Формированиесоциально-бытовых навыков у детей младшего дошкольного возраста в условияхдетского сада
Содержание
Введение
Глава I. Возрастные особенности детей младшего дошкольноговозраста
Глава II. Значение социально-бытовых навыков в воспитанииребенка
§ 1. Формирование социально-бытовых навыков в рамкахтрудового воспитания
§ 2. Развитие социально-бытовых навыков как средствонравственного воспитания
§ 3. Классификация социально-трудовых навыков
Глава III. Формирование социально-бытовых навыков в условияхдетского сада
§ 1. Формирование умения самостоятельно есть и пить
§ 2. Формирование умение самостоятельно одеваться
§ 3. Формирование умения самостоятельно умываться иприводить себя в порядок
Заключение
Библиографический список
Введение
Дошкольный возраст – это значительныйпериод в жизни детей, так как от рождения до школы они проходят очень большойпуть развития. Это период не только физического роста, но и психического,социального. Формирование ребенка как личности происходит под воздействиемокружающего его мира, и особенно значительную роль в этом играют детский сад исемья. Педагоги и родители совместными усилиями способствуют всестороннемуразвитию личности ребенка, в котором трудовое воспитание занимает достаточноважное место [2]. Формирование у ребенка социально-бытовых навыков осуществляетсяпо большей мере в рамках именно трудового воспитание. Формирование этих навыковспособствует процессу социализации ребенка, т.е. вхождению его в общество, вкотором он будет достаточно самостоятелен, и поэтому будет чувствовать себяполноценным его членом. В труде дети овладевают разнообразными навыками иумениями, необходимыми в повседневной жизни: в самообслуживании, вхозяйственно-бытовой деятельности и т.д. совершенствование умений и навыковсостоит не только в том, что ребенок начинает обходиться без помощи взрослого.У него развиваются самостоятельность, умение преодолевать трудности,способность к волевым усилиям. Именно поэтому организация в рамках дошкольногоучреждения формирования социально-бытовых навыков так важна в общем процессеобучения и воспитания детей.
Глава I. Возрастныеособенности детей младшего дошкольного возраста
Младший дошкольный возраст характеризуетсявысокой интенсивностью физического и психического развития. Повышаетсяактивность ребенка, усиливается ее целенаправленность; более разнообразными икоординированными становятся движения.
С 3–4 лет происходят существенныеизменения в характере и содержании деятельности ребенка, в отношениях сокружающими: взрослыми и сверстниками. Ведущий вид деятельности в этом возрасте– предметно-действенное сотрудничество.
Наиболее важное достижение этого возрастасостоит в том, что действия ребенка приобретают целенаправленный характер. Вразных видах деятельности – игре, рисовании, конструировании, а также вповседневном поведении дети начинают действовать в соответствии с заранеенамеченной целью, хотя в силу неустойчивости внимания, несформированности, произвольностиповедения ребенок быстро отвлекается, оставляет одно дело ради другого[6].
У малышей этого возраста ярко выраженапотребность в общении со взрослыми и сверстниками. Особенно важную рольприобретает взаимодействие со взрослым, который является для ребенка гарантомпсихологического комфорта и защищенности. В общении с ним малыш получаетинтересующую его информацию, удовлетворяет свои познавательные потребности. Напротяжении младшего дошкольного возраста развивается интерес к общению сосверстниками. В играх возникают первые «творческие» объединения детей. В игреребенок берет на себя определенные роли и подчиняет им свое поведение.
В этом проявляется интерес ребенка к мирувзрослых, которые выступают для него в качестве образца поведения,обнаруживается стремление к освоению этого мира. Совместные игры детей начинаютпреобладать над индивидуальными играми и играми рядом. Открываются новыевозможности для воспитания у детей доброжелательного отношения к окружающим,эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию. В игре, продуктивныхвидах деятельности (рисовании, конструировании) происходит знакомство ребенкасо свойствами предметов, развиваются его восприятие, мышление, воображение.
Трехлетний ребенок способен уже не толькоучитывать свойства предметов, но и усваивать некоторые общепринятыепредставления о разновидностях этих свойств – сенсорные эталоны формы, величины,цвета и др. Они становятся образцами, мерками, с которыми сопоставляютсяособенности воспринимаемых предметов.
