расходов………………………………...17
3.   Анализ расходныхчастей бюджетов за 1998 и 2002 годы…………………….18
Заключение…………………………………………………………………………...28Введение
В первые годы становления рыночнойэкономики в России отзывы о государственных финансах, в особенности о бюджетнойсистеме, чаще всего были отрицательными. Это объяснялось нецелевымиспользованием бюджетных средств и несбалансированностью государственногобюджета: всем известно о значительном внешнем и внутреннем долге России, которыйвозник в результате хронического дефицита бюджета. Это в значительной степениспособствовало возникновению и развитию финансового кризиса августа 1998 года.
Однако этот кризис послужил стимуломдля  начала положительных изменений в бюджетной системе России. Резкосократились внешние и внутренние заимствования, расходы бюджета также былинесколько сокращены и приведены в соответствие с доходами. В результате впоследние годы дефицита государственного бюджета удалось избежать, а бюджеты на2002 и 2003 годы были изначально приняты профицитными.
Таким образом возникает вопрос,который будет рассмотрен в данной работе: влияет ли дефицитность бюджета наструктуру его расходов и как именно проявляется эта зависимость. Целью работыявляется изучение этой зависимости путем сопоставления двух государственныхбюджетов. Один из них принят на 1998 год и является дефицитным. Кроме того,возможно, что при его разработке допущены серьезные ошибки, которые отчастиявились причиной финансового кризиса. Второй из рассматриваемых бюджетов - бюджет на 2002 год. Этот бюджет принят профицитным и считается специалистамидовольно удачным. Хотя структура его расходов и далека от идеала, она тем неменее обеспечивает достаточно эффективное финансирование экономики по сравнениюс бюджетами прошлых лет.
В данной работе будут рассмотренытеоретические положения, касающиеся направлений расходования средствфедерального бюджета. Затем они будут проиллюстрированы данными бюджетов за1998 и 2002 годы. По результатам анализа структуры расходных частей этихбюджетов будет сделан вывод о зависимости дефицитности бюджета от приоритетныхнаправлений расходования средств, а также, по возможности, дан прогноздальнейшего развития структуры расходов государственного бюджета.
1.Понятие расходов бюджета
В последние годы в развитых странахпроисходит постепенный переход от либеральной системы экономики к социальноориентированной, для которой характерна высокая степень выравнивания доходовразличных социальных групп. Ведущую роль  в осуществлении такого перехода играетгосударство путем регулирования социально-экономических процессов и активногоучастия в процессе перераспределения доходов.
Перераспределительная нагрузка вобществе всегда ложится на бюджет. При этом для организации наиболееэффективного кругооборота средств в масштабе экономики всей страны необходимажесткая централизация денежных ресурсов. Очевидно, что лучше всего роль«сборщика» и «распределителя» ресурсов в современном мире выполнит государство.Таким образом возникает понятие государственного бюджета.
Бюджет – это важнейший элементфинансовой системы современного государства. С его помощью решаются задачи пофинансированию различных социальных программ, мероприятий по охране окружающейсреды, стимулированию научно-технического прогресса, укреплению обороноспособностистраны и т.п.
Понятие бюджета можно рассматривать в двух аспектах. Во-первых, бюджет -  это система финансовых отношений,возникающих по поводу образования и расходования централизованного фондаденежных средств. Во-вторых, бюджет – это должным образом оформленный иутвержденный финансовый документ.
В статье 6 главы 1 Бюджетного кодексаРФ (БК РФ) дано следующее определение бюджета:
Бюджет – форма образования ирасходования фонда денежных средств, предназначенных для финансовогообеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.
В связи с особенностямигосударственного устройства Российской Федерации бюджетная система нашей странысостоит из бюджетов трех уровней:
·    федеральныйбюджет;
·    бюджеты субъектовфедерации;
·    местные бюджеты.
Отметим, что данная работапосвящена исключительно федеральному бюджету и анализу его расходной части.
Внутренняя структура бюджетапредопределяет существование в нем двух частей: доходной и расходной. В статье6 главы 1 БК РФ даны следующие определения  доходам и расходам бюджета:
Доходы бюджета – денежные средства,поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии сзаконодательством РФ в распоряжение органов государственной власти РФ, враспоряжение органов государственной власти  субъектов РФи органов местного самоуправления.
Расходы бюджета – денежные средства,направленные на финансовое обеспечение задач и функций государства и местногосамоуправления.
По определению, расходы и доходыбюджета – противоположные друг другу экономические категории. Противоположны иих функции: доходы формируют бюджетные ресурсы, в то время как расходыопосредуют процесс их использования.
Получение бюджетных доходовподразумевает изъятие у субъектов хозяйствования средств в бюджет государства,что ведет к уменьшению материальных возможностей  предприятий и населения.Расходы же, наоборот, увеличивают эти возможности  благодаря передачегосударственных ресурсов различным субъектам хозяйствования.
Однако при всей своей очевиднойпротивоположности, доходы и расходы бюджета тесно связаны  между собой. Онивлияют на развитие экономики, но и сами зависят от него в значительной степени.Эта связь выглядит следующим образом.
