Министерство образованияи науки Удмуртской Республики
Государственноеобразовательное учреждение
Среднегопрофессионального образования
«Удмуртскийреспубликанский социально-педагогический колледж»
Курсовая работа
По методике развития речи
Тема: «Формированиесловаря детей с помощью дидактических игр»
2008 г
Содержание
Введение
1. Формирование словарядетей в дошкольном возрасте
1.1 Особенностиформирования словаря детей в дошкольном возрасте
1.2 Задачи детского садапо формированию словаря детей
1.3 Методика формированиясловаря на занятии и вне занятия
2. Использование игр вразвитии словаря
2.1 Игра – ведущаядеятельность детей дошкольного возраста
2.2 Виды дидактическихигр
2.3 Руководстводидактической игрой на занятии и вне занятий
Заключение
Список используемойлитературы
Введение
Богатая ихорошо развитая речь служит средством полноценного общения и развития личности.Лексика как важнейшая часть языковой системы имеет огромное общеобразовательноеи практическое значение. Богатство словаря есть признак высокого развития речиребенка. Обогащение словарного запаса являются необходимым условием дляразвития коммуникативных умений детей.
Актуальностьтемы исследования.Проблема формирования словарного запаса занимает важнейшееместо в современной логопедии, а вопрос о состоянии словаря и о методике егоразвития является одним из актуальных вопросов.
В ряду задач,стоящих перед дошкольным учреждением, важное место занимает задача подготовкидетей к школе. Одним из основных показателей готовности ребенка к успешномуобучению является правильная, хорошо развитая речь. Хорошая речь – важнейшееусловие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речьребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности впознании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения сосверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи детей, о еечистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которымисчитаются любые отклонения от общепринятых норм данного языка. Проблемаформирования лексико-грамматического строя речи является одной из самыхактуальных проблем современной логопедии. Выделяют два этапа формированияграмматического строя речи: первым является этап практического овладениялексико-грамматическим строем в ситуации речевого общения, на которомформируется языковое чутье; на втором этапе происходит осознание ребенкомязыковых закономерностей, что предполагает использование различных упражненийпо совершенствованию языковых навыков. В дошкольном возрасте большое значение вречевом развитии детей имеет игра. Ее характером определяются речевые функции,содержание и средства общения. Для речевого развития используются все видыигровой деятельности. Дидактические игры используются для решения всех задачречевого развития. Они закрепляют и уточняют словарь, изменения и образованиеслов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительнуюречь. Словарные дидактические игры помогают развитию как видовых, так и родовыхпонятий, освоению слов в их обобщённых значениях. В этих играх ребенок попадаетв ситуации, когда он вынужден использовать приобретенные речевые знания исловарь в новых условиях. Они проявляются в словах и действиях играющих.Дидактические игры – эффективное средство закрепления грамматических навыков,так как благодаря диалектичности, эмоциональности проведения изаинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка вповторении нужных словоформ.
Теоретическая основаисследования: для решенияпоставленных задач использовался комплекс теоретических и практических методовисследования: анализ философской, психологической, педагогической,научно-методической литературы по проблеме исследования; изучение социального ипедагогического опыта; опытно-экспериментальные методы исследования:психолого-педагогическое проектирование.
Методологическойосновой исследования являются концепции о связи мышления и речи, о месте и роли языкав процессе развития ребенка, теория речевой деятельности (Л.С. Выготский, И.Т. Власенко,Н.И. Горелов, А.А. Леонтьев, А.Н. Леонтьев, Н.И. Жинкин идр.).
Объектисследования:формирование словаря у детей дошкольного возраста.
Предметисследования:дидактическая игра как средство формирования словаря у детей дошкольноговозраста.
Цель педагогического проекта:спроектировать систему дидактических игр, направленных на развитие речи детейдошкольного возраста.
Задачи:
1) выявитьособенности формирования словаря детей дошкольного возраста;
2)разработать направления и содержание логопедической работы по формированиюсловаря;
3) Изучитьспецифику проведения дидактических игр с детьми дошкольного возраста.
Гипотеза: возможно систематизациятеоретического материала и эмпирического исследования позволит разработать ипоэтапно реализовывать систему дидактических игр, направленных на развитие речидетей дошкольного возраста.
1. Формирование словарядетей в дошкольном возрасте
1.1 Особенностиформирования словаря детей в дошкольном возрасте
В дошкольномвозрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы емуобщаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, пониматьлитературу, телевизионные и радиопередачи и т.д.
Развитиесловаря понимается как длительный процесс овладения словарным запасом,накопленным народом в процессе его истории.
Прежде всего,бросаются в глаза количественные изменения в словаре ребенка. В 1 год малышактивно владеет 10–12 словами, а к 6 годам его активный словарь увеличиваетсядо 3–3,5 тысяч.
Говоря окачественной характеристике словаря, следует иметь в виду постепенное овладениедетьми социально закрепленным содержанием слова, отражающим результат познания.Этот результат познания закрепляется в слове, благодаря чему осознаетсячеловеком и передается в процессе общения другим людям.
В силунаглядно-действенного и наглядно-образного характера мышления ребеноковладевает прежде всего названиями наглядно представленных или доступных дляего деятельности групп предметов, явлений, качеств, свойств, отношений, которыеотражены в словаре детей достаточно широко.
Этим же объясняетсяили отсутствие в словаре дошкольников таких слов, которые обозначают болееабстрактные понятия или искажение их смысла.
