Реферат по предмету "Психология"


Психология труда Обзорный по психологии труда

--PAGE_BREAK--Профессиограмма клинического психолога


1.
Что делают клинические психологи.
а) В чем состоит продукт (изделие, произведение; вклад, «лепта» — какая и во что).

Задача клинического психолога – не только забота о здоровье человека, но и создание оптимальных условий его жизнедеятельности. Объект клинического психолога является человек с трудностями адаптации и саморазвития, связанными с его здоровьем.
б) Особенности практической деятельности и перечень исполнительных действий.

Клинический психолог является, по сравнению с другими  психологами, максимально практическим психологом. Особенности практической деятельности клинического психолога состоят в том, что он работает с индивидуальными психическими характеристиками человека.

Практическая деятельность клинического психолога

·        диагностическая;

·        формы психологического воздействия;

·        участие в разных экспертных задачах;

·        реабилитация;

·        профилактика заболеваний;

·        консультирование;

·        научная работа.
в) особенности познавательной деятельности и перечень гностических действий.

Клинический психолог имеет дело со страждущими людьми – людьми, нуждающимися в понимании. Поскольку лечат не болезнь, а больного, то клинический психолог познаёт не только болезнь, но и психические особенности больного.
2. Перечень и особенностей знаний, элементов опыта, умений успешных клинических психологов

Клинический психолог познаёт симптом – единичный признак проявления болезни, синдром – набор закономерно сочетаемых симптомов, нозологию – набор синдромов. Клинический психолог должен владеть как разносторонними психологическими знаниями, так и определенной медицинской подготовкой, в частности – в области психиатрии и неврологии. Должен быть знаком с педагогикой. Необходимо умение вести клиническую беседу с пациентом. Специалист должен также уметь вести сбор необходимых эм­пирических материалов неэкспериментальными и эксперимен­тальными методами, обрабатывать современными методами полу­ченные материалы, научно их интерпретировать и делать обосно­ванные заключения о конкретных ситуациях наблюдаемой клинической картины пациента, собирать и упорядоченно хранить научно-информационные материалы, составлять отчеты о выполненных работах, вести научную документацию, содействовать повышению эффективности и социального признания своего профессиональ­ного сообщества и своего профессионального коллектива.
3. Каковы особенности и качества исполнительно-дви­гательных процессов, проявлений (движения, их точность, координированность, сила, дозировка усилий; поведение, выразительные движения, наружность).

Движения клинического психолога, впрочем как и любого другого, являются основным проводником взаимо­действия его с внешней средой. В за­висимости от характера этого взаимодей­ствия (в его физических и психологических аспектах), определяемого как внешними, так и внутренними факторами, задается структура и динамика двигательного акта, которая может быть самой разнообразной. Дозировка усилий у клинического психолога должна быть достаточной, но не чрезмерной, чтобы не причинить пациенту вред в замен надлежащей пользы. Поведение в целом, как непременный атрибут, должно соответствовать профессиональной подготовке клинического психолога и быть строго дозированным согласно конкретной ситуации. Подчас существует потребность у клинического психолога в выразительных движениях и наружности. Особенно это касается психологов, работающих с детьми. В этих случаях для психологического влияния хороша наглядная демонстрация, что часто и применяться.
4. Каковы особенности и качества познавательных про­цессов(внимание, ощущения, восприятия, память, вообра­жение, мышление—их виды и свойства)

При работе с пациентами для клинического психолога важна правильная организация процесса и состояния на восприятие при­оритетной информации и выполнение по­ставленных клинических задач, т.е. внимания. Поэтому и в теоретическом и в опера­циональном плане внимание у клинического психолога должно характеризоваться достаточно высоким уровнем (интенсивностью, концентрацией), объ­емом (широтой, распределением), скоро­стью переключения (перемещения), дли­тельностью и устойчивостью.

Среди процессов памяти для клинического психолога по особенному важно — запо­минание, которое определяет полноту и точность воспроизведения клинического материала, прочность и длительность его сохранения. Условия продуктивности запо­минания в работе связаны ещё и с тем, что протекает оно в форме как непроизвольного, так и произвольно­го процесса.