Объем расходов бюджета ограничиваетсяобъемом поступающих доходов, размер которых зависит от благосостояния субъектовхозяйствования, а значит, и от степени развития экономики.С другой стороны,бюджетные расходы способствуют увеличению материальной базы предприятий инаселения. Это улучшает различные макроэкономические показатели, что приводит кросту доходов государственного бюджета.
Таким образом, бюджет, структура егодоходов и расходов – мощнейший элемент государственного регулирования ходавоспроизводства. И обязательным условием эффективности  государственногобюджета является соответствие показателей и структуры доходов и расходов показателямразвития экономики.
Таким образом, структура бюджетныхрасходов играет важную роль в макроэкономическом регулировании. От того, какимсекторам экономики будет отдано предпочтение, зависит развитие экономикистраны. С другой стороны, развитие экономики на определенный момент диктует необходимостьвыделения государственных средств одним отраслям народного хозяйства больше,чем другим. Кроме того, разрабатывая и утверждая государственный бюджет, органывласти декларируют тем самым свои намерения относительно перестройки экономикии провозглашают программу экономического развития государства на соответствующийгод.
Так, например, в 2001 годупредставители органов власти неоднократно заявляли о неудовлетворительномсостоянии социальной сферы и необходимости совершения в ней изменений. В результате,в Федеральном бюджете на 2002 год были значительно увеличены расходы напроведение социальной политики. Хотя значительных изменений в социальной сфере  и не произошло, Правительство подтвердило серьезность своихнамерений относительно перестройки финансирования социальной сферы.
В связи с нестабильностью российскойэкономики довольно проблематично строить предположения о структуре расходовфедерального бюджета на ближайшие годы. Однако с большой долей уверенностиможно заявить следующее:
·    будетпродолжаться увеличение расходов на финансирование социальной сферы, т.к. еесостояние по-прежнему остается неудовлетворительным;
·    будут увеличенырасходы на содержание судебной системы с целью обеспечения реальнойнезависимости этой ветви власти;
·    доля военныхрасходов будет сохранена на высоком уровне, что связано с необходимостьюпроведения военной реформы.
2.Классификациябюджетных расходов
2.1.Классификациябюджетных расходов по экономическому
содержанию
Первая из основ для классификациирасходов бюджета, упомянутая  в БК РФ – их экономическое содержание. По этомупризнаку бюджетные расходы делятся на текущие и капитальные. В главе 10 БК РФданы следующие определения этих категорий.
Текущие расходы бюджетов – частьрасходов бюджетов, обеспечивающая текущее функционирование органовгосударственной власти, органов местного самоуправления, бюджетных учреждений,оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслямэкономики в форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее функционирование, атакже другие расходы бюджетов, не включенные в капитальные расходы всоответствии с бюджетной классификацией РФ.
Капитальные расходы бюджетов – частьрасходов бюджетов, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность,включающая статьи расходов, предназначенные для инвестиций в действующие иливновь создаваемые юридические лица в соответствии с утвержденной инвестиционнойпрограммой, средства, предоставляемые в качестве бюджетных кредитов на инвестиционныецели юридическим лицам, расходы на проведение капитального ремонта и иныерасходы, связанные с расширенным воспроизводством, расходы  при осуществлениикоторых создается или увеличивается имущество, находящееся в собственностисоответственно РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, другие расходыбюджета, включенные в капитальные расходы бюджета в соответствии с экономическойклассификацией  расходов бюджета РФ.
К текущим расходам бюджета относятся:
·    закупки товаров иуслуг, необходимых для содержания экономической и социальной инфраструктуры (оплата труда государственных служащих, оплата транспортных и коммунальных услуги т.п.);
·    трансферты населению (пенсии, пособия, стипендии и т.п.)
·    текущие субсидиипредприятиям и нижестоящим органам власти;
·    выплата процентовпо государственному долгу и другие.
Текущие расходы составляюттекущий бюджет, на долю которого приходится подавляющая часть всех бюджетныхзатрат.
К капитальным расходам относятся:
·    затраты на новоестроительство и развитие действующих объектов государственной и муниципальнойсобственности;
·    инвестиционныесубсидии;
·    долгосрочныебюджетные кредиты и государственные гарантии инвесторам, финансирующимвысокоэффективные инвестиционные проекты и другие.
В бюджетах органоввласти и местного самоуправления капитальные расходы выделяются отдельным блоком  и  образуют бюджет развития.
В рамках данной классификациирасходов бюджета может быть произведена дополнительная группировка пополучателям бюджетных средств   (отдельные категории физических и юридическихлиц, нижестоящие органы власти и местного самоуправления и т.п.)и по формам предоставления бюджетных средств.