Другойособенностью является постепенное овладение значением, смысловым содержаниемслова. Так как понятийное мышление у ребенка-дошкольника еще не сложилось, то исмысл слова, которым он овладевает, не может быть на определенном возрастномэтапе понятийным. Поначалу ребенок относит слово лишь к конкретному предметуили явлению. Такое слово не имеет обобщающего характера, оно лишь сигнализируетребенку о конкретном предмете, явлении или вызывает их образы (например, дляребенка слово часы обозначает только те часы, которые висят на этойстене).
По мере тогокак дошкольник осваивает окружающую действительность – предметы, явления(особенности, свойства, качества), он начинает их обобщать по тем или инымпризнакам. Часто обобщения делаются по признакам несущественным, ноэмоционально значимым для ребенка. В этом случае слово обозначает обобщение, ноего содержание часто расходится с социально закрепленным, являясь либочрезмерно узким, либо чрезмерно широким. Типичен пример, когда малыш «кисой»называет не только кошку, но и другие меховые, пушистые предметы, чрезмернорасширяя смысл этого слова. В другом случае слово мама он относит толькок своей маме, братом называет только своего брата, сужая смысл слова дочрезвычайно конкретного.
Это жеявление на другом содержании прослеживается у более старших детей. Так, овощамиони часто считают только морковь, лук, свеклу, не включая сюда, например,капусту, огурец, помидор. В другом случае, расширяя значение слова, детивключают в понятие «овощи» некоторые виды фруктов, грибы, мотивируя это тем,что «все это растет» или «все это едят». И лишь постепенно, по мере развитиямышления, они овладевают объективным понятийным содержанием слова. Такимобразом, значение слова на протяжении дошкольного детства изменяется по мереразвития познавательных возможностей ребенка.
Еще однаособенность словаря дошкольника – это значительно меньший его объем посравнению со словарем взрослого, так как опыт познания ребенка и,следовательно, объем накопленных сведений об окружающем значительно уступаетобъему знаний взрослого человека.
Такимпринципом прежде всего является опора при формировании словаря у детей наактивное и действенное познание ими окружающей действительности. В структурепрограммы этот принцип реализуется таким образом, что содержание словарнойработы включено в разделы, посвященные разным видам деятельности (труд, игра,занятия, бытовая деятельность).
Следующимпринципом является связь содержания словарной работы с постепенноразвивающимися возможностями познания ребенком окружающего мира. Таким образом,содержание словарной работы усложняется от одной возрастной группы к другой.
Усложнение всодержании программы словарной работы можно проследить в трех следующихнаправлениях:
1. Расширениесловаря ребенка на основе ознакомления с постепенно увеличивающимся кругомпредметов и явлений.
2. Введение слов,обозначающих качества, свойства, отношения, на основе углубления знаний опредметах и явлениях окружающего мира.
3. Введение слов,обозначающих элементарные понятия, на основе различения и обобщения предметовпо существенным признакам.
Эти тринаправления словарной работы имеют место во всех возрастных группах ипрослеживаются на разном содержании: при ознакомлении с объектами и явлениямиприроды, предметами материальной культуры, явлениями общественной жизни и т.д.
Содержаниесловарной работы опирается на постепенное расширение, углубление и обобщениезнаний детей о предметном мире.
По мереразвития познавательных возможностей детей все большее место в словарной работезанимает содержание, связанное с ознакомлением с жизнью людей, их трудом иотношениями.
С младшеговозраста дошкольников начинают знакомить с трудом взрослых, и на этой основевводится соответствующий словарь, обозначающий названия профессий, трудовыхдействий и операций, результатов труда.
С возрастомуглубляется содержание знаний о труде, в соответствие с этим словарьпополняется названиями трудовых действий (повар режет, жарит, готовит обед,парикмахер стрижет, причесывает) и, что особенно важно, названиямирезультатов труда (постриг, вылечил, приготовил обед и т.п.).
В слове длядетей объективируется и направленность труда – для кого предназначен результаттруда, чем он ценен.
На четвертомгоду расширение словаря детей обеспечивается ознакомлением с новыми профессиямилюдей (воспитатель, музыкальный работник, заведующая детским садом,продавец, строитель) и их трудовыми операциями (воспитатель занимается сдетьми, играет, читает им).
Кроме того,дошкольникам показывают отношения людей к технике, к труду и в труде, вводятсоответствующий словарь: старательно, слаженно, дружно, умело, бережно ит.п.
В итоге удетей накапливается значительный объем знаний и соответствующий словарь, чтообеспечивает свободное их общение в широком плане (общение со взрослыми исверстниками и т.д.).
Припроведении таких занятий следует учитывать ряд положений:
1. Словарнаяработа на занятиях опирается на вычленение качеств и свойств предметов, поэтомувоспитатель должен уметь организовать их тщательное сенсорное обследование.Способы обследования формируются у детей в процессе обучения на этих жезанятиях.
2. Формированиеспособов обследования требует точных указаний воспитателя к использованию обследовательскогодействия.
1.2 Задачидетского сада по формированию словаря детей
Чтобы статьвысокообразованным, человек должен овладеть всеми богатствами родного языка.Поэтому одна из главнейших задач детского сада – формирование правильной устнойречи детей.
Развитие речинужно тесно связывать с развитием мышления ребенка. Освоение языка, егограмматического строя дает возможность детям свободно рассуждать, спрашивать,делать выводы, отражать разнообразные связи между предметами и явлениями.
Важнейшейпредпосылкой для решения речевых задач в детском саду является правильнаяорганизация обстановки, в которой бы у детей появилось желание говорить,называть окружающее, вступать в речевое общение.
