Реферат по предмету "Социология"


Изменения ценностных ориентаций современного российского студенчества

тчян Г.М Чистяков И.М. Молодежь Москвы на рынке труда. // Социологические исследования. 2000. № 8. С.42-43 Вместе с тем повсеместно бытует нигилистическое отношение к государству, чиновникам, политической, финансовой и др. элите. Многие студенты утверждают, что, закончив институт, они не будут работать по специальности и рассматривают в качестве единственного критерия будущей деятельности уровень дохода.

Лисовский В. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России - СПб:, 2000 - С. 32. Особое значение имеет то, что новое поколение учится "делать" деньги в условиях "дикого" рынка, вместе с рыночным образом жизни в его худшем варианте впитывает в себя и все присущие ему черты: агрессивность, нравственный нигилизм, неуважение к закону, пре-зрение к созидательному труду. Вишневский Ю.Р. Шапко В.Т.

Студент 90-х социокультурная динамика. // Социологические исследования. №2. М 2000, С. 64. . 2) Духовно-гуманитарные ценностные ориентации традиционно делятся на индивидуально направленные или этические и коллективно направленные или политические ценностные ориентации. Этические ценностные ориентации у студентов распределяются по вертикальной оси "утилитаризм духовность" и горизонтальной оси "коллективизм - индивидуализм".

В настоящее время общественное сознание России исповедует философию, со-гласно которой человек должен следовать естественным (а пони-мается еще хуже - стихийным) законам природы и общества (в част-ности и, прежде всего, в экономике) как высшему проявлению муд-рости и отсутствие общественного идеала. Брошенные на произвол судьбы молодые люди ищут идеал самостоятельно. Утилитаризм этических ориентаций студенчества связан с утратой духовных идеалов, засильем бездуховных

подделок массового искусства, "которая стала ведущим началом в формировании мировоззренческих установок и определяющим образом влияет на самоидентификацию молодежи". Карпухин О. Самооценка молодежи как индикатор ее социокультурной идентификации. // Социологической исследования. 1998. № 12, М С. 93. И все-таки, несмотря на утрату духовных ориентиров, само высшее образование и высокий культурный статус

студенчества накладывает на него печать образованности и интеллигентности, благодаря которым студенчеству удается "противостоять прагматизму общества и напору массовой культуры" Карпухин О. Самооценка молодежи как индикатор ее социокультурной идентификации. // Социологической исследования. 1998. № 12, М С. 93 Коллективистская ориентация студенчества слаба и связана с общим демократизмом студенческого сообщества, а их индивидуализация обуславливается элитарностью высшего

образования и его специальностью, особенностью и уникальностью Феоктистов Г.Г. Советское прошлое в зеркале социологических исследований молоджи.// Молодежь: тенденции социальных изменений. СПб 1998. С. 119-120. . Доминантным мировоззренческим комплексом современного студента является индивидуализм. Обычный студент молодой человек в возрасте до 25 лет: зациклен на себе; занят самопознанием; психологически

одинок и отчужден от родителей; озабочен вопросом полового самоопределения; переживает неопределенность будущего в сочетании с временностью настоящего; испытывает страх выделиться и боязнь раствориться. Маркова О.Ю. Философия образования о менталитете и ценностных ориентациях современных студентов // Россия и Грузия: диалог и родство культур. Вып. 1 / Под ред. Парцванеия В.В. СПб 2003 С. 236-237. В результате увеличивается количество студентов, нуждающихся

в психологической поддержке. Агрессивные, застенчивые, сексуально озабоченные, тревожащиеся были всегда, но сегодня уже заметно влияние этих личностных характеристик на учебный процесс. Маркова О.Ю. Философия образования о менталитете и ценностных ориентациях современных студентов // Россия и Грузия: диалог и родство культур. Вып. 1 / Под ред. Парцванеия В.В. СПб 2003 С. 238-239. Характерно, что в системе образования, особенно в коммерческих