В соответствии со статьей 69 главы 10БК РФ, эти формы таковы:
·    ассигнования на содержаниебюджетных учреждений;
·    средства наоплату товаров, работ и услуг, выполняемых физическими и юридическими лицами погосударственным или муниципальным контрактам;
·    трансфертынаселению;
·    ассигнования наосуществление отдельных государственных полномочий, передаваемых на другиеуровни власти;
·    ассигнования накомпенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятыхорганами государственной власти, приводящих к увеличению бюджетных расходов илиуменьшению бюджетных доходов;
·    бюджетные кредитыюридическим лицам;
·    субвенции исубсидии физическим и юридическим лицам;
·    инвестиции вуставные капиталы юридических лиц;
·    бюджетные ссуды,дотации, субвенции и субсидии бюджетам других уровней бюджетной системы РФ,государственным внебюджетным фондам;
·    кредиты и займывнутри страны за счет государственных внешних заимствований;
·    кредитыиностранным государствам;
·    средства наобслуживание долговых обязательств.
Предоставление бюджетныхсредств бюджетополучателям осуществляется в соответствии со следующимипринципами:
·    получениемаксимального эффекта от использования бюджетных ресурсов;
·    целевой характериспользования бюджетных ресурсов;
·    предоставлениябюджетных средств в меру выполнения производственных и других показателейдеятельности и с учетом использования ранее отпущенных средств;
·    безвозвратность ибесплатность основной части бюджетных ассигнований.
Классификации расходов бюджетапо экономическому содержанию выделено приоритетное место в  бюджетномзаконодательстве РФ. Это может объясняться тем, что при такой классификациидовольно легко проследить, к какому конкретно бюджетополучателю поступилаопределенная сумма бюджетных средств и как она была использована. При этомвозможна оптимизация финансирования экономики, т.е. преимущественное выделениесредств бюджета тем хозяйствующим субъектам, которые используют их наиболееэффективно.
2.2.Ведомственнаяклассификация бюджетных расходов
При  такой классификации при росписи бюджетных расходов указывается конкретныйполучатель средств бюджета – министерство, ведомство, учреждение. Классификациярасходов по ведомственному признаку близка к классификации по экономическомусодержанию в том смысле, что для каждой суммы легко определить получателя,ответственного за законное и эффективное  использование бюджетных средств.Такая группировка позволяет осуществлять более эффективный контроль зарасходованием бюджетных ресурсов.
При составлении ведомственнойструктуры расходов федерального бюджета сначала указывается наименованиеминистерства или ведомства и выделенная ему сумма бюджетных средств. Затем этасумма распределяется на выполнение различных задач и функций данногоминистерства.
В каждом министерстве обязательнопредусмотрены затраты на осуществление государственного управления, то есть насодержание аппарата управления самого министерства. Во многих министерствах иведомствах предусмотрены расходы на осуществление международной деятельности, вчастности, сотрудничество с иностранными государственными и международнымиорганизациями. В большинстве министерств некоторая часть расходов  (крайненезначительная) направляется на проведение фундаментальных исследований,научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.Довольно большие суммывыделяются на содержание промышленно-энергетического комплекса, находящегося набалансе министерства или ведомства. И, наконец, значительные суммы бюджетныхсредств направляются на выполнение различных федеральных целевых программ.
Таким образом, с помощью даннойклассификации можно проследить структуру расходов каждого министерства иведомства и изменить ее при неэффективной работе. То есть ведомственнаяклассификация позволяет совершенствовать систему государственного управленияпутем финансового контроля за министерствами  и оптимизации их работы.

2.3.Классификациярасходов бюджета по их предметной
направленности
Предметная направленностьденежных потоков – важный критерий  классификации расходной части бюджета. Вразвитых странах, в соответствии с этой классификацией, выделяют следующиеосновные группы бюджетных расходов:
·    военные расходы;
·    расходы,связанные с  вмешательством государства в экономику;
·    расходы насодержание государственного аппарата управления;
·    расходы насоциальные цели;
·    предоставлениесубсидий и кредитов другим странам.
В России, с точки зренияпредметной направленности, расходная часть бюджета подразделяется на следующиегруппы:
·    финансирование отраслей хозяйства;
·    финансирование социально-культурныхмероприятий;
·    финансирование науки;
·    финансирование обороны;
·    содержание правоохранительных органови органов государственной власти;
·    расходы на внешнеэкономическуюдеятельность;
·    создание резервных фондов;
·    расходы по обслуживаниюгосударственного долга;
·    прочие расходы и выплаты.
Классификация бюджетныхрасходов по их предметной направленности во многом  пересекается сфункциональной классификацией и является, в некоторой степени, ее обобщеннымвариантом.
Таким образом, целесообразно уделитьосновное внимание функциональной классификации расходов бюджета.
2.4.Функциональнаяклассификация бюджетных расходов
Одним из важнейшихоснований для классификации бюджетных расходов является функциональный признак.Классификация бюджетных затрат по функциональному признаку является наиболеераспространенной. Как правило,  при публикации государственного бюджета всредствах массовой информации расходы группируются именно по функциональномупризнаку.