Когда мыбудем конкретизировать общую задачу формирования правильной устной речи ивыделять составляющие ее частные задачи, то всегда будем подразумевать этоединство смыслового содержания и правильной формы речи детей. Таких частныхзадач, соответствующих основным компонентам языка и речи, можно выделить семь.
1. Развитиесловаря. В период дошкольного детства усваиваются слова из основного словарногофонда языка, отбор их зависит от словаря окружающих, от ориентировки ребенка вокружающем мире и т.д.
В детскомсаду существует программа словарной работы, ориентирующая воспитателя на отборпрежде всего такого словаря, который нужен для нормального общения ребенка сокружающими и который стихийным путем приобретается им медленной, с трудом, сошибками. Воспитатель специальными приемами добивается, чтобы дети не толькознали и понимали смысл необходимых слов, но и активно использовали их в своейречи, чтобы у них развивались интерес и внимание к слову. (Почему так говорят?Можно ли так сказать? Как сказать лучше, точнее?).
Воспитываякультуру устной речи, необходимо отучать детей от грубых выражений или словпросторечных, заменяя их литературными. Словарная работа осуществляется в связис ознакомлением детей с окружающим. Сообщение слова, обозначающего какой-нибудьпредмет или явление, происходит во время общего учебно-воспитательного процессаознакомления с этим объектом.
2. Формированиеграмматической стороны речи. Словарь является строительным материалом дляязыка. Грамматика устанавливает нормы изменения слов и способы их соединения впредложении.
Ребенокслышит от окружающих грамматический оформленную речь. Осмысливая услышанное, онусваивает грамматический строй, познает модели языка.
Воспитательзнакомит детей с новыми для них грамматическими формами, закрепляет правильноеупотребление наиболее трудных форм, в конечном итоге вырабатывает привычкуговорить грамматически правильно.
3. Воспитаниезвуковой культуры речи. Прежде всего, ребенок должен овладеть звуковым строемязыка, правильным звукопроизношением. Работа над звуковой стороной речиосновывается на данных русской фонетики и орфоэпии. Ребенок, подражая и учась,целенаправленно (под воздействием взрослых) усваивает систему ударений в словах,интонационный строй родного языка, произношение слов.
Важнейшеекачество звучащей речи – ее выразительность, ее значение в их будущей, взрослойжизни, когда каждому придется выступать перед аудиторией. Нужно не сдерживать иподавлять, а развивать естественную выразительность речи детей.
Дошкольныйвозраст – благодатная пора для выработки таких речевых привычек и способностей.
4. Формированиеразговорной (диалогической) речи: умения детей слушать и понимать обращенную кним речь, поддерживать разговор, отвечать на вопросы и спрашивать. Уровеньсвязной разговорной речи зависит от состояния словаря ребенка и от того,насколько он овладел грамматическим строем языка. Воспитатель влияет насодержательность детских разговоров, поощряет желание узнавать друг у другачто-то новое. Воспитатель должен подсказывать детям, что, если спрашивать взрослыхоб их труде, отдыхе ит. д., можно узнать много интересного.
5. Обучениерассказыванию (монологической речи). Овладение монологической речью очень важнодля подготовки детей к школе, где этот навык будет закрепляться. Связная речьспособствует формированию мышления, различных его качеств. Кроме того, рассказребенка помогает выявить запас его слов, умение строить фразы, композиционнооформлять содержание. У детей формируется умение слушать устные рассказы, невсегда сопровождаемые показом, понимать их, затем подражать прослушанному –пересказывать.
В детскомсаду воспитывается умение рассказывать неторопливо, обдумывая свои мысли,обращаясь к слушателям, а также умение выступать перед незнакомой аудиторией(на празднике, в присутствии взрослых, в другой группе). Что способствуетсовершенствованию речи, развивает находчивость, навыки поведения в коллективе.
6. Ознакомлениес художественной литературой. Воспитатель формирует у детей некоторыеэлементарные умения: слушать и понимать художественные произведения,высказывать суждения об их героях. Дети должны научиться запоминать ивыразительно читать наизусть небольшие доступные по содержанию стихотворения.Все эти задачи тесно связаны с воспитанием нравственного облика и эстетическихчувств детей. Воспитателю нужно пробудить у каждого ребенка интерес к чтению ирассматриванию иллюстраций, научить правильно обращаться с книгой, делитьсясвоими знаниями с товарищами. Нужно добиться, чтобы в детском садухудожественное слово было постоянным спутником детей, звучало в повседневнойразговорной речи.
7. Подготовкадетей к обучению грамоте. Вся педагогическая работа по развитию речи ребенка вдетском саду подготавливает его к обучению в школе, где необходимы правильнаяустная речь, умение слушать других, вникать в содержание их речи, принеобходимости дополнить или исправить ответ товарища. Для успешного учения вшколе наибольше значение имеют следующие качества: умение слышать сказанноепедагогом, умение ясно, точно, грамматически правильно выражать свои мысли враспространенных предложениях, небольших связных рассказах.
Итак, мывыделяем семь основных задач развития речи детей. Большинство задач решается вовсех возрастных группах детского сада, только конкретное содержание ихразлично: оно зависит от возрастных возможностей детей. Каждая из указанныхзадач имеет и образовательную и воспитательную сторону. В процессе развитияречи происходит формирование умственных качеств личности, решаются важныезадачи нравственного, эстетического воспитания.
Такимобразом, знание основных задач развития речи не является формальнымтребованием, оно необходимо для правильной организации работы в детском саду.
Программаразвития речи в детском саду.