вузах, практически исчезли внеучебные формы занятий со студентами, направленные создание студенческой субкультуры, корпоративной культуры, определяемой образом и традициями вуза. В строительные студенческие отряды ездит абсолютное меньшинство. Студенты, живущие с родителями, студенты, снимающие квартиру, и студенты, живущие в общежитии, разобщены. Маркова О.Ю. Философия образования о менталитете и ценностных ориентациях современных студентов //

Россия и Грузия: диалог и родство культур: сборник материалов симпозиума. Выпуск 1 / Под ред. Парцванеия В.В. СПб.: СПб. философское общество, 2003 С. 235-236. Среди новых явлений в сфере этических ценностных ориентаций, выделяется возвращение к изъятой в СССР из общественной сферы религиозности. Однако здесь имеются свои нюансы, обращение к религии имеет зачастую характер моды и пока речь идет

о своеобразной психологической религиозности как определенном состоянии души (вера в Бога) и практически не проявляющейся обрядовой традиционной религиозности. "Общественно-политические ориентации студенчества" Ваторопин А.С Политические ориентации студенчества.// Социологические исследования. №1, 1998. М С.39 43 с одной стороны, формируются по широте всего политического

спектра. В студенчестве как в проекции представлены все цвета и оттенки этого спектра от крайне правого до крайне левого. Они распределяются по вертикальной оси "левый либерализм правый консерватизм" и горизонтальной оси "интернационализм - национализм". С другой стороны, традиционный демократизм студенческого сообщества обуславливает либеральные устремления, в которых, по данным многих социологических исследований, усматривается "очевидная демократическая

направленность" Ваторопин А.С. Политические ориентации студенчества.// Социологические исследования. №1. М 1998. С.40 . . В то время как на Западе именно студенческая молодежь является главной движущей силой социальных движений с конца 1960-х, российские студенты разобщены, не борются за свои права, не пытаются объединиться с преподавателями; согласны на забастовки, митинги, демонстрации и другие формы протеста лишь при гарантии

отсутствия для себя негативных последствий. Современные российские студенты это аполитичные люди. Маркова О.Ю. Философия образования о менталитете и ценностных ориентациях современных студентов // Россия и Грузия: диалог и родство культур. Вып. 1 / Под ред. Парцванеия В.В. СПб 2003 С. 238. В перестроечные и первые послеперестроечные среди демократов бытовало мнение, что процессы демократизации приведут к резкому росту политической активности молодежи.

Однако произошел во многом обратный процесс: интерес молодежных масс, в том числе и студенчества, к политике резко падал. Распространенным явлением в этой среде является отсутствие зрелых политических оценок и суждений, сложившихся ценностных ориентиров. Белоусова Е.В. Система образования как способ формирования элиты государства // http://lib.socio.msu.ru/l/library?e=d-00 0-00 0lomon 00-0-0-0prompt-10 4 stx 0-1l 1-ru-50 20-about-%e2%eb%e8%ff%ed%e8%e5+%ee%f0%e3

%e0%ed%e8%e7%e0%f6%e8%ee%ed%ed%ee%e9+%ea %f3%eb%fc%f2%f3%f0%fb+%e8+%e8%ec%e8%e4%e 6%e0+%ed%e0+%f1%f2%f0%e0%f2%e5%e3%e8%f7% e5%f1%ea%f3%fe+%ef%ee%e7%e8%f6%e8%fe+%ee %f0%e3%e0%ed%e8%e7%e0%f6%e8%e8 00031-001-1-0windowsZz-1251-00&a=d&a mp;c=lomon&cl=search&d=HASH01cc5 454a55d2b718aaac082.3.4 3) Рационально-ценностные ориентации основаны на ограничении субъектом смыслов ценностных объектов и делятся на субъективно-рациональные и объективно-рациональные ориентации.

Субъективно-рациональные ориентации, как правило, основаны на идеалистических воззрениях, в которых человек автономен, независим от внешних факторов, на ценностях свободы. Предельными полюсами субъективистской теории ценностей становятся ценностной индивидуализм, экономическая самостоятельность и политическая независимость. Объективно-рациональные ориентации основаны на реалистическом и коллективном понимании человеческой природы, на том, что человек является неотъемлемой частью общественного

коллектива, совокупностью социальных отношений. Сам способ существования студенческой группы ("тусовки") по отношению к другим социальным группам уже носит замкнутый, закрытый характер. Крайне редки случаи коммуникативного взаимодействия студенческого сообщества и представителей не студенческих сообществ. Таким образом, внутренний коллективизм студенчества спокойно сочетается с внешним индивидуализмом. Наиболее актуальные проблемы молодежи связаны с духовно-нравственной сферой бытия: отсутствие мировоззренческих

основ смыслоориентации и социально-культурной идентификации молодежи; разрушение механизма преемственности поколений вследствие общей дезинтегрированности культуры, размывания ее ценностных основ и традиционных форм общественной морали; снижение интереса молодежи к отечественной культуре, ее истории, традициям, к носителям национального самосознания; падение престижа образования как способа социальной адаптации, культурной преемственности и формы личностной самореализации; низкая активность молодежи в решении

общенациональных, региональных и местных проблем. Социологи молодежи отмечают, что с 80-х годов происходит "снижение ценностей общественно значимых (приносить пользу обществу, исполнять свой долг перед государством, быть нужным людям и т.д.)" Соколов А.В Щербакова И.О. Ценностные ориентации постсоветского гуманитарного студенчества.// Социологические исследования. 2000. №6. С.122. Это все объясняется процессом прощания с "социалистическим"

детством, сопровождаемого послушностью излишне "заботливому" Западу. Таким образом, все российское общество уподобилось студенчеству в его двоякой отчужденности от прошлого "детства" и будущего "отцовства", а само студенчество оказалось возведенным в квадрат. Конец двадцатого столетия стал в России временем не только трансформации базовых социальных институтов и новой социальной дифференциации, но и заметной эволюции российской ментальности. "

За предельно короткий исторический период, с 1985 г в общественном сознании феномен "советского человека" трансформировался в многоликий портрет "россиянина". Особенностью этого процесса является ценностный конфликт молодого и взрослого поколения" Гаврилюк В.В. Трикоз Н.А. Динамика ценностных ориентаций в период социальной трансформации (поколенный подход). // Социологические исследования. 2000. № 12.

С.96 98 . "Возрастает стремление студенчества к экономической самостоятельности, автономности, независимости, но растет значение родительской семьи, усиливается зависимость от нее" Загрубский С.А. Социология как основа гуманитарного мировосприятия СПб 2005 С. 114-115 В.Т. Лисовский утверждает, что кризис в российском обществе породил особый нетрадиционный конфликт поколений. В России он касался философских, мировозренческих, духовных основ развития общества

и человека, базисных взглядов на экономику и человека, материальную жизнь общества. Поколение "отцов" оказалось в положении, когда передача материального и духовного наследия преемникам практически отсутствуетЛисовский В.Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России. СПб - 2000; Загрубский С.А. Социология как основа гуманитарного мировосприятия СПб 2005 С. 115 В то же время, при анализе динамики ценностных ориентаций студенческой молодежи, необходимо

учитывать действие двух механизмов преемственности и изменчивости Гаврилюк В.В. Трикоз Н.А. Динамика ценностных ориентаций в период социальной трансформации (поколенный подход). // Социологические исследования. 2000. № 12. С.98 . Изменение социальных условий, смена общественных ориентиров ведут к тому, что механизм воспроизводства ценностных ориентаций перестает быть ведущим, уступая место адаптационным механизмам.