Функциональная классификациябюджетных расходов  отражает направление средств основного централизованногоденежного фонда на выполнение конкретных функций государства. К этим функциямотносятся:
·    государственноеуправление и местное самоуправление;
·    судебная власть;
·    международнаядеятельность;
·    национальнаяоборона;
·    правоохранительнаядеятельность и обеспечение безопасности государства;
·    фундаментальныеисследования и содействие научно-техническому прогрессу;
·    промышленность,энергетика и строительство;
·    сельскоехозяйство и рыболовство;
·    охрана окружающейприродной среды и природных ресурсов, гидрометеорология, картография игеодезия;
·    транспорт,дорожное хозяйство, связь и информатика;
·    развитие рыночнойинфраструктуры;
·    жилищно-коммунальноехозяйство;
·    предупреждение иликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий;
·    образование;
·    культура,искусство и кинематография;
·    средства массовойинформации;
·    здравоохранение ифизическая культура;
·    социальнаяполитика;
·    обслуживаниегосударственного долга;
·    пополнениегосударственных запасов и резервов;
·    финансовая помощьбюджетам других уровней;
·    утилизация иликвидация вооружений, включая выполнение международных договоров;
·    мобилизационнаяподготовка экономики;
·    формированиецелевых бюджетных средств;
·    прочие расходы.
На формирование этихнаправлений ежегодно выделяются определенные суммы бюджетных средств. По сути,такая структура направлений расходования бюджетных ресурсов представляет собойструктуру экономики с точки зрения финансирования отдельных отраслей  за счетсредств государства. Пользуясь функциональной классификацией бюджетныхрасходов, можно оценить состояние экономики в целом, состояние и перспективыразвития отдельных ее отраслей, степень государственного регулированияэкономики и прочие показатели. Эта классификация наиболее полно отражаетструктуру финансирования экономики за счет бюджетных средств.
Рассмотрим подробнее некоторыенаправления расходования средств бюджета.
К расходам на государственное управление и местное самоуправление относятся затраты на содержаниесоответствующих органов государственной власти и местного самоуправления. Вструктуре федерального бюджета к этим органам относят Президента РФ,законодательные и исполнительные органы государственной власти, финансовые иналоговые органы. Кроме того, предусмотрена статья, в которой отражаются прочиезатраты на государственное управление.
Объем расходов на управление восновном состоит из затрат на содержание аппарата управления, объем которых, всвою очередь, определяется штатным расписанием и сметой расходов.В штатном расписанииуказывается количество и структура персонала, схема начисления заработнойплаты, месячный фонд оплаты труда и другие подобные показатели. Смета расходовпредставляет собой документ, в котором  предусматривается общая сумма затрат иассигнования на отдельные цели.
При составлении этихдокументов все затраты строго нормируются с целью минимизации расходов науправление.
Расходы на судебнуювласть включают в себя несколько направлений, существование которыхобусловено проведением судебной реформы. При этом бюджетные ассигнованиявыделяются на :
·   материально-техническоеобеспечение органов юстиции и сотрудников этих органов;
·   внедрение института судаприсяжных заседателей; перестройку  системы судопроизводства, исходя изпринципов состязательности равноправных сторон;
·   совершениствование системыгарантий независимости судей и подчинения их только закону;
·   расширение возможностейграждан по обжалованию в суде неправомерных действий должностных лиц.
Финансирование затрат вобласти  международной деятельности охватывает международноесотрудничество, выполнение международных договоров в различных сферах,налаживание культурных, научных и информационных связей с иностраннымипартнерами и различными международными организациями.
Расходы на национальнуюоборону направлены на обеспечение оборонной функции государства. Онивключают в себя расходы по следующим направлениям:
·  закупка вооружений ивоенной техники;
·  научно-исследовательскиеработы;
·  пенсии военослужащим;
·  содержание вооруженныхсил;
·  капитальное строительство;
·  прочие военные расходы.
Часть военных расходовфинансируется также по другим статьям бюджета. Например, расходы на содержаниевнутренних войск финансируются по статье “Правоохранительная деятельность иобеспечение безопасности государства”.
Отметим, что государствостремится создать условия для сокращения военных расходов. Однако в последниегоды тенденции к их снижению по-прежнему не наблюдается.
Правоохранительнаядеятельность и обеспечение безопасности государства осуществляютя соответствующимиорганами государственной власти, функцией которых является защита жизни,здоровья, прав и свобод граждан,собственности и интересов общества и государства от противоправных посягательств.Бюджетные ассигнования при этом направляются на содержание следующих государственныхорганов:
·    органы внутреннихдел;
·    внутренниевойска;
·    уголовно-исправительнаясистема;
·    органы налоговойполиции;
·    органыгосударственной безопасности;
·    органыпограничной службы;
·    таможенныеорганы;
·    органыпрокуратуры;
·    государственнаяпротивопожарная служба.
Следует отметить, что с течением времени в федеральном бюджете РФ возрастают расходы на содержаниетаможенных органов, так как при этом в более значительной степени увеличиваетсяобъем поступающих от них доходов.
Финансирование фундаментальныхнаучных исследований в РФ осуществляется в крайне незначительном объеме.При этом бюджетные ассигнования в основном направляются  на развитиеприоритетных направлений науки и техники.
Направление средств бюджета на промышленность,энергетику и  строительство обусловлено низкой рентабельностью этихотраслей экономики, в результате чего возникает их упадок и необходимостьгосударственной поддержки. Большая часть расходов бюджета по этим направлениям-капитальные расходы.
