Живой уголок для детей средней группы
Введение
Экологическоеобразование и воспитание, направленное на формирование у человека научногопознания природы, убеждений и практических навыков, определенной ориентации иактивной жизненной позиции в области охраны природы, рациональногоиспользования и воспроизводства природных ресурсов, является объективной необходимостьюдля всего человечества.
Первыеэлементарные представления об окружающем мире, в том числе и о живыхорганизмах, человек получает уже в детстве. В дошкольных учреждениях процесспознания и накопления чувственного опыта регулируется целенаправленнойпедагогической работой. Ознакомление с природой — одна из составных частейэтого процесса — предполагает решение ряда Живая природа — это удивительный,сложный, многогранный мир. Особое место в нем отведено животным: они составляютлишь два процента от всего живого на земле, но, несмотря на это, роль их вбиосфере огромна. Животный мир является одним из основных компонентов природнойсреды, важной составной частью природных богатств нашей Родины. Он служитисточником для получения промышленного, лекарственного сырья, пищевых продуктови других материальных ценностей, необходимых для удовлетворения потребностей населенияи народного хозяйства. Наблюдения за лягушкой, ежиком, кроликом, белкой,экскурсии в летний парк, к водоему, в осенний лес, работа на участке, уход заобитателями уголка природы, подкормка птиц, сбор семян и листьев, изготовлениеигрушек из природного материала, дидактические игры составляют далеко не полныйперечень мероприятий, осуществляемых воспитателями в разных возрастных группахпо данному разделу программы.
Пробуждатьу детей с самого раннего возраста интерес и любовь к животным необходимо,во-первых, для формирования правильного, рачительного отношения к фауне;во-вторых, для развития высших нравственных чувств, какими являются гуманизм исправедливость, предполагающие активную, действенную позицию ребенка в отношенииприродных объектов (помочь, защитить, позаботиться и т. п.). Необходимопредупреждать в детях такой порок, как бессердечное обращение с животными,любое проявление черствости и жестокости по отношению к живым существам.
Известно,каким сложным и часто противоречивым бывает поведение маленького ребенка вприродной среде: имея самые добрые намерения, дети тем не менее совершаютотрицательные поступки (рвут понравившиеся им цветы, мучают — «ласкают»—котенка и др.). Живая природа воздействует на малыша, вызывая у негоэмоциональный отклик. Но этой естественной, самопроизвольной основы недостаточнодля воспитания гуманного отношения к объектам природы. Чтобы познание природыстало школой развития во взаимосвязи и взаимовлиянии различных чувств, эмоций инравственных поступков, необходимо систематическое, воспитательное влияние наребенка со стороны окружающих его взрослых. Ценными бывают не только их знанияи опыт, но и личный пример проявления доброты, великодушия, сочувствия.
Вдошкольном возрасте преобладают первый и второй уровни отношения. Этообъясняется характером наблюдений, проводимых с детьми: при восприятии природыпедагог значительное место отводит задачам эстетического воспитания без теснойвзаимосвязи с интеллектуальными и этическими вопросами; восприятие остаетсячасто во внешнем, созерцательном плане и потому доминирует в формированииотношения детей к природе; не всегда целесообразно организуется деятельностьдетей в природе — она в основном направляется не на бескорыстную помощьокружающей среде, а на деятельность утилитарно-практическую (сбор ягод, цветови т. п.).
Педагогобязан использовать любую возможность, чтобы поупражнять ребенка в нравственныхпоступках. Вот на прогулке дети увидели ежа. И воспитатель, прежде чем взятьживотное в детский сад, обсудил с детьми, хорошо ли будет ему в помещении,смогут ли ребята создать для животного условия, похожие на естественные. Дети спомощью педагога приходят к выводу: нельзя брать ежа из леса («Здесь ему лучше,здесь его дом», «Может, его где-то ежата ждут...»). У ребенка надо сформироватьпонимание того, что животное, как и человек, чувствует, болеет, страдает,радуется. Терпеливое, доходчивое объяснение способствует развитиюсопереживания, стремления помочь.
Человек— друг животного, друг сильный, умный, справедливый. Эту истину каждый долженусвоить с детства. Педагог следит за тем, чтобы у ребят появиласьответственность за хорошее состояние животного, которое живет у них в уголкеприроды, возникла потребность сделать доброе дело ради живого существа: вовремянакормить, напоить, почистить клетку, оказать помощь.
Таким образом, приознакомлении детей с животным миром в соответствии с названной вышесистематизацией знаний решаются в единстве три воспитательные задачи:формирование представлений о животных, развитие эмоционально-положительногоотношения к ним и воспитание нравственного поведения в природе.[1]
1.Содержание педагогической работы1.1 Дошкольныйвозраст
Запоследние годы процесс создания новых концепций дошкольного воспитания и новыхпроектов программ воспитания и обучения дошкольников заметно активизировался.От современного воспитателя не требуется строгого следования одной типовойпрограмме, как это было еще сравнительно недавно. В наши дни каждый воспитательи коллектив педагогов детского сада имеет право выбрать программу или составитьее из нескольких программ сообразно общей воспитательно-образовательнойнаправленности дошкольного учреждения и своим педагогическим установкам.
Всоответствии с тремя ступенями дошкольного возраста — младший, средний и старшийдошкольный возраст,— она состоит из трех частей. В основу каждой части положеныобщие идеи, отражающие взгляды авторов на дошкольное детство, условияэффективного развития ребенка в дошкольные годы, его полноценного личностногоформирования и становления, готовности к школьному обучению.
Дошкольныйвозраст — важнейший этап в развитии личности. Это период начальной социализацииребенка, приобщения его к миру культуры, общечеловеческих ценностей, времяустановления начальных отношений с ведущими сферами бытия — миром людей, миромпредметов, миром природы и собственным внутренним миром. Неповторимыеособенности физического, психического, социально-личностного развитияпроявляются в своеобразии способов и форм познания и деятельности дошкольника.Познание мира ребенком осуществляется эмоционально-практическим путем: онпользуется различными предметами — и обследует их форму, цвет, величину,радуется ярким краскам природы — и начинает постигать многообразие природныхобъектов. Богатство окружающего мира, его красочность, звуковая полифонияувлекают, будят чувства и воображение ребенка, подталкивают к самостоятельномупознанию, действию, к проявлению творчества.1.2 Особенностизнакомства детей среднего дошкольного возраста с миром природы
В 4—5лет дошкольник проявляет значительный и более глубокий интерес к окружающей егоприроде: животным, растениям, явлениям погоды. Возникающие в этом возрастевопросы «зачем?», «почему?», «откуда?» порой ставят взрослых — родителей,педагогов — в тупик, поражают пытливостью детского ума, стремлением проникнутьв суть явлений и их взаимосвязей, образной формой осмысления воспринимаемого.Удовлетворить детскую любознательность,, не подавив при этом, интереса кузнаванию природы, сформировать продуктивные для разностороннего развитияребенка представления о ней, привить первые навыки активности исамостоятельности мышления — важные задачи работы с детьми в этот возрастнойпериод.