Восприятие клинического психолога во многом зависит от прошлого опыта, накопленного клинического материала, содержания и задач выполняемой клинической деятель­ности, психических состояний и индивиду­альных особенностей психолога (потребно­стей, склонностей, интересов, мотивов, эмоционального состояния и т. д.). Под влиянием этих факторов и создается харак­терная для каждого человека апперцепция, обусловливающая значительные раз­личия при восприятии одних и тех же вопросов обычными людьми и клиническими психологами.

Необходимо для клинического психолога развитое воображение как универсальная человеческая способность к построению новых целостных образов действительности с помощью переработки со­держания сложившегося практического, чувственного, интеллектуального и эмоци­онально-смыслового клинического опыта.

Мышление в работе клинического психолога находит целенаправленное использо­вание в развитии и приращении знаний, поскольку в мышление важнейшую роль иг­раетпонимание людьми друг друга, средств и предметов их совместной деятельности.
5. Каковы особенности содержания и динамики эмоцио­нально-волевых процессов, эмоциональных особенностей индивидуальности

Чтобы быть способным успешно выполнять обязанности клинического психолога специалист должен дейст­вовать в направлении сознательно постав­ленной цели, преодолевая при этом внут­ренние препятствия (т. е. свои непосредст­венные желания и стремления) – для чего необходима развитая эмоционально-волевая регуляция. При этом внутренний ин­теллектуальный план направлен на поиск тех действий, которые при данных конк­ретных условиях могут привести к дости­жению поставленной цели. Специфич­ным является наличие внутренне­го интеллектуального плана, организую­щего все имеющиеся у психолога в данный момент побуждения в направлении такого их упорядочивания, при которой ведущим мотивом становится сознательно постав­ленная цель.

В множестве эмоциональных процессов для клинического психолога важен особый вид –собственно эмоций, которые в отличие от аффектов могут слабо проявляться внешне. Они имеют отчетливо выражен­ныйситуативный характер, т. е. выража­ют оценочное отношение психолога к скла­дывающимся или возможным ситуациям клинической практики, к своей деятельности и своим проявлениям в этих ситуациях.
6. Каковы особенности отношений личности(к окружа­ющему, к людям, к деятельности, к труду, к вещам, к себе)

Работник в об­ласти клинической психологии должен иметь выраженный инте­рес к человеку и его внутреннему миру, к тонким особен­ностям межлюдских отношений, профес­сионально положительное отношение к людям независи­мо от их социального, соматического и психического ста­туса, возрастно-половых и индивидуальных особенностей; он должен иметь систему профессиональных убеждений (в центре которой находятся идеи о бесконечных возмож­ностях положительного развития человека) в сочетании с готовностью приходить стороннему человеку как члену общества на помощь с соответствующими профессио­нальными средствами (такими, как консультирование, психологическое просвещение, психотренинг, проектиро­вание деятельности, ее внутренних средств, участие в про­ектирование внешних средств и условий, коррекция индивидуального стиля, активизация самопознания и саморегуляции человека).
7. Каковы особенности направленности личности, систе­мы мотивов(что превыше всего ценят профессионалы, что любят и что отвергают, ради чего тратят силы и время).

Клинические психологи ценят в своих коллегах способность орга­низовывать и проводить соответствующую работу по специаль­ности, разрабатывать (и дорабатывать после коллективных обсуждений, эмпирической проверки) приемы, пути, методы, сред­ства развития клинической психологии; разбираться в конкретных психологических и клинических противоречиях жизненной ситуации пациента; предлагать и корректно вне­дрять рекомендации по организации помощи нуждающимся, отдыха и быта лю­дей, учебной деятельности, по оптимизации процессов психологического воспитания детей и взрослых. Подобно другим специалистам клинические психологи в своей работе не приемлют отсутствие профессионализма в работе, слабодушие, корыстолюбие.
8. Каковы особенности творческости (креативности)

Работа клинического психолога заставляет мобили­зоваться для работы не только «по интересам», сложившимся в предшествующем своем развитии, но и «по заданию», и рабо­тать в группе разнопрофильных специалистов-непсихологов над решением комплексных задач, не всегда связанных с психологическими проблемами
9. Каковы особенности саморегуляции