Структура расходов федеральногобюджета на сельское хозяйство и рыболовство выглядит следующим образом:
·   большая часть ресурсов направлена насельскохозяйственное производство;
·    на рыболовноехозяйство направляется незначительная часть средств;
·    значительная долясредств направляется на земельные ресурсы;
·    доляфинансирования прочих сельскохозяйственных ресурсов крайне незначительна.
В структуре расходов на транспорт,дорожное хозяйство, связь и информатику наибольшую долю составляют расходына транспорт. Это связано с необходимостью модернизации существующейтранспортной системы, обновления основных фондов, возмещения убытков от пассажирскихперевозок, которые не покрываются за счет тарифов.
Примерно половину из расходов на жилищно-коммунальноехозяйство составляют затраты на содержание, ремонт и отопление жилогофонда.Также значительная часть бюджетных средств направляется на финансированиеубытков жилищно-коммунальных организаций, связанных с временной невозможностьюповышения тарифов.
К расходам на образование относятсяассигнования образовательным учреждениям следующих типов:
·    дошкольные;
·    общеобразовательные;
·    профессиональные ( начальные,средние, высшие: послевузовские);
·    дополнительного образования;
·    специальные и другие.
Большая часть расходов приходится нагосударственные образовательные учреждения, где за счет средств бюджетафинансируется большинство текущих и капитальных затрат. Ассигнованиянегосударственным учреждениям связаны, прежде всего, с предоставлением имразличных льгот.
Расходы на культуру, искусство,кинематографию и средства массовой информации включают в себя бюджетноефинансирование государственных и, в необходимых случаях, негосударственныхорганизаций культуры и искусства, а также затраты на проведение различныхкультурных мероприятий.
В расходы на здравоохранение ифизическую культуру входят затраты на содержание государственныхмедицинских учреждений, оплату труда медицинских работников, приобретение оборудованияи расходных материалов и т.п.
Социальные расходы бюджета включаютфинансирование затрат на оказание социальной помощи населению, содержаниеучреждений социального обеспечения, реализацию различных социальных программ.
Обслуживание государственного долга предполагает погашение и выплату процентовпо внутреннему и внешнему долгу.
К расходам целевых  бюджетныхфондов относятся расходы Федерального дорожного фонда РФ, Фондавоспроизводства минерально-сырьевой базы, Федерального экологического фонда РФи других.
В составе прочих расходовотражаются затраты на создание резервных фондов, проведение выборов иреферендумов, поддержку малого предрпринимательства  и т.д.
Функциональная классификацияпозволяет полностью отслеживать финансирование государственного сектораэкономики, а также осуществить влияние государства на программы в негосударственномсекторе.Это является несомненным преимуществом данной классификации.
2.5.Прочиеклассификации бюджетных расходов
Кроме рассмотренных, существует еще ряд признаковклассификации бюджетных расходов. Одним из них является участие вобщественном воспроизводстве. Расходы бюджета при этом группируются по двумнаправлениям – финансирование материального производства и направление средствна содержание нематериального производства. Такое разграничение позволяетанализировать влияние государства на экономическое и социальное развитиеобщества.
К этой группировке близка по своемузначению отраслевая классификация расходов бюджета. В ее основе лежитгруппировка затрат по отраслям хозяйства. В материальном производстве этимиотраслями являются промышленность, сельское хозяйство, транспорт и другие, внематериальном – образование, здравоохранение, государственное управление ит.п. Такая группировка является, в некоторой степени, вариантом функциональнойклассификации. Она отражает распределение и перераспределение бюджетныхресурсов по отраслям экономики. Для того, чтобы отразить роль государства врешении конкретных проблем общественной жизни, используется организационнаягруппировка расходов бюджета, т.е. распределение затрат по целевымгосударственным программам с указанием конкретных задач и получателей ресурсов.
Существуют и другие основания дляклассификации бюджетных расходов. Однако наиболее подробно структуругосударственного финансирования экономики отражает функциональная классификация.Поэтому рассматриваемые в следующем разделе расходы  бюджетов сгруппированыименно по этому признаку.
3.Анализ расходныхчастей бюджетов за 1998 и 2002 годы
Как было упомянуто ранее, в этом разделе рассматриваются исопоставляются расходные части двух бюджетов: дефицитного за 1998 год ипрофицитного за 2002 год.Попробуем проанализировать имеющиеся данные с целью определить, есть ли в структуре этих бюджетовкардинальные различия, чемони вызваны и могли ли они повлиять на экономическое развитие страны.
Расходы бюджетов за 1998 и 2002 годыпо разделам функциональной классификации представлены в таблицах 1 и 2соответственно, а также на рисунках 1 и 2 в видедиаграмм. Следует отметить, что сравнение отдельных статей расходовв абсолютном выражении не имеет смысла, так как многие из них различаются почти на порядок, что объясняется довольно высокимитемпами инфляции. Поэтому втаблицы введена дополнительная графа, показывающая, сколькопроцентов от общей суммы расходов составляет данная статья. Именно по этому показателю будетпроводиться сравнение.