Чрезвычайноважным для дошкольников пятого года жизни оказывается «открытие» (выделение какпредметов познания) живых существ в природе, их внутреннего сходства привнешней непохожести. Так, оказывается, что зверь и растение похожи — они живые:дышат, растут, питаются, чувствуют отношение к ним человека. Ребенок начинаетвдумчиво размышлять над проявлениями отношения людей к природе, переживаетгнев, боль от жестокости человека, получает удовольствие, радуется добрым,благородным, трогательным поступкам.
Высокаяэмоциональная отзывчивость, эмпатийность четырехлетних малышей позволяетактивно формировать экологически ценный опыт общения с животными и растениями,стимулировать и поощрять гуманные проявления поведении и деятельности вприроде, воспитывать радостные переживания от нравственно положительногопоступка. Предлагаемая программа экологического образования поможет взрослым —педагогам, родителям — начать приобщение детей к экологической культуре,формирование у них основ экологического миропонимания.1.3 Содержаниепредставлений о природе (объем и уровень знаний)
Первыйблок знаний — представления о растениях и животных как живых организмах, ихпризнаках и свойствах.
Конкретныепризнаки отдельных растений и животных, доступные сенсорному анализу ихкачества и свойства: цвет, величина, части и органы, их пространственноерасположение, вариативность у разных объектов одного вида (например, кошкаможет быть серой, черной или белой, достаточно крупной или небольшой и т. п.);вкусовые качества плодов огородных и садовых растений и т. п.
Конкретныепредставления о признаках живых организмов у отдельных представителей растенийи животных (тех, у которых эти признаки наиболее ярко представлены): ест — что,чем, как; двигается — как, при помощи чего; дышит — чем; растет ).
Конкретныепредставления о назначении основных органов и частей растений и животных,хорошо знакомых детям. Например, корень у растения всасывает воду из земли ислужит опорой растению; стебель проводит воду, пищу к другим частям растения идержит их; листьями растения дышат, улавливают свет; из цветка появляется плод,в котором зреют семена (детки) этого растения.
Общеепредставление о значении целостности организмов: нарушение целостности органоврастения, животного приводит к ухудшению состояния, а иногда и к гибели живогосущества. Беречь нужно каждое живое существо.
Конкретныепредставления об основных потребностях знакомых детям растений и животных всвете, тепле, влаге, пище, месте для обитания, защите от врагов; способахудовлетворения этих потребностей растениями и животными уголка природы,живущими дома, на даче. Достаточно отчетливые представления о труде человека посозданию условий и ухода за живыми существами, об отношении к ним.Дифференцированные представления о состоянии (хорошем, плохом) растений иживотных, за которыми ухаживают дети, о причинах такого состояния.
Второйблок знаний — связь живых организмов со средой обитания, с неживой природой.
Общеепредставление о существовании разных сред обитания: наземной (почва, земля),воздушной (воздух), водной (вода).
Конкретныепредставления об основных компонентах сред обитания, их свойствах и качествах,доступных сенсорному анализу. Например, земля состоит из чернозема, песка,глины, камней, остатков частей растений; она может быть мягкой, рыхлой,влажной, сухой и т.д.
Третийблок знаний — понятие о таких существенных признаках всех живых организмов, какрост, развитие и размножение.
Конкретныепредставления о том, что растения, животные — живые, они рождаются от другихживых организмов: растения от растений, а животные от животных. Знания обизменениях во внешнем виде (строении и способах существования хорошо знакомыхрастений и животных). В процессе роста и развития, о некоторых ярких стадиях иих последовательности. Конкретные представления о необходимости беречь целостностикак молодого, так и взрослого живого организма: из маленького вырастаетвзрослое, у которого снова будет потомство (цикличность роста, развития иразмножения).
Дифференцированныепредставления об условиях выращивания конкретных растений в уголке природы(свете, тепле, влаге, почве), отдельные животных (кошки, собаки, морскойсвинки), птиц (курицы, попугая или канарейки), рыб (гуппи, золотой рыбки),способах ухода за отдельными детенышами животных, ростками растений.
Четвертыйблок знаний — понятия о сообществах растений и животных в природе.
Конкретныепредставления о местах произрастания некоторых хорошо знакомых детям растений(лесе, луге, водоеме, парке, газоне, аквариуме), основных условиях средобитания, о связях потребностей растений условиями (например, на лугу многосвета, нет высоких деревьев — растут травянистые растения, любящие свет ).
Конкретныепредставления о животных, обитателях леса, луга, поля, водоема, о способахудовлетворения их потребностей в условиях определенной среды (экосистемы).Например, на лугу много невысоких цветущих растений, поэтому там живут разныенасекомые и мелкие зверьки, над дугами летают птицы, которые питаютсянасекомыми.1.4Познавательные и речевые умения
Различатьобъекты и явления природы по их признакам, вычленять совокупность сенсорныхпризнаков, свойственных объекту познания, уметь пользоваться всеми способамисенсорного анализа, уметь сравнивать предметы и явления природы по заданнымсвойствам, постепенно научиться самостоятельно выделять основания длясравнения.
Уметьустанавливать разнообразные по содержанию связи, например:структурно-функциональные — между строением органа и его назначением; связимежду способом поведения животного и удовлетворением его потребностей; междусостоянием живого существа и условиями среды обитания. Уметь обобщать объектыпо сенсорным признакам, пользуясь моделью.
Уметьсоставлять описательный рассказ о растениях или животных, хорошо знакомыхдетям, отражать в речи результаты наблюдений, обследования, сравнений;использовать слова, отражающие меру качества того или иного признака (светлее,темнее, холоднее и т. п.), установленные связи, усвоенные обобщения.[2]
2.Значение уголка живой природы и его организация
Уголокживой природы в детском саду — одно из необходимых условий наглядного идейственного ознакомления дошкольников с природой. В уголке живой природыдошкольники могут в течение всего дня подходить к животным и растениям,рассматривать их, вести за ними длительные наблюдения. У детей расширяютсяконкретные знания о природе. Во время ухода за обитателями уголка природыформируются трудовые навыки, трудолюбие, бережное отношение к живому,ответственность за порученное дело.
Всредней группе у детей формируют умение видеть разнообразие свойств и качествпредметов и их частей (разнообразие формы, цвета, величины, характераповерхности и т. д.).
Усложняютсязнания о растениях и животных. Дети четче различают особенности растений,знакомятся с условиями, необходимыми для их жизни. Число растений, которыеузнают и называют ребята, возрастает.
Ребенокпятого года жизни, знакомясь с животными, отмечает своеобразие их внешнеговида, строения, движения, способа питания; устанавливает и первые связи —зависимость характера движения от особенностей строения конечностей.
Впроцессе ухода (вместе с воспитателем) за обитателями уголка дети овладеваютнесложными умениями: поддерживать растение в чистоте, правильно поливать его,мыть поилки и кормушки для животных, давать корм. Наблюдая за растениями иживотными, подмечают яркие проявления в росте, развитии растений и животных.Свои наблюдения учатся отражать в связной, точной речи.