В большей части теоретических исследований студенческой молодежи авторы отмечают факт сходства нынешней динамики ее ценностных ориентаций с коренным переломом ценностных устремлений российских студентов начала XX в. Дорожкин Ю.Н Гареев Э.С Зайцева Т.А. Студенческая молодежь современной России: социальный статус, жизненные ориентации, взгляд в будущее. Уфа -1997; Лисовский В.Т. Советское студенчество:

Социологические очерки. М. 1990; Петрова Т.Э. Социология студенчества в России. Этапы и закономерности СПб 2000; Пугач В.Ф. Российское студенчество: статистико- социологический анализ М 2001, Социология молодежи. Учебник / Отв.ред. В.Т. Лисовский. СПб. 1996. ЗАКЛЮЧЕНИЕ По результатам рассмотрения темы можно сделать следующие выводы:

1. Студенчество представляет собой особую социальную группу молодежи, занятую подготовкой к выполнению социальной и профессиональной роли в духовном производстве и накапливающую потенциал будущего состояния общества. 2. Историческое развитие студенчества показывает его неоднозначную роль в социальных процессах в различные исторические периоды. Но прослеживается закономерность: студенчество первым вступает в процессы трансформации, но, по мере увеличения их массовости, отходит на второй план в случае, если для него

обществом не выделена своя активная социальная ниша. 3. Данное обстоятельство, как динамичность ценностных ориентаций студенчества обусловлено двойственностью, "пограничностью", промежуточным положением студенчества между пассивным объектом социальной заботы и активным субъектом социального действия. 4. В связи с указанным в п. 3, диапазон трансформации ценностных ориентаций студенчества шире, чем у других

общественных слоев. Это дает возможность включения студенчества в самые разнообразные социальные группы: от экстремистских до культурно-авангардистских. 5. Между полюсами старых и новых общественных ценностей (духовных, экономических, рациональных), студенчество оказалось ближе к принятию новых ценностей, но по форме. Что касается необходимости реальных действий по их достижению, то здесь больше наблюдается уход от

личной ответственности и готовность переложить ее на других. 6. Особую значимость в указанном процессе имеют проблемы, обусловленные духовно-нравственным хаосом, в котором оказалась российская молодежь. На фоне мировоззренческой неопределенности экспансия массовой коммерческой культуры, агрессивно насаждая психологию потребительства и выгоды, приводит к нравственной деградации личности и снижению ценности человеческой жизни, примитивизирует смысл человеческого бытия,

стимулирует асоциальные и противоправные формы самореализации (преступность, алкоголизм, наркомания, проституция), обусловливает массовое распространение мистических учений, движений и нетрадиционных культов, представляющих реальную опасность для нравственного здоровья молодого человека, ослабляет и разрушает механизмы культурной преемственности, угрожая сохранению самобытности отечественной культуры. В результате в оценке базовых нравственных ценностей студенческая молодежь существенно расходится с

подавляющим большинством граждан. Нынешняя система образования и воспитания молодого поколения не уделяет должного внимания формированию у молодежи духовности, ценностных ориентиров, гражданственности. Эта система не способствует формированию у молодых людей стремления стать полноценными участниками социально-политического и экономического процесса. В то же время, будущее России, где еще не завершился процесс самоидентификации государства в политике

и экономике, в огромной степени зависит от готовности молодого поколения активно и профессионально включиться в политическую деятельность. ЛИТЕРАТУРА 1. Ваторопин А.С Политические ориентации студенчества.// Социологические исследования. №1, 1998. 2. Вишневский Ю.Р. Шапко В.Т. Студент 90-х социокультурная динамика. // Социологические исследования. №2. М 2000. 3. Гаврилюк

В.В. Трикоз Н.А. Динамика ценностных ориентаций в период социальной трансформации (поколенный подход). // Социологические исследования. 2000. № 12. 4. Загрубский С.А. Социология как основа гуманитарного мировосприятия: Учебн. пособ СПб.: Астерион, 2005 148 с. 5. Запесоцкий А.И. Молодежь в современном мире. Проблемы индивидуализации и социально культурной интеграции.