Программаразвития речи детей определяет круг знаний об окружающем и соответствующий объемсловаря, речевые умения и навыки, которые должны быть усвоены детьми на каждомвозрастном этапе, а также предусматривает воспитание определенных качествличности. Например, выдвигая задачу формирования навыков диалогической речи(уметь отвечать на вопросы и задавать их), программа одновременно подчеркиваетнеобходимость воспитания у детей таких качеств, как общительность, вежливость,приветливость, сдержанность.
Программаразвития речи, как и вся «Программа воспитания в детском саду», в целомпостроена на научных основах. Прежде всего, всем своим содержанием онанаправлена на реализацию теории коммунистического воспитания, т.е. навсестороннее развитие личности ребенка.
Кроме того, воснову программы положены данные психологии и смежных наук об овладенииребенком устной речью и особенностях его познавательной деятельности, чтоопределяет объем и последовательность требований к детям на разных возрастныхступенях.
Программапостроена также с учетом важнейшего педагогического положения о ведущей ролидеятельности в развитии ребенка; е материал имеет сложную структуру, так каксоотнесен с различными видами детской деятельности (игра, быт, занятия и др.).
И, наконец,необходимо сказать, что программа развития речи создана с учетом главныхдидактических принципов – систематичности и взаимосвязи учебного материала, егоконкретности и доступности; в ней прослеживается концентричность в формированииу детей речевых умений (т.е. прохождение на каждом возрастном этапе одних и техже разделов с постепенным расширением и углублением их содержания).
Все задачи итребования в программе изложены кратко. Четко названы лишь общие требования кзнаниям и умениям детей. Каждое общее требование программы воспитатель долженнаучиться конкретизировать. Например, знакомя детей старшей группы скаким-нибудь объектом или явлением, указанным в разделе «Ознакомление сокружающим и развитие речи», следует помнить о конкретных требованиях ксловарю, учить детей находить ответы на разнообразные вопросы: кто? Что? Каковыдетали и части предмета? Как назвать группу предметов одним-двумя словами?(Существительные конкретные и собирательные.) Какой? Чей? Как? Где? Куда?Когда? Для чего? Почему? Что делает? (При ответах ребенок употребляетприлагательные, местоимения, наречия, глаголы, предлоги, союзы.) Сколько?Который? (Числительные количественные, порядковые.)
Так,программа рекомендует познакомить детей старшей группы с трудом повара. Приэтом называется ряд бытовых машин, которые они должны увидеть (картофелечистка,овощерезка).
Средстваосуществления программы
Программаразвития речи реализуется в той или иной деятельности детей (учебной, игровой,трудовой, бытовой).
Посколькувоспитание в широком смысле (и входящее в это понятие формирование речи)осуществляется взрослым через какую-нибудь деятельность, эти виды деятельностиможно условно назвать средствами. Таким образом, можно считать средствамиразвития речи обучение, игру, труд, бытовую или повседневную деятельность,восприятие произведений искусства, т.е. любую деятельность, если ею руководит иее направляет взрослый.
Вповседневной жизни дети и самостоятельно пользуются речью. Но если их оставитьбез руководства взрослого, могут закрепляться отрицательные качества речи:жаргонные, бранные выражения, грубые интонации, примитивность словаря,грамматические ошибки и т.д. Вместе с тем и плохо организованная деятельность,происходящая в молчании или при пассивном выслушивании указаний воспитателя,тоже не окажет заметного влияния на речь детей.
В условияхобщественного воспитания ведущим средством формирования речи ребенкаявляется обучение.
Обучениеродному языку – планомерный, целенаправленный процесс развития познавательныхспособностей детей, усвоения ими системы элементарных знаний об окружающем исоответствующего словаря, формирования речевых умений и навыков.
Основнаяформа дошкольного обучения – занятия.
В детскомсаду понятие «новый материал» по развитию речи порою бывает относительно, таккак дети сталкиваются с теми языковыми явлениями, которыми они повседневнопользуются в своей речи (звуки, интонация, грамматические формы, слова). Ивсе-таки можно с уверенностью говорить о преподнесении детям нового. Этоистолкование, объяснение знакомых фактов, накопление новых представлений,формирование новых навыков. А.П. Усова отмечала, что представления,которые практика вносит в сознание и поведение детей, как будто им совершеннознакомы, но разрозненны, случайны, истолкованы с детской точки зрения. Занятиядолжны открывать детям то, что нужно видеть, как видеть, а также какдействовать.
1.3 Методикаформирования словаря на занятии и вне занятия
Как правило,в беседе используется целый комплекс приемов обучения. Это объясняетсямногообразием воспитательно-образовательных задач. Одна группа специфичныхприемов обеспечивает работу детской мысли, помогает строить развернутыесуждения; другая облегчает поиск точного слова, запоминание его и т.д.
Ведущую рольв беседе играют вопросы поискового и проблемного характера, требующиеумозаключений о связях между объектами: почему? Зачем? Из-за чего? Чем похожи?Как узнать? Каким образом? Для чего? Важны также вопросы, стимулирующиеобобщение: какие же удобства созданы для жителей города на нашей улице? Прокаких ребят можно сказать – это друзья? Как вы теперь сможете объяснить, что вдетском саду работает целый коллектив взрослых, сотрудников? Меньшее местозанимают более простые по содержанию репродуктивные (констатирующие) вопросы:что? Где? Сколько? Как называется? Какой? И т.п. Как правило, в каждойзаконченной части беседы вопросы располагаются в такой примернойпоследовательности: сначала репродуктивные, для того чтобы оживить опыт детей,затем немногочисленные, но достаточно сложные поисковые вопросы для осмыслениянового материала и в заключение 1–2 обобщающих.