Расходные части бюджетов на 1998 и2002 годы удобны для сравнения тем, что их структуры почти идентичны. Существуют небольшие различия, но
Таблица 1
Расходы федерального бюджета на 1998 год по разделам функциональной классификации
(тыс руб)
№ п/п
Наименование статьи расходов
Сумма
В процентах к итогу 1 Государственное управление и местное самоуправление 12 085 733,7 2,42 2 Судебная власть 4 453 949,8 0,89 3 Международная деятельность 14 496 983,9 2,90 4 Национальная оборона 81 765 000,0 16,35 5 Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства 41 616 615,1 8,32 6 Фундаментальные исследования и содействие научно- техническому прогрессу 11 157 881,0 2,23 7 Промышленность, энергетика и строительство 27 438 327,2 5,49 8 Сельское хозяйство и рыболовство 12 017 785,6 2,40 9 Охрана окружающей природной среды и природных ресурсов, гидрометеорология, картография и геодезия 2 929 835,8 0,59 10 Транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика 1 521 357,0 0,30 11 Развитие рыночной инфраструктуры 100 000,0 0,02 12 Предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий 8 474 217,5 1,70 13 Образование 17 253 152,7 3,45 14 Культура, искусство и кинематография 3 567 818,2 0,71 15 Средства массовой информации 2 011 997,9 0,40 16 Здравоохранение и физическая культура 9 424 731,8 1,89 17 Социальная политика 35 066 011,2 7,01 18 Обслуживание государственного долга 124 135 443,0 24,83 19 Пополнение государственных запасов и резервов 6 732 765,0 1,35 20 Финансовая помощь бюджетам других уровней 51 703 792,0 10,34 21 Утилизация и ликвидация вооружений, включая выполнение международных договоров 1 921 700,0 0,38 22 Мобилизационная подготовка экономики 771 538,0 0,15 23 Исследование и использование космического пространства 3 670 357,0 0,73 24 Прочие расходы -6 450 741,8 -1,29 25 Целевые бюджетные фонды 32 078 999,9 6,42 Итого расходов 499 945 251,5 100,00
/>

Таблица 2
Расходы федерального бюджета на 2002 год по разделам функциональной классификации
(тыс руб)
№ п/п
Наименование статьи расходов
Сумма
В процентах к итогу 1 Государственное управление и местное самоуправление 56 745 563,3 2,91 2 Судебная власть 19 111 999,8 0,98 3 Международная деятельность 42 858 764,5 2,20 4 Национальная оборона 284 157 831,5 14,59 5 Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства 173 863 288,3 8,93 6 Фундаментальные исследования и содействие научно- техническому прогрессу 30 317 957,1 1,56 7 Промышленность, энергетика и строительство 57 707 669,7 2,96 8 Сельское хозяйство и рыболовство 26 821 500,0 1,38 9 Охрана окружающей природной среды и природных ресурсов, гидрометеорология, картография и геодезия 9 758 799,8 0,50 10 Транспорт, связь и информатика 7 034 319,7 0,36 11 Развитие рыночной инфраструктуры 20 000,0 0,00 12 Предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий 8 693 085,0 0,45 13 Образование 80 088 334,7 4,11 14 Культура, искусство и кинематография 10 292 505,8 0,53 15 Средства массовой информации 10 264 830,2 0,53 16 Здравоохранение и физическая культура 31 908 141,6 1,64 17 Социальная политика 430 350 521,5 22,10 18 Обслуживание государственного и муниципального долга 285 009 298,7 14,64 19 Пополнение государственных запасов и резервов 527 305,2 0,03 20 Финансовая помощь бюджетам других уровней 265 406 554,4 13,63 21 Утилизация и ликвидация вооружений, включая выполнение международных договоров 10 315 350,0 0,53 22 Мобилизационная подготовка экономики 500 000,0 0,03 23 Исследование и использование космического пространства 9 742 000,0 0,50 24 Военная реформа 16 544 982,8 0,85 25 Дорожное хозяйство 68 519 404,0 3,52 26 Прочие расходы -3 067 652,2 -0,16 27 Целевые бюджетные фонды 13 893 900,0 0,71 Итого расходов 1 947 386 255,4 100,00
/>

статьи,которые они затрагивают, невносят существенного вклада в формирование общей суммы расходов.
Рассмотрим структуру расходов бюджетаза 1998 год. На диаграмме явно заметно, что наибольшую долю в расходах этогобюджета занимает обслуживание государственного долга- доля этой статьи врасходах составляет почти 25%.Второе место с довольно значительным отрывом занимают расходы на национальнуюоборону- 16,35%. И замыкает «тройку лидеров» финансовая помощь бюджетамдругих уровней (10,34%).
Несколько отстает от них группа изчетырех статей- правоохранительная деятельность и обеспечение безопасностигосударства, социальная политика, целевые бюджетные фонды и промышленность, энергетика и строительство. Доли этих статей в общей суммерасходов незначительно отличаются друг от друга и находятся в диапазонепримерно 5- 8%.
Финансирование остальныхнаправлений в 1998 году составляло, в процентах от общей суммы расходов, незначительные величины порядка 3% и ниже.