Расширениеи усложнение программных задач в средней группе требует пополнения уголкаприроды новыми обитателями. Комнатные растения должны иметь разную форму ивеличину листьев, так как ребята овладевают новыми приемами поддержаниярастений в чистоте: обливают из мелкосетчатой лейки или опрыскивают изпульверизаторов растения с мелкими листьями, обтирают влажной кисточкой илищеткой листья, имеющие зазубрины, сухой кисточкой — опушенные листья.
Израстений в средней группе можно помещать алоэ или агаву (с сочными листьями,имеющими зазубрины по краям), бегонию, аспарагус, душистую герань (сузорчатыми, опушенными листьями) и др. Одновременно в уголке природы может бытьдо 6—8 видов растений.
Ваквариуме содержатся два вида рыб, отличающихся по внешнему виду и повадкам:медлительный прудовой карась и юркие подвижные верхоплавки; разновидностизолотой рыбки — вуалехвост, телескоп и одновременно (в другом аквариуме) рыбкииз местных водоемов. Различия во внешнем виде и повадках названных рыбдостаточно заметны и могут быть обнаружены детьми при наблюдении. В уголкеприроды средней группы можно содержать тех же канареек.
Какпостоянных обитателей в уголке природы средней группы можно содержать имлекопитающих. Дети этого возраста вполне могут овладеть несложными навыкамиухода за ними. Так, целесообразно поместить в уголке интересных по своимповадкам морскую свинку и хомячка. 2.1 Размещениеобъектов в уголке природы
Вдетских садах уголок природы организуют для каждой группы отдельно. Объекты егоразмещают в светлой части комнаты (на низких столиках и подоконниках) так;чтобы, они были хорошо освещены, но не загораживали свет из окна. Окно дляуголка живой природы должно быть обращено на, юго-запад, юг или юго-восток.
Растенияне рекомендуется ставить близко к форточкам и печам, так как резкие колебаниятемпературы вредны для них. При размещении растений необходимо учитывать отношениеих к свету, теплу и влаге. Так, обитатели тропических лесов и болот, напримертрадесканция, аспидистра, плющ, не выносят сильного солнечного припека. Ихлучше ставить около окон северной стороны или в простенках между окнами.Растения субтропиков и пустынь лучше растут на солнечной стороне.
Длявсех растений, которые стоят на окне, необходимы деревянные подставки. Дляравномерного развития растения время от времени поворачивают так, чтобы светпадал на разные стороны их.
Аквариумыразмещают перед окнами, избегая, однако, яркого освещения их летом. Террариумыставят на светлом и теплом месте. Птиц держат подальше от форточек: они невыносят сквозняков.
Сезонныеизменения в уголке природы, В связи со сменой времен года изменяют и составобитателей уголка природы.
Осеньюв уголок переносят растения, пересаженные из цветника в горшки. Животных,впадающих в зимнюю спячку (лягушек, ящериц, черепах), наоборот, выносят впрохладное, неотапливаемое помещение.
Зимойв уголок вносят ящики с посевами и посадками, которые произведены детьми (лукна перо, овес, салат, морковь и свекла на зелень). Из холодного помещения сюдапереставляют горшки с высаженными в них еще летом дикими растениями леса илуга. К, концу зимы в уголок природы ставят сосуды со срезанными веткамидеревьев и кустов.
Веснойв уголок ставят ящики с рассадой и укореняемыми черенками и вносят террариумы.
Летомуголок природы помещают на веранду или в беседку и пополняют теми растениями иживотными, которых дети приносят с экскурсий и прогулок.[3]
3.Флора и фауна уголка природы3.1 Растения:разновидности и уход
Вуголке живой природы хорошо приживаются обитатели тропических лесов и болот:бегония, бальзамин, фикус, традесканция; выносливые растения пустынь:амариллис, кливия, кринум, алоэ, филлокактус, хлорофитум; некоторыесубтропические: герань, аспидистра. Эти комнатные растения украшают помещения ив то же время очень удобны для осуществления образовательных и воспитательныхзадач. На примере комнатных растений дети знакомятся с растениями вообще,получают трудовые навыки по уходу, черенкованию и пересадке их.
Перечисленныевыше растения используют и для дидактических игр на описание объектов.
Дляуголка природы средних групп нужно брать растения, не требующие сложного ухода,цветущие (герань зональная, бегония вечноцветущая), растения с крупнымикожистыми листьями (фикус, аспидистра}, которые детям удобно мыть, и с мелкими— для. сравнения (лигуструм, традесканция).
Переносв комнату растений из цветника. Осенью уголок природы хорошо пополнитьрастениями, выкопанными из цветника, Пересаженные в цветочные горшки, они долгоцветут в комнате. Сравнение этих растений с оставшимися в цветнике позволяетдетям старших групп наблюдать влияние тепла и холода на жизнь растений.Растения, намеченные для переноса в комнату, не допускают летом до цветенияпутем удаления появляющихся у них бутонов (лобелию просто подстригают).
Переносв комнату веток деревьев и кустарников. Ветки деревьев и кустарников длинойоколо метра, срезанные через 3—4 месяца после опадения с них листьев ипоставленные в воду, оживают; у них набухают почки, появляются листья, а унекоторых — цветки и плоды. Для получения зимой листьев и цветков срезанныеветки ивы, бузины, березы, тополя, орешника, черемухи и плодовых деревьев нужнопоставить в теплую воду.
Наветках некоторых растений (вербы, тополя, смородины) появляются корни. Такиеветки можно посадить на земельном участке детского сада.
Заготовказемли для растений. Землю для комнатных растений, посевов и посадокзаготавливают осенью. Самыми питательными для растений являются навозныйперегной, разложившийся до черной массы, и торфяная земля, взятая на высокихместах торфяных болот. Очень хороша листовая земля, следует брать слой в 4—5 смиз-под опавших листьев леса. Широко применяется дерновая- земля. Ееприготавливают из кусков дерна толщиной 5—6 см, которые складывают травянойстороной друг к другу, а через год мелко рубят лопатой на комки в 1—2 см.
Длянабивки горшков обычно применяют смеси разных видов земли. Состав смеси зависитот вида растений.
Пересадкарастений. Пересаживать растения лучше весной. Перед пересадкой растение следуетобильно полить, чтобы вся земля пропиталась водой. Затем берут в правую рукугоршок, а ствол растения пропускают между указательным и средним пальцами левойруки, перевертывают горшок и слегка ударяют им о край стола. Ком земли обычнолегко выходит.
Выбиврастение из горшка, осматривают его корни. Если корней не очень много и они неоплетают землю, то растение помещают в тот же горшок. Если ком земли сильнооплетен корнями, но они здоровы, можно посадить это растение в больший горшок(размер берут такой, чтобы прежний горшок входил в него почти вплотную). Горшкибрать лучше новые.
Комосторожно разрыхляют заостренной палочкой, чтобы освободить корни от старойземли. Если они загнили, всю старую почву смывают, а испорченные части корнейотрезают острым ножом (порезы засыпают толченым углем).