Воспитателюнужно помнить о правильной методике постановки вопросов. Четкий, конкретныйвопрос произносится неторопливо. Для того, чтобы ребенок мог «оформить мысль»,подготовиться к ответу, педагог выдерживает паузу.
Для решениядругих задач – расширения и уточнения знаний дошкольников, активизации памяти иэмоций – используются следующие приему: объяснение и рассказ воспитателя,чтение художественных произведений (или отрывков), в том числе пословиц,загадок, показ наглядного материала, игровые приемы (кратковременные словесныеигры или упражнения, привлечение игрового персонажа или создание игровойситуации, например получение «письма» или «бандероли» из другого детского садаи т.п.).
Следуетнапомнить о правильном использовании наглядного материала. Его можнодемонстрировать в любой структурной части беседы и с разными целями: длялучшего усвоения нового, для уточнения уже имеющихся представлений, оживлениявнимания и т.д. Еще до занятия воспитатель должен придумывать, где хранить этонаглядный материал, каким образом можно быстро достать его, продемонстрироватьи снова убрать.
Характербеседы должен быть непринужденным, естественным, при котором не толькодопускаются хоровые реплики детей, живые реакции, смех, но и должны быть виднысерьезные усилия их мысли.
В методикеформирования разговорной речи детей преобладают рекомендации к обучению ребенкавосприятию вопросов взрослого и к ответам на них. Появляются исследования идругой стороны этой проблемы – обучения детей вопросным формам речи. Вопросы –показатель интеллектуального развития ребенка. Вести диалог – это умениевовремя задать содержательный вопрос в правильном, понятном речевом оформлении.Дл активного обучения такому умению проводятся специальные занятия нового типа– игры или «учебные ситуации». Проблемно-поисковый характер этих занятий ставитребенка перед необходимостью задавать вопросы педагогу и товарищам. Воспитательдает детям образцы вопросительной конструкции предложений.
Например,нужно было рассмотреть две картины – про белую медведицу и бурую, рассказатьпро бурую медведицу и закончить вопросом о белой.
Воспитательдолжен спросить и о том, что не изображено.
Овладениедетьми вопросной формой речи может осуществляться и в дидактических играх. Длястарших детей разработана игра «Хочешь узнать – задай вопрос». Детям предлагаетсянесколько бытовых предметов, с которыми они сравнительно редко сталкиваются(терка, нож для чистки рыбы и т.д.). За каждый вопрос (по предварительномуобразцу педагога) по поводу этих вещей ребенок получает фишку. Особеннопоощряются вопросы о свойствах, деталях предметов. В конце игры на сложныевопросы отвечает взрослый, по фишкам устанавливается победитель.
2. Использование игр вразвитии словаря
2.1 Игра – ведущаядеятельность детей дошкольного возраста
В дошкольномвозрасте игра становится ведущим видом деятельности, но не потому, чтосовременный ребенок, как правило, большую часть времени проводит в развлекающихего играх, – игра вызывает качественные изменения в психике ребенка. Настоящееигровое действие будет происходить только тогда, когда ребенок под однимдействием подразумевает другое, под одним предметом – другой. Игровое действиеносит знаковый (символический) характер. Именно в игре наиболее яркообнаруживается формулирующаяся знаковая функция сознания ребенка. Ее проявлениев игре имеет свои особенности. Игровые заместители должны давать возможностьдействовать с ними так, как с замещаемым предметом. Поэтому, давая своеназвание избранному предмету-заместителю и приписывая ему определенныесвойства, ребенок учитывает и некоторые особенности самогопредмета-заместителя.
В игровойдеятельности дошкольник не только замещает предметы, но и берет на себя ту илииную роль и начинает действовать в соответствии с этой ролью. Хотя ребенокможет брать на себя роль коня или страшного зверя, чаще всего он изображаетвзрослых людей – маму, воспитательницу, шофера, летчика. В игре ребенку впервыеоткрываются отношения, существующие между людьми в процессе их трудовойдеятельности, их права и обязанности.
Обязанностипо отношению к окружающим – это то, что ребенок чувствует необходимымисполнять, исходя из роли, которую он взял на себя. Другие дети ожидают итребуют, чтобы он правильно выполнял взятую на себя роль. При исполнении ролипокупателя, например, ребенок постигает, что он не может уйти, не уплатив зато, что выбрал.
В ролевойигре дети отражают окружающее их многообразие действительности. Онивоспроизводят сцены из семейного быта, из трудовой деятельности ивзаимоотношений взрослых, эпохальные события (космические полеты, арктическиеэкспедиции) и т.д. Отражаемая в детских играх действительность становитсясюжетом ролевой игры. Чем шире сфера действительности, с которой сталкиваютсядети, тем шире и разнообразнее сюжеты игр.
Содержаниеролевой игры у старших дошкольников становится подчинением правилам, вытекающимиз взятой на себя роли. Дети этого возраста чрезвычайно придирчиво относятся квыполнению правил. Исполняя в игре правила общественного поведения, детиустремляют внимание на то, что бывает. Поэтому они спорят о том, что бывает ичего не бывает: «Мамы так не делают!»; «Разве доктор так обращается с больным?»и т.п.
Такимобразом, развитие сюжета и содержания ролевой игры отражает все более глубокоепроникновение ребенка в жизнь окружающих взрослых людей.
В игресуществуют два вида взаимоотношений – игровые и реальные. Игровыевзаимоотношения отражают отношения по сюжету и роли. Так, если ребенок взял насебя роль Карабаса-Барабаса, то он будет в соответствии с сюжетом утрированнозлобно относиться к детям, взявшим на себя роли других персонажей сказки А. Толстого«приключения Буратино, или Золотой ключик».
