Реферат по предмету "Культурология"


Готический собор

Готический собор.Труднонайти подходящие слова, чтобы описать впечатления от готического собора. Онивысоки и тянутся к небу бесконечными стрелами башен и башенок, вимпергов,фиалов, заостренных арок. Но больше поражает не сколько высота , сколькобогатство аспектов , открывающиеся, когда обходишь кругом собора. Готическиесоборы не только высоки, но и также очень протяженны например Шартрский имеетв длину 130 метров, а длина трансепта -

64 метра, и чтобы обойти вокруг неготребуется пройти по меньшей мере полкилометра. И с каждой точки собор смотритсяпо - новому. В отличие от романской церкви с ее четкими, легко обозримымиформами , готический собор необозрим, часто ассиметричен и даже неоднороден всвоих частях каждый из его фасадов со своим порталом индивидуален. Стены неощущаются, их как бы и нет. Арки, галереи, башни, какие - то площадки саркадами, громадные окна, все дальше и дальше - бесконечно

сложная, ажурнаяигра ажурных форм.Ивсе это пространство обитаемо - собор и внутри и снаружи населен массойскульптур в Шартрском соборе около десяти тысяч одних статуй . Они занимаютне только порталы и галереи, но их можно найти также и на кровле, карнизах, подсводами капелл, на винтовых лестницах, возникают на водосточных трубах, наконсолях. Словом, готический собор - это целый мир. Он и действительно вобрал всебя мир средневекового города.

Если даже сейчас, в современном Париже, соборПарижской Богоматери царит над городом, и перед ним меркнет архитектурабарокко, ампира, классицизма, то можно представить, как еще более внушительноон выглядел тогда, в том Париже, среди кривых улочек и маленьких двориков поберегам Сены. Тогда собор был чем - то большим, чем просто местом церковнойслужбы.

Вместес ратушей , это был центр всей общественной жизни города. Если ратуша являласьцентром деловой деятельности, то в соборе, кроме богослужения происходилитеатральные представления, читались университетские лекции, иногда заседалпарламент и даже заключались мелкие торговые договоры. Многие городские соборыбыли так велики, что все население города не могло его заполнить. Возле собора, как правило, располагались торговые ряды.

Потребности городской жизнипобудили преобразовать замкнутый толстостенный, крепостного типа романскийсобор вот в такой пространственный, открытый вовне. Но для этого надо былоизменить саму конструкцию. А вслед за конструкцией произошло и изменениеархитектурного стиля. Поворот к готике начался с архитектуры, и лишь потом сталраспространяться на скульптуру и живопись. Архитектура неизменно оставаласьосновой средневекового синтеза искусств.

Еслисравнивать типичные сооружения романского стиля и готики, то кажется, что онипротивоположны. Одни - представители массивности, другие - легкости. Но есливзять сооружения переходного периода, то видно, что готика берет свое начало изроманских корней. Началось все это с простейшей клетки, с ячейки, покрытойсводом,травеи. Они были квадратными, и это ставило определенный предел порасширению главного нефа.

Храм при такой системе перекрытий не мог бытьдостаточно просторным внутри - он оставался узким и темным. Мысль зодчих идет ктому, чтобы расширить и облегчить систему сводов.Сплошныесводы заменяются реберными перекрытиями - системой несущих арок. Всявоздушность, вся сказочность готического строения имеет рациональную основу она вытекает из каркасной системы постройки. Средневековые зодчие с гениальнойинтуицией применили здесь закон параллелограмма

сил. Исходя из этого, стена всоборе ничего не несет, и следовательно ее незачем делать сплошной и глухой.Так появляются сквозные галереи, аркады, огромные окна. Галереи используютсядля установки статуй, а окна - для монументальной живописи из цветных стекол.Средневековые художники страстно любили чистые, яркие, звучные краски. Этосказалось и в витражах, и в миниатюрах, и в раскраске скульптур.

Эти соборы неснаружи, ни внутри не кажутся подавляющими. Они предстают скорее как воплощениедеятельной жизни средневекового города. Они рассчитаны на многолюдье, чтобывокруг кипела жизнь. Внутри собор просторен, трансепт почти сливается спродольным пространством. Таким образом устраняется резкая граница между клироми посетителями.

Святилище перестает быть чем - то недоступным и сокровенным. Гробницы помещаются прямо вхраме, а не в темной подземной крипте, как в романских церквах. Стиль готикидраматичен, но не мрачен и не уныл. Что же представляли собой средневековыегорода? Основная масса городского населения представляла собой самые мятежные,самые свободные слои общества. Ремесленники уже не были чьими -то слугами, ониобъединялись в самостоятельные союзы, цеха.

Во многих городах возниклиуниверситеты. Соборы и ратуши возводились по заказу городских коммун. Строилисьи достраивались они долго - десятилетиями, а то и веками. Все изобразительноеубранство готических соборов, включая статуи, рельефы, витражи и алтарнуюживопись, все это мыслилось как своеобразная энциклопедия средневековых знаний- конечно подчиненных богословию. Причем в каждом соборе прослеживалась своятема.Кпримеру

Парижский посвящался богоматери и всему, что с ним связано Амьенский -выражал идею мессианизма на его фасаде фигуры пророков. Но замыслы этихизобразительных богословских энциклопедий , были , в общем, столь расплывчаты иаллегории настолько условны, что под их сенью находили себе место самыеразнообразные сюжеты и мотивы, в том числе и очень далекие от церковной концепциимироздания. Под руками средневековых камнетесов мертвый камень

оживает ирасцветает тысячами соцветий. Трудно найти в истории более органические формысинтеза искусства, возникающие на этой основе. В большинстве готических соборовскульптурное убранство преобладало над живописью, если не считать витражи этоопять -таки определялось характером архитектуры, сделав стены ажурными и потомунеподходящими для фресок.Готическая живопись развивалась не в форме стеннойросписи, а главным образом в миниатюрах рукописей и в росписях створок алтарей.

Живописьалтарей больше развивалась в тех странах, где готическая архитектура , по темили иным причинам сохраняла относительную массивность и гладь стен.Замечательной алтарной живописью обладала к примеру, средневековая Чехия. Вбольшинстве европейских стран, лежащих к северу от Италии, готический стильгосподствовал долго. XV век в северных странах, можно считать илипозднеготическим, или проторенессансным. Большой разницы нет, т.к. Возрождение,при всем своем безусловном новаторстве

, было закономерной стадиейсредневековой культуры, в которую та перерастала органически.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.