У клинического психолога саморегуляция (если её понимать как один из уровней регуляции активности, для которых характерно использование пси­хических средств отражения и моделиро­вания реальности) используется для управления различных аспектов жизнедеятельно­сти, включая целенаправленную профессиональную деятель­ность. Особенность саморегуляции в работе клинического психолога состоит в произвольное и целенаправленное изменение отдельных психофизиологических функций и психи­ческого состояния в целом, которое осуще­ствляется самим психологом путем специ­ально организованной психической активности. В последнем случае формирование и эффективность использования внутрен­них средств деятельности по управлению собственным состоянием выступают в ка­честве центрального момента клинической работы, поскольку правильно организованная саморегуляция психолога действенным образом сказывается и на пациенте клинического психолога.
10. Каковы противопоказания(медицинские, педагоги­ческие, психологические) к выбору профессии клинического психолога и какие качества данная профессия развивает у человека.

Не может быть клиническим психологом человек, страдающий каким-либо психическим отклонением, дабы случайно не нанести вред другому человеку, который придёт к нему за помощью или консультацией.

Профессия клинического психолога развивает у специалиста умение входить в деловой контакт с людьми на основе научной методики социально-контактного взаимодействия, применять полученные знания для решения конкретных научно-практических, пре­подавательских, организационно-методических, информационных, исследовательских задач; пользоваться научными методами поиска и производства необходимых знаний (методами психо­логических исследований, построения научного знания), мето­дами воспитательного воздействия на сознание подрастающего человека как субъекта продуктивной деятельности, методами психологически обоснованной коррекции деятельно­сти.




Контрольная работа
    продолжение
--PAGE_BREAK--Психические регуляторы и психологические признаки труда как метод оценки уровня сформировавшегося специалиста (на конкретных примерах)


Психические регуляторы

Система регуляторов человеческого поведения своеобразна и представляет собой сложнейшую психическую структуру. Е. А. Климов выделяет следующие группы психических регуляторов.

1. Образ объекта(предмета труда, внешних средств, условий и проявлений трудовой деятельности):

1)                            чувственный образ(сенсорный, перцептивный).

Напри­мер, знание и различение множества оттенков цвета позволяют маляру доводить колер до нужного образца; зна­ние и различение вкусовых и ароматических свойств пред­метов питания позволяют повару быть на уровне запросов потребителя; тонкая ориентировка в при­лагаемых к ручному инструменту усилиях — важное усло­вие правильности действий регулировщика, сборщика, гравера;

2)                            репрезентативный конкретный образ(представления памя­ти, воображения).

Например, об особенностях прочности, хладо- и жаростойкости, тепло- и электропроводности материалов).

3)                            репрезентативный отвлеченный образ(понятия, схемы, сис­темы понятий, усвоенные алгоритмы действий).

Например, для медника латунь — это и достаточно прочный, хорошо обрабатывающийся под давлением мате­риал, высокопластичный, стойкий к коррозии, и в то же время — материал, с помощью которого можно соединять пайкой изделия из углеродистой стали, меди; для плодоовощевода почва выступает как сложный, богатый признакам объект — здесь и влажность, и температура, и воздухонеп­роницаемость, водопроницаемость и т.д.

Этого рода психические регуля­торы поведения, деятельности усваиваются прежде всего в теоретическом обучении и в процессе самостоятельной ра­боты ума человека).
II. Образ субъекта:
4)                            актуальный «Я-образ»(знание о своем функциональном состоянии в данный момент, своем месте в системе межлюдских отношений, своих возможностях и ограничениях).

Например, «это я смогу сам, а вот это без помощи других не удастся сделать», «это я плохо знаю, надо посмотреть в справочнике», «когда я тороплюсь, у меня все из рук валит­ся, поэтому надо к предстоящей работе все заранее приго­товить в избытке, чтобы не пришлось срочно что-нибудь разыскивать».

5)                            обобщенный «Я-образ „(“Я — концепция» — я в прошлом, я ныне, я в будущем; я среди других, я как представитель про­фессиональной общности, я как организм, как индивидуаль­ность, как член общества).
III. Образ субъектно-объектных и субъектно-субъектных отно­шений:
6)                           
потребности, потребностные состояния.