Реальныевзаимоотношения – это взаимоотношения детей как партнеров, товарищей,выполняющих обще дело. Они могут договариваться о сюжете, распределении ролей,обсуждают возникающие в ходе игры вопросы и недоразумения. В игровойдеятельности возникают определенные формы общения детей. Игра требует отребенка таких качеств, как инициативность, общительность, способностькоординировать свои действия с действиями группы сверстников, чтобы устанавливатьи поддерживать общение.
С развитиемигровых умений и усложнением игровых замыслов дети начинают вступать в болеедлительное общение. Сама игра требует этого и способствует этому. Глубжепроникая в жизнь взрослых людей, ребенок обнаруживает, что эта жизнь постояннопротекает в общении, во взаимодействии с другими людьми. Стремлениевоспроизвести в игре взаимоотношения взрослых приводит к тому, что ребенокначинает нуждаться в партнерах, которые играли бы вместе с ним. Отсюдавозникает необходимость договориться с другими детьми, вместе организоватьигру, включающую несколько ролей.
В совместнойигре дети учатся языку общения, взаимопонимания и взаимопомощи, учатсясогласовывать свои действия с действиями другого.
Роль игрыв психическом развитии ребенка
В игровойдеятельности наиболее интенсивно формируются психические качества и личностныеособенности ребенка. В игре складываются другие виды деятельности, которыепотом приобретают самостоятельное значение.
Игроваядеятельность влияет на формирование произвольности психических процессов. Так,в игре у детей начинают развиваться произвольное внимание и произвольнаяпамять. В условиях игры дети сосредоточиваются лучше и запоминают больше, чем вусловии лабораторных опытов. Сами условия игры требуют от ребенкасосредоточения на предметах, включенных в игровую ситуацию, на содержанииразыгрываемых действий и сюжета.
Игроваяситуация и действия в ней оказывают постоянное влияние на развитие умственнойдеятельность ребенка дошкольного возраста. В игре ребенок учится действовать сзаместителем предмета – он дает заместителю новое игровое название и действуетс ним в соответствии с названием. Предмет-заместитель становится опорой длямышления. Таким образом, игра в большей мере способствует тому, что ребенок постепеннопереходит к мышлению в плане представлений.
Ролевая играимеет определяющее значение для развития воображения. В игровой деятельностиребенок учится замещать предметы другими предметами, брать на себя различныероли. Эта способность ложится в основу развития воображения.
Продуктивныевиды деятельности ребенка – рисование, конструирование – на разных этапахдошкольного детства тесно слиты с игрой. Так, рисуя, ребенок часто разыгрываеттот или иной сюжет. Нарисованные им звери сражаются между собой, догоняют другдруга, люди идут в гости и возвращаются домой, ветер сдувает висящие яблоки ит.д. Стройки из кубиков вплетается в ход игры. Ребенок – шофер, он везет блокина строительство, затем он грузчик, выгружающий эти блоки, наконец,рабочий-строитель, строящий дом. В совместной игре эти функции распределяютсямежду несколькими детьми. Интерес к рисованию, конструированию первоначальновозникает именно как игровой интерес, направленный на процесс создания рисунка,конструкции в соответствии с игровым замыслом. И только в среднем и старшемдошкольном возрасте интерес переносится на результат деятельности (например,рисунок), и она освобождается от влияния игры.
Очень большоевлияние игра оказывает на развитие речи. Игровая ситуация требует от каждого включенногов нее ребенка определенного уровня развития речевого общения. Если ребенок не всостоянии внятно высказывать свои пожелания относительно хода игры, если он неспособен понимать товарищей по игре, он будет в тягость им. Необходимостьобъясниться со сверстниками стимулирует развитие связной речи.
Игра какведущая деятельность имеет особое значение для развития знаковой функции речиребенка. Знаковая функция пронизывает все стороны и проявления человеческойпсихики. Усвоение знаковой функции речи ведет к коренной перестройке всехпсихических функций ребенка. В игре развитие знаковой функции осуществляетсячерез замещение одних предметов другими. Предметы-заместители выступают какзнаки отсутствующих предметов. Знаком может быть любой элемент действительности(предмет человеческой культуры, игрушка), выступающий в качестве заместителядругого элемента действительности.
В игреребенок постигает специфические знаки двоякого типа: индивидуальные условныезнаки, имеющие мало общего по своей чувственной природе с обозначаемымпредметом, и иконические знаки, чувственные свойства которых визуальноприближены к замещаемому предмету.
Действиязамещения, кроме того, способствуют развитию у ребенка свободного обращения спредметами и использования их не только в том качестве, которое было усвоено впервые годы детства, но и по-другому (чистый носовой платок, например, можетзаменить бинт или летнюю шапочку).
Игра какведущая деятельность имеет особое значение для развития рефлексивного мышления.
Рефлексия –это способность человека анализировать свои собственные действия, поступки,мотивы и соотносить их с общечеловеческими ценностями, а также с действиями,поступками, мотивами других людей. Рефлексия способствует адекватному поведениючеловека в мире людей. В ролевой игре возникают предпосылки к рефлексии какчисто человеческой способности осмысливать свои собственные действия, предвидяреакцию других людей.
Влияниеигрушки на психическое развитие ребенка
Игрушка –предмет, служащий для забавы и развлечения, но одновременно являющийсясредством психического развития ребенка.
Игрушки –копии реальных орудий имеют совершенно иные функции, чем сами орудия. Онислужат для развития у ребенка не частных профессиональных качеств, а некоторыхобщих качеств, например, меткости, ловкости.
Игрушки –копии предметов, существующих в быту взрослых, приобщают ребенка к этимпредметам тем, что ребенок познает их функциональное назначение, что помогаетему психологически войти в мир постоянных вещей.
Особое местосреди игрушек занимают куклы и мягкие игрушка, изображения мишки, зайца,обезьяны, собаки и др. Первоначально ребенок выполняет с куклой только тедействия, которые ему показывает взрослый: качает куклу, возит ее в коляске,кладет в кроватку. Это, прежде всего подражательные действия, а не изображениеотношений взрослых. В дальнейшем взрослый предлагает ребенку куклу илигрушечную зверюшку как объект для эмоционального общения. Ребенок учитсяпокровительствовать, проявлять заботу, сопереживать игрушке во всех еекукольных перипетиях, которые ребенок сам создает в своем воображении на основесобственного опыта. Ребенок, играя с куклой ил игрушечной зверюшкой, учитсярефлексии, эмоциональному отождествлению.
Большоевлияние на эмоциональное отношение к игрушке оказывает фактура материала, изкоторого она сделана. Дети избирательно относятся к игрушкам, изображающим однои то же животное, но с разной фактурой. Мягкие, пушистые материалы вызываютположительные эмоции, стимулируют ребенка к игре.
Важноезначение имеет также соотношение пропорций головы и тела игрушки. Установлено,что определенное соотношение пропорций игрушки вызывает покровительственноеотношение. Укороченный овал лица куклы или мордочки зверюшки, пухлые щеки,маленький нос и большие глаза – такой облик игрушки вызывает у ребенка приливнежных чувств.
Любимаяигрушка учит ребенка доброте, способностью идентифицироваться с куклой, сприродой, с другими людьми.
2.2 Виды дидактическихигр
В дошкольнойпедагогике все дидактические игры можно разделить на три основных вида: игры спредметами (игрушками, природным материалом), настольно-печатные и словесныеигры.
Игры спредметами
В играх спредметами используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатсясравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр втом, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками:цветом, величиной, формой, качеством. В играх решаются задачи на сравнение,классификацию, установление последовательности в решении задач. По мере овладениядетьми новыми знаниями задания в играх усложняются: ребята упражняются вопределении предмета по какому-либо одному качеству, объединяют предметы поэтому признаку (цвету, форме, качеству, назначению и др.), что очень важно дляразвития отвлеченного, логического мышления.
Играя, детиприобретают умения складывать целое из частей, нанизывать предметы (шарики,бусы), выкладывать узоры из разнообразных форм. В играх с куклами у детейформируются культурно-гигиенические навыки и нравственные качества. В дидактическихиграх широко используются разнообразные игрушки. В них ярко выражены цвет,форма, назначение, величина, материал, из которого они сделаны.
В играхсовершенствуются знания о материале, из которого делаются игрушки, о предметах,необходимым людям в различных видах их деятельности, которую дети отражают всвоих играх.
Игры сприродным материалом (семена растений, листья, разнообразные цветы, камушки,ракушки) воспитатель применяет при проведении таких дидактических игр, как «Чьиэто детки?», «От какого дерева лист?», «Кто скорее выложит узор из разныхлисточков?». Воспитатель организует их во время прогулки, непосредственносоприкасаясь с природой: деревьями, кустарниками, цветами, семенами, листьями.В таких играх закрепляются знания детей об окружающей их природной среде,формируются мыслительные процессы (анализ, синтез, классификация) ивоспитывается любовь к природе, бережное к ней отношение.
Настольно-печатныеигры
Настольно-печатныеигры – интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: парныекартинки, лото, домино. Различны и развивающие задачи, которые решаются при ихиспользовании.
Подборкартинок по парам. Самое простое задание в такой игре – нахождение среди разныхкартинок двух совершенно одинаковых: две шапочки, одинаковые и по цвету,фасону, или две куклы, внешне ничем не отличающиеся.
Подборкартинок по общему признаку (классификация). Здесь требуется некоторое обобщение,установление связи между предметами. Например, в игре «Что растет в саду (влесу, в огороде)?»
Запоминаниесостава, количества и расположения картинок. Игры проводятся так же, как и спредметами. Например, в игре «Отгадай, какую картинку спрятали» дети должнызапомнить содержание картинок, а затем определить, какую из них перевернуливниз рисунком. Эта игра направлена на развитие памяти, запоминания иприпоминания.
Игровымидидактическими задачами этого вида игр является также закрепление у детейзнаний о количественном и порядковом счете, о пространственном расположениикартинок на столе (справа, слева, вверху, внизу, сбоку, впереди и др.), умениерассказать связно о тех изменениях, которые произошли с картинками, об ихсодержании.
Составлениеразрезных картинок и кубиков. Задача этого вида игр – учить детей логическомумышлению, развивать у них умение из отдельных частей составлять целый предмет.
Описание,рассказ о картинке с показом действий, движений. В таких играх воспитательставит обучающую задачу: развивать не только речь детей, но и воображение,творчество. Часто ребенок, для того чтобы играющие отгадали, что нарисовано накартинке, прибегает к имитации движений, к подражанию его голосу. Например, вигре «Отгадай, кто это?» В этих играх формируются такие ценные качестваличности ребенка, как способность к перевоплощению, к творческому поиску всоздании необходимого образа.
Словесныеигры
Словесныеигры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся,опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, таккак в этих играх требуется использовать приобретенные ранее знания в новыхсвязях, в новых обстоятельствах. Дети самостоятельно решают разнообразныемыслительные задачи; описывают предметы, выделяя характерные их признаки;отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируютпредметы по различным свойствам, признакам; находят алогизмы в суждениях и др.
С помощьюсловесных игр у детей воспитывают желание заниматься умственным трудом. В игресам процесс мышления протекает активнее, трудности умственной работы ребенокпреодолевает легко, не замечая, что его учат.
Играстановится методом обучения и принимает форму дидактической, если в ней четкоопределены дидактическая задача, игровые правила и действия. В такой игревоспитатель знакомит детей с правилами, игровыми действиями, учит, как их надовыполнять.
С помощьюдидактической игры ребенок может приобретать и новые знания: общаясь своспитателем, со своими сверстниками, в процессе наблюдения за играющими, ихвысказываниями, действиями, выступая в роли болельщика, ребенок получает многоновой для себя информации. И это очень важно для его развития.
Прежде чемначать игру, необходимо вызвать у детей интерес к ней, желание играть. Этодостигается различными приемами: использованием загадок, считалочек, сюрпризов,интригующего вопроса, сговора на игру, напоминания об игре, в которую детиохотно играли раньше. Воспитатель должен так направлять игру, чтобы незаметнодля себя не сбиваться на другую форму обучения – на занятия. Секрет успешнойорганизации игры заключается в том, что воспитатель, обучая детей, сохраняетвместе с тем игру как деятельность, которая радует детей, сближает их,укрепляет их дружбу. Дети постепенно начинают понимать, что их поведение в игреможет быть иным, чем на занятии.
Воспитатель ссамого начала и до конца игры активно вмешивается в ее ход: отмечает удачныерешения, находки ребят, поддерживает шутку, подбадривает застенчивых, вселяет вних уверенность в своих силах.
В некоторыхиграх за неправильное решение задачи играющий должен внести фант, т.е. любуювещь, которая в конце игры отыгрывается. Разыгрывание фантов – интересная игра,в которой дети получают самые разнообразные задания: имитировать звукиживотных, перевоплощаться, выполнять смешные действия, требующие выдумки. Игране терпит принуждения, скуки.
Воспитателюдетских садов в своей работе следует уделять как можно больше внимания темметодам, которые способствуют формированию умственной деятельности детей,развитию самостоятельности их мышления, приучать детей пользоваться своимизнаниями в различных условиях, в соответствии с поставленной перед нимизадачей, чтобы их знания не лежали мертвым грузом.
Научитьребенка думать, приучить его к умственному труду – нелегкая задача, стоящаяперед педагогом. Педагогу необходимо помнить, что умственный труд очень тяжел.
Чтобы приучитьдетей к умственному труду, необходимо сделать этот труд интересным,занимательным. Это достигается разными методами, среди которых особое местозанимает словесная дидактическая игра.
Словеснаяигра таи в себе большие возможности для развития умственной деятельности детей,так как воспитатель может сам варьировать условия этих игр в зависимости отобразовательной задачи.
Заключение
В дошкольномвозрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы емуобщаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, пониматьлитературу, телевизионные и радиопередачи и т.д.
Развитиесловаря понимается как длительный процесс овладения словарным запасом,накопленным народом в процессе его истории.
Прежде всего,бросаются в глаза количественные изменения в словаре ребенка. В 1 год малышактивно владеет 10–12 словами, а к 6 годам его активный словарь увеличиваетсядо 3–3,5 тысяч.
Говоря окачественной характеристике словаря, следует иметь в виду постепенное овладениедетьми социально закрепленным содержанием слова, отражающим результат познания.Этот результат познания закрепляется в слове, благодаря чему осознаетсячеловеком и передается в процессе общения другим людям.
В силунаглядно-действенного и наглядно-образного характера мышления ребеноковладевает прежде всего названиями наглядно представленных или доступных дляего деятельности групп предметов, явлений, качеств, свойств, отношений, которыеотражены в словаре детей достаточно широко.
В дошкольномвозрасте игра становится ведущим видом деятельности, но не потому, чтосовременный ребенок, как правило, большую часть времени проводит в развлекающихего играх, – игра вызывает качественные изменения в психике ребенка. Настоящееигровое действие будет происходить только тогда, когда ребенок под однимдействием подразумевает другое, под одним предметом – другой. Игровое действиеносит знаковый (символический) характер. Именно в игре наиболее яркообнаруживается формулирующаяся знаковая функция сознания ребенка. Ее проявлениев игре имеет свои особенности. Игровые заместители должны давать возможностьдействовать с ними так, как с замещаемым предметом. Поэтому, давая своеназвание избранному предмету-заместителю и приписывая ему определенныесвойства, ребенок учитывает и некоторые особенности самогопредмета-заместителя.
Список используемойлитературы:
1. Бондаренко А.К. Дидактическиеигры в детском саду: Кн. Для воспитателя дет. сада. – 2‑е изд., дораб. –М.: Просвящение, 1991. – 160 с.
2. Бондаренко А.К. Словесныеигры в детском саду. Пособие для воспитателя детского сада. М., Просвящение,1974. – 96 с.
3. Мухина В.С. Детскаяпсихология. – М.: ООО Апрель Пресс, ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. – 352 с.
4. Бородич А.М. Методикаразвития речи детей: Учеб. Пособие для студентов пед. инст. – М.: Просвящение,1981. – 255 с.
5. Развитие речи детейдошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. / Под ред. Сохина Ф.А.– М.: Просвящение, 1979. – 223 с.