Рассмотрим теперь расходную частьбюджета на 2002 год. Наибольшая долярасходов в ней приходится на проведение социальной политики и составляет 22,1%. Второе место делят две статьи-обслуживание государственного и муниципального долга и национальная оборона (14,64 и 14,59 процентов от итогасоответственно). Далее снебольшим отрывом следуют расходы на оказание финансовой помощи бюджетам другихуровней, доля которых составляет 13,63%. Довольно большой процент в общем объемерасходов приходится на правоохранительную деятельность и обеспечениебезопасности государства- 8,93%.
Остальные показатели колеблются впределах 4% и менее, и каждая из этихстатей в отдельности не способна повлиять на итог расходной части бюджета.
Для анализа структуры расходовбюджета целесообразно составить таблицу, в которой будут представлены статьи- «лидеры» обоих бюджетовс одной стороны и статьи с наименьшей долей в общей сумме с другой стороны. Результат такой группировкипредставлен в таблице 3. Приэтом не будем учитывать
 
Таблица 3
Максимальные и минимальные расходы бюджетов
1998 год
В процентах к итогу
2002 год
В процентах к итогу
Статьи с максимальной долей расходов (по убыванию) Обслуживание государственного долга 24,83 Социальная политика 22,10 Национальная оборона 16,35 Обслуживание государственного и муниципального долга 14,64 Финансовая помощь бюджетам других уровней 10,34 Национальная оборона 14,59 Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства 8,32 Финансовая помощь бюджетам других уровней 13,63 Социальная политика 7,01 Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства 8,93
Статьи с минимальной долей расходов (по возрастанию) Развитие рыночной инфраструктуры 0,02 Развитие рыночной инфраструктуры 0,001 Мобилизационная подготовка экономики 0,15 Мобилизационная подготовка экономики 0,03 Транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика 0,30 Пополнение государственных запасов и резервов 0,03 Утилизация и ликвидация вооружений, включая выполнение международных договоров 0,38 Транспорт, связь и информатика 0,36 Средства массовой информации 0,40 Предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий 0,45
статью «Прочие расходы», которая является отрицательной и представляет собой, по сути, доходы бюджета.
Пять статей расходов, на которые приходится наибольшийудельный вес, в обоих бюджетах одинаковы, хотя и располагаются в разномпорядке. Их суммарная доля в расходахсоставляет порядка 67% в 1998 и 74% в 2002 году.
Легко объяснить значительные затратына обслуживание государственного долга в 1998 году. Это связано с тем, что государственные заимствования со стороны России с начала 90-х годовнепрерывно возрастали, аследовательно, возрастали и суммы процентов ивыплат по ним. В результате, к 1998 году сложилась ситуация, когда государство тратило значительную часть своих средствна обслуживание внешнего и внутреннего долгов. Как известно, этопривело к кризису августа 1998 года, после которого государственные заимствования были резко сокращены. Однако при этом остаетсянеобходимость оплачивать проценты по ранее взятым долгам и производить выплатыв их погашение.Этим объясняется значительная, но не лидирующая доля данной статьив расходах бюджета на 2002 год.
Другое кардинальное различие междудвумя бюджетами заключается в величине расходов на социальную политику. В бюджете на 1998 год они составляютдовольно незначительную долю, в товремя как в бюджете- 2002 доля этой статьи является максимальной. Это связано с изменением политикигосударства в сторону повышения уровня жизни населения. В средствах массовой информации значительный удельный весрасходов на проведение социальной политики называют главной особенностьюбюджета на 2002 год.
В остальных статьях- «лидерах»значительных изменений не произошло. На протяжении многих лет традиционно высокими являются расходы на национальнуюоборону, правоохранительную деятельность иобеспечение безопасности государства. Расходы на оказание помощи бюджетам других уровней также остаютсязначительными, что связано со структурой бюджетнойсистемы России и неравномерным экономическим развитием регионов.
Статей с очень низким уровнемфинансирования в бюджете довольно много. В таблице 3 в качестве примера приведены лишь пять из них. Об изменениях в их структуреговорить бессмысленно, таккак они ни в коей мере не могут повлиять на перераспределение бюджетных средств. Такими статьями являются расходы наразвитие рыночной инфраструктуры,мобилизационную подготовку экономики, транспорт, связь и другие.
Рассмотрим теперь структуры расходовобоих бюджетов и сравним их.Воспользуемся для этого графиком, представленнымна рисунке 3. Следует отметить, что статьи расходов на нем приведеныпо таблице 1, то есть в соответствии с бюджетом на1998 год. Для того, чтобы привести расходную часть бюджета- 2002 в соответствиес этой структурой, из нее былиисключены статьи «Военная реформа» и «Дорожное хозяйство». Их доля в общей сумме расходовневелика, поэтому их можно считатьнесущественными.
Рассмотрим рисунок 3. На нем в виде графиков представленырасходные части обоих бюджетов.Четко прослеживаются пики, тоесть те статьи, доля финансирования которыхзначительно превышает остальные. Этистатьи уже были выявлены ранее, прианализе диаграмм.