Выбравподходящий горшок, прикрывают его отверстие черепком и насыпают на дно немногокрупного песка и столько земли, чтобы шейка растения находилась ниже краягоршка. Пространство между комом и стенками горшка засыпают землей. Растениеполивают; вода, промочив весь ком, должна выйти из водосточного отверстия.
Еслиосенью или зимой горшок разобьется, то пересаживать растение нельзя.
Разбитыйгоршок надо поместить до весны в другой, целый и. пространство между стенкамидвух горшков засыпать песком.
Поливкарастений. После зимнего покоя (с началом роста) растения нуждаются в обильнойполивке через день. Она считается обильной, если вода проходит на поддонник, скоторого ее сливают. С окончанием роста (осенью) поливку производят реже. Приизлишней влажности земля приобретает запах, корни загнивают и растение можетпогибнуть.
Поливкарастений, находящихся в сухом и теплом помещении должна быть чаще, чем впрохладном и влажном; в пасмурный и холодный день — меньше, чем в ясный.Луковичные поливают так, чтобы вода не попадала на луковицу, лучше споддонника; в период покоя растения, потерявшие листья, поливать не нужно.Поливку лучше производить весной и летом вечером, а осенью и зимой — утром. Всильную жару поливать растения надо и утром, и вечером. Поливать можно речной,дождевой или водопроводной водой комнатной температуры.
Мытьерастений. Один раз в неделю растения нужно мыть. Для этого горшок ставят впустой таз; растение поливают теплой водой и каждый его лист осторожно вытираютмягкой тряпочкой. Кожистые листья, например у фикуса, моют мыльной водой, нопри этом мыльная пена не должна попадать на почву в горшке.
Опрыскивание.Тропические и другие растения с плотными и кожистыми листьями весной и летомежедневно опрыскивают водой комнатной температуры из пульверизатора илинебольшой лейки с мелким ситечком. Растения, у которых есть волоски на листьях,опрыскивать нельзя, снимать с них пыль следует мягкой кисточкой.
Удобрениерастений. Для нормальной жизнедеятельности растения должны получать из землиазот, фосфор, калий, железо.
Принедостатке азота замедляется рост растений и они плохо зацветают; нехваткажелеза вызывает просветление листьев.
Лучшееорганическое удобрение — навоз. Он обогащает почву азотом, фосфором, калием,кроме того, разрыхляет ее, делает более проницаемой для воды и воздуха.
Вцветочных магазинах продают готовые смеси минеральных удобрений, которыеупотребляют согласно прилагаемой к ним инструкции.
Подкормкуначинают весной, как только растение тронется в рост, и производят раз в двенедели; заканчивают ее в августе. Применять питательные жидкости лучше впасмурную погоду или вечером, на ночь. Перед подкормкой растение поливаютчистой водой. При поливке питательными растворами необходимо следить за тем,чтобы раствор не попал на растение, после чего растение снова следует политьводой. Нельзя подкармливать растение, только что пересаженное и больное.Излишняя подкормка может погубить растение.
Выращиваниеовощных культур в комнате. В комнате на окне можно вырастить лук на перо. Длявыращивания лука употребляют бумажные стаканчики, которые после посадки в нихлука ставят в ящик.
Редиси салат лучше всего выращивать ранней весной. Сеют их в ящик рядами, расстояниемежду которыми у первого 4—5 см, а у второго 3—4 см. Редис сеют гнездами (подва семени в каждом), отстоящими одно от другого на 2 см. Посеянные семена засыпают слоем перегноя или песка толщиной 1—2 см. Уход заключается впрореживании всходов, рыхлении земли, поливке почвы и подкормке растений.Подкормку производя*т один раз в 10 дней навозной жижей. Подкормку готовят так:навозную жижу разбавляют 3—4 частями воды; на ящик вносят 0,5 л питательной жидкости.
Защитарастений от вредителей. К наиболее распространенным вредителям комнатныхрастений относятся красный паучок, трипе, тли, ногохвостки.
Необходимонижнюю поверхность листьев обильно опрыскивать холодной водой. Если это непоможет, обмыть табачным отваром и на следующий день промыть чистой водой.
Вцелях защиты от вредителей необходимо, чтобы растение жило в благоприятных длянего условиях. Цветочные горшки нельзя окрашивать масляной краской илиоклеивать бумагой. Если поверхность их загрязняется и покрывается плесенью еенужно вымыть теплой водой. Это необходимо для постоянного притока воздуха ккорням. Землю в горшках следует систематически рыхлить. Нужно беречь растенияот сквозняков.3.2 Животныеуголка природы
Беспозвоночныеживотные. Рассмотрим беспозвоночных животных, которых рекомендуется держать вуголках живой природы детских садов. Начнем с моллюсков — катушки, лужанки ифизы, которых целесообразно держать в аквариумах вместе с рыбами. Катушкаводится в болотах и прудах. Тело свое она прячет в раковину. Передвигается этоживотное с помощью широкой плоской «ноги» (часть тела, выдвигаемая израковины). На переднем конце располагается пара тонких рожек — щупалец восновании которых, помещаются глаза. Тут же, но на нижней поверхности теланаходится рот. Его можно рассмотреть через стекло аквариума во времяпередвижения по нему катушки соскабливающей налет мелких водорослей, которымиона питается. Периодически животное поднимается к поверхности воды и вдыхаетатмосферный воздух.
Веснойкатушка откладывает на водяных растениях или стекле аквариума икринки: черезполтора месяца из них появляются маленькие улитки.
Лужанкаживет в водоемах с илистым дном, раковина у нее яйцевидная, с отверстием,плотно закрывающимся роговой крышечкой. Животное малоподвижно: все времяпроводит на дне водоема. Питается лужанка водяными растениями; есттрадесканцию, свежую морковь. Рождает живых детенышей, заключенных в раковину.
Физа — небольшая улитка(величиной с вишневую косточку). Раковина у нее круглая. На переднем конце теладлинные щитообразные щупальца, у основания их — глаза.
Физа выделяет клейкоевещество, образующее нить, которую животное прикрепляет к камням или подводнымрастениям.
Физа— один из самых полезных обитателей аквариумов, так как она, питаясь, очищаетего стенки от постоянно нарастающих водорослей.
Прирассматривании улиток необходимо отметить форму и цвет раковин; понаблюдать,как появляются из раковин «ноги», как передвигаются улитки по аквариуму,втягивают тело в раковину и всплывают на поверхность, показать, каксоскабливать налет водорослей со стенок аквариума.
Садкидля насекомых. Насекомых держат в садках (инсектариях), которые можно устроитьиз стаканов, стеклянных банок из-под варенья и консервных банок. Нужно толькозакрыть эти сосуды сверху марлей, сеткой или жестяными крышечками, которыеимеют отверстия, сделанные шилом (гвоздем).
Дносадка засыпают песком и засаживают кустиками травы или ставят на него флакончикс веткой кормового растения, которое опрыскивают водой и изредка меняют.
Рыбы.Из позвоночных постоянными и обязательными обитателями уголков природы всехгрупп детского сада являются рыбы. Наиболее интересны для наблюдений инеприхотливы карась, карп, красноперка, верховка, пескарь, голец, вьюн.
Карасьводится в стоячих водоемах (в прудах, болотах, тихих заводях рек). Встречаютсядва вида карасей — золотой и серебряный; у первого —короткое округлое тело сбронзово-золотистой окраской; у второго — продолговатое с серебристой чешуей.Для содержания в аквариуме пригодны мелкие караси (длиной 3—5 см).
Корм:побеги водных растений, мотыль, дафния, кусочки дождевых червей илинаскобленное свежее мясо.
Карпобыкновенный (сазан) встречается в озерах и прудах. Его широкое, сплюснутое сбоков тело покрыто золотистой чешуей, плавники буроватого цвета. Рот снабженусиками.
Зеркальныйкарп разводится в прудах. Желтовато-серебристой чешуей покрыты только отдельныеучастки тела этой рыбы. Она хорошо растет в аквариуме и приучается брать кормиз рук.
Карповдержат в отдельном аквариуме, так как в поисках корма они роются в грунте игоняют мелких рыб. Корм; мотыль, дождевые черви, вареный картофель, хлеб.
Пескарьводится в реках и проточных прудах с чистой водой и песчаным дном. Тело рыбыпокрыто крупной чешуей, окраска желтовато-бурая. В углах рта — пара усиков.Пескаря можно держать в одном аквариуме с верховкой.
Корм:мотыль, кусочки сырого мяса.
Наблюдая,как плавают рыбы, дети могут сделать вывод, какова роль плавника и хвоста. Сдетьми старших групп хорошо сравнить движения рыб с разными формами тела,например карпа и меченосца, понаблюдать за появлением потомства у живородящихрыб (гуппии, меченосцы).
Зарядкааквариума. Помещением для водных растений и животных могут служитьразнообразные сосуды, начиная от настоящего аквариума и кончая простымистаканами. Прежде чем заселить аквариум животными и растениями, его нужнотщательно вымыть и насухо протереть чистым полотенцем или бумагой. Затем дноаквариума покрывают на высоту 5 см слоем предварительно промытого ипрокаленного речного песка. Поверх песка можно положить камни и раковины.
Дляприготовления питательного грунта берут смесь дерновой земли с торфом, насыпаютв маленькие аквариумные горшочки и сажают туда растения. Сверху грунт засыпаютслоем хорошо промытого песка. Можно положить питательный грунт и на дноаквариума, покрыв его слоем песка. В этом случае специальных горшочков непонадобится.
Растения,посаженные в горшочки или в грунт аквариума, будут обогащать воду кислородом,который необходим для дыхания обитателей аквариума. Перед посадкой растениенужно промыть в воде, очистить от грязи и отмирающих листьев. Размещать растенияв аквариуме следует ближе к источнику света: большинство их сажают у стекла,обращенного к окну, середину аквариума оставляют свободной.
Можнорекомендовать следующие растения.
Элодеярастет в прудах и речках, служит кормом ручейникам и улиткам.
Валлиснерияимеет лентовидные листья изумрудного цвета длиной до 50 см; растет в прудах и озерах, малопроточной воде; сажают в глинистый или песчаный грунт.
Перистолистникимеет ярко-зеленые перистые листья, расположенные вокруг ветки кольцами;встречается в реках и прудах с чистой водой; размножают растение побегами.
Призаселении его необходимо учесть, что на одну небольшую рыбку надо примерно 2 л воды.
Лучшийкорм для обитателей аквариума — живой: личинки насекомых, мотыль, черви,дафнии. Кормить рыб нужно ежедневно, в определенный час. Мелким и среднимрыбкам (длиной 4—6 см) следует давать по 3—5 мотылей в день. Рыбы едят и мелконаскобленное мясо. Сухого корма надо избегать, используя его лишь в ограниченномколичестве. Остатки корма необходимо удалять из воды каждый день при помощирезиновой или стеклянной трубки.
Еслиаквариум протекает, нужно определить, где просачивается вода, осторожно удалитьв этом месте замазку и хорошо просушить его. Новую замазку приготовляют изцемента, просеянного через мелкое сито и смешанного с масляным лаком дополучения тестообразной массы. Промазывают поврежденное место и дают емупросохнуть. Наливать воду в аквариум можно лишь через 7—8 дней после такогоремонта.
Болезнирыб и их лечение. При хорошем уходе рыбы бывают здоровы и долго живут ваквариуме. Их болезни вызываются неблагоприятными условиями содержания —резкими колебаниями температуры, недостатком кислорода в воде игрибками-паразитами. Для предотвращения этих явлений надо наливать воду ваквариум той же температуры, какая была в нем до смены. Заболевших рыбок надоизолировать в посуде с теплой водой.
Принехватке кислорода рыбы выплывают на поверхность воды и заглатывают атмосферныйвоздух. Для предупреждения этого нужно чаще накачивать в воду воздух.
Вместес немытыми растениями и несвежим кормом в аквариум попадают грибки. Грибокпоселяется на различных частях тела рыбы и обнаруживается в виде белогопушистого налета. Рыба становится вялой, трется о дно и растения и, если непринять мер, погибает.
Больнуюрыбку нужно немедленно перенести в отдельную банку с температурой воды вышетой, в которой она находилась, на 1—2° С и дать ей усиленный корм.
Хорошоподержать больную рыбку в течение получаса в слабом растворе марганцовокислогокалия или поваренной соли (на 1 л воды ложка соли).
Одновременнонеобходимо произвести полную дезинфекцию аквариума с промывкой песка ирастений, чтобы избежать заражения и заболевания других рыб.
Предметыухода за аквариумом и его обитателями: ведра для воды; банка для сухого корма;таз для промывания грунта; сифон (резиновая трубка) для отливания воды изаквариума; горшочки для водных растений; сачок для вылавливания рыб; щетка длячистки стекла; воронка для наливания воды в аквариум; градусник водный; лампадля подогрева воды; плавающая стеклянная кормушка для сухого корма; резиноваягруша.
Пресмыкающиеся.В уголках природы детского сада удобнее содержать и наблюдать сухопутнуючерепаху. Черепаха сухопутная живет в степях. На зиму она впадает в спячку.Питается растительной пищей — травой, листьями, плодами. Она откусываетрастения краями челюстей, которые одеты роговым чехлом. Держат черепаху втеррариуме или простом ящике. Надо обратить внимание детей на ее выпуклыйтвердый щит, в который она прячет голову, ноги и хвост при прикосновении к ним;рассмотреть короткие, толстые ноги, покрытые роговыми чешуйками, понаблюдать запередвижением.
Устройствотеррариумов. Террариум — помещение для земноводных (лягушек, жаб) ипресмыкающихся (ящериц, черепах).
Распространенныйв детских садах школьный террариум имеет крышку из металлической сетки,стеклянные боковые стенки, открывающуюся сбоку дверцу. Под террариум частоиспользуют старый аквариум, к которому приделывают крышку из стекла или сеткина деревянной раме. Самый простой террариум для мелких животных делают изстеклянной банки, прикрытой сверху марлей или металлической сеткой.
Днотеррариума покрывают крупным речным песком слоем в 5—6 см. В один из угловнасыпают землю и в нее сажают растения (плющ, бруснику, чернику, папоротник,кислицу, традесканцию). Можно в песок поставить горшочки с растениями.
Втеррариуме для лягушек и жаб необходимо устроить водоем из глубокой плошки иубежище, в котором животные могли бы укрываться. Надо помнить, что влажная кожаземноводных быстро высыхает и животные погибают.
Уходза животными террариума. Чистота, свет и свежий воздух — очень важные условияхорошего состояния животных в неволе. Поэтому ежедневно надо чистить и убиратьповерхность грунта в террариуме, опрыскивать растения, протирать сырой тряпкойстекла и стенки; песок и камни следует периодически прокаливать.
Недостатоксвета и тепла приводит большинство обитателей террариума в состояниеоцепенения. Только при температуре выше 18—20° С ящерицы и черепахи принимаютпищу и подвижны. Наиболее выносливы серые жабы и травяные лягушки.
Обитателейтеррариума полезно периодически купать (без погружения головы) в течение 20—30секунд в слабом растворе калия при температуре 25—30° С для предупреждениякожных заболеваний.
Даватьпищу обитателям террариума можно раз в 2—3 дня. Ящериц, а также сухопутныхчерепах обычно кормят днем на солнце; лягушки и жабы лучше едят вечером.
Птицы- очень ценный объект наблюдения.В уголке природы целесообразносодержать декоративных птиц: волнистых попугайчиков, канареек; из зерноядных —дубоноса, клеста, снегиря, голубя. Зимой, во время бескормицы, в уголок природыможно помещать полезных птиц: чижа, щегла, чечетку. Весной их надо обязательновыпускать на волю. Они вьют гнезда, выводят и выкармливают своих птенцовнасекомыми.
Содержатэтих птиц отдельными парами в садках или по две-три пары в просторных'вольерах. Эти попугайчики могут в неволе размножаться в любое время года. Длявыведения птенцов в садок или вольеру надо подвесить небольшой скворечник, надно его насыпать древесные опилки. Птенцы вылупляются на 18—20-й день голыми ибеспомощными. Первые дни их кормит самка, позже в этом принимает участие исамец. Оперяются птенцы к концу первого месяца.
Основнойкорм для волнистых попугайчиков: смесь семян проса, овса, канареечного льняногосемени, подсолнуха. Кроме того, птице дают кусочки яйца, сваренного вкрутую,белый хлеб, кусочки фруктов, веточки и листья деревьев: березы, липы, ивы,рябины, перетертую скорлупу 'и дробленый древесный уголь.
Зеленушка,лесная канарейка. Название свое эта птица получила за желтовато-зеленую окраскуоперения и за сходство ее песни с песней настоящей канарейки.
Вюжных районах зеленушка — оседлая птица, в северных — перелетная. Гнездится влесах, парках, садах. В неволе хорошо уживается с другими птицами. Питаетсясеменами различных растений, ягодами рябины, можжевельника. Летом уничтожаетмного насекомых.
Приознакомлении детей с птицей надо назвать ее, определить окраску оперения наголове, крыльях, спинке, хвосте, груди, брюшке; рассмотреть конечности (ноги икрылья), голову, как устроен клюв; понаблюдать, как ходит по земле, какдержится на жердочке, как берет пищу (участие клюва и ног при еде);понаблюдать, как чистит оперение. Очень хорошо приручать птиц (приучитьпринимать корм из рук, садиться на руку).
Клеткии вольеры. Для птиц нужны чистые помещения, хорошо организованный уход,правильный подбор кормов. Мелких птиц держат в клетках, крупных — в садках иливольерах.
Клеткидля птиц должны быть простые, без всяких украшений, лучше четырехугольные, скуполообразным или плоским верхом. Дно клетки делают двойное: нижнеенеподвижное — из досок или фанеры, а выдвижное — из оцинкованного железа, сдеревянными бортиками; стенка и потолок клеток — из металлических прутьев,укрепленных на деревянном каркасе. Расстояние между прутиками обычно 10—12 мм.В клетке укрепляют 3—5 жердочек, которые делают из гладко выструганных палочекдиаметром 6—8 мм, чтобы птица могла плотно обхватывать их пальцами на тричетверти. Располагают жердочки так, чтобы они не приходились над кормушкой ипоилкой.
Размерыклеток зависят от величины птиц и их поведения. Наиболее распространеннымиявляются такие размеры: для скворца—100X45X50 см; для чижа, щегла и снегиря —40X30X35 см. На дно клетки насыпают чистый сухой песок слоем около 0,5—1 см.Кормушкой может служить поддонник цветочного горшка. Корм в нее нужно класть нереже двух раз в день. В клетках должна быть и поилка. Раз, а летом два раза в деньв нее наливают чистую свежую воду. Ежедневно в клетку вносят купальню с водой иубирают, после того как ее обитатели выкупаются. Полезно иногда выпускать птицв комнату, приучая их купаться в ванночке, которую ставят на пол.
Уборкуклетки производят ежедневно. Споласкивают теплой водой и вытирают насухо поилкии кормушки. Раза — два в месяц производят уборку клетки с полной сменой песка иобтиранием всех ее деревянных частей влажной тряпкой. Клетку лучше всего вешатьна стенку, которая по утрам освещается солнцем. Против клетки не должно бытьфорточек, так как птицы не переносят сквозняков.
Садкиделают из просторного ящика с выдвигающимся дном. Одну из его стенок затягиваютсеткой, а в другой прорезают дверцы. На дно насыпают сухие опилки. Все щелизамазывают известкой, чтобы в них не заводились паразиты.
Вольерасостоит из пяти рам, обтянутых сеткой, с дверцей в одной из них. Дно делаютдвойное (чтобы выдвигалось). В вольеру помещают ветки, укрепляют жердочки.Очень часто вольеру ставят на шкафчик высотой 45 см, в котором можно хранить предметы ухода за птицами. В садках и вольерах устраивают гнезда (ящикили корзинка с сеном).
Всемптицам рекомендуется давать зеленый овес, салат, веточки традесканции, сыруютертую морковь.
Болезниптиц. Резкое изменение температуры (сквозняк, холодная вода для питья иликупания) вызывает у птиц насморк: из носовых отверстий течет слизь, птицатрясет головой, щурит глаза. Нужно при помощи пера смазать носовые отверстиярастительным маслом и дать для питья подсахаренную воду.
Избытоккормов или питание одной коноплей и недостаточная подвижность вызывают у птицожирение: они толстеют, перестают петь и погибают. Для предотвращения этого ихпомещают в просторные клетки, предоставляют возможность летать по комнате, ксухому корму добавляют ягоды, тертую морковь или морковный сок, всходы семян.
Отмягких кормов, недостатка движений или от наступления старости у птиц отрастаюти искривляются когти и клюв. Для подточки клюва рекомендуется вставлять междупрутиками клетки кусковой сахар. Когти по мере отрастания надо стричь острыминожницами.
Чистяклюв, птицы трутся о жердочки и при неопрятном содержании клетки загрязняютглаза. В этих случаях глаза промывают теплой водой или раствором борной кислоты(одна чайная ложка на стакан воды).
Внебрежно содержащихся клетках на птиц нападают паразиты (вошь, клещ); птицычешутся, сидят нахохлившись. Для борьбы с паразитами необходимо клеткупромывать кипятком, все щели и жердочки смазать керосином. На это время птицпересаживают в другое помещение.
Птиц,пораженных пухоедом, протирают ватой, смоченной в водке, их перья посыпаютперсидским порошком (пиретрум), но так, чтобы он не попал в глаза, ноздри ирот.
Еслиу птиц болезненно проходит линька, усиливают заботу о них: оберегают отсквозняков и холодного воздуха, дают более питательный корм, свежую зелень ифрукты, муравьиные яйца.
Млекопитающие.Из небольших зверьков в детских: садах держат белок, ежей и морских свинок.
Приознакомлении детей с мелкими млекопитающими надо рассмотреть покров телаживотного, его окраску (у белки, морской свинки — шерсть, у ежа — иголки),строение конечностей, проследить, как передвигается (еж бегает и при этомстучит коготками, белка прыгает). При наблюдении над тем, как едят животные,следует обратить внимание на то, как белка держит пищу, как ест еж, рассмотретьего мелкие зубы. В дальнейшем понаблюдать, как и когда еж свертывается в клубоки разворачивается. Дети старших групп могут понаблюдать за развитием детенышей,кормлением их самкой.
Содержаниемлекопитающих. Помещением для ежа и морской свинки служит клетка или любойящик, который имеет крышку с проволочной сеткой и выдвижное дно. Высота клетки(ящика)—35 см, площадь, пола — 40X55 см. Хорошо иметь в клетке гнездо(маленький ящик без дна), в котором животные будут прятаться и спать. Клеткуежедневно чистят, заменяя старую подстилку (опилки, листья, солому) новой, акормушку и промывают.
Белкулучше держать в вольере. Там для нее устраивают гнездо из ваты или мха иукрепляют толстые и крепкие сучья, по которым она прыгает. Ежедневно надочистить вольеру и пол ее посыпать свежими опилками.
Кормдля мелких зверьков. Кормят ежа сырым мясом, свежей рыбой, молоком, яблоками,вареным картофелем, тертой морковью.
Для белки запасают лесныеи кедровые орехи, еловые и сосновые семена, ветки деревьев. Изредка ей даютсемена подсолнечника, сушеные размоченные грибы, морковь, яблоки, сырые яйца.Животному необходимы вода и молоко. Кормят белку два раза в сутки: утром (8—10часов) дают орехи или еловую шишку; днем (4—6 часов) — орехи и подсолнух,ломтик моркови.
Кормомморской свинке служат овес, ячмень, корнеплоды, сено, листья гороха иодуванчика. Рекомендуется давать ветки ивы, тополя, ели (свежие) и кормовуюсмесь, которая состоит из дробленого овса, пшеничных отрубей и ржаной муки,обваренных кипятком. Можно кормить хлебом, смоченным в молоке. Для этогоживотного вредна полежавшая в куче мокрая трава. Беременной самке дают кусковуюсоль и жидкость (воду, молоко).3.3 Земельный участоки его организация
Значениеучастка. Земельный участок детского сада, особенно в городских условиях,— этоместо игр, прогулок и занятий. Осенью, зимой и весной дети проводят на участкебольшую часть дня, а летом, если не уезжают на дачу,— весь день. Здесь во времяигр обогащается чувственный опыт детей.
Работаяв цветнике, на огороде, в саду, дети приучаются коллективно трудиться,приобретают некоторые трудовые навыки, у них воспитывается любовь и уважение ктруду, ответственность за порученное дело. На участке детей знакомят ссезонными явлениями в природе, организуют длительные наблюдения за ростомрастений и повадками животных. Все это значительно расширяет кругозор детей,обогащает их знаниями об окружающем мире.
Организацияучастка. Земельный участок должен быть озеленен и так организован, чтобы детимогли повседневно участвовать в выращивании растений и наблюдениях за ними.Поэтому на площадке каждой возрастной группы надо иметь цветочные,декоративные, фруктовые, ягодные и овощные растения, а также траву, на которойдети могли бы играть. В тех случаях, когда детский сад располагает достаточнойземельной площадью, для детей средней и старших групп организуют цветник,огород и сад.
Традиционнодля уголка содержание рыб в аквариуме. В аквариуме могут жить как рыбы местныхводоемов (малый прудовой карась, красноперка, вьюн, верхоплавки и др.), так инеприхотливые виды экзотических теплолюбивых рыбок (гуппи, меченосцы, скаляриии др.). Желательными обитателями уголка природы являются птицы. При правильномуходе они хорошо себя чувствуют, ноют, далее размножаются. Дети с большиминтересом и любовью ухаживают за ними, кормят их, следят за чистотой в клетках.
Целесообразнодля наблюдения содержать в детском саду зерноядных и всеядных зимующих птиц(чижа, щегла, снегиря, чечетку, клеста и др.). Но этих птиц можно держать вневоле только в самое трудное для них время — зимой; весной их необходимовыпустить на волю. Постоянные жители уголка природы—канарейки и волнистыепопугайчики. Эти птицы давно уже стали домашними.
Изпресмыкающихся можно содержать только черепах — болотную или сухопутную.
Измногочисленного и разнообразного по составу класса млекопитающих требованиямотбора отвечают, прежде всего, грызуны: кролик, белка, морская свинка, хомячок.Неприхотливая пища, малые размеры помещений для их содержания, мирный нравживотных и почти полная безопасность, разнообразие повадок делают их желаннымиобитателями уголков природы.
Животныемогут содержаться и на участке. Хорошо иметь семейство кур, утку с утятами,козленка или других мелких домашних животных.
4.Педагогическая Работа с дошкольниками на примере исследования живого уголка
С.Николаева в статье «Формирование начал экологической культуры» приводитразнообразные уроки для детей среднего дошкольного возраста. Рассмотрим один изуроков.
Воспитательвместе с детьми вспоминает, как они играли в «зоопарк»; выясняет, кто сродителями был в, настоящем зоопарке и кого там видел; советует весной еще разтуда сходить и найти уже известных им животных.
Продолжаютсяподкормка зимующих птиц на участке и работа в уголке природы. Завершаютсянаблюдения за попугаем.
Наблюдение9. Слышит ли попугай? Цель — сформировать представление о том,что попугай слышит хорошо (у него есть уши, но их не видно — они под перьями);громких неожиданных звуков может испугаться (не следует кричать возле клетки);некоторые слова может повторять.
Воспитательспрашивает у детей, рассматривающих попугая, есть ли у него уши. (Нет.)Предлагает проветрить, слышит ли он. В полной тишине кто-нибудь звонит вколокольчик (или играет на металлофоне, бубне), остальные наблюдают: попугаиповорачивает голову на звук, прислушивается. Воспитатель рассказывает о том,где у попугая уши, почему их не видно; о том, что он может испугаться громких,резких звуков, а также о том что он может повторять слова, которые произносятсячаще других. Предлагает научить попугая здороваться (надо накрыть клетку, чтобыон ни на что не отвлекался, затем четко, достаточно громко, одинаково 4-5 разповторить фразу: «Доброе утро Гоша»), Дети решают: каждое утро воспитательбудет накрывать клетку, а они — произносить приветствие (когда попугай усвоитэти слова, он сам их повторит).
В дальнейшем воспитательи дети пытаются научить попугая говорить. Когда он начнет «здороваться»,воспитатель может подкармливать его с руки любимым кормом (новая форма общенияс птицей).
Занятие «Рисуем подарок к8 Марта»
Программное содержание. Формировать стремление даритьподарки любимым людям; продолжать знакомить с творчеством Е. И. Чарушина; учитьобводить контуры трафаретов, закрашивать их методом тычка.
Материал. Трафареты нескольких животных (рис.1); книги Е. Чарушина; краски, кисточки для клея, плотная бумага (30х40 см) длярисования, простые или черные карандаши.
Примерный ход занятия
1-я часть. Воспитатель говорит о том, что скороженский праздник и к этому дню было бы хорошо приготовить подарки для мам,бабушек, сестер; «Подарки приятно не только получать, но и самим готовить идарить. Разве не прекрасно, когда видишь, как счастлив любимый человек, когдаполучает подарок! Ведь это подтверждение того, что его любят, о нем помнят».
Воспитатель предлагаетподарить женщинам и девочкам портрет одного из тех животных, кого дети виделина площадке молодняка в зоопарке.
Затем воспитатель,предложив вспомнить, кто такой Е. Чарушин и какие его рассказы дети знают,рассказывает о том, что Е. Чарушин часто ходил в зоопарк, подолгу стоял стрелоквозле клеток, любовался животными, наблюдал за ними, иногда садился рядом ирисовал. Все животные на его рисунках получались добрыми и красивыми. (Показываетиллюстрации Е. Чарушина в книгах.)
2-я часть. Воспитатель показывает, как надокарандашом обводить контур трафарета и закрашивать его методом тычка: «Нужномакнуть кисть в краску, потом несколько раз потыкать ею, не выходя за контур.Е. Чарушин, рисуя животных, тоже этим приемом».
Целесообразно, чтобыдети, сидя за одним столом, выполняли этот же рисунок,— это облегчиторганизацию занятия, и индивидуальную помощь каждому ребенку.
Вечером детирассматривают рисунки, воспитатель дорисовывает портреты.
В конце неделивоспитатель учит детей, как надо поздравлять, вручить подарок.[4]
Заключение
И в заключение необходимоотметить, что оптимальным вариантом формирования начал экологической культурыможно рассматривать тот случай, когда воспитательно-образовательный процессначинается в младшем дошкольном возрасте (с двух-трех лет). Все разделы ипункты программы можно начинать реализовывать именно с этого возраста. Примеромвозможного распределения материала программы по возрастам являются авторскиетехнологии, в которых представлены системы педагогических мероприятий с детьми.
Планирование органическивключено в технологии: материал программы, развернутый в циклах наблюдений,занятиях, экскурсиях, акция. Технологии всех возрастных групп реализуютматериал программы через разные виды практической деятельности: выращиваниерастений, поддержание необходимых условий для животных, зимняя подкормка птиц,ведение календарей природы, опытничество, изготовление самодельных книг оприроде, участие в подготовке и проведении акций. В них представлено широкое использованиесказок, игр, ИОС, вызывающих у детей положительные эмоции и чувства. Данныетехнологии — один из вариантов эколого-педагогической работы с детьми попрограмме «Юный эколог». Творческий воспитатель или коллектив ДОУ могут пойтииным путем — создать свои, совсем другие системы мероприятий, которые будутнаправлены на реализацию этой программы, на формирование у детей дошкольноговозраста начал экологической культуры.
Экологически воспитыватьможно по-разному. Можно это делать в соответствии со средствами обучения,такими как: слово (устное слово учителя или печатное слово учебника), наглядныепособия, технические средства и т. д. В практике работы экологическоговоспитания возникла и другая классификация, когда методы обучения группируютсяпо основным этапам (звеньям) традиционного классического понимания процессаобучения: методы начального этапа усвоения знаний (устное изложение, беседа,лабораторная работа, работа с книгой и пр.); методы совершенствования знаний(упражнения, повторение); методы закрепления; методы развития навыков; методытворческой деятельности и т. п. Такая классификация, так же как и предыдущая,не может быть признана удовлетворительной, так как здесь любой метод (например,упражнение) может использоваться на любом этапе усвоения учебного материала.
Иногда классифицируютметоды на основе деятельности воспитателя или учащихся: методы изложения новогоматериала учителем и методы самостоятельной работы учащихся, их рассматриваюткак пассивные и активные методы. [5]
/>Список литературы
1. Афанасьева Е.Экология не знает границ // Юный натуралист. – 1990. — №1. – С.194.
2. Бабанова Т.А.Эколого-краеведческая работа с младшими дошкольниками // Начальная школа. –1993. — №9. – С.296
3. Барковская О.М.Содержание, цель и задачи программы начального экологического воспитания //Начальная школа. – 1994. — №2. – С.382
4. Бобылева Л.Д.Практическая направленность экологического воспитания дошкольников //Реализация практической направленности в учебном процессе начальных классовшколы: Межвуз. сб. науч. тр. – Владимир, 1999. – С.403
5. Веретенникова. С. А. Ознакомлениедошкольников с природой.
6. Виноградова Н.Ф. Экологическоевоспитание дошкольников: Проблемы и перспективы // Начальная школа. – 1997. — №4. – С.159
7. Детство: Программа развития ивоспитания детей в детском саду. / В.И.Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина идр./Под ред. Т. И. Бабаевой, 3. А. Михайловой, Л. М. Гурович.— СПб.: Изд-во«Акцидент», 1995.— 288 с.
8. Дуденко И.Б.Историко-краеведческий подход в экологическом образовании школьников //Педагогика. – 1999. — №9. – С.385
9. Запартович Б.Б.,Криворучко Э.Н, Соловьева Л.М. С любовью к природе – М.: Педагогика, 1993. –232с.
10. Захлебный А.Н.Общее и экологическое образование: единство целей и принципов реализации //Педагогика. – 1994. — №9. – С.507.
11. Знакомим дошкольниковс миром животных: Кн. для воспитателя дет. сада/ Под ред. Н. Ф. Виноградовой. —2-е изд., перераб.— М.: Просвещение, 1988.— 159 с: ил.
12. Марковская М.М.Уголок природы в детском саду. М., 1989.
13. Николаева С. Формирование начал экологической культуры //Дошкольное воспитание.- 1998.- № 2.- С. 13-20.
14. Николаева С.Н.Методика экологического воспитания в детском саду. М., 1999.
15. Технологияэкологического воспитания//Дошкольное воспитание. 1999. №8.
16. Щуркова Н.Е.Новые технологии воспитательного процесса. – М., 1993г. С. 46-49.