Преобладающей формой мышления становитсянаглядно-образное. Ребенок оказывается способным не только объединять предметыпо внешнему сходству (форма, цвет, величина), но и усваивать общепринятыепредставления о группах предметов (одежда, посуда, мебель). В основе такихпредставлений лежит не выделение общих и существенных признаков предметов, аобъединение входящих в общую ситуацию или имеющих общее назначение.
Резко возрастает любознательность детей. Вэтом возрасте происходят существенные изменения в развитии речи: значительноувеличивается запас слов, появляются элементарные виды суждений об окружающем,которые выражаются в достаточно развернутых высказываниях.
Достижения в психическом развитии ребенкасоздают благоприятные условия для существенных сдвигов в характере обучения.Появляется возможность перейти от форм обучения, основанных на подражаниидействиям взрослого, к формам, где взрослый в игровой форме организуетсамостоятельные действия детей, направленные на выполнение определенногозадания.
Задачи развития и воспитания[5]:
1. Развитие потребности в активнойдвигательной деятельности, своевременное овладение основными видами движений,освоение элементарных навыков личной гигиены.
2. Обеспечение познавательного развитиядетей, обогащение представлений об окружающих предметах и явлениях, развитиелюбознательности.
3. Воспитание доброжелательного отношенияк окружающим, эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, общению.
4. Обогащение опыта самопознаниядошкольников.
5. Обучение детей различным способамдействий в условиях предметно-действенного сотрудничества.
Глава II.Значение социально-бытовых навыков в воспитании ребенка
§ 1. Формирование социально-бытовыхнавыков в рамках трудового воспитания
За время пребывания в дошкольномучреждении у ребят должны быть развиты необходимые физиологические ипсихологические предпосылки, физическое здоровье, выносливость,самостоятельность, целеустремленность. Содержание трудового воспитанияопределено программой и включает в себя:
1) ознакомление с трудовой деятельностьюлюдей, имеющее решающее значение для формирования у ребенка первоначальныхпредставлений о роли труда в жизни общества;
2) организация практической трудовойдеятельности детей, в процессе которой постепенно формируются их трудовыенавыки и умения, воспитываются положительные нравственные качества[3].
Радость труда — одно из высокихчеловеческих чувств. Своевременно развить это чувство у маленьких детей — важнаязадача. Если не уделять должного внимания развитию трудолюбия в дошкольномвозрасте, то в последующие годы это будет сделать труднее. Трудоваядеятельность должна способствовать повышению общего развития детей, расширениюих интересов, появлению простейших форм сотрудничества, формированию такихнравственных качеств, как трудолюбие, ответственность за порученное дело,чувство долга и т. д. [7]. В дошкольных учреждениях Российской Федерациивоспитатели проводят большую работу по формированию у детей первоначальныхтрудовых умений и навыков, в том числе и социально-бытовых, нравственномувоспитанию их в процессе трудовой деятельности. Они понимают, что главнаязадача заключается в том, чтобы использовать все возможности и условия длясовершенствования трудового воспитания маленьких детей.
В трудовом воспитании дошкольников большоеместо занимает развитие социально-бытовых навыков, связанных ссамообслуживанием, соблюдением правил гигиены, поддержанием порядка в групповойкомнате и на участке. Этот труд, как никакой другой, дает возможность воспитатьу детей аккуратность, желание поддерживать чистоту и порядок. У дошкольников,постоянно участвующих в хозяйственно-бытовом труде, как правило, сформированобережное отношение к вещам, стремление по собственной инициативе включаться вдежурство, навести порядок, помочь товарищу. Эти дети активно включаются вразличные виды хозяйственно-бытового труда, самостоятельно распределяютобязанности, умеют наметить последовательность работы, критически оценитьрезультаты труда своего и товарищей[5].
В процессе труда активизируются физическиесилы и умственная деятельность детей. Воспитатели помогают каждому ребенкуосознать жизненную необходимость и полезность своего труда для окружающих,вызвать стремление трудиться и интерес к трудовой деятельности, желание принятьучастие в общей работе.
Наряду с достижениями в трудовомвоспитании детей в дошкольных учреждениях есть еще много проблем и нерешенныхвопросов. Нередко еще воспитатели в старших группах, организуя совместнуютрудовую деятельность детей, сами выполняют большую часть работы: поливаютрастения, чистят клетки животных, готовят корм, мастерят игрушки. А детямостаются лишь отдельные поручения — принеси, подай, помоги, подержи, что,естественно, не вызывает у них интереса к трудовому процессу.
Если дети постоянно получают недостаточнуютрудовую нагрузку, они привыкают трудиться без напряжения, без усилий. И когдаребенок попадает в ситуацию, в которой нужно выполнить более сложное задание,он оказывается не в состоянии мобилизовать свои силы и довести начатое дело доконца. Неудача же в свою очередь вызывает отрицательное отношение к труду.
Бывает в практике и другая крайность,когда воспитатели дают завышенные по объему трудовые поручения, не учитываявозможности детей. Нельзя забывать о том, что, если ребенок взялся за работу,потратил много сил, но не добился положительного результата или добился его засчет переутомления, в дальнейшем он будет стремиться уклониться от трудовой деятельности.Надо всегда давать посильную работу детям, чтобы на выполнение затрачивалисьусилия, соответствующие их возрастным возможностям.
Ребята утомляются и тогда, когдадлительное время, занимаясь одним делом, находятся в одной позе, пользуютсяоборудованием, не соответствующим их возрастным возможностям, выполняют большойобъем работы в быстром темпе. Каждому педагогу важно помнить, что никакиебеседы о необходимости трудиться, никакие примеры самоотверженного трудавзрослых не сделают ребенка трудолюбивым, если он сам не испытывает радости оттрудовой деятельности. А любовь к труду возникает и крепнет только в посильномделе[3].
В некоторых дошкольных учрежденияхотсутствуют планомерность и систематичность в организации труда детей, вобучении их трудовым умениям и навыкам, и они участвуют в труде от случая кслучаю. Такой труд не оказывает достаточного воспитательного влияния, неформирует желания работать на пользу коллектива, привычку к систематическомувыполнению трудовых обязанностей.
В таком случае дети к концу пребывания вдошкольном учреждении не умеют, а часто проявляют прямое нежелание участвоватьв работе. На предложение воспитателя что-то сделать отвечают: «Не умею», «Нехочется», «Надоело», «Устал» [8].
§ 2. Развитие социально-бытовых навыковкак средство нравственного воспитания
Актуальной задачей в настоящее времяявляется воспитание у дошкольников нравственно-волевых качеств:самостоятельности, организованности, настойчивости, ответственности,дисциплинированности. Формирование нравственно-волевой сферы – важное условиевсестороннего воспитания личности ребенка. От того как, будет воспитандошкольник в нравственно-волевом отношении, зависит не только его успешноеобучение в школе, но и формирование жизненной позиции. Недооценка важности воспитанияволевых качеств с ранних лет приводит к установлению неправильныхвзаимоотношений взрослых и детей, к излишней опеке последних, что может статьпричиной лени, несамостоятельности детей, неуверенности в своих силах, низкойсамооценки, иждивенчества и эгоизма.
Известно стремление младших дошкольников ксамостоятельности. Оно приобретает нравственный смысл в деятельности, в котороймалыш проявляет свое отношение к окружающим[4]. Это не только выполнениеотдельных поручений взрослых, но и его деятельность по самообслуживанию. Малышеще не осознает, что первая его трудовая деятельность необходима ему самому иокружающим, так как овладение нужными социально-бытовыми навыками позволяет емуобходиться без посторонней помощи, не затрудняя других людей заботой о себе.Ребенок еще не понимает, что тем самым он проявляет заботу о них. Такой мотивтруда младшего дошкольника формируется только под воздействием взрослых.Овладение навыками самообслуживания позволяет ребенку оказывать реальную помощьдругим детям, требует от него определенных усилий для достижения нужногорезультата и способствует выработке настойчивости.
Таким образом, овладение младшимидошкольниками социально-бытовыми навыками – эффективное средство воспитаниятаких нравственно-волевых качеств, как самостоятельность и настойчивость[5].
§ 3. Классификация социально-трудовыхнавыков
Одним из основных методов социальноговоспитания является предоставление ребенку возможности разнообразновоздействовать на окружающий его мир возможности активно связаться ссовременностью, социальной и физической средой. Соприкосновение с социальнойсредой сопровождается в ребенке развитием связей с окружающим обществом, ростомего общественности. Реакция на физическую среду идет параллельно сустановлением отношений социального порядка, но она сопровождается и другогорода не менее важными последствиями для ребенка или детского коллектива.
Это – рот и совершенствование личности,как машины, совершающей все более сложные действия, это – рост трудовых уменийи навыков ребенка. анатомо-физиологическим субстратом этого роста являетсяразвитие тела ребенка и его функций, главным образом его нервно-мышечногоаппарата. Ход этого развития известен в настоящее время лишь приблизительно инуждается в дальнейшем изучении.
Изучение развития социально-трудовыхнавыков у ребенка и соотношение этого развития с полом, возрастом и социальнымпроисхождением и т.д. имеют и непосредственный педагогический интерес, так каклишь хорошо зная социально-трудовые умения данного коллектива, можно построитьправильный план педагогической работы с ним и создать надлежащую обстановку длядальнейшего воспитания активности ребенка. изучение развития трудовых навыков иопределение их наличия в данный момент у ребенка или детского коллектива неменее важны для научной характерологии, ибо эти навыки в очень большой степенине только характеризуют ребенка или коллектив со стороны большей или меньшейфизической силы, ловкости и координации движений, а также дают много указаний нпрошлую жизнь исследуемого ребенка или детколлектива, его интересы и егосоциальную ценность в борьбе за существование.
Подробно рассмотреть социально-бытовыенавыки поможет данная классификация[2]:
1. Навыки по уходу за собой:
Умение надеть рубашку, штанишки,застегивать пуговицы, кнопки, вешать одежду, мыть лицо, шею, уши, вытирать носплатком, чистить зубы, причесывать волосы, пользоваться уборной.
2. Навыки, относящиеся к питанию:
Умение намазать хлеб маслом, налить чай,накрыть стол, убрать со стола, раздать пищу, есть ложкой, пить из чашки и т.д.
3. Элементарные движения:
Умение вытереть ноги при входе, сесть настул, подниматься по лестнице и т.д.
4. Навыки, относящиеся к ручному труду:
Умение держать иглу, сделать узелок,пришить пуговицу, сшить для куклы, стирать для куклы и т.д.
5. Уход за помещением:
Умение открыть окно, дверь ключом,вытирать пыль, постлать постель, зажечь лампу, плиту, выключить свет.
Развитию всех вышеизложенныхсоциально-бытовых навыков способствует навыков создание группы нового образца — группы социально-бытовой ориентации, которая даёт возможность прививать детямнавыки бытового труда.
Специальные задачи социально-бытовойориентации:
1. Обучать детей этике поведения вовремя приема пищи, при общении с людьми
2. Учить детей сервировать столсначала с помощью воспитателя, а затем самостоятельно, убирать посуду послеприема пищи
3. Учить детей мыть посуду подконтролем воспитателя
4. Обучить детей отдельным операциямпри уборке помещения (вытирание пыли, чистка ковра пылесосом)
5. Научить пользоваться бытовымиприборами: магнитофоном, пылесосом
6. Учить детей уходу за комнатнымирастениями (правильный полив).
7. Развивать гигиенические навыки:умение правильно умываться и мыть руки, чистить зубы, пользоваться салфетками(полотенцем), туалетной бумагой
8. Содержать в порядке свою одежду иобувь
9. Развивать умение работать, учитьподчиняться общим требованиям, выполнять словесные инструкции педагога
10. Активизировать познавательныйинтерес
11. Обучать детей сюжетно-ролевымиграм. Учить детей играть по правилам
12. Активизировать речь черезпрактическую деятельность, обогащать словарь детей, развивать связную речь
13. Развивать коммуникативные навыки:учить детей вежливому обращению со сверстниками и со взрослыми в ролевых играхи коммуникативных тренингах и бытовых — ситуациях. Учить детей правильновоспринимать и различать эмоции, мимику, жесты человека: радость, горе, гнев,недовольство, удивление
14. Совершенствовать мелкую моторику,координацию движений руки и глаза.
15. Развивать внимание, зрительную,слуховую и механическую память (разучивание стихов)
16. Совершенствовать мелкую моторику,координацию движений руки и глаза.
17. Развивать внимание, зрительную,слуховую и механическую память (разучивание стихов)
18. Совершенствовать мелкую моторику,координацию движений руки и глаза.
19. Развивать внимание, зрительную,слуховую и механическую память. (разучивание стихов)
20. Развивать наглядно — действенноемышление
21. Развивать элементарныематематические представления: счет до 5, знание основных цветов, геометрическихфигур(круг, квадрат, треугольник, прямоугольник), понятия: много, мало, большие- маленькие, большой — маленький, средний, длинный — короткий. Учить различатьи называть времена года, время суток: утро, день, вечер, ночь
22. Развивать элементарные навыкиконструирования из строительного материала и бумаги по подражанию инаглядно-заданному образцу.
23. Развивать общую моторику вподвижных играх и специальных упражнениях с использованием элементовлогоритмики.
Глава III. Формированиесоциально-бытовых навыков в условиях детского сада
На четвертом году жизни у ребенкаповышаются активность и целенаправленность действий, разнообразнее икоординированнее становятся движения. Дети начинают овладевать умениямидействовать, намечая цель, но из-за неустойчивости внимания быстро отвлекаютсяи переходят от одного дела к другому[3].
В младших группах основной задачейявляется воспитание самостоятельности, положительного отношения к труду.
Положительная оценка взрослого даженебольших успехов ребенка вызывает у малыша удовлетворение, рождает уверенностьв своих силах. Особенно это важно помнить в общении с детьми застенчивыми,робкими. По отношению к ребенку избалованному, имеющему склонность кзазнайству, следует поощрение использовать осторожно.
Навыки самообслуживания у малышейформируются в играх с куклами, в процессе выполнения разнообразных действий(раздевание, одевание, умывание и др.), в дидактических играх типа «Мишказамерз», «Кукла Наташа пришла в детский сад» и др.
Ребенку трехлетнего возраста присущестремление действовать самостоятельно. «Я сам! – заявляет он, часто неосознавая свои возможности. Большое место в трудовой деятельности детей этоговозраста занимает самообслуживание. Организуя труд детей, обучая их навыкамсамообслуживания, важно не подавить стремление к самостоятельности, это великое«завоевание» трехлетнего ребенка – важный фактор в формировании его трудолюбия.
Огромное трудолюбие и педагогический такттребуются от воспитателя, чтобы не только не погасить детскую инициативу, но испособствовать его развитию. Решающее значение имеют игровые приемы, посколькуименно они позволяют воспитателю, с одной стороны, скрыть свою педагогическуюпозицию, а с другой – более активно воздействовать на малыша.
Эффективным приемом может стать положительныйприем сверстников. « Посмотрите, как Таня быстро и правильно одевается!», — говорит педагог. Большое место занимают такие приемы, как рассматриваниеиллюстраций, чтение литературных произведений, использование эмоциональныхпесенок, потешек, пословиц, поговорок. Увлечь ребенка деятельностью посамообслуживанию можно, вызвав у него интерес к предмету. Так, во времяумывания воспитатель дает детям новое мыло в красивой обертке, предлагаетразвернуть посмотреть и говорит: «Какое гладкое мыло, как хорошо оно пахнет! Акак наверно хорошо это мыло пенится! Давайте попробуем!».
Весьма действенным приемом является показинсценировок с помощью игрушек настольного театра, кукол бибабо и т. п. сюжетывоспитатель может придумать сам.
Воспитателю необходимо помнить, что, еслине обращать внимание на то, как ребенок выполняет действие ( как завернулрукава, зашнуровал ботинки, убрал в шкаф сменную обувь), у него не только неформируются необходимые навыки, но и формируются отрицательные привычки (небрежность, неряшливость и т.д.).
Важно побуждать детей к взаимопомощи,используя пример тех, у кого уже воспитаны определенные навыки, учитьвнимательному, доброжелательному отношению друг к другу. Но пользоваться этимприемом следует осторожно, чтобы ребенок не привык к постоянной помощи.
Хозяйственно-бытовой труд в данномвозрасте в основном сводится к выполнению детьми простейших индивидуальныхпоручений. Содержание труда не сложно – это отдельные действия, которые ребенокпроизводит на первых порах совместно со взрослым. И пусть их труд совсемнезначителен, но его следует всячески поощрять, поскольку он содержит зачаткиколлективного труда и способствует воспитанию уважения и бережного отношения ктруду взрослых.
Формирование у ребенка потребностиучаствовать в посильном для него труде способствует воспитанию у малышаинтереса к трудовой деятельности взрослых[1]. Давая малышам элементарныепредставления о труде няни, дворника, шофера, повара, нужно обратить вниманиена добросовестное отношение взрослых к работе. В процессе наблюдения следуетпривлечь внимание детей к трудовым операциям, совершаемым взрослым, рассмотретьс ними материалы и оборудование, которые используются в работе. Нужнообязательно подчеркнуть результат труд. Так у ребенка складываетсяпредставление о том, что в основе каждого трудового процесса лежитудовлетворение той или иной потребности людей. На основе таких конкретныхвпечатлений у ребенка начинает складываться представление о трудовойдеятельности человека, воспитывается положительное отношение к труду, желаниепринимать в нем посильное участие.
В течение дня важно найти для каждогоребенка полезное и важное дело. Можно дать одно и тоже поручение несколькимдетям одновременно, например протереть стулья. Это самая первая ступень кколлективному труду – труд рядом.
Со второго полугодия детям начинаютпрививать умения и навыки дежурства по столовой. Готовят их к этому постепенно.Путем поручений у ребенка исподволь воспитывают умение выполнять несколькотрудовых действий, связанных с накрыванием на стол. Например, сначала его учатставить салфетницы и хлебницы на стол, затем раскладывать ложки. После этого,как ребенок освоит эти действия, его учат расставлять тарелки. Напервоначальных этапах привития навыков дежурства дети накрывают на стол с помощьювоспитателя, затем с незначительной помощью. При этом используютсядидактические игры.
§ 1. Формирование умения самостоятельноесть и пить
Здесь выделяется два аспекта: во-первых,ребенку нужно научиться справляться с той пищей, которую едят все, и во-вторых,научиться делать это без посторонней помощи. Овладеть этими умениями оченьважно, поскольку они помогут ребенку сохранять чувство собственногодостоинства, быть независимым и хорошо чувствовать себя в обществе за пределамидома.
Бывает, что ребенку мешают определенныетрудности физического характера. Они могут сказываться и на способности есть туили иную пищу, и на степени самостоятельности во время еды. Если ваши проблемысвязаны именно с этим, вам не обойтись без помощи квалифицированного специалиста.Правильно подобранные методика и оборудование помогут справиться с этимитрудностями. Иногда сформировать необходимые навыки мешает не неспособность, анежелание. Преодолеть такого рода трудности будет легче, если подходить к нимкак к проблемам поведения. Но прежде, чем сделать вывод о том, что этитрудности относятся к поведенческой сфере, нужно, чтобы ребенок прошелсерьезное медицинское обследование, поскольку его отношение к еде можетоказаться признаком физического нездоровья.
Как научить ребенка есть и пить
Можно представить некоторые соображения поповоду того, как следует поэтапно формировать у ребенка навыки, связанные сприемом пищи и питьем. Поскольку еда и питье составляют часть повседневнойжизни, вы сможете по несколько раз в день заниматься с ребенком — учить его изакреплять достигнутые ранее навыки. Некоторым вещам нужно учить ребенкаодновременно, а некоторые приемы могут вводиться только постепенно — послетого, как ребенок овладеет более ранними навыками.
Основное внимание уделяется навыкамсамообслуживания во время еды, однако не только они заслуживают здесь внимания.Возможно, самое важное в социальном смысле время — это время, когда вся семьясобирается за столом, чтобы вместе пообедать, обсудить насущные проблемы ипланы. Эти минуты дают возможность отрабатывать все навыки общения: от простых- дожидаться своей очереди, до сложных — составлять фразы. Кроме того, вобеденное время ребенок может практиковаться в умении хватать мелкие предметы,отвечать действием на словесные просьбы: «положи» и «дай»,узнавать членов семьи и многое другое.
§ 2. Формирование умение самостоятельноодеваться
Занятия по формированию у ребенка навыков,позволяющих самостоятельно одеваться, чаще чем какие-либо другие, вызывают уродителей известную реакцию: «Самим сделать это гораздо легче ибыстрее». Ничего неверного в этих словах нет — более того, этосовершеннейшая правда!
К тому же, необходимость одеться илираздеться возникает обычно в самое напряженное время дня, когда либо старшиедети спешат на автобус, либо кому-нибудь из них нужно помочь с уроками.Набраться терпения вам поможет мысль о будущем. Подумайте о том времени, когдаваш ребенок-инвалид будет сам справляться со своей одеждой, и у вас появитсявремя для других занятий. Вы сможете сделать для своего ребенка что-нибудь еще,и не только для него, но и для себя. Как найти время для того, чтобы научитьмалыша самостоятельно одеваться? Необходимо пересмотреть распорядок дня ивыделить для занятий с малышом специальное время, которое бы меньшепересекалось со временем обязательных занятий других членов семьи.
§ 3. Формирование умения самостоятельноумываться и приводить себя в порядок
Чаще всего возложить на ребенка всюответственность за умывание и соблюдение личной гигиены оказывается возможнымтолько после 5 лет, то есть, в последние годы его пребывания в детском саду илив первый год учебы в школе. А раньше — ему без вас не обойтись, не толькопотому, что вы должны быть уверены в его безопасности и в том, что он вседелает правильно, но и потому, что часто дети бывают еще не в состояниидотянуться до необходимых предметов туалета. Обычно ванная комната более всехостальных помещений дома оборудуется «под взрослого»: зеркала, краны,полочки для зубных щеток — все это располагается вне пределов досягаемостималенького ребенка.
Тем не менее, уже в первые четыре годажизни очень важно приучать малыша к тому, чтобы он сам за собой ухаживал. Дажетогда, когда без помощи взрослого детям не обойтись, они могут научитьсясамостоятельно заботиться о своей собственной чистоте, могут научитьсяопределять, когда нужно умываться и какое место в распорядке дня занимает этомероприятие. Вы должны быть уверены в том, что в ранние годы ребенок приобрелосновные навыки, необходимые для его будущей независимости.
Легче будет помочь ребенку, если выпопытаетесь взглянуть на ванную комнату его глазами. Может оказаться, чтомалышу будет удобнее, если у раковины поставить маленькую скамеечку илиступеньку. Может быть, вы увидите, что нужно иначе закрепить на бортике ваннымыльницу — так, чтобы ребенок мог дотянуться до нее, не рискуя упасть. Можетбыть, придется пониже установить полочку для зубной щетки малыша.
Самое важное — закрепить зеркало так,чтобы ребенок мог в нем себя видеть. Можно, например, заменить зеркалом одну изкафельных плиток, которыми отделаны стены. Тогда малыш увидит разницу междугрязным лицом и чистым, увидит свои сверкающие белизной зубы, увидит, как онвыглядит, когда у него течет из носа. Практический смысл этого очевиден, но неменее важно то, что зеркало поможет ребенку почувствовать самого себя, понять,как он выглядит, как он сам может себя изменить, как ему нравится выглядеть.Ваш ребенок будет с готовностью и желанием учиться умываться и приводить себя впорядок, если ему помогут взглянуть на это умение как на умение заботиться обочень особой, очень его личности. Преподносить это дело таким образом гораздоэффективнее, чем превращать его в бессмысленную домашнюю работу, навязываемуюдругими [2].
Заключение
В трудовом воспитании дошкольников большоеместо занимает развитие социально-бытовых навыков, связанных ссамообслуживанием, соблюдением правил гигиены, поддержанием порядка в групповойкомнате и на участке. Этот труд, как никакой другой, дает возможность воспитатьу детей аккуратность, желание поддерживать чистоту и порядок. Особое место всистеме воспитания детей занимает дошкольное учреждение, целью деятельностикоторого является развитие детей. Существуют различные методы формированиясоциально-бытовых навыков у детей дошкольного возраста, выбор которыхосуществляется в соответствии с особенностями ребенка, с конкретными условиямии т.д. Овладение данными навыками способствует развитию необходимых умений длясоциализации человека, для формирования самостоятельности, независимости вбытовом отношении, что, безусловно, является и фактором личностного развития.
Формирование социально-бытовых навыковпроисходит постепенно и планомерно. Очень важно при этом активноесотрудничество детского сада и семьи, так как в первую очередь ребенок беретпример со своих родителей.
Библиографический список:
1. Анкудинова Н.Е. Особенностиосознания своих умений у детей 5—7 лет. Автореф. канд. дисс. М., 1959.
2. Бабунова Т.М. Дошкольнаяпедагогика. – М… 2007.
3. Васильева М.А. Трудовое воспитание// Дошкольное воспитание. – 2005. – № 4.
4. Козлова С.А. Нравственное ирудовое воспитание дошкольников – М.: Просвещение, 2002. 271 с.
5. Куцакова Л.В. Нравственно-трудовоевоспитание ребенка-дошкольника. – М., 2004. – С.45-54.
6. Логинова В.И. Дошкольная педагогика(часть 2). М.: Просвещение, 1988.-270с.
7. Народное образование в СССР. Сб.документов 1917—1973 гг. М., 1974, с. 96.
8. Сухомлинский В.А. Избр. пед. соч.В 3-х т. М., 1979, т. 1, с. 229.