Сопоставим оба графика. На многих участках они совпадают илинаходятся близко друг от друга.Однако есть и области явного несовпадения. Наиболее очевидное из них- несовпадение пиков графиков. В 1998 году пик приходится на статью«Обслуживание государственного долга», а в 2002 году- на статью «Социальная политика». Причины этого явления уже были рассмотрены в данной работе.
Существенное различие между графикаминаблюдается по статье «Промышленность, энергетика и строительство», доля расходов по которой в 2002 году по сравнению с 1998 снизилась почтив два раза. Это можно объяснить активным ходомприватизации государственного имущества в последние годы. В результате количественногосокращения имущества снижаются и расходы на его содержание.
Следует отметить повышение финансированияпо статье “Финансовая помощь бюджетам других уровней” и резкое снижение затратна создание целевых бюджетных фондов. Скорее всего, этиизменения связаны с перестройкой бюджетной и налоговой систем страны.
/>

Таким образом, изучение графика подтверждает основные выводы, сделанные при анализе диаграмм.
Напомним, что сопоставление двух бюджетов проводилось с целью получитьответ на вопрос: может ли структура федерального бюджета, в частности, структура его расходов, быть причиной кризисных явлений в экономике. Сравнив бюджеты на 1998 и 2002 годы, с большой долей уверенности можносказать, что ответ на поставленный вопросбудет отрицательным. Вполне вероятно, что такая связь существует, хотя она и выражена довольно слабо.Но все же первичные причины кризисовв экономике не относятся к сфере бюджетных отношений.
При этом сильно выраженапротивоположная зависимость, тоесть зависимость структуры бюджета от состояния экономики в текущем ипредыдущем годах. В качествепримера можно привести рассмотренные ранее затраты на обслуживаниегосударственного долга, аименно снижение их удельного веса при сокращении внешних заимствований.
Таким образом, федеральный бюджет вряд ли можно назвать инструментомгосударственного воздействия на экономику. Это,скорее, один из параметров в комплексемакроэкономических явлений и показателей. «Неудачность» бюджета объясняется, прежде всего,неблагоприятной структурой экономики и только потом- ошибками его разработчиков. С этой точки зрения, федеральный бюджет на 2002 год лучше, чем на 1998, главным образом благодаря явным различиям в экономическомсостоянии страны в эти годы- кризисный 1998 и благоприятный в экономическомотношении 2002.
Заключение
Итак, в данной работе было определено понятие расходов бюджета, описаны направления расходованиябюджетных средств и, в качествеиллюстрации, приведен практический пример. Основываясь на этих данных, сделаем некоторые выводы.
·   Структура расходовфедерального бюджета из года в год меняется, как правило, незначительно. Скорее всего, это связано с постепенным протеканием экономическихпроцессов в пределах страны и постоянством основных направлений политикигосударства.
·   Статьи- «лидеры», то есть те статьи расходов, на которые приходятся наибольшиедоли в общей сумме расходов, обычно неменяются. При изменении государственнойполитики лишь переносится акцент с одной из них на другую.
·   Соотношение между статьями расходовфедерального бюджета определяется,прежде всего, состоянием экономики и, в меньшей степени, политикой федеральных органов власти.
На основе этих выводов можносоставить прогноз изменения структуры расходов бюджета на ближайшие годы. При этом будем рассматривать толькоупомянутые выше пять статей- «лидеров», так как они являются определяющими, и не будем учитывать возможные изменения государственнойполитики.
Очевидно, что расходы по статье «Обслуживание государственного и муниципальногодолга» будут снижаться, таккак заимствования используются теперь государством в минимальном размере. Расходы на проведение социальнойполитики, скорее всего, будут оставаться высокими, что связано с необходимостью реформации этой сферы иготовностью органов власти ее осуществить. Расходы на национальную оборону, правоохранительную деятельность и обеспечение безопасностигосударства по-прежнему будут значительными, что является отличительной чертой российского бюджета напротяжении ряда лет. Точно так жевысокими останутся расходы на оказание финансовой помощи бюджетам другихуровней, так как экономическое благосостояние, а значит, и возможности самофинансирования в регионах растут довольномедленно.
Таким образом, федеральный бюджет можно назвать индикатором экономическогосостояния страны и показателем уровня ее социально- экономического иполитического развития.
Cписок использованной литературы
 
Бюджетный кодекс Российской Федерации.- М.: Юристъ, 2002
Федеральный закон «О федеральномбюджете на 1998 год» N 42-ФЗ        
от 26 марта 1998 года.
Федеральный закон «О федеральномбюджете на 2002 год» N 194-ФЗ       
от 30 декабря 2001 года ( споследующими изменениями).
Бюджетная система России. Подред.проф. Г.Б.Поляка. – М.: ЮНИТИ –
ДАНА, 1999
Бюджетная система РоссийскойФедерации. Под ред. М.В. Романовского, 
О.В. Врублевской.- M.:Юрайт-М, 2001
Финансы. под ред. М.В.Романовского,О.В.Врублевской, Б.М. Сабаити. –
М.-Перспектива, Юрайт, 2000


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :