Реферат по предмету "Педагогика"


Средства обучения в профессональной школе

--PAGE_BREAK--Рационально сочетать демонстрацию и слово, при этом слово предваряет, сопровождает и заключает демонстрацию наглядного пособия.
Побуждать учащихся при рассмотрении наглядных пособий проявлять познавательную активность и самостоятельность, разъяснять способы использования результатов наблюдения.
Умело использовать эффект новизны, поэтому не показывать наглядное пособие учащимся до момента необходимости его применения.
Действующие и динамические пособия обязательно демонстрировать и использовать в действии.
Обеспечивать для всех учащихся условия хорошей видимости демонстрируемого наглядного пособия — место расположения, освещенность, четкость изображений.
Мелкие объекты для наглядности использовать как раздаточный материал.
Технические средства обучения Технические средства обучения (ТСО) — носители учебной информации, для проявления которой требуются специальные технические устройства.
Основные виды технических средств обучения:
·         материалы и устройства для программированного обучения
·         звуковые пособия: магнитофонные записи, грамзаписи, радио
·         учебное кино: кино-, видео-фильмы, фильмы-фрагменты, фильмы-кольцовки;
·         статические экранные пособия: диафильмы, слайды, кодопозитивы и т.п.
·         контролирующие и информационные устройства с соответствующими базами данных
·         тренажеры и тренажерные устройства с необходимыми учебно-методическими материалами
Учебное телевидение, видеомагнитофонные записи персональные учебные компьютеры с соответствующим программным обеспечением.
Учебные задачи, решаемые с помощью технических средств обучения.
Сообщение учащимся более полной и точной учебной информации, что способствует повышению качества обучения.
Повышение наглядности, доступности, темпа сообщения учебного материала.
Повышение интереса учащихся к учению, удовлетворение их запросов и любознательности.
Снижение утомляемости учащихся на уроке.
Освобождение преподавателя от чисто технической работы и возможность использования сэкономленного времени для творческой деятельности.
Увеличение доли времени самостоятельной работы учащихся.
Облегчение труда преподавателя и учащихся.
Условия эффективности применения технических средств обучения
ТСО должны использоваться в органической связи и взаимодействии с другими дидактическими средствами обучения.
ТСО должны применяться в ходе урока в учебном кабинете по соответствующему предмету.
Преподаватель должен в совершенстве знать дидактические возможности намеченного к использованию технического средства, уметь его применить.
Необходимо соблюдать оптимальные частоту и длительность применения ТСО: учебное кино — не более 3-4 раз в неделю; фильмы-фрагменты — 4...6 мин в течение урока; диафильмы, слайды — 12 — 15 кадров за один раз.
Вопросы методики применения технических средств обучения
Применение ТСО существенно влияет на содержание и организацию познавательной деятельности учащихся и руководство ею. Слово преподавателя, несмотря на его огромное значение в учебном процессе, в данном случае перестает быть основным источником информации, его во многом заменяют база данных и база знаний, заложенные в программно-педагогические средства учебных компьютеров. Уменьшается удельный вес устного опроса на уроке — его в значительной степени заменяет работа учащихся с применением контролирующих машин, экзаменаторов и др. Однако все это ни в коей мере не снижает роль преподавателя в руководстве учебным процессом, В процессе обучения не только усваиваются знания и умения учащимися, но и осуществляется сложное воздействие личности преподавателя на них, в результате чего формируются их мировоззрение, нормы поведения, происходит становление характера. Поэтому ведущей фигурой сложного и многогранного педагогического процесса был, есть и будет педагог.
Стадия подготовки к занятиям. Определение учебно-воспитательных задач, решаемых с помощью ТСО.
Детальное изучение содержания и способов использования технических средств, намеченных к применению.
Определение места каждого намеченного к применению технического средства на уроке.
Определение способов применение каждого намеченного ТСО.
Техническая подготовка к использованию ТСО на уроке: установка аппаратуры и проверка ее в работе, регулирование рабочих параметров, зарядка носителей информации, проверка качества изображения, звука и т.п.
Стадия проведения занятий. Подготовка учащихся к восприятию демонстраций или звукозаписи с использованием ТСО.
Создание проблемной ситуации, решаемой с помощью ТСО.
Управление восприятием учащимися информации, подаваемой с помощью ТСО: попутные пояснения и вопросы, выделение главного, комментирование материала, неозвученного ТСО, и т.п.
Анализ совместно с учащимися учебного материала, воспринятого с помощью ТСО.
Руководство самостоятельной работой учащихся с использованием информации, получаемой с помощью ТСО.
Рациональное сочетание разных форм и методов учебной работы на уроке с учетом содержания и специфики способов применения используемых ТСО.
Основные и дидактические функции основных средств обучения Основные функции:
1. Компенсаторность – восстановительный, энерго — и время — сберегающий, облегчающий характер труда (и учащегося, и преподавателя).
2. Адаптивность – более спокойный, равномерный процесс «погружения» в новый учебный материал.
3. Информативность – ознакомление с необходимой учебной информацией.
4. Интегративность – возможность рассмотрения предмета или явления как в целом виде, так и по составным элементам.
5. Инструментальность – технически безопасное и рациональное выполнение действий студентами и педагогом, воспитание культуры педагогического труда.
Дидактические функции:
Вид средства обучения:
Учебники (учебные пособия)
Преимущественные дидактические функции (возможности):
Являются основным источником информации при самостоятельном изучении, закреплении и повторении учебного мате — риала на уроке и в процессе домашней работы.
Содержат необходимый методический аппарат: задачи и задания для упражнений, иллюстрации и примеры, алгоритмы, таблицы, контрольные вопросы и др. для качественного усвоения учебного материала.
Типичные учебные ситуации применения средств обучения:
Самостоятельное изучение, закрепление и повторение учебного материала на уроке и в процессе домашней работы. Используются в качестве основного источника учебной информации при программированном (в том числе с применением компьютеров) обучении, в качестве справочного и инструктивного  материала при выполнении упражнений, лабораторно-практических работ и др.
Вид средства обучения:
1.     Справочники
2.     Преимущественные дидактические функции (возможности):
3.     Способствуют формированию у учащихся умений пользоваться справочной литературой
4.     Типичные учебные ситуации применения средств обучения:
5.     Решение задач, самостоятельное проектирование технологических процессов, конструирование приспособлений, оснастки; проведение семинарских занятий, практикумов, дидактических игр и т.п.
Вид средства обучения:
1.     Сборники задач и заданий
2.     Преимущественные дидактические функции (возможности):
3.     Позволяют педагогу оперативно предъявлять учащимся задания для выполнения упражнений и самостоятельных работ. Содержат рекомендации, указания, типичные решения для выполнения заданий. ответы на задачи, шифры правильных ответов на карточки-задания
4.     Типичные учебные ситуации применения средств обучения:
5.     Выполнение классных и домашних упражнений по закреплению и повторению учебного материала. Проведение семинарских занятий, практикумов, контрольных работ, дидактических игр, олимпиад и др.
Вид средства обучения:
1.     Тесты (сборники тестов) по предмету
2.     Преимущественные дидактические функции (возможности):
3.     Обеспечивают возможность объективной диагностичной проверки и оценки качества и полноты знаний и умений учащихся Содержат задания и эталоны правильного их выполнения
Типичные учебные ситуации применения средств обучения:
Текущий, периодический и итоговый контроль и оценка знаний и умений учащихся. Специальный (срезовый) контроль уровня усвоения учащимися учебного материала.
Вид средства обучения:
1.     Натуральные наглядные пособия
2.     Преимущественные дидактические функции (возможности):
3.     Позволяют получить точное представление о внешнем виде, устройстве, взаимодействии частей, свойствах, требованиях к качеству; изучить способы применения, регулирования, настройки изучаемых объектов.
Типичные учебные ситуации применения средств обучения:
1.     Демонстрация и самостоятельное изучение устройства, назначения, свойств, способов применения, регулирования, наладки и т.д.
2.     Вид средства обучения:
3.     Изобразительные наглядные пособия: плакаты, таблицы, схемы, фото — графии и т.п.
Преимущественные дидактические функции (возможности):
·         Передают информацию в образной графической, схематической, цифровой формах. Позволяют показывать внешний вид, внутреннее устройство, принцип работы, количественные и качественные зависимости изучаемых объектов, процессов.
Типичные учебные ситуации применения средств обучения:
·         Демонстрация и самостоятельное изучение принципа действия, устройства, назначения качественных и количественных зависимостей орудий, средств и способов выполнения деятельности

Вид средства обучения:
Модели Преимущественные дидактические функции (возможности):
·         Позволяют изучать принцип действия, взаимодействие частей, кинематику механизмов в действии
Типичные учебные ситуации применения средств обучения:
·         Демонстрация и самостоятельное изучение принципа действия, кинематмческих цепей механизмов, взаимодействия составных частей
Вид средства обучения:
·         Макеты, муляжи
Преимущественные дидактические функции (возможности):
·         Дают возможность получить точное представление о внешнем виде, устройстве, форме, размерах, масштабных соотношения частей, цвете изучаемых объектов
Типичные учебные ситуации применения средств обучения:
·         Демонстрация и самостоятельное изучение общих сведений об изучаемых объектах
Вид средства обучения:
·         Педагогические программные средства (ППС) персональных компьютеров
Преимущественные дидактические функции (возможности):
·         Являются средством управления учебной деятельностью учащихся, а также самостоятельным источником учебной информации. Позволяют индивидуализировать процесс обучения, осуществляя его в диалоговом режиме с персональным компьютером, моделировать процессы и явления в динамике (являются своеобразным тренажером), автоматизировать процессы анализа учебной деятельности учащихся и принятия оптимальных управленческих решений.
Типичные учебные ситуации применения средств обучения:
·         Получение учащимися необходимой учебной информации.
·         Контроль и самоконтроль знаний и умений учащихся.
Выбор рациональных технологий и режимов выполнения учебно-производственных работ.
Анализ и оперативная отработка результатов хода и итогов учебного процесса.
Осуществление программированного обучения с применением «обучающих программ».
Вид средства обучения:
·         Системы мультимедиа
·         Преимущественные дидактические функции (возможности):
·         Сочетают информационные и вычислительные возможности современных компьютеров, средств звукового и визуального представления учебной информации, Позволяют озвучивать компьютерные программы, выводить визуальную информацию компьютеров на проекционный экран, синхронизировать изображения и его звуковое сопровождение
Типичные учебные ситуации применения средств обучения:
·         Изучение макро-, микрообъектов и «опасных» технологических процессов, способов обработки, сборки и разборки узлов и деталей оборудования в труднодоступных местах, для поиска и определения характера неисправностей, проверки оборудования на точность
Вид средства обучения:
Экранные пособия: учебное кино (кино-, видеофильмы, фильмы-фрагменты, фильмы — кольцовки)
Преимущественные дидактические функции (возможности):
·         Позволяют демонстрировать процессы и явления в динамике и развитии; изучать новые виды техники и технологии, передовые методы труда; являются наглядным средством и самостоятельным источником учебной информации
Типичные учебные ситуации применения средств обучения:
·         Изучение быстро или медленно протекающих процессов, недоступных непосредственному восприятию; изучение внутреннего устройства машин, механизмов, агрегатов и процессов в них; изучение циклических процессов, действий, способов
Вид средства обучения:
·         Диафильмы, слайды
Преимущественные дидактические функции (возможности):
·         Позволяют воспроизводить системы взаимосвязанных изображений, построенных в соответствии с логикой изучения учебного материала. Являются наглядным средством и самостоятельным источником учебной информации в соответствии с логикой изучения учебного
Типичные учебные ситуации применения средств обучения:
·         Изучение взаимосвязанных объектов, процессов, явлений и их составных частей.
Вид средства обучения:
·         Транспаранты (кодопозитивы) для графопроекторов
Преимущественные дидактические функции (возможности):
·         Позволяют через графопроектор (кодоскоп) передавать на экран сложные изображения выполненные на пленке, а также демонстрировать плоские прозрачные модели механизмов показывать опыты на просвет, демонстрировать сложные изображения наложением нескольких транспарантов. Графо — проекторы позволяют демонстрировать заранее подготовленные или выполняемые преподавателем по ходу урока изображения на экран — световую доску.
Типичные учебные ситуации применения средств обучения:
·         Демонстрация изучаемых объектов и их частей, процессов, явлений и т.п., в частности при необходимости показа от составляющих элементов к целому.

Вид средства обучения:
·         Видеозапись
Преимущественные дидактические функции (возможности):
·         Позволяет оперативно записывать и представлять учащимся в удобной для изучения форме наглядный учебный материал по предварительно подготовленному сценарию, которым преподаватель не располагает в обстановке учебного кабинета, лаборатории. Позволяет обеспечивать эффективный анализ и самоанализ деятельности преподавателя и учащихся
Типичные учебные ситуации применения средств обучения:
·         Изучение оборудования, технологических процессов, способов выполнения работ, которые невозможно или нецелесообразно иметь или воспроизводить в учебном кабинете (электросварка, работа с электрическим током, вредными газами и т.п.). Видеозапись с последующим анализом и самоанализом деятельности преподавателя и учащихся
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Правила устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением, для объектов использования атомной энергии
Реферат Экономическая жизнь общества и ее основные проявления
Реферат Biligual Education Essay Research Paper For the
Реферат Господа Головлевы
Реферат Matthew Arnold Essay Research Paper Angela StockburgerMay
Реферат Схемотехника основных блоков радиопередающего устройства
Реферат Информационные системы управления бизнес- процессами предприятия. ERP-система LAWSON M3 - альтернатива SAP, Oracle, Axapta
Реферат Профессионально – квалифицированный состав и структура кадров. Движение кадров и показатели их оборота
Реферат Методика анализа финансовой отчетности
Реферат Лабораторная работа по Word
Реферат Высокочастотная электротерапия: дарсонвализация, микроволновая терапия
Реферат Birdhouse Essay Research Paper My Own Two
Реферат Jackie Robinson Essay Research Paper Jackie Robinson
Реферат Соединения костей и мускулатура
Реферат Java Vs C Essay Research Paper subject