СПб 1998 6. Иконникова С.Н Лисовский В.Т. Некоторые проблемы воспитания социологической молодежи.// Молодежь и образование. М 1972. 7. Инионин В.И. Университетская элитарность и демократизм студенчества. // Студенчество как социальный феномен: история и современность. Материалы конференции СПбГУ. СПб 2000. 8. Карпухин О. Самооценка молодежи как индикатор ее социокультурной идентификации //

Социс. 1998. № 12 9. Козлов А.А. Молодые патриоты и граждане новой России. Спб 1999 10. Кузнецов А.Г. Ценностные ориентации современной молодежи. СПб 1998. 11. Лисовский В. Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России. СПб 1998. 12. Маркова О.Ю. Философия образования о менталитете и ценностных ориентациях современных студентов // Россия и Грузия: диалог и родство культур: сборник материалов симпозиума.

Выпуск 1 / Под ред. Парцванеия В.В. СПб.: СПб. философское общество, 2003. 13. Мкртчян Г.М Чистяков И.М. Молодежь Москвы на рынке труда. // Социологические исследования. 2000. № 8 14. Могильчак Е.А. Диспозиции студентов относительно собственности. // Социологические исследования. №2. М 2001 15. Никонова

Т.В. История студенчества в соотнесении со структурой его социального статуса. // Студенчество как социальный феномен: история и современность. Материалы студенческой конференции СПб 2000. 16. Петров В.А. Социальные традиции студенчества в Новое время. // Студенчество как социальный феномен: история и современность.

Материалы студенческой конференции СПбГУ. СПб 2000. 17. Петрова Т.Э. Социология студенчества в России. Этапы и закономерности становления. СПб 2000. 18. Потапова С.А. Студенчество современного молодого города как социальная группа. Автореферат на соиск. ст. канд. пед. наук. Казань. 2000. 19. Пугач В.Ф. Российское студенчество: статистико социологический анализ

М 2001 20. Святловский В.В. Студенческие переписи в России: краткий исторический очерк. // Студенчество в цифрах: По данным Юрьевской переписи в 1907 году, СПб 1908. 21. Соколов А.В Щербакова И.О. Ценностные ориентации постсоветского гуманитарного студенчества.// Социологические исследования. 2000. №6. 22. Социология молодежи.

Учебник / Отв.ред. В.Т. Лисовский. СПб. 1996. 23. Сурина И.А. Ценностные ориентации как предмет социологического исследования. М 1996. 24. Феоктистов Г.Г. Советское прошлое в зеркале социологических исследований молодежи.// Молодежь: тенденции социальных изменений. СПб 1998. 25. Шакеева И.А. Ценностные ориентации и самочувствие молодежи в новых общественно экономических условиях.

Москва Воронеж. 1998 Электронный ресурс: 26. Белоусова Е.В. Система образования как способ формирования элиты государства 27. Мещеряков Н. Новое студенчество 28. Сибирев В.А. Изменение социальных ценностей молодежи (опыт сравнительного анализа) //



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Психолого социальное сопровождение планирования семьи
Реферат Сомалийские пираты
Реферат Технология переговоров по покупке/продаже телевизионного рекламного времени
Реферат Социология 20 века. Взгляды на общество Питирима Сорокина
Реферат Экспертные системы как прикладная область искусственного интеллекта
Реферат Bird Flu
Реферат ТатАИСнефть г. Альметьевск РТ
Реферат Критерии оценивания качества воспроизведения изображений
Реферат Концепция культурно исторических типов Н Я Данилевского
Реферат Antigone And Power Essay Research Paper Power
Реферат Persuasive Essay Essay Research Paper Persuasive Essay
Реферат Clay Essay Research Paper Henry Clay 17771852
Реферат Меню ПРАВКА редактора Word Опис усіх пунктів меню Правка редактора Word
Реферат Туристские достопримечательности Норвегии
Реферат Адаптивная физическая культура для детей с детским церебральным параличем