Например, (потреб­ности очень разнообразны) это и природные (влечение к новизне, к деятельности, активности, к пище, половое влечение, инстинкт самосохранения), и так называемые социогенные (потребность в определенных предме­тах питания, одежды, потребность в одобрении окружаю­щих, желание занять достойное место среди людей, потребность иметь семью, воспитать детей, потребность в познании специальной области действительности и др.).
7) Эмоции, чувства, эмоциональные отношения,

Например, аффективный тон знаний, действий (он выражается в том, что знания, действия сопровождаются переживанием, которое выражается словами «приятный», «неприятный», «веселый», «скучный»,«напряженный», «успокоительный» и т.п. При этом человек обычно не замечает, что здесь проявляется его собственное переживание, а приписывает называемое качество объекту — «веселый ситец», «прият­ный цвет», «отвратительный запах» и пр.).

Эмоциональные реакции, то есть кратковременные, более или менее сильные переживания того или иного от­ношения к происходящим событиям, изменениям в среде.

Например, удивление, радость, страх, гнев, страдание, презрение. Эти переживания как бы сигнализируют человеку о благо­приятности или неблагоприятности для него соответствую­щих внешних воздействий — сигнализируют еще до того, как он успел обдумать все «за» и «против».

Эмоциональные состояния, то есть сравнительно про­должительные — длящиеся часы и дни — переживания, сходные по содержанию с эмоциональными реакциями, но отличающиеся от них двумя признаками — они менее ярко выражены, чем реакции, и менее определенно осознается связь их с какими-то внешними обстоятельствами.

Напри­мер, радостное настроение, состояние, бодрости, тоски и пр.).
Эмоциональные отношения(высшие чувства) — пе­реживания избирательного отношения к реальным или мыслимым объектам, опирающиеся на ясное осознание объ­екта, на сознательные доводы, принципы, которые могут сохраняться у человека очень долго, даже в течение всей жизни.

Например, чувство долга, чувство дружбы, люб­ви, патриотизма, интернационализма, гордости за свою профессию, любовь к труду и т.д.).
7)                            Направленность личности, мировоззрение.

Например, идеалы — мысленные образцы людей, судеб, укла­дов жизни, которыми фактически руководствуется чело­век. Таким идеалом для учащегося может быть и реальный человек, и герой художественного произведения, и истори­ческая личность, и собирательный образ, сконструирован­ный из черт, особенностей, свойственных разным людям, героям литературы, кино и т.д.

Убеждения, то есть твердые, сознательно обоснован­ные определенными доводами взгляды человека на приро­ду, общество, самого себя. Система убеждений составляет мировоззрение человека — важнейшую область внутрен­них регуляторов человека.
9) Характер как свойственная человеку система устойчивых отношений к разным сторонам действительности.

С каждой из перечисленных групп регуляторов находятся соответствующие устойчивые индивидуальные качества данного человека, от которых зависит некоторый неповторимый, свойственный этому человеку тип поведе­ния, стиль психической активности.

Особое место в качестве регуляторов поведения занима­ют явления пользования общественно выработанными сис­темами знаков и прежде всего — естественным родным языком.




Контрольная работа
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Зонная модель твердого тела. Уравнение Шредингера для кристалла
Реферат Анализ обеспечения сельскохозяйственного предприятия основными средствами производства и эффекти
Реферат Брачный договор 2 Правовая характеристика
Реферат Iv 28 имен соответствовала широкому размаху их деятельности
Реферат Crash Test Dummies Essay Research Paper Crash
Реферат Environmentally Friendly Alternatives To The Combustion Engine
Реферат Emily Dickenson Essay Research Paper Faith Is
Реферат Гражданство в зарубежных странах
Реферат Роль и место референдума как одной из форм прямой демократии в системе народовластия
Реферат The Life You Save May Be Your
Реферат Диспозициональное направление и факторный анализ личности
Реферат Семья как показатель сущности человека
Реферат Проблемы развития общих рынков в международной экономической интеграции
Реферат Назначение отчета о прибылях и убытках и его построение на предприятии ЗАО МЗ Камасталь
Реферат Значення маркетингу в підвищенні ефективності роботи підприємства в умовах ринкової економіки